| ||
Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21. Основные термины: психология научная, психология житейская, психология человека, психика, сознание, метод интроспекции, поведение, объективный метод, деятельность, единство сознания и деятельности, отрасли психологии, психотерапия. При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений. Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии. Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов. Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи. В этой теме рассмотрены следующие основные вопросы: 1. Сравнительные характеристики житейского и научного психологического знания. 2. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки. 3. Отрасли психологии и ее прикладные задачи. 4. Формы сотрудничества научной и житейской психологии в реальной жизни и деятельности.
Сравнение житейской и научной психологии: общая характеристика психологии как наукиФундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Возможные примеры. 1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста «Характеры» (Л., 1974): в совокупности повседневных поступков людей определяются их типичные психологические портреты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с другими людьми. 2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной классике – «Цзацзуань» (досл. «смесь», «заметки о разном», см. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. 2 изд. М., 1975): лаконично и остроумно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния. Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации при создании которой «сотрудничали» – через века – представители самых различных специальностей. Типичный пример. Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадостный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально, ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле). Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, «с познанием самого себя». Такое понятие как «душа», «сознание», «Я» первоначально не были психологическими и их разработка – от древности до наших дней – была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля. В трактате «О душе» (см.: Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1976, т.I.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур. Типичный пример. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности. Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются. С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. 1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам». Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач. Типичный пример. Об одном из первых «учебников психологии», написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор. 2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка. Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от «засорения» житейскими ассоциациями. Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И. П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности. 3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново. Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии. Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой» (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейском психологииСвязь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки. Возможные примеры. 1. В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной «ошибки», связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей. 2. Интересно, что именно ошибкам человек при выполнении той или иной деятельности, проблемам «человеческого фактора» обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной. Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому. кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология). В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая стороны школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда. Понятно, что психолог-практик – это просто житейский психолог. Конечно, он далеко не всегда имеет готовые образцы решения задач и должен изучать, изобретательно использовать повседневный опыт, и все же для него этот опыт оформлен концептуально, а задачи довольно четко разделены на решаемые и нерешаемые. Следует подчеркнуть, что относительная автономия прикладных отраслей от их общих психологических оснований позволяет устанавливать собственные практические связи с другими науками – социологией, биологией, физиологией, медициной. Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности. Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недуг, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке. Типичный пример. М.М.Зощенко в «Повести о разуме» проводит психологический анализ источников собственного личностного кризиса. Он подробно исследует варианты скрытого содержания аффектогенных символов, сновидений и состояний (протянутая рука нищего, рев тигра, отвращение к еде и т. д.), затем постепенно определяет (не «вспоминает», а именно, определяет) перенесенную в раннем детстве травму, и, благодаря ее сознательному освоению, достигается самоизлечения. Найденные им и проведенные на себе приемы обогащают персонал психотерапии. Нередко различные терапевтические приемы содержат в своей основе житейские эмпирические правила управления поведением и лишь затем получают выражение в теоретических понятиях. Возможный пример. Широко известная закономерность: чрезмерное желание, стремление к какой-либо цели препятствует ее достижению. Так, австрийский психолог В.Франкл считает многие невротические расстройства – случаи заикания, нарушения моторики и т. п. (при объективной сохранности двигательной сферы) следствием именно гипернаправленности человека, мешающей преодолеть недуг. Предложенный им терапевтический прием основан на житейском правиле – «бороться с врагом его же оружием»: следует пожелать как раз того, от чего на самом деле человек хочет отказаться и чем, к несчастью обладает. Один из пациентов Франкла, по профессии бухгалтер, страдал судорогами мышц руки и очень плохо писал. Профессиональная непригодность привела его к крайне тяжелому общему состоянию. Выход же оказался неожиданным: пациента попросили написать что-нибудь как можно хуже, т. е. показать, что он может нацарапать такие каракули, которые никто не сможет разобрать, – и человек излечился от недуга. Затем этот прием был обобщен в теоретическом понятии «парадоксальной интенции (стремления)». Интересны влияния научных понятий и концепций на житейские представления людей о своей психической жизни. Средствами такого представления стали, в частности, некоторые понятия психоанализа (аффективный «комплекс», «архетип», «внутренняя цензура» и др.), термины, предложенные для описания эмоциональной сферы («стресс») защитных механизмов личности («компенсация», «замещение», «рационализация», «вытеснение»). Попадая в разговорную речь, эти термины получают содержания, не всегда относящиеся к их первоначальному смыслу, но они оказываются эффективными средствами осмысления и даже открытия (построения) человеком собственных индивидуальных средств. Следует отметить, что научный психолог подчас профессионально должен становится психологом житейским, подготовка к работе с некоторыми методами диагностики личности, обучения правильной и полной интерпретации результатов занимает около двух-трех лет. Практика проведения психологических экспериментов является подчас тонким искусством, требующим мастерства и интуиции. Наконец, существуют и такие психологические тесты, где грань между научной и житейской психологией трудно установить. Так, в руководствах по деловому общению даются конкретные практические советы по адекватному социальному поведению, взаимодействию с другими людьми, которые делают контакты успешными. С одной стороны, это своего рода «учебники» житейской психологии, с другой – систематический перечень результатов, дающий материал для научного исследования. Таким образом, положение психологической науки определяется ее двумя разнонаправленными традициями. Первая из них – стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая – занять место житейской психологии. Обе эти цели непостижимы, но каждая из них порождает свои конкретные задачи. С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками. С другой стороны, психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения – его способностью к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта. Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Психологическая наука, развитие которой можно, вслед за Л.С.Рубинштейном, представить в виде пирамиды, сильна своим основанием. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности. Научная психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека. |
Профессиональное мастерство психолога | ||||||||||
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология | ||||||||||
Страница 1 из 4 Введение Названная цель реализуется с помощью следующих задач:
Житейская, научная и практическая психология. Таблица 1 — Характеристики житейской и научной психологии
Задания по теме 1.
Предыдущая — Следующая >> |
Психология бизнеса | Национальный университет
Перейти к содержимомуГлавная » Психология бизнеса
Значение психологии в бизнесе трудно переоценить. Потому что прямо или косвенно его можно использовать для улучшения практически всех аспектов ведения бизнеса. Это может включать в себя создание лучшего рабочего места, более продуктивных сотрудников или более качественных продуктов. Психология — это, по сути, наука о понимании того, как люди думают и ведут себя, а бизнес процветает благодаря пониманию людей.
В психологии существует довольно много основных разделов; развивающая, образовательная, консультационная, познавательная, клиническая, социальная, медицинская, судебно-медицинская и другие. Хотя некоторые из них не имеют прямого отношения к бизнес-психологии , другие, тем не менее, могут играть важную роль в различных способах объединения психологии и бизнеса.
Например, социальная психология включает изучение поведения и познания в социальном контексте; как люди думают, чувствуют и ведут себя, когда считают, что их воспринимают другие. Если вы хотите построить более успешную рекламную кампанию, основанную на социальном статусе или давлении со стороны сверстников, вам следует начать с понимания важности социальной психологии в бизнесе.
Есть и более явные способы смешивания бизнеса и психологии. Например, психология маркетинга или психология делового общения. Вместе эти подполя можно объединить под общим термином бизнес-психология, который занимается превращением знаний о человеческой природе в лучшие методы ведения бизнеса. Но как еще могут пересекаться психология и бизнес?
Психология делового общенияНациональный парк Петрифайд-Форест на северо-востоке Аризоны давно страдает от случаев кражи посетителями редкого окаменелого дерева, в честь которого парк был назван. Пытаясь воспрепятствовать дальнейшим кражам, в парке были размещены знаки, на которых была изображена большая группа людей, крадущих древесину, а также сообщение: «Многие прошлые посетители убрали окаменевшую древесину из парка, изменив состояние окаменевшего леса».
В последующие месяцы количество краж увеличилось втрое, а не уменьшилось. Сообщая о том, что многие люди ведут себя таким образом, новые знаки имели непреднамеренный эффект нормализации воровства. По сути, эти знаки заставляли людей чувствовать, что они должны спешить, чтобы получить свой собственный кусок дерева, как и все остальные.
Затем по совету психолога было разработано новое поколение знаков. Исследования быстро показали, что более эффективная вывеска будет показывать, как один человек берет кусок дерева, служащий для регистрации лица, совершающего преступление, в качестве исключения, которое стоит в стороне от соблюдающего правила большинства. Короче говоря, улучшенные признаки послужили клеймению нарушения, а не его нормализации, и воровство окаменевшей древесины уменьшилось вдвое.
Общение и убеждение очень сложны. Вот почему опыт психологии может иметь значение между эффективным общением и достижением полной противоположности вашим намерениям, как в случае с Национальным парком Петрифайд-Форест. Такого рода навыки бесценны для того, чтобы помочь сотрудникам лучше соблюдать бизнес-политику, чтобы влиять на поведение потребителей в нужном вам направлении.
В сущности, психология делового общения предполагает рассмотрение сложных отношений между деловым и неформальным общением. Какие вещи могут помочь установить и построить профессиональные отношения? Как вы можете повлиять на доверие как способ повышения эффективности группы? Способность отвечать на такие вопросы может иметь важное значение для различных профессий в области делового администрирования.
Психология бизнеса и психология маркетингаВ магазине роскошных часов здоровенный охранник, стоящий у входа, действительно может служить двум целям. Исследования показали, что клиенты-мужчины тратят больше денег на статусные покупки (часы, автомобили, красивая одежда и т. д.) в присутствии физически доминирующего сотрудника-мужчины. Даже изображение физически доминирующего мужчины может повлиять на сумму, которую мужчины в конечном итоге потратят на покупку символов статуса.
Другие исследования показали, что люди прибегают к «двойному мысленному дисконтированию», когда выгода связана с многочисленными затратами. Например, кто-то, кто получает подарочную карту на 20 долларов вместе с покупкой на 100 долларов, будет склонен мысленно вычитать эти 20 долларов из своей первоначальной покупки. Но они также будут мысленно вычитать 20 долларов при второй покупке, и это заставляет потребителей чувствовать, что они получают гораздо большую ценность, чем они есть на самом деле, и при этом имеют тенденцию к увеличению общих расходов.
Мы также знаем, что письменные рекомендации «из уст в уста» более эффективны, когда читатель может судить об их сходстве с человеком, дающим рекомендацию. И любой бизнес, пытающийся построить кампанию из уст в уста, может адаптировать этот вид информации для создания более убедительных сообщений для своей целевой аудитории.
Таким образом, человеческое поведение часто определяется рядом иррациональных предубеждений. Психология маркетинга в основном включает в себя изучение того, как использовать эти предубеждения, чтобы влиять на поведение потребителей различными способами. Каждый щелчок, каждый цвет, размещение каждого значка — нет элемента дизайна, который не застрахован от пристального внимания вдумчивой маркетинговой психологии.
Психология в деловом миреСледующим наиболее прямым примером пересечения бизнеса и психологии, помимо психологии общения и маркетинга, является бизнес-психология и промышленная психология, также известная как психология производственной организации (I/O). По сути, эта область в основном включает изучение психологии в контексте рабочего места.
Например, психолог I/O может искать способы лучше оценить производительность, определить потребности в обучении, найти способы более эффективного обучения персонала или мотивации сотрудников или найти другие способы повышения производительности и эффективности. Психология ввода-вывода направлена на изучение и улучшение индивидуальных отношений между коллегами, между клиентами и предприятиями, а также между руководством и остальной частью организации.
Для этого требуется специальный набор знаний, связанных с карьерным и организационным развитием, теорией групп, теорией принятия решений, индивидуальной оценкой и так далее. В этом случае особенно легко определить применение психологии в управлении бизнесом. Многие из навыков, улучшенных благодаря знаниям психологии ввода-вывода, являются теми же навыками, которые необходимы для эффективного делового администрирования.
Некоторые из наиболее распространенных профессий в области психологии и бизнеса включают такие должности, как: аналитик рынка, промышленный консультант, корпоративный консультант, специалист по человеческому фактору, специалист по подбору и обучению, консультант по удержанию сотрудников, психолог ввода-вывода, торговый представитель и другие. Люди, которые делают карьеру, связанную с бизнес-психологией, могут оказаться в самых разных областях; возможности во многом зависят от того, как вы решите соединить отношения между психологией и деловым администрированием.
Изучайте бизнес-психологию в Национальном университетеНациональный университет – это регионально аккредитованный университет со степенью бакалавра делового администрирования, где студенты изучают ряд всесторонних бизнес-навыков в области математики, финансов, бухгалтерского учета, экономики и управления операциями. Выпускники подготовлены с навыками, необходимыми для применения знаний для принятия обоснованных деловых решений в различных профессиональных средах.
Наш бакалавр искусств в области психологии готовит студентов к работе в столь же широком диапазоне профессиональных областей, поскольку они учатся применять подготовку, привязку, социальное доказательство и другие важные психологические принципы как внутри, так и за пределами делового мира.
Источники:Парк Дефрированный лесной парк
https://the-journal.com/articles/165216
Психо общения
https://newsroom. cisc.comsmo.com. 2006/eKits/psychology_business_comm.pdf
Исследование рекомендаций W.O.M. .ama.org/doi/abs/10.1509/jmr.15.0247
Двойное ментальное дисконтирование
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1509/jmr.14.0380
Назад ко всему блогу
Узнайте больше о нашем университете и стипендиях
Подпишитесь на нашу рассылку!
Последние ресурсы
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите направление обучения
Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите уровень образования
Просмотр программПоиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Сроки и условия
Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое прямо выраженное письменное согласие представителям Национального университета и филиалам Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла). и Northcentral University), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил. Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.
Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или собственности, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на [email protected] Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные находясь за пределами США, я даю согласие на передачу моих персональных данных и их хранение в США, и я понимаю, что мои персональные данные будут обрабатываться в соответствии с законодательством США, если иное не указано в наша политика конфиденциальности. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации или свяжитесь с нами по адресу [email protected].
Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Заявлением о доступности.
Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Кодексом поведения учащихся, размещенным в Каталоге.
Лучшие практики для онлайн-мира
Добро пожаловать в «Уголок CE»
«Уголок CE» — это ежеквартальная статья о непрерывном обучении, выпускаемая Управлением CE в области психологии APA. Эта функция предоставит вам обновленную информацию о важнейших событиях в психологии, извлеченную из рецензируемой литературы и написанную ведущими экспертами в области психологии.
Чтобы получить кредит CE, после прочтения этой статьи купите онлайн-экзамен.
При успешном прохождении теста — 75 процентов или выше — вы можете немедленно распечатать свой сертификат CE. Плата за тестирование составляет 25 долларов США для членов и 35 долларов США для нечленов. Офис CE в психологии APA сохраняет ответственность за программу. Дополнительную информацию можно получить по телефону (800) 374-2721.
Обзор:
Кредиты CE: 1
Элементы экзамена: 10
Цели обучения:
После завершения этого курса участники смогут:
- Объяснять соответствующие этические проблемы, связанные с участием в социальных сетях.
- Уточнение проблем и ограничений конфиденциальности, связанных с повышением прозрачности Интернета.
- Опишите лучшие этические практики для психологов, использующих веб-сайты социальных сетей.
Слишком часто люди не задумываются о раскрытии своей личной информации в Интернете. На самом деле, многие частые пользователи сайтов социальных сетей охотно разглашают множество личных данных, в том числе о том, где они живут и кто их привлекает, часто исходя из ложного предположения, что никто другой не может видеть эту информацию (Strater & Richter, 2007). Многие люди также вступают в онлайн-отношения, даже если они не уверены, что могут доверять людям, которых встречают в сети (Dwyer, Hiltz, & Passerini, 2007).
«Пользователи общаются в своем виртуальном нижнем белье с небольшими ограничениями», как сказал Дэвид Розенблюм в IEEE Security and Privacy (2006).
Какова роль психолога в эту расцветающую эру коммуникации? Прежде всего, психологи должны быть осведомлены об этой новой цифровой культуре и открыты для нее, сохраняя при этом свои ценности и этические принципы.
Конечно, контраст между психотерапией и сайтами социальных сетей не может быть более резким. Большинство психотерапевтических взаимодействий являются частными и защищенными конфиденциально, в то время как большинство взаимодействий в социальных сетях транслируются для общественности или сети друзей. Но когда психологи взаимодействуют в обеих сферах, они рискуют нарушить конфиденциальность клиентов или перейти границы.
Рекомендации по устранению таких рисков исходят от источника, который на первый взгляд может показаться маловероятным: от сельских психологов (Lehavot, 2010; Zur, 2006; Zur, Williams, Lehavot & Knapp, 2009). Эти профессионалы, тем не менее, являются отличным ресурсом, поскольку они годами решали дилеммы, связанные с самораскрытием и нарушением границ (Hargrove, 1982, 1986; Hargrove & Breazeale, 1993).
Эта статья предлагает свои советы психологам, работающим с клиентами в сегодняшнюю эпоху онлайн-общения.
Социальные сети и профессиональная психология
Социальные сети — это широкий термин, который относится к веб-сайтам, которые позволяют создавать и обмениваться пользовательским контентом в Интернете (Kaplan & Haenlein, 2010). Эти веб-сайты включают, но не ограничиваются:
- Сайты социальных сетей, таких как Facebook, MySpace и LinkedIn.
- Издательские СМИ, такие как WordPress, Blogger и Wikipedia.
- Обмен контентом, таким как YouTube, Flickr, Digg и Last.fm.
- Дискуссионные сайты, такие как Yahoo Messenger, Google Talk и Skype.
- Микроблоги, такие как Twitter, Tumblr и Posterous.
- Прямые трансляции, такие как Friendfeed и Lifestream.
- Прямая трансляция, например Livestream.
- Виртуальные миры, такие как Second Life и There.
Использование веб-сайтов социальных сетей в последние годы быстро возросло и становится нормой для населения Америки. Мэдден и Зикур (2011) из Исследовательского центра Пью обнаружили, что 65 процентов взрослых в Интернете — или 50 процентов всех взрослых — используют эти сайты. Это увеличение по сравнению с 8 процентами взрослых онлайн, использующих сайты социальных сетей в 2005 году, и увеличением с 46 процентов взрослых онлайн, использующих сайты социальных сетей в 2009 году.(Ленхарт, 2009).
Facebook — самый популярный из этих сайтов среди американцев в возрасте 18 лет и старше — посещает 901 миллион активных пользователей в месяц по всему миру. Ежедневно в Facebook заходят более 527 миллионов пользователей (Facebook, 2012c).
Специалисты-психологи также все чаще используют сайты социальных сетей (Taylor, McMinn, Bufford, & Chang, 2010). Lehavot, Barnett, and Powers (2010) обнаружили, что среди аспирантов-психологов 81% сообщили о наличии профиля в социальных сетях, а 33% этих студентов использовали Facebook. APA также использует сайты социальных сетей для продвижения отрасли и общения с большим количеством людей. Например, у ассоциации более 75 000 подписчиков на Facebook (Facebook, 2012a).
Данные свидетельствуют о том, что существует разница в возрасте пользователей этих сайтов. Мэдден и Зикур (2011) обнаружили, что молодые американцы значительно чаще, чем любая другая возрастная группа, пользуются сайтами социальных сетей, при этом уровень использования составляет 83 процента для взрослых в возрасте от 18 до 29 лет. Несмотря на то, что пожилые люди используют эти сайты реже, их использование увеличивается. В 2011 году сайтами социальных сетей пользовались 33 процента взрослых в возрасте 65 лет и старше, что на 150 процентов больше, чем в 2009 году (Madden & Zickuhr, 2011).
Возрастные различия в онлайн-активности присутствуют и у психологов. Тейлор и др. (2010) обнаружили, что, хотя более трех из каждых четырех студентов-психологов докторантуры используют сайты социальных сетей (часто для общения с друзьями и семьей), большинство авторитетных психологов используют их нечасто.
Из-за их более широкого присутствия в Интернете молодые психологи могут вызывать онлайн-дилеммы чаще, чем их более опытные коллеги. Также возможно, что опытные психологи, которые часто выступают в качестве супервайзеров, инструкторов и консультантов для новых психологов, могут быть недостаточно подготовлены для решения многих онлайн-проблем, возникающих у более молодых коллег и стажеров, из-за отсутствия у них опыта работы с новой технологией. .
Действительно, есть доказательства того, что молодые профессионалы, возможно, уже плывут по этим этическим водам с ограниченным руководством. Кретьен, Грейсен, Кретьен и Кинд (2009) обнаружили, что 60 процентов медицинских школ в их выборке сообщили о случаях, когда студенты-медики размещали непрофессиональный онлайн-контент, который включал раскрытие конфиденциальности пациента, ненормативную лексику, дискриминационные выражения, изображение опьянения и материалы сексуального характера. Кроме того, ДиЛилло и Гейл (2011) обнаружили, что 98% докторантов психологии искали информацию хотя бы об одном клиенте за последний год, хотя большинство из них сообщили, что поиск клиентов в Интернете был «всегда» или «обычно» неприемлемым.
Применение этики маленького мира
Сайты социальных сетей могут способствовать созданию онлайн-среды «маленького мира», аналогичной сельской среде «маленького мира», где психологи годами сталкивались с большей прозрачностью, чем их городские коллеги (Харгроув, 19 лет).82, 1986; Хелбок, Маринелли и Уоллс, 2006 г .; Моррисон, 1979 год; Робертс, Батталья и Эпштейн, 1999). Хотя ландшафты сайтов социальных сетей и сельской местности сильно различаются, между ними есть важные сходства. Оба характеризуются повсеместным случайным контактом, неизбежным самораскрытием и неизбежными множественными отношениями. Например, так же, как люди в сельской местности могут знать, где живет или часто бывает местный психолог, некоторые сайты социальных сетей помечают фотографии точными GPS-координатами того места, где они были сделаны (Nicholson, 2011).
Этическое мышление маленького мира относится к повышенному осознанию психологом того, что его или ее окружение, вероятно, вызовет этические дилеммы, связанные с нарушением границ, связанных с онлайн-реалиями, такими как большая прозрачность, повышенное самораскрытие и неизбежные множественные отношения. В сельской местности не всегда возможно полностью избежать самораскрытия и множественных отношений (Браунли, 1996; Кэмпбелл и Гордон, 2003; Робертс и др., 1999; Зур, 2006). Тем не менее, практика в сельской местности показала, что с некоторыми нарушениями границ можно справиться или их можно предотвратить (Faulkner & Faulkner, 19).97).
Предотвращение и устранение нарушений границ в сети
Психологи руководствуются и вдохновляются тремя фундаментальными этическими принципами, которые непосредственно применяются к установлению надлежащих границ в сети: благодеяние, непричинение вреда и честность (APA, 2010; Beauchamp & Childress, 2001). Вместе эти принципы помогают конкретизировать Этический стандарт APA 5.04, который советует психологам принимать соответствующие меры предосторожности в отношении распространения ими общественных советов и комментариев через средства массовой информации, включая Интернет. Во-первых, психологи должны учитывать риски и выгоды, которые их онлайн-активность может представлять для их клиентов. Во-вторых, принцип честности вдохновляет психологов быть искренними и честными в терапии в отношении потенциальной путаницы ролей, которая может возникнуть при онлайн-взаимодействии с клиентами.
В целом, психологам важно осознавать, что их «частная» онлайн-деятельность может пересекаться с их профессиональной компетенцией. Действительно, онлайн-самораскрытие может представлять собой точку пересечения дилемм, связанных с личной и профессиональной ролями, что в некоторых случаях сигнализирует о начале нарушения границ. Каслоу, Паттерсон и Готтлиб (2011) отметили, что при самораскрытии в Интернете «восприятие клиентом отношений может стать более случайным или даже социальным, что может нарушить границы или контекст терапии как убежища для изучения личных проблем». Зур и др. (2009 г.) отметил, что самораскрытие может иметь последствия для терапевтических результатов и может происходить тремя способами:
- Умышленное, при котором раскрытие является преднамеренным и его можно избежать.
- Неизбежный, при котором раскрытие информации неизбежно, но обычно ожидается.
- Случайный, при котором раскрытие информации является неизбежным и неожиданным.
К сожалению, самораскрытие в сети практически неизбежно (Zur, 2008). Часто его инициируют клиенты, которые хотят больше узнать о своих терапевтах. Некоторые клиенты могут делать больше, чем поиск в Google: они могут присоединяться к сайтам социальных сетей, присоединяться к профессиональным серверам рассылки / чатам или платить за онлайн-проверки биографических данных или онлайн-фирмы для проведения незаконных, инвазивных поисков (Zur, 2008; Zur et al., 2009).). Лехавот и др. (2010) обнаружили, что 7 процентов студентов-психотерапевтов сообщили, что клиент сообщил, что он или она получили информацию о них в Интернете.
Чтобы у клиентов не было возможности собирать такую информацию, психологи должны определить, насколько конфиденциальными являются сайты социальных сетей, которые они используют. К сожалению, многие пользователи социальных сетей не осознают, насколько небезопасна их личная информация в Интернете (Barnes, 2006). Стратер и Рихтер (2007) обнаружили, что студенты колледжей продемонстрировали подход «все или ничего» к конфиденциальности в Интернете, либо активно соблюдая свои стандарты конфиденциальности, либо не придерживаясь их вообще. Это было бы тревожной тенденцией, если бы у психологов была такая же точка зрения (Zur, 2008; Zur et al., 2009).). Клиенты могли бы, например, узнать информацию о частных телефонах и адресах терапевта, составе домохозяйства, стоимости и структуре дома психолога (и фотографии), оценках терапевта другими клиентами, сообщениях в блогах, личных изображениях, видео, профессиональных и личные веб-сайты, новостные статьи, написанные терапевтами или о них, профессиональные публикации и исследовательские статьи, а также ссылки на профили в социальных сетях. В результате психологи должны быть осторожны с тем, какую личную информацию они публикуют в Интернете.
Психологи могут помочь предотвратить нарушение границ в Интернете, ознакомившись с природой множественных отношений (Barnett, Lazarus, Vasquez, Moorhead-Slaughter & Johnson, 2007; Borys & Pope, 1989; Ebert, 1997; Pipes, 1997) и этическим решением. — изготовление моделей (Готлиб, 1993; Китченер, 1984). Согласно APA (2010), множественные отношения возникают, когда психолог находится в профессиональной роли с человеком и одновременно или обещает быть в другой роли с этим человеком или кем-то, кто тесно связан с этим человеком.
Барнетт и др. (2007) сказал, что, чтобы избежать эксплуатации со стороны клиентов, психолог должен убедиться, что он или она не вступает в множественные отношения, предназначенные для удовлетворения собственных потребностей психолога. Китченер (1988) рекомендовал психологам рассмотреть три проблемы, которые увеличивают риск того, что многократные отношения нанесут вред клиентам: несовместимость ожиданий между клиентом и психологом, повышенная приверженность нетерапевтическим ролям и различия во власти между психологом и клиентом.
Этические дилеммы в сельской местности дают представление о проблемах, с которыми пользователи социальных сетей могут столкнуться в Интернете. Шанк и Сковхольт (1997) описали четыре типа сельских дилемм, связанных с мультиролевыми отношениями. Это происходит, когда существуют пересекающиеся социальные отношения, деловые / профессиональные отношения, отношения с участием семьи психолога и отношения с участием клиентов психолога с другими клиентами. Определенные проблемы, уникальные для Интернета, которые могут стать более распространенными с более широким использованием сайтов социальных сетей, связаны с сайтами знакомств: Taylor et al. (2010) описали тревожные ситуации, когда обучающиеся психологи либо встречались с нынешними/бывшими клиентами через анонимные сайты знакомств, либо находили фотографии клиентов на сайтах семьи и друзей.
Рекомендации по онлайн-практике
Несмотря на то, что сайты социальных сетей предлагают значимые способы связи с семьей и друзьями (Bratt, 2010), психологи должны быть уверены, что они используют их таким образом, чтобы это приносило пользу их клиентам, им самим и репутации психолога. упражняться. Вот несколько советов.
Управление границами в Интернете
Особенно важно установить соответствующие границы с клиентами, чтобы избежать конфликта интересов (Canadian Psychological Association, 2008). Для этого психологу может потребоваться создать и поддерживать официальную политику сайта социальной сети в рамках процесса получения информированного согласия (Barnett, 2008; Burke & Cheng, 2011; Damsteeg, Murray & Johnson, 2012; Lehavot et al., 2010). ; Туник, Медник и Конрой, 2011). Поскольку APA не предлагает рекомендаций по использованию сайтов социальных сетей, может быть полезно ознакомиться с политиками других организаций здравоохранения. По данным Американской ассоциации консультирования (2005 г.), процессы информированного согласия должны как минимум признавать риски и преимущества использования социальных сетей и других технологий. Кроме того, такая политика может определять ожидания психологов от использования таких сайтов, а именно, что практикующие врачи не «дружат» и не взаимодействуют с клиентами на сайтах социальных сетей (Kolmes, 2010). Практикующие врачи также должны информировать клиентов о том, что они не ищут их в Интернете, если клиент не дал согласия или это не является частью плана клинического лечения (Barnett, 2008; Clinton, Silverman & Brendel, 2010; Lehavot et al., 2010; Tunick). и др., 2011).
Кроме того, в большинстве случаев психологи должны избегать установления множественных отношений с клиентами в Интернете (Американская медицинская ассоциация, 2010; Bratt, 2010). Тем не менее, понимая, что могут быть необходимые исключения из этого правила, психологи, столкнувшиеся с дилеммой множественных отношений, могут рассмотреть вопросы Янггрена и Готлиба (2004):
- Является ли вступление в отношения в дополнение к Я избегаю этого?
- Могут ли двойные отношения нанести вред пациенту?
- Если вред кажется маловероятным или предотвратимым, окажутся ли дополнительные отношения полезными?
- Есть ли риск того, что двойные отношения могут нарушить терапевтические отношения?
- Могу ли я объективно оценить этот вопрос?
Многие практикующие врачи могут не осознавать, что они могут нарушать границы, ища клиента в Google без его или ее разрешения. В результате практикующие специалисты могут захотеть разработать стратегии самоконтроля, такие как консультации с коллегами и руководителями (Gabbard, Kassaw & Perez-Garcia, 2011). Клинтон, Сильверман и Брендель (2010) предлагают шесть вопросов, которые практикующие врачи могут задать себе, чтобы определить, нужно ли гуглить клиента/пациента:
- Почему я хочу провести этот поиск?
- Будет ли мой поиск способствовать или помешать лечению?
- Должен ли я получить информированное согласие пациента?
- Должен ли я поделиться результатами поиска с пациентом?
- Должен ли я документировать результаты обыска в медицинской карте?
- Как я могу отслеживать свои мотивы и текущий профиль риска и выгоды поиска?
Психологам также может быть целесообразно разделить свои профессиональные и личные профили в Интернете на сайтах социальных сетей (American Medical Association, 2010; Myers, Endres, Ruddy, & Zelikovsky, 2012), включая только профессиональную информацию в профессиональных профилях в социальных сетях ( Братт, 2010). Наконец, из-за прозрачного характера сайтов социальных сетей обсуждение тематических исследований клиентов в Интернете следует проводить крайне осторожно, если не вообще избегать его (Van Allan & Roberts, 2011).
Развитие онлайн-технологий
Психологам необходимо не только понимать культурный контекст того места, где они живут и работают, но и понимать природу и необходимые технологии сайтов социальных сетей. Для психологов также важно понимать социальные сети, поскольку их клиенты, скорее всего, будут ими пользоваться (Myers et al., 2012).
Во-первых, психологи должны знать, какую информацию клиенты могут увидеть в Интернете. Один из способов сделать это — периодически искать свое имя в Интернете, чтобы определить, что могут найти клиенты (Taylor et al., 2010; Zur, 2008), или даже настроить оповещения Google, чтобы немедленно узнавать, когда ваше имя упоминается в сети. новая онлайн-публикация (Zur et al., 2009 г.). Кроме того, пользователи Facebook теперь могут загружать свою информацию, чтобы увидеть, какая информация хранится на сайте (Facebook, 2012b). Практики, обнаружившие неприемлемую личную информацию в Интернете, могут захотеть связаться с лицом, разместившим эту информацию, и/или с администратором веб-сайта (Gabbard et al., 2011).
Во-вторых, психологи должны заблаговременно установить элементы управления, которые ограничивают доступ к их личной информации. Несколько источников рекомендуют практикующим врачам установить как можно более высокий уровень безопасности на сайтах социальных сетей (American Medical Association, 2010; Lehavot et al., 2010; Myers et al., 2012; Taylor et al., 2010), разрешая доступ только друзьям. доступ (Барнетт, 2008). Важно признать, что для многих людей не всегда легко настроить параметры конфиденциальности. Например, в Facebook настройка уровней конфиденциальности может включать отдельные настройки для постов на стене, фотографий, приложений и социальной рекламы (Lee, 2009).).
Психологи также могут рассмотреть возможность использования онлайн-псевдонима, чтобы затруднить клиентам поиск их личной информации (Barnett, 2008; Taylor et al. , 2010). Тем не менее, даже псевдонимы не являются безопасными, поскольку некоторые сообщения могут быть отслежены до электронной почты или IP-адреса пользователя.
Практикам, которые не уверены в своей технологической компетентности в социальных сетях, следует проконсультироваться с коллегами, которые хорошо разбираются в этой технологии (Barnett, 2008; Taylor et al., 2010) и собрать ресурсы.
Снижение риска ответственности в Интернете
Хотя сайты социальных сетей являются популярными способами формирования и поддержания социальных отношений, психологи, которые их используют, подвергаются большему риску причинения вреда. Например, преднамеренное или непреднамеренное раскрытие конфиденциальной информации в социальных сетях может привести к нарушению этики и привести к юридическим проблемам в соответствии с Законом о переносимости и подотчетности медицинского страхования, Законом об информационных технологиях здравоохранения для экономического и клинического здравоохранения и законодательством штата (Wheeler, 2011).
Чтобы ограничить риск ответственности при использовании социальных сетей, практикующим специалистам может потребоваться принять определенные меры предосторожности. Во-первых, им следует связаться со своими представителями по страхованию профессиональной и личной ответственности, чтобы узнать, распространяется ли их страхование профессиональной и личной ответственности на сайты социальных сетей. В связи с этим было бы полезно для APA предоставить более детальные рекомендации относительно двух аспектов общения в социальных сетях: во-первых, какие онлайн-действия могут или не могут считаться частью истории клиента (Martin, 2010), и, во-вторых, какие онлайн-действия Действия считаются актами множественных отношений по сравнению со случайным контактом (Sonne, 19).94).
Во-вторых, психологи должны избегать использования определенных типов речи в Интернете, даже если они используют строгие ограничения конфиденциальности и другие средства защиты, такие как псевдонимы. Эти сообщения могут включать нарушение конфиденциальности клиента или супервизируемого, потенциально клеветнические высказывания и высказывания, порочащие репутацию психолога.