Внутренняя речь — Психологос
Внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.
В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле внутренняя речь — начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.
Генезис внутренней речи недостаточно изучен. По предположению Л. С. Выготского (1932, 1934), она возникает из эгоцентрической речи — разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во внутреннюю речь — речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), внутренняя речь возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го года жизни.
Логико-грамматическая структура развитых форм внутренняя речь может быть весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во внутренней речи мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие внутренней речи в индивидуальный код, отличный от устной и письменной речи.
Однако в момент мыслительных затруднений внутренняя речь становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.Психофизиологические исследования внутренней речи весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент — зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры. По данным электромиографических исследований, при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций: тонические (низкоамплитудные, связанные по-видимому с общей активизацией речедвигательного анализатора) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов, связаны с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов.
Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительных операций, включения в мыслительную деятельность тех или иных образов, индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к другим. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы других анализаторов мозга в единую функциональную систему, которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии внутренней речи — и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и другие операции мышления.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Т. В. Ахутина
ВНУ́ТРЕННЯЯ РЕЧЬ, беззвучная, сокращённая форма речи, диалог с самим собой, средство мышления. В разл. теориях В. р. рассматривается как беззвучная внешняя речь (Дж. Б. Уотсон), подготовит. сторона внешней речи (К. Гольдштейн, Б. Г. Ананьев), фаза речевого мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия), промежуточная форма между внешней речью про себя и свёрнутым умственным действием (П. Я. Гальперин) и др. В роc. психолингвистике различают «внутреннее проговаривание» (скрытую физиологич. активность органов артикуляции), собственно В. р. и «внутреннее программирование» (неосознаваемое построение схемы высказывания).
Наиболее разработанная концепция В. р. была предложена Л. С. Выготским, отводившим В. р. центр. роль в переходе от мысли к слову и от слова к мысли. Выготский рассматривал В. р. как продукт интериоризации; она формируется как часть системы высших психических функций в связи с развитием произвольного поведения в три этапа: интерпсихический (взрослый говорит, ребёнок выполняет), экстрапсихический (эгоцентрическая речь – ребёнок вслух говорит сам с собой) и интрапсихический (ребёнок планирует действие, опосредуя мышление речью). В процессе дифференциации речевых функций «речь для себя» всё больше обособляется «от речи для других»: в 3 года эгоцентрич. речь мало отличается от внешней коммуникативной речи, тогда как по мере приближения к 7 годам она становится всё более отрывочной и фрагментарной, необычной по синтаксису и семантике и постепенно почти полностью уходит внутрь, превращаясь во В. р. Благодаря В. р. практич. деятельность и мышление человека опосредуются словом и изменяются вместе с развитием обобщения от логики действия и случайных связей между понятиями к логике, исходящей из системы теоретич. связей, усваиваемых в процессе школьного образования.
В. р. характеризуется сокращённостью, особыми синтаксисом, лексикой и семантикой. В. р. предикативна: фразы сокращаются за счёт подлежащего и относящихся к нему слов (психологич. подлежащее дано непосредственно из ситуации), а сказуемое и его группа, как правило, сохраняются. Во В. р. синтаксис и фонетика сводятся к минимуму, а на первый план выступает смысл (по Л. С. Выготскому, это совокупность всех психологич. фактов, возникающих в сознании благодаря слову). Слова В. р. идиоматичны, т. е. их смысл преобладает над общепринятыми значениями.
Построение высказывания, «путь от мысли к слову», проходит, по Л. С. Выготскому, через ряд внутр. планов: от мотива, порождающего к.-л. мысль, к созреванию самой мысли, затем к опосредствованию её во внутр. слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, во внешней речи. Идея, содержащаяся в мысли как единое целое, разворачивается в речи в виде последовательности значений. Если человек не может чётко «уловить» свою мысль, это значит, что он не может опосредовать движение мысли словесными значениями. Привлечённое для фиксирования мысли языковое значение становится смыслом, связанным с конкретной ситуацией. Т. о., процесс перехода В. р. во внешнюю речь, её переструктурирование, протекает через сопоставление субъективных смыслов с языковыми значениями. «Диалог мысли и слова» составляет осн. содержание плана внутр. речи.
Результаты совр. психолингвистич. и нейролингвистич. исследований созвучны с концепцией В. р., предложенной Л. С. Выготским. Работы Дж. С. Брунера, П. Гринфилд, Дж. Верча, У. Чейфа, Э. Бейтс позволили соотнести синтаксис В. р. с членением по схеме «подразумеваемое данное – выражаемое новое» («данное», как очевидное, с меньшей вероятностью упоминается во В. р.) и связать его с механизмами внимания.
Что это такое, что это значит и многое другое
У одних людей внутренний диалог может происходить чаще, а у других его может и не быть вовсе. Наличие внутреннего голоса обычно не является причиной для беспокойства, если только оно не самокритично.
Вы когда-нибудь «слышали» свой голос в голове? Если да, то вы испытали распространенное явление, называемое внутренним монологом.
Также называемый «внутренним диалогом», «голосом в вашей голове» или «внутренним голосом», ваш внутренний монолог является результатом определенных мозговых механизмов, которые заставляют вас «слышать» себя, говорящего в вашей голове, на самом деле говорить и образовывать звуки.
Внутренний монолог — обычное явление, но не все его испытывают. Исследователям еще многое предстоит выяснить о том, почему некоторые люди часто «слышат» внутренний голос и что он означает.
Читайте дальше, чтобы узнать, что было открыто об этом психологическом феномене.
Считается, что способность к внутреннему монологу развивается в детстве в так называемой «частной речи».
По мере того, как дети осваивают языковые навыки, они учатся участвовать во внутреннем комментарии, работая самостоятельно или по очереди во время занятия. Внутренние голоса детства также могут принимать форму воображаемых друзей.
Во взрослом возрасте этот же тип внутренней речи продолжает поддерживать рабочую память наряду с другими типами когнитивных процессов. Считается, что внутренний монолог помогает вам выполнять повседневные задачи, например работу.
Тем не менее, не у всех есть внутренний голос. У вас могут быть внутренние мысли, но это не тот тип внутренней речи, где вы можете «услышать» свой голос, выражающий их.
Также возможно иметь как внутренний голос, так и внутренние мысли, когда вы испытываете их через определенные промежутки времени.
Исследователи не до конца понимают, почему у некоторых людей нет внутреннего голоса. Один обзор исследований 2019 года предполагает связь между созреванием дорсального пути и появлением внутренней речи у детей.
Дорсальный и вентральный потоки — это речевые тракты в головном мозге. Они также участвуют в слуховой и зрительной обработке. В детском возрасте дорсальный поток развивается медленнее, чем вентральный. На возникновение внутренней речи влияет развитие дорсального потока.
Непонятно, почему у некоторых людей нет внутреннего монолога, но исследователи предполагают, что это, среди прочего, связано со созреванием дорсального потока.
Отсутствие «слышания» своего внутреннего голоса не обязательно означает, что у вас нет внутреннего монолога, потому что некоторые люди обращаются к нему визуально, а не аудиально. Например, вы можете «видеть» списки дел в своей голове, но не «слышать» собственные мысли.
Люди с нарушением слуха могут вести свой внутренний монолог через знаки или образы.
Если вам вообще трудно представить произвольные образы в голове, возможно, у вас так называемая афантазия.
Исследование 2021 года показывает, что люди с афантазией могут также испытывать анадуралию — термин, который сейчас используется для описания отсутствия слуховых образов или внутреннего голоса.
Судя по ответам на опросы лиц, сообщающих о себе афантазией, отсутствие внутреннего монолога может сочетаться с афантазией. Исследователи подчеркивают необходимость более крупных исследований, чтобы распутать совпадения между ними.
Считается, что внутренний монолог частично контролируется последовательным разрядом, типом мозгового сигнала. Это помогает вам различать различные сенсорные переживания, например, созданные внутри или снаружи.
Вывод следствия помогает объяснить, почему ваш собственный голос звучит так, когда вы говорите вслух, и почему он может звучать иначе на записи или для других людей.
Даже если вы не обязательно слышите внутренний голос, в той или иной степени каждый испытывает последующую разрядку. Это особенно важно для вашей слуховой системы в том, как вы обрабатываете слуховую речь.
Внутренний монолог поможет вам услышать собственный голос, подавляя другие внешние раздражители. Это также может помочь вам организовать свои мысли, когда вы не можете говорить вслух.
Вы можете задавать себе вопросы и работать над ответами в качестве формы решения проблем.
Слуховые галлюцинации
Слышать собственный внутренний голос само по себе не вредно. Но некоторые формы внутреннего монолога могут быть связаны со слуховыми галлюцинациями, когда вам может казаться, что вы слышите голоса, которых на самом деле нет.
Слуховые галлюцинации иногда связаны с определенными состояниями психического здоровья, такими как шизофрения, а также неврологическими состояниями, такими как болезнь Паркинсона.
Ваш внутренний голос также может иметь негативные последствия, если вы в первую очередь регулярно испытываете самокритику. Такой негативный «разговор с самим собой» может повлиять на ваше общее настроение и самооценку.
- Самая распространенная форма внутреннего монолога — вербальная — когда вы, по сути, «разговариваете» сами с собой. Например, вы можете поговорить с собой о проблемах, которые у вас на уме, или, возможно, составить внутренний список вещей, которые вы хотели бы выполнить.
- Внутренняя речь помогает поддерживать рабочую память. Вы также можете говорить сами с собой, когда готовите речь или презентацию, когда заранее «играете» в уме то, что собираетесь сказать. Другой пример — воспроизведение инструкций в уме.
- Внутренний монолог также может проходить в форме разговора с самим собой. Например, вы можете проиграть разговор в уме, когда пытаетесь решить проблему.
- Внутренние голоса также могут проявляться в виде застрявших в голове песен. Или, возможно, вы можете воспроизвести в уме любимый фильм или подкаст. Когда вы читаете книгу, вы можете «услышать» собственный голос, перекрывающий слова.
Если вам сказали, что вы слишком строги к себе, вы можете подумать о том, чтобы сосредоточиться на том, что говорит вам ваш внутренний голос. Хотя время от времени следует ожидать периодической самокритики, постоянно критический внутренний голос не считается здоровым.
Критический внутренний голос может развиться во время сильного стресса. Это также иногда наблюдается при состояниях психического здоровья, таких как тревога и депрессия.
В таких случаях ваш разум может вести негативный внутренний диалог, критикуя то, как вы работаете, общаетесь, участвуете в семейных кругах и т. д.
Хотя остановить негативный внутренний диалог не так просто, как выключить выключатель, осознанное участие в более позитивном разговоре с самим собой может помочь преодолеть критические мысли.
Например, в течение дня вы можете говорить себе короткие фразы, например: «Я достоин, я важен» или «Я могу это сделать». Пробуйте одну из этих мантр (или свою собственную) каждый раз, когда начинаете слышать негативный внутренний диалог.
Регулярная медитация также может помочь справиться с критическим внутренним монологом. Практикующий медитацию может научить вас, как отбрасывать негативные мысли, которые не приносят вам пользы, а также создавать больше равновесия в ваших моделях мышления.
Запись своих чувств в дневник тоже может помочь.
В большинстве случаев внутренний монолог не вызывает беспокойства. Однако, если вы постоянно испытываете критические мысли о себе, вы можете подумать о том, чтобы поговорить со специалистом в области психического здоровья.
Специалист в области психического здоровья может использовать такие методы, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), чтобы помочь вам преобразовать негативные мысли в позитивные.
Но если вы испытываете внутренний монолог, связанный с причинением себе вреда, немедленно обратитесь за помощью к специалисту в области психического здоровья.
Еще одним поводом для беспокойства могут быть слуховые галлюцинации. Если вы подозреваете, что вы или ваш близкий испытываете такие галлюцинации, обратитесь к врачу для оценки состояния здоровья.
Хотя врач, скорее всего, пропишет лекарства, точное лечение зависит от основного состояния, вызывающего слуховые галлюцинации.
Внутренний монолог — это больше, чем просто обдумывание собственных мыслей. Он состоит из внутренней речи, где вы можете «услышать», как ваш собственный голос воспроизводит фразы и разговоры в вашем уме.
Это вполне естественное явление. Некоторые люди могут испытывать это больше, чем другие.