§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | 9 класс учебник «Человек и Общество»
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Характеристика деятельности человека. Типы и виды деятельности. Сущность труда. Факторы, побуждающие к деятельности,
мотивы и мотивация.
Деятельность, ее типы и виды. Слово деятельность означает специфический человеческий способ отношения человека к миру.
Оглянемся вокруг. Встав рано утром, вы идете в школу, ваши родители — на работу, совсем маленькие — в детский сад. Бабушки и дедушки тоже не остаются без дела: занимаются чем-либо полезным в саду или в доме.
Таким образом, жизнь человека всегда протекает в каких-либо действиях, занятиях каким-либо делом. Не бывает человека без действия. Где есть жизнь — там и действие, потому что действие— форма жизни человека.
Вообще действия, направленные на поддержание собственной жизни, характерны для любых живых организмов. И животные, и рыбы, и все другие живые существа ежедневно приступают к поиску пищи, спасаются от опасностей, продолжают свой род.
По сравнению с животными сущность деятельности человека абсолютно иная. Она отличается противопоставлением на определенном уровне его субъекта и объекта. Человек противопоставляет себе в качестве материала объект деятельности, а объект противостоит деятельности человека и, приняв новые формы и свойства, становится необходимым для него продуктом.
Любая деятельность человека имеет свою цель, средство, результат и процесс выполнения. Из этого можно дать характеристику деятельности: она становится реальной движущей силой общества, фактором прогресса, одним из условий жизни общества. Главное отличие деятельности человека от действий животных — в ее целевой направленности и применении орудий труда при ее выполнении. Действия животных, производимые только по инстинкту, без цели и средств, нельзя отнести к категории деятельности.
Деятельность — процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу; свойственная только человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром.
Существует множество классификаций типов и видов деятельности: духовная, материальная, производственная, трудовая и нетрудовая. В большинстве случаев исследователи рассматривают проблемы человеческого труда, духовной, творческой и психической деятельности как составные элементы деятельности человека.
Цель деятельности человека. Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации.
Цель проявляется как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ целенаправленной деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью. Тогда осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Рассматривая цель как один из элементов деятельности человека по преобразованию окружающего мира, нельзя забывать об объективной обусловленности цели. Цель человека порождена объективным миром и связана с объективными потребностями, она выступает как идеальный внутренний мотив, побуждающий к производству.
Цель определяет способ и характер действия человека. Она проявляется как определенный механизм интеграции различных действий в системе: цель — средство — результат. Цель является проектом действий, определяющих характер и системную упорядоченность различных актов и операций, она рассматривается как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность—как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности.
Здесь возникает проблема взаимосвязи цели и средств ее осуществления. Нужно отметить, что необходимо отвергнуть порочный тезис/‘Цель оправдывает средства» как антигуманный. Применение антигуманных средств для осуществления цели приводит к обесчелове- чиванию самой цели, к подмене ее ложной целью. Цель человека должна быть правой и средства ее достижения должны быть чистыми.
Мотивация деятельности человека. Факторы, побуждающие человека к действию, бывают различными по характеру и сущности. В психологии силу, побуждающую человека к определенной деятельности, называют мотивом.
Мотив (лат. movere — «приводить в движение, толкать”) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В современной психологии в качестве основного механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращения ее объектов в мотив. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и жестко ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей.
Мотивы, побуждающие человека предпринимать те или иные действия, различаются по цели и характеру. В большинстве случаев они определяются материальной заинтересованностью. Это объясняется социальным бытием человека. Стремление к созданию необходимых для жизни условий свойственно для всех живых организмов. Но по взглядам на эту проблему человек существенно отличается от животных. Это отличие заключается в накоплении человеком материальных фондов (т.е. богатства), стремлении человека к эстетичным, красивым вещам и обладанию техническими средствами, облегчающими деятельность (транспорт, связь, бытовая техника и др.).
Кто бы отказался жить в красивом доме, есть вкусную пищу, иметь дорогие вещи, путешествовать на комфортабельном транспорте? Ни один человек, за исключением, пожалуй, только некоторых религиозных деятелей, сознательно ограждающих себя от мира, не откажется от материальных ценностей.
Но нетрудно также признать, что деятельность человека направлена на накопление не только и не столько материальных ценностей. Среди множества мотивов, побуждающих к деятельности, самыми значительными являются мотивы, порожденные его духовными потребностями. Человек по природе пристрастен к знаниям, науке. В философии уделяется большое внимание проблемам, касающимся познавательной деятельности человека. Стремление познать окружающий мир свойственно только людям, оно является одним из главных факторов, ведущих к прогрессу.
Для человека более значима духовная пища, нежели материальная. Сейчас невозможно представить современную жизнь общества без искусства и информации. А деятельность человека, касающаяся его чувств, составляет целый мир. Современные философы, рассматривая деятельность человека как целостный процесс, считают общение людей одним из его составных компонентов.
Вопросы и задание
1. Назовите типы и виды деятельности. 2. В чем заключается существенное отличие действий животных от деятельности человека?
3.
Согласны ли вы с утверждением: «Я имею право на счастье и стремлюсь к достойной жизни. Поэтому выбираю любое средство для достижения цели, даже если оно принесет другому страдание”?4. Какие побудительные силы заставляют вас учиться в школе?
Деятельность человека в обществознании (6 класс), виды и стурктура
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 799.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 799.
Что такое деятельность человека? В обществознании за 6 класс учебный материал дает основные понятия, объясняет значимость занятости человека.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Цели деятельности
Человек находится практически все время в движении, даже в периоды сна большая часть систем внутренних органов продолжает свою работу.
- деятельность – это форма активности, присущая только человеку; это занятие, которое строится на уровне сознания, направлено на удовлетворение определенных потребностей человека;
- потребность – это желание, толкающее к действию, активный позыв к деятельности, направляющая сила.
Получается, что в основе занятости лежат потребности. Они зависят от индивидуальных особенностей. Один хочет того, что никогда может не возникнуть в уме другого. Ученые делят людей на 2 категории:
- разрушители;
- созидатели.
Личность можно формировать, воспитывать, тогда те способности, которых не имели изначально, появляются в течение жизни. Пример: спорт. Для достижения поставленных целей приходится длительное время тренироваться, доводить действия к уровню поставленных целей.
Важно понимать: Потребности в деятельности напрямую связаны с характером, личностными чертами и способностями конкретного человека.
Отличие человеческой деятельности от инстинктивных побуждений
Часть потребностей возникает на уровне инстинкта. Такие действия ученые пытаются объяснить особенностями живых существ. Образуется сходство всех живых обитателей. Основной инстинкт – самосохранение. Любой житель планеты пытается сохранить свою жизнь, начиная с мелких обитателей (насекомых), завершая цепочку человеком. Инстинкты различны, но их суть в том, что они возникают вне осознанной потребности.
Инстинкт дает возможность создать уникальные предметы, которые не сможет повторить аналогичный биологический вид. С другой стороны, инстинкты отличаются: муравей строит муравейник, человек – дом.
Условия для осуществления деятельности
Человек-созидатель, направляет свои потребности на разработку новых предметов. Часть способностей человека слабее, чем у представителей животного мира:
- острое зрение свойственно орлу;
- скорость передвижения – гепарду;
- жизнь под водой – рыбам.
Человеку дан разум, чтобы он сумел достичь всех способностей животного мира силами интеллекта:
- зрение – обеспечивают приборы дальнего видения;
- полет – самолеты и космические корабли;
- плавание под водой – акваланги;
- скорость передвижения возможна благодаря машинам.
В итоге, человеческий интеллект – это условие, при котором можно достичь любых поставленных целей, если его развить в нужном направлении.
Разум и постоянное самосовершенствование человека компенсирует его недостатки от природы.
Здесь возникает проблема. Какие цели ставит перед собой личность? Не приведут ли они к его переходу в группу разрушителей? Виды целей важны для одного представителя человечества, но могут стать опасными для целого общества. Цель определяет деятельность.
Цели существования
Для достижения поставленной цели требуется множество условий. Схема воплощения цели очень многогранна:
- навыки;
- умения;
- терпение;
- желание;
- учение;
- комплексы.
Структура одного желания может быть простой и конкретной. Но чаще это редкий случай. Характеристика разумного существа – обучаемость. Цивилизация развивается на основе движения науки вперед, аналогично действует и человек. Он учится, его потребности становятся новыми и достижимыми только при условии постоянной работы над собой.
Что мы узнали?
Школьный курс по обществознанию помогает понять, для чего человеку дана возможность действовать. В чем преимущество человека перед другими живыми существами, а что в нем аналогично простейшим организмам и представителям природы. В теме изучается понятие «деятельность», ее цели, структура и характеристики видов. Данный материал может быть использован школьниками для создания доклада или сообщения по обществознанию.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Светлана Дьякова
8/10
Ильнар Султаншин
8/10
Андрей Куренков
10/10
Егор Семенов
7/10
Жека Корташов
9/10
Анастасия Ширяева
8/10
Juily Batmenly
10/10
Кырды Бырды
7/10
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 799.
А какая ваша оценка?
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
человеческая деятельность то, что люди делают или вызывают
цель цель, которую предполагается достичь
хозяйственная деятельность деятельность, осуществляемая в рамках коммерческого предприятия
гиперактивность Состояние, характеризующееся чрезмерным беспокойством и двигательной активностью
неактивность состояние неактивности
47″>точка зрения способ рассмотрения ситуаций или тем
связность свойство быть соединенным или степень, в которой что-то имеет связи
негативность неприятная склонность отрицать или выступать против внушений
субъективное, имеющее место в уме и модифицированное индивидуальным предубеждением
устройство самонаведения механизм в управляемой ракете, который направляет ее к цели
человечество все живые жители земли
75″>деактивировать сделать неактивным
человеческий овод крупная тропическая американская муха
человеческая смерть смерть в результате несчастного случая или стихийного бедствия
оскорбительная активность отсутствие вежливости
освященный, сделанный, объявленный или считающийся святым
фотопроводимость изменение электропроводности вещества в результате поглощения электромагнитного излучения
75″>
проводимость свойство передавать тепло, электричество или звук
радиоактивность выброс частиц или лучей при ядерном распаде
субъективное суждение, основанное на индивидуальных впечатлениях и чувствах
Деятельность человека — Европейское агентство по окружающей среде
19 Энергетика
Анализ деятельности, связанной с энергетикой, на трех этапах — производство первичной энергии, преобразование в производную энергию (электроэнергия и тепло) и конечного использования — в локальном и общеевропейском масштабах. Воздействие ископаемого топлива, атомной энергии и возобновляемых источников энергии на окружающую среду энергии кратко рассмотрены. Факторы, определяющие будущее использование энергии и представлены предполагаемые изменения.
- потребление энергии и ВВП не связаны после кризиса 1970-х
- Европа использует 41% для промышленности, 22% для транспорт и 37% для бытового и коммерческого секторов
- Небольшое улучшение было недавно сделано в энергоэффективность в Западной Европе
- использование энергии ответственно за загрязнение воздуха, подкисление, тропосферный озон, изменение климата и многие другие локальные воздействие на воду, почву и землю
20 Промышленность
Представляет обзор воздействия на окружающую среду общеевропейской промышленности, и подчеркивает различия между различными частями Европы. Значение промышленности в целом с точки зрения выбросов, производство отходов и использование природных ресурсов оценка производится по «экологическим показателям» определенных промышленные отрасли. Как изменилась деловая практика в Также учитываются ответы на экологические вызовы. Есть мало промышленных данных, которые могут быть непосредственно связаны с окружающей средой. влияние. Данные о производстве и потреблении энергии доступны из международных источники и национальные отчеты и отчеты о состоянии окружающей среды для конкретных отрасли.
- потребление энергии на единицу продукции в химическая промышленность упала на 30% в период с 1980 по 1989 год
- химическая, целлюлозно-бумажная, цементная, стальная и отрасли цветной металлургии приводят к наиболее тяжелым экологическим воздействует
- 25 % SO2 и 14 % оксидов азота были выброшено промышленностью в 1990 г. (20 стран)
- наблюдается тенденция к сокращению всех выбросы промышленных предприятий
Производство электроэнергии по источникам по группам стран 1990 | |
21 Транспорт
Анализ воздействия транспорта на окружающую среду и дает обзор общеевропейской транспортной ситуации. региональные различия. Тенденции в транспортной деятельности и их изучаются последствия для окружающей среды, а также некоторые основные силы. Будущие перспективы транспортной Европы также оцениваются. основные используемые данные взяты из международных источников, особенно Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), Евростат и ЕЭК ООН. Для этого используются данные научной литературы. иллюстрирующий
- Количество частных автомобилей в Западной Европе удвоилось Европа с 1970 по 1990 год
- на транспорт приходится 25% связанных с энергетикой Выбросы CO2, при этом автомобильный транспорт составляет 80% всего
- общий выброс загрязняющих веществ увеличится в ближайшие несколько лет, хотя выбросы на транспортное средство будут уменьшенный
- И фрагментация из-за транспорта инфраструктура все больше влияет на землепользование
- за последние 20 лет только в ЕС, более более миллиона человек погибли в дорожно-транспортных происшествиях
22 Сельское хозяйство
Анализ тенденций в структуре сельского хозяйства и практики, которые развились для удовлетворения потребностей и указывают на связанное с этим потенциальное воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. Хотя на национальном уровне имеется множество данных, особенно в ] и странах ЕАСТ, большинство из которых связаны с производством, занятостью структура, использование удобрений и пестицидов, демография скота и размеры фермы; меньше изучают размер и вклад в воздействие на среда сельскохозяйственного производства и изменения в сельскохозяйственном системы.
Сельскохозяйственное производство и работники в избранные европейские страны | |
- На долю сельского хозяйства приходится 42% общеевропейского Площадь земельного участка. Фермы имеют тенденцию к увеличению в размерах в Западной Европе, в то время как значение сельского хозяйства в экономике снижается
- наблюдается постоянный прирост производства и производительность труда
- сельское хозяйство приводит к загрязнению воды, упадку качества почвы, потери биоразнообразия и ландшафтных изменений, но это также жертва ухудшения состояния окружающей среды
23 Лесное хозяйство
Изучает состояние лесов Европы и то, как они используются. В главе резюмируется, как связанные виды деятельности и методы могут привести к воздействию на окружающую среду, и определяет основные движущие силы, влияющие на эти изменения Используемые данные включают традиционные инвентаризации лесов, а также качественную информацию о специфические воздействия на окружающую среду и недревесное производство лесного хозяйства.
- леса покрывают 33% территории Европы, 10% увеличиться за 30 лет, большая часть на юге и западе, а покрыть остается стабильным или снижается во многих восточных странах
- интродукция неаборигенных видов изменен состав леса
- с 1965 года европейское производство древесины увеличился на 18% и потребление на 28%
Эволюция лесных массивов в Европе
(за исключением Российской Федерации)
24 Рыболовство и аквакультура
Рассматривает характер и важность воздействия рыбалки на окружающую среду, а также дает обзор общеевропейского ситуация с рыболовством и аквакультурой, с региональными различия. Эффективность существующей рыболовной политики оценивается. Основные источники данных взяты из международных организаций (ФАО и Евростат), а примеры взяты из экологические отчеты и научная литература.
Общий международный улов рыбы на Севере Море, 1903 — 1988
- рыбные запасы чрезмерно эксплуатируются на северо-востоке Атлантика и Средиземное море
- стационарные и дрифтерные сети воздействуют на морские животных, таких как дельфины, тюлени-монахи и, возможно, морские свиньи и морские птицы
- сточные воды аквакультуры вызывают появление воды загрязнение
- интродукция экзотических видов через аквакультура может конкурировать с местными видами или заменять их
25 Туризм и отдых
Представляет обзор общеевропейской ситуации в отношении туризма и отдыха и подчеркивает местные различия. Воздействие туризма и отдыха оценивается по шести ключевым параметрам: охраняемые территории; сельские районы; горы; прибрежная зона; города и объекты наследия; тематические парки и парки отдыха. Общие тенденции представлены с использованием данных Всемирной туристской организации, но поскольку статистика туризма неадекватно отражает давление туризма и отдых на природе, индивидуальный подход с использованием принимаются национальные или местные данные.
- туризм является одним из важнейших социальных и экономической деятельности в ЕС
- его воздействие усугубляется концентрация туристической активности на коротких курортных сезонах и относительно небольшие площади
- воздействие катания на лыжах на окружающую среду значительным, особенно в Альпах, куда поступает 100 млн. туристов в год
- прибрежное Средиземноморье получило 157 млн. туристов в 1990 году
- городской туризм набирает обороты популярность
26 Домохозяйства
Рассматривает воздействие домохозяйств на окружающую среду в с точки зрения использования ресурсов и выбросов, оценивает основную движущую силу и оценивает возможные меры контроля. Данные о домохозяйствах непосредственно в окружающую среду недоступны.