Как можно оценить интеллект сотрудников и зачем это нужно, и как использовать тесты на интеллект в HR
29 августа 2022
Автор: Мария Гольцова
Печать PDF
Время чтения: 5 минут.
Мы поговорили с Марией Гольцовой, специалистом отдела исследований и разработок HT Lab. Мария рассказала, зачем и как оценивать интеллектуальные способности на рабочем месте, какие способности бывают, и как оценка интеллекта помогает HR-специалистам принимать обоснованные кадровые решения.
Зачем оценивать интеллект
Интеллект часто понимается как некая метафора ума, и человек с высоким интеллектом — определённо умный. В целом, это верно, хотя более строгое (и тем не менее, упрощённое для понимания) определение интеллекта таково: это способность учиться, а также понимать и успешно решать задачи, стоящие перед субъектом деятельности.
Первая причина, почему стоит оценивать интеллект на рабочем месте, исходит из определения. Интеллект — это основа обучаемости, метапознания, основа критического и стратегического мышления и многих других компетенций. Всё это делает интеллект инструментом развития и поддержания профессионализма, что особенно важно в контексте идеи непрерывного образования.
Стоит также отметить, что показатели интеллекта обладают высокой предсказательной способностью результатов, связанных с работой и карьерой. В самом цитируемом метааналитическом исследовании предикторов успешности Шмидта и Хантера 1998 года общий интеллект (GMA) предсказывал успешность в работе с точностью r=0,51, а это больше, чем у тестов профессиональных знаний. И чем сложнее работа, тем лучше интеллект предсказывает успешность в ней. А сочетание теста способностей и личностного теста ещё больше повышает предсказательную способность результатов.
Сравнение валидности. Критериальная валидность разных методов оценки по результатам метаанализов
К 2020 году проведены сотни независимых исследований и несколько метаанализов, в которых была проверена прогностическая валидность тестов интеллекта относительно производительности труда и карьерного успеха.
Например, метаанализ 20 тысяч исследований с 5 миллионами участников сообщает о сильной связи r = 0,50 между интеллектом и успешностью работы, что подтверждает выводы Хантера и Шмидта спустя 12 лет. Более того, показатели интеллекта также прогнозируют ошибки и другое непродуктивное поведение на работе, которое чаще встречается у людей с более низким уровнем интеллекта.Оценка карьерного потенциала без интеллекта будет неполной. Кроме того, использование качественных психометрических тестов приближает к созданию HR-службы, которая принимает кадровые решения, основанные на надёжных и валидных данных.
Виды интеллектуальных способностей
Традиционно способности делятся на логико-математические, вербальные, и визуально-пространственные. Также иногда выделяют технические, кинестетико-моторные и музыкальные способности. Классификация способностей может включать в себя более 60 видов, но не все они необходимы в работе. Например, линейка тестов интеллекта HT Lab представлена на схеме:
Вербальные способности — это способности к использованию языка, способность извлекать пользу из языкового опыта и таким образом решать задачи. Это и восприимчивость к устной и письменной речи, и обширный словарный запас, и понимание синтаксиса, и способность пользоваться символическим языком.
Вербальные способности требуются в работе с документами, для чтения профессиональной и специальной литературы, в работе с людьми, там, где нужно активное слушание, продажи, разговорные навыки; в публичных выступлениях, а также в написании текстов, отчётов, инструкций, регламентов и памяток. Идеальным примером человека с высокими вербальными способностями является писатель или лингвист. Вот ещё примеры профессий, в которых требуются высокие вербальные способности: юрист, журналист, менеджер по продажам, технический писатель, диктор, преподаватель, психолог, сотрудник HR-службы.
В линейке тестов HT Lab к вербальным относятся шкалы «Понимание текстов» и «Понимание инструкций», а «Вербальная логика» находится на стыке вербальных и логических способностей.
Логический и математический интеллект часто объединяют. Мы же выделили отдельно шкалу «Невербальная логика» как важный показатель флюидного интеллекта, то есть обучаемости. Человек с высоким баллом по Невербальной логике способен быстрее и легче других осваивать новые навыки, компетенции или новую профессию. Такой человек легко устанавливает причинно-следственные связи, понимает основные понятия логики, например, части и целого или отношения принадлежности и включения, справляется с задачами на сравнение, обобщение и абстрагирование.
Невербальная логика — универсальная способность. Она необходима во всех сферах интеллектуальной деятельности, особенно в инновационной сфере, в разработке новых товаров и услуг, освоении новых методов работы и при создании алгоритмов.
Математический интеллект — это способность решать задачи и принимать решения на основе числовой информации. Он включает в себя понимание языка математических символов, вычисления и прочие арифметические операции, способность «прикидывать» в уме, понимание основных понятий и отношений.
Математические способности измеряются шкалой «Числовой IQ». Они необходимы не только для специалистов в областях STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), но и в качестве универсальной способности во многих других сферах. Высокий Числовой IQ понадобится при составлении бюджета; в организации проектов; при принятии решений, основанных на данных; для правильной интерпретации количественной обратной связи, относящейся к процессам и продуктам.
Идеальной репрезентацией человека с высокими математическими способностями является учёный-математик или аналитик. Примеры профессий, где также востребованы математические способности: аудитор, бухгалтер, инженер, учёный, статистик, программист, финансовый директор, брокер.
Внимание — это способность активно обрабатывать конкретную информацию из окружающей среды, фильтруя при этом другие несущественные детали. Внимание в линейке тестов HT Lab представлено отдельной шкалой.
В работе внимание — это безошибочность, быстрота и точность при работе с информацией. Эта способность важна для ведения баз данных, при заполнении документов, в подготовке и проверке смет и другой отчётности. В целом, хорошая концентрация и внимательность важны в любой сфере деятельности, но особенно там, где цена ошибки высока: у диспетчеров, пилотов, машинистов, операторов производственных линий.
Эрудиция — это широкая междисциплинарная осведомлённость в разных сферах жизни. Эта шкала отражает не только степень «включённости» в контекст современной культуры и науки, но и склонность получать знания и способность задействовать знания из разных областей в своей работе. Эрудиция важна в разработке товаров и услуг, управлении, преподавании, консультировании.
При выборе шкал для оценки интеллекта сотрудников нужно определить, какими основными видами деятельности занимается профессионал в своей работе, какие задачи решает и с какими трудностями сталкивается.
Задачи сотрудника определяют требования к нему и выбор шкал оценки его способностей. Здесь поможет анализ должности (job analysis) и выявление профессионально важных качеств в профессиографии, а также база данных O*Net, содержащая сотни стандартизированных описаний профилей профессий.- ↩ Меморандум непрерывного образования ЕС/ A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels, 30.10.2000; Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures, 2018
- ↩ Метаанализ – это исследование, которое статистически обобщает все предыдущие исследования по заданной теме. Итог метаанализа — количественная оценка обобщенных результатов и проверка научных гипотез.
- ↩ Schmidt, F.L.; Hunter, J.E. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 85 Years of Research Findings. Psychol. Bull. 1998, 124, 262–274.
- ↩ В поведенческих науках сила связи каких-либо факторов измеряется математически с помощью коэффициента корреляции — r. Его значения колеблются от -1.0 до +1.0, и когда речь идёт о психологических тестах, значения коэффициента >0.35 считаются высокими, они свидетельствуют о сильной связи показателей.
- ↩ Leutner F, Chamorro-Premuzic T. Stronger Together: Personality, Intelligence and the Assessment of Career Potential. Journal of Intelligence. 2018; 6(4):49. https://doi.org/10.3390/jintelligence6040049.
- ↩ Kuncel, N.R.; Ones, D.S.; Sackett, P.R. Individual differences as predictors of work, educational, and broad life outcomes. Personal. Individ. Differ. 2010, 49, 331–336.
- ↩ Gonzalez-Mulé, E.; Mount, M.; Oh, I. A Meta-Analysis of the Relationship between General Mental Ability and Non-Task Performance. J. Appl. Psychol. 2014, 99, 1222–1243.
- ↩ Иванова, Е. М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. — Москва : ПЕР СЭ, 2003. — 208 с. — ISBN 5-9292-0109-9.
Тест по оценке общего интеллекта
Об услуге GIA (General Intelligence Assessment) — тест оценки общего интеллекта, состоит из пяти онлайн тестов базовых когнитивных способностей таких как мышление, язык, принятие решений, обучение и память. Общий балл измеряет «обучаемость» респондента.- скорость восприятия информации;
- способность к числовой логике;
- способность оперировать объектами в воображении;
- способность к вербальной логике.
Отправить заявку
Этапы взаимодействия для прохождения теста01
Сотрудник Antal связывается с вами и с тестируемым сотрудником для описания процедуры и ответа на возможные вопросы.02
Тестируемый сотрудник получает от Antal по электронной почте инструкцию со ссылкой на прохождение GIA.03
Тестируемый сотрудник самостоятельно в онлайн-режиме заполняет опросник. Примерное время тестирования 40 минут.04
Вы получаете подробный отчет о результатах исследования от Antal и при необходимости помощь в интерпретации Из чего состоит тестированиеТест № 1. Скорость восприятия информации
Оценка способности быстро и точно замечать ошибки/неточности и сообщать об этом. Тест позволяет:
оценить способность распознавать детали в окружающей обстановке;
обнаруживать неточности в письменных материалах, числах и диаграммах;
отбрасывать несущественную информацию;
выявлять сходства и различия в визуальных конфигурациях.
Оценка способности устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения из предоставленной информации и формировать правильные выводы. Тест позволяет:
оценить способность устанавливать причинно-следственные связи;
делать умозаключения из предоставленной информации и формировать правильные выводы.
Тест помогает понять способность удерживать информацию в краткосрочной памяти и решать задачи после получения устных или письменных указаний. Высокий балл говорит о хорошем словесно-логическом мышлении.
Тест № 3. Числовая логикаОценка способностей делать верные выводы на основе числовой информации.
Предназначен для оценки способности кандидата работать в условиях, где требуются базовые математические навыки, внимание и сосредоточенность при работе с числами.
Тест № 4. Пространственное мышлениеОценка способности оперировать объектами в воображении.
Тест связан со способностью работать в среде, где навыки визуализации являются обязательным условием для понимания и выполнения задач.
Тест № 5. Вербальная логикаАнализ на знание слов и объем словарного запаса, а также оценка способности работать в условиях, где требуется четкое понимание письменных или устных инструкций.
Те соискатели, которые получают хороший балл по данному тесту, обычно способны к быстрому усвоению новой информации.
Применение тестаРаботодателю
Тест дает подробное представление о когнитивных и вербальных способностях кандидата.
Соискателю
Тест даст понимание своих сильных и слабых сторон. Вы получите подробный отчёт с описанием профиля, по сегментам:
cкорость восприятия информации;
cпособность к логическому мышлению;
cпособность к числовой логике;
cпособность оперировать объектами в воображении;
cпособность к вербальной логике.
Компоненты веревки чтения: Навыки вербального мышления
Вербальное мышление — одна из восьми нитей веревки чтения Скарборо. Это относится к способности учащегося понимать устную и письменную речь. В веревочке для чтения она является частью более крупной нити понимания и способствует, наряду с другими нитями, превращению учащегося в опытного читателя.
Что такое словесное рассуждение?
Вербальное рассуждение — это процесс, посредством которого наш мозг осмысливает то, что мы читаем и слышим. Термин «вербальный» относится к тому, что имеет отношение к словам. И еще один способ думать о рассуждениях — это решение проблем. Следовательно, вербальное рассуждение есть в некотором смысле решение «проблемы» понимания слов.
Как выглядят навыки вербального мышления?
Вербальное рассуждение идет глубже, чем просто вспоминание того, что человек читает (или слышит) в тексте. Это также включает в себя более глубокое понимание того, что говорится имплицитно. Когда мы делаем выводы на основе того, что говорится в тексте и того, что мы уже знаем, мы используем навыки вербального мышления. Мы также можем использовать предыдущие знания, чтобы установить новые связи между тем, что мы уже знали, и тем, что говорится в тексте.
Как развивать навыки вербального мышления
Поскольку вербальное рассуждение является важным процессом в понимании текста, важно уделить первоочередное внимание развитию навыков в этой области. Вот несколько способов, которые помогут укрепить навыки вербального мышления учащихся.
Игры на ассоциации слов
Игры на ассоциации слов не только помогают развивать навыки вербального мышления, но и очень увлекательны. (В конце концов, это игры!). Варианты включают простую словесную ассоциацию, в которой один человек начинает со слова, а другой игрок должен без паузы произнести первое слово, которое приходит ему в голову. Выбывает первый, кто колеблется. Другой способ играть в это — использовать темы или категории. Игроки выбирали или получали тему, и им нужно было придумать как можно больше слов, подходящих к этой теме.
Секретное слово
Еще одна игра словесных ассоциаций называется Тайное слово. Один игрок придумывает «секретное слово» и дает слова-подсказки, которые относятся к его слову. Другие игроки угадывают секретное слово, и первый игрок сообщает им, относится ли их предположение к секретному слову или нет, и правильно ли они его угадали. Например, если секретное слово «холодильник», то «еда» и «холод» будут родственными словами, а «арктика» — нет.
Читайте и обсуждайте текст вместе
Любая возможность чтения вслух и обсуждения рассказа или книги со студентами улучшит их словесное мышление. Участие в обсуждении и руководство в отношении того, о чем им следует думать, поможет учащимся практиковать навыки, необходимые им для глубокого понимания.
Использовать визуальные рассуждения
Иногда, когда учащимся не хватает навыков вербального мышления, они относительно сильны в визуальном мышлении. Это означает, что они намного успешнее обрабатывают происходящее визуально, с помощью картинок, иллюстраций, графиков и т. д. Помогите этим учащимся развивать свое метакогнитивное осознание, используя эту силу для поддержки развития своих навыков вербального мышления. Попросите их использовать методы визуализации во время чтения и/или создать визуальное представление текста, включая рисунки, заметки или схемы мышления.
Что такое словесное рассуждение? Определение, примеры и важность
GRE (экзамен документов для выпускников) имеет полный раздел, относящийся к вербальным рассуждениям. В тестах LSAT, которые всегда обманывает печально известный Майк Росс в «Форс-мажорах», есть раздел вербального рассуждения, состоящий из трех частей: понимание прочитанного, аналитическое мышление и логическое мышление. И последнее, но не менее важное: каждый из наших школьных тестов включал раздражающий тест по английскому языку, который мы все изо всех сил пытались преодолеть.
От принятия решения о поступлении в аспирантуру или юридическую школу до определения вашей судьбы в старших классах вербальные рассуждения проверяются повсюду. Вы можете видеть важность вербальных рассуждений и тот факт, что они необходимы в большинстве академически ориентированных ситуаций.
Так что же такое словесное рассуждение и почему ему придается такое большое значение? Давайте рассмотрим это подробно.
Что такое словесное рассуждение?
Вербальное мышление определяется (согласно Википедии) как процесс понимания и рассуждения с использованием понятий, выраженных в словах, посредством творческого мышления, а не простого распознавания словарного запаса. Это звучит немного сложно, не так ли?
По сути, вербальное мышление — это способность человека мыслить словами.
Например, человек, который может разбить сложные темы на 250 символов и опубликовать их в виде твита, обладает довольно хорошими способностями к словесному мышлению. Что ж, это всего лишь один из навыков людей с высокой способностью к вербальному мышлению.
Основные навыки вербального мышления:
- Выявление закономерностей в последовательностях букв
- Решение проблем с помощью слов
- Расшифровка кодов букв и цифр
- Следование текстовым инструкциям для формирования решения
Лица с высокая способность к вербальному мышлению способны не только логически мыслить, но и ясно и доходчиво излагать свои мысли. Это также делает их отличными коммуникаторами.
Примеры словесных рассуждений
Давайте рассмотрим пример, в котором мы используем вербальные рассуждения, чтобы определить, является ли утверждение верным на основе данной части информации:
Стоимость производства телефонов в Китае на двадцать процентов меньше, чем стоимость производства телефонов во Вьетнаме. Даже с учетом стоимости доставки и налогов на импорт дешевле импортировать телефоны из Китая во Вьетнам, чем производить телефоны во Вьетнаме.
Правда или ложь: Импорт телефонов во Вьетнам сократит 20% рабочих мест на производстве во Вьетнаме.
Ответ: Неверно. Текст не содержит информации о рабочих местах на производстве во Вьетнаме. Даже если бы это было правдой, то есть, скажем, импорт телефонов привел к сокращению рабочих мест в стране, нет никаких доказательств того, что будет сокращено ровно 20% рабочих мест.
Этот мыслительный процесс, при котором вы читаете или слушаете слова, чтобы понять их и сделать из них логические выводы, включает словесное рассуждение.
До сих пор мы видели, что крупные академические институты ценят способность к вербальному мышлению. Но почему ему придается такое значение? В частности, почему вербальные рассуждения важны на рабочем месте? Мы исследуем это в следующем разделе.
Важность словесных рассуждений
Дэвид Перелл, основатель Write of Passage — онлайн-курса по эффективному письму, рассказал в своем твите о том, как лидеры ведущих компаний относятся к письму.
Как видите, высококонкурентные и ценные должности занимают люди, умеющие писать и эффективно общаться. Однако это не ограничивается позициями высшего руководства и стратегического руководства.
Считайте, что представитель службы поддержки отвечает за решение проблем клиентов с продуктом. Скажите, что у них низкая способность к вербальному мышлению, и поэтому им трудно понять проблемы, с которыми сталкиваются клиенты. Как они будут эффективно сообщать об этом остальной команде, чтобы проблему можно было решить, не влияя на эффективность бизнеса? Когда люди сами не могут понять проблему, они определенно не могут заставить ее понять кого-то другого.
Вам нужны сотрудники, способные понимать инструкции, эффективно общаться, а также решать проблемы. Вербальное рассуждение охватывает все это.
Работа с клиентами, продавцы-консультанты, специалисты по маркетингу и написанию контента — все это профессии, в которых вербальное мышление является важнейшей способностью. Эти роли включают в себя задачи, которые зависят от способности сотрудника понимать и передавать подробную информацию.
- Четкое и эффективное информирование о проблемах, с которыми сталкивается бизнес, чтобы помочь решить их в эффективном темпе.
- Выявление проблем в бизнес-отчетах, документах и руководствах компании и разработка логического пути решения этих проблем.
- Способность эффективно общаться и решать проблемы вместе в составе команды.
- Способность понимать через чтение и прослушивание.
Все перечисленные выше задачи являются ключевыми на рабочем месте. Они помогают вам и вашей организации поддерживать более четкое общение, более эффективное решение проблем, а также позитивную культуру работы.
Тестирование вербальной аргументации
Тестирование навыков на ранних этапах процесса найма помогает исключить многих кандидатов, не подходящих для этой должности. Затем вы можете выбрать мусор из хороших, которые остались позади.
Большинство тестов на вербальное мышление состоят из вопросов, в которых кандидат анализирует информацию и делает выводы. Хотя в оценке вербального мышления существуют только мировые проблемы, он проверяет несколько аспектов, таких как:
- Читать и понимать письменную информацию
- Понимать отношения между словами
- Делать логические выводы из предоставленной информации
- Решать задачи, используя навыки вербального мышления внимательность к деталям и умение критически мыслить. Тест оценивает способность кандидата анализировать обширную текстовую информацию и делать на ее основе логические выводы в условиях ограниченного времени.
Кандидат, который может четко понимать такую информацию, также должен быть способен эффективно ее передавать. Таким образом, использование правильных тестов до финальных раундов процесса найма может помочь отсеять кандидатов, которые не подходят для этой роли.
В заключение
Каждая должность включает в себя уникальный набор навыков, которые ценятся.