Я и мой ресурс
У большинства из нас есть смартфоны, и мы тщательно следим за тем, чтобы заряжать их вовремя. В случае с телефоном это кажется абсолютно логичным и очевидным, но почему тот же самый принцип мы не применяем к самим себе?
558
У большинства из нас есть смартфоны, и мы тщательно следим за тем, чтобы заряжать их вовремя. Мы часто смотрим на то, сколько процентов заряда осталось, и прикидываем, где можно подключиться к электропитанию в случае необходимости. Мы покупаем пауэрбанки, чтобы телефон не остался без заряда, ведь тогда он превратится в бесполезный аксессуар. В случае с телефоном это кажется абсолютно логичным и очевидным – мы даём ему необходимый ресурс, чтобы пользоваться им. Но почему тот же самый принцип мы не применяем к самим себе? Далеко не всегда следим за своим уровнем «заряда» – внутренней энергии и личного ресурса, а иногда и вообще не осознаем, что он у нас есть и также требует нашего внимания.
Итак, что же такое ресурс? Сточки зрения психологии, ресурс – это психические возможности человека по поддержанию здоровья и благополучия на личностном и социальном уровнях, в том числе по преодолению стрессовых ситуаций. Это объём энергии, который есть внутри нас, и который мы расходуем в процессе жизнедеятельности. Если ресурса мало, то мало и сил, и это простая логика. Но в своей психологической практике я регулярно сталкиваюсь с тем, что многие люди этого не понимают. Они требуют от себя постоянной высокой продуктивности, эффективности, мотивации, ощущения радости и не понимают, почему иногда этого нет.
Первое, что надо понять: наш ресурс – это наша ответственность! Это признак психологической зрелости, взрослой и осознанной жизненной позиции. Часто люди верят в то, что заботиться о себе – это эгоизм, это недостойно и неправильно. Тратят свои силы на всё и всех вокруг, кроме себя, доводя психику и тело до истощения, выгорания, оказываясь в очень неприятных состояниях регулярно или даже хронически.
Чтобы значительно повысить качество своей жизни, важно взять в свои руки управление личным ресурсом. Каким образом можно прийти к оптимальному уровню внутренней энергии и сделать этот уровень стабильным? Прежде всего необходимо проанализировать и понять две вещи: как я восполняю свой ресурс и как я его трачу. Возвращаясь к нашей метафоре со смартфоном: какие у меня есть розетки, и где они расположены? Какие у меня есть приложения, которые «съедают» мой заряд? Важно понимать, что нет ничего плохого в том, что мы тратим энергию – это нормально. У нас нет цели найти пробоины и закрыть их наглухо. Циркуляция ресурса – естественный процесс. В котором при этом могут быть некоторые неполадки. Их мы сейчас и будем вычислять.
Для этого вам понадобятся листок, ручка и честность по отношению к самому себе.
Упражнение:
1. Вспомните себя в состоянии наполненности, когда энергии – через край, и хочется сворачивать горы. Как вы оказались в этом состоянии? Выпишите всё, что приходит в голову. Получится «ресурсный» список – вещи, которые дают вам энергию.
2. Вспомните себя в состоянии опустошения, апатии, критического уровня энергии. Что предшествовало этому? Выпишите всё, что приходит в голову. У вас получится «антиресурсный список» – вещи, которые расходуют вашу энергию.
3. Обозначьте для себя главные пункты в каждом списке. Можно в процентном соотношении. Многим удобно это делать в форме круговой диаграммы.
4. Подумайте, как можно скорректировать свой образ жизни на основе полученной информации. Можно ли увеличить объём того, что вас наполняет? Можно ли сократить объём того, что вас истощает? Что можно предпринять – компенсировать, изменить формат, делегировать, вообще убрать из жизни?
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Одна моя клиентка призналась, что её очень наполняет собирать шишки, жёлуди, веточки и листочки в парках и лесах. Она делает это редко, потому что это как-то по-детски и немного нелепо при её статусе. После проведённого анализа она осознала, что совершенно напрасно лишала себя такого простого способа подзарядки, и присвоила себе право на это маленькое хобби. Она решила заявить об этом мужу и близким людям и тем самым легализовала такой вид деятельности не только в своих глазах, но и в глазах окружающих. Со временем она начала делать коллекции и гербарии, и это значительно повысило её ресурсность.
Другая клиентка однажды поняла, что её ужасно истощает ежедневное мытьё посуды. Мы начали рассматривать, какие могут быть варианты корректировки этого. Нанять помощницу было не по карману, делегировать это дело полностью мужу – тоже. Тогда мы подключили креативное мышление и нашли простой, но эффективный способ. Включать громко музыку во время мытья посуды и подпевать любимым исполнителям. В итоге истощение от этого бытового процесса хоть и не исчезло совсем, но заметно сократилось.
Друзья, я желаю вам научиться управлять личным ресурсом и всегда иметь силы на то, что для вас действительно важно!
Елена ДАЦКО, выпускница ГФ 2013 года, коуч ICTA, практический психолог
Ресурсы в психологии: трата, пополнение и т.
д. — Н.Нарицын, М.Нарицына
Случайная цитата
…самостоятельной личности в современном обществе нужны сейчас те же умения, что и капитану, идущему именно на парусном судне: в частности, способность сохранять выбранный курс, подчас двигаясь против ветра и течения.Ошибка в тексте?
Выделите её «мышкой» и нажмите: Ctrl + Enter
Дата создания: 23.02.2022
Дата обновления: 23.02.2022
В соавторстве с Зарицыной А.Ю., врачом-терапевтом, арт-терапевтом, телесно-ориентированным психотерапевтом
«Для сравнения: часто человек избегает уточнять, сколько у него на карте или в кошельке денег. Потому что страшно. А вдруг окажется, что там мало? Да, со стороны нередко это выглядит довольно наивно, но тем не менее: проблема подсчёта и инвентаризации ресурсов часто связана с опасением «а вдруг окажется, что там мало». А чем вызван страх при этом? А тем, что за это «мало» человек испытает чувство вины, какое-то внутреннее наказание. Если в его цензуре есть установка «у тебя там не должно быть так мало. А ну, отчитывайся, на какие хотелки ты это все потратил»…»
Термин «ресурс» сейчас весьма популярен в психологии, но что это такое в конкретике — мало кто озвучивает. Предлагаем разобраться, что есть психологический и психический ресурс, на что он тратится и как пополняется.
Начнем с определений: что такое ресурс вообще.
Ресу́рс (от фр. ressource) — источник покрытия нужд, потребностей. Количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Каждый человек является обладателем четырех ресурсов:
1. денежные средства (доход) — ресурс возобновляемый;
2. энергия (жизненная сила) — ресурс частично возобновляемый;
3. время — ресурс фиксированный и принципиально НЕвозобновляемый;
Что такое ресурс в психологии?
1. Психические возможности лиц, в основном зрелого возраста, активно
включенных в разные сферы жизнедеятельности, по выполнению
целенаправленной активности, сопряжённой с высокими
психофизиологическими затратами.
2. Психические возможности человека по преодолению стрессовых ситуаций, в том числе каждодневного характера.
3. Психические возможности по поддержанию здоровья и благополучия на внутриличностном, социальном и средовом уровнях.
Понятие «ресурс» пришло в общепсихологические сферы из когнитивной психологии.
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология,
ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления.
Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие,
как память, внимание, чувства, представления информации, логическое
мышление, воображение, способности к принятию решений.
Таким образом, модное сегодня выражение «Я не в ресурсе» фактически означает следующее: у меня нет возможностей, сил, потенциала делать что-либо. И здесь хочется сказать о так называемой проблеме подсчета ресурсов.
Для сравнения: часто человек избегает уточнять, сколько у него на карте или в кошельке денег. Потому что страшно. А вдруг окажется, что там мало? Да, со стороны нередко это выглядит довольно наивно, но тем не менее: проблема подсчёта и инвентаризации ресурсов часто связана с опасением «а вдруг окажется, что там мало». А чем вызван страх при этом? А тем, что за это «мало» человек испытает чувство вины, какое-то внутреннее наказание. Если в его цензуре есть установка «у тебя там не должно быть так мало. А ну, отчитывайся, на какие хотелки ты это все потратил».
Точно так же и с психологическими ресурсами: у многих есть внутренняя установка «у тебя не может быть мало ресурсов». Один известный актёр (ныне уже покойный) говорил: «Мама всегда учила меня, что мужчина не имеет права соединять слова «я» и «устал». Он может один раз в жизни сказать: «Нет больше сил!» — и умереть.»
Подобная установка формируется не только у мужчин, у женщин тоже. Особенно если их с детства готовят к какой-нибудь социальной миссии типа ведения дома и несения на себе всех бытовых задач.
Наверное, здесь можно сказать, что отсутствие права на ощущение усталости формируется у тех, кого с детства готовят быть функциями. Которые сами, собственно, предназначаются для того, чтобы быть чьими-то ресурсами, обязанными быть всегда в доступе. Пока не обрушатся в психосоматику или в неконтролируемый эмоциональный срыв.
Но если применять логику, то требование «сделай то или другое», идущее либо от внешнего социума, либо от внутренней цензуры, почему-то не подразумевает уточнения «на какие средства». Вообще имеется запрет спрашивать об этом! Это примерно как посылает вас начальник в магазин купить ему что-то, а денег не даёт. А когда вы заикаетесь об этом, очень сильно гневается. Потому что начальник считает, что на эти его запросы у вас средства должны быть всегда, и вы обязаны. А что вам нужно копилку средств пополнять каким-то образом – зачем? Вы же функция, вещь, вы не имеете права. Как там? Будь готов – всегда готов!
Тут вспоминается байка про то, как представитель некоей национальности приучал свою лошадь не есть: уже совсем было приучил, но она, извините, сдохла.
Потому что на практике на все действия нужны средства и ресурсы – и не только материальные. И если человек под действием той же внутренней цензуры пытается погонять себя кнутом «ты должен, ты не имеешь права уставать» — кончиться это может весьма печально. Как с лошадью.
Отсутствие права на осознание «мне нужно пополнить ресурсы» часто приводит к трудоголизму. Именно на убеждении «Если я сижу сложа руки и ничего не делаю – я в опасности». Тут даже есть такой термин, как «тревога отдыхающего»: если человек не носится по каким-то задачам и позволяет себе просто расслабляться и делать то, что ему приятно на данный момент – он начинает переживать, что он делает неправильно, плохо, нужно бегать, тратиться, только тогда его существование будет оправдано. «Если мне приятно и хорошо – это что-то не так и ведёт к опасности. Срочно надо начать вкалывать».
Есть даже такой термин сейчас — FOMO (fear of missing out: с англ. — «страх упущенной выгоды»). Вот, мол, провалялся на диване без пользы! А мог бы выгоду получить!
Например, человек после работы полежал, посмотрел пару серий того сериала, который давно собирался глянуть. А потом внутренний голос его начал долбить: «То время, которые ты потратил на просмотр, можно было провести с большей пользой!»
И вот тут сразу вопрос — кто в данном случае решает, что человеку будет больше полезно: он сам или некий внутренний голос, который неизвестно каким критериями руководствуется.
Трата и пополнение ресурсов – тема сама по себе очень неоднозначная. Два моих любимых примера – это про альпиниста и собачника.
Вот ходит альпинист в горы. Хобби у него такое. Он получает от этого удовольствие и таким образом пополняет свои ресурсы. А чтобы у него не болела голова за свою безопасность, и восхождение притом было достаточно комфортным, он покупает себе надёжное снаряжение, которое подчас стоит значимых денег. И окружающие порой удивляются: да тебе делать нечего, зачем ты на эту ерунду тратишь Такие Деньжищи! А он не тратит. Он вкладывает. Именно для того, чтобы пополнять свои ресурсы по собственному желанию.
Вот держит человек собаку. Хобби у него такое. Он получает от этого удовольствие и таким образом пополняет свои ресурсы. А наличие собаки подразумевает и прогулки в шесть утра в любую погоду, и дрессировку, и амуницию, и уборку шерсти, и ветеринарию, и (кому нужно) выставки и соревнования. Это все – не только деньги, но и силы, и окружающие нередко удивляются: вот делать тебе нечего, зачем ты на это столько сил тратишь? А человек не тратит. Он вкладывает. Именно для того, чтобы получать удовольствие и таким образом пополнять свои ресурсы.
То есть базовый признак пополнения ресурсов и вложения для этих пополнений – ваше удовольствие. Если вы делаете то, от чего вас, извините, прёт – вы пополняете свои ресурсы. И тут неважно, прёт вас на данный момент прогулка, творчество, чтение книги или лежание на диване. Делая что-то, что доставляет вам удовольствие, вы заливаете в вашу машину бензин. И даже если человек ощущает усталость (как машина – нехватку бензина) и каким-то образом (да тем же лежанием на диване) пополняет свои ресурсы для дальнейших задач – это его право. Потому что без подобного отдыха человек просто не сможет длительно, полноценно и безопасно функционировать.
Причём важное уточнение: здесь важно удовольствие непосредственное.
Когда ваш внутренний Ребенок ощущает: как же круто, как классно, какой
кайф.
А есть еще удовольствие опосредованное: когда вы сделали что-то, что
вам, возможно, совершенно не интересно, но зато потом вас некий цензор,
внешний или внутренний, погладит по голове и скажет: вот какой ты
молодец! Как там? Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я, вот
теперь-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил.
А бывает и так, что не гладят. Человек ждёт «поглажки», а ему в ответ ничего. Ну, например, если считается, что он и так это должен делать: родителям, например, должен. Или начальству. Или обществу. И вот человек тратит свои ресурсы на что-то, что ему, извините, никуда не уперлось, с расчётом на последующее поглаживание, а вместо поглаживания получает шиш. И травматическую фрустрацию.
Поэтому здесь важны внутренние вопросы, которые в социуме нередко называют «проявлениями меркантильности и эгоизма». А именно:- я собираюсь на что-то потратить свои ресурсы. Какая мне от этого будет польза и выгода? Она будет непосредственной или опосредованной? Есть ли вероятность, что опосредованной выгоды, зависящей от воли кого-то другого, я не получу? Готов ли я рисковать своими ресурсами в таких условиях, что я получаю и чем рискую в данной ситуации? Стоит ли ожидаемый результат требуемого количества ресурсов?
И здесь вопрос ресурсов напрямую примыкает к вопросам личных границ и навязываемых долгов, которые, наверное, нужно обсуждать отдельными темами.
Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть нужной
Я хочу быть нужным
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу быть счастливым
Я хочу быть хорошим человеком
Я хочу быть человеком
Я хочу вернуть любовь родных
Я хочу восстановить ощущение счастья
Я хочу добиться счастья
Темы:контаминация внешней цензурой, психологическая грамотность, психотерапия здоровых, разумный эгоизм.
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва
Поделиться:
Психологические ресурсы Определение | Law Insider
означает прямые или консультационные услуги, предоставляемые психологом, имеющим лицензию в штате, в котором практикует психолог.
или «Терапия» означает целенаправленный процесс с использованием общепринятых клинических подходов, проводимый квалифицированным поставщиком услуг лицом к лицу с потребителями в индивидуальной, групповой или семейной обстановке для содействия позитивным эмоциональным или поведенческим изменениям.
означает состояние психического или нервного здоровья, включая, но не ограничиваясь: беспокойство, депрессию, невроз, фобию, психоз; или любое связанное физическое проявление.
означает лицо, имеющее лицензию
означает дипломированную медсестру, имеющую
означает лицо, практикующее школьную психологию, как это определено в § 54.1-3600.
означает записи, записанные (на любом носителе) поставщиком медицинских услуг, который является специалистом в области психического здоровья, документируя или анализируя содержание разговора во время сеанса индивидуального консультирования или группового, совместного или семейного консультирования, и которые отделены от остальная часть медицинской карты человека. Психотерапевтические заметки исключают назначение лекарств и мониторинг, время начала и окончания сеансов консультирования, методы и частоту предоставляемого лечения, результаты клинических анализов и любое краткое изложение следующих пунктов: диагноз, функциональное состояние, план лечения, симптомы, прогноз и прогресс на сегодняшний день. 45 С.Ф.Р. § 164.501.
означает наблюдение, описание, оценку, интерпретацию или изменение поведения человека путем применения психологических принципов, методов и процедур с целью предотвращения или устранения симптоматического, дезадаптивного или нежелательного поведения и улучшения межличностных отношений, работы и корректировка жизни, личная эффективность, поведенческое здоровье и психическое здоровье. Этот термин включает психологическое тестирование и оценку или оценку личных характеристик, таких как интеллект, личность, способности, интересы, способности и нейропсихологическое функционирование; консультирование, психотерапия, биологическая обратная связь, анализ поведения и терапия, клиническое применение гипноза и другие терапевтические методы, основанные на психологических принципах; диагностика и лечение психических и эмоциональных расстройств или инвалидности, компульсивных расстройств, расстройств привычек или поведения, а также психологических аспектов физического заболевания, несчастного случая, травмы или инвалидности; и психолого-педагогическая оценка, терапия, исправление и консультации. Этот термин включает предоставление психологических услуг отдельным лицам, семьям, группам, организациям, учреждениям и населению независимо от того, получена ли оплата за оказанные услуги. Этот термин включает в себя наблюдение за другими людьми, которые занимаются психологической практикой.
означает лицо, практикующее клиническую психологию, как это определено в § 54.1-3600.
означает фактическое или явно смоделированное бичевание или пытки со стороны или над лицом, которое обнажено или одето в нижнее белье, маску или причудливый костюм, или состояние сковывания, связывания или иного физического сдерживания со стороны того, кто так одет .
означает психолога с докторской степенью, имеющего лицензию в соответствии с разделом 18223(1) Кодекса общественного здравоохранения, 1978 ПА 368, МКЛ 333.18223.
означает развивающийся человеческий организм от зачатия до момента рождения.
означает развивающийся человеческий организм от зачатия до момента рождения.
означает Психическое расстройство, которое проявляется острыми симптомами достаточной тяжести, что делает пациента одним из следующих: в больницы, который отвечает всем следующим требованиям:
означает медицинского работника, зарегистрированного в той части реестра, которая ведется Советом медицинских работников в соответствии со статьей 5 Указа о медицинских и социальных работниках 2001 года (создание и ведение реестра), относящейся к физиотерапевтам, и:
означает лекарство, предназначенное для воздействия или изменения мыслительных процессов, настроения или поведения, включая, помимо прочего, антипсихотические, антидепрессивные, анксиолитические (противотревожные) и поведенческие препараты. Классификация лекарств зависит от их заявленного предполагаемого эффекта при назначении.
означает лихорадку 100,4 градусов по Фаренгейту или выше, озноб, кашель, одышку или затрудненное дыхание, утомляемость, боли в мышцах или теле, головную боль, новую потерю вкуса или обоняния, боль в горле, заложенность носа или насморк, тошноту или рвота или диарея, если только лицензированный медицинский работник не определит, что симптомы человека были вызваны известным заболеванием, отличным от COVID-19.
означает клетку или группу клеток, содержащих диплоид
означает лицо, получившее степень доктора философии. или Psy.D. в области клинической психологии и зарегистрирован в Совете по психологии в качестве зарегистрированного стажера-психолога или помощника психолога, получая часы для лицензирования и отказа в соответствии с разделом 575.2 Кодекса социального обеспечения и учреждений. Отказ не может превышать пять (5) лет.
означает физиологическое и психологическое пристрастие к контролируемому наркотику или веществу или к алкоголю. Зависимость от табака, никотина, кофеина или расстройства пищевого поведения не включены в это определение.
означает места обитания, с которыми находящиеся под угрозой исчезновения, уязвимые или контролируемые виды растений, рыб или диких животных имеют первичную связь (например, кормление, размножение, выращивание молодняка, миграция). Такие районы указаны в настоящем документе со ссылкой на списки, категории и определения, опубликованные Департаментом рыболовства и дикой природы штата Вашингтон, как указано в WAC 232-12-011 или 232-12-014; в программе «Приоритетная среда обитания и виды» (PHS) Департамента рыбы и дикой природы; или правилами и положениями, принятыми Службой рыболовства и дикой природы США, Национальной службой морского рыболовства или другим агентством, обладающим юрисдикцией в отношении таких обозначений. См. также «Среда обитания особого значения».
означает любое заболевание или состояние, независимо от того, является ли его причина органической, которое классифицируется как психическое или нервное расстройство в действующей редакции Международной классификации болезней, опубликованной Министерством здравоохранения и социальных служб США. в действующем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, опубликованном Американской психиатрической ассоциацией, или в других соответствующих государственных руководствах или применимых источниках.
или «CI» означает диагноз любого из следующих покрываемых состояний, которые возникают непосредственно в результате болезни и впервые возникают после Даты вступления в силу страхования:
означает услуги по охране психического здоровья, поскольку схема лекарственной терапии пациента одним или несколькими фармацевтами с целью оценки и предоставления рекомендаций одному или нескольким практикующим врачам относительно корректировки схемы.
Ресурсы по психологии — Библиотека социальных наук, здравоохранения и образования (SSHEL) — U of I Library
Вернуться к началу
Загрузка библиотеки Часы…
Поиск статей в базах данных и журналах
Используйте базы данных для одновременного поиска в нескольких онлайн-журналах. Находите статьи на определенную тему, используя ключевые слова, тематические заголовки, авторов и т. д.
- PsycINFO
- PsycARTICLES
- ПабМед
- Психотесты
- Подробнее : Базы данных по психологии
- Подробнее: Базы данных по субъектам
- Подробнее: Поиск журналов и статей
Поиск справочной информации
Справочные источники, онлайновые или печатные, включают энциклопедии, словари, справочники и каталоги и являются отличными отправными точками для получения справочной информации по конкретной теме.
- Психология 21 века: Справочник
- ДСМ-5
- Справочник по психологии
- Ключевые мыслители в области психологии
Просмотр полезных веб-сайтов
Веб-сайты могут предоставлять статистику, данные, статьи, документы и другую информацию о конкретной области исследования.
- Американская психологическая ассоциация
- Ассоциация психологических наук
- Национальный институт психического здоровья
- Подробнее: Дополнительные избранные веб-сайты по психологии
Развитие навыков исследования
Справочники по психологическим исследованиям
Справочники по исследованиям содержат рекомендации по поиску и использованию информации по определенному предмету.
- Путеводитель по источникам по психологии
Справочники для занятий
Справочники для занятий создаются библиотекарями для предоставления справочников по полезным источникам для определенного класса.
- Путеводители по текущему и прошлому семестрам
Использование дополнительных библиотечных ресурсов
Библиотеки и библиотечные ресурсы, связанные с психологией
- Коллекция тестов
Узнайте о других ресурсах в кампусе
Узнайте о психологических ресурсах, исследованиях и услугах в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн.
- Кафедра психологии
- Кафедра педагогической психологии
- Институт передовых наук и технологий Бекмана
- Неврологическая программа
О коллекции психологии
Коллекция психологии в Библиотеке социальных наук, здравоохранения и образования (SSHEL) поддерживает обучение и исследования кафедры психологии. Эти ресурсы включают материалы в области биологической, клинической, развивающей, экспериментальной, личностно-социальной, количественной, организационной и индивидуальной психологии.