Тема: психология групп.
Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.
План:
Психология групп. Понятие группы.
Классификация групп. Структура группы.
Виды и структура малой группы.
Психология больших социальных групп.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.
Текст:
Психология групп. Понятие группы
Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.
Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.
Классификация ролей.
Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).
Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).
Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).
Диффузные (не имеет особой специальной направленности).
Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Классификация групп. Структура группы.
Классификация групп.
1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).
2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.
Классификация групп:
1. По размеру:
1) большие
2) малые
3) микрогруппы (диады, триады)
2. По общественному статусу:
1) формальные
2) неформальные
3. По непосредственности взаимосвязей:
1) реальные (контактные)
2) условные
4. По уровню развития:
1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)
2) высокого уровня развития (коллектив)
5. По значимости:
1) референтные
2) группы членства
Функции групп.
Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.
Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.
Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.
Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).
Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.
Факторы, влияющие на структуру группы.
Цели группы
Степень автономности группы
- Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы
Величина
Психология групп
12.07.2012
Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.
Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:
- некоторая продолжительность существования,
- наличие общей цели или целей,
- взаимодействие членов группы,
- развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
- осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.
Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.
Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер (от англ. leader — ведущий):
- за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
- играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
- обычно выдвигается стихийно,
- может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
- ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
- в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
- не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.
Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).
Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.
Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:
- обычно назначается официально,
- ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
- обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
- представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
- несет официальную ответственность за состояние дел в группе.
Основные функции руководителя:
- организация и контроль деятельности подчиненных,
- принятие решения,
- представительство во внешней социальной среде,
- воспитательная функция,
- экспертно-консультативная функция.
Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.
Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.
Для изучения структуры группы используется социометрическая методика
Ключевые слова: Группа
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Особенности психологии социальных классов Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка |
Характеристика межгрупповых конфликтов И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Влияние группового меньшинства Семечкин Н.И., Психология малых групп |
Группы встреч Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт |
Рационализации на уровне групп, обществ и народов Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Групповая дискуссия Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Референтные группы Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Понятие малой группы и коллектива Кишкель Е.Н. Управленческая психология |
Групповая психология: как группы меняют наше поведение
Групповая психология объясняет, как группы формируются, подчиняются, а затем деформируют наше принятие решений, продуктивность и творчество.
Когда мы в группе, другие люди оказывают на нас невероятно сильное влияние.
Группы могут убить наш творческий потенциал, вдохновить нас на усердную работу, позволить нам расслабиться, исказить наши решения и заставить нас замолчать.
Ключи к пониманию человеческого поведения — нашей жизни как граждан, как рабочих, как друзей — находятся в исследованиях групповой психологии.
Этот пост представляет собой обзор, и вы можете перейти по ссылкам, чтобы изучить эксперименты, которые показывают, что группы власти держат нас.
Влияние групповой психологии
Семена группового поведения сеются еще до того, как его члены встретятся.
Простое знание того, что одни люди «на нашей стороне», а другие нет, начинает формировать нашу социальную идентичность.
Принадлежность к группе вскоре становится еще сильнее, тем не менее, изменяя наше поведение еще больше, если мы проходим обряд инициации.
Такой простой обряд, как чтение вслух грубых слов, может произвести измеримый эффект (см. 10 правил поведения в группах, №1, №2).
Как только мы попадаем в группу, она начинает формировать нас через подчинение, приводя наше отношение и поведение в соответствие с другими, угрожая нам остракизмом, если мы осмелимся взбунтоваться, и, сталкиваясь с конкурирующими группами, пробуждая наш дух соперничества (см. 10 правил которые управляют группами, № 3, № 4, № 10).
Мы также пытаемся формировать группу, возможно, повторяя свое мнение.
Это помогает убедить других, что мы выражаем точку зрения большинства. Тем не менее, люди, как известно, сопротивляются переменам.
Новички могут влиять на группы, демонстрируя лояльность, придерживаясь линии и создавая психологическую дистанцию от предыдущих групповых принадлежностей.
Группа берет пример с лидера, но откуда берутся лидеры?
Когда лидерам позволяется естественным образом выйти из группы, они делают это, сначала становясь абсолютными конформистами, а затем начинают лидировать в новых направлениях (см. 10 правил, регулирующих группы, № 6).
Независимо от того, подчиняетесь вы или нет, верным признаком лидера является тот, кто говорит первым и чаще всего.
К тому времени, когда группы хорошо зарекомендовали себя, болтовня легко течет вверх и вниз по виноградной лозе.
Это не просто слухи и подозрения, поскольку исследования показали, что виноградные лозы удивительно точны, и до 80% из них верны (см. 10 правил, регулирующих группы, № 9, № 6).
Как групповая психология влияет на производительность
Количество и качество работы, которую мы делаем (или не делаем), регулируется группой.
Иногда группы оказывают социальное влияние на производительность, побуждая нас к большим достижениям.
Скорее всего, это произойдет, когда наш собственный вклад очевиден и когда нас оценивают по сравнению с другими.
В других случаях группы поощряют социальную лень, что приводит к падению нашей продуктивности — иногда на целых 50%, а то и больше.
Это может произойти, когда легче спрятаться в группе, когда мы думаем, что задача не важна, и когда наши индивидуальные действия не оцениваются отдельно.
Психологи обнаружили, что социальную лень можно уменьшить, повысив важность группы и задач, а также уменьшив «эффект присоски»: ощущение, что другие бездельничают.
Групповая психология меняет процесс принятия решений
Одной из важнейших функций современных групп является принятие решений.
Судьбы наших семей, наших корпораций, даже наших наций зависят от нашей коллективной способности принимать правильные решения.
К сожалению, психологи обнаружили, что группы страдают всевозможными предубеждениями и сбоями, которые приводят к неправильному выбору.
К счастью, эксперименты выявили некоторые простые способы устранения этих недостатков.
Поскольку члены группы часто очень похожи по происхождению и ценностям, они быстро принимают решения большинства.
Психологи называют это групповым мышлением.
Мы можем бороться с групповым мышлением, поощряя подлинное инакомыслие.
Это немалый подвиг, поскольку инакомыслящих часто избегают из-за проблем, которые они представляют.
Поддержка инакомыслящих должна исходить от лидеров.
Кажется вполне естественным, что группы усредняют предпочтения своих членов, но психологи показали, что это часто неверно.
На самом деле, когда люди вместе, они могут проявлять групповую поляризацию: первоначальные предпочтения фактически преувеличиваются в ходе групповых дискуссий.
Мы можем уменьшить это, избегая однородности в составе группы.
Наконец, самым непонятным из нашего поведения в группах является наша неспособность эффективно обмениваться информацией.
Вместо того, чтобы раскрывать жизненно важную информацию, известную только нам самим, исследования снова и снова показывают, что мы говорим о вещах, которые всем уже известны.
Мы можем уменьшить это контрпродуктивное поведение, вспоминая соответствующую информацию перед встречами и гарантируя, что каждый знает об опыте других.
Творчество
Творчество способствует экономическому росту, художественным инновациям и техническим прорывам, благодаря которым наше общество процветает.
Однако группы, если они плохо организованы, могут задушить высокие амбиции.
Психологи давно знают, что практика «мозгового штурма» — это верный путь к меньшему количеству новых идей и меньшему количеству инноваций, чем при индивидуальной работе.
В группах мы бездельничаем, беспокоимся, и наши собственные идеи быстро забываются, пока мы слушаем других.
Оказывается, группы лучше оценивают идеи, чем их генерируют.
Несмотря на свою долговечность, мозгового штурма лучше избегать из-за его первоначальной цели.
Даже когда мы физически удалены от наших групп, они все равно могут препятствовать творчеству через бессознательные стандарты, которые они навязывают своим членам.
То, что психологи называют групповыми нормами, может убить творчество, переопределив его как простое соответствие.
Не случайно некоторые из величайших прорывов в науке и искусстве были сделаны теми, кто работал вне ортодоксии.
Иногда действительно лучше действовать в одиночку.
Мощность групп
Группы могут навязывать нам неписаные нормы, искажать или преувеличивать наши решения, даже притуплять нашу креативность, но эти эффекты часто являются оборотной стороной сил, которые делают группы сильными.
Несмотря на современную тенденцию к раздробленности районов, семей и рабочих мест, человечество не может выжить, не объединившись.
Мы черпаем свою психологическую идентичность и силу из принадлежности, и группы оказывают нам поддержку в трудные времена (см. исследование групп взаимной поддержки).
Нам просто нужно следить за тем, чтобы лидеры выбирались по правильным причинам, чтобы подчинение не брало верх над разумом, не душило творчество и не ограничивало наши возможности.
Мы должны попытаться понять и уважать власть, которую группы имеют над нами, чтобы мы могли извлекать из них пользу, а не становиться их жертвами.
.
Групповая динамика — Что это такое? Определение, примеры и многое другое
«Чем выше лояльность группы по отношению к группе, тем выше мотивация ее членов к достижению целей группы и тем больше вероятность того, что группа достигнет своей цели (Ренсис Лайкерт)».
Групповая динамика может использоваться как средство для решения проблем, командной работы и повышения инновационности и продуктивности организации в целом. Концепция предоставит вам сильные стороны, факторы успеха и показатели групповой динамики, а также другие профессиональные инструменты.
Обзор техники
Определение групповой динамики
Групповая динамика — это набор поведенческих и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы или между группами. Он относится к «природе групп, законам их развития и их взаимоотношениям с индивидами, другими группами и более крупными институтами» (Картрайт и Цандер, 19).68).
Описание групповой динамики *
* Полный обзор техники будет доступен в ближайшее время. Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес к нашей платформе управления бизнесом и узнать все о Group Dynamics.
Узнайте о методах KnowledgBrief
Деловые данные
Сильные и слабые стороны и примеры групповой динамики *
* Раздел деловых данных предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к Business Evidence.
Бизнес-приложение
Внедрение, факторы успеха и показатели Group Dynamics *
* Раздел бизнес-приложения предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к бизнес-приложению.
Профессиональные инструменты
Видеоролики и файлы для загрузки Group Dynamics *
* Раздел профессиональных инструментов предназначен только для премиум-пользователей. Пожалуйста, свяжитесь с нами по поводу доступа к профессиональным инструментам.
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы и печатные ресурсы Group Dynamics *
Справочные материалы по Group Dynamics (4 из 20) *
- Андерсон, Дж. и Картер, Р. В. (редакторы) (2003) Перспективы разнообразия для практики социальной работы: конструктивизм и конструктивизм Рамки. Нью-Йорк: Пирсон Аллин и Бэкон.
- Бенсон, Дж. (2000) Более творческий подход к работе с группами. Лондон: Рутледж.
- Бирмингем, К. и МакКорд, М. (2004) Исследование группового процесса: значение для использования обучающих групп. В Л.К. Михаэльсен, А.Б. Найт и Л.Д. Финк (редакторы), Групповое обучение: преобразующее использование малых групп в обучении в колледже, Стерлинг, Вирджиния: Stylus, стр. 73–9.3.
- Берд, Дж.Т. и Люти, М. Р. (2010) Улучшение групповой динамики: создание устава команды. Журнал Академии лидерства в образовании, Vol. 14(1), стр. 13-26.
* Дополнительная литература предназначена только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами для доступа к дальнейшему чтению.
Узнайте больше о KnowledgeBrief Manage и о том, как вооружиться знаниями для достижения успеха в области групповой динамики и сотнях других важных методов управления бизнесом
Доступ к этой технике скоро будет
Хотите мгновенный онлайн-доступ к Group Dynamics и сотням других важных методов управления бизнесом совершенно бесплатно? Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес и узнать больше.