Что значит катарсис: Что такое катарсис и при чем здесь искусство

КАТАРСИС

Михаил Заборв

Ко многим, обычно называемым функциям искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая, гедонистическая, прогностическая, компенсаторская, социальная, развлекательная… я добавил бы еще одну, обычно не называемую — катализирующую, или интенсифицирующую функцию искусства. Более того, я полагаю, что это первичная функция, без которой другие функции не функционируют. Дело в том, что как процесс творчества, так и процесс восприятия искусства интенсифицируют, ускоряют наши психические процессы. Мы говорим в связи с этим о творческом вдохновении, об эмоциональном восприятии искусства, но и то и другое — это сильные психические процессы, и без них ничто другое невозможно. А духовное напряжение требует своего разрешения, разрядки.

Творчество — это глубокая сосредоточенность на определенной задаче, а средоточие возможно лишь через обработку очень обширной информации, и это огромное напряжение. Напряжение же разрешается по мере обработки этой информации и решения задачи, такова схема любой мозговой деятельности.

Это уместно сравнить с музыкой: фаза напряжения — это музыкальная

субдоминанта (S) и это поиск и временная рассредоточенность.

Высшее напряжение доминанта (D) — средоточие.

Разрешение напряжения — тоника (T).

Фаза S — это замедление творческого процесса, D сильно тяготеет к Т, а тяготение связано с ускорением, как в физике. В. Вундт полагал, что восприятие искусства состоит из «тяготений и задержек» и это верная идея, музыкальный наш пример ее конкретизирует, поскольку показывает, о каких именно тяготениях и задержках идет речь. Надо сказать, что названные основные музыкальные функции вездесущи и не только в музыке — это необходимые состояния любой природной самодвижущейся системы, любого организма и его психики (прием вещества-энергии-информации, обработка, отдача) поэтому понятия Т S D должны стать категориями философии, науки и особенно эстетики. Вещество-энергия-информация — весьма различные сущности, но одно без другого и третьего невозможно и в этом их единство. Отдача принятой энергии, очищение — это катарсис.

Катарсис — очень древнее понятие, которое насчитывает более тысячи различных толкований, мы будем придерживаться толкования данного Аристотелем, которое можно назвать общепризнанным.

Катарсис — духовное очищение Аристотель связывал с переживанием трагедии в театре. Для Аристотеля катарсис — это «Сострадание и страх», которые испытывает зритель при просмотре трагедии и специфическое чувство духовного очищения, которое он испытывает в конце. И очень интересно, от чего же мы очищаемся?

Перед нами гибнет герой, тем не менее несомненно, что мы испытываем это специфическое чувство облеягчения, очищения — катарсиса. Отчего же мы очистились, от главного героя? Так может быть, мы тайно желаем его гибели? Но почему? Потому что жизнь — это конкуренция и в нас живет тайное желание смерти ближнего? Мрачный сценарий в духе фрейдизма, и я бы не стал начисто его отрицать.

Еще один сценарий: не всякая смерть на сцене трагична. Так в трагедии «Гамлет» трагична не смерть Розенкранца и Гильденштерна и даже не смерть короля-убийцы, а смерть героев, которым мы сочувствуем: Клавдия, Офелии и, главное, смерть самого Гамлета. Это противоречит первому нашему сценарию, по которому катарсис наступает потому, что мы, якобы, тайно желали смерти героя, ведь именно этим героям мы сочувствуем, им сострадаем, почему же все–таки с их смертью приходит это чувство очищения-облегчения?

Наша гипотеза состоит в том, что театральная трагедия — это отражение не всякого убийства-смерти, а убийства ритуального, то есть это некое наследие древнего и не очень древнего обряда человеческого жертвоприношения — переход от реального убийства к символическому-театральному.

Что чувствует человек присутствующий при человеческом жертвоприношении, например при инквизиции? Он испытывает именно «страх и сострадание», о которых говорил Аристотель, переболевает болью жертвы, но тут появляется и ответ относительно облегчения-очищения-катарсиса которое испытывает зритель. Дело в том, что гибнет-то не он-зритель, а другой-жертва, отсюда и облегчение. Зритель же, испытав сильные чувства боли и напряжения «просыпается» от страшной реальности очищенным, живым и невредимым. Как тут не возрадоваться!

Казалось бы, вИдение трагедии через призму жертвенного комплекса вполне катарсис объясняет, все же возникает вопрос: безопасным человек может себя чувствовать и не присутствуя при инквизиции, или не посещая театр, почему же он покупает дорогие билеты в театр и почему народ толпами валит на всяческие аутодафе? Значит есть в человеке глубокая потребность испытывать эти чувства сострадания и страха, а я полагаю, что есть тут и чувства садомазохистские, ведь наслаждение жестоким зрелищем — садизм, а сострадание — мазохизм. И только испытав эти чувства, и таким образом изжив их, человек испытывает счастливое облегчение-очищение-катарсис.

В основе всего лежит физиология. Как необходимо человеку движение, потому что он почти весь состоит из мышц, для движения предназначенных, так необходимо ему задействовать свои нервно психические механизмы, и искусство вообще, трагедия в частности дают ему такие возможности, каких нет в рутинной его жизни, не подвергая при этом никакому риску. Вот, кажется, разгадка катарсиса?! На это и указывал Аристотель: искусство, музыка направляют наши переживания по безвредному, художественному пути и тем способствуют изживанию аффектов. Это гениальная мысль, она по-существу предвосхищает фрейдизм.

Но не сводим ли мы таким образом искусство к психофизиологической гимнастике и не теряем ли при этом что-то из духовности искусства?

В поисках духовности искусства и катарсиса обратимся к фрейдизму, но необычному, деконструированному. Такую деконструкцию мы произвели в статьях «Океанический секс, боги, художники», «Визионизм» см. здесь на сайте. Дело в том, что Фрейд и фрейдизм внимательно изучали и изучают секс человеческий, но не обратили внимания на филогенез, предысторию, а ее надо начинать с первобытного океана, где и жизнь и секс зародились и развивались там миллиарды лет. Дело в том, что самые древние жизненные инстинкты сохраняются и поныне в океане нашего подсознания.

В морской стихие размножение происходит без телесного контакта особей, чисто визуальным, или визионистским путем. Рыбы собираются в одном месте на «форум», потому что им необходимо «всенародное» присутствие и лицезрение и тогда они нерестятся и зачинают новую жизнь. После нереста многие рыбы умирают, значит нерест — это предсмертный их оргазм. Тут нужно обратить внимание на то, что «форум» и зрители решают и жизнь и смерть особи, все происходит через форум. Особь же реализует свою жизнь через ее отражение в других особях, в их душах и в их семени.

У людей это отображение в других людях не только жизненно важно, но зачастую оно даже важнее жизни, вспомним, к примеру, сколько людей погибло на дуэлях, защищая свою честь, то есть свое отражение в человечьих душах. Значит мое отражение в зеркале важнее меня самого, если зеркало передо мной духовное.

Теперь вернемся на форум настоящий-человеческий, таковым можно считать аутодафе, где сегодня сжигают для нас еретика Джордано Бруно, и вернемся в театр, где ставят для нас «Гамлета». Сожжение еретика — «суд божий», но как мы понимаем он вершится не на небе, а

на земле инквизиторами, а вот инквизиторы передают это на «суд» зрителя, ведь не даром аутодафе — «веселый праздник» на который приглашены толпы, все ведь в конце концов делается для зрителя, это его надо запугать, это он должен испытать страх и сострадание и очиститься от «скверны». Зритель — главный судья, он как бы пересаживается на трон божий, оставаясь при этом рабом, дрожащим от страха, ибо завтра может оказаться на костре. И все же все деется ради него, ради того впечатления, которое он получит. «Да освятится видение твое, о человек! Во вне небытие». Человечье видение — душа, в которой отражается мир и другие души — это душа мировая — божественная сущность.

Но если в жертвоприношении зритель он и бог и раб, «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!» Державин, то в театре зритель свободен, он бог и царь. Отобразиться в душе зрителя — духовно осуществиться, а нет — духовная гибель — это верно как в отношении актера, так и режиссера и драматурга.

Но что же несут зрителю артисты? Если это трагедия, то это, в общем, жалоба богу, роль которого, как сказано, играет демиург-зритель, жалоба на несправедливость судьбы. И вот если зритель испытает сострадание и страх, поймет несправедливость рока, переболеет болью героя, то это и будет мазохистское переживание-изживание общественной боли, победа добра и справедливости в душе зрителя, и тогда придет духовное искупление, очищение — катарсис и зрителя и артиста.

Тут очень важен перенос определенного психического состояния из одной души в другую. На явление переноса или психического трансфера впервые указал Фрейд, мы хотели бы подчеркнуть, что психический трансфер имеет важное терапоидное значение. Ребенок, когда ему плохо плачет и тем переносит свою боль на любящую мать и это уже само по себе облегчает его страдание. Театральная трагедия переносит страдания героя в души зрителей, но поскольку это страдание не настоящее-художественное, оно легко изживается и сменяется катарсисом — своеобразная духовная гомеопатия, которая действует как в отношении артиста, так и зрителя.

Смеяться тоже нельзя в одиночестве, и тут нужен перенос юмора и веселья от юмориста к восприемнику и одновременно перенос веселья между восприемниками. Недостаточно изучить структуру юмористического текста, нужно еще понять структуру коллективного восприемника. Юмор тоже возникает из какого-то невыносимого конфликта, который резко разрешается своеобразной судорогой-смехом. Хочется вспомнить для примера один гениальный советский анекдот.

Вопрос: Чем отличается капитализм от социализма?

Ответ: При капитализме человек эксплуатировал человека, а при социализме совсем наоборот.

Тут полное противопоставление превращается в полное совпадение, отрицание в утверждение, утверждение снова в отрицание — это совмещение несовместимого, отсюда раздражение называемое смехом.

Комедия — это та же трагедия, только увиденная не побежденным, а победителем в жизненной борьбе. В комедии тоже кто-то падает, если не уничтожается, то изничтожается, превращается в карикатуру к радости победителя и зрителя иже с ним. Смех прерывист ха-ха-ха — это именно потому, что тут совмещается-чередуется несовместимое: напряжение и расслабление, невыносимое и радостное, логичное и нелепое, все же преобладает радость победы, разрядка, значит смех — это катарсис.

А Ван Гог разве не переносит свое страдание на зрителя? Этот перенос в искусстве всегда сложно опосредован: сначала выразить чувство на холсте, пройти через критику и артрынок и достичь зрителя, который находится под тотальным влиянием критики и, как в случае с Ван Гогом, встречается с художником уже после смерти художника. И все же коллективное переживание осуществилось и в нем реализован художник, зритель и само искусство. Реализуется и катарсис по принципу трагедии, по общему принципу: коль скоро крик достиг неба, где сидит высший судья — человек, то крик услышан, душа отразилась в душе — в этом осуществление и в этом катарсис.

Что такое катарсис?

Что делать, чтобы рефлексия не перешла в самоуничижение

Анализировать свои мысли, чувства и действия необходимо, чтобы двигаться вперед. Но часто внутри человека такая бездна, что сеанс самокопания оборачивается трамплином для приступа хандры. Мы расспросили людей, чей род деятельности связан с постоянной рефлексией, — кино- и театральных режиссеров, философа, художника и психоаналитика — о том, где лежит грань между конструктивным и деструктивным самоанализом и возможно ли в принципе разобраться в себе без боли и угрозы заработать невроз. Артур Крумин, практикующий психоаналитик Для начала — насчет невроза. Ни разумная, ни некая неразумная рефлексия не могут перейти в невроз, потому что невроз в этом смысле всегда первичен. Субъекты с соответствующей неврозацией склонны обращать рефлексию в орудие самоуничижения или называть свои самоуничижающие мысли рефлексией. То, что принято называть самоедством или самокопанием, походит на рефлексию или самоанализ тем, что в обоих случаях мысль субъекта направлена на него самого. Ни то, ни другое никогда не станет объективным способом постижения себя, потому что мысли человека всегда связываются им с другими мыслями и окрашиваются его отношениями. И уж тем более, когда это касается его самого. Однако отсутствие объективности еще не означает, что этот процесс неэффективен. Отличие самоедства от рефлексии заключается в переживательной окраске этого процесса, поскольку в первом случае постижение себя отходит на второй план и является лишь средством для усиления вины, тревоги и ненависти к себе. И это при том, что сам механизм существует как раз для того, чтобы снизить тревогу, маскируя конкретные болезненные переживания за экраном помех. Поэтому самоедство, в отличие от рефлексии, всегда циклично и никогда не достигает цели, потому что его цель заключается в чем-то вообще другом, но не в самопознании.

По большому счету самоедство — это искаженный и замкнутый на себе акт рефлексии, ставший инструментом невротического защитного механизма. Здесь важно, что пожирающий себя таким образом субъект имеет навык рефлексии и может, используя эту способность, высвободиться из порочного круга, благодаря этому навыку что-то понять и начать немного лучше жить. Что касается самоанализа как исчерпывающего способа самотерапии, то некоторые люди, вероятно, могут справиться с собой без посторонней помощи. Почему бы и нет. Просто мне они не встречались. Взаимодействие с другим человеком, например психотерапевтом, критически важно потому, что высказывание мыслей вслух в безопасной обстановке оказывает гораздо большее воздействие на говорящего, чем простое их думание. Проговаривание слов другому наделяет эти слова значением и нагрузкой, которое в рядовых условиях встречается довольно редко. Акт мысли обычно слишком легковесен. Конечно, заменой специалисту в этом смысле может выступить фиксирование мыслей вовне в форме записей.
И это весьма полезная практика. Но у общения с психотерапевтом есть еще одна важная особенность: другой человек способен направлять ход мыслей в сторону, о которой не знает или не хочет знать сам субъект. Безусловно, не каждая психотерапевтическая сессия ведет субъекта к поразительным откровениям, но там шанс узнать от себя о себе что-то новое в разы выше, чем наедине с самим собой. В конечном итоге целью психотерапии является в том числе и обучение человека такой рефлексии, которая сможет в достаточной степени заменить ему взаимодействие со специалистом. То есть пресловутый самоанализ без терапевта — это желательный исход психотерапии, но без нее на достижение такого результата может уйти несравнимо больше времени и сил, чем при ее наличии. Внимание! В следующей части статьи должны были появиться комментарии большего числа профессионально рефлексирующих людей. Увы, в нелегкой битве за ответ на вопрос о том, чем самоанализ отличается от самоедства и как не дать одному перейти в другое, нескольких мы потеряли.
Один философ не смог выбраться из депрессии, один поэт «очень хотел, но не смог», одна современная художница обнаружила себя в «той точке, откуда сложно понять», а два писателя уже в процессе написания ушли в запой — предположительно, вместе. Считаем статистику крайне показательной и потому приводим ее здесь. Слово тем, кто справился. Михаил Климин, философ, куратор, библиофил Для меня самоанализ — это критический и бескомпромиссный взгляд, направленный на самого себя. В качестве образца я предложил бы взять две добродетели американских масонов из общества «Череп и кости»: публичную исповедь и мастурбацию в гробу. То есть умение быть правдивым перед собой и окружающими и отсутствие страха смерти. За последние годы я заглянул в самые потаенные уголки собственных воспоминаний, многое вывел на чистую воду. Часто было неприятно, но благодаря этому теперь у меня нет бесполезных мыслей о прошлом. Понимая логику событий из прошлого, можно получить понимание того, как надо вести себя в настоящем и будущем.
Как раз это и зовется рефлексией. Многие личные вещи я фиксирую в публичном дневнике, многое обсуждаю с друзьями. В сущности, все наши «проблемы», неуверенность в себе — лишь морок, который нас дурманит и в действительности ничем серьезным не является. Вообще, самоанализ — это в первую очередь массовый продукт советской культуры 50-х и 60-х годов. Именно в советской литературе и советском кино того времени главный герой постоянно рефлексирует о гармоничном формировании своей личности. Отличительной чертой такого дискурса оказывается то, что герой должен догадаться сам, как правильно поступить и кем в конечном счете стать. В западной культуре такой подход обычно приводит героя к декадансу. Чтобы показать грань между самоанализом и самоедством, приведу в пример советский фильм «Лебедев против Лебедева» (1965). Главный герой — молодой инженер — постоянно пребывает в самоанализе, но выражено это в такой форме, что сейчас мы это кино назвали бы сюрреалистическим или протолинчевским. Лебедев, пытаясь обрести в Лебедеве настоящего человека, именно «загоняется», причем с эстетической точки зрения загоняется шизофренически.
«Опять это недовольство собой!» — говорит Лебедеву его отражение в зеркале. Когда человеку не хватает воли, когда его внутренний стержень мягок, как гениталии Чикатило, возникает «загон» — человек начинает пожирать сам себя. В итоге он превращается в нечто вроде Фарятьева, еще одного (анти)героя советского кино. Такой Фарятьев живет в лимбе между жизнью и смертью, в своеобразном аду Сведенборга — он и жив и мертв одновременно. Запутавшемуся в себе, чуждому всему земному, ему только и остается, что бродить на туманных пустошах и призывать всех сойти с Земли. Ну а потом остается и вовсе одно — бежать к психоаналитику, ставшему в наше время чем-то вроде ментального падальщика, вроде рыбки, съедающей лишнюю кожу ног на специфическом сеансе массажа в экзотической стране. Вика Привалова, кино- и театральный режиссер, мультипликатор Я — то, что я делаю, и моя рефлексия обычно связана с тем, что у меня получилось сделать/создать или нет. И самоанализ, и анализ моих произведений, поступков — для меня одно и то же.
А еще я из тех людей, кто ложится на кровать после события (спектакля, показа кино) и причитает: «Всё очень плохо. Я не изобрела ничего нового». Самоедство — это когда чересчур? Я не знаю, каков уровень нормальности, но я недовольна конечным результатом работы почти всегда, хотя никогда не оставляю дело незавершенным. Например, взять спектакль. Очень часто премьера далека от того, что есть в голове и что, собственно, хотелось сказать. Но нужно найти в себе силы доделать начатое, что-то изменить уже в процессе. Благо театр позволяет менять на ходу. Например, при работе над «Совместными переживаниями» и «Тихой революцией» многие точные и живые вещи появились после премьеры, в процессе. Так что рефлексия — наше всё. В кино другой, более концентрированный процесс работы. На каждую минуту времени приходится по 10 решений. И после завершения ничего изменить нельзя. Я уже сняла несколько коротких фильмов, клипов, но я все еще в моменте «пишу сценарий всей моей жизни, не могу ничего снимать». Поэтому я очень люблю делать мультики: помимо разочарования в себе есть возможность почувствовать себя ребенком и хотя бы посмеяться.
Наверное, каждый художник страдает. По разным причинам. Мне все время кажется, что «могла бы и лучше». И тогда я сажусь и думаю, что нужно сделать. Иногда сначала реагирую, а потом анализирую свои реакции. Но не держу ничего в себе. Стараюсь. Хочется поплакать после репетиции — я плачу, не хочется — ну хорошо. Я очень отзывчива на собственные ощущения. По-моему, рефлексия — это в первую очередь про честный и откровенный разговор с самим собой. Здоровый и нужный процесс переосмысления. Нужно учиться слышать свои запросы, реакции, желания и эмоции. Честно сказать себе, кто ты (здесь-и-сейчас) и что делаешь. Расскажу случай. Про один из моих любимых загонов — «все такие супер, а я нет». Недавно я ходила на вечеринку, точнее собрание, но веселое и полезное, — салон TedxSadovoeRing. Темой обсуждения был искусственный интеллект. Сейчас мы делаем спектакль, и мне эта тема нужна, важна и интересна. За час до мероприятия у меня случилась паника. Я стояла в носках и не могла сдвинуться с места, потому что начала представлять, какие там все умные и будут смотреть на меня.
А вдруг меня спросят, а я же могу чего-то не знать, да и я кто. Понимаю: инженер — вот это профессия! А я?.. Не знаю, откуда это все «повылазило», но я очень внимательно отнеслась к той ситуации. И отстрадала эти ощущения с начала до конца. В итоге я прихожу, а там невероятно открытые люди, улыбаются. Даже был парень, который видел «Совместные переживания» и узнал меня. Я очень боялась идти, а получилось одно из самых интересных мероприятий для меня за последнее время. Я потом долго смеялась над этим и рассказывала друзьям. Но загоны — это одно дело, а невроз — все-таки диагностированное невротическое расстройство. Недавно я прошла курс лечения от депрессии. Я описывала это у себя на странице. В моем случае проблема была физиологической. После операции в 2015 году и приема невероятного количества антибиотиков моя печень не справилась. А это, оказывается, может стать причиной депрессивных расстройств. После курса гепапротекторов я стала бодрячком. Чтобы понять, что у тебя депрессия или невроз, надо уделить себе время, обратить внимание на организм в целом и обратиться за помощью.
Причины депрессии или расстройства могут быть физиологическими — это важно понять. Мне удалось вовремя заметить, что что-то не так. Конечно, помогли и близкие друзья. Клим Козинский, кино- и театральный режиссер Есть сказка про первобытного человека и пламя: огонь дает тепло, но, пытаясь его обнять, человек обжигается, а забросив его, умирает от холода, потому что пламя гаснет. Для меня эта сказка — о признаке человеческого. Сознание — это как раз то, что дает возможность не подходить слишком близко и не отходить слишком далеко. Рефлексия — неотъемлемая его часть. Самоанализ в корне отличается от самоедства тем, что предполагает выстраивание собственных индивидуальных критериев для последовательного развития на материале личного опыта. Самоедство же возникает вследствие желания подстроиться под уже существующие, кем-то предложенные критерии, в том числе под свои собственные, но уже неактуальные. То есть желание поддаться дурной принципиальности. А это абсолютно бестолковое дело. С огнем надо быть аккуратным. Ему требуется правильный уход. 1. Постоянное внимание, иначе каждый раз придется разжигать его заново. 2. Нужно заранее сушить сырые ветки. То есть учитывать время, необходимое для того, чтобы ситуация перестала быть острой. Бросать мокрые ветки в костер — значит понапрасну дымить, да и толку от костра будет не много. 3. Следует оградить костер так, чтобы он случайно не спалил лес. Ну, и чистоплотность — некоторые вещи, такие как пластик, в костер бросать не нужно, их сразу в мусор. Можно прочесть сколько угодно книг о том, как правильно обустроить костер, но на деле ты всегда сам на сам, а мир более непредсказуем, чем его описывают в книгах. К сожалению или к счастью, он постоянно меняется, и надо быть к себе чутким и разрешать себе быть разным. В конечном счете нам всем еще только предстоит узнать, кто же мы такие. Саша Повзнер, современный художник — Саша, чем, по-вашему, самоанализ отличается от самоедства? — На мой взгляд, разница — в наличии или отсутствии оценок. Самоанализ не дает оценок. Самоедство — это негативная оценка. — А случается ли, что самоанализ переходит в самоедство? — Конечно, я в этом живу. — Как справляетесь? — Помогает осознанное действие. Источник: Журнал «Нож»

Катарсис Определение и значение — Merriam-Webster

ка · тар · сис kə-ˈthär-səs 

1

а

: очищение или избавление от эмоций (таких как жалость и страх) главным образом посредством искусства

б

: Очистка или чистка, которое приводит к духовному обновлению или освобождению от напряжения

2

: Устранение комплекса путем его сознания и предоставления его выражения

3

: . Вы знали?

Катарсис и катарсик восходят к греческому слову kathairein , что означает «очищать, очищать». Катарсис вошел в английский язык как медицинский термин, связанный с очищением тела — и особенно кишечника — от нежелательных веществ. Прилагательное катарсический вошло в английский язык со значением, описывающим такое физическое очищение. Людям не потребовалось много времени, чтобы начать использовать эти слова образно в отношении эмоционального освобождения и духовного очищения.

Примеры предложений

Она научилась испытывать катарсис, делать глубокий вдох и двигаться дальше. … она больше не зацикливается на негативе. Селена Робертс, 9 лет0033 New York Times , 24 июня 2001 г. … недоброжелательность выражается в его решении не появляться в зале суда, тем самым лишая некоторых жертв его пыток катарсиса, заставляющего его выслушать их истории выживания. Джордж Ф. Уилл, Newsweek , 25 мая 1987 г. … нужен катарсис. Если вы проиграете все это во второй раз, вы можете стереть часть боли, как вы стираете пластинку повторным воспроизведением. Анатоль Брояр, 9 лет0033 New York Times Book Review , 14 ноября 1982 г. Как только мы вышли из ворот Белого дома, я увидел это море лиц. … Я хотел плакать по ним и с ними, но нельзя было допустить катарсиса слез. Леди Берд Джонсон 24 ноября 1963 г., в Дневник Белого дома , 1970

Актерство для нее средство катарсиса . Живопись для меня — это катарсис . Узнать больше

Недавние примеры в Интернете После холодного открытия, которое служит печальным катарсисом для актеров, режиссеров и зрителей, Летиция Райт берет на себя роль технического гения Шури, которая борется с гневом после смерти своего брата. Квинчи Легарди, 9 лет0033 Harper’s BAZAAR , 13 ноября 2022 г. Его тщеславие состоит в том, что само существование этих фильмов изменило жизнь, потому что афроамериканские кинозрители, наконец, испытали катарсис зеркала на большом экране. Оуэн Глейберман, Variety , 9 октября 2022 г. Но его стиль не поддается грандиозному катарсису романтической трагедии; как и в его более ранних операх, эффект скорее интеллектуальный, чем эмоциональный. Хайди Валесон, 9 лет0033 WSJ , 13 сентября 2022 г. Музыка может предложить катарсис всех видов, но сладкие звуки не сократят долгий путь впереди. Ханна Эдгар, Chicago Tribune , 17 июля 2022 г. Кто не был обижен, спрашивает драматург, или испытал катарсис , когда кто-то на экране или на сцене торжествующе мстит? Вашингтон Пост , 11 мая 2022 г. После катарсиса эпизода прошлой недели, в котором совет племени вызвал душераздирающее обсуждение расы в игре, это было возвращение к прямолинейному игровому процессу. ал , 4 мая 2022 г. Блен-Круз рассказал о том, почему эта пьеса находит отклик сейчас, как этот актерский состав отражает сложность мира и специфический и радикальный катарсис пьеса предлагает всем. Лиз Аппель, Vogue , 28 апреля 2022 г. Это осознание было жестоким и прекрасно смиряющим катарсисом этой главы. Джессика Николсон, Billboard , 13 января 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «катарсис». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Новая латынь, от греческого katharsis , от kathairein очищать, очищать, от katharos

Первое известное использование

около 1775 года, в значении, определенном в смысле 3

Путешественник во времени

Первое известное использование катарсиса было около 1775 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

катарсис

катринское колесо

катарсис

Катарты

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Катарсис.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/catharsis. По состоянию на 18 ноября 2022 г.

Копия цитирования

Медицинское определение

катарсис

CA · THAR · SIS

1

: Purgation

2

: Устранение комплекса, доведя его до сознания и предоставив его выражение

Сравнение Abreaition

от Merriam-Webster на

. катарсис

Английский: перевод катарсис для говорящих на испанском языке

Britannica English: перевод катарсис для говорящих на арабском языке

Britannica.com: Энциклопедическая статья о катарсис

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

определение катарсиса в «Свободном словаре»

пл. катарсы (-sēz)

1. Лекарства Очищение, особенно пищеварительной системы.

2. Очищающее или образное очищение от эмоций, особенно жалости и страха, описанное Аристотелем как воздействие трагической драмы на аудиторию.

3. Снятие эмоционального напряжения, как после пережитого, которое восстанавливает или освежает дух.

4. Психология

а. Техника, используемая для снятия напряжения и беспокойства путем пробуждения подавленных чувств и страхов.

б. Терапевтический результат этого процесса; абреакция.


[новая латынь, от греческого katharsis, от kathairein, до purge , от katharos, чистый .]

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Catharsis

(kəˈθːsɪs)

N , PL -SES

1. (литературно -литературные критические термины) (в Аристалианской литерарной критике) и страх, как в трагедии

2. (Психоанализ) психоанальный привнесение подавленных идей или переживаний в сознание, что снимает напряжение. См. также abreaction

3. (Медицина) очищение, особенно кишечника

[C19: Новая латынь, от греческого katharsis, от kathairein очищать, очищать]

Dictionary – Complete Collins and English Dictionary – Completed Collins and English Dictionary , 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers, 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

ca•thar•sis

(kəˈθɑr sɪs)

н., пл. -ses (-siz)

1. очищение от эмоций или снятие эмоционального напряжения, особ. посредством произведения искусства, как трагедии или музыки.

2. Мед. чистка.

3. Психиатрия. разрядка подавленных или сдерживаемых эмоций, приводящая к облегчению симптомов или устранению состояния.

[1795–1805; < новая латынь < греческий kátharsis очищение, производное от katharós чистый]

Random House Словарь Kernerman Webster’s College Dictionary, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991 Random House, Inc. Все права защищены.

катарсис

(в аристотелевской концепции искусства, особенно в отношении трагической драмы) очищение от эмоций, традиционно считающихся эмоциями жалости и страха. См. также психологию.

См. также: Драма

-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

катарсис

Высвобождение сдерживаемых чувств и подавленных эмоций после того, как субъект начал говорить о проблемах во время анализа.

Словарь незнакомых слов от Diagram Group Copyright © 2008 by Diagram Visual Information Limited

ТезаурусАнтонимыРодственные словаСинонимы Легенда:

Перейти к новому тезаурусу

Существительное 1. катарсис — (психоанализ) очищение от эмоционального напряжения избавление от отложений или других нежелательных элементов

глубинная психология, психоанализ, анализ — совокупность приемов исследования скрытых мотивов и метод лечения различных психических расстройств; на основе теорий Зигмунда Фрейда; «его врач рекомендовал психоанализ»

2. катарсис — очищение организма с помощью слабительного для стимуляции опорожнения кишечника удаление осадка или других нежелательных элементов

Основано на WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

катарсис

сущ. освобождение, очищение, очищение, очищение, очищение, отреагирование Письмо действовало как катарсис для всех его болезненных чувств.

Тезаурус английского языка Коллинза — полное и полное, 2-е издание. 2002 © HarperCollins Publishers 1995, 2002

катарсис

существительное

Тезаурус Роже Американское наследие®.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts