Что такое я концепция и как она влияет на жизнь человека: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Я-концепция и концепция другого человека.

Материалы семинара knjazna
а теперь от защит перейдем к вопросу, что, собственно мы защищаем. себя, конечно!

Я-концепция — фундаментальный конструкт в теории Роджерса. Согласно взглядам Роджерса, поведение человека можно понять и объяснить, если принять его субъективный опыт, личные переживания и особенности восприятия себя в окружающем мире. Наиболее существенная часть личного опыта человека отражается в его Я-концепции.

Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе в окружающем мире. Ситуация, когда человек воспринимает себя в целом положительно (я — сильный, веселый, способный, привлекательный) — называется положительной Я-концепцией. Ситуация, когда человек видит в себе много отрицательного и лишь незначительное количество положительного, соответствует отрицательной Я-концепции.

По Р. Бернсу, положительная Я-концепция включает 3 компонента:
1. уверенность в своих способностях к какому-либо виду деятельности
2. уверенность в принятии другими людьми
З. чувство собственной значимости, являющееся производным от первых двух компонентов.

Проявлениями положительной Я-концепции являются уверенность в себе, самоуважение, принятие себя, высокая самооценка. проявления отрицательной Я-концепции — неуверенность в себе, неприятие себя, ощущение своей некомпетентности, неспособности, низкая самооценка. Человек с положительной Я-концепцией более уверен в результатах своей деятельности, повышает или сохраняет успешность в ситуации риска или ответственности, менее тревожен, более успешен в межличностных отношениях.

Доказано существенное влияние Я-концепции на успеваемость в школе: при сходных показателях интеллекта, успевающие дети — это те, которые имеют в целом положительную Я-концепцию. неуспевающие — те, которые имеют те или иные проявления отрицательной Я-концепции: чувство неадекватности, вины, отверженности, защитный тип поведения. В целом, можно сказать, что положительная Я-концепция — то, что способствует проявлению способностей и большей уверенности, а также успешности в межличностных отношениях. Считается, что я-концепция формируется у ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Р Бернс обозначает 4 фактора формирования Я-концепции
1) Обратная связь — мнения других людей о наших поступках, действиях, которые побуждают нас видеть их в определенном свете. Положительная обратная связь в вербальной или невербальной форме сообщает ребенку, что его действия правильны и полезны, тем самым свидетельствуя о его компетентности и достоинстве, способствуя формированию положительной Я-концепции отрицательная обратная связь, вербальная и невербальная, заставляет ребенка чувствовать свою некомпетентность, малоценность, и этим способствуют формированию отрицательной Я-концепции.
2) Значимые другие. Это люди, которые, как чувствует ребенок, могут оказывать непосредственное влияние а его жизнь. В процессе онтогенеза в число значимых других последовательно входят: родители, педагоги, сверстники, супруги и руководители. выбирая значимых других, человек также проявляет свою активность: одних принимает в круг значимых других и прислушивается к их мнению, других отвергает и их мнение оказывается несущественным. Во время дошкольного детства особое место среди значимых других занимают мать ребенка, отец, воспитатель, во время обучения в начальной школе — учитель.
3) Собственные достижения и неудачи. Наши достижения, успехи, особенно если они так осознаются, дают чувство гордости, ощущение компетентности. Неудачи, соответственно — чувство горечи, ощущение неспособности.
4) Сама Я-концепция. Я-концепция — единство стабильности и динамичности. Достаточно сформированная к подростковому возрасту, Я-концепция способна оказывать сопротивление тем обратным связям, которые не соответствуют уже имеющемуся образу Я. Иными словами, сама Я-концепция становится регулятором дальнейшего развития образа Я.

Концепция другого человека (КДЧ), как понятие введена Г. С. Абрамовой и позволяет более точно объяснять общую тенденцию поведения человека по отношению к другим людям, рассмотрев соотношение Я-концепции и КДЧ. Известно достаточное количество исследований, подтверждающих существование взаимосвязи и взаимовлияния между Я-концепцией и КДЧ (самопринятием и принятием других, отношением к себе, и отношением к другим): чем более положительна Я-концепция у человека, тем более положительна КДЧ (и обратно). Так, оперируя более конкретными характеристиками, Р. Бернс пишет, что ребенок, доверяющий своему окружению, приобретает такие качества, как открытость, склонность положительно реагировать на других людей, самостоятельность, исследовательский подход к действительности. Благодаря поведению, в котором реализуются эти качества, возрастает уверенность ребенка в себе, чувство компетентности, позитивное самовосприятие. Ребенок, который не доверяет своему окружению, склонен ограничивать свою активность и в деятельности и в межличностнык отношениях. Результатом этого становятся некомпетентность, ощущение неспособности, ненужности.

Соответствие Я-концепции и КДЧ- только ведущая тенденция. Наблюдаются, и достаточно часто, случаи их несоответствия, дисбаланса. Это подтверждает значимый, но невысокий коэффициент корреляции между этими показателями феномены, наблюдаемые в жизни. Среди них феномен завышенной самооценки (самомнения, заносчивости), когда человек ценит и уважает себя и не уважает других (либо уважает гораздо меньше, чем себя) и феномен заниженной самооценки (неуверенности в себе), когда человек недооценивает себя по сравнению с другими. Все это говорит о необходимости в процессе социально-психологического обучения создавать условия для развития не только положительной Я-концепции, но и положительной КДЧ, определенного баланса между ними. Л. А. Петровская подчеркивает глубокую взаимосвязь между представлениями о себе и представлениями о другом человеке. Эта взаимосвязь просматривается в своеобразной симметрии выделяемых ею пяти источников развития и коррекции самовосприятия и источников восприятия другого человека. Среди источников формирования образа другого обычно называется:
1. Восприятие другого через соотнесение (идентификацию — различие) другого с собой.
2. Восприятие другого через восприятие его другим.
3. Восприятие другого через восприятие результатов его деятельности.
4. Непосредственное восприятие внешнего облика другого.
5. Восприятие другого через экспликацию им своих внутренних состояний Среди источников развития и коррекции самовосприятия обычно перечисляют:
1. Восприятие себя через соотнесение (идентификацию — различие) себя с другим
2. Восприятие себя через восприятие себя другими
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности
4. Непосредственное восприятие собственного внешнего облика
5. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.

Я-концепция как динамическая система представлений человека о себе

     Введение

     Как научное понятие Я — концепция  вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его  трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я — концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система  представлений человека о самом  себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних  факторов.

     Я — концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как  относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Оно накладывает неизгладимый отпечаток  на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я — концепции  от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную  роль в жизни каждого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Источники формирования и развития «Я — концепции»

     Из  многочисленных источников формирования Я — концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как  показывают исследования, меняется в  различные периоды жизни человека:

1. Представление  о своем теле (телесное Я).

2. Язык — как развивающаяся способность  выражать словами и формировать  представления о себе и других  людях.

3. Субъективное  толкование обратной связи от  значимых других, о себе.

4. Идентификация  с приемлемой моделью половой  роли и усвоение связанных  с этой ролью стереотипов (мужчина-женщина).

5. Практика  воспитания детей в семье.

     Телесное  Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно  связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями  своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я — концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и  социальных оценок, как тело человека.

     Исследования  дают совершенно убедительные свидетельства  тому, как различные телосложения человека вызывают совершенно различные  реакции других лиц. В целом исследования подобного плана выявляют общую  тенденцию: чувства и эмоциональные  оценки, которые испытывает индивид  в отношении своего тела, совпадают  с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к  личности.

Общий уровень удовлетворенности  своим телом пропорционально  соизмерим с общим уровнем  принятия себя.

     Другими словами, так же, как для каждого  из нас существует идеальная Я- концепция  себя, существует, по-видимому, и идеальный  образ тела. Этот идеальный образ  формируется на основе усвоения индивидом  культурных норм и стереотипов. Чем  ближе образ тела к идеалу, тем  вероятнее наличие у индивида высокой Я- концепции в целом.

     Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные  эффекты стереотипного 

восприятия внешности и эффекта получения  неодобряемых Я — образов тела.

     Язык  и развитие Я — концепции. Значение языка  для развития Я — концепции очевидно, поскольку развитие способности  ребенка к символическому отражению  мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т. д.) и  дает первый толчок к развитию Я — концепции. Другими словами, Я — концепция осознается человеком в языковых терминах, и  ее развитие осуществляется посредством  языковых средств.

     Обратная  связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) — другой важный источник формирования Я — концепции. Чтобы переживать и  осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали  бы ему о его принятии этими  другими. Большинство теоретиков и  исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые  значимыми другими (родителями, учителями) жизненно важны для развития у  подростка Я — концепции. С помощью  этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

     Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований  Я — концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях — Я существо мужского или женского пола.

     Различают два процесса формирования половой  принадлежности индивида — половая  идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая  типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения  культурно одобряемыми нормами  поведения, типичными для роли женщины  или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой  роли — важнейший и универсальный  компонент Я — концепции. И в каждом обществе (культуре) существуют социально  одобряемые нормы, формы поведения  и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины  и женщины.

     Многочисленные  исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур  больше свободы, власти и ценности приписывается  мужской роли.

     И поскольку характеристики, связанные  с традиционными представлениями  о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что Я — концепции женщин имеют  в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я — концепции мужчин, т. к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

     Воспитание  детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в  семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние  на развитие Я — концепции.

     Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая  основа личности и Я — концепции человека. Первые человеческие отношения, которые  ребенок познает в семье, выступают  для него прототипом будущих отношений  с другими людьми.

     Социальная  психология признает межличностно — детерминированную  и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я — концепции.

     В частности Ч. Кули (1902 г) предложил  концепцию зеркального Я, в которой  Я — концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного  источника данных о себе в процессе взаимодействия между индивидом  и его различными первичными группами.

     Дж.Г. Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я — концепции считал способность  индивида принимать роль другого, с  тем, чтобы установки другого  по отношению к индивиду могли  бы быть им оценены. Объединение таких  оценочных представлении «

обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я — концепции и внутренней регуляции поведения индивида.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Три основных составляющих Я-концепции.

Когнитивная составляющая Я-концепции.

     Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными.

     Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т. д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.  

Оценочная составляющая Я-концепции.

     Качества, которые мы приписываем собственной  личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий.

     В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного «Я» на свою личность в целом.

     Если  человек обладает непривлекательной  внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительством может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с  «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы.

     Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина; сопутствует вам успех, или вас преследуют неудачи; спортсмен вы или болельщик; обладаете высоким или низким ростом — все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что  е когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

     Возьмите  любые из ваших собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Не зная вас, можно, тем не менее, ответить без колебаний: «Вне всякого сомнения».

     Человек усваивает оценочный смысл различных  характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем  спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.

Узнайте, как ваша «Я-концепция» влияет на все, что вы делаете

Содержание

  • Почему важна Я-концепция?
  • Как формируется самооценка?
  • Три части Я-концепции доктора Карла Роджерса
    • Самоуважение
    • Самообраз
    • Идеальное Я
    • Конгруэнтность и неконгруэнтность
  • Многомерная шкала самооценки доктора Брюса А. Брэкена
  • Влияние самооценки на поведение
  • Я-концепция и стереотипы
  • Как наша собственная самооценка может влиять на поведение других
  • Развитие ясности самооценки
  • В погоне за идеалом себя

Ответ на вопрос о том, как построить счастливую и полноценную жизнь, коренится в понимании себя.

Потому что, видите ли, только понимая себя, мы можем сделать правильный выбор, который приведет нас к той жизни и счастью, к которым мы стремимся.

Понимание самооценки может помочь прояснить и укрепить то, кем вы являетесь как личность, что вам нравится в себе, что вам не нравится в себе и что вам нужно изменить.

Итак, что такое самооценка?

Термин «Я-концепция» используется в психологии как средство определения мыслей и убеждений человека о себе и о том, как он себя воспринимает.

Я-концепция включает в себя то, что человек считает своими качествами; кто и что они.

Это похоже на ментальную картину того, кем вы себя считаете как личность.

Почему самооценка важна?

Я-концепция человека помогает ему определить, кем он себя считает и как он вписывается в мир. Это само по себе делает я-концепцию важной, потому что каждый человек хочет знать себя и чувствовать себя принадлежащим.

Это относится ко всем, потому что у каждого будет какое-то представление о том, кем или чем он является.

Для некоторых это может показаться липкой концепцией, особенно для тех, кто отвергает понятие ярлыков или считает навешивание ярлыков чем-то плохим.

Станьте мятежным и свободным духом. Этот человек может не хотеть чувствовать, что он ограничен каким-то определенным набором взглядов или образом жизни. Человеку может не нравиться ощущение, что его помещают в ящик, которому он не принадлежит.

Однако полезно понимать эти ящики, потому что они могут помочь вам увидеть мир по-другому.

Бунтующие, свободные духи мира имеют общие черты, как и любая другая группа людей. На самом деле их желание не быть классифицированным и помещенным в коробку — это черта, которую они обычно разделяют друг с другом.

Человек, который сообщает миру словами или делами, что он мятежный, свободный дух, посылает ясное сообщение о человеке, которым он себя считает. Эта вера является самооценкой.

Итак, нравится нам это или нет, я-концепция важна, потому что она является основой нашей идентичности.

Как формируется самооценка?

Я — это не что-то статичное, завёрнутое в красивый сверток и переданное ребёнку в завершенном виде. Я всегда становится. – Мадлен Л’Энгл

В области психологии существует множество теорий о том, почему люди такие, какие они есть, почему они чувствуют то, что чувствуют, и как они становятся теми людьми, которые в конечном итоге станут такими.

Существует множество теорий о многочисленных аспектах разума. Самооценка ничем не отличается.

Теория социальной идентичности утверждает, что самооценка состоит из двух отдельных частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает в себя личностные черты, убеждения, эмоции и характеристики, которые помогают определить каждого отдельного человека. Это чисто внутреннее.

Социальная идентичность, с другой стороны, в основном внешняя. Он включает в себя группы, к которым мы принадлежим, с которыми мы идентифицируем себя. Это может быть сексуальная, религиозная, образовательная, расовая, ориентированная на карьеру или любая группа людей, с которой человек может себя идентифицировать.

Формирование Я-концепции начинается в детстве, в возрасте трех месяцев. Ребенок начинает понимать, что он уникальная сущность, получая обратную связь о своем взаимодействии с миром.

Они могут плакать и привлекать внимание родителей, толкать игрушку и видеть, что она движется, или смеяться и видеть, как другой человек смеется вместе с ними.

Эти действия подготавливают почву для развития самооценки.

По мере роста ребенка его самооценка развивается с помощью внутренних и внешних средств. Внутренние грани – это то, что человек думает о себе. Внешнее исходит от семьи, сообщества и других социальных влияний.

Человек, выросший в суровом, индивидуалистическом обществе, может видеть себя или пытаться определить себя как сурового, индивидуалистического человека, независимо от того, таков он на самом деле или нет.

Этот тип влияния проявляется в гендерной принадлежности игрушек. Если общество считает и учит, что мальчик не должен играть в куклы, то мальчик будет более склонен думать: «Я мальчик, поэтому мне не следует играть в куклы».

То же самое относится и к девушкам. Если общество считает и учит, что девушка не должна играть в видеоигры, то она будет более склонна думать: «Я девушка, поэтому мне не следует играть в видеоигры».

Я-концепция изменчива. Хотя он начинает формироваться в молодом возрасте, он будет постоянно меняться на протяжении всей жизни человека, поскольку он испытывает что-то новое, получает новые знания и начинает понимать, кто он есть на самом деле под всеми внешними влияниями, которые были навязаны ему на протяжении всей жизни. их жизнь.

Возможно, мальчик вырастет и поймет, что любить кукол — это нормально, и станет коллекционером. Возможно, девушка решает, что ей так нравятся видеоигры, что она работает над тем, чтобы стать разработчиком игр.

Три части Я-концепции доктора Карла Роджерса

Известный психолог-гуманист доктор Карл Роджерс считал, что существуют три отдельные части Я-концепции человека: самооценка, представление о себе и идеальное Я.

Самоуважение – это то, насколько человек ценит себя.

На самооценку влияют внутренние и внешние факторы. Внутренне это в основном то, как мы относимся к себе, сравниваем себя с другими, как другие реагируют на нас и какую обратную связь мы даем себе.

Внешне на него может влиять обратная связь, которую мы получаем от мира или других людей.

Человек, который регулярно пробует что-то, но безуспешно, скорее всего, негативно повлияет на свою самооценку.

Отзывы, которые они получают от других людей о том, кто они и что они пробуют, также влияют на их самооценку. Отрицательная обратная связь может подорвать самооценку, а положительная – повысить ее.

Представление о себе – это то, как человек видит себя.

Представление о себе не обязательно совпадает с реальностью. Человек, который борется с депрессией, беспокойством или другими проблемами психического здоровья, может чувствовать, что он намного хуже человека, чем он есть на самом деле.

Люди могут легко попасть в замкнутый круг мыслей о себе, если не позаботятся о том, чтобы избежать его.

С другой стороны, у человека также может быть невероятно преувеличенное чувство собственного достоинства и бытия. Их самооценка может быть искусственно раздута эгоизмом, высокомерием и самомнением.

Большинство людей будут иметь смесь сильных представлений о себе по всему спектру.

Примеры, соответствующие представлению о себе, могут включать такие вещи, как физические характеристики, личные качества, социальные роли и абстрактные экзистенциальные утверждения («Я духовный человек», «Я христианин», «Я викканин»). ).

Идеальное я — это человек, которым мы хотим быть.

Любой, кто заинтересован в самосовершенствовании, будет смотреть на то, что он считает своими недостатками, чтобы сравнить их с тем, какими они хотели бы быть. Возможно, человек хочет быть более дисциплинированным, бесстрашным, более творческим или лучшим другом.

Представление человека об идеальном «я» также может не совпадать с реальностью, если у него нереалистичный взгляд на черту, которую он хочет улучшить. Они могут обнаружить, что достигают цели, которой не существует.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Роджерс ввел термины конгруэнтность и неконгруэнтность, чтобы прояснить, насколько хорошо восприятие реальности человеком соответствует его я-концепции.

Каждый человек воспринимает реальность по-своему. Их восприятие формируется не только фактами, но и анекдотичным опытом их жизни.

Конгруэнтность возникает, когда представление человека о себе достаточно близко соответствует фактической реальности. Неконгруэнтность — это когда представление человека о себе не соответствует фактической реальности.

Роджерс считал, что несоответствие коренится в том, как родители любили ребенка. Если родительская любовь и привязанность были условными и их нужно было заслужить, у человека, скорее всего, будет искаженное восприятие того, как он подходит и относится к миру.

Безусловная любовь, с другой стороны, способствует конгруэнтности и реалистичному представлению о том, как человек вписывается в этот мир.

Неконгруэнтность в молодом возрасте может способствовать расстройству личности.

Многомерная шкала самооценки доктора Брюса А. Брэкена

Доктор Брюс А. Брэкен разработал свою собственную многомерную шкалу самооценки, которая включает шесть основных групп характеристик, помогающих определить самооценку. К ним относятся:

Физическое: как мы выглядим, физическое здоровье, уровень физической подготовки («Я уродлив»)

Социальное: как мы взаимодействуем с другими, как отдавая, так и получая («Я добрый»)

Семья: как мы относимся к членам семьи, как мы взаимодействуем с членами семьи («Я хорошая мать») квалифицированный писатель»)

Академический: интеллект, школа, способность к обучению («Я глуп»)

Аффект: интерпретация и понимание эмоциональных состояний («Я легко сбиваюсь с толку»)

Две точки зрения могут быть объединены в ноль на более конкретные черты, которые помогают человеку лучше определить свою самооценку.

Вам также может понравиться (продолжение статьи ниже):

  • Если вы хотите лучше узнать себя, задайте эти 7 вопросов
  • Кто я? Глубокий буддийский ответ на этот самый личный из вопросов
  • Как гордиться собой
  • Как чувствовать себя комфортно в собственной коже
  • Как не принимать на свой счет слова и действия других людей

Влияние Я-концепции на поведение

Я-концепция сильно влияет на поведение, потому что заставляет человека диктовать себе, чего он может или не может достичь посредством самокатегоризации.

Каждый человек придерживается убеждений и предубеждений различных категорий в своей жизни, осознает он это или нет. Люди будут принимать многие из своих решений, основываясь на этих убеждениях и предубеждениях.

Давайте рассмотрим пару примеров для пояснения.

Энн считает себя свободолюбивым путешественником. Ей нравится жить легкой жизнью, когда она может взять и уйти, когда пожелает.

После многих лет путешествий и знакомства с миром она начинает чувствовать, что хочет остепениться, может быть, завести отношения и семью.

Отношения и семья означают, что она потеряет часть того свободного духом путешественника, который является частью ее личности, чтобы она могла вести более стабильный и последовательный образ жизни.

Возможно, ей будет трудно смириться с тем, что она хочет осесть и завести семью, с тем, что она свободолюбивая путешественница.

В этом примере Энн может испытывать противоречие, потому что ее прежнее желание быть свободолюбивым и путешествовать прямо противоречит ее новому желанию осесть и создать семью. Ей нужно будет примирить эти различия и выработать новые модели поведения, более соответствующие ее возникающим желаниям.

Грег считает себя замкнутым, застенчивым человеком. В результате он регулярно избегает общественной деятельности и общения, потому что он просто не тот, кем он себя считает.

Грег может быть общительным человеком, если он позволит себе выйти за рамки своей коробки и взаимодействовать с другими людьми.

Даже если у Грега действительно есть трудности с социализацией, это навыки, которые он мог бы изучить и практиковать с помощью книг по самопомощи или терапии, если бы он мог забыть о своей самооценке как замкнутого, застенчивого человека.

Есть много людей, которым трудно социализироваться. Многие из них называют себя интровертами, хотя на самом деле они могут бороться с социальной тревогой или депрессией.

Интроверт — это тот, кто восстанавливает свою энергию, проводя время в одиночестве. Это не значит, что они застенчивы, не могут вести себя в социальных ситуациях, не могут быть очаровательными или учтивыми или сталкиваются с непреодолимым страхом перед социализацией.

Неконгруэнтное убеждение Грега в том, что он замкнутый и застенчивый человек, самоподкрепляется до тех пор, пока он не решит вырваться из рамок, в которые себя поставил.

Стейси приходит к пониманию, что многие ее жизненные проблемы связаны с тем, что она ленивый человек, который избегает ответственности. Она может определить, что она ленивый и безответственный человек, но предпочитает больше не определять себя такими вещами.

Вместо этого она хочет быть активным и ответственным человеком, чтобы перестать саботировать собственный успех и жизнь.

Желая измениться, она исследует, что делает человека активным и ответственным, и начинает формировать свое поведение и решения на основе этих концепций. Это, в свою очередь, заставляет ее изменить себя и свою жизнь к лучшему.

Изменение собственного представления о себе — это процесс, требующий некоторого времени. Трудно изменить укоренившиеся привычки и выработать новые, более здоровые.

Но в этом примере Стейси определила свои отрицательные качества и разработала план действий, чтобы заменить их более положительными.

Она перестала говорить себе, что она ленивый, безответственный человек, и сменила свои привычки на привычки активного и ответственного человека, переключившись на более здоровый менталитет.

Джон ведет сидячий, нездоровый образ жизни. Он понимает, что недостаток физической активности и нездоровая пища губительны для его здоровья в долгосрочной перспективе. Джон не обладает теми чертами, которые можно было бы ожидать от активного, здорового человека.

Но он может развить эти привычки, решив быть активным, здоровым человеком. Джон исследует здоровое питание, начинает покупать более качественную еду и находит режим упражнений, который позволяет ему стать более здоровым и активным человеком.

Несоответствия в самооценке человека могут быть болезненными и трудными, поскольку человек пытается понять, кто он и как он вписывается в мир.

Сидящий дома папа, который гордится тем, что он семейный человек, перевернет всю свою реальность, если его жена решит уйти от него, потому что это заставит его усомниться в том, был ли он хорошим семьянином и партнером.

Женщина, стремящаяся к карьере, может поставить под вопрос свою жизнь, если станет инвалидом и потеряет работу. Она может быть не уверена, стоили ли принесенные ею жертвы того или нет, когда она больше не может определять себя как женщину-карьеристку. Ей придется найти новый способ идентифицировать себя.

С другой стороны, человек может использовать свои несоответствия для самосовершенствования и расширения возможностей, как это сделали Стейси и Джон.

Человек, который понимает, кто он такой, может легче понять, как улучшить те области своей жизни, в которых, по его мнению, чего-то не хватает. Любой может заменить негативное восприятие позитивным, внедрить новые модели поведения и процессы и измениться к лучшему.

Я-концепция и стереотипы

Категоризация людей и себя может быть для некоторых болезненной темой. Никому не нравится чувствовать, что его внимательно изучают и анализируют.

Самооценка — полезный инструмент не только для врачей, но и для обычного человека, который хочет лучше понять себя и обрести счастье в себе.

Однако это также может быть проблематично. Осведомленность о существующих категориях может повлиять на восприятие человеком того, кем, по его мнению, являются или должны быть другие люди.

Женщина, делающая карьеру, может быть не очень терпима к другим людям, которые не относятся к своей карьере так серьезно, как она. Художник может пренебрежительно относиться к другим художникам за то, что они не занимаются своим искусством или не работают так же продуктивно. Другие люди могут смотреть свысока на сидящего дома папу за то, что он не поддерживает традиционную работу, как когда-то ожидалось от мужчины.

Осознание того, как мы определяем себя, может помочь нам стать ближе к другим людям, в частности, избегая попадания в ловушки стереотипного мышления.

Все люди разные, со своей уникальной траекторией в этом существовании. То, что имеет смысл для карьеристки, художницы или сидящего дома папы, может не иметь отношения к другим типам карьеры, художникам или родителям-домоседам.

Никто не помещается в одну общую коробку. Следует быть осторожным, чтобы не проецировать свои собственные предубеждения и взгляды на других людей.

Как наша собственная самооценка может влиять на поведение других

Обычно люди относятся к другим так, как им это позволено. Я-концепция играет важную роль в том, как другие люди будут относиться к нам.

Вот где распространенный совет: «Притворяйся, пока не сделаешь!» применяется.

Человек, считающий себя некомпетентным или ненадежным, скорее всего, так же будет восприниматься другими.

Независимо от того, насколько это может быть правдой, если я-концепция человека включает эти взгляды, он, скорее всего, будет так говорить о себе. Они также могут подпадать под модели поведения, подтверждающие эту точку зрения, потому что они признали, что это поведение и есть то, кем они являются на самом деле.

Учитывая представленные доказательства, другие люди часто разделяют мнение этого человека о себе. То есть, если только они не близкие друзья или члены семьи, которые видят этого человека совершенно иначе, чем они сами.

Это тоже может сыграть положительную роль. К человеку, который верит в себя и проявляет сильное чувство собственного достоинства, скорее всего, будут относиться положительно.

Человек, излучающий уверенность в себе, с большей вероятностью вызовет доверие у других людей, особенно если он сможет подкрепить свои заявления действиями и результатами.

Конгруэнтность позволяет человеку понять, что именно он может предложить миру. Это может положительно и отрицательно повлиять не только на то, как человек относится к себе, но и на то, как к нему будет относиться остальной мир.

Развитие ясности я-концепции

«Если у вас действительно есть собственная личность, вы будете продолжать делать то, что считаете правильным для себя, и вы также поймете, какой следующий шаг вы хотите сделать. – Хельмут Ланг

Развитие понимания собственной я-концепции может помочь им лучше понять, почему они видят мир так, как видят, почему они чувствуют так, как чувствуют, и почему они принимают те или иные решения.

Установление соответствия между реальностью и представлением о себе может помочь человеку лучше относиться к миру и двигаться к счастью. Это позволяет человеку легче определить, какие области его жизни нуждаются в работе и улучшении.

Ведение дневника — эффективный способ развить и понять свою самооценку. Человек, который записывает, кем, по его мнению, он является, и сравнивает это со своим жизненным выбором, сможет более четко увидеть различия.

Чтобы это действительно сработало, нужно изучить их выбор и понять, почему они принимают те или иные решения. Это более логично или эмоционально? Что лежало в основе этих решений? Какие были альтернативы? Как сработали эти решения?

Терапия может быть важным инструментом. Хороший терапевт может предоставить ценную точку зрения третьей стороны, которая может быть недоступна в другом месте. Терапевт также может помочь своему клиенту справиться с эмоциями, связанными с процессом принятия решений, потому что эмоциональные решения могут не согласовываться с рациональностью или разумом.

Изучение своих прошлых и предыдущих решений также прояснит свое эмоциональное состояние и будущие эмоциональные решения.

Человек может многое узнать о себе, анализируя и исследуя выбор, который он сделал в своей жизни, будь то обыденный или судьбоносный. Чем больше человек понимает свой жизненный выбор, тем яснее он может видеть себя и тем лучше он готов принимать правильные решения, отражающие его истинные желания.

В погоне за идеалом себя

Идеальное я — это то, каким человек представляет себя в конце своего пути. Требуется время, самоотверженность и дисциплина, чтобы внести существенные изменения, чтобы стать тем человеком, которым они хотят быть.

Это путешествие стоит того, потому что оно позволяет обрести душевный покой и счастье в этой жизни.

Человек, живущий против того, кто он есть на самом деле, будет вести бесконечную битву против собственного разума, пытаясь сопоставить, кто он есть, с тем, кем, по его мнению, он должен быть.

У человека, способного жить в соответствии со своим идеалом, гораздо меньше внутренних конфликтов по поводу своего места в мире.

Не обращайте внимания на то, кто вы есть. Ищите человека, которым вы стремитесь быть. – Роберт Браулт

Концепция Я

6.1 Концепция Я

Джордж Герберт МидМид (1925). утверждал, что люди развивают я-концепцию — общее понимание себя, которое является изученным, организованным и динамичным. Этому учат в раннем возрасте, оно классифицирует чей-либо опыт и приспосабливает его таким образом, чтобы это имело смысл для личного развития, и оно постоянно активно формируется опытом. который развивается на протяжении всей их жизни в результате взаимодействия с их социальным миром, который может включать родителей, учителей и сверстников. Точно так же Уильям Перки заявил, что «Я-концепцию можно определить как совокупность сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, установок и мнений, которые каждый человек считает верными в отношении своего личного существования». 88). Эти взаимодействия помогают людям сформировать представление о том, кем они являются, на основе ожиданий и реакций на их социальную среду. Наше восприятие стимулируется внутренними и внешними факторами. Эти факторы могут вызвать интенсивные эмоциональные реакции, которые влияют на нашу готовность учиться и наш выбор действий — они определяют индивидуальное поведение. Следующий пример демонстрирует эту идею самооценки и то, как она проявляется в поведении.

Как и многие подростки в Соединенных Штатах, Карен обязали пройти курс иностранного языка в своей школе. Она решила выучить немецкий язык, потому что родственники по материнской линии жили в Германии, и ее семья планировала приехать летом. К сожалению, несколько месяцев занятий Карен по немецкому языку не были веселыми. У нее был учитель, который был очень строг в планах уроков и выставлял оценки ученикам. Кроме того, Карен отставала в работе в классе из-за спортивной травмы после школы; она отсутствовала две недели. Когда она вернулась в класс, ее учитель вызвал ее перед другими учениками, когда она не знала правильных словарных терминов и правильных ответов. Она не чувствовала мотивации ходить в класс и учить немецкий.

Когда наступило лето, ее семья уехала в Германию, как и планировалось, навестить своих родственников. Родители Карен были в восторге от ее выбора иностранного языка, а ее родственники знали, что она посещает курсы немецкого языка и культуры. Во время пребывания у родственников Карен пыталась практиковать свой немецкий, но прекратила попытки после того, как родственники сказали ей: «Тебе нужно улучшить свой немецкий». В следующем году ее семья снова посетила Германию, и родственники задают ей вопросы о ее знании немецкого языка. Услышав ее речь, они снова сказали ей: «Ты еще не пришла. Вам нужно много улучшений».

Двадцать лет спустя Карен работает в финансовой компании в Германии. Начальник Карен говорит ей, что ей нужно будет переехать в Германию на два года; она думает, что с отличными навыками межличностного общения Карен она сможет помочь успеху проекта. Услышав это, Карен становится тревожно и неудобно. Она оправдывается, что не идет, и ее начальник сбит с толку. Карен была выдающимся работником, и ее действия озадачивают и удивляют.

Самооценка Карен способствовала ее самоэффективности. Ожидания ее учителя, ее семьи и ее родственников в отношении изучения нового языка слишком велики для нее. Ответы, которые она получает, не соответствуют тому, что она хочет или должна услышать, чтобы улучшить свои знания немецкого языка. В результате она отказывается от изучения языка и культуры. У нее формируется самооценка, которая может состоять из одного из следующих:

  • Я никогда не выучу немецкий язык и культуру.
  • У меня нет возможности или навыков для изучения нового языка.
  • Будет проще, если я просто буду делать то, что мне удобно.
  • Я не могу ошибаться, иначе люди потеряют доверие ко мне.

Эти убеждения и взгляды всплывают на поверхность, когда ее начальник просит ее переехать в Германию. Негативные воспоминания и опыт, которые она пережила, стали барьерами на пути к ее успеху и самоэффективности. Она чувствует тревогу, и ее поведение кажется странным.

Развитие Я-концепции

Существует три общих понимания того, как формируется Я-концепция. Сначала изучается я-концепция . Как указывает Мид, я-концепция постепенно возникает в начале жизни человека и постоянно формируется на протяжении всей жизни под влиянием воспринимаемого опыта. Это означает, что я-концепция усваивается: это социальный продукт собственного опыта. Восприятие собственной самооценки может отличаться от того, как другие воспринимают этого человека, и оно отличается на каждом жизненном этапе. Когда человеку преподносят опыт, который отличается от его самооценки, он воспринимает этот опыт как угрозу. Чем больше переживаний бросают вызов я-концепции, тем более жесткой становится я-концепция. Как правило, человек будет пытаться переосмыслить, чрезмерно обобщить или рационализировать опыт, чтобы уменьшить создаваемый им эмоциональный хаос.

Во-вторых, организована я-концепция . Большинство ученых согласны с тем, что люди развивают самооценку, которая имеет стабильные характеристики, чтобы поддерживать гармонию. Наша самооценка упорядочена: она классифицирует наш опыт и «подгоняет» его таким образом, чтобы это имело смысл для нашего развития. Он отбрасывает опыт, который представляет разные убеждения и ценности, потому что его нельзя отнести к какой-либо категории. Именно наша самооценка пытается сопротивляться изменениям, потому что изменения нарушают стабильность личности. Допустим, вы придерживаетесь очень специфического убеждения, например: «Английский — основной язык этой страны, и каждый должен научиться говорить и писать на нем. Нет причин иметь рекламные щиты и вывески на других языках». Чем важнее это убеждение для вашей самооценки, тем более вы сопротивляетесь изучению нового опыта и адаптации своих убеждений.

В-третьих, я-концепция динамична . Я-концепции активно формируются на основе собственного опыта, а это означает, что они динамичны. Я-концепцию можно рассматривать как систему наведения, направляющую ваше поведение в соответствие с вашими убеждениями. Я часто слышу, как сотрудники в организациях говорят: «Моя компания не делает того, что, по ее словам, будет делать в отношении разнообразия и инклюзивности. В культурных взаимодействиях он подразумевает принятие индивидуумов из разных культур. Он говорит одно, а его действия совершенно противоположны». На организационном уровне компания может воспринимать себя по-разному, отстаивая свою я-концепцию. Существует конфликт между этим восприятием того, кем они являются, и тем, что другие думают о них на самом деле. Жалобы сотрудников будут рационализированы или искажены, чтобы соответствовать самооценке организации и ее руководителей. В психологии это называется когнитивным диссонансом, то есть оправданием своих убеждений даже тогда, когда факты явно демонстрируют обратное.

Следующий пример иллюстрирует я-концепцию в действии.

Джо возглавляет отдел общественной безопасности в Гарден-Гроув, пригороде, расположенном недалеко от большого города на Среднем Западе. Он жил и работал в этом городе всю свою жизнь, и поколения его семьи сделали Гарден Гроув своим домом. Они поселились в этом районе, когда это были просто сельскохозяйственные угодья, и со временем увидели, как он превратился в шумный город с населением 128 000 человек.

В Гарден-Гроув, как и в других пригородных городах США, увеличилось число небелых жителей. Большое количество азиатских жителей переезжает в город, потому что их привлекает система образования и качество жизни, которые предлагает город. Это изменение сделало город более разнообразным в расовом отношении, чем когда-либо.

Джо видит видимые различия на личном и профессиональном уровне. В его районе 25% его соседей — индийцы азиатского происхождения, 10% — вьетнамцы и 10% — китайцы. У него были проблемы с соседями; то, что раньше было тихим районом, теперь каждую неделю проходит фестиваль. У его соседей много посетителей, которые паркуются вверх и вниз по боковой улице, их дети бегают без родительского присмотра. Однажды он устроил вечеринку в честь окончания школы сына, и его родственникам и друзьям пришлось припарковаться в двух кварталах от него из-за вечеринки у соседа.

На работе директор заставляет его нанимать больше людей, которые «отражают сообщество», которым стала Гарден Гроув. От волонтеров до оплачиваемых сотрудников — ему приходилось работать над изменениями в политике и приспосабливаться к тем, кого он нанимает. Он не согласен со своим директором в том, что он должен нанять кого-то только для того, чтобы выполнить норму, и, кроме того, он не может найти никого, у кого есть навыки или опыт для работы в отделе. Хотя он любит свою работу, она уже не та, что раньше. Он все больше теряет мотивацию идти на работу. Кажется, что все, что он делает в эти дни, это посещает тренировки по разнообразию. Что случилось с его страстью к государственной службе?

Как директор, вы заметили изменения в Джо. Вы знаете, что это связано с новым видением организации по увеличению расового и культурного разнообразия в рамках стратегического видения города. Чтобы помочь Джо управлять своей я-концепцией, подумайте над следующими вопросами: Как вы думаете, какова я-концепция Джо? Какие убеждения подвергаются сомнению? При оценке этого тематического исследования важно отметить несколько моментов:

  • Джо имеет давние семейные традиции и корни в Гарден Гроув.
  • Его опыт и знания о Гарден Гроув охватывают поколения.
  • Джо и его семья привыкли общаться с людьми европеоидной расы.
  • У него есть убеждение, что его район был «тихим» местом для жизни, но теперь он нарушен из-за новых соседей, которые не такие тихие.
  • Он считает, что вечеринки, устраиваемые его соседями, настолько масштабны, что он считает их праздниками.
  • Он не понимает коллективного характера азиатских индейцев, вьетнамцев и китайцев, живущих по соседству.
  • Он считает, что человека следует нанимать на основе заслуг и навыков, а не выполнения квоты.

Все эти предметы являются примерами убеждений Джо, которые формируют его представление о себе. В тематическом исследовании вы также можете определить, какие эмоции и чувства у него связаны с его самооценкой, например, его дискомфорт с небелыми. Выявление эмоций полезно для понимания того, как развивается я-концепция, чтобы человек чувствовал себя комфортно.

Развитие самопонимания

Самооценка человека развивается на протяжении всей жизни и оказывает влияние на поведение и выбор действий. Как вы пришли к пониманию себя с течением времени? Как это понимание привело к выбору, который вы делаете? Один из способов узнать, кто вы есть, — это оценка личности. Существует множество оценок и инвентаризаций, и я описываю три из них, которые я успешно использовал с различной аудиторией. Я обнаружил, что эти три оценки являются отличными инструментами для развития культурного интеллекта и лидерства.

  • Упражнение «Самочувствие в отражении» помогает людям определить свои сильные стороны и таланты.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts