что это такое? Как научиться сопереживать? Когда нужно сопереживать? Сопереживание и чужое горе.
Сопереживание
Сопереживание — это когда я присоединяюсь к чувствам другого человека.
Я считаю сопереживание проявлением созависимости, поэтому, я не хочу его проживать. Испытывая сопереживание, я начинаю забывать о себе, я легко ухожу в чувства другого человека и забываю про свои. В такие моменты главное — вовремя остановиться.
Я редко когда признаюсь в сопереживании. Моя основная проблема — это старые стереотипы, что мужчина должен быть жестким.
Я хочу научиться так сопереживать, чтобы уметь вовремя останавливаться и не вовлекаться с головой в чужие проблемы.
Сопереживание
Сопереживание возникает, когда я осознаю чью-то проблему, представляю приблизительно, какие чувства испытывает человек и начинаю проживать похожие чувства.
На мой взгляд, это двоякое чувство, как положительное, так и отрицательное. Я считаю это нормально, когда я проявляю человечность по отношению к другому и испытываю сопереживание. Беспокоюсь за него, пытаюсь помочь. Но главное, не увлекаться и стараться не допускать, чтобы чужие проблемы становились своими собственными. А то ведь, можно увязнуть в чужой жизни и не заметить этого.
Я стараюсь не переходить эту грань. То есть я всегда сопереживаю другим людям в их несчастьях, но у меня есть четкое понимание того, что чужие проблемы — это чужие проблемы. И, что я могу помочь только находясь на своем месте, а не заняв чужое. На сегодня, мое сопереживание не выходит за рамки разумного.
Сопереживание
Сопереживание — это разновидность эмоциональной близости, когда я проникаюсь чувствами и переживаниями другого человека, для того чтобы побыть в его состоянии и разделить его тяготы или радости. Это мне напоминает упражнение «как будто». Для этого чувства требуется хотя бы небольшая моя изначальная вовлеченность (например: я был знаком с ушедшим человеком, по которому скорбят его близкие), либо, я должен симпатизировать человеку, чувствам которого я сопереживаю.
Сопереживание — это здоровая реакция на страдания другого человека, поэтому я хочу его испытывать. Но я не хочу тратить его на ложное, или чужое переживание. Еще, мне сложно сопереживать чужим радостям. И не потому, что меня постоянно гложет зависть, а потому, что свои радости я привык проживать в одиночестве.
Я глушу своё сопереживание, заменяя его другими чувствами (например: чувством вины, или неприятием). Либо, когда я понимаю, что мною пытаются манипулировать и заставить сопереживать, я начинаю обесценивать (это мой основной инструмент для разрешения сложных и запутанных ситуаций). Но, несмотря на всё, мне легко найти нужные слова, чтобы облегчить состояние человека в страдании. Возможно потому, что я делал это много раз. Но мне сложно разделить чью-то радость. Даже если я действительно рад за кого-то, мне кажется, что мои слова звучат фальшиво, а чувства наиграны.
Написав вышеизложенное, я прихожу к неутешительному выводу, что я ЭМО. И я готов сопереживать любой страдающей твари, чтобы упиваться осознанием всей несправедливости жестокого мира. Но, из чувства самосохранения, я часто одергиваю себя, обесценивая происходящее. И возможно, это не всегда правильно. Именно этой беспорядочности и неосознанности чувств я хотел бы избегать.
Стань автором проекта!
Уважаемый участник проекта Психа Нет!
Вы можете стать автором проекта, внеся свой бесценный вклад в виде публикации о вашем опыте проживания чувств.
Напишите небольшой(или большой) рассказ от первого лица, о том, с какими чувствами Вы чаще сталкиваетесь.
Для составления материала старайтесь использовать вопросы для миниспикерских и схему о проживании чувств.
Миниспикерское — вопросы?
Вот список вопросов для составления миниспикерского:
- Что для меня значат чувства?
- Какую роль они играют?
- Что для меня значит прожить или не прожить чувства?
- Зачем мне важно научиться жить в своих чувствах?
Чувства — проживание — схема
Добавляя материал об опыте проживания чувств, старайтесь опираться на следующую схему:
- Определение чувства
- Хочу ли я проживать это чувство или не хочу и объяснить почему?
- Как я убегаю или глушу его?
- Всегда ли я признаюсь в нем себе или другим людям?
После составления своего рассказа о личном опыте переживания чувств, присылайте его на нашу почту — info@psyha. net
После размещения поста, Вам будет прислана ссылка на него.
Сопереживание. В горести и радости | План-конспект занятия (4 класс) на тему:
Внеклассное мероприятие
Название: Сопереживание. В горести и радости
Цель: воспитать чувство сопереживания учащихся по отношению друг к другу;
Задачи:
1. Способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям;
2. дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие;
3. способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.
Приемы и методы:
1. Беседа;
2. Метод воспитывающих ситуаций;
3. Метод дилемм;
Ход внеклассного мероприятия
1. Организационный этап | -Здравствуйте, ребята. Хочу начать наше мероприятие с просмотра короткометражного фильма. -Как вы думаете, для чего же мальчик отдал свое новое пальто совсем незнакомому человеку? -Что подтолкнуло его на это? -Какие чувства мог испытывать мальчик по отношению того, кому помог? -Встал ли мальчик на место другого? Ощутил ли он трудности, которые испытывал другой мальчик? -Молодцы. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на фразу Бернара Вербера» Чтобы понять другого, нужно встать на его место. Это правило Сопереживания» |
Работа по теме | -А что же такое сопереживание? -Можно ли сопереживать другому в радости? Или это чувство возникает только в горе? -А какое важное условие должно быть соблюдено? (быть искренними) -Итак, обратимся к словарю: Сопереживание – это способность чувствовать эмоции других людей. Это значит чувствовать совместно с кем-то, а это требует чувства равенства. — Каждый человек должен задуматься, а способен ли он сопереживать? Чувствовать боль другого, когда трудно и радость, когда все хорошо? Это большая сложность, над которой нужно постоянно трудиться, вырабатывая искренние чувства по отношению других людей. -На протяжении всей недели мы учились сопереживать друг другу в радости и горе, разбирая нашу коробку — происходящего. -А что вы поняли из небольшой нашей практики? -Всегда ли искренне относимся мы друг к другу? Всегда ли готовы выслушать? Всегда ли это просто сделать? — По традиции, поделимся с друг другом происходящим в нашей жизни. |
Творческое задание | Послушайте одну замечательную притчу… На лужайке, под развесистым дубом, жил колодец. Много лет он давал людям воду. Под дубом, у колодца, любили отдыхать путники. Однажды к дубу пришел мальчик. «А что будет, если я возьму камень и брошу в колодец? Вот, наверное, сильно булькнет!» – подумал он, поднял камень и бросил в колодец. Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся, убежал и быстро забыл о своей шалости. А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох. Высохла трава вокруг, и дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей. Смолкла соловьиная песня. Тоскливо и пусто стало на лугу. Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, потом дедушкой. Однажды он пришел туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путников чистая колодезная вода. Не стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь желтел песок да ветер разносил тучи пыли. «Куда же все подевалось?» – подумал дедушка. -Как вы думаете, ожидал ли увидеть дедушка такую картину? -А почему все погибло? -Как вы думаете, возможно ли плохим словом или делом перекрыть внутреннюю силу, положительные эмоции человека? Можно ли сравнить чувства человека с засохшим деревом? А в каких случаях? А как можно сделать так, чтобы дерево расцвело? -Посмотрите, пожалуйста, у нас в классе появилось сухое дерево. Дерево- сопереживание. Давайте постараемся оживить его словами, которые бы поддержали, когда трудно и которые было бы приятно прочитать, когда тебя переполняет радость. На парте у каждого из вас лежат цветы, напишите, пожалуйста, то, что смогло бы поддержать человека, когда настигло горе и когда пришла радость. Как напишите, приклейте этот цветок на наше дерево. |
Подведение итогов | -Давайте посмотрим, получилось ли у нас оживить наше дерево? -А что главное при сопереживании? -Что вы для себя вынесли? Что стала наиболее важным? |
Рефлексия | — С какими внутренними чувствами вы заканчиваете наше мероприятие? — В нашем классе появилось помимо дерева сопереживания, появилась поляна эмоций. Давайте украсим его нашими сегодняшними эмоциями. И я надеюсь, оно отобразит только положительные ваши эмоции. -Как вы считаете, мы справились с сегодняшней задачей? Спасибо за вашу работу! |
SE3.2 — Уроки воспитания характера: сочувствие
Социальная и эмоциональная сфера: сопереживание
утешать, утешать, успокаивать, поддерживать и ободрять других.
Ключевые убеждения:
Я буду лучше учиться, если буду действовать в соответствии со следующими убеждениями:
- Я могу представить, каково это оказаться на чьем-то месте.
- Сопереживание укрепляет сообщество.
- Важно учитывать чужие эмоции и переживания.
- Укрепляет отношения с одноклассниками и людьми, которых я знаю вне школы.
Применение:
- Используйте литературу, текущие события или видеоклипы, чтобы продемонстрировать эмпатическое поведение.
- Придумайте способ научить других быть более чуткими (например, разыграть пародию, создать комикс, написать рассказ, спеть или прочитать оригинальный текст).
- Слушайте кого-то, а не пытайтесь с ним разговаривать.
- Спросите кого-нибудь, как он себя чувствует, если считаете, что что-то не так.
- Узнайте о людях из разных слоев общества и культур.
- Проявите заботу и заботу о других.
- Обращайте внимание на нужды других.
- Лучше узнайте кого-то, а не осуждайте его.
- Познакомься со своими одноклассниками:
- Интервьюирование одноклассника, которого вы плохо знаете
- Пообедать с кем-то другим
- Сотрудничайте с кем-то, кого вы не знаете, для обсуждения литературы по эмпатии
- Проявите случайную доброту к другому человеку. Это может быть одноклассник или кто-то еще в школе или вне сообщества. Это может быть так же просто, как написать письмо с благодарностью за то, что они делают, помочь кому-то с проектом, над которым они работают, или пригласить кого-то нового провести время с вами. Используйте журнал для размышлений, чтобы учащиеся поразмышляли о том, как они себя чувствовали, выступая, и как, по их мнению, их доброта повлияла на других.
- Примите участие в благотворительной деятельности: пригласите представителей благотворительной организации прийти к вам в класс и объяснить, чем они занимаются. Спросите, что ваши ученики могут сделать, чтобы помочь делу и организовать день волонтера. Вовлечение студентов в благотворительную деятельность — отличный способ развить эмпатию.
Плакаты с цитатами:
Цитаты:
- «Эмпатия — это видеть глазами другого, слушать ушами другого и чувствовать сердцем другого». – Альфред Адлер
- «Ты можешь понять людей, только если чувствуешь их в себе». – Джон Стейнбек
- «Если ты осуждаешь людей, у тебя нет времени их любить». — Мать Тереза
- «Мы судим о том, чего не понимаем». – Неизвестно
- «Если ты научишься простому трюку, Скаут, ты будешь намного лучше ладить с самыми разными людьми. Никогда по-настоящему не поймешь человека, пока не рассмотришь вещи с его точки зрения, пока не заберешься в его шкуру и не будешь в ней ходить». – Аттикус Финч в фильме «Убить пересмешника» (1962)
- «Если увидишь кого-то без улыбки, подари свою». – Долли Партон
- «Никогда не смотри ни на кого свысока, если только ты не помогаешь ему подняться». – Джесси Джексон
- «Цель человеческой жизни — служить и проявлять сострадание и желание помочь другим». – Альберт Швейцер
- «У нас два уха и один рот, так что мы можем слушать в два раза больше, чем говорить». — Эпиктет
- «Не отбрасывайте тени ни на кого, если только вы не создаете тень». — Терри Гиллеметс
- «Нельзя делать добро слишком рано, потому что никогда не знаешь, когда будет слишком поздно». – Ральф Уолдо Эмерсон
Посмотрите нашу библиотеку цитат персонажей.
Уроки:
Нарушители эмпатииЧто такое напротив эмпатии? В этом упражнении ваши ученики узнают о распространенных «разрушителях эмпатии», чтобы избежать их в будущем.
Во-первых, познакомьте своих учеников с этими разрушителями эмпатии, используя мнемоническое устройство S.U.D.S.:
Решение проблемы – Примеры: «Я исправлю». — Я поговорю с ней. «Я куплю тебе новый».
Многие люди совершают эту ошибку, пытаясь утешить друга. Принято думать, что все было бы хорошо, если бы мы могли просто решить проблему! Решение проблем — полезный навык, но время должно быть правильным. Что полезно вначале, когда другой человек расстроен, так это просто выражение сочувствия, подтверждение чувств другого человека и приглашение его или ее поговорить о своих чувствах. Спешка с решением проблем другого человека часто заставляет человека чувствовать, что его или ее чувства игнорируются или обесцениваются.
U. Непрошенный советПримеры: «Ну, если бы я был на вашем месте. . . ». «Я думаю, тебе следует. . . ». «Почему бы тебе просто не . .?»
Опять же, давать совет с ходу не всегда полезно и не приветствуется другом, которому больно. Вместо этого дождитесь совета. А пока выражайте сочувствие и активно слушайте. Просто будь рядом.\
D. Отказ от чувствПримеры: «Это не так уж важно». — Ты не должен так себя чувствовать. «Преодолей это». «Это не повод расстраиваться»
Этот ответ создает впечатление, что человек ошибается, чувствуя себя определенным образом. Чувства не бывают правильными или неправильными — они просто есть.
С. СарказмПримеры: «Это просто трагедия!» «О, это просто конец света…» Бу-ху, какой позор».
Сарказм заставит расстроенного друга почувствовать себя униженным и/или непонятым.
После того, как вы познакомили детей с эмпатией, попросите каждого ребенка написать короткий рассказ, описывающий ситуацию или событие, во время которого он расстроился. Затем попросите учеников рассказать свои истории, в то время как их сверстники выражают либо соответствующую эмпатию, либо препятствуют эмпатии. Предложите другим учащимся сравнить выражение лиц, подавляющих эмпатию, с реальным сочувствием. Попросите студентов, которые рассказывают свои истории, обсудить, как они чувствовали себя, получая эмпатию по сравнению с разрушителями эмпатии.
Чужая обувь
https://www.tolerance.org/sites/default/files/general/someone’s shoes.pdf
- Перейдите по указанной выше ссылке на сайте Tolerance.org. Раздайте карту персонажа из игры «Чья-то еще обувь». Вы собираетесь выполнить оставшуюся часть задания в роли этого персонажа, поэтому подумайте о том, что он или она чувствует в данной ситуации.
- Создайте пару с одноклассником (убедитесь, что карта персонажа вашего партнера отличается от вашей; если у вас такой же персонаж, вам нужно объединиться с кем-то другим). Как ваш персонаж, расскажите своему партнеру о вашей ситуации. Ваш партнер должен научиться проявлять сочувствие, слушая вашу историю. Затем поменяйтесь ролями: потренируйтесь быть чутким, когда ваш партнер, его персонаж расскажет вам о том, что он переживает.
- Обсудите со своей партнершей, как она проявила к вам сочувствие, какие чувства вы при этом испытали и что бы вы хотели, чтобы она сделала по-другому. Используйте такие утверждения, как: «Я мог бы сказать, что вы действительно слушали меня, потому что вы поддерживали зрительный контакт со мной на протяжении всего разговора, и это заставило меня почувствовать, что вы заботитесь».
- Теперь все в классе должны встать. Пройдитесь по комнате, рассказывая о том, что вы узнали о практике эмпатии, садясь после того, как поделились. Если кто-то разделяет ваши мысли, садитесь. Продолжайте ходить по комнате, пока все не сядут.
Будь бесстрашным, будь добрым
Будь бесстрашным, будь добрым — это совместная кампания Hasbro и Ashoka, посвященная аспекту сопереживания в социальной жизни. В этом документе издатели обсуждают различные полезные ресурсы и измерения, которые вы можете использовать, чтобы помочь учащимся понять эмпатию на разных этапах.
Одним из этих ресурсов является шкала, представленная в виде лестницы, которая показывает, как учащиеся могут практиковать и развивать эмпатию как навык. Еще одна забавная диаграмма, которая позволяет учащимся определить, что они чувствуют, когда они это чувствуют. Они узнают о самоконтроле, отзывчивости, построении отношений и о том, как стать тем, кого издатели называют «создателем изменений». По сути, этот совместный проект помогает учащимся понять эмпатию практически со всех сторон.
https://befearlessbekind.hasbro.com/wp-content/uploads/pdf/Ashoka_empathy_toolkit_fromRulesofKindness.pdf
Набор инструментов для сочувствия в школах
https://startempathy.org/wp-content/15/uploads 10/StartEmpathy_Toolkit.pdf
Статьи:
- Три способа помочь учащимся развить эмпатию с помощью технологий https://www.youtube.com/watch?v=HZWusHfiBYc
- Эмпатия в классе: почему меня это должно волновать? Преимущества эмпатии в образовании включают создание позитивной культуры в классе, укрепление сообщества и подготовку учащихся к лидерству в своих сообществах. https://www.edutopia.org/blog/empathy-classroom-why-should-i-care-lauren-owen
Видео:
- Что такое эмпатия? Учащихся школы в Бронксе спросили, что для них значит эмпатия.
- Брене Браун о сопереживании https://www.youtube.com/watch?v=1Evwgu369Jw
- Открытая дверь — простое напоминание о том, что нужно быть в курсе других, проходя через дверь в общественном месте. Наступает момент принятия решения, когда подросток должен сделать выбор: поступить правильно или остаться со своими друзьями. https://www.passiton.com/inspirational-stories-tv-spots/149-открытая дверь
- Top Shelf — ожидаемая рука помощи именно тогда, когда она нам нужна — разве это не то, на что мы все надеемся? https://www.passiton.com/inspirational-stories-tv-spots/104-top-shelf
- Что можно сделать, если кто-то другой https://www.youtube.com/watch?v=N4m61Wrxg9g
- У каждой жизни есть история https://www.youtube.com/watch?v=2v0RhvZ3lvY
- Развитие эмпатии, доктор Мишель Борба https://www.youtube.com/watch?v=OszPr2xMUjU
Как научить детей сочувствию
Возможно, вы слышали поговорку: «Прежде чем критиковать или осуждать кого-то, пройдите милю в его ботинках». Эта цитата посвящена эмпатии. Эмпатия — это способность осознавать чувства других и представлять, каково было бы оказаться на их месте (или на их месте).
Эмпатия является ключевым компонентом позитивной дружбы и отношений. Это уменьшает конфликты и недопонимание и ведет к помогающему поведению, доброте и еще большему успеху в жизни в целом.
Эмпатию, как и любой другой навык, можно научить и развить у детей. Поскольку когнитивные способности и жизненный опыт развиваются со временем, наиболее эффективные стратегии зависят от возраста ребенка.
Давайте рассмотрим некоторые ключевые стратегии обучения детей эмпатии, а также некоторые возрастные идеи и виды деятельности.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете загрузить нашу БЕСПЛАТНУЮ 21-дневную программу благодарности семье . Сделайте это задание частью своей ночной рутины или семейного ужина в течение следующих 21 дня (именно столько времени требуется, чтобы выработать привычку).
4 Общие стратегии обучения эмпатии в любом возрастеМодель эмпатии.
Каждый раз, когда вы хотите научить ребенка навыку, важно смоделировать его самостоятельно. Таким образом, ребенок понимает, как выглядит, звучит и ощущается эмпатия. Кроме того, легче научить навыку, которым вы уже овладели сами.
Не забывайте проявлять сочувствие, даже когда вы расстроены или причиняете вред своему ребенку. Это подтверждает идею о том, что эмпатию можно и нужно использовать, даже когда вы чувствуете разочарование, обиду или гнев. Чем больше дети получают эмпатию, тем больше вероятность того, что они будут предлагать ее другим.
Обсуждение эмоций.
Открыто говорите о эмоциях, а не игнорируйте или прячьте их. Допустим, ваш ребенок боится темноты. Вместо того, чтобы говорить: «Бояться нечего», исследуйте чувства ребенка: «Ты боишься темноты? Что тебя пугает в темноте?
Если вашему ребенку не нравится другой ребенок, не говорите сразу: «Это неправильно», а спросите, почему ребенок так себя чувствует. Это может привести к обсуждению действий другого ребенка и почему ребенок может вести себя таким образом (например, он только что перешел в новую школу и злится, потому что скучает по своей старой школе и своим друзьям).
Никогда не наказывайте ребенка за то, что он грустит или злится. Дайте понять, что приветствуются любые эмоции, и научитесь управлять ими здоровым способом посредством обсуждения и размышлений.
Помогите дома, в обществе или по всему миру.
Помощь другим в развитии доброты и заботы. Это также может дать детям возможность взаимодействовать с людьми разного происхождения, возраста и обстоятельств, облегчая проявление сочувствия ко всем людям.
Прочтите наш список мероприятий, которые приносят пользу дома, в обществе и во всем мире, затем выберите одно или два и приступайте к работе.
Похвалите чуткое поведение.
Когда ваш ребенок проявляет сочувствие к другим, похвалите его поведение. Сосредоточение внимания и поощрение эмпатического поведения поощряет его в будущем.
Похвалите конкретно: «Вы принесли своей сестре пластырь для поцарапанного колена, чтобы ей стало лучше. Это было так мило и полезно!»
Стратегии для конкретных возрастовНиже приведены некоторые стратегии для развития эмпатии у детей с учетом возрастных особенностей. Приведенные ниже возрастные диапазоны являются общим ориентиром; начните с нескольких занятий или идей, которые, по вашему мнению, найдут отклик у вашего ребенка. Некоторые виды деятельности, представленные младшим детям, могут быть продолжены в более поздние годы.
3-5 летОпишите и маркируйте.
Помогите детям распознать свои эмоции и эмоции других людей, описывая и называя их (например, «Ты кажешься злым» или «Тебе грустно?»).
Вы также можете способствовать осознанию своего тела, так как маленьким детям может быть легче идентифицировать эмоции, исходя из того, как они ощущаются в своем теле.
Например, можно сказать: «Ты сжимаешь кулаки. Вы топнули ногами. Ты выглядишь рассерженным. Чем больше дети осознают свои собственные эмоции, тем больше они будут узнавать и учитывать эмоции других.
Читать истории.
Когда вы читаете сказки вместе с ребенком, спросите, что могут чувствовать персонажи в сборниках сказок.
Вот один пример из нашего списка 29 книг и занятий, которые учат детей доброте:
«Слушая сердцем» Габи Гарсиа рассказывает историю Эсперансы, которая учится быть доброй как к другим, так и к себе, когда что-то идет не так. не пойти, как планировалось. Вы можете задать ребенку такие вопросы, как:
- Что чувствует Эсперанса в начале рассказа? Как меняются чувства Эсперансы по ходу рассказа?
- Что чувствует Бао в начале истории? Как меняются чувства Бао?
- Что чувствовала Эсперанса, когда убегала со сцены?
- Если бы вы могли поговорить с Эсперансой после того, как она убежала со сцены, что бы вы ей сказали?
- Как вы думаете, как бы вы себя чувствовали, если бы это случилось с вами? Что бы вы хотели, чтобы кто-то сказал вам после этого опыта?
- Что делает Эсперанса, чтобы быть себе хорошим другом?
- Что вы можете сделать, чтобы стать хорошим другом для себя?
Вы также можете прочитать и обсудить, каково это, когда другие злые, с книгой «Хризантема» Кевина Хенкеса, в которой Хризантема любит свое уникальное имя, пока другие не начинают дразнить ее из-за этого.
«День, когда мелки бросили» Дрю Дейуолта — еще одна замечательная книга для обсуждения эмоций с маленькими детьми. В этой красочной истории Дункан просто хочет раскрасить. К сожалению, его мелки бастуют. Бежевый всегда упускается из виду из-за коричневого, черный только делает контуры, оранжевый и желтый находятся в противостоянии по поводу того, какой из них является истинным цветом солнца, и так далее.
Пока Дункан пытается найти способ сделать все свои мелки счастливыми, вы можете поговорить с детьми о том, что чувствуют мелки (и Дункан). Это также хороший способ научить тому, что у всех разные потребности, надежды и мечты, и иногда трудно найти способы, чтобы все согласились.
Аналогичный подход можно применить практически к любой сказке, которая нравится вашему ребенку!
Создайте «Центр We Care» «.
Доктор Бекки Бэйли, основатель программы SEL Conscious Discipline, рекомендует создать Центр We Care, чтобы научить детей сочувствию.
Центр We Care может быть как просто, как коробка с бумажными салфетками, лейкопластырем и маленькой игрушкой животного. Это дает детям символический способ проявить сочувствие к другим, попавшим в беду.
Например, маленький ребенок может заметить, что мама грустит или даже что мама чихает, и предложить салфетки.
Это учит детей осознавать других и развивать понимание того, что наши ответы и действия могут иметь положительное влияние.
Мы также можем смоделировать эти отношения с помощью таких утверждений, как «Наши соседи больны. Давай напоим их супом, чтобы они полегчали!» или: «Ваш брат поцарапал локоть. Давайте поможем, принеся ему лейкопластырь!»
Тренируйте социальные навыки в данный момент.
Если ваш ребенок вырывает игрушку своего брата, задайте такие вопросы, как «Как вы думаете, что чувствует ваш брат? Что вы чувствуете, когда ваш брат забирает ваши игрушки? Посмотрите на его лицо. Он кажется грустным. Что мы могли бы сделать вместо того, чтобы украсть игрушку твоего брата?»
На этом этапе вы можете научить более подходящей реакции на желание получить игрушку, например, попросить по очереди, совершить обмен или поиграть с другой игрушкой в ожидании. Детям гораздо легче осваивать социальные навыки, когда их учат в контексте.
5-7 летИграйте в эмоциональные шарады.
Обучение эмоциям через игру — важный способ развития эмпатии у детей. Игры и занятия могут помочь детям выучить язык, чтобы выражать и понимать сложные чувства.
Чтобы разыграть эмоциональные шарады, по очереди изображайте эмоции и угадывайте, какое чувство изображается. После того, как игрок угадал правильно, вы также можете обсудить эмоции, задав такие вопросы, как:
- Когда тебе грустно?
- Что помогает вам чувствовать себя лучше, когда вам грустно?
- Как мы можем помочь кому-то другому, когда ему грустно?
Лизетт из блога Where Imagination Grows предлагает полезный вариант этой игры. Она использует персонажей из фильма «Головоломка», чтобы передать разные эмоции.
Она вырезает изображения персонажей и приклеивает их на каталожную карточку. Затем исполнитель достает из ведра каталожную карточку и воспроизводит эту эмоцию. Остальные дети держат соответствующие Inside Out фигурка персонажа, чтобы угадать эмоции.
Использовать картинки.
Наглядные материалы — еще один отличный способ помочь детям учиться. Если вашему ребенку трудно распознавать и/или обозначать эмоции, вырежьте из журналов или распечатайте картинки из Интернета, на которых изображены грустные, сердитые или счастливые лица. Вы также можете работать с более сложными эмоциями, такими как страх, смущение, разочарование, разочарование и т. д.
Обсуждая чувства людей на фотографиях, вы также можете спросить детей о случаях, когда они чувствовали то же самое. Приведите примеры из своей жизни, показывающие, что даже взрослые борются с сильными эмоциями и что это совершенно нормально.
Примите разнообразие.
Важным компонентом эмпатии является уважение к людям из разных слоев общества.
Дайте вашему ребенку возможность играть с детьми разных рас, происхождения, уровня способностей, пола и так далее. Вы также можете читать книги или смотреть передачи с участием детей, которые отличаются от вашего ребенка. Помогите детям понять и сосредоточиться на том, что у них общего с другими.
Наблюдайте за другими.
Углубите понимание ребенком невербальных сигналов, играя в игру, в которой вы наблюдаете за другими людьми в оживленном общественном месте, например в парке.
Обратите внимание на язык тела других и угадайте, что они могут чувствовать. «Голова этого ребенка опущена, а плечи сгорблены вот так. Я думаю, ему может быть грустно. Интересно, почему он так себя чувствует?»
Учите здоровым ограничениям и границам.
По мере того, как ваши дети становятся старше, важно, чтобы они также понимали, что эмпатия не означает брать на себя проблемы и потребности всех вокруг них. Это не значит всегда говорить «да» или бросить все, чтобы помочь другим.
Научите своих детей понимать и уважать свои собственные потребности, выполнив следующие 3 шага.
- Составьте план действий вашего ребенка в определенных ситуациях. Если, например, другой ребенок нежелательно обнимает вас, ваш ребенок может сказать: «Мне это не нравится. Пожалуйста, не прикасайся ко мне». Если ребенок называет вашего ребенка именем, ваш ребенок может сказать: «Меня зовут ________. Вместо этого зови меня так.
- Составьте список ситуаций, в которых необходимо обратиться за помощью к взрослому, например, когда ребенок отказывается принять ответ «нет», или в любой ситуации, которая кажется опасной или неудобной. Кроме того, объясните, что помощь другим не должна подразумевать нарушения каких-либо правил или действий, которые неудобны вашему ребенку.
- Уважайте границы вашего ребенка. Если ваш ребенок не любит, когда его щекочут, или не хочет, чтобы его брали на руки и крутили, не настаивайте на этом. Скажите: «Я понимаю. Я не буду делать это снова». Это моделирует то, как ваш ребенок должен ожидать от других поведения, когда он или она говорит «нет».
Не забудьте загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ 21-дневный Семейный вызов Благодарности и сделайте этот вызов частью повседневной жизни вашей семьи!
7-9 летУчаствуйте в дискуссиях на высоком уровне о книжных персонажах.
Читайте более продвинутые книги и участвуйте в дискуссиях на высоком уровне о том, что думают, верят, хотят и чувствуют персонажи. Откуда нам знать?
Например, прочитайте «Мальчика-невидимку» Труди Людвиг, в которой мальчик по имени Брайан борется с ощущением, что он невидим. Его никогда не приглашали на вечеринки и не включали в игры. Когда приходит новый ученик по имени Джастин, Брайан первым приветствует его. Когда мальчики объединяются для школьного проекта, Брайан находит способ проявить себя. Книга учит детей тому, что небольшие добрые дела могут помочь детям почувствовать себя вовлеченными и позволить им процветать.
После прочтения задайте вопросы типа:
- Почему Брайан чувствовал себя невидимым?
- Как вы думаете, что Брайан чувствует, будучи «невидимым»?
- Как Брайан помог Джастину почувствовать себя желанным гостем?
- Как Джастин помог Брайану почувствовать себя более «заметным»?
- Вы когда-нибудь чувствовали себя обделенными или невидимыми? Что помогло бы вам почувствовать себя более вовлеченным или заметным?
В ходе одного экспериментального исследования 110 школьников (в возрасте семи лет) участвовали в программе чтения. Некоторым учащимся случайным образом поручили участвовать в беседах об эмоциональном содержании прочитанных ими историй. Других просили только сделать рисунки по рассказам.
Через два месяца дети в группе бесед продемонстрировали больший прогресс в понимании эмоций, теории разума и эмпатии, а положительные результаты «остались стабильными в течение шести месяцев».
Вы можете выбрать книги для чтения с детьми, которые напрямую связаны с эмпатией. Кроме того, обратите внимание на то, что читают ваши дети, и вовлеките их в разговоры о персонажах, их эмоциях и о том, что ваш ребенок может думать, чувствовать или делать в подобных ситуациях.
Медитация любящей доброты и сострадания.
Исследования показывают, что всего две недели обучения медитации сострадания и доброты могут привести к изменениям в химии мозга, которые связаны с усилением позитивного социального поведения, включая эмпатию. Эти медитации также приводят к усилению положительных эмоций и социальной связи в дополнение к улучшению здоровья.
Медитация любящей доброты предполагает размышление о близких и посылание им позитивных мыслей. Позже ваш ребенок сможет распространить свои позитивные мысли и на более нейтральных людей в своей жизни.
Четыре традиционные фразы для этой медитации: «Пусть ты чувствуешь себя в безопасности. Пусть ты чувствуешь себя счастливым. Пусть ты чувствуешь себя здоровым. Чтоб ты жил легко». Точная формулировка, которую вы и ваш ребенок используете, не важна; речь идет о создании чувства доброты и тепла.
При обучении состраданию дети визуализируют переживания, в которых они чувствовали себя грустными или расстроенными, а затем относятся к этим переживаниям с теплотой и заботой. Затем они повторяют это упражнение с другими людьми, начиная с близких, затем с трудным человеком и, наконец, проявляя сострадание ко всему человечеству в целом.
Участвуйте в совместных настольных играх или совместном строительстве.
Исследования показывают, что успешный опыт сотрудничества побуждает нас к большему сотрудничеству в будущем. Сотрудничество с другими может побудить детей строить позитивные отношения и быть открытыми для развития более позитивных отношений в будущем.
Этот опыт также включает в себя дискуссии и дебаты, обучая детей учитывать другие точки зрения.
Идеи для совместных настольных игр или совместного строительства включают:
- Играйте с конструктором Lego, вместе создавая что-то особенное
- Гонка за сокровищами! (настольная игра, в которой дети вместе прокладывают путь и побеждают людоеда к сокровищам)
- Обхитрили! (кооперативная детективная игра)
- Stone Soup (отмеченная наградами совместная игра на сопоставление)
- The Secret Door (настольная игра-загадка, в которой дети в возрасте от 5 лет вместе разгадывают тайну секретной двери)
Запишитесь на курсы актерского мастерства.
Если вашему ребенку интересно, пригласите его в театр или на курсы актерского мастерства. Вхождение в роль другого человека — отличный способ развить эмпатию, точно так же, как игра в притворство помогает маленьким детям развить понимание и сострадание к другим.
Создание карт эмпатии.
Карты эмпатии включают четыре раздела: Чувствовать, Думать, Говорить и Делать . Выберите эмоцию, а затем проведите мозговой штурм, что вы можете сказать, подумать и сделать, когда почувствуете это.
Например: «Когда я беспокоюсь, я могу подумать, что делаю много ошибок или что должно произойти что-то плохое. Я слишком часто говорю «извините» или «я не могу этого сделать». Иногда, когда я волнуюсь, я вообще ничего не делаю. Что-то полезное, что я могу сделать, это сделать глубокий вдох и напомнить себе, что все будет хорошо».
Если это произойдет, вы можете подчеркнуть тот факт, что то, что мы говорим или делаем, иногда противоположно тому, что мы на самом деле чувствуем. Вы можете обсудить, почему это так и как мы можем связать это с проявлением сочувствия и понимания по отношению к другим.
Возраст 12+Обсуждать текущие события.
Узнайте о текущих событиях и развивайте сочувствие, читая газеты, новостные журналы или просматривая новости вместе. Кроме того, вы можете выполнять это действие, когда ваш ребенок упоминает вам о текущем событии.
Задайте такие вопросы, как:
- Что могут чувствовать люди, вовлеченные в эту ситуацию?
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Можем ли мы чем-нибудь помочь?
Поощряйте вашего ребенка выбирать волонтерскую работу.
Поощряйте вашего ребенка выбирать волонтерскую работу, которая ему или ей нравится. Когда дети становятся старше, они могут играть более непосредственную роль в помощи сообществу или обществу в целом. Они могут даже захотеть начать свои собственные проекты или благотворительные организации, чтобы решить проблему, которая их сильно волнует.
Детям важно исследовать мир за пределами себя. Наш журнал большой жизни — Teen Edition включает раздел, в котором дети старшего возраста могут записывать и намечать, как они могут изменить мир к лучшему. Они могут взять эти увлечения и превратить их в возможности для служения своим сообществам.
Идти по линии.
Это занятие идеально подходит для классных комнат, летних лагерей и других мест с большой группой детей старшего возраста/подростков. «Переступить черту» было продемонстрировано в фильме «Писатели свободы».
Поместите ленту посередине группы так, чтобы учащиеся стояли лицом к каждой линии. Прочитайте ряд утверждений. Если утверждение верно для ученика, он встает на линию.
Это могут быть такие заявления, как «Я потерял члена семьи», «Меня травили в школе» и так далее. Учащиеся также могут помочь в создании подсказок.
Задание показывает их общие трудности и помогает им понять, что испытывают и чувствуют их сверстники. В конце занятия учащиеся возвращаются на свои места, чтобы поразмышлять в письменной форме или обсудить.
Один из вариантов – предложить учащимся написать письмо (которое они могут доставить или оставить себе) учащемуся, который вышел в очередь по одной из тех же подсказок, на которые они перешли, рассказав больше об этом опыте или предложив слова поддержки.