Что значит абсолютный слух: Что такое абсолютный слух

Что такое абсолютный слух

Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:

МИФ #1

Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…

МИФ #2

Абсолютный слух – это врождённое!!!
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть – это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т. п. – появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».
И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.
Музыка – как письменность – это часть культуры.
Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном. Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.
Много вы знаете таких детей?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:

И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.
Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон. Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?

Они от природы:
А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.

Что делает курс развития абсолютного слуха?

С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).
И мелодии будете слышать как последовательности нот.
Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.
Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).
Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу. «Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.

Частые вопросы по АС

Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)

Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.
Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях. Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?
Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.
Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂

Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.

«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает:
— абсолютный (слышите мелодию нотами)
— относительный (определяете расстояния между звуками)
— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т. д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами. Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.

Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.
Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.
Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается. Голос не слушается.
Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться вас. Чуть выше захотели спеть – спели и попали. Чуть ниже – тоже спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И всё получится.
По голосу существует специальный курс, он называется «Учимся петь чисто». Это тоже плод долгих разработок и тестирований (чуть меньше года).

То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.

Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.

Всё.

А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.

Абсолютный слух — это способность определять точную высоту звучания любого инструмента или человеческого голоса.

Владимир Юровский

Абсолютный слух — это способность определять точную высоту звучания любого инструмента или человеческого голоса.

Абсолютный слух — способность врожденная. Его можно искусственно развивать, но это все равно уже будет относительно абсолютный слух. Расхожее мнение определяет абсолютный слух как неотъемлемую составляющую музыкального таланта и вообще чуть ли не единственное условие успешной карьеры музыканта.

На самом деле дело обстоит немного иначе. Способность помнить высоту звучания современного камертона полезна для музыкантов, прежде всего, в период их обучения — для написания музыкальных диктантов. Потому что не нужно задумываться, какой интервал ты слышишь. Ты просто слышишь мелодию, и у тебя в мозгу автоматически возникают названия звуков. И ты их записываешь.

Однако гораздо более важным для музыканта является относительный слух. То есть способность от любого звука, любого камертона строить точные интервальные взаимоотношения. Причем как темперированные, так и нетемперированные.

Грубо говоря, способность услышать разницу между чистой квинтой или мажорной терцией, которые извлекаются на современном фортепиано, на барочном клавесине и на скрипке. В наше время музыкального плюрализма, когда нет одного заданного строя, эта способность становится все более необходимой.

Высота звучания измеряется частотой биения. Измеряется она в Герцах (Гц). Есть общепринятая норма: нота «ля» первой октавы, по которой строится камертон, имеет биение 440 Гц. Но может быть и «ля» в строе 442, 444, 435, 430, 415 Гц. Чем ниже число биений, тем ниже камертон. Ну, разница между 440 и 442 почти не слышна. Разница между 440 и 430 — то есть между современным строем и строем эпохи Моцарта — уже слышна. Но даже для «абсолютчиков», выросших на современном фортепиано, это все еще нота «ля», которая просто звучит чуть темнее.

А вот когда ты сталкиваешься со строем Баха — 415 — тут ты опускаешься уже на полтона. А если ты уходишь на запад во Францию и еще чуть-чуть дальше, в эпоху короля Людовика XIV, то при Люлли и Рамо строили вообще 392. Но при этом Монтеверди в Неаполе играл свою «Коронацию Поппеи» в строе 445. А у Бибера, который служил в Зальцбурге органистом и капельмейстером и писал свой Реквием (его Жорди Саваль недавно записал), строй 465.

Сейчас самый высокий строй в Вене. Там строят 444—445. Наверное, к концу спектакля, когда инструменты разогреваются, разбухают и строй у струнных естественным образом ползет вверх, там бывает 448. Когда-то в Советском Союзе был очень высокий строй. Сразу после войны. Потому что в советских оркестрах в основном играли на духовых инструментах немецкой системы — кларнетах, гобоях, трубах. А немецкие инструменты, особенно деревянные духовые, склонны к завышению строя

Существует такая легенда, будто Антонина Нежданова сделала выговор своему мужу Николаю Семеновичу Голованову за то, что петь стало невозможно, слишком высоко. Если в Большом театре они еще как-то сдерживали строй, то на радио, где Голованов был главным дирижером, строй был в районе 448. Это слышно по старым записям.

Опять же, по легенде Голованов написал письмо Жданову, и приказом сверху было велено строй понизить! Но это само по себе разрулилось в начале шестидесятых годов, когда в консерваториях повсеместно стали вводить французскую систему гобоев и кларнетов, — строй более-менее устоялся и стал таким как сейчас, 442—444. В нынешнем оркестре Большого театра — строй 442.

У меня когда-то в детстве был звуковой шок. Я обладал вот этим самым абсолютным слухом и лодырничал на уроках сольфеджио. Мне очень легко все давалось, и я ленился слушать интервалы. Я просто слышал ноты и записывал их, диктанты всегда писал на «пятерки». Хотя педагоги говорили, что нельзя лениться, нужно стараться слушать интервалы. Но я к этому как-то несерьезно относился.

А шок у меня случился где-то в двенадцатилетнем возрасте, когда мой папа (известный дирижер Михаил Юровский. — OS) в очередной раз съездил в командировку в ГДР и привез оттуда грампластинку с записью Скрипичных концертов Баха. Исполнялись они венским ансамблем Concentus Musicus. Первую скрипку играла Алиса Арнонкур, дирижировал Николаус Арнонкур — люди по тем временам, по крайней мере в нашей стране, совсем неизвестные.

А я очень любил эти Концерты Баха, особенно Двойной, ре-минорный. Ну, поставил я эту пластинку, юркнул в папино кресло — в предвкушении, что сейчас зазвучит любимейшее, наизусть известное начало этого Концерта. И я чуть не свалился с кресла, когда услышал, что звучат-то вроде как известные мне ноты, но в тональности ре-бемоль минор. От тональности ре-минор тональность ре-бемоль минор отличается количеством знаков при ключе. Если в ре-миноре один знак, то в ре-бемоль миноре их восемь. Такой тональности вообще как бы и нет.

Я сначала решил, что у меня что-то не в порядке с проигрывателем, стал проверять скорость. Но смотрю — скорость вроде нормальная. Только потом я прочитал на конверте пластинки маленькие буковки: period instruments. Что это такое, я не знал. Но папа объяснил мне, что это инструменты того периода, в котором была написана музыка. И камертон там был другой.

Это было мое первое столкновение с тем, что ничего абсолютного в музыке нет и быть не может. Позднее я узнал, что в те замечательные времена строй вообще был плавающим. Переехав из одного города в другой, ты мог очутиться в совершенно другом строе. Кроме того, в баховские времена помимо камертона существовал еще оргельтон. Камертон — это была настойка для камерной инструментальной музыка, а оргельтон был для органной настройки. Орган очень часто звучал выше. Иногда аж на терцию.

И у Баха в кантатах мы часто замечаем странную вещь. Голоса и basso continuo выписаны в одной тональности, а остальные инструменты — скажем, флейты — в другой. Дело было именно в том, что Бах должен был писать для органа определенной церкви, который был настроен по определенному оргельтону. А музыканты, которые приходили к нему играть, настраивались по камертону. И поскольку Бах хотел избежать какофонии на концерте, а репетиций толком не было, то он сразу писал партии флейты в другой тональности.

Когда я впервые сел играть на клавесине с барочным оркестром и ощутил у себя под пальцами ля-минор, который звучал как ля-бемоль минор, — поначалу было очень трудно. То есть надо было либо не смотреть на клавиатуру, либо перестать слышать. В данном случае гораздо проще людям, у которых нет зафиксированного понятия о том, что такое нота «ля». Ту ноту «ля», которая им в данный момент дается, они принимают за исходную точку и уже от нее пляшут. Дальше человек должен слышать интервалы, взаимоотношения между ними, биение внутри интервалов.

Труднее людям, воспитанным на равномерной темперации, которая появилась где-то с середины восемнадцатого века. Об этом есть много книг, одна очень интересная, она написана нашим великим соотечественником Андреем Волконским. Эта книжка в декларативной «волконской» манере посвящена «всем настройщикам мира» и называется «Основы темперации». Книга остроумная и довольно легкая для понимания.

Струнники или духовики с этой проблемой сталкиваются очень рано. Многие духовики работают на транспонирующих инструментах — то есть инструментах, которые для простоты записываются от ноты «до». Это, например, валторны и трубы. Там традиционно не ставятся знаки при ключе. Таким образом мы всегда действуем внутри тональности До мажор. Это пошло с тех времен, когда инструменты были натуральные и могли производить только основные звуки натурального звукоряда.

Натуральный обертоновый звукоряд возникает при колебании столба воздуха или колебании струны. Струна может колебаться целиком или в разных ее частях. Если разные части струны во время ее колебания прижимать, будут возникать обертоны. Если ты поделишь струну прямо посередине — возникнет звук на отаву выше. Если ты поделишь на две трети — то возникнет квинта. Если на три четверти — то кварта. Если на четыре пятых — мажорная терция.

Если нижнюю ноту назвать «до», то дальше за ней идут «до» следующей октавы, «соль», «до», «ми», «соль», «си бемоль» и так далее. Этот звукоряд можно построить от любой другой ноты.

Но так как в былые времена музыканты были людьми малообразованными, то, чтобы не забивать им голову разной транспозицией, для них придумали вот так: они должны были читать только обертоновый звукоряд от «до», а крона при этом в инструменте могла быть любая. То есть пишется нота «до», а звучит при этом нота «фа» или нота «си бемоль».

Натуральная валторна — такой бублик, и внутри этого бублика — маленькие бублички. Это кроны. То есть вставляется крона, и из-за этого меняется общая длина инструмента. Чем больше длина, тем ниже звук. Исполнители на натуральных валторнах все приходят с такой связкой баранок. А современная валторна — она уже хроматическая. То есть можно поменять длину переключением вентильных клапанов и получить любой звук. Но традиция записывать партию в До мажоре осталась.

Хотя некоторые композиторы с этим боролись. Например, Шенберг и Прокофьев — композиторы, прямо скажем, разные по стилю. Но и тот, и другой настаивали на том, что музыкантов-инструменталистов нужно заставить думать хроматически, как бы в условиях современного фортепиано.

Но тут-то и возникает основная проблема. Современное фортепиано, которое в конце 19-го—начале 20-го века считалось венцом инструментального творения, на самом деле, с точки зрения богатства обертонового звукоряда, инструмент крайне ограниченный. Потому что современный рояль настраивается по компромиссному принципу, при котором октава делится на произвольное количество полутонов — а именно, на 12. И расстояния между ними абсолютно одинаковые.

А такого в природе нет. В ней есть несимметричность. Природа так устроила, что квинта (второй обертон), которая возникает в натуральном звукоряде, будет очень широкая. А мажорная терция (четвертый обертон) — очень узкая. И если попытаться их совместить, будет не вполне чисто звучать. По крайней мере, совсем не так, как звучит на современном фортепиано.

В современном фортепиано все полутона уравняли между собой. «До диез» стал «ре бемолем». А на самом деле еще во времена Моцарта существовали клавесины, у которых в октаве было не 12, а 17 клавиш. То есть после «до» шел «до диез», а потом уже «ре бемоль».

Многие столетия люди бились над этой проблемой, придумывали разные системы, как настраивать инструменты, прежде всего, клавишные. Потому что во время игры на них ты не можешь на микроскопическое расстояние отодвинуть палец и подправить интонацию для того, чтобы звучало более-менее гармонично. Уже ко времени Баха нашли компромиссные варианты, при которых можно было пользоваться не тремя-четырьмя тональностями, а прочти всеми.

Хотя и баховский «Хорошо темперированный клавир» на самом деле еще не писался для инструментов в современной темперации. Это массовое заблуждение. Современная темперация появилась позже. При Бахе были другие системы. Недавно появилась теория, что у Баха была совершенно своя система. Например, есть замечательный английский чембалист Ричард Игар (Richard Egar) — он записал «Гольдберг-вариации» по системе настройки, которая приписывается самому Баху. Она чуть-чуть отличается от других систем того времени — соотношением чистых и темперированных интервалов.

Я думаю, что в ту эпоху не было понятия «абсолютный слух», было просто понятие «слух». Слух предполагал способность слышать и все эти отличия между разными камертонами, и тонкости собственно настройки инструментов и построения тех или иных интервалов. И сейчас это понятие — «абсолютный слух» — несостоятельно. Ни научно, ни творчески.

Слух видоизменяется в зависимости от условий, в которые он попадает. Слух должен гибким, слух должен быть подвижным. Все инструменталисты, играющие в оркестре, знают, что когда они работают с сольным инструментом роялем, они должны строить чуть-чуть по-другому. Они должны пристраиваться к его равномерной темперации. И настоящий музыкант высокого класса — это тот, кто сможет услышать, воспринять и воспроизвести различия систем, которые предлагаются разными обстоятельствами. Скажем, такими, как переезд из города в город.

Все мы ездим на гастроли. Когда на гастроли едут скрипачи, виолончелисты, кларнетисты — они свои инструменты берут с собой. Когда на гастроли едут пианисты, мало кто из них берет с собой свое собственное фортепиано. Ну, за Рихтером в последние годы возили рояль. За Горовицем всегда возили. Кстати говоря, Горовицу инструмент настраивал один и тот же человек и настраивал очень по-особому.

Если внимательнейшим образом вслушиваться в самые последние записи Горовица, которые уже делались в идеальных студийных условиях Deutsche Grammophon, то становятся слышны интереснейшие вещи. Его инструмент как будто бы искусственным образом обогащается какой-то реверберацией — я поначалу предполагал, что она связана со студией, c примочками звукорежиссеров. Но люди, которые слышали Горовица живьем (я, к сожалению, в 86 году не попал на его единственный концерт в Москве), тоже описывали именно этот эффект.

Так вот, этот эффект достигался прежде всего настройщиком Горовица. Когда он настраивал инструмент, он его слегка расстраивал. В зависимости от того репертуара, который Горовиц исполнял, он какие-то интервалы настраивал чисто, по обертонам. То есть не делал точную 12-тоновую темперацию. Он заставлял инструмент звучать либо божественно, либо ужасно фальшиво. И это редчайшее искусство, им владеют всего несколько настройщиков на земле.

Все великие пианисты прошлого работали с настройщиками вплотную. Из нынешних — я знаю, Поллини возит за собой одного и того же настройщика. Я играл с Поллини, инструмент был настроен очень по-особому. Я знаю, что очень большое внимание настройке инструментов уделяет Кристиан Цимерман, он даже сам их настраивает.

Но я наблюдал еще более впечатляющий трюк, который произвел в моем присутствии композитор Валентин Сильвестров. Он играл в Берлине на фестивале MaerzMusik. Это был концерт в оранжерее Еврейского музея.

Там стоял обычный концертный рояль, настроенный самым обычным образом. Сильвестров начал играть свои «Багатели». Первые пять минут ничего не возможно было понять. Сидит человек и что-то бормочет себе под нос — такое было впечатление. Но постепенно звук инструмента каким-то мистическим образом заполнил весь зал. Причем Сильвестров не стал играть громче. А звучание все росло и росло. После концерта я подошел его поздравить и спросил:

«Как вы это делаете?»

На что Сильвестров в свойственной ему обыденной, повседневной манере с сочным южным акцентом ответил:

«Да ничего трудного в этом нет. Просто надо, пока играешь, прислушаться к обертонам, которые создает зал, уловить их, а потом все уже закручивается само».

На самом деле, если у человека не абсолютный, а тонкий слух, он поймет, на какой ноте нужно задержаться чуть дольше, чтобы следующие за ней завязались в обертоновую связь. Потому что все равно в рояле обертоны не убиты полностью. Известно, что если беззвучно нажать какую-нибудь клавишу и просто держать ее, а потом с полной силой нажать другую клавишу в зоне ее обертонового звукоряда, та нажатая струна ответит.

Поэтому тут все дело во владении обертонами. Этому прежде всего надо учиться тем, кто начинает свой путь в музыку с фортепиано. Тот, кто начинает свой путь через струнный или духовой инструмент или же через пение в хоре, естественным образом приходит к этому знанию. Я беру на себя смелость утверждать, что хористы, поющие в церковном хоре, и струнники и духовики (даже без высшего образования), если они действительно хорошо владеют инструментом, слышат лучше любого пианиста.

И только те из пианистов, которые обладают очень тонким слухом (кстати, к этим людям относится Михаил Васильевич Плетнев), могут и на современном фортепиано достигать необычных звучаний. И связано это не с глубиной прочтения музыки и даже не с каким-то особым туше, а с владением обертонами. На самом деле все сводится к физике.

Поэтому так важно, когда мы вводим детей в мир музыки, чтобы они обязательно пели. И по возможности играли на инструменте, где звуки нужно извлекать самому, — не на клавишном. Я говорю как пострадавший. Потому что я вошел в музыку через фортепиано. И потом, уже когда я стал работать со старинными инструментами, серьезнейшим образом занимался перестройкой слуха.

То, что мне удалось разрушить эту заскорузлую систему так называемого абсолютного слуха, воспитанного на домашнем фортепиано, говорит о том, что на самом деле абсолютный слух как таковой — это фикция. Слух — он изначально относителен.

Наверное, стоит оставить словосочетание «абсолютный слух» для названия какой-нибудь телевизионной программе, а в оценке музыкального дарования переформулировать это понятие, подстроить его под более соответствующие современности нормы.

Записала Екатерина Бирюкова, “OpenSpace”


Кстати:

Что такое идеальный слух? | The University of Chicago

Серия объяснений

Узнайте больше о прорывах, сделанных впервые в Чикагском университете

К Макс Витинский

Идеальный слух относится к способности человека идентифицировать любую музыкальную ноту по названию после ее прослушивания, без привязки к другим нотам. Идеальный слух, также известный как абсолютный слух, также может относиться к способности некоторых певцов петь заданную ноту по сигналу.

Хотя абсолютный слух считался редкой способностью, которая зависела в первую очередь от раннего музыкального обучения в «критический период» чувствительности в детстве, исследования слухового обучения в Чикагском университете и в других местах показали, что некоторые люди могут научиться распознавать музыкальные ноты. на слух даже в более позднем возрасте.

Перейти к разделу:

  • Что такое идеальный слух?
  • В чем разница между совершенным слухом, абсолютным слухом и относительным слухом?
  • Можно ли научиться совершенному слуху?
  • Насколько редок абсолютный слух и является ли он генетическим?
  • Чему нас научили исследования абсолютного слуха в отношении слухового обучения?

Что такое абсолютный слух?

Идеальный слух относится к способности человека правильно идентифицировать музыкальную ноту, услышав ее. Например, если бы кто-то сыграл ноту до-диез (C#) на фортепиано, человек с абсолютным слухом смог бы назвать ноту, не видя, какая клавиша была нажата. Певцы с абсолютным слухом также могут спеть заданную ноту по сигналу, не услышав ее.

Известные музыканты, в том числе Элла Фицджеральд и Вольфганг Амадей Моцарт, обладали абсолютным слухом, который считался редкой способностью. Однако исследования, проведенные в Чикагском университете в области слухового обучения, усложнили представление о том, что абсолютный слух — это способность «все или ничего», которую могут приобрести лишь немногие избранные, если они изучают музыку в раннем возрасте в «критический период». чувствительности. Вместо этого его можно развить даже во взрослом возрасте, и он может зависеть от более общих слуховых и когнитивных способностей.

В чем разница между абсолютным слухом, абсолютным слухом и относительным слухом?

Идеальный шаг и Абсолютный шаг по сути являются одними и теми же понятиями. Идеальный слух — это неофициально используемый термин, в то время как абсолютный слух — это более технический термин, часто используемый в исследованиях, посвященных науке о слуховом восприятии. Оба термина относятся к способности человека идентифицировать сыгранную вслух ноту, не видя, как она была сыграна на инструменте, и без ссылки на другую ноту. Идеальный слух может также относиться к способности воспроизвести заданную ноту по сигналу при пении.

Относительный слух отличается от абсолютного/абсолютного слуха тем, что люди с относительным слухом могут различать ноты, но только относительно друг друга. Например, с помощью сольфеджио, в котором слоги до, ре, ми, фа, со, ля, ти, до применяются к нотам гаммы, человек может определить, насколько выше или ниже одна нота по отношению к другой. . Относительный слух более распространен среди музыкантов, чем абсолютный.

Как люди с абсолютным/абсолютным слухом, так и люди с относительным слухом часто могут воспроизводить музыку «на слух», то есть воспроизводить песню только на слух. Однако те, у кого абсолютный/абсолютный слух, всегда могут сказать, была ли песня перенесена в другую тональность из ее исходной записи, тогда как те, у кого относительный слух, могут не иметь такой возможности.

Можете ли вы выучить абсолютный слух?

Люди действительно могут научиться различать музыкальные ноты на слух, но есть некоторые оговорки.

Ранее считалось, что приобретение абсолютного слуха зависит от «критического периода» в раннем возрасте, в течение которого дети могут приобрести абсолютный слух при обучении, или что только некоторые дети с особым генетическим даром могут приобрести абсолютный слух в этот период. Считалось, что взрослые не могут приобрести абсолютный слух после закрытия окна развития.

Однако в исследовании 2013 года утверждалось, что препарат под названием вальпроат может «снова открыть» этот критический период, позволяя некоторым взрослым научиться распознавать ноты на слух с помощью тренировок. Более поздние исследования, проведенные в Чикагском университете профессорами Говардом Нусбаумом, Шеннон Хилд, Стивеном Ван Хеджером и Рашель Кох, показали, что наркотики могут и не понадобиться: после краткого обучения некоторые взрослые научились запоминать ноты и могли правильно идентифицировать их даже несколько месяцев спустя с большей точностью, чем они были в состоянии заранее.

Хотя лишь немногие люди могут стать такими же точными, как люди, которые всю жизнь обладали абсолютным слухом, согласно Нусбауму, «абсолютный слух» может быть более гибким, чем считалось ранее. Идеальный слух, вероятно, связан со слуховой рабочей памятью человека, другими словами, с его способностью запоминать и придавать значение таким звукам, как музыкальные ноты.

Другое исследование, проведенное Ван Хеджером, Хилдом и Нусбаумом, показало, что даже люди с абсолютным слухом могут быть перестроены или «обмануты», заставив их думать, что музыка настроена, хотя на самом деле она фальшивая, если они сначала послушают произведение. музыки, которая постепенно расстраивается на треть ноты в течение нескольких минут.

Родной язык человека и его предыдущий опыт работы с музыкой и звуками также могут влиять на его способность различать музыкальные ноты и вероятность наличия у него абсолютного слуха. Например, некоторые данные свидетельствуют о том, что носители тональных языков, таких как мандарин, в которых одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от тона, в котором оно произносится (где тон относится к частоте или высоте звука, а не к эмоциональному качеству), может быть больше шансов развить способность. Те, кто научился играть на инструментах с раннего возраста, также могут иметь абсолютный слух.

Согласно недавнему исследованию, проведенному в лаборатории Нусбаума под руководством докторанта Кэтрин Рейс, лучшим предиктором абсолютного слуха является мера реакции мозга, называемая «частотой следования за реакцией», которая дает моментальный снимок общей целостности способности человека обрабатывать и классифицировать звуки.

Предупреждение, однако, заключается в том, что частота, следующая за самой реакцией, не является неизменной. Хотя это может показаться «фиксированным», люди могут улучшить эту реакцию с практикой, и люди как с абсолютным слухом, так и без него лучше называют ноты, воспроизводимые на фортепиано, в отличие от звуков, сгенерированных компьютером, что позволяет предположить, что знакомство с тембрами музыкальных инструменты важны.

Насколько редок абсолютный слух и является ли он генетическим?

Обычно приводится цифра, согласно которой примерно один из 10 000 человек, или 0,01% людей, обладает абсолютным слухом. Однако на самом деле абсолютный слух может быть значительно более распространенным явлением: согласно одному недавнему обзору, 4% студентов-музыкантов обладают такими способностями, а людей с абсолютным слухом можно найти среди населения в целом, если знать, как их искать, согласно Нусбауму. , ведущий эксперт в области слухового обучения.

Исследование, проведенное в Чикагском университете, также показало, что абсолютный слух не может быть врожденным, неизменным навыком, потому что некоторые люди могут научиться различать ноты с помощью тренировок, в то время как тех, у кого абсолютный слух, можно «обмануть» повторной настройкой. Тем не менее, существует вариабельность способности людей распознавать ноты на слух, как с обучением, так и без него, что может быть связано с экологическими, генетическими или неврологическими различиями, такими как слуховая рабочая память и частота, следующая за реакцией.

Нусбаум считает, что наличие или возможность приобретения у человека абсолютного слуха может быть результатом сочетания его музыкальной подготовки и общей способности слуховой рабочей памяти и перцептивного внимания. Например, в то время как некоторые люди, которых экспериментально обучали запоминать ноты в течение восьми недель, в конечном итоге достигли того же уровня точности, что и те, у кого от природы был абсолютный слух, другие этого не сделали.

Чему нас научили исследования абсолютного слуха в отношении слухового обучения?

Ученые, изучающие абсолютный слух в Чикагском университете, применили свои исследования к психологии как часть растущего массива данных, которые бросают вызов представлению о том, что способности людей являются врожденными, генетическими: вместо этого они утверждают, что эти способности более гибкие. В случае аудиального обучения — языков, музыки и других звуков — это означает, что люди могут иметь больше возможностей развивать свои способности в более позднем возрасте, чем считалось ранее.

По словам Нусбаума, много лет изучавшего слуховое обучение: «То, как вы начинаете что-то изучать, меняет то, как вы обращаете на это внимание». Если люди вынуждены изучать новый язык, например, путем погружения в языковую среду — из-за того, что они изолированы от других эмигрантов или потому, что от этого зависят их средства к существованию, — они с большей вероятностью станут беглыми гораздо быстрее, чем те, от кого не требуется уделять внимание точно так же, кто может обойтись без этого.

Нусбаум описывает этот компромисс как возражение против теории «критического периода», которая предполагает, что люди имеют ограниченные возможности развития для приобретения новых навыков, и поддержку теории «критической массы», которая предполагает, что объем обучения, которое происходит с течением времени, может влияют на уровень и тип внимания, уделяемого человеком той или иной области знаний. Таким образом, практика и погружение играют важную роль в развитии навыков: практика, в некотором смысле, действительно делает «совершенным».

В чем разница между относительным и совершенным слухом?

10 сентября 2019, 10:09 | Обновлено: 10 сентября 2019, 10:37

Дэниел Росс

Мы так часто слышим фразу: «У этого певца абсолютный слух!» Но что на самом деле означает этот термин? Как объясняет контртенор Канмин Джастин Ким, на самом деле есть два различных типа высоты звука, которые люди могут использовать, чтобы позволить им идентифицировать ноты на слух: абсолютный абсолютный слух и относительный слух.

Идеальный слух — это, по сути, способность петь или играть любую ноту на месте, без прежней ведущей ноты.

Но мы можем классифицировать это врожденное чувство высоты звука дальше — либо как абсолютный абсолютный слух, либо как относительный слух — в зависимости от того, есть ли у кого-то отдельное ощущение того, что представляет собой та или иная нота, или знает ли он, что она сравнивается с другой нотой, соответственно.

Что такое абсолютный абсолютный слух?

Если у вас абсолютный абсолютный слух, вы можете определить любую музыкальную ноту без точки отсчета и сказать, если что-то хоть немного расстроено, без необходимости заранее слышать ноту для справки.

В мире профессиональной классической музыки это на практике означает, что вы можете услышать очень тонкие и небольшие различия в настройке двух нот, которые на бумаге могут быть одинаковыми.

Некоторые музыканты говорят, что это и благословение, и проклятие — теоретически любой окружающий шум может быть фальшивым в голове музыканта с абсолютным абсолютным слухом.

«Это не обязательно так идеально, как кажется», — говорит Канмин Джастин Ким (см. выше). «Слышать ноту и знать, что это такое, — это совсем не то, что произносить правильную ноту».

Он прав: особенно для певцов нота, которую вы слышите в своей голове, может не совпадать с той, которую вы поете, но наличие абсолютного слуха любого типа означает, что вам будет легче подобраться к нужной ноте.

В чем разница между относительным и абсолютным совершенным слухом? Объясняет контртенор Канмин Джастин Ким. Картина: Классика FM

Что такое относительный шаг?

Проще говоря, музыканты могут получить и улучшить свой относительный слух, сосредоточившись на одной конкретной ноте и используя ее в качестве опорной точки, с помощью которой они могут идентифицировать другие связанные ноты.

Например, контратенор Канмин Джастин Ким объясняет, что его учитель игры на скрипке в детстве сказал ему: «Как скрипач, я должен знать, где находится мой 440A».

Постоянно используя эту ноту для настройки (ля — наиболее распространенная нота настройки для оркестров), вы узнаете, где она находится, и узнаете ее, когда услышите.

Во многих случаях относительный слух может быть связан с инструментом, на котором вы играете: например, многие рок- и поп-гитаристы иногда бессознательно имеют идеальный слух на «ми», самой низкой и самой высокой струнах гитары.

Для классических музыкантов это обычно A.

Для сложного материала с нетрадиционными мелодиями и гармониями очень полезна развитая относительная высота звука – когда вы делаете нестандартные прыжки, особенно эта исходная нота бесценна!

Так какая разница?

Вот простой способ подумать об этом: для певца абсолютный абсолютный слух означает, что вы можете взять существующую ноту из воздуха и спеть ее очень точно, а относительный слух означает, что певец может услышать существующую ноту и затем используйте его в качестве ориентира для каждой другой ноты, которую они поют.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts