Что такое справедливость и милосердие: Милосердие и справедливость. Этика

Милосердие и справедливость. Этика

Милосердие и справедливость. Этика

ВикиЧтение

Этика
Апресян Рубен Грантович

Содержание

Милосердие и справедливость

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо чисто теологического значения имело и существенное этическое содержание: в христианстве от человека требовалось не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на движении сердца.

Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли. Так, по Гоббсу, закон Моисея, в той мере, в какой он предписывал каждому признавать те же права, которые он хочет для самого себя, был законом справедливости.

Нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и кардинально ограничивают претензии каждого на обладание всем. Милосердие же не ограничивает, а раскрепощает. Оно требует от человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Пересказывая заповедь любви словами золотого правила, указывая на равенство и эквивалентность, требуемые этой заповедью, Гоббс тем самым истолковывал ее как стандарт общественных отношений. Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли.

В более четком и строгом виде это различие установил Гегель. Он указал на то, что Христос не просто противопоставляет «более высокий дух примиренности» законам Моисея, Нагорной проповедью он делает их совершенно излишними. В Декалоге дан именно закон, всеобщий закон, который оказывается необходимым в силу «разделения, обиды», обособленности между людьми. Нагорная проповедь задает иной порядок жизни, который бесконечно разнообразнее Моисеевых законов и потому уже не может быть выражен в специфической для законов форме всеобщности.

Дух примиренности утверждает богатство живых связей, пусть даже с немногими людьми, а этого нельзя найти в Декалоге.

В понимании B.C. Соловьевым справедливости и милосердия их соотнесенность с золотым правилом также была существенна. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой золотого правила («Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других»), а милосердие — с положительной («Делай другому все то, чего сам хотел бы от других»). Хотя различия между этими правилами, безусловно, имеются, Соловьев не видел оснований их противопоставлять. И дело не в том, что они представляют собой разные стороны одного и того же принципа, их нераздельность обусловлена предполагаемой Соловьевым цельностью внутреннего духовного опыта личности. Соловьев развивал тот взгляд в истории этики, согласно которому справедливость и милосердие представляют основные нравственные добродетели. Справедливость противостоит эгоизму, а милосердие — зложелательству, или ненависти. Соответственно чужое страдание оказывает влияние на мотивы человека двояким образом: противодействуя его эгоизму, удерживая его от причинения страдания другому и вызывая сострадание: страдание другого побуждает человека к деятельной помощи.

На основе последовательного различения милосердия и справедливости в новоевропейской этико-философской мысли (как отмечалось уже в теме 19) появляется возможность понять их как две фундаментальные добродетели, соответствующие разным сферам нравственного опыта и, соответственно, строже обозначить

два основных уровня морали. Требование справедливости призвано снимать противоречие между конкурирующими устремлениями (желаниями и интересами) людей в соответствии с их правами и заслугами. Иной, более высокий, уровень нравственности задается заповедью любви. Как выше было отмечено, Гегель считал, что точка зрения милосердия предполагает, что различия, между людьми как обособленными, имеющими различные интересы, уравненными посредством права, т. е. принудительно, преодолены. Здесь необходимо уточнение: точка зрения любви предполагает различие интересов как бы преодоленным; расхождение интересов не принимается во внимание, требование равенства и взаимности считается несущественным. Этика милосердия призывает человека не сопоставлять сталкивающиеся желания и интересы, а жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего, блага других людей: «Смело давай другому, не учитывая, что ты получишь взамен
».

Анализ традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии приводит к двум выводам. (1) При том, что милосердие является высшим моральным принципом, нет оснований всегда ожидать его исполнения от других. Милосердие является долгом, но не обязанностью человека; справедливость же, вменяется человеку как обязанность. В отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, справедливость же — непреложным. (2) Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Принцип справедливости утверждается обычным порядком (как в основе своей правопорядком) цивилизованного общества. Заповедь же любви базируется на том особом типе межчеловеческих отношений, в которых ценности взаимопонимания, соучастия, человечности утверждаются людьми инициативно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

64. «Милосердие его – на всех созданиях» Еврейская этика и животные

64. «Милосердие его – на всех созданиях» Еврейская этика и животные Немногие обращают внимание, что в Десяти Заповедях утверждается гуманное отношение к животным: А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб

1. Милосердие (Karitas) и любовь.

1. Милосердие (Karitas) и любовь. — Поскольку человек живет не только в борьбе, но также и во взаимной помощи, этой помощи свойственна некоторая упорядоченная правильность, границы которой в обществе в силу его нравов и учреждений бывают во всякое время неопределенны.

Помощь

Справедливость и милосердие

Справедливость и милосердие Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда — ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, оно существует

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о

2. Милосердие как основа гуманизма

2. Милосердие как основа гуманизма Милосердие было нужно людям всегда. Что же это такое? Чувство? Мысль? Слово? Действие? Или общественное событие, которое можно организовать и которым можно управлять?Попытаемся заглянуть за ширму внешней суеты вокруг явления, которое

8.

 Справедливость

8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие — в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства — и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в

26 ЯНВАРЯ (Милосердие)

26 ЯНВАРЯ (Милосердие) Богатому нельзя не быть немилосердным. Дай он волю естественному чувству милосердия, он скоро перестанет быть богатым.1 Не крайняя ли несообразность в том, что мы сами сидим за трапезою в смехе и пресыщении, а между тем, слыша, как другие плачут,

11 ИЮЛЯ (Милосердие)

11 ИЮЛЯ (Милосердие) Истинное милосердие – только милосердие сильного, отдающего свои труды и усилия слабому.1 Подача милостыни только тогда доброе дело, когда то, что подается, есть произведение труда. Пословица говорит: сухая рука прижимиста, потная рука торовата. Так и в

24 НОЯБРЯ (Милосердие)

24 НОЯБРЯ (Милосердие) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.1 Будьте сострадательны к тем бедным, которые

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие)

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие) Милосердие, чтобы быть истинным, должно быть совершенно независимо от одобрения людей и предполагаемой награды в загробной жизни.1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего

Тема 24 МИЛОСЕРДИЕ

Тема 24 МИЛОСЕРДИЕ Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором древнееврейское слово «hesed», (т. е. «любящая доброта») выражало принцип

Милосердие и долг

Милосердие и долг В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме, естественно, признавалось большинством мыслителей. Однако высказывались и серьезные сомнения: во-первых, достаточно ли милосердие в качестве этического принципа и,

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом

Справедливость

Справедливость Рассмотрим последнюю из четырех главных христианских добродетелей. Тема эта настолько необъятна, что нам понадобятся и три другие. И разумеется, сама справедливость как таковая, поскольку она вызывает огромное количество споров и привлекает к себе

Милосердие

Милосердие Милосердие – в том смысле, какой я вкладываю в этот термин, – есть добродетель прощения.Что значит прощать? Если, следуя сложившейся традиции, подразумевать под прощением готовность зачеркнуть совершенную ошибку, считая, что ее никогда не было, то это не в

Милосердие (Charité)

Милосердие (Charit?) Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес.Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без исключения, милосердие в принципе

Работа №1 (Надежда 11 класс)

Что важнее  справедливость или милосердие?

       Я  считаю, что на этот вопрос сложно ответить однозначно. Для  начала необходимо вспомнить понятия, что такое милосердие и справедливость. Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём, это потребность получать или назначать воздаяние не по пристрастию или неприязни, не по планам, а по очевидным делам и их результатам.

      В толковом словаре есть такое определение слова «милосердие»: хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. В древнеиндийском афоризме говорится: «Сочувствие правит миром», то есть важно, чтобы сердца наши не зачерствели, и мы ощущали боль ближних, особенно если они от нас зависят. Милосердие,  я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей, самым выстраданным словом в произведениях писателей. Развитие милосердия начинается в семье с самого раннего детства. Маленький ребенок копирует модель поведения со своих родителей, если родители занимаются благотворительностью, помогают нуждающимся людям, то эти качества начинают проявляться и у малыша, только в более простой форме, а при дальнейшем развитии личности формируется желание помогать в беде, т.е. милосердие. Но если ребенок воспитан в злобе и невежестве, то к чужому горю, несчастью, он будет относиться равнодушно. Однако не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает   милосердия. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Милосердие-это действительно очень важная составляющая человечности, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать. Сейчас, в начале двадцать первого века, века машин, новейших информационных технологий проблема милосердия остается актуальной. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, эгоизмом, озлобленностью, нежеланием помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. И если так будет продолжаться дальше, то прожить без милосердия и сочувствия окажется трудно. Каждому из нас нужно не стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим. В нашей стране есть много людей, которым необходимо сострадание. В милосердии нуждаются не только пожилые, бедные и больные люди, а нередко и те, которые из-за ряда обстоятельств оказались в трудном положении: бомжи, бродяги, пьяницы, наркоманы. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает. Милосердие должно сочетаться с мудростью. В проявлении милосердия необходимо опираться не только на чувства, но и на разум. То есть, прежде чем делать сознательные шаги милосердия, нужно серьезно продумать стратегию.

                                                                                Быть добрым совсем не трудно;

                                                                                Трудно быть справедливым.

                                                                                                               В.М.Гюго                     

   Справедливость относится к высшему разряду человеческого понимания – Мудрости Души. Предпосылкой формирования чувства справедливости и соответствующих индивидов является здоровое, разумно устроенное общество. Справедливость достигается через стремление к правде. Стремление к справедливости появляется у всех людей одновременно, но проявляется только у тех, кто к ней стремится. Чтобы восстановить  маленькую несправедливость, мы согласны понести ущерб во много раз больший возможных выгод этого деяния. Адам Смит говорил «Чтобы научить людей справедливости, надо показать им результаты несправедливости». Справедливость нужна нам сама по себе в независимости от ее невыгодности или выгодности. С другой стороны, наличие такого сильного чувства у человека как справедливость,  довольно странно. Больше всего человека, на мой взгляд, волнуют две вещи на свете: это несправедливость и любовь. Очень часто под понятием справедливость или словами «справедливость восторжествовала»  присутствуют совсем иные мысли, действия. Например, вас ударил человек с определенной силой, и вы получили от его удара сильную боль. Для восстановления «справедливости»  вы бьете в ответ. Своя боль всегда воспринимается реальнее и живее чем чужая, поэтому для получения субъективной справедливости  нужно ударить значительно сильнее. Этими действиями человек восстанавливает совсем не справедливость, это просто месть. Кто хочет поступать справедливо, тот корыстных целей не имеет. Так же чувство не справедливости частая причина злорадства. Cправедливость означает неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным, проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, герою оказывать почести. Справедливость, искусство неравенства, и она присуща лишь благородным людям. У неё обострённое чувство реальности, начиная от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. Это чувство старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним. Справедливость с одной стороны связана с равенством. Она не может существовать в отношениях раб – хозяин, отец – дети. Но с другой стороны именно это равенство требует учёта достоинств, вступающих в отношения лиц, и поэтому обязательно оборачивается неравенством. Справедливость отражает интересы общества в целом, укрепляет его.

     Как говорил Люк де Клапье Вовенарг  « Милосердие предпочтительнее справедливости» и я полностью согласна с его высказыванием. Нельзя ответить точно, что важнее милосердие или справедливость, но, я считаю, что предпочтительнее милосердие. Это чувство  не преследует корыстных целей, а способность и желание помогать другим людям всегда высоко ценилось в любом обществе.

 

Прокомментировать

 

Что важнее — справедливость или милосердие? — Обсуждай

Что важнее — справедливость или милосердие? — Обсуждай

TS

Tanusha S

Что важнее — справедливость или милосердие? справедливость милосердие

1734

266

1

Ответы

ИИ

Ильин Игорь

Шел шел подскользнулся упал потерял сознание — Справедливо? Очнулся гипс — распотрошил думал бриллианты — нифига нету -Справедливо? Вот сижу и вызываю к Милосердию — может сестричка еще один гипс наложит. Не фига пиннули с травмпункта — Миросердие? Вышел на дорогу маршрутка сбила — Спаведливо? В травмпункт попал — Врач решил усыпить что б не мучался -Милосердие!? Так что важнее — Справедливость или милосердие??? к Черту Милосердие!!! к Черту Справедливость!!! И то и другое может позволить себе только всевышний.

1

ГV

Герой-Любо V Ник Z

две разные моральные категории. справедливость, предполагает воздаяние по заслугам. если вы наказываете зло, то это справедливо, но не милосердно. но если вы его не наказываете и проявляете к нему милосердие, то вы поступаете НЕ справедливо и НЕ милосердно к жертвам этого зла

1

Aleksandr Dancnukov

Главное хорошо относиться к женщинам, мы мужики без женщин жить не можем, это главное. Конечно в Евросоюзе, президент в Эстонии, тут же подписал закон, зато Рийгикогу , естественно девочки с девочками, мальчики с мальчиками, в кабаки.

1

Наталья Плаксина

Жаль в других странах нет такого уважения к женщинам, в восточных странах вообще страшно рождаться женщиной.

1

Aleksandr Dancnukov

Вообще-то мы русские. Родились и живём в Нарве, Эстония.

1

Наталья Плаксина

Это хорошо что живете в Эстонии, а не в какой то Саудовской Аравии.

1

Aleksandr Dancnukov

Вообще-то я православный, служил офицером, после «Беловежской пущи» уволился старшим лейтенантом, решил служить Родине, эстонский не знаешь, свободен.

1

Николай Дубинин

…важно все …но, милосердие выше справедливости.
Здесь, как всюду во Вселенной — иерархия.
— над порядком стоит закон.
— над законом стоит справедливость.
— над справедливостью стоит милосердие.
Так должно быть.

1

**

*** ***

Важны оба качества, они не противоречат друг другу, а дополняют. Если проявлять справедливость без милосердия, то это будет жестоко, а милосердие без справедливости — слишком снисходительно.

0

TS

Tanusha S

Хороший ответ

1

Андрей Заруба

Справедливость — правильное действие. Милосердие — милое сердце. Наверное пополам. Так как действие даже правильное без понимания душой его необходимости наверное неверно.

0

TS

Tanusha S

Хороший ответ, спасибо

1

Андрей Заруба

Если бы сам этим советом сам мог воспользоваться.

1

TS

Tanusha S

Милосердия в мире дефицит

1

EV

Evgeniy Vishnickiy

Справедливость, адекватная (но это надо ещё уточнить). Милосердие, это не тупая толерантность. Поэтому однозначного ответа для людей вида Хомо Сапиенс нет.))

1

Владимир Евтушенко.

а что такое милосердие? А то больные на голову веруны готовы и к врагам милосердие проявлять, при этом тираня своих близких.Важнее всего закон.

1

АМ

Андрей Мокрушин

Одно не исключает другое. Определи справедливость и пойми необходимость в милосердии. Говорят — понять, значит простить. Мне ближе око за око.

1

ПП

Пётр Павлов

Если преступник очень стар, инвалид или просто немощен — милосердие, для всех остальных должно воздаться по их делам, т. е. по справедливости!

1

СИ

Скорпион Иванович

Смотря для кого! Для прокурор-законность, для следователя — реальность событий, для адваката- качество защиты. А для судьи-неотвратимость….

0

TS

Tanusha S

Для общества в целом

1

.•°*”˜˜”*°●•٠Серега٠•●°*”˜˜”*°•

первое —власть велит проявлять гуманность тойлерантность и милость — а вот справедливости и правды только процент с гаком !!

1

Тагир Миркин

Справедливость важнее, но всё таки нужна мера и весы. Обстоятельства могут сложиться так что справедливость будет не важна.

0

СК

Сергей Короленко

Конечно милосердие, как понятие более определённое, такие понятия, как справедливость, правда слишком расплывчаты

1

СЭ

С Э М

Справедливость каждый толкует по своему. Милосердие, как исток справедливости. Сложно разделять эти понятия

1

Ал

Алекс

Ведь того, кто не проявляет милосердия, будут судить без милосердия. Милосердие торжествует над судом.

1

Андрій — Україна.

Изнасиловал малолетку — растрел. Это справедливо. Пожизненное или 20 лет заключения, это милосердие.

1

Михаил Гехт

чаще справедливость. Очень уж велика опасность, что безнаказанность спровоцирует на продолжения

1

ЕК

Евгений Кузиков

Не люблю такие вопросы. А что важнее, борьба с преступностью или соблюдение прав человека?

1

ГК

Геннадий Коновалов

Мы всё равно не знаем, что такое справедливость, а про милосердие хотя бы догадываемся.

1

Следующая страница

Справедливость и милосердие | Колледж Августана

Стивен С.
Бахлс, президент Колледжа Августана

Проповедь, прочитанная 21 октября 2003 г. в часовне Вознесения Колледжа Августана

Сегодняшние Священные Писания очень много значат для меня. Это из пророка Михея, глава шестая, стих восьмой. «И чего требует от тебя Господь? Поступать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Я помню, как впервые подумал об этом, когда учился в старшей школе в Де-Мойне, штат Айова. У меня был учитель церковной школы, юрист. Он сказал, что это место Писания оказало на него направляющее влияние в личной и профессиональной жизни.

Я много лет размышлял о священных писаниях, особенно об отношениях между справедливостью и милосердием. Справедливость вершится, когда люди получают положенное по закону, будь то закон Божий или закон человеческий. Акт справедливости обычно является актом закона и может быть актом мести и применения силы. Милосердие, с другой стороны, означает проявление терпения. Акт милосердия – это акт благодати и сострадания.

Соотношение между справедливостью и милосердием является одним из самых сложных правовых и общественно-политических вопросов, стоящих перед нашей страной. Когда справедливо казнить убийцу и какую роль должно играть милосердие? Должны ли все осужденные за преступления, связанные с наркотиками, отбывать строгие обязательные приговоры в рамках войны с наркотиками? Какова роль условно-досрочного освобождения, помилования и помилования для тех, кто совершил тяжкие преступления? Должны ли мы наказывать несовершеннолетних и психически больных так же, как мы наказываем взрослых в здравом уме? Должны ли мы проявить некоторую степень милосердия к тем, кто содержится в Гуантанамо, предоставив им те же конституционные права, что и гражданам США? Или предположим, что я пострадал из-за небрежных действий другого лица, и я верю, что могу добиться крупного судебного решения. Должен ли я подать иск в суд? Или мне подставить другую щеку?

За прошедшие годы несколько изображений помогли мне понять взаимосвязь между справедливостью и милосердием. Одно изображение представляет собой изображения греческой богини Фемиды. Популярная культура называет Фемиду «Госпожой Правосудием». Она часто стоит на крышах домов сельского суда. Мой друг, профессор Джозия Блэкмор из Столичного университета, провел небольшое исследование того, как изображали Фемиду на протяжении многих лет. Сегодня Фемиду изображают молодой, спортивной женщиной с завязанными глазами, держащей в одной руке меч, а в другой весы правосудия. Повязка на глазах означает, что она вершит правосудие беспристрастно; меч означает, что она применяет его. Ее часто видят наступающей на голову змеи. К этой женщине нужно относиться серьезно. Вспоминается поговорка о том, что кто живет мечом, от меча и умирает. Это не образ доброты и милосердия.

Самые старые изображения Фемиды, однако, были совсем другими. Фемида была старше и мудрее женщиной, у которой не было ни повязки на глазах, ни меча. Она сидела и протягивала чашу для возлияния. На старых изображениях было ясно, что она приглашала тех, у кого были разногласия, работать с ней, чтобы разрешить их совместными усилиями. Этот образ Фемиды напоминает нам о том, что справедливость в лучшем случае предназначена для восстановления отношений. Мне больше нравится старый образ. Без повязки на глазах она может лучше смягчить справедливость милосердием, потому что она может видеть влияние справедливости на человечество.

Другим изображением, натолкнувшим меня на размышления, является рисунок Питера Брейгеля «Правосудие», сделанный в 1560 году. Хотя это старый рисунок, на нем можно обнаружить более новый стиль Фемиды — повязка на глазах, меч и все такое прочее. Фемида стоит на насесте, гордая и могучая, но не обращающая внимания на свое окружение. Она не видит человеческих страданий и страданий вокруг себя, большая часть которых вызвана во имя справедливости. Она равнодушна к окружающим, а окружающие равнодушны к справедливости. Если бы Фемида смотрела из-под повязки на глаза, была бы она такой самодовольной? Является ли правосудие, слепое к последствиям своих жестких правил, истинной справедливостью? Могла ли она согласиться с тем, что справедливость и милосердие сделают картину более счастливой?

Последнее изображение, которое произвело на меня сильное впечатление, — это здание суда округа Лейк в Пейнсвилле, штат Огайо. Это здание суда в старинном стиле, построенное из известняка, с впечатляющими остроконечными крышами. Это единственное известное мне здание суда, у крыльца которого стоят большие известняковые статуи Каина и Авеля. Зачем в здании суда выставлены Каин и Авель? Потому что, конечно же, суд над Каином был первым процессом по делу об убийстве. Вы помните результат этого испытания? Каин был осужден за убийство своего брата, поэтому правосудие восторжествовало. Вы помните фразу? Каин был изгнан из рая и приговорен «быть беспокойным скитальцем на земле». Бытие 4:12. Вы помните, что сказал Каин? Он сказал Богу: «Мое наказание больше, чем я могу вынести … кто бы ни нашел меня, убьет меня». Бытие 4:13-14. В ответ Бог наложил на Каина метку, чтобы никто не мог убить его. Каков был результат первого в истории судебного процесса по делу об убийстве? Бог сочетал справедливость с милосердием.

Шекспир был прав в Венецианский купец IV , 1, когда заметил, что

«Качество милосердия не напрягается, 
Оно падало, как нежный дождь с небес
На равнину внизу. ..
И тогда земная сила проявляется, как Божья
Когда милость приправляет справедливость».

Как я истолковал призыв Мики к справедливости и любви к милосердию? Для меня первый вопрос, который нужно задать, балансируя между справедливостью и милосердием: что справедливо? Как только мы определили, что справедливо, нам нужно подумать о том, чтобы приправить справедливость милосердием. Спрашивая, даровать ли милость, мы должны напоминать себе, что, если бы не благодать Божья, мы могли бы оказаться на месте человека, подлежащего суду.

В своей жизни я высказывался против смертной казни из-за своего понимания взаимодействия между справедливостью и милосердием. Справедливость требует сурового наказания для того, кто совершает убийство. Но милосердие, я полагаю, диктует, чтобы это не было смертной казнью. Я активно выступал за то, чтобы система правосудия воздерживалась от помещения лиц с психическими заболеваниями в нашу окружную тюрьму. Вместо этого правительства должны искать способы помочь людям с психическими заболеваниями стать продуктивными гражданами. Справедливость требует, чтобы все люди столкнулись с последствиями своих проступков, но милосердие позволяет адаптировать последствия к ситуации.

Я защищаю права детей, ставших жертвами жестокого обращения и пренебрежения. Наша система правосудия хороша в аспектах правосудия, наказывая родителей, которые жестоко обращаются с детьми и пренебрегают ими, но не так хороша в милосердии – передаче этих детей в постоянные приемные семьи. Я также твердо убежден, что верующие не должны автоматически обращаться в суды для разрешения споров. Судебный процесс может добиться некоторой степени справедливости, но он часто безжалостен в разрушении отношений. Я склонен согласиться с апостолом Павлом, когда он пишет, что «сам факт того, что между вами есть тяжбы, означает, что вы уже полностью побеждены». 1 Коринфянам 6:7.

Не только юристы и судьи должны заботиться о том, чтобы смягчить справедливость милосердием. Над этими вопросами должен задуматься каждый. Когда вас обидели, вы действуете, чтобы добиться справедливости для себя, или вы рассматриваете обиду как возможность простить и укрепить общество? Я верю, что милосердие может укрепить справедливость, когда оно восстанавливает отношения и укрепляет ответственность, связанную с позитивными отношениями. Смиренное хождение с нашим Богом действительно помогает нам найти правильный баланс между справедливостью и милосердием таким образом, который прославляет Бога.
 

Мы призваны к справедливости или милосердию?

[Чтение: Иезекииль 18:25-28; Филиппийцам 2:1-11; Матфея 21:28-32]

Фр. Майкл Рединг

Проповедь на 26-е воскресенье обычного времени – год А

Несколько лет назад я заполнял анкету и наткнулся на этот вопрос, который заставил меня задуматься. Вопрос гласил: «Что хуже быть: (а) несправедливым или (б) беспощадным?»

Лично мне не нравятся утверждения с двойным отрицанием; их часто неправильно понимают. Итак, чтобы убедиться, что я правильно понял вопрос, я должен был сначала прочитать его как положительный: «Что лучше быть справедливым или милосердным?» По сути, это вопрос, который задают: «Что лучше быть справедливым или милосердным?»

Но даже когда я убедился, что правильно понял вопрос, ответ не давался с легкостью. В христианской традиции оба имеют свое место: справедливость и милосердие. Лучше быть справедливым или милосердным? Что хуже быть несправедливым или безжалостным?

В католической христианской традиции мы проводим различие между справедливостью и милосердием. И я думаю, что это полезно. «Справедливость» — это соблюдение закона. Справедливость – это правильный порядок отношений. Справедливость заключается в том, чтобы гарантировать, что мы воздаем каждому человеку его или ее должное. Это классическое определение справедливости.

Еврейский закон, записанный в Торе, является, возможно, высшим примером библейской справедливости, предписывающей законы, а затем диктующей наказания тем, кто нарушает законы. Например, если человек совершает прелюбодеяние, его следует побить камнями до смерти. Это справедливость согласно Библии.

Милосердие, с другой стороны, выходит за рамки справедливости. Иногда это может даже рассматриваться как нарушение справедливости. Милосердие не в том, чтобы отдавать каждому должное. Милосердие — это доброе или сострадательное отношение к тому, кто находится под вашей властью. Это склонность быть добрым и прощать. Это облегчение страданий, которое может выйти за рамки того, к чему призывает справедливость.

Это то, что мы видели на прошлой неделе в чтении Евангелия, когда Иисус рассказал историю о работниках, которых наняли для работы в винограднике. Помните ту историю? Некоторых наняли утром. Другие в полдень, а некоторые непосредственно перед выходом. Но всем платили одинаково.

Правосудие скажет, что это неправильно. Это не дает каждому должное. И именно поэтому так много людей злятся, когда слышат эту историю — потому что она кажется им несправедливой. И знаешь, что? Это несправедливо. Дело не в справедливости, а в милосердии.

И наше первое чтение сегодня продолжится с того места, где эта история закончилась. В нашем сегодняшнем первом чтении из книги пророка Иезекииля мы слышим такие слова:

Так говорит Господь: вы говорите: «Неправ путь Господень!» Послушайте же, дом Израилев: неужели путь Мой несправедливо, или, вернее, не несправедливы ли пути ваши? Когда кто-нибудь добродетельный отвернется от добродетели и сделает беззаконие, и умрет, то из-за беззакония, которое [они] совершили, [они] должны умереть. Но если [они] обратятся от нечестия, которое [они] совершили, и будут поступать правильно и справедливо, тот человек сохранит свою жизнь.

Это милость в ответ на покаяние. И то же самое мы видим и в нашем сегодняшнем евангельском чтении. У тебя два сына. Один сначала говорит: «Нет, я не собираюсь сегодня идти в поле и работать». Но позже он меняет свое мнение, раскаивается и уходит.

И Иисус говорит первосвященникам и старейшинам народа (Имейте в виду — с кем он здесь говорит — это самые уважаемые религиозные авторитеты того времени. Это похоже на разговор с епископами или кардиналами). И Иисус говорит им: «Аминь, говорю вам, мытари и блудницы вперед вас входят в Царство Божие. [Ибо] когда Иоанн пришел к вам путем праведности, вы не поверили ему; но сборщики налогов и проститутки — самые отъявленные грешницы — грешили. И все же, даже когда вы это увидели, вы не передумали и не поверили ему».

Вот почему праведникам иногда бывает так трудно с милосердием. Потому что они так усердно работали, чтобы жить в рамках законов — они все сделали правильно. Они следовали заповедям, которых требует справедливость. И вот приходит какой-нибудь отъявленный грешник, который кается, и вдруг этот человек входит в Царство Божие раньше него? Ты шутишь, что ли?

В проповеди на прошлой неделе, в праздник Святого Матфея, Папа Франциск говорил на ту же тему; он говорил о том, как милосердие может возмутить тех, кто не видит своего греха; он сказал:

«Мы часто слышим верных католиков, которые видят милосердие в действии и [они] спрашивают: «Почему?»»

«много, много [таких людей], всегда, даже сегодня в церкви», — сказал папа. «Они говорят: «Нет, нет, вы не можете, все ясно, они грешники, мы должны отослать их».

Но, сказал папа Франциск, сам Иисус ответил им, когда сказал: называть не праведников, а грешников». Итак, «если ты хочешь, чтобы Иисус призвал тебя, — сказал он, — [тогда] признай [что] ты грешник» и покаяться.

Это милосердие. Милосердие иногда оскорбительно. Точно так же, как некоторые люди были оскорблены практикой оплаты домовладельцем в Евангелии прошлой недели, некоторые люди будут оскорблены провозглашением Иисуса в Евангелии этой недели.

Итак. Хуже быть несправедливым или хуже быть беспощадным? Лучше быть справедливым или лучше быть милосердным?

Ответить на этот вопрос непросто. И стандарт милосердия, который Иисус держит для нас на прошлой неделе и на этой неделе, не обязательно предназначен для описания того, как мы должны управлять нашим миром. Он задуман как видение Царства Небесного. Он говорит это, когда представляет эти истории, верно?

Как люди, живущие в этом мире грешного человечества, мы нуждаемся в справедливости. Нам нужны законы. Нам нужны четкие наказания за нарушение этих законов. Иисус из Назарета не анархист.

С другой стороны, Иисус из Назарета и Царство Небесное — воплощение милосердия. Сегодня мы видим это во втором чтении, где Святой Павел говорит:

Христос Иисус, хотя и был в образе Бога, не считал равенство с Богом чем-то, что нужно усвоить. Скорее, он опустошил себя, приняв образ раба, явившись в человеческом подобии; и обрел человеческий вид, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Это не справедливость. Это милосердие. По справедливости Иисус должен был остаться с Отцом и не смиряться до таких страданий. Но слава Богу, что он не только справедлив; он также милосерден.

Итак. К справедливости или милосердию мы призваны в наших человеческих отношениях друг с другом? Ответ «да». Иногда это справедливость; иногда это милосердие. Я не могу ответить на этот вопрос вам как абсолют. Но в тех случаях, когда требуется милосердие, я подумал, что было бы уместно закончить сегодня знаменитыми словами Уильяма Шекспира из 9-го века.0023 Венецианский купец . Акт IV, сцена 1 (сцена в зале суда ближе к концу пьесы). Порция, переодетая Бальтазаром, говорит так:

Качество милосердия ненапряжно,
Оно падает, как нежный дождь с небес
На место внизу. Он дважды благословлен:
Он благословляет того, кто дает, и того, кто берет.
«Сильнейший в могущественном, он становится
Монарх на троне лучше, чем его корона.
Его скипетр показывает силу светской власти,
Атрибут благоговения и величия,
В чем сидит ужас и страх королей;
Но милосердие превыше власти скипетра,
Оно восседает в сердцах королей,
Это атрибут самого Бога;
И тогда земная сила покажется похожей на Божью
Когда милость приправит справедливость. Следовательно, еврей,
Хотя справедливость будет твоей мольбой, подумай об этом,
Что в ходе правосудия никто из нас
Не увидит спасения. Мы молим о милосердии,
И та же самая молитва учит нас всех
Дела милосердия воздавать.

Аминь.

Разница между справедливостью и милосердием: Обсуждение этики и религии

Justice-Mercy.jpg

(Присланное фото)

Майкл Г. спрашивает: «В чем с теологической точки зрения разница между справедливостью и милосердием? Ричард Никсон, экс-президент, не получил правосудия, но он получил милосердие, исходя из мотивации Форда и понимания милосердия в Библии. Какая разница?»

Фред Вуден, старший пастор церкви на Фонтан-Стрит, отвечает:

«Справедливость изображается как весы, которые держит женщина с завязанными глазами, справедливость без предубеждений. Джон Ролз определил справедливость как справедливость, как общество, основанное ни на ком. обладая автоматическим и системным преимуществом или недостатком.

«Знаменитое библейское «око за око» — это древняя версия, в которой правосудие не может требовать больше, чем было взято. Но, как кто-то заметил, «око за око в конце концов ослепляет весь мир».

«Мы все совершаем ошибки, и без милосердия мы все были бы должны больше, чем можем заплатить.

«Итак, милосердие — это мудрость и смелость не вершить правосудие, когда это причинит продолжительный или дополнительный вред. Милосердие видит, что иногда прощение — это нечто большее, чем просто правосудие». множество определений; вы не можете перейти к Иезекиилю 12:3-4 и найти «и один гомер будет чуть больше полгаллона». Слова, идеи и значения меняются со временем. Например, наше значение слова «мир» (антиконфликтность) сильно отличается от библейского (целостность). Таким образом, наши определения и понимания должны предваряться этой линзой.

«Я определил для себя эти термины следующим образом, и пока я шучу, самые простые определения подходят лучше всего:

«Правосудие — это получение того, что мы заслуживаем.

«Милость — это не то, что мы заслуживаем.

«Милость — это то, чего мы не заслуживаем.

«В связи с чем возникает вопрос: кто решает, что мы делаем, а чего не заслуживаем? Проще говоря, это делает Бог (много стихов, от Иова 34:21 до Псалма 94:8-10 и далее). Но как Он устанавливает многих правителей (Римлянам 13:1), также есть много различных и различных руководящих мнений о том, чего люди заслуживают.

«В Библии сотни правил и, как кажется, противоречий этим правилам; есть из чего выбирать. В таких случаях я возвращаюсь к вопросу «Кто такой Бог?»

«Хотя Бог желает порядка (1 Коринфянам 14, Евреям 6:10), Он есть любовь (1 Иоанна 4). Отражая это, Библия неоднократно превозносит милосердие над законом (Притчи 10:12, Осия 6:6, Михей 6:8, Иуды 2 и другие).

«Наши правила, наши восстановительные планы на случай, если что-то пойдет не так, и наше правосудие будет выглядеть и чувствоваться правильным, пока мы работаем, чтобы быть похожими на Бога и Его пути.»

Отец Кевин Нихофф, священник-доминиканец, который служит адъютантом судебного викария в епархии Гранд-Рапидс, отвечает:

«С католической точки зрения справедливость — это главная добродетель, из которой проистекает все остальное, причем справедливость — это ‘ нравственная добродетель, состоящая в постоянном и твердом желании воздать должное Богу и ближнему» (Катехизис Католической Церкви,
, с. 444). мир. Справедливость – это ценность, из которой проистекает милосердие и затем проявляется в действиях.

«Разница между ними заключается в следующем:  Справедливость является фундаментальной ценностью, которой человек придерживается и с которой живет, а милосердие — это благотворительное действие, проистекающее из ценности, которая хранится внутри. »

Мой ответ:

«Майкл Г. задает теологический вопрос, поэтому вот мой теологический ответ.

«В Каббале, еврейской мистической традиции, сила или справедливость рассматриваются как левая рука Бога и любви это правая рука Бога. Строгая справедливость левой стороны требовала бы не око за око, а фактически смертной казни за малейшее неповиновение. Всепоглощающая любовь правой стороны прощала бы любые нарушения Божьих законов. Каббала представляет, что левое и правое управляются через другие атрибуты, сочетающие в себе справедливость и любовь.

«Библейский принцип «око за око», выраженный в терминах раввинов как «цена око за око», является продуктом «мера за меру» справедливости, смешанной с любовью. Обратите внимание, что в обществе в которой преобладала правша, а левая сторона была зловещей, в этой смеси есть немного большая доля любви, чем справедливости. справедливости и милосердия.

«Никсон не избежал всех последствий своих действий.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts