Смерть: точка зрения философов
Рейтинг
отзывов
11
посетило
133
Длительность
2 часа
Мы избегаем думать о конце жизни, хотя древние мудрецы считали иначе: только смерть и имеет значение. «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью» — записал за Сократом Платон. Много столетий позже им вторили и другие. На лекции убедимся, что разговоры о смерти не пугающие — наоборот, страшно интересные. Узнаем, почему философы всегда любили задумываться о смерти, и обсудим, как менялось восприятие этого понятия от Сократа и Августина до Канта и Ницше.
На лекции рассмотрим смерть как основное понятие философии. Увидим, как изменялись представления о смерти за всю историю. Разберем, как осознание конечности жизни влияло на размышления философов о других важных вещах и явлениях. В конце поговорим о нравственных вопросах, связанных со смертью — абортах, эвтаназии и вегетативных состояниях.
лектор
лектор
Анна Кигай
Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология
Прекрасный вебинар, структурированный материал. Философы предстают не в виде бронзовых бюстов, а вполне, кхм, смертные людьми, которые эту самую смерть старались осмыслить, предвидеть, переступить. Прозвучит странно, но очень жизнеутверждающая лекция, во многом благодаря Анне. Спасибо большое!
Не для протокола. Верните, пожалуйста, Анну в философскую песочницу. Чехарда со спикерами надоела и, на мой взгляд, вредит проекту.
Дмитрий Чупахин о лекции
«Смерть: точка зрения философов»
1 июля 2021
Замечательный дайджест по формированию отношения к смерти. Анна рассказывала ёмко, лаконично, артистично. Прекрасно структурирован материал, с примерами и хорошей презентацией.
Оксана Орлова о лекции
«Смерть: точка зрения философов»
16 декабря 2019
Структурированная живая подача материала от лектора позволяет сформировать представление о материале с различных точек зрения. Лектор вовлекает слушателя во внутренний диалог, а порою и в прямой отзыв к общению. Достигается активное проникновение в материал с обеих сторон, и размышление над темой продолжается для слушателя и после лекции. Именно в этом ценность таких моментов — они дают толчок к размышлениям, обогащая нас. Хотелось бы также отметить дружелюбность и позитивность лектора.
Ольга Ананина о лекции
«Смерть: точка зрения философов»
16 декабря 2019
Анна прекрасно владеет материалом и является отличным лектором. ЕЕ ученикам повезло.
Анна Андреева о лекции
«Смерть: точка зрения философов»
24 июня 2019
Отличная лекция, спасибо большое организаторам и Анне.
Иван Грачев о лекции
«Смерть: точка зрения философов»
23 июня 2019
Эта лекция доступна в записи
Можно посмотреть прямо сейчас
Доступ в течение 3 месяцев
Купить запись лекции
Отзывы о лекции
Рейтинг
отзывов
11
посетило
133
Длительность
2 часа
, если вы посещали эту лекцию и хотите оставить отзыв
Сортировать по
Лекция «Смерть: точка зрения философов»
Прекрасный вебинар, структурированный материал.
Не для протокола. Верните, пожалуйста, Анну в философскую песочницу. Чехарда со спикерами надоела и, на мой взгляд, вредит проекту.
Лекция «Смерть: точка зрения философов»
Замечательный дайджест по формированию отношения к смерти. Анна рассказывала ёмко, лаконично, артистично. Прекрасно структурирован материал, с примерами и хорошей презентацией.
Лекция «Смерть: точка зрения философов»
Структурированная живая подача материала от лектора позволяет сформировать представление о материале с различных точек зрения. Лектор вовлекает слушателя во внутренний диалог, а порою и в прямой отзыв к общению.
Достигается активное проникновение в материал с обеих сторон, и размышление над темой продолжается для слушателя и после лекции. Именно в этом ценность таких моментов — они дают толчок к размышлениям, обогащая нас. Хотелось бы также отметить дружелюбность и позитивность лектора.Лекция «Смерть: точка зрения философов»
Очень поверхностно. Все мысли философов поданы без какого-либо сопровождения: непонятно, как они к ним пришли и как слушателю к ним относится. Вот тебе набор мыслей — относись как хочешь.
Спасибо за отзыв! Задача лекции — обзор подходов трех десятков философов за два часа. К сожалению, контекст того, как философы пришли к своим идеям, за такое время раскрыть сложно.
новинка
Покупайте сертификат на 5, 10 или 20 лекций вместо отдельных лекций и экономьте до 40%
Подробнее
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
подписка
Пишем два раза в неделю. В письмах рассказываем о скидках и о том, куда стоит сходить прямо сейчас. Даем полезные лайфхаки, знакомим с лекторами и форматами обучения.
Вы подписаны 👍
Смерть | Понятия и категории
ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ признается судом в том случае, когда гражданин безвестно отсутствует не менее 5 лет или пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая в течение 6 месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.
Tags:
СМЕРТЬ — феномен бытия и философская категория, кардинальным образом определяющая смысл человеческого существования. Отличительной чертой русской религиозной философии является трактовка смерти как бытийной драмы, свидетельствующей об онтологических и антропологических деформациях сущего. Древнерусская мысль отличалась доминированием нравственной проблематики. Проблема смерти трансформировалось в проблему благой смерти и праведной жизни. Мысли о нравственной значимости конечности человеческого существа можно встретить у Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.
Tags:
Философия
СМЕРТЬ в деконструкции — тема двух монографий Деррида — «Дар смерти» и «Апории». «Дар смерти», как и многие другие книги Деррида, возник из его лекции, прочитанной в декабре 1990 на конференции «Этика дара» в Роямонте (Франция). Французский текст книги, озаглавленной «Dormer la mort», был впервые опубликован в 1992 и с тех пор несколько раз переиздавался. Английский перевод появился только в 1996: книга Деррида под названием «The Gift of Death» была напечатана издательством Чикагского университета, в переводе Д.
Виллса (профессора французского языка Луизианского университета).Tags:
Философия
СМЕРТЬ — 1) В науке — естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. 2) В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Тема С. в 19-20 вв. развивается в самых различных философских и художественных концепциях. Так, например де Сад в контексте идеи «абсолютного преступления», освобождающего творческие силы природы («Жюльетта», глава 5), предлагал различать две С: природную С.
Tags:
Философия
Наука
СМЕРТЬ — завершающий момент существования живого существа. Для человека выступает как конституирующий элемент его мировоззрения. Переживание С. — важный компонент любой социокультурной системы — сопровождает исторический процесс становления личности. В архаических культурах нет пропасти между живым и мертвым.
Tags:
Философия
Наука
СМЕРТЬ (MORT). Крайняя степень небытия. Значит ли это, что смерть — ничто? Не вполне, поскольку это ничто ожидает нас, вернее, мы ожидаем его. Скажем так: смерть есть ничто, но мы умрем, и эта последняя истина не есть ничто. Более здраво по этому вопросу высказались, на мой взгляд, Эпикур и Лукреций, а не Спиноза. «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, — гласит знаменитая теорема из «Этики», — и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (часть IV, теорема 67). Со вторым утверждением я согласен безоговорочно.
Tags:
Наука
Философия
СМЕРТЬ — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. С точки зрения диалектического материализма смерть — необходимый и существенный момент жизни. Для человека смерть выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений. Уже на ранних этапах развития человеческого общества формируются социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения тела умершего.
Tags:
Наука
Философия
СМЕРТЬ — прекращение жизни живого существа. В философском плане осознание факта С. представляет собой одну из важнейших отправных точек развития самосознания, осмысления человеком своей индивидуальности. Именно осознание конечности бытия заставляет человека ценить каждый момент времени своего существования, распределять время жизни в связи с теми жизненными задачами, которые он собирается реализовать. Характер жизненных задач определяет как нравственные обязательства человека по отношению к другим, так и его требовательность к самому себе.
Tags:
Наука
Философия
Death — Философская энциклопедия Routledge
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
1
Анализ смерти по критерию смерти
2
Смерть как отделение тела от души
3
Смерть как прекращение жизни
4
Тайна смерти
5
Зло смерти
6
Выживание после смерти
7
Бессмертие
8
Смерть и смысл жизни
- Библиография
Тематический
- От
- Фельдман, Фред
ДОИ
10.4324/9780415249126-N011-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
. DOI: 10.4324/9780415249126-N011-1.
Размышления о смерти порождают множество философских вопросов. Одним из самых глубоких из них является вопрос о природе смерти. Обычно философы интерпретируют этот вопрос как призыв к анализу или определению понятия смерти. Платон, например, предлагал определять смерть как отделение души от тела. Однако это определение неприемлемо для тех, кто думает, что душ нет. Это также неприемлемо для того, кто думает, что растения и низшие животные не имеют души, но тем не менее могут умереть. Другие определяли смерть просто как прекращение жизни. Это тоже проблематично, поскольку организм, находящийся в анабиозе, перестает жить, но может и не умереть.
Смерть описывается как «таинственная», но неясно, что это значит. Предположим, мы не можем сформулировать удовлетворительный анализ понятия смерти: в этом отношении смерть была бы таинственной, но не более, чем любое другое понятие, не поддающееся анализу. Некоторые говорят, что особенно загадочной и пугающей смерть делает тот факт, что мы не можем знать, какой она будет. Смерть обычно считается большим злом, особенно если она настигает кого-то слишком рано. Однако Эпикур и другие утверждали, что смерть не может причинить вред тем, кто умирает, поскольку люди прекращают существование, когда умирают, а людям нельзя причинять вред в то время, когда их не существует. Другие возражали, что зло смерти может заключаться в том факте, что смерть лишает нас благ, которыми мы бы наслаждались, если бы жили. С этой точки зрения смерть может быть большим злом для человека, даже если он перестает существовать в момент смерти.
Философов также интересовал вопрос, могут ли люди пережить смерть. Это открыто для нескольких интерпретаций, в зависимости от того, что мы понимаем под людьми и что мы подразумеваем под «выживанием». Традиционные материалисты считают каждого человека чисто физическим объектом — человеческим телом. Поскольку человеческие тела обычно продолжают существовать после смерти, такие материалисты, по-видимому, должны сказать, что мы обычно переживаем смерть. Однако такое выживание не имело бы большого значения для умершего, поскольку выжившее существо — всего лишь безжизненный труп. Дуалисты считают, что у каждого человека есть и тело, и душа. Дуалист может утверждать, что в момент смерти душа отделяется от тела, тем самым продолжая наслаждаться (или страдать) различными переживаниями после смерти тела.
Некоторые, кто верит в выживание, думают, что вечная жизнь души после телесной смерти может быть несравненным благом. Но Бернард Уильямс утверждал, что вечная жизнь была бы крайне непривлекательной. Если мы воображаем, что навсегда застряли в определенном возрасте, мы можем обоснованно опасаться, что вечная жизнь в конце концов станет довольно скучной. С другой стороны, если мы вообразим, что переживаем бесконечную последовательность различных «жизней», каждая из которых не связана с другими, то сомнительно, что на самом деле это будет «один человек», который живет вечно.
Наконец, есть вопросы о смерти и смысле жизни. Предположим, что смерть знаменует собой конец всего сознательного опыта — не станет ли тогда наша жизнь бессмысленной? Или факт надвигающейся смерти поможет нам осознать ценность нашей жизни и тем самым придать жизни более глубокий смысл?
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Фельдман, Фред. Смерть, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-N011-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/death/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Связанные статьи
- Жизнь и смерть Харрис, Джон
- Жизнь, смысл Мец, Фаддей
- Душа, природа и бессмертие Суинберн, Ричард
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group
Смерть: определения философии
Философы и смерть:
В древности эпикуреизм буквально распыляет и убирает понятие смерти: смерть есть ничто. Позиция Эпикура актуализируется до современности, ибо Сартр , отвергший идею смерти, как Хайдеггер пытается найти ее глубоко в нашем опыте.
Биты латыни, смерть означает конец жизни, физическое прекращение жизни. Если это определение известно всем нам, его можно расширить. Действительно, в медицинском смысле это конец функции мозга, определяемый плоской электроэнцефалограммой. В философском смысле она и сейчас рассматривалась последовательно рядом авторов. Таким образом, Платон был определен как конец земной жизни и доступ к идеальному миру. Эпикур или Лукреций , определили его как растворение души и тела. Хайдеггер видит в нем саму форму человеческой жизни, рассматриваемую в ее конечности; эта форма, предпринятая ранее и принятая, позволяет получить доступ к ее подлинности. Наконец, Сартр видел смерть как факт без всякого онтологического вопроса.
Определения философов:
[объявление#объявление-1]
– Платон
[Смерть], «Это что-то вроде отделения души от тела? Оно умерло, когда тело отделилось от души, осталось наедине, отдельно, с самим собой, и когда душа, отделившись от тела, осталась одна, отдельно, с собой»…
– Эпикур
«Ознакомьтесь с мыслью, что смерть для нас ничто, так как все добро и зло заключаются в ощущении, золоте, смерть есть полное отрицание последнего […]. Таким образом, самое мучительное для нас — ничто, поскольку, пока мы существуем, смерти нет, и эта смерть там, где нас нет.
– Монтень :
«Философствовать — значит научиться умирать»
– Гегель
«Смерть, если мы хотим назвать и эту нереальность, есть самое опасное […]. Это не та жизнь, которая в ужасе отшатывается от смерти и сохраняет чистое разрушение, но жизнь есть смерть и остается даже в смерти, которая есть жизнь ума.
– Шопенгауэр
«Смерть есть момент освобождения от узкой и единой индивидуальности, которая, далекая от внутренней субстанции нашего существа, есть скорее как некая аберрация.
– Хайдеггер
«Это означает, что один конец смертью не означает для человеческой реальности завершение бытия-в-моей-цели, это означает конец для существа, которое есть существо, которое существует. Смерть — это способ бытия человеческой реальностью, которая предполагает, как она есть: когда человек оживает, он уже достаточно взрослый, чтобы умереть.
– Сартр
[Смерть] «Не только проект, который уничтожил все проекты и который уничтожил себя […]. Это триумф взгляда других на точку зрения, которую я представляю собой.
«Смерть — это смысл моего будущего себя представить другому»
[объявление#объявление-1]
- Хайдеггер и Dasein (the-philosophy.com)
- Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить (the-philosophy.com)
- Сартр и Камю (the-philosophy.com)
- Хайдеггер и смерть (the-philosophy.com)
- Душа, Я и Смерть (andrewsullivan.thedailybeast.com)
- Древний атомизм (plato.stanford.edu)
- Философия Сартра: существование и свобода (the-philosophy.com)
- Мораль Ницше (the-philosophy.com)
Цитируйте эту статью как: Тим, «Смерть: определения философии, 2 ноября 2011 г.», в Philosophy & Philosophers , 2 ноября 2011 г., https://www.the-philosophy.com/death-philosophy-definitions .