Что такое роль и ролевые ожидания: Социальная роль, ролевые ожидания и статус

Социальная роль, ролевые ожидания и статус

2.06.2016

Прежде всего определим понятия «социальная роль» и «ролевые ожидания». Что касается роли, то она связана с выполнением тех или иных функций человеком, занимающим определенную социальную позицию. Ролевые ожидания — это представления о том, что должен делать человек, играющий конкретную социальную роль. Ролевое разделение, как только что было сказано, является характеристикой групповой структуры.

Малые группы делятся на формальные и неформальные. Основное различие между ними состоит в том, что первые создаются и организуются целенаправленно, в то время как вторые обычно возникают стихийно. Так вот, в зависимости от того, какой является группа — формальной или неформальной — ролевое разделение также происходит либо целенаправленно, либо спонтанно. В формальных группах, как правило, роли определяются и предписываются конкретным людям заранее.

Типичным в этом отношении является назначение официального руководителя (лидера). Но в любой формальной группе параллельно идет самопроизвольное ролевое распределение. Так, довольно часто наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий, тем не менее, даже большим, чем формальный руководитель, влиянием. Впрочем, о проблеме лидерства мы поговорим чуть позже. Сейчас же продолжим разговор о ролевой дифференциации в группе.

Когда группа еще только формируется, роли ее членов не очень четко определены. Но затем происходит достаточно неоднозначный процесс вычленения тех или иных ролей. Например, в любой студенческой группе определяется «комик», «самый умный» и «самый тупой», «самый справедливый», «самый хитрый», «сексапильный» и т.д. член группы. Когда же группа уже сложилась и какое-то время функционирует, то для новичка, только что вступающего в группу, может быть заранее отведено определенное место, как правило, не очень престижное. 

Понятно, что не все роли в группе пользуются одинаковым уважением и, соответственно, обладают равным статусом. По мнению исследователей, людям, как, впрочем, и почти всем приматам, свойственна тенденция организовываться на основе статусных различий и статусной иерархии. В любом социальном сообществе всегда выстраивается определенная система соподчинения авторитетов, поэтому людям присуща «борьба за статус» (Моррис Д., 2002).

Основания для возникновения статусных различий могут меняться от группы к группе. Степень статусности тех или иных характеристик может зависеть от возраста, уровня образования, пола, культурной принадлежности членов группы, характера ее деятельности, направленности и т.д.

Социологи Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали в этой связи модель, названную теория статусных характеристик, для объяснения того, как возникают статусные различия. Согласно данной теории основанием для неравенства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов — членов группы. Авторы полагают, что люди видят и оценивают различия, имеющиеся между ними, и на этом основании создают друг о друге представления.

Поэтому статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других. Так, например, в развитых странах высокий уровень интеллекта, профессионализм и научные достижения являются основанием для высокого статуса в университетах, в то время как в российских вузах таким основанием очень часто оказываются бесхребетность, лживость, льстивость, угодничество и т.д.

В различных исследованиях было выявлено, что статусными могут оказаться такие характеристики, как способности, военные чины и звания, напористость, демонстрируемая озабоченность групповыми целями и т. п. В целом же исследователи установили, что в западных культурах большими шансами на высокий статус обладают мужчины, люди белой расы, пожилые в отличие от женщин, чернокожих и молодежи (Уилк Х. и Книппенберг Э., 2001).

Необходимо отметить также, что статусные характеристики могут быть как конкретными, так и диффузными. Конкретные характеристики напрямую связаны с теми задачами, которые решает группа. Так, например, если группа выполняет тяжелую физическую работу, то те ее члены, которые обладают большей физической силой, могут иметь в ней высокий статус, т. е. пользоваться в ней уважением и авторитетом. В группах, занятых сложным производством, высокий статус членов может предопределяться мастерством, опытом, интеллектом и т.д.

Диффузные характеристики напрямую не замыкаются на задаче, но тем не менее также могут предопределять статус. К таким характеристикам относятся пол, национальность, возраст и т. д. Если, допустим, компания мужчин и женщин выехала в лес на отдых, то распределение ролей, а, следовательно и статус каждого, скорее всего будут зависеть от гендерных стереотипов. Так например, мужчины, как само собой разумеющееся займутся постановкой палаток, костром и другими «мужскими» делами. А женщины, соответственно, «женскими» — приготовлением пищи, устройством быта и т.п. При этом будет предполагаться, что мужчины более успешны в «серьезной» деятельности — костер, палатка, рыбалка, дрова, а женщины — в «несерьезной»: пища, быт, уют. Хотя очень может быть, что для данной группы было бы лучше, если бы роли распределились совсем иначе, так как имеется немало неумелых мужчин, которые не в состоянии ничего хорошо сделать и лучше бы это сделала умелая женщина.

Как, впрочем, и наоборот, может статься так, что некоторых женщин лучше близко не подпускать к приготовлению пищи.

Если взять другой пример, скажем, семейную группу, то статусность диффузных характеристик в ней может предопределяться типом культуры. Как известно, роль «главы семьи» в патриархальных культурах отводится мужчине, а вот роль «воспитателя детей» — женщине. Понятно, что статусной характеристикой в семье окажется и возраст членов семейной группы. Таким образом, даже в небольшой семейной группе всегда возникает иерархия статусов, связанная с гендерной и возрастными характеристиками членов семьи.

Ключевые слова: Роль, Социальность

Источник: Семечкин Н.И., Психология малых групп

Материалы по теме

Социальные статусы и социальные роли личности

Основы социологии и политологии — Козырев Г.

И — Учебник для ссузов — 2008 — 240

Статусно-ролевая регуляция взаимодействия

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Личность и социальные роли

Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш….

Социальная дифференциация и стратификация

Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,…

Роль лидера

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Социально-психологические феномены в малых группах

Жуйкова И.В., Социальная психология

Теория социального воздействия

Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. —…

Принципы социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Роль и ролевые ожидания в процессах общения

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «используемых» общающимися людьми.

В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т.д.).

Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т.д. И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли послушного сына своей престарелой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т.п. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Посещая родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель – обязан.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Интересно

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Каждый человек, вступая в общение, в большей или меньшей степени точно приписывает общающимся с ним людям определенные ожидания в отношении его поведения, слов и поступков. Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом.

Из этого, разумеется, не следует, что тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Если возникает ситуация, в которой принципы и убеждения субъекта вступают в резкое противоречие с тем, что от него, как он понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может и не заботиться о том, насколько тактично его поведение.

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью.

Бестактность — это деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Бестактное поведение может иметь сравнительно безобидный характер. Например, если на весьма формальный вопрос при встрече двух знакомых: «Как дела?» — следует подробный рассказ одного из них о здоровье всех домашних, о незначительных событиях последних дней, то это может расцениваться как некоторая бестактность. Но в ряде случаев нарушение требований такта ведет к серьезным последствиям. Это в особенности относится к проявлениям бестактности при педагогическом общении.

Приведем конкретный пример. В девятом классе преподаватель организовал кружок выразительного чтения и вел его весьма успешно.

Но однажды произошло следующее. Руководитель кружка предложил для работы басню И.А. Крылова «Разборчивая невеста». Не успел он приступить к чтению, как один из кружковцев встал и попросил выбрать другую басню; «Какую угодно, только не эту!» – «Объясните, в чем дело», – возразил учитель. «Не могу…» — последовал тихий ответ. Преподаватель все это счел капризом и настоял на своем. Закусив губу, паренек сел на место. И только прочитав заключительные строчки и вложив интонационный сарказм в слова:

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку,

по гнетущей тишине, по взволнованным и возмущенным лицам ребят, по слезам, выступившим на глазах одной из девушек, учитель наконец понял смысл случившегося. Он вдруг вспомнил, что в числе кружковцев садит юноша, которому несколько лет назад поездом отрезало ногу, и что здесь же находится девушка, в которую тот давно влюблен.

Учитель не должен упускать из виду, что ученический коллектив состоит из людей и личность каждого надо принимать во внимание. Даже временная потеря психологического контакта со школьниками способна нанести тяжелый ущерб, последствия которого трудно предвидеть. Если же такие нарушения взаимопонимания оказываются скорее правилом, чем исключением, то можно с уверенностью предсказать, что между педагогом и учениками вскоре образуется труднопреодолимая пропасть.

Использование возможностей, которые предоставляет воспитателю педагогический такт при установлении необходимых контактов, дает возможность осуществить процесс формирования личности школьника в наиболее благоприятных условиях, открывая ей перспективы развития.

определение ожидания роли

| Open Education Sociology Dictionary

Home

> R Words

> ролевые ожидания (социальные ролевые ожидания)

Содержание

Определение ролевых ожиданий

( существительное ) группой или обществом.

Пример ожидаемой роли

  • Студент университета должен выполнять задания вовремя и приходить на занятия подготовленным.

Role Expectation Pronunciation

Pronunciation Usage Guide

Syllabification: role ex·pec·ta·tion

Audio Pronunciation

– American English

– British English

Phonetic Spelling

  • American Английский – /rOHl ek-spek-tAY-shuhn/
  • Британский английский – /rOHl ek-spek-tAY-shuhn/

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский – /roʊl ˌɛkspɛkˈteɪʃən/
  • Британский английский – /rəʊl ˌɛkspɛkˈteɪʃən/

Замечания по использованию

  • Множественное число: ролевые ожидания
  • Термины «ролевые ожидания» и «социальные ролевые ожидания» взаимозаменяемы в социологическом контексте.
  • Ролевое ожидание противопоставляется ролевому исполнению.
  • Вариант написания: роль-ожидание

Цитата по теме

  • «В американском обществе основная система родства состоит из родителей и детей, но она может включать и других родственников, особенно бабушек и дедушек. Каждый человек в этой системе имеет определенные права и обязанности в зависимости от его или ее положения в структуре семьи. Кроме того, человек может занимать несколько должностей одновременно. Например, 18-летняя женщина может быть одновременно и дочерью, и сестрой, и двоюродной сестрой, и тетей, и внучкой. Каждая роль влечет за собой различные права и обязанности. Будучи дочерью, молодой женщине, возможно, придется подчиняться определенным решениям своих родителей; как сестра, чтобы делить с ней спальню; как двоюродный брат, чтобы присутствовать на свадьбе; а будучи внучкой, навещать своих бабушку и дедушку во время каникул» (Стронг, Дево и Коэн, 2011:19). ).

Видео по теме

Дополнительная информация

  • Ресурсы по теории ролей – книги, журналы и полезные ссылки
    • норма
    • роль
    • смена ролей
    • сегрегация ролей
    • набор ролей
    • ролевая деформация
    • принятие ролей
    • ролевая теория
    • Статус 0019

    Ссылка

    Стронг, Брайан, Кристин ДеВолт и Теодор Ф. Коэн. 2011. Опыт брака и семьи: интимные отношения в меняющемся обществе . 11-е изд. Бостон: Cengage Learning.

    Works Consulted

    Ferrante, Joan. 2011. Взгляд на социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Кендалл, Диана. 2011.  Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).

    Приведите определение ролевых ожиданий

    ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «ожидание роли». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 23 февраля 2023 г. (https://sociologydictionary.org/role-expectation/).

    APA – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    ролевые ожидания. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/role-expectation/

    Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «ожидание роли». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 23 февраля 2023 г. https://sociologydictionary.org/role-expectation/.

    MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «ожидание роли». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 23 февраля 2023 г. .

    Crystal Knows — Ролевые ожидания

    Вспомните свое последнее интервью. Возможно, вы зашли в незнакомый офис, чтобы впервые встретить случайную группу людей. Интервью могло длиться час (или больше), и эти люди по очереди задавали вам различные вопросы о ваших навыках и опыте на предыдущей работе.

    Процесс, возможно, был немного пугающим; Вы выходите из офиса и ждете продолжения.

    Через несколько дней вы получаете электронное письмо; Вы получили работу!

    Перенесемся на несколько недель вперед. Это твой первый рабочий день. Вы чувствуете себя довольно комфортно в отношении того, что требует работа, в конце концов, вы потратили несколько часов во время собеседования, узнав немного больше о ключевых обязанностях и о том, что требует повседневная работа. Вы уже делали ту же работу раньше, так что это должно быть легко.

    Перемотка вперед еще на пару недель.

    Что-то не так. Ваши новые коллеги кажутся вполне довольными вашей работой, но, похоже, существует некоторое недопонимание относительно того, как вы должны выполнять эту работу. Это почти как невысказанное ожидание, о котором все знают… кроме тебя. Это также никогда не сообщалось во время процесса найма. Вы не умеете читать мысли, поэтому предполагаете, что со временем разберетесь во всем этом.

    Эта двусмысленность сводит вас с ума. Вы были звездным исполнителем в той же самой роли в предыдущей компании; теперь вы боретесь. Что дает?

    Что и как

    Приведенная выше история иллюстрирует текущую реальность найма, внутренних переводов или любого другого случая, когда вы ищете кого-то нового на определенную должность в вашей компании. Эта история рисует картину о том, «что» и «как» требуется для роли.

    В настоящее время большинство рабочих мест сосредоточено на том, «что» — это задачи, обязанности и ответственность, которые требует работа. По большей части это можно легко вывести. Это то, что вы видите в объявлении о вакансии.

    Гораздо труднее обсуждать «как». Как вы должны выполнять основные обязанности, связанные с работой? Какое поведение поощряется/не поощряется в той или иной роли?

    Во многих сценариях именно эти ролевые ожидания определяют успех или неудачу в новой роли.

    Пример: актер/актриса

    Давайте используем пример, чтобы проиллюстрировать этот пункт немного больше. Представьте, что вы режиссер фильма и ищете кого-нибудь на роль главного героя. Вы набираете кого-то на эту должность — как вы думаете, какой будет один из первых вопросов?

    «Можно посмотреть сценарий?»

    Сценарий закладывает основу того, как вы должны себя вести в фильме. В настоящее время этого не существует для рабочего места, но оно должно быть.

    Установка ожидаемых ролей

    Давайте вернемся к примеру в начале поста; что вызвало разницу между работой в предыдущей компании и в нынешней? Как сделать этот процесс более прозрачным и свести к минимуму неоднозначность?

    Мы рекомендуем следующий процесс:

    Документирование поведенческих ожиданий

    Первый шаг к совершенствованию этого процесса связан с определением ключевыми внутренними заинтересованными сторонами ожиданий (или моделей поведения), которых требует роль, в структурированном виде .

    На это могут повлиять следующие факторы:

    1. Организационная культура (общекорпоративные поведенческие «нормы»)
    2. Состав команды (люди, с которыми вы работаете)
    3. Клиент/целевой рынок (какие поведенческие ожидания есть у ваших клиентов?)

    В идеале вы должны спросить заинтересованные стороны, какое поведение наиболее важно для этой роли (а также какое поведение не рекомендуется ).

    Например, если вы управляете межфункциональной командой, следующие действия могут иметь решающее значение:

    1. Привлекать людей к обсуждению того, как следует действовать
    2. Мотивируйте других, рекламируя преимущества командной работы и сотрудничества
    3. Запрос обратной связи через равные промежутки времени

    Далее в этой роли могут не поощряться следующие действия:

    1. Выполнять работу лично для обеспечения качества и точности
    2. Минимизируйте время, затрачиваемое на светскую беседу и социальную болтовню
    3. Требуйте, чтобы другие проявляли чувство срочности или работали в быстром темпе.

    Приведенные выше фразы являются описательными по той причине, что они служат частью разговора и помогают избавиться от банальностей.

    Естественно, будут возникать некоторые различия в точках зрения, поэтому важно сравнивать индивидуальные результаты и вырабатывать консенсус в отношении ключевых требований к поведению. Вы должны выполнить этот процесс до того, как начнете процесс собеседования.

    Представление поведенческих ожиданий

    К этому моменту у вас должен быть список ключевых моделей поведения, которые влечет за собой роль, разработанный людьми, которые лучше всего понимают, что на самом деле требуется от этой роли.

    Следующий шаг — донести до кандидата поведенческие ожидания, которых требует роль, и копнуть глубже. Например, если заинтересованные стороны согласились с тем, что «вовлечение людей в обсуждение того, как что-то должно быть сделано» является критическим требованием для этой роли, может быть хорошей идеей задать кандидату следующий вопрос:

    «Опишите случай, когда вам приходилось вовлекать множество людей в процесс принятия решения. Как вы это делали?»

    Поскольку вы заранее определили поведение, которое вы ищете, теперь у вас есть рубрика, которая упрощает процесс собеседования гораздо более структурированным образом и устраняет предвзятость.

    Это еще не все. Вы даже можете использовать эту информацию после приема на работу в качестве инструмента обучения . Реальность такова, что один человек никогда не проверит все поведенческие рамки, которые у вас есть для роли, поэтому разработка стратегий преодоления этих «пробелов» может оказать огромное влияние.

    Усовершенствуйте этот процесс с помощью Crystal

    В Crystal наш личностный движок в значительной степени основан на поведенческой структуре DISC , которая, как следует из названия, представляет собой способ картирования естественного поведения .

    Мы работаем над улучшением описанного процесса различными способами. Например:

    1. Мы можем автоматически генерировать поведенческие описательные фразы для различных ситуаций (управление командой, коучинг, делегирование и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts