Сензитивные периоды у детей: после трёх уже поздно? | Семья
Наверняка каждый человек слышал истории о детях-маугли, которые много лет провели вне социума в совершенно диких условиях. Как правило, они не говорят (либо имеют очень скудный лексикон), и во много раз уступают своим сверстникам в психическом развитии. В чём же дело? Неужели так сложно «вернуть» ребёнку речь и активизировать его мыслительно-познавательные процессы? Давайте разбираться.
Как показывает практика педагогов, социологов и врачей, даже если в последующие годы регулярно развивать детей-маугли, их речь уже никогда не станет идеальной. Впрочем, некоторые умения (связанные с анализом, мышлением и пр.) им тоже будут малодоступны. Почему же? Возможно, дело в так называемых сензитивных периодах развития.
Что такое сензитивность
Сензитивность (или чувствительность) — особенность человека, позволяющая ему ощущать и воспринимать различные внешние раздражители. Соответственно, сензитивные периоды развития — это такие возрастные периоды, когда ребёнок наиболее восприимчив к процессам обучения, воспитания, благодаря чему впоследствии формируются личность и интеллект.
Исследователи сензитивных периодов по-разному трактуют их суть. В частности, врач и педагог Мария Монтессори полагала, что сензитивные периоды имеют биологическую природу, то есть возникают из-за особенностей работы детского мозга. Психолог Л.С. Выготский считал, что природа сензитивных периодов исключительно социальна, то есть на ребёнка оказывает влияние окружающая среда. Профессор Б.Г. Ананьев видел в сензитивных периодах переплетение органического и социального, однако ведущую роль он отводил социальной природе сензитивности.
Интересно, что в один такой период ребёнок может быть восприимчив сразу к нескольким видам деятельности и к развитию нескольких психических функций.
Конечно же, это не значит, что по окончании всех таких сензитивных периодов, ребёнок не сможет больше ничему научиться. Мы все знаем, что можно выучить шведский язык, если тебе 70 или начать освоение новой профессии совсем не в 18. Речь идёт про особенности детского развития, которые помогают ребёнку в освоении того или иного навыка. Такую помощь природы могут использовать и родители.
Сензитивные периоды по Монтессори
Мария Монтессори подчеркивала биологическую природу возникновения сензитивности, а потому её классификация включает в себя 6 сензитивных периодов.
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). Многие родители подтвердят, что пятилетнего ребёнка научить порядку намного труднее, чем двухлетнего малыша. Во многом это связано с тем, что вместе с порядком ребёнок видит стабильность: вещи на стульчике, игрушки в коробке, с утра и перед сном — чистка зубов. Внешний порядок для малыша всегда является отражением порядка внутреннего. Бывает, что капризы и слёзы малышей до трёх лет связаны именно с нарушением этого самого порядка.
Речь идёт не только о кружках-ложечках-штанишках, но и о поведении. Например, когда настроение или образ жизни родителей меняется — это тоже является неким нарушением привычного уклада. Именно поэтому от 0 до 3 лет лучше всего прививать ребёнку любовь к порядку, чистоте и соблюдению расписания.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Вот он — возраст детских площадок, игровых комплексов, горок, качелей и лесенок! Движение насыщает кровь кислородом, укрепляет мускулатуру, развивает координацию движений и стимулирует приток крови к клеткам головного мозга. Поэтому длительные сидения за партой в этом возрасте для ребёнка категорически противопоказаны.
Родителям стоит помнить, что в этом возрасте любые занятия с малышом должны сопровождаться несколькими перерывами «на побегать». От 1 года до 4 лет малыш знакомится со своим телом, его функциями, пробует себя, осваивает множество полезных движений и совершенствует их. Согласитесь — прыгать, лазать, балансировать — это не менее важные умения, чем письмо или чтение.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Один из самых важных и долгих периодов, когда малыш познаёт запахи, звуки, тактильные ощущения. Именно в этом промежутке у ребёнка формируются и закрепляются представления о формах, цветах, текстурах и размерах.
Конечно, малыш естественным образом научится отличать большое от маленького. Однако в системе Монтессори есть множество полезных упражнений, которые помогут ребёнку перейти к более интенсивному сенсорному развитию. Например, можно создавать звуки различных предметов (звук стекла, дерева, звон, свист и пр.) или предлагать чаду угадать на ощупь, какой предмет лежит в тёмном непрозрачном мешочке. Всё это обогащает детские сенсорные впечатления.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Взрослые изрядно удивляются, когда видят, что малыш пытается засунуть себе в ухо бусину или какую-нибудь горошину. А между тем это самый верный способ научиться воспринимать размерные характеристики предметов и развить мелкую моторику! Правда, подобные манипуляции (и желательно без засовывания их в различные отверстия) следует проводить под присмотром взрослых.
Мария Монтессори предлагала использовать простые материалы из домашнего обихода (фигурные макароны, крупу, пуговицы), а также паззлы и разноразмерный конструктор. Например, ящичек с отверстиями разной формы, куда помещаются, соответственно, разные предметы — каждый в своё отверстие.
Мелкая моторика — основа для формирования важнейших навыков: завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, письмо, работа руками. И очень важно в этот период уделить её развитию достаточно внимания.
5. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). В этом возрастном промежутке в ребёнке закладываются основы социального поведения. Например он узнаёт, что такое грубое поведение, как лучше начинать разговор, как давать отпор или что говорить незнакомцам. При этом стоит помнить, что в этом сензитивном периоде ведущая модель детского поведения — подражание. Заставлять ребёнка насильно здороваться, улыбаться и соблюдать целый свод правил этикета не имеет смысла.
6. Период развития речи (от 0 до 6 лет). Работу с детьми в этот сензитивный период можно назвать самой трудоёмкой. Но она же и самая долгая! Поэтому мамам и папам не стоит волноваться, если их ребёнок не говорит в 1-2 года: детская речь развивается и совершенствуется вплоть до шестилетнего возраста. О том, как помочь своему ребёнку заговорить, мы недавно писали.
Примерно от рождения до одного года малыш только впитывает звуки и реакции, которые наполняют его жизнь. Общение в этот период эмоциональное, поэтому родителю важно много говорить и взаимодействовать с младенцем, прекрасно воспринимающим на слух интонации.
От 1 года до 3 лет ребёнок начинает практиковать первые словесные реакции: осмысленные звуки, слова, словосочетания, иногда предложения. Словарный запас в основном пассивный, поэтому мамам и папам важно много читать своим детям и обращаться к ним без сюсюканий, чётко и внятно.
От 3 до 6 лет длится период формирования закрепления навыков осмысленной речи. Ребёнок проявляет интерес к чтению, письму, поэтому научить малыша читать в этом возрасте несколько легче. Ему часто и самому интересно писать на песке, повторять на бумаге написание букв и цифр, раскладывать карточки со словами или пытаться прочесть первые слова в любимых книгах.
А когда ребёнку проще всего изучать иностранный язык? Мария Монтессори такого разделения не даёт. Можно предположить, что изучение иностранных языков наиболее легко проходит в речевом сензитивном периоде. Это подтверждают умения малышей-билингвов, которые хоть и начинают говорить чуть позже других детей (как правило), но сразу на нескольких языках.
А вот психофизиолог Н.С. Лейтас намекает, что лучшее время для усвоения языков — младший школьный (6-10 лет) и младший подростковый (10-12) возраст. В первом случае ребёнок особенно восприимчив к учебной деятельности, связанной с подражанием и повторением, а во втором случае ребёнок сензитивен к практически значимым видам деятельности.
Особенно ярко предположения Лейтаса подтверждаются детьми, которые вынуждены учить новый язык в непосредственной среде (например, из-за переезда). Если они попадают в новую языковую среду именно в благоприятный сензитивный период, то освоение нового языка происходит невероятно быстро: буквально за 1-2 месяца ребёнок уже может понятно и грамотно изъясняться. Но и здесь важно понимать, что все дети разные и какого-то волшебного метода научить ребёнка говорить на немецком без ошибок за 2 месяца не существует.
Сензитивные периоды по Выготскому
Несмотря на то, что Лев Семёнович Выготский говорил о социальной природе сензитивности, в его классификации много схожего с классификацией Марии Монтессори. Основное отличие — небольшие сдвиги возрастных рамок для каждого периода.
1. 1,5-3 года. Период яркого речевого восприятия и пополнения лексикона. В этом же возрасте ребёнок восприимчив к иностранным языкам, развитию мелкой моторики, к формированию порядка и различным манипуляциям с объектами (схватить, завязать, бросить и пр.).
2. 3-4 года. Этот сензитивный период является благоприятным для знакомства малыша с цифрами и буквами, а также для подготовки к письму. На данном этапе у детей развиваются осознанная речь, навыки формирования своих мыслей, понимание, а также очень активно — все органы чувств.
3. 4-5 лет. Данный сензитивный период характеризуется появлением интереса к музыке и к точным наукам. Знания детей о формах, размерах, параметрах значительно расширяются и укрепляются. Кроме того, ребёнок проходит путь интенсивного социального развития.
4. 5-6 лет. Период благоприятен для формирования навыков чтения и письма. На этом же этапе ребёнок закрепляет социальные навыки и расширяет свои знания о желательном и нежелательном поведении.
5. 8-9 лет. На этом сензитивном этапе языковая восприимчивость ребёнка достигает вторичного пика. Поэтому данный период благоприятен для обучения иностранным языкам, закреплению норм родного языка, а также для развития воображения.
После трёх уже поздно?
В 1977 году в Японии вышла книга под названием «После трёх уже поздно». Издание стало бестселлером как раз за раскрытие «премудростей» детских сензитивных периодов.
Но значит ли это, что, если сензитивный период был пропущен, ребёнок больше никогда не научится логически мыслить, писать, считать или говорить по-французски? Разумеется, нет! Иначе больше половины населения так и остались бы неграмотными и несоциализированными.
Сензитивный период вовсе не какая-то панацея от трудностей. Это лишь временной промежуток, который облегчает ребёнку понимание, усвоение и систематизацию информации, поступающей извне.
Современные педагоги и вовсе трактуют сензитивность, как спектр лучших условий для обучения и психического развития. Согласно новым представлениям, сензитивный период — это негласная граница, которая как бы говорит: усвоение старой информации завершено, ребёнку пора переходить к новому этапу и усложнению психической деятельности.
Психологи и учёные говорят следующее: длительность сензитивных периодов определяется не возрастом, а зрелостью нервных структур. Поэтому у многих детей эти границы могут сдвигаться (порой на год или два). Феномен возрастной сензитивности по-прежнему остаётся предметом больших споров. Поэтому задача современных мам и пап — наблюдать за своими детьми, учитывать их индивидуальную готовность к развитию, обучению и социализации.
Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.
С. Выготскому) — Журналы для дошкольных образовательных учрежденийЛункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)
• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.
По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.
И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.
Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.
Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.
Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.
Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.
Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.
Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.
Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.
Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.
Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.
Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.
Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.
Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.
Литература
Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.
Скрининг заболеваний — Статистические средства обучения
Что означает скрининг?
Скрининг относится к применению медицинской процедуры или теста к людям, у которых еще нет симптомов определенного заболевания, с целью определения вероятности наличия у них этого заболевания. Сама по себе процедура скрининга не диагностирует болезнь . Тем, у кого положительный результат скринингового теста, потребуется дальнейшее обследование с последующими диагностическими тестами или процедурами.
Зачем мы делаем скрининг?
Целью скрининга является снижение заболеваемости или смертности от заболевания путем выявления заболеваний на самых ранних стадиях, когда лечение обычно более эффективно.
Примеры скрининговых тестов:
Мазок Папаниколау, маммография, клинический осмотр молочной железы, определение артериального давления, уровня холестерина, осмотр глаз/проверка зрения и анализ мочи.
Что такое чувствительность и специфичность?
Чувствительность и специфичность — это меры способности теста правильно классифицировать человека как имеющего заболевание или не имеющего заболевания. Чувствительность относится к способности теста определять человека с заболеванием как положительного. Высокочувствительный тест означает малое количество ложноотрицательных результатов и, следовательно, меньшее количество пропущенных случаев заболевания. Специфичность теста заключается в его способности определять человека, не имеющего заболевания, как отрицательного. Высокоспецифический тест означает, что ложноположительных результатов мало. Использование теста с низкой специфичностью для скрининга может оказаться нецелесообразным, поскольку многие люди без заболевания будут иметь положительный результат скрининга и потенциально получат ненужные диагностические процедуры.
Желательно, чтобы тест был одновременно высокочувствительным и высокоспецифичным. Часто это невозможно. Как правило, есть компромисс. Во многих клинических тестах есть люди, которые явно нормальны, некоторые явно ненормальны, а некоторые попадают в серую зону между ними. Выбор должен быть сделан при установлении тестовых критериев для положительных и отрицательных результатов.
Что такое прогностическая ценность?
Вероятность заболевания по результатам теста называется прогностической ценностью теста. Положительная прогностическая ценность — это вероятность того, что у пациента с положительным (аномальным) результатом теста действительно есть заболевание. Отрицательная прогностическая ценность — это вероятность того, что человек с отрицательным (нормальным) результатом теста действительно не болен. Прогностическая ценность — это ответ на вопрос: если результат теста моего пациента положительный, каковы шансы, что у моего пациента действительно есть заболевание?
Прогностическое значение определяется чувствительностью и специфичностью теста, а также распространенностью заболевания в тестируемой популяции. (Распространенность определяется как доля лиц в определенной популяции в данный момент времени с рассматриваемым состоянием.) Чем чувствительнее тест, тем меньше вероятность того, что человек с отрицательным результатом теста будет иметь заболевание, и, следовательно, отрицательное прогностическое значение. Чем более специфичен тест, тем меньше вероятность того, что человек с положительным тестом будет свободен от заболевания, и тем выше прогностическая ценность положительного результата.
Когда распространенность доклинического заболевания низкая, положительная прогностическая ценность также будет низкой, даже при использовании теста с высокой чувствительностью и специфичностью. Что касается таких редких заболеваний, то при дальнейшем диагностическом тестировании у значительной части лиц с положительными результатами скрининга неизбежно будет обнаружено, что заболевание отсутствует. Чтобы повысить положительную прогностическую ценность скринингового теста, программа может нацелить скрининговый тест на лиц с высоким риском развития заболевания, исходя из таких соображений, как демографические факторы, история болезни или род занятий. Например, маммография рекомендуется женщинам старше сорока лет, потому что это группа населения с более высокой распространенностью рака молочной железы.
Какие критерии следует учитывать для эффективной программы скрининга?
- Угрожающие жизни заболевания, такие как рак молочной железы, а также те, которые, как известно, имеют серьезные и необратимые последствия, если их не лечить на ранней стадии, такие как врожденный гипотиреоз, подходят для скрининга.
- Лечение заболеваний на ранних стадиях должно быть более эффективным, чем лечение, начатое после появления симптомов. Например, рак шейки матки развивается медленно, и раковым клеткам требуется более десяти лет, чтобы перейти в фазу инвазивности. На этой преинвазивной стадии рак обычно протекает бессимптомно, но его можно обнаружить при скрининге с использованием мазка Папаниколау. Лечение более эффективно на этой стадии, чем когда рак стал инвазивным. С другой стороны, рак легкого имеет плохой прогноз независимо от стадии, на которой начато лечение. Ранняя диагностика и лечение, по-видимому, продлевают жизнь немногим больше, чем терапия после появления симптомов. Скрининг для выявления рака легких на ранней стадии с использованием доступных в настоящее время методов не принесет пользы.
- Распространенность обнаруживаемой доклинической фазы заболевания должна быть высокой среди обследуемого населения. Это относится к относительным затратам на программу скрининга по отношению к количеству выявленных случаев и положительной прогностической ценности. Затраты ресурсов на скрининг должны быть оправданы с точки зрения устранения или уменьшения неблагоприятных последствий для здоровья.
Программа скрининга, которая выявляет заболевания, которые встречаются реже, может принести пользу лишь немногим людям. Такая программа могла бы предотвратить некоторые смерти. Хотя предотвращение даже одной смерти важно, учитывая ограниченные ресурсы, более рентабельная программа для лечения более распространенных заболеваний должна иметь более высокий приоритет, потому что она поможет большему количеству людей.
Однако в некоторых случаях скрининг на заболевания с низкой распространенностью также является рентабельным, если стоимость скрининга меньше стоимости лечения, если заболевание не выявляется на ранней стадии. Например, фенилкетонурия (ФКУ) является редким заболеванием, но при отсутствии лечения имеет очень серьезные долгосрочные последствия. ФКУ встречается только у 1 из каждых примерно 15 000 рождений и, если ее не лечить, может привести к тяжелой умственной отсталости, которую можно предотвратить с помощью диетического вмешательства. Доступность простого, точного и недорогого теста привела к тому, что многие штаты, включая штат Нью-Йорк, стали требовать скрининга ФКУ для всех новорожденных.
- Должен быть доступен подходящий скрининговый тест. Критерии пригодности включают адекватную чувствительность и специфичность, низкую стоимость, простоту введения, безопасность, минимальный дискомфорт при введении и приемлемость как для пациентов, так и для практикующих врачей.
- Также должно быть обеспечено надлежащее последующее наблюдение за лицами с положительными результатами скрининга, чтобы обеспечить проведение тщательного диагностического тестирования.
Что такое чувствительность и специфичность и почему меня это должно волновать? — Эти ботанистые девчонки
Сара Уитли Коулз, доктор медицины
А: Хороший вопрос! Чувствительность и специфичность — это характеристики медицинского теста, которые помогают нам определить, насколько полезен этот тест и как интерпретировать результат.
НО, они не все и конец всего. Мы также хотим знать положительную и отрицательную прогностическую ценность. Пристегнитесь и давайте поговорим о статистике!
Чувствительность говорит нам, как часто тест оказывается положительным у человека, который действительно болен (называется истинно положительным). Другими словами: «Если у вас есть заболевание, когда вы проходите тест, какова вероятность того, что он окажется положительным?» Очень чувствительный тест правильно идентифицирует большинство людей, у которых есть заболевание, и имеет низкий уровень ложноотрицательных результатов.
Ложноотрицательные результаты — это когда тест отрицательный, даже если у человека действительно есть заболевание. Если у нас есть тест, который равен 99% чувствителен, он выявит 99% людей, у которых есть заболевание. 1% людей с этим заболеванием будут пропущены и им ложно скажут, что у них нет болезни.Специфичность говорит нам, как часто тест дает отрицательный результат у человека, у которого нет заболевания (называется истинно отрицательным). Другими словами: «Если у вас нет болезни, когда вы проходите тест, какова вероятность того, что он окажется отрицательным?» Высокоспецифичный тест правильно покажет практически всех, у кого нет заболевания и не будет иметь кучу ложноположительных результатов. Ложноположительные результаты — это когда тест положительный, даже если у человека нет заболевания. А 99%-й специфический тест правильно идентифицирует 99% людей, у которых нет болезни, и неправильно даст положительный результат 1% людей, у которых нет болезни.
Чувствительность и специфичность полезны, когда мы думаем о том, как интерпретировать результат теста. Ни один тест не идеален, и все тесты будут иметь ложноположительные и ложноотрицательные результаты. Ложноположительные и отрицательные результаты — это проклятие тестирования, потому что мы не хотим пропустить заболевание и не хотим говорить людям, что у них есть болезнь, которой на самом деле у них нет. Когда клиницисты заказывают тест, они обращают внимание на чувствительность и специфичность, чтобы помочь им интерпретировать результат. Важно знать вероятность ложноположительного или ложноотрицательного результата.
«Прикольно», — скажете вы. «Как невероятно полезно!» Это всего лишь медленное движение. Чувствительность и специфичность важны, но не только числа, которые имеют значение. Это может показаться нелогичным, но распространенность заболевания действительно влияет на то, как вы интерпретируете результат теста. Откуда мы знаем распространенность? Мы используем «золотой стандарт». Это тест, который дает нам истинный результат, несмотря ни на что. Вам может быть интересно, зачем нам нужен еще один тест, если у нас есть золотой стандарт. Часто золотой стандарт — это не тест, который мы хотим проводить с людьми. Это может включать в себя такие вещи, как хирургия, вскрытие или другие инвазивные, дорогие и не очень веселые вещи. Итак, вернемся к нашей статистике: мы рассчитываем положительную и отрицательную прогностическую ценность теста, которые учитывают чувствительность и специфичность, а также распространенность болезненного состояния.
Положительное прогностическое значение говорит нам о том, насколько вероятно, что у человека с положительным результатом теста действительно будет заболевание («Если у меня положительный результат теста, какова вероятность, что у меня есть заболевание?»). Положительная прогностическая ценность 99% означает, что если вы получили положительный результат теста, в 99% случаев у вас действительно есть заболевание. Отрицательная прогностическая ценность говорит нам о том, насколько вероятно, что у человека с отрицательным результатом не будет заболевания («Если у меня отрицательный результат, какова вероятность, что у меня нет болезни?»). Отрицательное прогностическое значение 99% означает, что если вы получили отрицательный результат теста, в 99% случаев у вас нет болезни.
Сбивает с толку, да? Давайте попробуем пример, чтобы пояснить.
У нас 100 человек в комнате для вечеринки, и некоторые из них оборотни. Нам нужен действительно хороший тест на оборотня, потому что мы не хотим пропустить ни одного оборотня, и мы, конечно же, не хотим называть оборотнем кого-то, кто им не является. В дополнение к нашему новому тампону для оборотней (подана заявка на патент), нам также нужен золотой стандарт. В таком случае будем ждать полнолуния, когда волки все развернутся. Сначала мы берем мазок у всех, затем луна показывает, что в комнате 50 человек, которые являются оборотнями! Таким образом, распространенность в этой комнате составляет 50%. (Ура!)
Тест идентифицирует 54 человека как оборотней: 49 из них на самом деле являются оборотнями (истинно положительные результаты) и 5 нет (ложноположительные результаты).
Чувствительность теста 98%. Мы рассчитываем это путем деления количества истинно положительных результатов (49 человек, у которых было заболевание И положительный тест) на общее количество людей, у которых есть заболевание (50 истинно положительных И ложноотрицательных).
Специфичность составляет 90%. Это рассчитывается путем деления количества истинно отрицательных результатов (45 человек с отрицательным результатом теста и отсутствием заболевания) на общее количество истинно отрицательных и ложноположительных результатов (50 человек, у которых нет заболевания).
Положительная прогностическая ценность этого теста составляет 90,7%. Это рассчитывается путем деления числа истинно положительных результатов (49 человек с заболеванием и положительным тестом) на общее количество людей с положительным результатом теста (54 истинно положительных И ложноположительных результата).
Это означает, что кто-то с положительным результатом теста имеет 90,7% шанс на самом деле быть оборотнем. Не слишком потертый.Отрицательная прогностическая ценность этого теста составляет 97,8%. Это рассчитывается путем деления истинно отрицательных результатов (45 человек, у которых нет заболевания и у которых отрицательный результат теста) на всех людей с отрицательным результатом теста (46 истинно отрицательных результатов И ложноотрицательные результаты). Тот, у кого отрицательный результат теста, с вероятностью 97,8% не является оборотнем. Этот тест действительно хорош для исключения оборотня.
Что, если каждый пригласит на собрание несколько друзей, не являющихся оборотнями, и теперь в комнате будет 500 человек? Как это меняет дело? Давайте посмотрим на стол Werewolf Party #2.
На этой вечеринке распространенность намного ниже, только 10% посетителей вечеринки — оборотни (50 человек из 500 — оборотни). Но чувствительность и специфичность теста не изменились.