2. Темп речи
Темп речи — не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речив соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.
Разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.
Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни.
Темп речи подразделяется на несколько этапов. Так, существуют низкий, средний и высокий темпы речи:
Низкий темп характеризуется замедленным произношением слов, большим растягиванием гласных звуков, долгим обдумыванием каждой фразы, большими паузами между словами и наличием в речи множества слов-паразитов. Речь очень тихая. Данный темп присущ людям с флегматическим и меланхолическим темпераментом, которые привыкли вести размеренный и спокойный образ жизни, предпочитают больше слушать, чем говорить.
Средний темп речи наиболее приемлем для ведения телефонных переговоров. Он характеризуется размеренностью, тщательным обдумыванием каждой фразы, паузы между предложениями не затягиваются, а служат для осмысления сказанного. При данном темпе отсутствуют непонятные и сложные фразы. Такой темп хорошо воспринимается на слух, внушает доверие и располагает собеседника к продолжению контактов.
Человека с таким темпом речи характеризуют решительность и уверенность в своих действиях, твердое знание того, что ему нужно в данный момент.При высоком темпе речи наблюдается быстрое построение фраз, окончание многих слов проглатывается и не слышится собеседнику, фразы, как правило, очень путанные и в них отсутствует порядок. Предложения произносятся практически без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». При быстром темпе речи очень трудно уследить за мыслью собеседника, иногда требуется повторение отдельных фраз для разъяснения общей картины. Ускоренный темп речи используют люди с холерическим темпераментом, порывистые и часто неуравновешенные. Иногда ускоренная речь может возникать вследствие подражания такой же речи окружающих. Данным людям практически никогда не интересно мнение их оппонентов, у них плохое слуховое внимание.
Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата. Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.
Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.
Для соблюдения темпа речи, нужно пользоваться паузами. С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить. Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.
Для успешных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение. Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, — все, что упорядочивает движения.
Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.
Темп речи | Презентация к уроку (9 класс):
Слайд 1
Спешить или не спешить… Роль темпа в общении. Гуманитарная секция (8-10 классы) Автор проекта: Шлюева Кристина, ученица 9 класса Руководитель: Шаталова Нина Николаевна, учитель-дефектолог Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Озёрская общеобразовательная школа-интернат»
Слайд 2
1. Познакомиться с основными понятиями темпа и его роли в речи. 2 . Показать пути коррекции темпа. 3 . Показать значимость владения всеми видами темпа. ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Слайд 3
1. Научиться анализировать результаты опросов, тестов. 2. Предоставить практические материалы для обучения разным видам темпа (оформить буклет со скороговорками, пособие с упражнениями). 3. Выработать рекомендации по умению воспроизводить все виды темпа. 4. Мотивировать ребят на занятия по темпу речи. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Слайд 4
Предметом изучения является интонационный компонент речи — темп речи. Объектом изучения являлись состояние чтения (для определения возможностей воспроизведения разных видов темпа) и скорость речи учащихся школы. Гипотеза: при устойчивой мотивации к саморазвитию возможно изменить качество речи за счет овладения разным темпом речи.
Слайд 5
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) в единицу времени. Темп речи — степень быстроты (скорость) речи говорящего. Темп речи — одно из выразительных средств устной речи. ПОНЯТИЕ
Слайд 6
Согласно исследованиям средний темп речи носителя русского языка составляет 100-120 слов в минуту , 240—260 слогов в минуту, 10-12 звуков в секунду. ВИДЫ ТЕМПА МЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ НИЗКАЯ скорость речи МЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ НИЗКАЯ скорость речи УМЕРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ – нормальная скорость речи УСКОРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ — высокая скорость речи
Слайд 7
Жители южных стран тараторят быстрее, чем северяне. У жителей сельской местности темп речи гораздо медленнее, чем у горожан. У мужчин вариаций темпа меньше, чем у женщин. По скорости произнесения (слогов в мс ) Очень медленно течёт речь у финнов: 10-15 слов в минуту: медленный темп, удлиненные паузы, невысокая громкость речи. Плавно течёт речь у арабов- 18-20 слов в минуту. и нтересное о темпе Японцы 7,84 Испанцы 7, 82 Французы 7, 6 Бразильцы 7, 5 Немцы 6, 7 Англичане 6,1 Китайцы, корейцы 5, 1 Русские 4,1
Слайд 10
ПРОБЛЕМЫ Снижен объем активного словаря. Слабое речевое дыхание Трудность в произношении звуков, сочетаний звуков, многосложных слов. Трудность в оформлении высказывания речью (слова вместо предложений, неполные предложения). Чрезмерная зависимость от дактиля , что делает речь монотонно- скандированной.
Слайд 12
Дидактический материал по овладению темпом речи
Слайд 13
ВЫБОР ТЕМПА РЕЧИ Выбор темпа речи зависит: — от настроения, характера, индивидуальных особенностей человека; — от подготовки к развёрнутому высказыванию; — от содержания речи; — от ситуации общения.
Слайд 14
ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМПА Быстрый темп лучше использовать в кратком сообщении, в тревожных ситуациях, требующих немедленного действия. Чувства восторга, радости, гнев ускоряют темп речи. Рассказать новость, пошутить, передать просьбу лучше в убыстренном темпе, ты не займешь много времени у собеседника. В быту можно говорить скороговоркой . В замедленном темпе нужно говорить важные по смыслу слова, передавать важную информацию. В нормальном темпе лучше отвечать на уроке, читать доклад, выступать на собрании — так твои знания, твои мысли будут выглядеть более убедительными. Можно выбрать и ускоренный темп.
Слайд 15
ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ: особенности речевого общения по телефону Какие слова говорить? Как правильно начать и закончить разговор? Каким тоном сказать? Какой темп выбрать? Какие ещё выразительные средства для убедительности можно использовать?
Слайд 16
о владение скорочтением ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ : Быстро читающий ученик получает больше информации. Много читающий быстро пополняет свой активный словарный запас. Много читающие люди имеют устойчивое внимание, хорошую память и разнообразные знания. Медленно читающий ученик испытывает трудности по всем предметам.
Слайд 17
Благодарю за внимание!
Темп эффективных публичных выступлений
Практическое обучение работе со СМИ и советы по публичным выступлениям
Посмотреть наши услуги Поиск по блогу
Последнее изменение: 16 мая 2016 г., Брэд Филлипс. Темп определяется как «темп или скорость воспроизведения музыкального фрагмента», согласно сайту study. com. «Мы можем думать о темпе как о спидометре музыки».
Я часто думаю о темпе во время наших обучающих презентаций, но больше всего я думаю о нем, когда выступающий показывает (или обсуждает) множество примеров.
В диаграмме их разговор может выглядеть примерно так:
ОТКРЫТЬ (3 минуты)
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ (2 минуты)
ПРИМЕР ВТОРОЙ (2 минуты)
ПРИМЕР ТРЕТИЙ (2 минуты)
ПРИМЕР ЧЕТЫРЕ (2 минуты)
ЗАКРЫТЬ (3 минуты)
Риск этого шаблона заключается в том, что он становится предсказуемым. Темп становится своего рода монотонным, не преподносящим зрителям сюрпризов.
При работе с клиентами, выступающими с подобными речами, я рекомендую им изменить темп своих примеров. Некоторые из них должны быть «серьезными» (музыкальный термин, означающий «медленные»), а другие должны быть «престиссимо» (быстрыми).
Их исправленное выступление может выглядеть так:
ОТКРЫТЬ (3 минуты)
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ (2 минуты)
ПРИМЕР ВТОРОЙ (25 секунд)
ПРИМЕР ТРЕТИЙ (1 минута 15 секунд)
ПРИМЕР ЧЕТЫРЕ (3 минуты)
ЗАКРЫТЬ (3 минуты)
Тонкая непредсказуемость этого темпа помогает удерживать внимание аудитории — саспенс — важнейший элемент повествования, и его можно использовать и в этом контексте — и позволяет избежать монотонности предсказуемой схемы.
Альтернативный вариант — выбрать несколько примеров в начале выступления, выделить их более длинными примерами, а затем ускорить темп серией более коротких отрывков «стаккато».
Эта версия может быть обозначена следующим образом:
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ — ТРИ (каждый по 3 минуты)
ПРИМЕР ЧЕТЫРЕ — ДЕСЯТЫЙ (каждый по 30 секунд)
Темп всегда является важным понятием в публичных выступлениях, но его особенно легко применять во время выступлений, требующих многочисленных примеров. Попробуйте эту технику в следующий раз, когда у вас будет возможность выступить с таким докладом, и, пожалуйста, дайте мне знать, как она сработала для вас, в разделе комментариев ниже.
БУДЬТЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИНФОРМАЦИОННЫМ БЮЛЛЕТЕНЕМ
Присоединяйтесь к тысячам профессионалов, которые получают наш информационный бюллетень по электронной почте. Улучшите свои навыки публичных выступлений и интервьюирования в СМИ — и повысьте свою карьеру — зарегистрировавшись.
Адрес электронной почты*
Обучение навыкам публичных выступлений
С 2004 года мы помогали спикерам готовиться к крупнейшим мировым сценам, включая TED, Всемирный экономический форум и речь президента. Мы стремимся к вашему долгосрочному росту и будем с вами на каждом этапе пути.
Узнать большеЕще из сквозного блога
32. Темп и тембр речи на английском языке
К Под темпом речи мы подразумеваем относительную скорость произнесения, которая измеряется скоростью речи, количеством и продолжительностью паузы в предложении.
Каждый говорящий имеет норму, которая характеризует его обычный индивидуальный стиль. Кто-то говорит быстрее, кто-то медленнее; некоторые люди используют больше вариаций темпа, чем другие.
— СКОРОСТЬ речи постоянно меняется. Скорость произнесения становится медленнее или быстрее в зависимости от количества безударных слогов между ударными.
Отличия скорости помогают слушателю различать более важные (медленные скорость) и менее важные (быстрая скорость) части высказываний.
Ставка также выполняет эмоциональную и поведенческую функции. Различается в зависимости от эмоционального состояния говорящего и отношения передано. Быстрый темп может быть связан с гневом. Медленнее, чем обычно Ставка может быть связана с сомнением, порицанием, обвинением.
Вариации темпа речи и паузы связаны с диф. фонетический стилей, смысловых оттенков и структуры интонационной группы. Скорость варьируется говорящим в зависимости от ситуации в которым он занимается. Говорящий всегда должен выбирать правильный Ставка подходит для случая, если он хочет, чтобы его ясно поняли.
— ПОД ПАУЗОЙ мы обычно подразумеваем остановку в потоке речи. Они разбивают нашу речь или тексты на абзацы, предложения, внутр. группы. В английском языке выделяют три основные степени пауз: unit pause (one-unit) – используется для разделения внутр. группы, двухместные (двухместные) – до сент. сенс-цес, а дискант (трехчастный) – к сеп. абзацы.
ТЕМБРА это окраска звука. Он передает определенные оттенки отношения или эмоциональный смысл.
Ритм обычно измеряется регулярным потоком речи, в котором ударение и безударные слоги встречаются через определенные промежутки времени.
Там различают два вида речевого ритма: СЛОГОВРЕМЕННЫЙ РИТМ И СТРЕССОВЫЙ РИТМ. На каждом языке в мире говорят с одним вид ритма или с другим. Французы, например, слоговый язык. Все слоги равноценны. Они следуют друг за другом с довольно равной длиной и силой. Мы слышим гладкие поток слогов без сильного контраста ударения.
РИТМ НА АНГЛИЙСКОМ, русском и некоторых других языках с ударением по времени прежде всего на чередовании сильно и слабо напряженных слоги.