Что такое сознание в психологии: Сознание (психология) | это… Что такое Сознание (психология)?

Содержание

СОЗНАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

СОЗНАНИЕ – одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его. Обыкновенно у нас есть непосредственное осознание собственных душевных состояний, так сказать, «особый доступ» к ним. Когда у нас болит голова, мы знаем об этом просто потому, что чувствуем боль, а когда нам хочется завести кошку – потому, что можем сформулировать это намерение. Обычно нам не приходится догадываться о присутствии наших собственных ощущений, чувств, желаний, мыслей, намерений и воспоминаний или о каких-то их особенностях. Они сами показывают свое присутствие. Однако временами мы можем как бы отстраниться и подумать над ними, осознать какие-то их особенности в тот самый момент, когда мы их испытываем. Такое осознание второго порядка может быть более или менее преднамеренным, целенаправленным и артикулированным. Предполагается, что некоторые из более тонких его форм невозможны без языка. (Мы не способны были бы, например, заметить, что в ноге, которую мы «отсидели», ощущается «покалывание иголками», если б не имели для выражения такого сравнения.) Осознание второго порядка многие называют самосознанием, и именно с ним связано основное различие между человеком и животными. Иногда его еще называют «интроспекцией» или «внутренним чувством» и сравнивают с прожектором, который освещает нам содержание нашей психики. Способность отстраниться и подумать объясняет разницу между непосредственным опытом, доступным всем животным, и тем обходным путем, с помощью которого только человеческие существа способны понимать, что испытывают другие, в зависимости от того, как те выглядят или ведут себя.

Сложность сознания становится яснее, когда мы начинаем его исследовать при разных нейрофизиологических состояниях. Наблюдения над больными, страдающими из-за повреждений мозга т.н. «амнестическим синдромом» либо «корковой слепотой», дают возможность заглянуть в природу сознания глубже и с необычной стороны. В обоих случаях больные, хотя и сохраняют способность к обучению и выполнению различных задач, не осознают ее. Больной с амнестическим синдромом при сохранных восприятии и мыслительных навыках не может удержать в памяти воспринимаемое и осмысливаемое. Корковая слепота вызывается поражением тех зон коры головного мозга, куда поступают зрительные сигналы, вследствие чего больной не видит какую-то часть поля зрения. Со временем некоторые из таких больных становятся способны различать движения и простые контуры в этой части поля зрения, но без осознания и опознания образов. Когда их спрашивают о том, что находится в «слепом» участке, им кажется, что они просто угадывают ответ, или, самое большее, у них возникает смутное чувство, что там что-то есть. Было выдвинуто предположение, что недостаток осознания у обеих групп больных обусловлен рассогласованием системы иерархического контроля за той цепью, по которой передается информация. Вероятно, именно эту, не получившую пока четкого определения систему можно соотнести с сознанием. Вопросы, встающие в связи с подобной картиной, касаются природы того, «кто» использует эту систему контроля. Не предполагает ли такое описание маленького гомункулуса со своим собственным сознанием, которое, в свою очередь, может быть объяснено еще одной системой контроля, следящей за ним, и т.д. и т.д. Если это так, то каким образом контролирующая система, которой заранее приписывается сознание, может удовлетворительно его объяснить? Даже если бы на этот вопрос и удалось найти ответ, и такая связь была бы доказана и наполнена физическими деталями, подобный механизм имел бы отношение, вероятно, только к некоторым обусловливающим сознание состояниям нервной системы (неважно, первого или второго порядка), а не к природе самого сознания.

Сознание в первичном смысле слова кажется неразрывно связанным с субъектом, способным иметь опыт и собственный взгляд на вещи. Независимо от того, будет этот субъект человеком или обезьяной, кошкой или мышью, всегда есть что-то, чем он является «изнутри» – с его собственным опытом и мироощущением. В случаях «расщепленного» мозга, т.е. после хирургического рассечения нервных волокон, связывающих правое и левое полушария, индивидуализация сознающих субъектов неясна. Результаты этой операции можно интерпретировать как создание субъекта с двумя различными психиками, или двух субъектов со своим опытом, сознанием, или же как психической деятельности без единого субъекта. Тем не менее сознание, по-видимому, предполагает и поддерживает наличие какого-то рода субъекта с внутренней жизнью. Поскольку чертополох или канцелярская скрепка не содержат ничего такого, чтобы было бы их существованием «изнутри», то ни чертополох, ни скрепка не являются субъектами, в отличие от людей и обезьян, кошек и мышей. Именно уникальная приватность «внутреннего» субъективного аспекта сознания делает его столь непостижимым. Невозможно даже вообразить, что когда-либо удастся создать объективизированное научное представление об этом феномене. Проблема особенно остро ощущается, когда мы переходим от вопроса, на что похожи состояния сознания других людей (которые мы естественным образом конструируем наподобие наших собственных) к вопросу, на что могут быть похожи состояния сознания совершенно не похожих на нас животных (представление о том, каково быть кошкой или мышкой – это такое знание, которое в принципе недоступно).

Состояния сознания субъекта значительно варьируют по интенсивности и качеству. Обычно мы чувствуем, что сознание слабее, когда засыпаем или просыпаемся, чем когда пребываем в бодрствующем состоянии. Кроме того, мы можем в большей или меньшей степени ощущать себя чуткими и внимательными к тому, что осознаем. Мы располагаем также различными критериями, на основе которых делаем выводы об уровне осознания других людей. Иногда эти критерии весьма неформальны и могут ограничиваться наблюдением, – можно увидеть, например, что человек падает в обморок или просто клюет носом. В других случаях критерии отличаются клинической четкостью. Так, когда врач оценивает состояние комы по специальной шкале, в число используемых им признаков входят спонтанное открытие глаз в ответ на голос или болевой раздражитель, характер двигательных реакций, способность к речи.

На первый взгляд, представление о различных уровнях сознания кажется очевидным. Однако где кончается сознание и начинается бессознательное? Когда мы засыпаем сном без сновидений, уходим ли мы постепенно из существования, к которому снова возвращаемся, просыпаясь? Может ли личность оставаться личностью, будучи бессознательным существом? Возможно ли быть субъектом в большей или меньшей степени? Попытаемся вкратце проанализировать само различие между сознательными и бессознательными психическими состояниями.

Мы склонны предполагать, что наши мысли, намерения и желания являются осознанными. Когда возникает некая вероятность того, что они могут быть неосознанными, мы подчеркиваем их сознательный аспект, чтобы противопоставить тем мыслям и желаниям, что остаются «незримыми», сохраняясь в памяти, и тем, что приговорены к заключению в бессознательном (или подсознательном) царстве, существование которого предполагается психоаналитической теорией (другой тип примеров – осознаваемое зрительное восприятие в противоположность корковой слепоте.). Те же самые мысли, чувства и желания могут в одно время быть в фокусе нашего внимания, а в другое – нет, поэтому кажется, что они подвижны. Однако не все ментальные процессы и действия столь «мобильны». Например, сильные ощущения или аффекты (скажем, боль) – это ментальные явления, которые мы неизбежно осознаем. Мы не можем поместить их в какую-то нейтральную нишу, которая не подлежит осознанию, и никакие воспоминания о боли не могут сравниться с самой болью. Однако воспоминание о том, что 7 + 5 = 12, мало чем отличается от текущей мысли, что 7 + 5 = 12, так что мы склонны предполагать, что знаем всегда (по большей части бессознательно), что 7 + 5 = 12. Поэтому контраст между осознаваемыми и неосознаваемыми ментальными состояниями не относится в равной мере ко всему сенсорно-когнитивно-аффективному спектру, что подводит нас к следующему вопросу: существуют ли идеи, понятия, мысли, правила или принципы, являющиеся в основном бессознательными? Еще со времен Платона выдвигались теории, дававшие положительный ответ на этот вопрос, равно как и теории, оспаривавшие его. Платон, Декарт и другие философы, каждый своим путем, пришли к мысли, что человеческое научение зависит от бессознательного использования врожденных идей и принципов, которые мы не осознаем вообще или осознаем с большим опозданием. Однако философ-эмпирик Локк находил противоречивым по своей сути предположение, что в нашем уме могут ютиться идеи, мысли или принципы, которые мы не осознаем и может быть никогда не осознaем. Рационалист Лейбниц защищал гипотезу о врожденном бессознательном характере принципов, считая, что они играют ключевую роль в приобретении знаний. Мы, писал он, от рождения вооружены аксиомами логики, арифметики и геометрии. Эти принципы используются и во всех других наших рассуждениях. Если бы, например, мы с самого начала не знали или по крайней мере не подразумевали, что всякая вещь тождественна самой себе, мы оказались бы не способны к различению, необходимому для научения. С самого рождения эти принципы или представления пребывают в нас как прожилки в куске мрамора – существующие, но незримые. Для того чтобы они стали видны, требуются время и зрелость, подобно тому, как долгие годы терпеливой работы скульптора раскрывают рисунок мрамора. Во второй половине 20 в. в споре рационалистов и эмпириков используется материал психолингвистики и когнитивной психологии. Лингвист и философ Н.Хомский вторит таким рационалистам, как Декарт и Лейбниц, утверждая, что психологическая реальность включает врожденные бессознательные синтаксические правила, или «схемы», которые обеспечивают процесс овладения языком. Многие из них никогда не выходят непосредственно на сознательный уровень. В теориях зрительного восприятия и познания сходный статус приписывается т. н. «процессам обработки данных», которые неявно присутствуют в любом акте восприятия и рассуждения. Другие, следуя эмпиризму Локка, видят в таких теориях поощрение слишком расширительной трактовки ментального. Почему принципы или процессы, которые никогда не появлялись и не появятся в нашем личном сознательном опыте, заслуживают названия «ментальных» больше, чем бесчисленное множество других чисто физиологических процессов, происходящих в нашем организме, таких, как пищеварение или митоз? На это можно возразить, что такой подход стирает разницу между несознательными (нементальными) и подсознательными процессами.

Трудно уловима не только граница между сознательными и подсознательными чертами психики. Никогда не было согласия и по поводу различия между обладающими сознанием и лишенными его организмами (или системами, как теперь принято называть любые сложные существа). В 17 в. Декарт полагал, что все животные, кроме человека, это просто машины, лишенные сознания, а в конце 19 в. биолог Г.Дженнингс, напротив, утверждал, что если бы амеба была размером с кита, она вполне могла бы быть наделена элементарным сознанием. Если под сознанием понимается – и это наиболее существенно – наличие ощущений (болевых и т.п.), тогда животные, обладающие нервной системой, достаточно сложной для этого, имеют и сознание. Но, как мы уже видели, сознание можно определить и иначе. Можно утверждать, например, что разница между бобрами, строящими плотины, и инженерами, конструирующими плотину, не в том, что инженеры «лучше» осознают постройку плотин, чем бобры, а в том, что бобры вообще не осознают постройку плотин. Другими словами, здесь существует разница в самом типе сознания. Бобры (насколько нам известно) не создают концепций постройки плотин. В отличие от инженеров, которые формулируют свои намерения и планы, а затем проектируют пути и способы их исполнения, бобры упорно и без раздумий, подобно тому, как работает компьютер, осуществляют ряд действий, которые кажутся заранее запрограммированными; в эту программу, однако, включены (опять-таки подобно тому, как действует компьютер высокого уровня) рудиментарные альтернативные возможности в случае непредвиденных препятствий на обычном пути. Хотя бобры в каком-то смысле осознают строительство плотин препятствия, с которыми пытаются бороться, они все же не осознают, что именно делают, в смысле концептуального осознания. И причина, по которой мы полагаем, что они этого не осознают, заключается в отсутствии у них способности к языку, который был бы достаточен для формулировки понятий. (По крайней мере, мы не можем вообразить существование понятий без языка. Если существует разница между наличием понятий и наличием языка для их формулировки, невозможно сказать (тем более без языка) в чем она заключается.) С другой стороны, многие этологи и философы отвергают идею, что есть какое-то существенное различие между сознанием человека и сознанием животных. При этом выдвигается следующий аргумент: точно так же, как нельзя точно указать тот момент в жизни человека, ранее которого понятия еще не могут быть сформулированы, а позже уже могут, нельзя указать и стадию в эволюции, до которой понятия еще не существуют и после которой они появляются. Те, кто настаивает на принципиальном различии в характере сознания животных и человека, могут лишь подчеркивать способность человека к языку как радикальный разрыв в эволюции организмов и – независимо от пользы языка в эволюционном смысле – отождествлять его со способностью к формированию понятий и концепций (например, «строительства плотин»).

Обычно считается, что сознание несомненно свойственно человеку и другим животным, у низших организмов его наличие сомнительно, и оно бесспорно отсутствует в неорганической материи. Но современные исследовательские проекты в области искусственного интеллекта породили идею о том, что программы высокого уровня создают возможность появления восприятия, мышления и понимания у неорганических машин. Основой для подобного утверждения служит тезис, что сущность когнитивных процессов заключается в манипуляции с формальными символами. Противники этого аргумента считают, что одно дело – подражание сознательному разумному поведению, такому, как доказательство теорем или игра в шахматы, а другое дело его воссоздание (тот факт, что попугаи «запрограммированы» изображать речь, не означает, что они воспроизводят речевой акт). Компьютеры, вероятно, способны только к «операциям» (т.е. манипуляциям с символами), но их смысловая сторона определяется компьютерными пользователями и программистами, т.е. теми, кто обладает сознанием и данный смысл заложил. Калькулятор может манипулировать цифровыми знаками так, чтобы мы могли их «прочесть» как ответы на наши арифметические вопросы. Но будучи сконструирован, чтобы это делать, механизм не наделяется при этом каким-либо сознанием. И карманный калькулятор, и самый сложный компьютер обладают не большей субъективностью, чем неоновый сигнал. Никакой прогресс в программном обеспечении и программировании сам по себе пока не может обеспечить компьютеру сознание. Остается, однако, неясным, что произойдет, если создание новых типов компьютеров, обладающих базовыми сенсорными и аффективными способностями, напоминающими наши собственные, будет сочетаться с соответствующим высокоразвитым программным обеспечением. Вразумительные ответы на вопрос, насколько могут различаться физические субстанции, реализующие сознание, без сомнения, принадлежат будущему. Тем не менее, даже если когда-нибудь и возникнет возможность придумать и создать обладающего сознанием и интеллектом робота, мы знаем заранее, что встанет вопрос, каково быть этим роботом «изнутри», и как и в случае с кошкой и мышкой, это останется для нас тайной. Даже будучи хорошо осведомленными в том, как устроено искусственное существо, обладающее сознанием, мы не получим доступа к его мироощущению.

Ввиду «неуловимости» сознания, философы и ученые время от времени стараются либо снизить его роль в целенаправленном поведении, либо вообще изъять его из психологии. Эпифеноменализм – учение, которое признает существование сознания, но отрицает его причинную роль в поведении. Сознание уподобляется рабочему из дорожной бригады, который держит флаг, предупреждающий о ремонте, – он присутствует, но не работает. Бихевиоризм тоже отрицает значимость для психологии внутренних состояний, недоступных объективному наблюдению, анализируя психику полностью в терминах поведения или склонности вести себя так или иначе. Однако такое направление, как элиминативный материализм, обращается с предполагаемыми состояниями сознания еще более решительно, чем эпифеноменализм или бихевиоризм. По мнению его сторонников, вера в существование состояний сознания восходит к архаической «расхожей психологии», словарь которой постепенно должен быть изжит («элиминирован») и заменен более адекватной научной терминологией, подобно тому как разговоры об одержимости бесами были вытеснены анализом шизофрении. Подобные представления следует отличать от теорий, объявляющих сознание идентичным физическим процессам. Для сторонников этих теорий сознание, безусловно, существует, но сущностная его природа является нейрофизиологической; то, что мы видим цвета, чувствуем боль или тревогу, не отрицается, но интерпретируется как нечто тождественное соответствующим нейрофизиологическим состояниям и процессам.

Тезис о ненужности и бесполезности понятия «сознание» для нашей схемы мира трудно признать справедливым. Само понятие концептуальной схемы – даже если это схема элиминативного материалиста – предполагает наличие сознательного существа, которое эту схему создает. Так что сознание все равно остается. Как можно себе представить, что оно исчезнет полностью из нашего представления о самих себе и о других? Быть может, кажущийся непреодолимым барьер между собственным сознанием и сознанием других удастся преодолеть не столько средствами науки или философии, сколько более пристальным вниманием к литературе и искусству. В конце концов, нам может помочь и эмпатическое воображение – ведь читая воспоминания Черчилля, мы в какой-то мере понимаем, каково быть Уинстоном Черчиллем «изнутри». Почему бы такому роману, как Обитатели холмов Ричарда Адамса, в котором главные герои – кролики, не дать нам некоторое представление о том, что значит смотреть на мир глазами созданий, совершенно на нас не похожих?
См. также ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ; ИНТЕЛЛЕКТ; НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ; РАЗУМ.

К.Гундерсон

Сознание и бессознательное в структуре когнитивного опыта //Психологическая газета

Сознание по праву называют одной из самых масштабных проблем не только человекознания, но и всей современной науки. Сложность этой «загвоздки Вселенной» (А. Шопенгауэр) отмечается практически во всех публикациях, посвященных данной теме. Вот лишь несколько показательных высказываний.

А.Н. Леонтьев: «Сознание — центральная тайна человеческой психики» [5, с. 34].

В.М. Аллахвердов: «Главная загадка психологии — загадка сознания» [2, с. 115].

А. Ревонсуо: «Изучение сознания равносильно постижению самой загадочной тайны о нас самих» [7, с. 13].

Н.С. Юлина: «Что касается тайны сознания, то здесь царит замешательство: не ясно, с какой стороны к ней подходить и какими средствами раскрывать» [9, с. 180]. Почему сознание — тайна? Что делает сознание тайной? Прежде всего, важно определиться с тем, что понимать под термином «сознание». (

А. Бэн был недалек от истины, когда писал: «Сознание — самое запутанное слово в человеческом словаре» [3, с. 13]).

Если под опытом сознания понимать опыт осознаваемых переживаний, т.е. феноменальный опыт, то тогда оправдано дифференцировать «сознание» (consciousness) как теоретическое понятие и «осознание» (awareness) как понятие эмпирическое. Последним обозначается широкий класс гетерогенных явлений — от элементарных ощущений до переживаний, так называемых духовных состояний. Все, что человек осознает, т.е. испытывает в определенный момент времени с субъективной очевидностью, например, зубную боль, тревогу, состояние инсайта или поэтический восторг, можно рассматривать как проявления сознания, а не сознание как таковое. Таким образом, феноменология осознанности состоит в субъективно переживаемых состояниях или, иначе, квалитативном опыте Я. (Квалиа можно определить как «то, каково это переживать».)

Сознание в качестве теоретического конструкта обозначает не приватный опыт переживаний (опыт актуального присутствия Я), а гипотетическую(!) систему психических механизмов, скоординированная работа которых порождает качественные, т. е. квалитативные состояния.

Важно подчеркнуть: сознание существует только в теории сознания, а теория строится для объяснения эмпирического опыта. Только наличие квалиа снабжает человека чувством Я и делает любое ментальное или моторное действие субъективным. И только теория сознания, т.е. теория о том, чего нет в субъективном опыте, позволяет этот опыт объяснить. В этом смысле сознание не существует как феномен. Оно существует как теоретический конструкт.

Если признать корректными вышеприведенные рассуждения, то следует в качестве проблемы сознания понимать проблему субъективности, или квалиа. Д. Чалмерс различает «легкие» проблемы в изучении сознания и «трудную» проблему. К легким он относит:

  • реагирование на внешние воздействия;
  • способность к различению и категоризации;
  • обобщение информации;
  • контроль поведения;
  • способность к концентрации внимания;
  • различение между сном и бодрствованием;
  • способность сообщать о своем состоянии и пр.

Квалиа он называет «трудной проблемой сознания» и считает, что никакие редукционистские подходы не помогут ее решить [8].

В чем же суть проблемы? И в чем, собственно, заключается трудность? Проблема состоит в необходимости объяснения того, как мозговая активность способна вызывать субъективные переживания. Эту проблему часто называют проблемой «объяснительного разрыва». Почему объективный, физический процесс, протекающий в мозге, имеет в качестве своего результирующего продукта субъективное переживание, некое квалиа, относящееся к другой, не физической, онтологии?

Трудность как раз и заключается в том, что субъективность нельзя объяснить логикой тех физиологических, в частности, нейрональных процессов, которые лежат в основе психического функционирования. Использование же любой другой логики ставит нас на путь иррационализма, если не мистицизма. (Панпсихизм является примером тому.)

Кроме того, психология не располагает методами объективной фиксации субъективных переживаний.

Вполне определенная таковость переживания, через которую и обнаруживает себя состояние присутствия «здесь и сейчас», не просто недоступна анализу с позиции «третьего лица», но и не может быть адекватным образом вербализована самим человеком, т.к. словесный отчет об этом переживании свидетельствует только о репрезентативном знании, «знании о…» (например, «вижу дерево», «слышу скрип», «чувствую озноб» и т.п.), но не о квалиа, не о «знании как…». Акт осознания предполагает различение двух планов анализа: то, что осознается и, соответственно, качеств объекта репрезентации, и то, как именно это осознается, т.е. качеств самого переживания. «Непосредственный опыт» дан только его носителю, поэтому на заре психологии считалось, что анализ качественных состояний сознания можно производить только посредством интроспекции [4]. Однако, как известно, надежды на интроспекцию не оправдались: интроспективный анализ всякий раз сообщает лишь о том, что осознавалось, но не о том, каково это было осознавать.
Очевидно — крах интроспективной школы был связан с тем, что много позже Д. Деннет назовет «невыразимостью квалиа».

В XX веке в психологии возобладали квалиафобские настроения: лидеры всех научных школ элиминировали квалиа из своих теоретических конструкций. В какой психологической теории говорится об этом? Где обсуждается проблема субъективности (не субъектности!)? Но ведь элиминация квалиа упраздняет и саму пресловутую проблему сознания, поскольку она, преимущественно, и заключается в объяснении природы субъективности. Даже если в будущем психология совершит прорыв в решении целого ряда «легких проблем сознания», но при этом не объяснит природу субъективного опыта, мы не сможем говорить о теоретическом прогрессе. Возможно, мы будем понимать, каким образом человек выполняет разнообразные сознательные действия и неосознаваемые психические операции. Допустим, мы сможем описать логику работы механизмов сознания при выполнении когнитивной деятельности, объясним принципы научения, опишем механизмы взаимодействия сознания и бессознательного.

Только можно ли будет утверждать, что при этом мы разгадали тайну сознания, а не описали различные информационные процессы? Разве компьютерные и роботизированные устройства не умеют распознавать образы, запоминать и хранить информацию, решать анаграммы и шахматные задачи? Не завтра, так послезавтра, возможно, будут реплицированы на технических устройствах все информационные процессы, которые реализуются в ментальной сфере человека. Однако же мы не только взаимодействуем со средой, не только решаем перцептивные, мнемические, мыслительные задачи, но и знаем об этом непосредственно. Игнорирование квалитативного аспекта осознанности лишает сознание его собственника, делая субъективный опыт Я безличным опытом. Психология как наука о психическом мире человека упускает в этом мире самое главное, самое существенное.

Это не значит вовсе, что изучение феномена осознания в когнитивном (читай: информационном) аспекте не имеет смысла. Мы не знаем, как решить «трудную проблему», поэтому искать нужно во всех направлениях. Возможно, что результаты исследований в области когнитивной психологии сознания послужат эвристикой для объяснения природы субъективности, хотя делать ставки на такое предсказание было бы все-таки рискованной затеей.

Другая проблема, относящаяся к квалиа, может быть условно названа гносеологической. В чем она выражается?

К настоящему времени экспериментальные данные, накопленные в нейропсихологии и когнитивной психологии, не просто делают оправданной постановку проблемы когнитивного назначения квалиа, но и требуют построения новых объяснительных моделей. Прав А. Ревонсуо: «у нас вполне достаточно данных, подтверждающих, что если даже какая-то информация не может достичь сознания, в мозге происходит ее неосознаваемая обработка. …Что это говорит нам о сознании?» [7, с. 157]. Какого рода факты есть у нас в распоряжении, что свидетельствовали бы о мощных когнитивных ресурсах бессознательной психики? Конечно, весьма затруднительно исчерпывающим образом описать всю феноменологию неосознаваемых явлений, поскольку, как ни странно, нет четких критериев разграничения сознания и бессознательного.

К какому классу явлений относить, например, то содержание памяти, которое может быть легко эксплицировано, но в актуальный момент времени не осознается в силу того, что находится вне фокусированного внимания? Или процесс осознания? Ведь человек ни в каком состоянии сознания не способен дать отчет о том, каким образом происходит сам этот процесс, а только единственно о том, что осознается. Механизмы сознания сами не осознаются, а обеспечивают осознаваемое переживание. Так к чему их нужно относить — к сознанию или бессознательному?

Между тем, экспериментальные исследования феноменов, которые принято считать бессознательными, проводятся активно со второй половины прошлого века. Это и эффект перцептивной защиты, и эффекты действия установок (перцептивных, моторных, мыслительных), которые, по Узнадзе, есть «бессознательные состояния готовности к выполнению того или иного действия», и разного типа прайминг-эффекты, и эффекты внимания в условиях дихотического слушания, эффект неосознаваемого негативного выбора (эффект Аллахвердова), и эффекты имплицитного научения (усвоение искусственных грамматик, выучивание последовательностей, усвоение инвариантов, решение комплексных динамических задач), эффект эмоционального предвосхищения решения мыслительной задачи (эффект

Тихомирова) etc. Да, и многие формы социального научения протекают вне сознательного контроля, например, усвоение родного языка или социальных стереотипов.

Бессознательное работает значительно быстрее по сравнению с сознанием. Оперирует гораздо более объемными массивами информации. Эксперименты показывают, что за некоторое время до принятия «сознательного» решения это решение уже имеет место в бессознательном, о чем дают знать психофизиологические индикаторы [10]. Высоковероятно, что все, что мы осознаем, до момента осознания существует в имплицитном качестве и лишь затем осознается [1, 6]. Осознанное переживание подготавливается в недрах бессознательного, которое, вслед за Ж. Пиаже, принято называть «когнитивным бессознательным». «Когнитивное бессознательное» можно сравнить с идеальным теоретиком, который выдвигает одновременно множество идей, в т.ч. иррелевантных реальности.

Сознание же сравнимо с экспериментатором, который проверяет в данный момент времени конкретную гипотезу, получая определенный результат проверки (квалитативное состояние). Поскольку сознание в момент текущего настоящего проверяет всегда одну единственную идею на соответствие реальности, осознание не может быть параллельным, т.е. осознанные переживания существуют только в последовательной цепи качественных состояний.

Осознанное переживание, таким образом, можно трактовать как результат выбора и проверки на реальности одной из множества бессознательно сгенерированных идей. Сделанный выбор маркируется чувством Я. Таким образом, появление квалиа продиктовано а) необходимостью выбора в данный момент времени единственной когнитивной альтернативы и б) необходимостью проверки сделанного выбора на соответствие реальности. Осознанное переживание всегда является результатом не просто выбора, но, главным образом, проверки этого выбора.

Материалы подготовлены в рамках выполнения исследовательского проекта, поддержанного РФФИ (грант № 19-013-00103).

  1. Агафонов, А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А. Ю. Агафонов. – Самара: Едиториал УРСС, 2007. – 336 с.
  2. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика. Т. 1) / В.М. Аллахвердов. – СПб.: ДНК, 2000. – 528 с. – (Новые идеи в психологии).
  3. Бэн, А. Психология / А. Бэн. – М., 1902.
  4. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. – М.: Эксмо, 2002. – 864 с.
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  6. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии / под общ. ред. А.Ю. Агафонова. – Самара: Бахрах-М, 2012. – 191 с.
  7. Ревонсуо, А. Психология сознания / А. Ревонсуо. – СПб.: Питер, 2013. – 336 с. – (Мастера психологии).
  8. Чалмерс, Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории / Д. Чалмерс. – М.: Либроком, 2013. – 512 с. – (Философия сознания).
  9. Юлина, Н.С. Очерки по современной философии сознания / Н. С. Юлина. – М.: Канон: Реабилитация, 2015. – 408 с.
  10. Eichele, N., S. Debener, V.D. Calhoun, R. Specht, A.K. Engel, K. Hugdahl, D.Y. von Cramon, M.Ullsperger Prediction of human errors by maladaptive changes in event-related brain Networks // Proc. оf National Acad. Sci. of the USA. – 22 Apr. 2008. – V. 105, No. 16. – P. 6173–6178.

Источник: Агафонов А.Ю. Сознание и бессознательное в структуре когнитивного опыта // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2019. № 7. С. 58–60.

4.1 Что такое Сознание? – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать, что подразумевается под сознанием
  • Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
  • Обсудите концепцию дефицита сна

 

   Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.

Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон — это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и пониженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Между этими крайностями находятся состояния сознания, связанные с грезами, интоксикацией в результате употребления алкоголя или других наркотиков, медитативными состояниями, гипнотическими состояниями и измененными состояниями сознания после лишения сна. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят своими корнями в нашу биологию.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ

   Биологические ритмы – это внутренние ритмы биологической активности. Менструальный цикл женщины является примером биологического ритма — повторяющейся циклической модели телесных изменений. Один полный менструальный цикл длится около 28 дней — лунный месяц, — но многие биологические циклы намного короче. Например, температура тела циклически колеблется в течение 24 часов (рисунок ниже). Бдительность связана с более высокой температурой тела, а сонливость — с более низкой температурой тела.

 

На этой диаграмме показаны циркадные изменения температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.

 

   Эта схема колебания температуры, которая повторяется каждый день, является одним из примеров циркадного ритма. Циркадный ритм — это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, сахара в крови и температуры тела. Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.

Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.

Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро ​​(СХЯ). Аксоны светочувствительных нейронов сетчатки передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19).91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рисунок ниже).

 

Супрахиазматическое ядро ​​(СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.

ПРОБЛЕМЫ С ЦИРКАДНЫМИ РИТМАМИ

   В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа, эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.

Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регулирование сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также к координации этого цикла с внешним миром.

 

Нарушения нормального сна

   Будь то жаворонок, сова или что-то среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Джетлаг — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонницу (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном в течение как минимум трех ночей в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).

Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Вращающаяся сменная работа относится к графику работы, который меняется от раннего до позднего дня ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).

Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых на такой работе, что ясно показано в историях, представленных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:

.

Если у вас был партнер, работающий на постоянной работе 9до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)

Хотя нарушения циркадных ритмов могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы настроить наши биологические часы на внешнюю среду. Было показано, что некоторые из этих подходов, например использование яркого света, как показано на рисунке ниже, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или от последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).

 

Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.

Недостаточный сон

   Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается дефицит сна. Человек с дефицитом сна постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n.d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов. часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.

Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pelligrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pelligrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице ниже показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая «рекомендуется», «может быть уместной» и «не рекомендуется».

” In the “age” column, the third row reads “3 months–1 year.” In the “nightly sleep needs” column, the third row reads “14–15 hours.” In the “age” column, the fourth row reads “1–3 years.” In the “nightly sleep needs” column, the fourth row reads “12–14 hours.” In the “age” column, the fifth row reads “3–5 years.” In the “nightly sleep needs” column, the fifth row reads “11–13 hours.” In the “age” column, the sixth row reads “5–10 years.” In the “nightly sleep needs” column, the sixth row reads “10–11 hours.” In the “age” column, the seventh row reads “10–18 years.” In the “nightly sleep needs” column, the seventh row reads “8–10 hours.” In the “age” column, the eighth row reads “18 and older.” In the “nightly sleep needs” column, the eighth row reads “7–9 hours.”»>
Потребность во сне в разном возрасте
Возраст Рекомендуется Может подойти Не рекомендуется
0–3 месяца 14–17 часов 11–13 часов

18–19 часов

Менее 11 часов

Более 19 часов

4–11 месяцев 12–15 часов 10–11 часов

16–18 часов

Менее 10 часов

Более 18 часов

1–2 года 11–14 часов 9–10 часов

15–16 часов

Менее 9 часов

Более 16 часов

3–5 лет 10–13 часов 8–9 часов

14 часов

Менее 8 часов

Более 14 часов

6–13 лет 9–11 часов 7–8 часов

12 часов

Менее 7 часов

Более 12 часов

14–17 лет 8–10 часов 7 часов

11 часов

Менее 7 часов

Более 11 часов

18–25 лет 7–9 часов 6 часов

10–11 часов

Менее 6 часов

Более 11 часов

26–64 лет 7–9 часов 6 часов

10 часов

Менее 6 часов

Более 10 часов

≥65 лет 7–8 часов 5–6 часов

9 часов

Менее 5 часов

Более 9 часов

 

   Недостаток сна и недосыпание имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия (рисунок ниже). Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вас может удивить тот факт, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000).

 

На этом рисунке показаны некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)

 

   Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в сутки. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. На самом деле, метаанализ, представляющий собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день (Ohayon, Carskadon, Guilleminault, & Vitiello, 2004). Поскольку количество времени, которое мы спим, меняется в течение нашей жизни, предположительно, недосыпание будет меняться соответствующим образом.

ОБЗОР

   Состояния сознания меняются в течение дня и на протяжении всей нашей жизни. Важными факторами этих изменений являются биологические ритмы и, в частности, циркадные ритмы, генерируемые супрахиазматическим ядром (СХЯ). Как правило, наши биологические часы согласуются с нашей внешней средой, и свет, как правило, является важным сигналом в настройке этих часов. Когда люди путешествуют через несколько часовых поясов или работают посменно, у них могут возникнуть нарушения циркадных циклов, которые могут привести к бессоннице, сонливости и снижению бдительности. Терапия ярким светом показала себя многообещающей в борьбе с циркадными нарушениями. Если люди в течение длительного периода времени не спят, у них накапливается дефицит сна, что потенциально может привести к ряду неблагоприятных психологических и физиологических последствий.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax. org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Повторные вопросы:

1. Биологические часы организма расположены в ________.

а. гиппокамп

б. таламус

с. гипоталамус

d. гипофиз

 

2. ________ возникает при хроническом дефиците сна.

а. биоритм

b. сменная работа

c. циркадный ритм

d. дефицит сна

 

3. _______ циклы происходят примерно раз в 24 часа.

а. биологические

б. циркадный

c. вращающийся

d. в сознании

 

4. _______ — это один из способов, которым люди могут помочь перезагрузить свои биологические часы.

а. Воздействие свет-темнота

b. потребление кофе

c. употребление алкоголя

d. дневной сон

 

Вопросы критического мышления:

1. Медицинские работники часто работают посменно. Почему это проблематично? Что можно сделать для решения возможных проблем?

2. Обычно считается, что люди ведут дневной образ жизни, что означает, что мы бодрствуем днем ​​и спим ночью. С другой стороны, многие грызуны ведут ночной образ жизни. Как вы думаете, почему у разных животных такие разные циклы сна и бодрствования?

 

Вопросы личного характера:

1. Каждый год осенью и весной в наших циркадных часах происходят сдвиги, связанные с переходом на летнее время. Вам легче приспособиться к скачку вперед или отступлению, и как вы думаете, почему?

2. Что вы делаете, чтобы приспособиться к изменениям в вашем распорядке дня в течение недели? У вас есть дефицит сна, когда начинается или заканчивается переход на летнее время

Глоссарий:

Биологический ритм: Внутренний цикл биологической активности

Циркадный ритм: Биологический ритм, который возникает более приблизительно 24 -часовой

. гомеостаз: склонность к поддержанию баланса или оптимального уровня в биологической системе

бессонница: постоянные трудности с засыпанием или сном, по крайней мере, три ночи в неделю в течение месяца

джетлаг:  совокупность симптомов, вызванных путешествием из одного часового пояса в другой, что является результатом несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой регулятор цикла сон-бодрствование

метаанализ:  исследование, объединяющее результаты нескольких связанных исследований

шишковидная железа:  эндокринная структура, расположенная внутри мозга, которая высвобождает мелатонин

чередующаяся сменная работа: рабочий график, который меняется с раннего на поздний ежедневно или еженедельно

сон: состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и снижением сенсорного восприятия, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования

дефицит сна:  результат хронического недосыпа

регуляция сна: контроль мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также координация этого цикла с внешним миром

супрахиазматическое ядро ​​(СХЯ): область гипоталамуса, в которой расположены биологические часы организма Контрольные вопросы:

1. C

2. D

3. B

4. A

 

Вопросы критического мышления:

4 9 0004 1.   Учитывая, что сменная работа может привести к истощению и снижению умственной работоспособности, люди, работающие в таких условиях, с большей вероятностью совершат ошибки на работе. Последствия этого в медицинских профессиях очевидны. Медицинские работники могут быть осведомлены о преимуществах воздействия света и темноты, чтобы облегчить такие проблемы.

2. У разных видов разная история эволюции, и они по-разному адаптировались к окружающей среде. Существует ряд различных возможных объяснений того, почему данный вид ведет дневной или ночной образ жизни. Возможно, люди будут наиболее уязвимы для угроз в вечерние часы, когда уровень освещенности низкий. Поэтому, возможно, имеет смысл находиться в убежище в это время. Грызуны, с другой стороны, сталкиваются с рядом хищнических угроз, поэтому, возможно, активность в ночное время сводит к минимуму риск со стороны хищников, таких как птицы, которые используют свои визуальные чувства для обнаружения добычи.

Глоссарий:

Биологический ритм: Внутренний цикл биологической активности

Циркадный ритм: Биологический ритм, который возникает более приблизительно 24 часа

: 65. гомеостаз: склонность к поддержанию баланса или оптимального уровня в биологической системе

бессонница: постоянные трудности с засыпанием или сном, по крайней мере, три ночи в неделю в течение месяца

джетлаг:  совокупность симптомов, вызванных путешествием из одного часового пояса в другой, что является результатом несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой регулятор цикла сон-бодрствование

метаанализ:  исследование, объединяющее результаты нескольких связанных исследований

шишковидная железа:  эндокринная структура, расположенная внутри мозга, которая высвобождает мелатонин

чередующаяся сменная работа: рабочий график, который меняется с раннего на поздний ежедневно или еженедельно

сон: состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и снижением сенсорного восприятия, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования

дефицит сна:  результат хронического недосыпа

регуляция сна: контроль мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также координация этого цикла с внешним миром

супрахиазматическое ядро ​​(СХЯ): область гипоталамуса, в которой расположены биологические часы организма

Сознание: определение, примеры и теория

Сознание: определение, примеры и теория

Келси Шульц, доктор философии. Кандидат
Отзыв Чики Дэвиса, магистра гуманитарных наук, доктора философии

Тот факт, что масса нервной ткани может удивляться своему собственному опыту удивления, является впечатляющим подвигом эволюции. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о чудесах сознания.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Представьте себе объятия лучшего друга, солнечный день, проведенный с собакой, танцы под любимую песню или момент, когда вы впервые ощутили постоянную утрату. Все это примеры сознательного опыта. Сознание — это явление, с которым мы все хорошо знакомы, но в целом нам еще предстоит дать ему удовлетворительное, всеобъемлющее определение.

Наше непонимание природы сознания, откуда оно берется и почему оно существует, не является отражением недостатка усилий. Люди тщательно исследовали природу сознания на протяжении тысячелетий, и в последние годы сознание стало популярной темой научных исследований. Давайте кратко рассмотрим текущее состояние нашего понимания сознания.

Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, коучем или предпринимателем в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше $ быстрее 
 Повышайте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

Что такое сознание? (Определение)

Термин «сознание» ускользал от точного определения на протяжении тысячелетий. Краткие определения сознания терпят неудачу, когда дело доходит до определения многомерности термина. Мы можем использовать слово «сознание» для описания перцептивного осознания (я осознаю человека передо мной), природы бодрствования и бдительности (когда человек теряет сознание под анестезией) или самосознания и интенциональности (сильно человек в состоянии алкогольного опьянения может не осознавать свои действия). Многие ученые и философы утверждают, что «сознание» лучше понимать как субъективный человеческий опыт; «я», о котором вы говорите, когда говорите «я люблю вас»; и опыт бытия собой.

Примеры сознания

В дополнение к различным аспектам сознания — таким как восприятие, саморефлексия и т. д. — существуют различные состояния сознания, в которых некоторые или все эти аспекты действуют уникальным образом. Некоторые примеры различных состояний сознания включают:

  • Сон
  • Сновидение
  • Галлюцинации
  • Гипноз
  • Медитация
  • Трансцендентные духовные переживания

Является ли сознание мозговым процессом?

Связь между сознанием и мозговыми процессами, хотя и окутана тайной, хорошо задокументирована. Неясно, как и почему мозг (который, по сути, представляет собой горсть наэлектризованного мяса) порождает глубину и сложность человеческого опыта, но у нас есть достаточно убедительных доказательств, подтверждающих вывод о том, что они действительно функционально связаны.

Одним из простых примеров функциональной связи между мозговыми процессами и сознанием является влияние анестезии на сознание. Анестезиологи могут включать и выключать сознание, изменяя химию вашего мозга с помощью определенных химических соединений.

Галлюциногены — еще один простой пример взаимосвязи между химией мозга и сознанием. Галлюциногенные препараты, такие как псилоцибин (волшебные грибы) или ЛСД (иногда называемый «кислотой»), создают измененное состояние сознания, изменяя способ, которым различные части мозга взаимодействуют друг с другом.

Мозговая основа сознания также подтверждается многочисленными научными исследованиями, которых мы коснемся чуть позже.

Теория сознания

В последние годы сознание стало популярной темой для исследований ученых и философов, и появилось несколько многообещающих теорий сознания. К ним относятся интегрированная теория информации, теория более высокого порядка, теория рекуррентной обработки и теория глобального рабочего пространства. Важно отметить, что это не обязательно конкурирующие теории. Справедливость одного не означает ошибочности других. Скорее, каждую из этих теорий можно рассматривать как отдельный подход к пониманию сознания с разными всеобъемлющими целями (Seth & Bayne, 2022).

Интегральная теория информации
Интегрированная теория информации — это разновидность математического подхода к описанию сознания. Эта теория предполагает, что сознание в основном представляет собой форму информации, возникающую в результате физической и функциональной интеграции элементов внутри системы. В центре внимания интегрированной теории информации находится определение физических атрибутов, необходимых для того, чтобы система была сознательной.

Теории высшего порядка
Теории сознания высшего порядка сосредотачиваются на понимании того, почему некоторые содержания разума сознательны, а другие нет. Теории более высокого порядка утверждают, что психические состояния становятся сознательными, когда они становятся целью определенных форм мета-представлений.

Мета-представления — это в основном способность разума генерировать представления, построенные из представлений более низкого уровня. Например, представьте, что вы смотрите на дерево магнолии. Представление высшего порядка о дереве магнолии (дерево, как оно существует в вашем сознательном опыте) — это объединение представлений низшего порядка, таких как цвет, размер, форма, запах, контекст и любые воспоминания или предубеждения, которые у вас могут быть о нем. деревья магнолии.

Теория повторного входа и прогнозирующей обработки
Основой теории повторного входа и прогнозирующей обработки является то, что сознательные психические состояния основаны на прогнозах о причинах сенсорной информации. Хотя это может быть неочевидным, реальность на самом деле представляет собой шумный поток чувственных данных, которые мозг должен фильтровать и интерпретировать. Эта теория постулирует, что сознание возникло как средство, помогающее нам фильтровать и объединять зашумленные сенсорные данные таким образом, чтобы мы могли адаптивно взаимодействовать с окружающей средой. Теорию повторного входа и предиктивной обработки можно резюмировать так: «Сознание — это лучшее предположение вашего мозга о реальности».

Чтобы получить отличный обзор этой теории, посмотрите это видео:

Видео: Что такое сознание?

Теории глобального рабочего пространства
Теории глобального рабочего пространства сосредоточены на том, что называется сознательным доступом. Сознательный доступ относится к восприятию и психическим состояниям, доступным осознанию. Как упоминалось ранее, в любой данный момент времени нас бомбардирует сенсорная информация, лишь часть которой может реально дойти до нашего сознания. Например, большую часть времени мы не осознаем ощущение нашей одежды на нашей коже, потому что обычно есть более важные особенности нашей реальности, которым мы должны посвятить нашу ограниченную способность внимания. Таким образом, ощущение одежды по существу выгружается из «глобального рабочего пространства» разума в пользу более релевантной информации. Теория глобального рабочего пространства предполагает, что когда мы фокусируемся на этом ощущении — когда мы привносим его в сознание — мы «транслируем» его в глобальное рабочее пространство, где его затем можно использовать для информирования наших мыслей или поведения.

Уровни Сознания

Уровни сознания, как они изучаются с научной точки зрения, основаны на поведении и активности мозга. Есть четыре основных уровня сознания, которые варьируются от полного отсутствия сознания до бдительного бодрствования, которое вы, вероятно, испытываете сейчас. К ним относятся кома, вегетативное состояние, состояние минимального сознания и бодрствование (Frith, 2019).

  • Кома: Люди в коматозном состоянии не реагируют на раздражители и полностью лишены сознания.
  • Вегетативное состояние: Люди в вегетативном состоянии не реагируют на раздражители, но активность их мозга показывает, что они проходят через типичный цикл сна/бодрствования.
  • Минимальное сознание: Люди в минимальном сознании несколько реагируют на раздражители и иногда способны реагировать на простые команды (например, «поднимите правую руку»).
  • Предупреждающее бодрствование: По сути, это противоположность комы и, вероятно, тот уровень сознания, с которым вы лучше всего знакомы.

Термин «сознательный уровень» предполагает, что сознательные состояния упорядочены по одному измерению. Однако исследователи предполагают, что эта концептуализация является чрезмерным упрощением и что состояния сознания лучше понимать как области в многомерном пространстве, а не как уровни в иерархии. Эта многомерная концептуализация сознания оставляет место для других состояний сознания, таких как состояния сна или галлюцинации (Seth & Bayne, 2022).

Исследования сознания

Исследования сознания процветали в последние годы, и доказательств, подтверждающих мозговую основу сознания, предостаточно. Было бы невозможно по-настоящему отдать должное широте и глубине исследования сознания, не посвятив этому свою жизнь, поэтому я выбрал лишь несколько исследований, чтобы дать вам представление о том, на что похоже исследование сознания.

Исследование сознания, пример 1​
Одним из примеров исследования сознания является исследование, которое показало, что потеря сознания связана с активностью мозга, которая является более кратковременной и более локализованной, чем активность мозга у людей в сознании (Ferrarelli et al., 2010). Исследователи изучили активность мозга с помощью двух методологий: транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) — неинвазивного метода активации клеток мозга в определенной области — и электроэнцефалографии (ЭЭГ), инструмента, используемого для наблюдения за электрической активностью в мозге.

Их экспериментальный план немного напоминает бросание камня в воду и измерение того, как далеко распространяется рябь. Они возмущали небольшой участок мозга и наблюдали, как далеко простирается активность. Используя этот дизайн, они обнаружили, что когда клетки мозга стимулируются с помощью ТМС во время бодрствования, электрическая активность распространяется на несколько различных областей мозга и длится не менее 0,3 секунды. Когда их участники теряли сознание после введения анестезии, электрическая активность, генерируемая ТМС, оставалась в стимулируемой области и продолжалась менее 0,15 секунды.

Сознательное исследование, пример 2
Другим примером является исследование, в котором изучались мозговые процессы, лежащие в основе сознательного восприятия, по сравнению с бессознательными или бессознательными процессами. Вы, вероятно, имели опыт выполнения действий, даже не думая о них. Обучение выполнению сложных двигательных последовательностей без сознательного осознания действия называется процедурным обучением. Обучение ходьбе является примером процедурного обучения. Со временем ходьба становится чем-то, что мы умеем делать, даже не задумываясь об этом.

И наоборот, обучение, которое сопровождается сознательным осознанием, называется декларативным обучением. Уиллингем и его коллеги (2002) оценивали активность мозга, когда участники выполняли задание, которое вызывало либо процедурное обучение, либо декларативное обучение, используя технику, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), которая позволяет увидеть активность мозга, связанную с конкретной задачей. Они обнаружили, что декларативное обучение было связано с активностью мозга, которая была более распространена, чем процедурное обучение. То есть сознательные процессы задействовали большую часть мозга, чем бессознательные процессы.

Самосознание

Самосознание иногда называют самореферентной обработкой (SRP) или, в просторечии, самосознанием. SRP относится как к сознанию нашего разума, так и к нашему телу и включает в себя то, как вы относитесь к себе, как вы чувствуете себя в своем теле, и ваш опыт от первого лица (каково это быть собой).

​Многие психологические расстройства связаны с аберрантным SRP. Например, социальное тревожное расстройство, по-видимому, связано с патологическим принятием точки зрения наблюдателя, а не точки зрения от первого лица. Другими словами, это включает в себя оценку себя и своего поведения с точки зрения других людей чаще, чем вы оцениваете себя с собственной точки зрения. Дисморфия тела и расстройства пищевого поведения также являются примерами неупорядоченного SRP, который включает неточное восприятие своего телесного «я» (Frewen et al., 2020).

Сознание в психологии

Когда дело доходит до психологии, необходимо некоторое рассмотрение сознания. Сознательный опыт, конечно же, находится в центре всех желаемых терапевтических результатов. То есть целью терапии обычно является улучшение качества чьего-то субъективного опыта. Сознание также является важной темой в психологии, потому что оно может облегчить понимание расстройств сознания, с которыми пациенты могут столкнуться во время терапии. Например, телесную дисморфию и депрессию можно рассматривать как расстройства сознательного восприятия себя. В психологической практике обязательно встречаются и другие расстройства сознания, например психозы.

Медитация сознания

Для многих медитация является инструментом для достижения состояния чистого сознания. Другими словами, сознательный опыт, не омраченный внутренним диалогом и самоосуждением. Чтобы обсудить медитацию, необходимо разбить сложную концепцию самосознания на разные части. А именно, самосознание применительно к нашей идентичности и самосознание применительно к нашему опыту существования. Медитация подавляет первое, чтобы оставить больше места для второго (Fasching, 2008).

Произвольное изменение состояния сознания, вызываемое медитацией, дает уникальную возможность изучить основы мозга при различных состояниях сознания. Например, недавние исследования показали, что различные виды медитации связаны с уникальными паттернами активности мозга (Lehmann et al., 2001).

Цитаты Сознания

Вот несколько цитат, которые могут помочь вам по-разному взглянуть на сознание.

  • «Как может трехфунтовая масса желе, которую вы можете держать на ладони, представлять себе ангелов, созерцать смысл бесконечности и даже сомневаться в своем месте в космосе? Особенно внушает благоговейный трепет тот факт, что любой отдельный мозг, в том числе и ваш, состоит из атомов, которые были выкованы в сердцах бесчисленных далеких звезд миллиарды лет назад. Эти частицы дрейфовали эоны и световые годы, пока гравитация и изменения не свели их вместе здесь и сейчас. Теперь эти атомы образуют конгломерат — ваш мозг, — который может не только размышлять о тех самых звездах, которые его породили, но также может думать о своей собственной способности думать и удивляться своей способности удивляться. Говорят, что с появлением людей Вселенная внезапно осознала себя. Это, поистине, величайшая тайна из всех». — ПРОТИВ. Рамачандран

 

  • «Как получается, что нечто столь замечательное, как состояние сознания, возникающее в результате раздражения нервной ткани, так же необъяснимо, как появление Джина, когда Аладдин тер свою лампу». – Томас Хаксли

 

  • «Вы говорите, что вы просто тело, но внутри вас есть нечто большее, чем Вселенная» – Аль-Шафии

Статьи, связанные с сознанием

Книг, связанных с сознанием​

Если вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Происхождение и история сознания
  • Физика сознания: в квантовом поле, минералы, растения, животные и человеческие души
  • Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума

Заключительные мысли о сознании

Хотя истинная природа сознания остается неуловимой, ее значение для нашей жизни очевидно. В конце концов, какой была бы жизнь без него?
 
Годы философии и научных исследований научили нас многому во многих аспектах сознания, таких как восприятие, намерение, самосознание и, в некоторой степени, субъективный опыт. Большинство нейробиологических исследований, проведенных по этой теме, сосредоточены на роли коры головного мозга (самая внешняя часть мозга) в сознании. Хотя кора головного мозга, безусловно, играет важную роль в некоторых аспектах сознания, в картине, безусловно, есть нечто большее. Если вы хотите узнать больше о роли различных частей мозга в сознании, посмотрите это видео Королевского института с участием нейробиолога Марка Солмса:

Видео: Источник сознания

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

Каталожные номера