Средства общения людей — невербальные и вербальные
Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида. Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.
Язык как средство общения
К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.
Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.
Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.
Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.
Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.
Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.
Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.
Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.
Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.
Невербальные средства общения
Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных языковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невербальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.
Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобретенным людьми.
Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.
Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.
Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положение губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов перехода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презрение, удивление, радость.
Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких положений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зависимость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религиозных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.
Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т. д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.
Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жесты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.
Когда недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усиливают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.
Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветствовать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.
Кинесическими средствами общения являются стиль передвижения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.
К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодические средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр голоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические средства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые высказывания, демонстрируют эмоциональные состояния.
Динамические касания телом, в виде похлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.
Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.
Интимное расстояние предназначено для общения близких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.
Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.
Социальное расстояние предназначено для официального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.
Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.
Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.
Вербальные средства общения
К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.
Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.
Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.
Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.
Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.
Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.
Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.
Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера.
Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.
В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.
Речь как средство общения
Основная функция речи индивида лежит в обеспечении мышления. Речь это своеобразный инструмент мыслительной деятельности. Она является исторически сложившейся формой коммуникативных взаимодействий через языковые конструкции. Слово представляет собой основную структурную единицу языковых систем. Слово в качестве понятия заключает в себе намного больше информации, данных, чем в себе несет элементарное сочетание звуков.
Процесс оформления мыслей при помощи слов и их осмысление, неминуемо вызывает деформацию смысловой нагрузки сообщения. Однако все же индивиды понимают друг друга. Осмысление неизменно поддается корректировке, так как средства общения людей – это не просто трансляция информации, знаний, сообщений посредством вербальных и невербальных инструментов, а обмен данными, который предполагает обратную связь.
Реплики без ориентирования на партнера по коммуникации носят форму монолога. При монологической трансляции сообщений сумма потерь содержания информации может доходить от 50% до 80% от количества исходной информации. Психологи утверждают, что наиболее результативной формой коммуникаций является диалог. Он предполагает свободное и беглое владение речью, способность отличать искренние и честные ответы от неправдивых и уклончивых, чуткость к неречевым сигналам.
Фундаментом диалогических коммуникаций является умение и способность задавать вопросы самому себе и остальным субъектам коммуникационного процесса. В сравнении с монологическим общением, диалогические коммуникации считаются более эффективными. Ведь намного результативнее будет трансформировать собственные идеи в вопросы, и проводить их апробацию в беседе с товарищами, коллегами. Использование вопросов позволяет понять, поддерживаются ли идеи говорящего или нет. Сам факт вопроса показывает желание принимать участие в коммуникационных взаимодействиях, обеспечивая их дальнейшее направление и углубление.
Любое взаимодействие немыслимо без следования правилам вербального этикета, который связан с формами и стилем речи, словарным запасом.
Трансляция сообщений может иметь разнообразную форму. Информация может передаваться в форме разговора, беседы, лекции, или даже спора.
Речь как средство общения является основным, свойственным только людям способом коммуникации. Она, главным образом, делится на внутреннюю – мысленный разговор индивида с самим собой, посредством которого понимается мотивация его поведения, и внешнюю, т.е. направленную на собеседника. Внутренняя речь является фундаментом внешней речи. Преобразование сути внутренней речи во внешне направленно связано с появлением сложности проговаривания вслух. Внешне направленная речь бывает устной и письменной.
Игра как средство общения
Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.
Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.
Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.
Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.
Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.
Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, эмпатию, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.
Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.
Развитие средств общения
Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.
Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.
Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.
Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.
В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.
Средства делового общения
Деловое общение представляет сложный и разносторонний процесс налаживания и дальнейшего развития профессионально-деловых контактов между субъектами, которые устанавливаются вследствие возникновения потребностей совместной деятельности, и содержит в себе обмен информацией, опытом.
Деловое общение сегодня считается наиболее массовым видом социального коммуникативного взаимодействия. Оно начинается с внешнего облика. Соответствие имиджа в целом месту и времени, является своеобразной визитной карточкой индивида, презентацией его успешности и профессионализма.
Имидж как средство делового общения является важнейшим аспектом любых профессиональных коммуникативных взаимодействий между субъектами. К нему предъявляются особые требования, которые включают в себя обязательное соответствие специфики деятельности, времени и места совершения деловой коммуникации. Он должен свидетельствовать о надежности, компетентности, интеллектуальности индивида, оставлять о партнере только благоприятное впечатление, вызывать у собеседника уважение и доверие.
При формировании собственного имиджа нужно учитывать несколько видов качеств: природных, привитых воспитанием и образованием, обретенных посредством жизненного и профессионального опыта. Природные качества включают в себя коммуникабельность индивида, его эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. К привитым образованием и воспитанием качествам относятся нравственные ориентиры, психологическое здоровье и набор средств общения.
Имидж как средство делового общения формируется изначально из мелочей – различных аксессуаров, например, ремня, телефона, часов, манер и непосредственно умения вести беседу и активно слушать собеседника.
Логико-смысловую составную часть деловых коммуникаций образует общение посредством вербальных и неречевых средств, которые дополняют беседу. Она содержит в себе два связанных между собой процесса: производство сообщений собеседником и восприятие им информации. Средством вербального общения является речь и ее смысловая нагрузка. Она состоит из слов и может быть устной или письменной.
К средствам невербального делового общения относят такие же инструменты коммуникаций, что и при других видах межличностного взаимодействия, а именно: мимику, жестикуляцию, визуальные контакты, проксемику, пара- и экстралингвистику.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет
- Несколько слов о корректной терминологии
- Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
- Почему так говорить нельзя?
- 10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью
- Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие
То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. В нашем обществе часто звучат такие выражения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п. Важно понимать: эти фразы некорректны, потому что оскорбительны для людей с инвалидностью!
Современному российскому обществу следует менять ситуацию и свое отношение к людям с инвалидностью: должна быть выработана культура инклюзии, привита этически выдержанная и грамотная терминология. Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры взаимоотношений в обществе в целом. Один из важнейших и показательных аспектов – это язык и слова, которые мы употребляем в той или иной ситуации. Корректные выражения помогают формировать позитивный образ человека, показывать свое уважение к нему и налаживать контакт.
Ниже излагаются не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а рекомендации, которые помогут избежать в общении с людьми с инвалидностью неловкости.В качестве предисловия к рекомендациям – краткая справка по вопросу:
- что стоит за словом «инвалид»?
Инвалидность – это не медицинский диагноз!
К сожалению, до сих пор в Статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ во всех последних редакциях сохраняется такое определение: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, человек с инвалидностью рассматривается как «больной», т.е. несамостоятельный и нуждающийся в опеке.
Но в Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006 год), подписанной Российской Федерацией 24.09.2008 и ратифицированной 15.05.2012[1], указано, что «инвалидность — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими
». Другими словами, инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. То есть инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. И это одна из форм социального неравенства.Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностьюИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, НЕ создающие стереотипы: | ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, которые создают стереотипы, звучат оскорбительно и неуважительно: |
Человек с инвалидностью | Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный; человек с дефектом / недостатком здоровья |
Человек без инвалидности | Нормальный / здоровый / полноценный (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности) |
Человек с инвалидностью с детства / с врожденной инвалидностью; человек с приобретенной инвалидностью | Врожденный дефект / увечье / несчастье |
Человек с особенностями развития / нарушением развития и интеллекта / с ментальной инвалидностью / ментальными особенностями | Умственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой / отставанием в развитии / с интеллектуальной недостаточностью |
Человек с психическими расстройствами / нарушениями | Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством |
Дети с инвалидностью | Дети-инвалиды |
Дети с особыми образовательными потребностями | Школьники-инвалиды; нежелателен и официальный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» |
Человек, использующий коляску; человек, передвигающийся на коляске / который передвигается с помощью коляски; человек на коляске | Прикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке |
Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детским церебральным параличом), у него ДЦП | Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник» |
Человек, перенесший полиомиелит; человек, который имеет инвалидность в результате… | Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате… |
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна | «Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна |
Больной аутизмом, аутист | |
Человек с эпилепсией | Эпилептик, припадочный, страдающий эпилепсией / эпилептическими припадками |
Незрячий, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения, слабовидящий человек (если человек слабо/плохо видит, но не незрячий) | Слепой (как крот), совершенно слепой, невидящий |
Собака-проводник | Собака-поводырь |
Неслышащий, слабослышащий человек (если он слабо слышит, это не то же, что «неслышащий»), человек с инвалидностью по слуху, человек, пользующийся жестовым языком (это не все люди, которые слабо слышат), человек с нарушением слуха | Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов |
Русский жестовый язык (такой же язык, как русский, английский или любой другой) | Язык жестов – это невербальное общение при помощи языка тела |
Переводчик жестового языка | Сурдопереводчик |
ВНИМАНИЕ:
«Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны и приемлемы для многих людей с инвалидностью, но в остальной части общества они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью как на человека с медицинскими проблемами.
Некоторые слова, перечисленные в колонке «ИЗБЕГАЙТЕ», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «психическим» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?
Однажды, еще в 2000 году, группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся вместе из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Если о ком-то говорят «больной», то невольно предполагают, что он – «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость, иногда – страх. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах! Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.
Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи длинное словосочетание «человек с особенностями интеллектуального развития». На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных, формирующих образ «героя»). «Жертва» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. С другой стороны, человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе» и т.п., «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – это, увы, очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ другого, Вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон и опять приходите к противопоставлению «здоровые – больные». Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.
Надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений и предположений.
Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного.
ВНИМАНИЕ: не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.
Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Вы можете поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будете знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Ниже мы приводим рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании своего собственного опыта. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте с людьми с инвалидностью.
10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:- В разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка,
- Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
- При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
- Не кидайтесь на помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили помочь. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
Например: если необходимо сопроводить незрячего человека, то не хватайте и не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать (кто-то просит разрешения положить свою руку на плечо сопровождающего, кто-то предпочитает взять сопровождающего под локоть, кто-то попросит взять под локоть его самого, кому-то достаточно устных подсказок, и т.д., и т.п.) - При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку(при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
- Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
- Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
- Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупайте это», говорите так, как обычно сказали бы — «Посмотрите на это». А человеку на инвалидной коляске не говорите «Подъезжайте, проезжайте». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь» (человек ездит на машине или поезде, а на коляске – ходит).
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, НЕ кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
- Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).
—————————————-
ЭТО ВАЖНО: если вы что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить – не стесняйтесь, спросите об этом вашего собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.
Справка: инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие
Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью из разных стран активно пропагандируют определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не провоцируют жалость или снисходительность. В России этот процесс только набирает силу. Печальный пример начала 2010-х гг.: в статьях газеты «Московский комсомолец» журналисты призывают к новому взгляду на жизнь людей с инвалидностью в городе и при этом прямо в заголовках употребляют слова и словосочетания вроде «калеки», «слепые» и т.п.
В английском языке на смену уничижительному термину «handicapped» (буквальный смысл слова «handicap» – «физический недостаток или увечье») пришел более нейтральный аналог «disabled», который ввели в обращение сами люди с инвалидностью, считающие, что это более верное слово. Почему они на этом настояли? Термин «handicapped» в значении «инвалид» произошел от словосочетания «cap in hand» – «кепка/шапка в руке» (протянутой за помощью), – таким образом, термин «handicapped» ассоциируется с беспомощностью и остается в рамках сугубо благотворительной медицинской модели инвалидности, не позволяющей изменить что-либо в роли и судьбе человека с инвалидностью. К сожалению, на русский язык мы переводим термин «disabled» буквальным образом (как «вышедший из строя/ нетрудоспособный/ пришедший в негодность») и поэтому приходим к термину «ограниченные возможности». За рамками нашего знания и понимания остается тот факт, что в современной англоязычной культуре термин «disabled» говорит о неспособности вести активную повседневную жизнь «обычным образом» в силу ограничений, накладываемых на человека с инвалидностью со стороны общества, – и социальная модель инвалидности предлагает изменить эту ситуацию.
В России пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русскоязычная «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на корректность употребления тех или иных терминов. Например, многие незрячие люди требуют, чтобы их называли по-прежнему – «слепыми». Некоторых неслышащих оскорбляют термины «неслышащий», «слабослышащий», «инвалидность по слуху», и они требуют называть их «глухими» и не считать их инвалидами.
Важный пример, который у всех на слуху, – в последние годы вместо термина «инвалид» в СМИ часто употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются только извне, условиями жизни и обществом. Многие по умолчанию воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом) и что-то «не может», к чему-то «неспособен», постоянно нуждается в посторонней помощи. К тому же возможности абсолютного каждого человека чем-то ограничены, поэтому употреблять это выражение только по отношению к людям с инвалидностью некорректно. Компромиссным вариантом может служить «человек с ограниченными физическими возможностями», но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким.
При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово «инвалид». Этот термин остается юридически корректным в современной законодательной практике Российской Федерации, но, поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то и в повседневной речи, и в литературе лучше всего говорить и писать «человек с инвалидностью».
[1] Ст.15 п.4 Конституции РФ: «…международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Язык и общение. Подробное руководство
Язык и общение считаются двумя разными инстинктами. Несмотря на то, что они все еще отличаются друг от друга, они оба связаны. Кроме того, они зависят друг от друга. Чтобы прояснить разницу между языком и общением, необходимо иметь всесторонние знания об обоих этих понятиях.
Во-первых, Язык — это инструмент, который помогает выражать и передавать мысли, чувства двух людей. С другой стороны, общение — это процесс обмена сообщениями и информацией, вербально или невербально.
Однако это было просто определение. В этом сообщении в блоге будет обсуждаться, что такое язык, что такое общение и различия между языком и общением. Действительно, это развеет все ваши сомнения.
Язык и общение – объяснение с определением: 1. Что такое язык?Вкратце, язык — это средство, которое помогает передавать мысли и чувства двух людей. Точно так же язык позволяет нам выражать наши чувства и мысли с помощью звуков, символов, написанных или произнесенных слов, позы, жестов или знаков и т. д. Таким образом, мы можем продолжать общение с помощью языка.
Что такое язык?Кроме того, язык является основным средством общения. Прежде всего, основная цель языка — облегчить наши трудные и сложные мысли. Без языка невозможно создать эффективный разговор или общение. Мы знаем, что разные страны используют разные языки для общения. Более 4000 языков доступны по всему миру.
Язык представляет культуру страны. Конечно, язык уникален для нашего вида, потому что это единственный способ выразить наши беспрецедентные идеи и обычаи в разных культурах и обществах. Как правило, на язык в первую очередь влияют личные, культурные, институциональные и организационные цели.
2. Краткая история языка:До изобретения письменности, во-первых, язык использовал слуховые средства передачи через хрюканье, свист или барабанный бой. В некоторых случаях в качестве средства коммуникации использовались тактильные или визуальные средства, такие как рисунки, сигналы руками, сигналы огня или дыма. Впоследствии, на протяжении многих лет, мы наблюдаем языковые изменения, которые в конечном итоге меняют процесс общения.
Краткая история языка 3. Что такое общение?Согласно определению общения, это процесс обмена идеями, мыслями и информацией от одного человека к другому вербально или невербально. Медиакритик и теоретик Джеймс Кэри сказал о коммуникации: «Коммуникация — это символический процесс, посредством которого реальность создается, поддерживается, восстанавливается и трансформируется».
Что такое общение?Коммуникация не требует ничего, кроме 7 простых шагов, таких как отправитель, процесс кодирования, сообщение, канал, получатель, процесс декодирования, обратная связь. Точно так же обратная связь является одной из наиболее важных частей этого процесса. Общение не общение, если нет обратной связи. Прежде всего, мы можем классифицировать общение пятью способами: i) вербальное, ii) невербальное, iii) письменное/текстовое, iv) аудирование/аудио и визуальные средства, такие как диаграммы, графики и т. д.
Кроме того, общение играет жизненно важную роль в организации. Благодаря правильному общению члены организации могут эффективно работать друг с другом. Он течет в разных направлениях, например, вверх, вниз, по горизонтали или по диагонали.
Основные различия между языком и общением:Язык и общение необходимы для эффективного разговора. Действительно, все Люди в этом мире общаются на своих родных языках. Язык и общение настолько тесно переплетены, что иногда люди не могут быстро определить их различия.
В результате они думают, что оба они имеют одинаковое значение. Но на самом деле существуют некоторые логические различия между языком и общением. Здесь мы подробно обсудим заслуживающую упоминания разницу ниже.
1. Определение языка и общения:Язык — это средство общения, которое помогает нам выражать и передавать наши мысли, чувства и эмоции двух людей. Более того, Язык зависит от вербальных или невербальных кодов. Другими словами, язык считается основным средством общения.
Определение языка и общенияПо определению, общение — это процесс обмена идеями, мыслями и информацией от одного человека к другому вербально или невербально. Короче говоря, общение является важным видом деятельности для эффективного разговора. При этом общение может быть как формальным, так и неформальным.
2. Процесс vs. Инструменты:Язык — это средство или инструмент общения. Язык подобен кровообращению общения. Потому что без языка общение невозможно. Прежде всего, язык является важным средством коммуникации, которое передает эмоции или обменивается ими.
Процесс Против. ИнструментыС другой стороны, общение — это процесс эффективного обмена сообщениями, информацией и мыслями. Он имеет универсальный подход 7 шагов. Каждый шаг в этом процессе общения имеет решающее значение. Если вы пропустите какой-либо из них, то общение не удастся. Ознакомьтесь с другим интересным постом в блоге «Что такое перевод веб-сайта» — отличное руководство.
3. Динамический vs. Статический:В этом мире существует более 3000 различных языков. Каждый день новое слово заменяется старым словом из-за культуры и других аспектов. Кроме того, в словарь также включены некоторые дополнительные слова. Таким образом, мы можем сказать, что язык динамичен из-за его ежедневных изменений.
Динамический против. СтатическийОднако в общении процесс универсален и статичен. Неважно, на каком языке вы говорите, но вы должны следовать тому же процессу общения, что и другие носители языка.
4. Фокус языка и общения:Язык состоит из знаков, символов и слов. Это основные элементы любого языка. Итак, в «Языке» знаки, символы и слова являются основными точками фокусировки, потому что они помогают языку понять всех.
Но главное в общении — это сообщение. Более того, мы знаем основную деятельность этого общения. Вот почему общение фокусируется только на сообщении.
5. Происходит:Язык в основном возникает в слуховых каналах. В прошлом хрюканье, свист или барабанный бой были средствами языка. Язык может влиять на наши слуховые ощущения.
ПроисходитС другой стороны, процесс коммуникации происходит во всех сенсорных каналах. Эффективный процесс общения может воздействовать на все наши чувства. Ознакомьтесь с другой интересной темой «6 причин, почему больницам нужны переводчики»?
6. Сложность:Язык менее сложен, чем общение. В Language вам не нужно принимать какие-либо решения, рассматривая сложные ситуации и контексты. С другой стороны, общение — очень сложный процесс. Потому что там вы должны учитывать несколько типов переменных, таких как ситуации, разные жанры и т. д.
СложностьТо есть, Язык и общение рассматриваются как автомобиль и дорога. Где общение похоже на машину, а Язык на дорогу. Вы можете ездить на одной и той же машине по разным дорогам для путешествий. Точно так же вы можете использовать один и тот же процесс общения для разных языков с точки зрения языка и перспективы общения. Но и то и другое важно для идеального разговора, точно так же автомобиль и дорога также важны для путешествий.
Ключевые факторы, влияющие на язык и общение:Для языка и общения доступны различные виды каналов. Это личные встречи, телефонные звонки, электронная почта, платформы социальных сетей, брошюры, реклама, телевидение, вывески, отчеты и т. д.
Однако иногда язык и общение представляют собой очень сложный процесс. Вы должны учитывать несколько типов переменных, таких как ситуации, разные жанры, средства и способы подачи и т. д. Кроме того, есть несколько ключевых факторов, которые вы должны понимать во время общения и использования языка. Итак, ознакомьтесь с основными факторами ниже:
1. Контекст в языке и общении:И отправитель, и получатель должны учитывать контекст сообщения. Без учета контекста и ситуации, если отправитель отправляет сообщение, это сообщение не будет убедительным. Это может вызвать некоторые проблемы.
Контекст в языке и общении 2. Обратная связь:После получения сообщения отправителя, в воспроизведении того, что получатель говорит, что мы называем обратной связью, обратная связь — это самое важное в общении. Как правило, обратная связь поступает со стороны получателя. Оно может быть как вербальным, так и невербальным. Язык тела, тон голоса, мимика — это невербальная обратная связь.
Обратная связь 3. Канал языка и общения:Для общения доступны различные каналы. Например, при личной встрече, телефонных звонках, электронной почте, социальных сетях, брошюрах, рекламе, телевидении, вывесках, отчетах и т. д. Между тем, вы должны выбрать лучший канал во время общения, учитывая контекст, срочность и стоимость связи. .
4. Понятно:Общение должно быть понятным для обеих сторон. Если одна из сторон не понимает, общение бесполезно. Например, предположим, что вы отправили сообщение китайскому абоненту на своем родном языке, поскольку говорите по-испански. Но он не понимает вашего родного языка.
ПонятноКак вы думаете, это будет идеальное общение? Нет, потому что нет понимания. Таким образом, понимание является одной из важнейших частей общения.
В этом случае различные услуги письменного и устного перевода помогут вам отправить и получить понятное сообщение.
5. Эмоциональное осознание:Люди эмоциональны. Они принимают решение на основе эмоций. Более того, мы общаемся, чтобы поделиться своими чувствами. Мы не можем сделать ни одного шага в процессе общения, не принимая во внимание эмоциональную осведомленность.
Эмоциональное осознаниеКак эмоциональное осознание может влиять на наше общение? Предположим, у одного человека плохое настроение. Если вы не понимаете его точку зрения и просто постоянно говорите, это может еще больше его разозлить. В результате хорошего общения не бывает. Итак, мы должны учитывать настроение других, прежде чем начинать общение.
Резюме:После долгого обсуждения мы можем сказать, что между языком и общением есть некоторые фундаментальные и логические различия, которые нельзя игнорировать. Однако язык и общение взаимосвязаны друг с другом. Для совершенного человеческого общения нам нужен язык и диалект.
Поскольку язык является средством общения, хотя язык может быть разным, процесс общения, безусловно, везде одинаков. Короче говоря, Коммуникация — это сложный процесс, потому что вы должны учитывать множество точек зрения.
Не стесняйтесь звонить команде The Language Doctors (TLD) по любым вопросам, касающимся услуг письменного и устного перевода. TLD — это надежный поставщик языковых услуг, способный удовлетворить все ваши потребности в языковых услугах.
Почему важен язык? Ваш путеводитель по разговорному слову
Язык — жизненно важная часть человеческого общения. Хотя у всех видов есть свои способы общения, люди — единственные, кто освоил когнитивное языковое общение. Язык позволяет нам делиться своими идеями, мыслями и чувствами с другими. Она способна строить общества, но также и разрушать их. Это может показаться очевидным, но если вы спросите себя, почему язык важен? Вам придется разобрать его, чтобы по-настоящему понять, почему.
Почему важен язык? Язык имеет значение
Язык делает нас людьми. Так люди общаются. Изучая язык, вы освоили сложную систему слов, структуру и грамматику, чтобы эффективно общаться с другими людьми.
Для большинства людей язык является естественным. Мы учимся общаться еще до того, как научимся говорить, и по мере того, как мы становимся старше, мы находим способы манипулировать языком, чтобы по-настоящему передать то, что мы хотим сказать, с помощью слов и сложных предложений. Конечно, не все общение осуществляется посредством языка, но овладение языком, безусловно, помогает ускорить этот процесс. Это одна из многих причин, почему язык важен.
Язык важен для культуры и общества
Язык помогает нам выражать наши чувства и мысли — это уникально для нашего вида, потому что это способ выражения уникальных идей и обычаев в разных культурах и обществах.
Изучая иностранный язык, вы можете понимать идеи и мысли, которые могут отличаться от вашей собственной культуры. Вы можете узнать обычаи и то, как люди взаимодействуют в данном обществе. Язык помогает сохранять культуры, но также позволяет нам узнавать о других и быстро распространять идеи.
Язык важен для бизнеса
Значение языка в бизнесе не имеет себе равных. Без языка здесь мы не можем делиться идеями и превращать их в нечто большее. Будь то изучение иностранного языка, чтобы вы могли делиться идеями с людьми из другой страны, или просто изучение того, как использовать язык, чтобы справиться с интервью, требовать присутствия в комнате или общаться с другими, язык жизненно важен.
Язык важен для личности и развития
Все люди учатся говорить в разное время, и наблюдение за тем, когда ребенок начинает использовать язык, может указывать на то, насколько хорошо он развивается. Но это касается не только младенцев. Это также относится к маленьким детям, изучающим в школе второй язык, отличный от языка, на котором они говорят дома, к взрослым, изучающим второй язык, или даже к тем, кто потерял язык в результате какого-либо несчастного случая и работает над его восстановлением.
Язык важен для личного общения
Хотя большая часть человеческого общения осуществляется невербально (мы можем демонстрировать наши мысли, чувства и идеи с помощью жестов, выражений, тонов и эмоций), язык важен для личного общения. Будь то возможность поговорить с друзьями, партнером или семьей, для таких взаимодействий необходим общий язык.
Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay
Основные функции языка
Основная функция языка — использование языка. Это дает нам возможность как можно быстрее сообщать мысли, идеи и чувства другим. Но внутри этого мы можем лучше понять язык, взглянув на его основные функции.
1. Информационная функция
Информационная функция языка заключается в том, что мы используем язык для передачи любой информации. По сути, его функция состоит в том, чтобы информировать других, будучи в состоянии четко излагать факты.
2. Выразительная функция
Другой основной функцией языка является выразительная функция. Как это звучит, оно используется для самовыражения, давая нам способы передать свои чувства, эмоции и отношение к другому человеку (или к себе).
3. Функция директивы
Директивная функция языка — это основная функция, которая помогает нам направлять или командовать. Например, это дает нам возможность сказать себе или кому-то еще, что делать в той или иной ситуации.
Различные типы языка
В дополнение к языковым функциям существуют также различные типы языка и способы понимания языка в целом. Способность различать их может помочь вам понять другие причины, по которым язык так важен.
Оральный против. Письменный язык
В общем, устное общение — это разговорный язык, предназначенный для общения с другими людьми. Письменный язык – это выражение идей посредством записи слов.
Устное общение обычно более неформальное и быстрое, а письменный язык более формальный и медленный.
Денотативное значение Vs. Коннотативное значение
Слова имеют много значений, и это значение зависит от контекста, окружающего слово. Вот почему существует денотативное значение и коннотативное значение.
Денотативное значение – это буквальное определение/намерение слова, тогда как коннотативное значение – это когда слова несут положительные или отрицательные значения/коннотации. Примером этого может быть «дом» против «дома». «Дом» является денотативным, поскольку является буквальным термином для этого типа структуры, в которой кто-то может жить, тогда как «дом» является коннотативным и представляет собой убежище, семью, безопасность и т. д. Понимание разницы может помочь вам понять намерение языка.
Шесть элементов языка
Существует шесть элементов языка:
- Ясность: Использование языка таким образом, чтобы целевая аудитория полностью понимала ваши идеи; что ваши идеи ясны.
- Экономичность: Быть «экономным» в том, как вы говорите, избегая ненужных выражений. Это означает использование только необходимых и подходящих слов для самовыражения, избегая при этом языка, который ваша аудитория не поймет. По сути, это означает избегать лишней или сложной лексики.
- Непристойность: Это относится к «непристойным выражениям», включая, помимо прочего, ругательства и ненавистные высказывания.
- Непонятный язык/жаргон: Это очень специфический язык, который ваша аудитория не поймет, потому что не знакома с тем, о чем вы говорите. Это может быть, когда ваш автомеханик объясняет вам, что не так с вашей машиной, но вы не автомеханик, поэтому вам непонятно, о чем они говорят.
- Сила: Это когда кто-то использует язык, чтобы оказать власть над кем-то, чтобы манипулировать им, командовать им или заставить его делать то, что он хочет. Это также может означать, что вы продемонстрируете себя авторитетом в комнате.
- Разновидность: Это способность говорящего использовать комбинацию всех вышеупомянутых типов языка для успешного и творческого выражения идей.
Изображение Aline Dassel с Pixabay
Разные языковые стили
В языке существует множество различных стилей, соответствующих тому, что говорящий хочет передать. Хотя некоторые из них уникальны для личности человека, некоторые говорящие могут адаптировать определенные стили в зависимости от ситуации, даже если это отличается от того, как они обычно говорят.
1. Прямой и косвенный стили
Прямой способ использовать язык, чтобы указать человеку, что именно вы хотите сказать и/или что вы чувствуете.
Косвенный язык означает использование других слов или типов общения, чтобы продемонстрировать, что вы можете чувствовать себя определенным образом, но без прямого указания, почему или что, другими словами, будучи косвенным. Если вы когда-либо спорили со своей второй половинкой, вы, вероятно, сталкивались с обоими этими стилями речи.
2. Персональные и контекстные стили
Эти два языковых стиля немного сложнее. В общем, личный стиль относится к личной манере говорить человека, является неформальным и фокусируется на этом человеке.
Контекстные стили означают изменение языка в зависимости от контекста ситуации. Например, профессор может использовать свой личный стиль общения с друзьями и коллегами, а также контекстуальный стиль при чтении лекций своим студентам.
3. Непереводимые слова
Непереводимые слова — это слова или фразы, которые нам приходится заимствовать из других языков, потому что у нас нет слова, которое означает то же самое на нашем родном языке. Хороший пример — как мы говорим «Приятного аппетита!», потому что у нас нет хорошего перевода.
Эффективное использование языка
Язык имеет так много преимуществ для людей, но также может быть проблемой, если язык используется неэффективно. Вот почему важно помнить о том, как вы используете язык в любой ситуации.
1. Используйте соответствующий язык
Использование надлежащего языка означает не только отказ от нецензурной лексики (могут быть случаи, когда это действительно уместно в данной ситуации!). Это означает использование языка, подходящего для вашей аудитории, который они могут понять, понять и взаимодействовать с ними.
2. Используйте яркий язык
Использовать яркий язык означает использовать образы на вашем языке, чтобы описать что-то как можно более ярко. Это может означать использование большего количества прилагательных или звукоподражаний, чтобы проиллюстрировать то, что вы говорите.
3. Использовать инклюзивный язык
Инклюзивный язык означает использование языка, который не исключает кого-либо. Например, вместо того, чтобы использовать «он или она» для обращения к аудитории, правильный термин «они» включает людей, которые могут не идентифицировать себя с определенным полом. Это также означает избегать любых выражений, которые являются расистскими, сексистскими, женоненавистническими, ненавистническими, самонадеянными, предвзятыми и т. д.
Язык меняется вместе с культурой
меняется вместе с культурой. С технологиями приходят тенденции или разные способы говорить, например, сколько подростков или молодых людей используют сленг, когда они говорят.