что это такое, как возникает и чем опасно? — Владислав Кочерыжкин на vc.ru
Убеждение в психологии — это элемент психики, выступающий в роли стимула либо блокировки при принятии решений. Представляет из себя фундамент мировоззрения, который работает по принципу «я это точно знаю». Убеждения не подвергаются сомнению, не проходят через систему анализа и активно защищаются сознанием, поэтому человек не только абсолютно уверен в своей правоте, но и отвергает любую противоречащую информацию.
641 просмотров
Важно отметить, что далеко не все факты, доводы, взгляды и знания становятся убеждениями. Психика пропускает через себя огромное количество данных и вынуждена делать это каждый раз, как только нужно принимать решения. Многое из этого со временем заносится в шаблон, как в кэш памяти компьютера, и в последующем человек действует на автоматизме, загружая нужные «файлы» из подсознания.
Для чего нам нужны убеждения?
Первая важная функция — сохранение ресурсности психики, проще говоря освобождение её от повседневных задач.
Это позволяет человеку игнорировать часть информации, потому что он «точно знает» как на самом деле. Другая обесценивается, потому то сознание считает её недостоверной и ошибочной. Третья вообще не нужна, то есть индивид отказывается что-то изучать, потому что в конкретном вопросе он уже «хорошо разобрался»,
Я всё это пишу в кавычках, потому что убеждения бывают ошибочными и откровенно ложными. Особенность в том, что человек не может этого понять, потому что критическое мышление в этой зоне не работает и до аналитических процессов не доходят данные, в которых мы уверены. Да, в результате мы получаем множество когнитивных искажений, но психике на это плевать, ей главное освободить ресурсы и не допустить перегрузки. Чем проще, тем лучше. Ты же точно знаешь, что прав, так зачем что-то переосмысливать?!
Вторая функция — сохранение идентичности и уникальности. Одним из инструментом выживания является четкая позиция личности по критически важным вопросам. То есть каждый из нас выбирает свою роль, мнение, привычки, традиции, взгляды. Ищет таланты, навыки и особенности. В результате получается самодостаточный индивид с ясным пониманием своей сути.
Это максимально важно, потому что по итогу мы формируем своё поведение основываясь на всём вышеперечисленном. Как себя вести, как относится к окружающим, как действовать в той или иной ситуации, к чему стремиться, какие реакции отдавать на происходящее во внешнем мире. Да и в целом взгляд на этот мир. Какой он, каким он должен быть, что делать лично мне, опираться на свои потребности или подстраиваться под чужие с целью минимизации рисков.
Ошибка будет означать тотальный провал ведущий к гибели. И здесь возникает дилемма. Либо реагировать по ситуации, слушая тех, кто прямо сейчас говорит что делать, либо придерживаться какой-то своей линии, сформированной давно. В качестве абсурда можем привести пример.
Сейчас многие говорят, что современные девушки сильно испортились,они стали алчными, корыстными, жаждущими наживы, способными на предательство. Чтобы вернуть их на путь истинный и не стать жертвой обмана, необходимо изменить своё поведение, начать пользоваться женщинами и бросать их, потому что так хоть какая-то выгода, а в противном случае бросят тебя.
Человек не имеющий убеждений на этот счет, среагирует на изменения и скорректирует поведение под ту реальность, которая возникла. По факту или в результате чьей-то пропаганды. Наличие убеждений не позволит этого сделать, человек останется собой и даже в новых обстоятельствах и сохранит веру в то, что женщины добрые, нежные, надежные и так далее.
Мы помним, что критическое мышление не сработает в случае наличия убеждений, поэтому сохраняется риск ошибиться и проиграть. То есть следуя своему мировоззрению и будучи уверенным в правильности своих действий, в конце пути можно оказаться у разбитого корыта, потому что решения оказались неадекватными.
Если же убеждений на эту тему в конкретный момент жизни не оказалось, то человек слепо следует за толпой и делает так, как принято в его окружении. А там могут оказаться люди, намеренно сбившие вас с пути. Навязавшие модель поведения, выгодную им, но не вам.
Либо же придется искать сильную группу и прибиваться к ней, что является прямой дорогой в конформизм. К чему это может привести узнать не трудно, посмотрите куда прикатились немцы, последовавшие за Гитлером. У кого из них было собственное мнение в те годы?!
Виды убеждений
Убеждения выполняют две вышеописанные функции двумя способами — ограничивают и мотивируют. В примере с немцами 38-45 годов, которые имели определенное мировоззрение, сработали стимулы, которые и заставляли их действовать. В данном случае мы будем видеть активность человека или группы лиц.
Ограничения наоборот вынуждают индивида тормозить, зарывать голову в песок, отказываться. Тут яркий пример девушка, в которой воспитали консервативные взгляды. Она отвергает близость с мужчинами до свадьбы или подавляет свои желания,считая их неправильными. В основе таких решений лежат ограничивающие убеждения.
В результате все наши решения проходят не через сознательный анализ, а только через фильтр убеждений. Это правильно, это нет. Это я должен делать, этого обязан избегать. Примеры: «я не бью женщин», «я не изменяю партнеру», «я обязан спасать животных», «я любой ценой должна удачно выйти замуж», «я недостоин большего», «у меня должно быть самое лучшее», «все мужчины бабники», «все женщины предательницы». В качестве домашнего задания можете определить какие здесь ограничивающие, а какие стимулирующие.
Резюмируем — оказавшись перед выбором, психика загружает нужный шаблон и действует по нему. Если убеждение на этот счет имеется, то сработает оно. Если нет, то поведение будет основано на контексте, исходя из ситуации, либо под влиянием чужого мнения.
Например — я не изменяю партнеру. Это убеждение и чтобы не случилось, я не стану этого делать. Не устраивает, выйду из отношений. Удачно подвернулся случай, откажусь от него, не воспользуюсь. Останусь один на длительный период, буду терпеть или искать способы снятия напряжения исключающие измену.
Если же устойчивого убеждения на этот счет у меня нет, то для измены мне много не требуется. Может друзья давят и говорят, что я ненормальный мужик, если сплю только с женой. Может на корпоративе попалась красотка, перед которой сложно было устоять. Или жена улетела в отпуск и спустя неделю я решил, что терпеть сил больше нет.
Наличие и отсутствие убеждения в конкретной ситуации не характеризует личность в целом. Просто так сложилось, что именно этот эпизод моей жизни не был занесен психикой в шаблон. И я, соответственно, действовал опираясь на внешние факторы, никакого устойчивого мировоззрения по данному поводу у меня нет.
Иллюзия правды: как формируются убеждения
Иллюзия правды — это психический феномен, основанный на том, что человек проще и быстрее заносит в убеждения информацию, которую видел и слышал многократно.
Частота повторения ослабляет защиту сознания и в обход анализа формирует устойчивую уверенность в чём-либо. Принцип «если сто раз услышать, что ты свинья, то вскоре захрюкаешь».Политики с помощью СМИ насаждают населению идеи, взгляды, убеждения и мировоззрение с помощью многократных повторений одних и тех же тезисов. Например — «у нас всё есть, нам никто не нужен» это классическая пропаганда легко проникающая в сознание, игнорируя логику, здравый смысл, индивидуальные потребности людей и факты. Отрицать глобализацию, значит вернутся в 11 век по уровню развития, но именно иллюзия правды способна блокировать критическое мышление человека.
Маркетологи и рекламщики используют слоганы, чтобы внушить людям нужную информацию. Могут просто позиционировать свой товар, например «VOLVO — самый безопасный автомобиль в мире», либо откровенно лгать, например «балаболбанк — надежный банк с высокими процентами по вкладу!». Если повторить это много, много, много раз, то сомнений у потребителя не останется.
Наше окружение, включая родителей, друзей, знакомых и коллег, также способно легко формировать убеждения. Мама и папа много лет повторяли, что девушка, которая отдалась на первом свидании, отвратительная, плохая, падшая и легкодоступная. Естественно при всём желании ничего подобного с ней уже не случится, она будет блокировать близость до тех пор, пока не сложится ситуация, одобряемая родителями. Выйди замуж, да балуйся!
Тот же пример с друзьями, которые высмеивают товарища, отвергающего измены, отлично показывает навязанные стимулирующие убеждения. Чтобы «сохранить лицо», соответствовать взглядом коллектива и быть как все, ему придется совершить адюльтер.
Иллюзию правды легко объясняется психологией. Наша психика постоянно ищет лёгкие пути, потому что и без того сильно перегружена. Новую информацию она первым делом сравнивает с уже существующей и в случае совпадения, одобряет. Если это повторяется раз за разом, то возникает убеждение и в какой-то момент эта самая новая информация перестаёт быть новой.
Дальше следуют шаблонные действия.Вот услышали мы рекламу о том,что в балаболбанке можно получать аж 30% годовых и всё надежно. Разбираться некогда, мы просто игнорируем услышанное, либо подобное заявление вовсе кажется смешным. Бред, недостойный внимания. Но память зафиксировала инфу, просто запомнила и отложила в дальний ящик.
Потом мы снова слышим рекламу балаболбанка с классным предложением. И ещё раз. И ещё. Пятый, шестой. Для сознания это всё ещё бред, для подсознания просто имеющаяся информация, а вот для психики это уже что-то важное. Иначе с чего бы данный сигнал поступает с такой регулярностью?!
Ловушка захлопнулась. Потому что «надежные вклады под 30% годовых в балаболбанке» это не свежая инфа, она существующая. Психика не будет её анализировать, вместо этого произойдёт сравнение. В телевизоре говорят, да я и сам это знаю. В целом так и есть, уверен, что в балаболбанке платят 30% годовых по вкладам. Выгодное предложение, получается.
Осталось создать условия, при которых человек встанет перед выбором. Попадёт в офис или встретит на просторах интернета форму с заполнением заявки. Открывать вклад или нет? Психика уже знает ответ, она сформировала убеждение — балаболбанк надежный банк с высокими процентами по вкладу, если тебе такой нужен, то открывай конечно, это правильное решение.
Если вы ещё не устали читать, то вот вам второй пример. Убеждение — все женщины корыстные и алчные создания. Друг об этом сказал, в ролике на ютуб слышал, от друга жена ушла и тот поделился мнением о всех представительницах нежного пола, сам наткнулся на коварную мадам. Есть информация, есть частота её повторения, есть психические процессы превратившие иллюзию правды в устойчивое убеждение. Вуаля, перед нами женоненавистник!
Вместо итога
Убеждения это очень коварная штука. Нельзя сформировать одно и безошибочно идти по жизни, мы обязаны иметь отдельное мнение по каждому важному вопросу. Если у вас нет убеждений, то вы будете подвержены влиянию и манипуляциям. Если есть, то рискуете серьёзно ошибиться, отказаться от чего-то нужного и полезного, либо напротив сделать то, что совершенно не следовало делать.
Основная проблема в том, что убеждение напрочь блокирует критическое мышление и все аналитические процессы психики. Человек не просто так в чём-то уверен, он уверен в этом абсолютно! Никаких сомнений у него нет. Он приведет десятки фактов, найдёт сотни оправданий, проигнорирует ваши доводы и категорически откажется пересматривать мировоззрение. Это всё слишком сложно для психики, она не будет этого делать.
Чтоб вы понимали насколько всё серьёзно, хочу напомнить историю Йозефа Менгеле. Всю свою сознательную жизнь он совершал чудовищные преступления, но точно знал, что делает это во имя науки, ради собственной страны, идеи которой лучшие в мире.
Даже в конце жизни, со слов разыскавшего его где-то в Аргентине сына, Йозеф был уверен, что немецкая нация шла в правильном направлении, а геноцид еврейского народа был обоснованным. Спустя много лет убеждения убийцы никуда не делись. Психика не переварила бы признание случившегося, она закрылась и до последнего вздоха сохраняла устойчивость своих взглядов. .
Убеждение — это коммуникационный процесс между людьми (и результат этого процесса), в ходе которого пропонент (убеждающий) передаёт оппоненту (убеждаемому) некоторую значимую информацию с целью породить у него веру в её истинность. Убеждение при этом не способно само по себе служить доказательством истинности передаваемой информации. Однако в ходе процесса убеждения часто используются те или иные формы доказательства в рамках аргументации (см. Аргументация). В этом смысле убеждение понимается как способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики (см. Логика формальная) и обосновывающих (см. Обоснование) выдвигаемое пропонентом утверждение (тезис). Цель убеждения как коммуникационного процесса достигнута, если оппонент понял пропонента и поверил ему. Чаще всего она достигается двумя способами: монологом, когда пропонент говорит, а оппонент его слушает, воспринимая передаваемую информацию, и диалогом, когда оппонент имеет возможность не только задавать вопросы, но и критиковать пропонента, анализируя его утверждения. Успешное убеждение ведёт к принятию оппонентом новых сведений и последующему их включению в сложившуюся у него систему взглядов и убеждений, а следовательно, и к изменению мотивационной основы его поведения. Поэтому в некоторых социальных практиках убеждение рассматривается как метод воздействия на мышление и поведение человека. При этом, отличие от такого распространённого метода воздействия на сознание, как внушение, убеждение основано на осмысленном (но не всегда рациональном) принятии индивидом передаваемых ему сведений, на их анализе и последующей оценке. Результат убеждения (то есть убеждение как результат) может быть представлен как устойчивая осознанная потребность индивида, побуждающая его мыслить и действовать согласно новым ценностным ориентациям. Содержание таких потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определённую картину мира индивида, в правильность которой он верит и на основе которой он действует. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений выступает как мировоззрение (см. Мировоззрение). Убеждение как процесс и убеждение как результат не всегда соотносятся однозначно. Отдельного объяснения требует тот факт, что индивид способен не только формировать своё мировоззрение и действовать на основе убеждений, но в ряде ситуаций готов отдать за них жизнь. В интеллектуальной традиции со времён Платона и Аристотеля различают два метода убеждения: диалектический и эристический. Пропонент-диалектик сообщает оппоненту ту информацию, в которую верит сам, и приводит в её защиту те аргументы, которые убедили его самого. Пропонент-эрист менее щепетилен: он стремится убедить пропонента в правильности той информации, вера в которую выгодна ему или его заказчикам. В простейшем случае пропонент-диалектик просто воспроизводит тезис и те аргументы в его защиту, которые убедили его самого. Этого вполне достаточно, когда пропонент и оппонент находятся на одном социальном, интеллектуальном и профессиональном уровне. Но, например, для политика, борющегося за президентский пост, такая тактика убеждения обречена на провал. Процесс убеждения протекает в сознании оппонента, который верит лишь в то, что вытекает из уже имеющихся у него убеждений, причём по правилам, которые также не вызывают у него сомнения. Вот почему самое добросовестное обоснование тезиса может вызвать у него неприятие, а совокупность демагогических приёмов — восторг. Поэтому условием успешного убеждающего воздействия является способность поставить себя на место пропонента, «взглянуть на мир его глазами». Психологи называют эту способность эмпатией. Пропонент, обладающий ею, выдвигает только те тезисы, которые оппонент способен понять, и приводит в их защиту только те аргументы, которые он способен принять. Уже античные мыслители хорошо сознавали, что процесс убеждения не ограничивается только рациональными доводами и основанными на них логическими рассуждениями, хотя последние и являются сильными его средствами. Ещё Аристотель в своей «Риторике» указывал, что убеждение достигается, во-первых, характером и поведением оратора; во-вторых, эмоциональным воздействием на слушателей, умением вызывать у них соответствующие обстановке чувства и настроения; в-третьих, содержанием логических доказательств. В дальнейшем эти компоненты убеждения, совместно изучавшиеся в античной риторике, стали предметом обособленного исследования в философии, логике и психологии, а сама риторика превратилась в отрасль филологии, изучавшую довольно искусственные формы построения ораторской речи. Каждое убеждение, как правило, состоит из двух частей: описывающей и предписывающей. Эти две части обуславливают два направления процесса убеждение: пропонент сначала обосновывает истинность сообщаемых им описаний, а затем создаёт веру в рациональность сформулированных на их основе предписаний. Это разные процедуры. Убеждая оппонента в истинности описания, пропонент показывает, что оно соответствует своему предмету, а убеждая его в рациональности предписания, следующего из этого описания, он показывает его соответствие, во-первых, потребностям убеждаемого; во-вторых, законам объективного мира; в-третьих, тем или иным возможностям воплотить его в жизнь. Отсюда следует, что среди факторов, влияющих на результат убеждения, наиболее важное место занимают интересы убеждаемого. Без их учёта ни убедить, ни переубедить его невозможно. Часто в политике, юриспруденции, этике и других социальных практиках возникают ситуации, когда низкий образовательный уровень (см. Образование) оппонента не позволяет убедить его в истинности тезиса теми аргументами, которые действительно доказывают его. Из этой ситуации выходят двумя способами. Нередко пропонент-диалектик, например адвокат, убеждающий присяжных заседателей в правильности предлагаемого им решения, использует эристическое доказательство, то есть становится диалектиком по целям и эристом по средствам. Но рано или поздно оппонент понимает, что ему «морочили голову», и «вместе с водой выплёскивает ребёнка» — отказывается от правильных убеждений, порождённых эристическими приёмами. Второй выход заключается просто в том, что непрофессионалы не допускаются к решению проблем, в которых они некомпетентны, а эта работа передаётся заслуживающим их доверия специалистам. Так, именно с этой целью в ряде случаев сознательно ограничивают всеобщее избирательное право. Тем самым сфера «лжи во спасение» сужается. И наоборот: эристы часто сознательно расширяют крут людей, принимающих решение, чтобы мнением некомпетентного большинства подавить мнение специалистов. Эрист никогда не защищает явную ложь. Его искусство основано на том поразительном факте, что ложь часто больше похожа на правду, чем сама правда. Эристические методы убеждения тщательно описываются, исследуются и критикуются со времён Аристотеля. Но их арсенал постоянно пополняется, и их успех у непрофессионалов не уменьшается. Помимо указанных значений термина «убеждение» в общеупотребительном смысле, в научно-ориентированных дискурсах, в частности в аналитической эпистемологии (см. Эпистемология) и методологии науки (см. Методология науки) он нередко используется как термин «убеждение» (belief) в определении термина «знание» (knowledge): «знание есть оправданное убеждение»; или же им вообще заменяется термин «знание» с тем, чтобы снять вопрос об его оценке на истинность. |
Убеждения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Психология > Социальная психология > Отношения > Убеждения
Убеждения обычно определяются как убеждения в том, что вещи, содержащиеся в уме, верны. Если люди думают, что те или иные принципы верны, говорят, что они верят им. Если люди думают, что те или иные постулаты вряд ли верны, говорят, что они им не верят. В своей самой основной форме убеждения неоценительны. Например, если кто-то верит, что небо голубое, это убеждение может быть оценено либо положительно (если человеку нравится синий цвет и он думает, что небо будет выглядеть хуже, если оно красное), либо это убеждение может быть оценено отрицательно (если человеку не нравится синий цвет). цвет синий и думает, что красное небо было бы лучше). Таким образом, существует тонкое различие между установками и убеждениями. Часто убеждения, по крайней мере частично, формируют основу или основу установок.
Убеждения также могут лежать в основе поведения. Пример этого можно найти в психологии здоровья через модель убеждений о здоровье. В этой модели поведение в отношении здоровья предсказывается несколькими типами убеждений: (а) убеждениями обо всех возможных последствиях того или иного поведения, связанного со здоровьем, или отказа от него, (б) убеждениями о личной уязвимости (т. возникновение этих результатов для самого себя), (c) убеждения о вероятности того, что изменение поведения либо предотвратит появление негативных результатов, либо будет способствовать положительным результатам, и (d) убеждения о том, можно ли реализовать необходимое поведение. Согласно этой модели, изменение поведения происходит, когда люди считают, что конкретное действие приводит к негативным, вероятным последствиям, которые можно было бы лично остановить. Эта модель успешно предсказала прекращение курения, профилактическое поведение против рака кожи, использование зубной нити, самообследование молочных желез, более безопасное сексуальное поведение и сбалансированное питание.
Убеждения являются важной основой отношения и поведения, но их очень трудно изменить. Часто люди будут яростно отстаивать свои убеждения даже в свете опровергающих доказательств. Это явление известно как устойчивость убеждений. Настойчивость убеждений обычно возникает потому, что люди основывают свои убеждения на информации, которую они находят логичной, убедительной или в некотором роде привлекательной. Следовательно, даже когда убеждения, казалось бы, опровергаются новыми свидетельствами, основание для того, во что верит человек, все еще может существовать. Время от времени вера все еще будет поддерживаться из-за оставшейся поддержки объяснения, стоящего за ней.
Понимание того, как формируются убеждения и как они лежат в основе последующих отношений и поведения, важно, потому что это может помочь понять социальные явления, такие как предрассудки и дискриминация, помогающее и агрессивное поведение, формирование впечатления, подчинение авторитету, межличностное влечение и групповое принятие решений. В целом убеждения являются самым основным типом социального знания.
Ссылки:
- Андерсон, К.А., Леппер, М.Р., и Росс, Л. (1980). Стойкость социальных теорий: роль объяснения в сохранении дискредитированной информации. Журнал личности и социальной психологии, 39, 1037-1049.
- Розенсток, И. М. (1990). Модель веры в здоровье: объяснение поведения в отношении здоровья через ожидания. В К. Гланц, Ф. М. Льюис и Б. К. Раймер (ред.), Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение (стр. 39–62). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
← Согласованность отношения и поведения Промывание мозгов →
Что такое вера? И почему так сложно измениться?
«Для некоторых из наших самых важных убеждений у нас нет никаких доказательств, кроме того, что люди, которых мы любим и которым доверяем, придерживаются этих убеждений. Учитывая, как мало мы знаем, наша уверенность в своих убеждениях абсурдна — и она также необходима».
— Лауреат Нобелевской премии 2002 года Даниэль Канеман 1
Источник: Источник: Ален Лакруа/Dreamstime
Убеждения — понятие скользкое. Что на самом деле это они? Философия долго пыталась дать им определение. 2 В этом постправдовом и идеологически поляризованном мире нам нужно лучше понимать убеждения. Как психиатр, моя работа часто включает в себя выявление искаженных убеждений, понимание того, как они сформировались, и помощь людям научиться более скептически относиться к своим собственным убеждениям.
Давайте рассмотрим полезную эволюционную основу для более последовательного понимания того, что на самом деле представляют собой убеждения, и почему иногда так трудно изменить ошибочные убеждения. Затем мы поговорим о том, как обрести более точное представление о реальности и как, в конечном счете, продвинуть общество вперед.
Убеждения как способ экономии энергии при моделировании и прогнозировании окружающей среды 3
Убеждения — это способ нашего мозга понимать и ориентироваться в нашем сложном мире. Это ментальные репрезентации того, как наш мозг ожидает, что вещи в нашем окружении будут вести себя, и как вещи должны быть связаны друг с другом — шаблоны, которым наш мозг ожидает, что мир будет соответствовать. Убеждения являются шаблонами для эффективного обучения и часто необходимы для выживания.
Мозг является энергоемким органом, поэтому он должен был развить эффективность энергосбережения. Как прогностическая машина, она должна находить короткие пути для распознавания образов, поскольку она обрабатывает огромное количество информации, полученной из окружающей среды с помощью своих органов чувств. Убеждения позволяют мозгу очищать сложную информацию, позволяя ему быстро классифицировать и оценивать информацию и делать поспешные выводы. Например, убеждения часто связаны с пониманием причин вещей: если «б» следует за «а», то можно предположить, что «а» было причиной «б».
Эти способы интерпретации и предсказания нашего мира часто включают в себя соединение точек и заполнение пробелов, экстраполяции и предположения, основанные на неполной информации и сходстве с ранее распознанными моделями. Делая поспешные выводы, наш мозг предпочитает знакомые выводы незнакомым. Таким образом, наш мозг склонен к ошибкам, иногда видя закономерности там, где их нет. Это может быть или не быть впоследствии идентифицировано и исправлено механизмами обнаружения ошибок. Это компромисс между эффективностью и точностью.
Стремясь к экономии и эффективному потреблению энергии, мозг по умолчанию склонен вписывать новую информацию в существующую структуру для понимания мира, а не постоянно перестраивать эту структуру с нуля.
Увидеть значит поверить
Вполне вероятно, что процессы в мозге, участвующие в формировании абстрактных убеждений, развились из более простых процессов, связанных с интерпретацией сенсорного восприятия.
Поскольку мы воспринимаем внешний мир исключительно через наши чувства, нам трудно признать, что эти восприятия иногда субъективно искажены и что они не обязательно являются достоверным опытом объективной реальности. Люди склонны доверять своим физическим чувствам и своим ощущениям, даже когда у них галлюцинации, и какими бы причудливыми ни были искажения их восприятия. Люди будут накладывать объяснения поверх своего восприятия реальности, чтобы объяснить противоречия.
Мы слишком доверяем нашему субъективному опыту, а также нашим убеждениям. Мы с большей готовностью будем объяснять доказательства, противоречащие нашему лелеемому убеждению, расширяя и развивая это убеждение дополнительными слоями искаженного объяснения, а не отказываясь от него или коренным образом реструктурируя его.
Гомеостаз — поддержание стабильности
Примитивные нервные системы развились у простых организмов отчасти для выполнения функции гомеостаза — динамического физиологического состояния равновесия или стабильности, устойчивого состояния внутренних условий. Гомеостаз строится вокруг естественного сопротивления изменениям по тому же принципу, что и термостат.
Низшие, примитивные части нашего человеческого мозга поддерживают гомеостаз дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, температуры, энергетического баланса (через аппетит) и различных эндокринных процессов. Точно так же убеждения сохраняют своего рода когнитивный гомеостаз — стабильный, привычный подход к обработке информации о нашем мире.
Мы должны ожидать, что гомеостатическая функция, определяющая примитивный мозг, скорее всего, сохранилась как организующий принцип в эволюции более сложного мозга. Конечно, сложные мозги и ориентированы на реакцию, обучение и адаптацию, но, как и примитивные функции мозга, эти адаптации в конечном счете служат поддержанию гомеостаза в постоянно меняющейся среде.
Радикальная перестройка нашей системы убеждений и создание нового мировоззрения задействует части мозга, участвующие в высших процессах рассуждения и вычислениях, и, следовательно, требует больше усилий, времени и энергии. Мозг часто не может позволить себе такие инвестиции. Это могло бы объяснить, почему, когда мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом, нам легче разрешить этот дискомфорт, удвоив нашу существующую систему убеждений — игнорируя или объясняя сложную, противоречивую информацию.
Постоянное ощущение себя и личные инвестиции в свои убеждения
Еще одним важным фактором, объясняющим сопротивление изменению наших убеждений, является то, как наши убеждения так часто переплетаются с тем, как мы определяем себя как людей, — нашей самооценкой. Действительно, убеждения связаны с частью мозга, интегрально участвующей в репрезентации себя, — вентромедиальной префронтальной корой. 4 Мы хотим чувствовать, что мы последовательны, а наше поведение соответствует нашим убеждениям. Мы постоянно пытаемся рационализировать наши собственные действия и убеждения и пытаемся сохранить устойчивое представление о себе. Признание того, что мы в корне неправы, смущает и довольно часто дорого обходится разными способами.
Во многих случаях люди лично вкладывают большие средства в свою систему убеждений. Возможно, они поставили свою репутацию на определенную веру. Нередко люди строят всю свою жизнь вокруг убеждения. И это вложение может выходить далеко за рамки самоощущения, распространяясь на крупные материальные и финансовые вложения или на карьеру всей жизни. Изменение веры для такого человека, очевидно, повлекло бы за собой монументальный переворот и может повлечь за собой невыносимые личные потери.
Неудивительно, что так трудно изменить наши заветные и укоренившиеся убеждения.
Социальное измерение убеждений
Многое из наших убеждений мы узнаём в раннем возрасте от родителей и других авторитетных взрослых людей. Многие человеческие верования являются кумулятивным продуктом тысячелетий человеческой культуры. Дети сильно предрасположены верить своим родителям, а мы, взрослые, склонны верить авторитетам.
Неудивительно, что наш мозг эволюционировал так, что он с большей готовностью верит тому, что нам говорят, чем скептически. Это имеет смысл с точки зрения эволюции как стратегия эффективного обучения у родителей, и как социальный племенной вид это способствует групповой сплоченности.
Люди могут поддаться влиянию убедительных личностей или убедительных идей, чтобы отвергнуть их ранее полученный авторитет. Иногда это рационально. Но иногда это не так — люди подвержены влиянию харизматических идеологов и общественных движений. Особенно, когда они предлагают новые привязанности и новую самоидентификацию, наполненную более сильной привязанностью, признанием, уважением и чувством цели, чем у человека ранее в его жизни.
Наука и желание доказать свою неправоту
Наука ценит изменение взглядов путем опровержения ранее существовавших убеждений и оспаривания общепризнанного авторитета с помощью новых доказательств. Это резко контрастирует с верой (не только религиозной верой). Вера гораздо более естественна и интуитивно понятна человеческому мозгу, чем наука. Наука требует обучения. Это дисциплинированный метод, который пытается систематически преодолеть или обойти нашу интуицию и когнитивные предубеждения и следовать фактам, независимо от наших предыдущих убеждений, ожиданий, предпочтений или личных вложений.
Все более широкое применение научного метода за последние четыре столетия привело к беспрецедентному ускорению прогресса в стремлении человечества понять природу реальности и значительному улучшению качества жизни.