Преимущества и недостатки метода наблюдения.
Наблюдение как метод социологического исследования способствует получению (весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.
При написании «Положения рабочего класса в Англии» Ф. Энгельс основывался как на документах, так и на непосредственном наблюдении. В документах трудно было выявить реальную картину повседневной жизни, и прежде всего картину борьбы пролетариата, а личные наблюдения никогда не могут дать полной картины явлений и массовых процессов. Поэтому Ф. Энгельс дополнял непосредственные наблюдения изучением документов, сравнивал их между собой, проверяя таким образом познавательную ценность каждого из этих методов. «В течение 21 месяца я имел возможность непосредственно, по личным наблюдениям и в личном общении, изучить английский пролетариат, его стремления, его страдания и радости, одновременно дополняя свои наблюдения сведениями из необходимых достоверных источников.
Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.
Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.
В особенности это относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз.
Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их в будущей ситуации.Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще неизвестно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.
Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.
Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведется одним человеком, это может иметь свои отрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.
Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.
Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.
Наиболее существенным недостатком метода наблюдения является субъективность дороговизна наукоемкость
Метод, который начали использовать в возрастной психологии первым, называется_
(*ответ*) наблюдением
Метод, при котором одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени, называется _
(*ответ*) лонгитюдным методом
близнецовым методом
генетическим методом
квазиэкспериментом
кросс-культурным исследованием
Метод, при котором проводится тестирование нескольких возрастных групп и затем их повторное тестирование через равные промежутки времени, называется _
(*ответ*) перекрывающимся лонгитюдным исследованием
близнецовым методом
квазиэкспериментом
кросс-культурным исследованием
лонгитюдным методом
Младший школьный возраст соответствует стадии в периодизации психосексуального развития З. Фрейда .
(*ответ*) Латентной
Анальной
Генитальной
Фаллической
Мнение о том, что недостаток способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий появляется в _
(*ответ*) Младшем школьном возрасте
Юношеском возрасте
Дошкольном возрасте
Подростковом возрасте
Моменты, относящиеся к кризису первого года жизни:
(*ответ*) негативные аффективные и волевые проявления
(*ответ*) появление первого слова
(*ответ*) развитие ходьбы
развитие ползания
эмоциональная привязанность
Мотив, который в младшем школьном возрасте способствует наиболее успешному пониманию и усвоению материала
(*ответ*) Все мотивы действуют в комплексе
Мотива к достижению успеха
Получение хорошей оценки
Стремление к признанию у товарищей
Мышление можно охарактеризовать как процесс соединения и взаимообогащения всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического -. возрасте.
(*ответ*) В младшем школьном
В дошкольном
В младенческом
В подростковом
Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называется _
(*ответ*) Наглядно-действенным
Наглядно-образным
Предметно-манипулятивным
Словесно-логическим
Мышление, формирующееся у подростка, психологи часто называют мышлением второго порядка, потому что …
(*ответ*) мышление подростка включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностям
в мышлении подростка задействована вторая сигнальная система
мышление подростка способно устанавливать причинно следственные связи
подросток способен обобщать имеющиеся предметы и явления использовать логические операции использовать в качестве доказательств сложные поняты
Наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении, называется _ эталоном.
(*ответ*) сенсорным
Наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении, называется _ эталоном.
(*ответ*) сенсорным
Наиболее существенным недостатком метода наблюдения является
(*ответ*) субъективность
дороговизна
наукоемкость
недостаточная информативность
трудоемкость
Метод наблюдения
- Домашний
- Библиотека
- Маркетинг
- Маркетинговые исследования
- Метод наблюдения
Метод наблюдения включает человеческое или механическое наблюдение за тем, что люди на самом деле делают или какие события происходят во время покупки или потребления. Информация собирается путем наблюдения за рабочим процессом. Ниже приведены несколько ситуаций: —
- Станции технического обслуживания — Представьтесь клиентом, зайдите на станцию технического обслуживания и понаблюдайте.
- Для оценки эффективности демонстрации подушек Dunlop Pillow Cushions в универмаге наблюдатель отмечает: а) сколько проходит; б) Сколько остановилось посмотреть на дисплей; в) Сколько решают купить.
- Супермаркет — какое место на полке лучше всего? Используются скрытые камеры.
- Определить типичный порядок продаж и узнать энтузиазм, проявляемый различными продавцами. Обычно это делает следователь с помощью скрытого магнитофона.
Преимущества метода наблюдения
- Если исследователь наблюдает и записывает события, нет необходимости полагаться на готовность и способность респондентов дать точный отчет.
- Эффект предвзятости интервьюеров либо устранен, либо уменьшен. Таким образом, данные, собранные путем наблюдения, являются более объективными и в целом более точными.
Недостатки метода наблюдения
- Наиболее ограничивающим фактором в использовании метода наблюдения является невозможность наблюдения за такими вещами, как отношение, мотивация, настроение клиентов/потребителей, их покупательские мотивы и их образы.
- Сыщику также требуется время, чтобы дождаться определенного действия.
- Личные и интимные действия, такие как просмотр телевизора поздно ночью, легче обсудить с помощью вопросников, чем наблюдать.
- Стоимость — последний недостаток метода наблюдения. В большинстве случаев получение данных наблюдений обходится дороже, чем данные других обследований. Наблюдатель должен ждать, ничего не делая, между событиями, чтобы быть наблюдаемым. Непродуктивное время — это повышенная стоимость.
❮❮ Предыдущий | Следующая ❯❯ |
Статьи по теме
Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Маркетинговые исследования
следующий
Преимущества и ограничения Метод «наблюдения» для сбора данных
РЕКЛАМА:
Преимущества и ограничения Метод «наблюдения» для сбора данных!
Преимущества наблюдения:
(1) Самый простой M метод:Наблюдение, вероятно, является наиболее распространенным и самым простым методом сбора данных. Это не требует больших технических знаний. Хотя научное контролируемое наблюдение требует от исследователя определенных технических навыков, оно все же проще, чем другие методы. Каждый в этом мире наблюдает множество вещей в своей повседневной жизни. Небольшая тренировка может сделать человека совершенным, чтобы наблюдать за его окружением.
(2) Полезно для выдвижения гипотез :Наблюдение является одним из основных оснований формулирования гипотезы. Постоянно наблюдая за явлением, исследователь может хорошо ознакомиться с наблюдаемым. Он узнал об их привычках, симпатиях и антипатиях, проблемах, восприятии, различных занятиях и многом другом. Все это очень помогает ему сформировать гипотезу о них. Поэтому любой исследователь должен быть хорошим наблюдателем.
(3) Большой А точность:ОБЪЯВЛЕНИЯ:
При использовании других методов, таких как интервью, анкетирование и т. д., исследователь должен полагаться на информацию, предоставленную респондентами. Так что это косвенные методы и здесь у исследователя нет возможности проверить достоверность данных, которые они дают. Но при наблюдении наблюдатель может напрямую проверить точность по наблюдаемому. Он может применять различные устройства для проверки надежности их поведения. Поэтому очень часто данные, собранные путем наблюдения, более надежны, чем данные, собранные с помощью интервью или анкетирования.
(4) Универсальный метод:Наблюдение — это общий метод, используемый во всех науках, будь то физические или социальные. Так что это имеет большую универсальность практики. Как распространенный метод, ему очень легко следовать и принять.
(5) Наблюдение является единственным подходящим инструментом в определенных случаях:Наблюдение может иметь дело с явлениями, которые не способны дать вербальную информацию о своем поведении, чувствах и действиях просто по той причине, что они не могут говорить, напр. младенцев или животных. Наблюдение необходимо для изучения младенцев, которые не могут ни понять цели исследователя, ни ясно выразить свои мысли. В случае с животными наблюдение — единственный выход. Для глухонемых, для серьезных случаев аномалий или для сумасшедших, для людей, не склонных к сотрудничеству, для слишком застенчивых людей и для людей, которые не понимают языка исследователя, наблюдение будет единственным подходящим инструментом.
Наблюдение не требует готовности людей предоставлять о себе различную информацию. Часто некоторые респонденты не любят говорить о себе постороннему. У некоторых людей нет времени или необходимых навыков, чтобы предоставить исследователю важную информацию. Хотя наблюдение не всегда может преодолеть такие проблемы, все же, условно говоря, оно требует менее активного сотрудничества и готовности респондентов. Наблюдение всегда возможно без ведома респондентов.
Ограничения наблюдения: (1) Некоторые события могут быть закрыты для наблюдения:Существует много личных поступков или секретных действий, которые не подлежат наблюдению. Например, ни одна пара не позволит исследователю наблюдать за своими сексуальными действиями. В большинстве случаев люди не позволяют постороннему изучать свою деятельность.
(2) Не все события, открытые для наблюдения, можно наблюдать, когда наблюдатель находится под рукой:ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Такие проблемы возникают из-за неопределенности события. Многие социальные события носят весьма неопределенный характер. Трудной задачей со стороны исследователя является определение их времени и места. Мероприятие может проходить в отсутствие наблюдателя. С другой стороны, это может не происходить при постоянном присутствии наблюдателя. Например, ссора и драка между двумя людьми или группами никогда не бывает гарантированной. Никто не знает, когда такое событие состоится.
(3) Не все явления поддаются наблюдательному изучению:Большинство социальных явлений носит абстрактный характер. Например, любовь, привязанность, чувства и эмоции родителей по отношению к своим детям недоступны нашим чувствам и также не могут быть количественно измерены методами наблюдения. Исследователь может использовать другие методы, такие как тематическое исследование; интервью и т. д. для изучения таких явлений.
(4) Отсутствие надежности:Поскольку социальные явления нельзя контролировать или использовать для лабораторных экспериментов, обобщения, сделанные методом наблюдения, не очень надежны. Относительность социальных явлений и личная предвзятость наблюдателя снова создают трудности для обоснованного обобщения в наблюдении. П.В. Янг отмечает, что при наблюдении не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты для проверки точности явления.
(5) Ошибочное восприятие:ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Наблюдение — это высокотехнологичная работа. Никогда нельзя быть уверенным в том, что то, что он наблюдает, такое же, как кажется его глазам. Два человека могут по-разному судить об одном и том же явлении. Один человек может найти в ситуации что-то значимое и полезное, а другой может ничего в ней не найти. Только те наблюдатели, которые обладают техническими знаниями о наблюдении, могут проводить научные наблюдения.
(6) Личная предвзятость наблюдателя:Личная предвзятость, личный взгляд или особый взгляд на вещи часто создают препятствия для обоснованных обобщений. У наблюдателя могут быть свои представления о добре и зле, или у него могут быть разные предубеждения относительно события, которое убивает объективность социальных исследований.