Что значит ян и инь: Инь и ян • Arzamas

Инь и ян | это… Что такое Инь и ян?

У этого термина существуют и другие значения, см. Инь.

У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.

Даосскаямонада, изображающая концепцию Инь-ян

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности[1].[неавторитетный источник? 549 дней]

Содержание

  • 1 Философская концепция
  • 2 Пять стихий как порождение Инь и Ян
  • 3 Аналогичные понятия в других учениях
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об

инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются[2]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а

ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Основная статья: У-син

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) —

у-син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

  • Пуруша и Пракрити — фундаментальные понятия индуизма. Мужское и женское начала.
  • Анима и анимус — термины, введённый в психологию Юнгом. Мужское и женское начала.
  • Ор и кли (свет и сосуд) в каббале — две стороны одного действия, корень которого — взаимодействие Творца и творения.

См. также

  • Китайский гороскоп

Примечания

  1. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей — М: «Balbe», 2003.
  2. Сиро Мацуоки Начало Инь и Ян//Прикладная макробиотика.

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С.  А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

Инь — ян | Синология.Ру

Тематический раздел

Статьи

История

Философия

Мифология

Религия

Наука

Методологические науки

Традиционная наука

Искусство

Декоративно-прикладное искусство

Изобразительное искусство

Литература

Музыка

Опера

Процессуальное искусство

Театр

Сказы

Кино

Социология

Экономика

Образование

Архитектура

Политология

Семиотика

Филология

Тангутоведение

Источниковедение

Да сюэ

Ицзинистика

Ли цзи

Лунь юй

Хоу Хань шу

Хуаянь цзинь шицзы

Цзо чжуань

Ши цзи

Шу цзин

Янь те лунь

Базы данных

Археология

Нумизматика

Экология

Этнология

Право

Регионоведение

Внутренняя Монголия

Синьцзян

Тайвань

Тибет

Сравнительная антропология

История синологии

In memoriam

Переводы

Рецензии

Сборники

Архив российской китаистики

Том I

Том II

В пути за Китайскую стену

Синологи мира к юбилею С. Кучеры

Синьхайская революция

Сборники материалов конференций

Общество и государство в Китае

Указатель. I-XL

Index. I-XL

Том XLVII

Том XLVI

Том XLV

Том XLIV

Том XLIII

Том XLII

Том XLI

Том XL

Том XXXIX

Том XXXVII

Том XXXV

Том XXXIV

Том XXXIII

Том XXXII

Том XX

Том XVIII

История Китая

2007 год

СМИ


陰陽 Инь — янодна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутр. и внеш., нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологич. значения инь—ян — теневой и солнечный склоны холма или берегá реки.

В «Го юй» (V–III вв. до н. э.) инь—ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци [1]) — соответственно «земная» и «небесная», нарушение порядка взаимодействия к-рых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.) с взаимодействием инь — ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В «Чжуан-цзы» (IV в. до н.э.) инь—ян связаны с категориями «Дао дэ цзина» «покой» и «движение» (см. Дун цзин). В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотического» — хунь дунь) единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» (вань у) («Дао дэ цзин»). В процессуальном аспекте главный закон инь—ян — дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь [1], одно ян [1] — это и есть дао» («Си цы чжуань», IV в. до н.э.). Наивно-диалектич. представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь—ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь—ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире.

Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь [1], и любая сторона ян [1] в свою очередь делятся на инь—ян и т. д.: «внутри инь [1] имеется ян [1], внутри ян [1] имеется инь [1]» («Хуан-ди нэй цзин», «Су вэнь», цз. 1, гл. 4). Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тыс. до н.э. и впервые была систематически изложена в «Чжоу и», где инь—ян названы «двумя образцами» (лян и), рожденными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа [2]) — прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь—ян (Иньян-цзя), а Дун Чжун-шу (II в. до н.э.) синтезировал ее с учением о «пяти элементах» (у син), что в дальнейшем стало основой практически всех филос. и науч. построений.

Уже в «Си цы чжуани» действие инь—ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в т.ч. распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжун-шу перенес идею инь—ян также на категории социальной оценки — моральные качества, награды и наказания: «Все дурное исчерпывается в инь [1], все доброе — в ян [1]»; «в ян [1] — высокое начало, в инь [1] — низкое» («Чунь цю фань лу»).

Чжоу Дунь-и (XI в.) связал рождение инь—ян с динамикой «движения» и «покоя» собственно «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь—ян, реализующихся в «пневме». Ван Фу-чжи (XVII в.) акцентировал «взаимопроникновение» инь—ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь—ян продолжает играть важную роль в теории кит. медицины.

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972-1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.

Литература:
3авадская Е.В. Тень как философско-эстетическая категория // ТПИЛДВ. М., 1974. С. 47–59; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 138; Рубин В.А. Древнекитайская космология и теория фа-цзя: Концепции у-син и инь–ян // Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и». Киев, 2001. С. 179–213; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, указатель; Лю Сюнь-шэн. Инь ян-сюэ (Учение об инь ян). Тайбэй, 1979; Пан Пу. Инь ян у син тань юань (Исследование истоков [концепций] инь ян и «пяти элементов ») // Чжунго шэхуй кэсюэ. 1984,. № 3; Graham A.C. Yin/Yang and the Nature of Correlative Thinking. Singapour, 1986; Lee Jung Young. The Yin-Yang Way of Thinking // Asian Christian Theology: Emerging Themes. Phil., 1980. Р. 81–88.
 
Cм. также лит-ру к ст. «Чжоу и», Сяншучжи-сюэ.

Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 271-272.


В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п. Среди древнейших подобных парных символов,  нек-рые ученые (шведский китаевед Б. Карлгрен) выделяют раковины-каури (бэй [], женское начало — инь) и нефрит (юй, мужское начало — ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила, по мнению Б. Карлгрена, иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов. Не позднее эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать Небо как воплощение ян, а Землю — инь. Весь процесс миросозидания и бытия рассматривался китайцами как результат сбалансированного взаимодействия, включающего взаимопорождение и противоборство инь и ян, к-рые, отталкиваясь,  стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние Неба и Земли. Система инь и ян была основой древнего и средневекового кит. мировоззрения, широко использовалась даосами и в нар. религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т.п.
 
Литература:
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 80–82; Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. М., 1975, с. 16–18; Гране М. Китайская мысль. М., 2004, с. 82–102.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. — 2007. — 869 с. С. 471.


Авторы: Кобзев А.И., Рифтин Б.Л.

 

Новые публикации на Синологии.Ру

И ЦЗИН. По материалам лекции И. Б. Бурдонова в библиотеке им. Волошина 31 марта 2023

Изменение сюжетов романа «Троецарствие» в результате экранизации

Скрытые смыслы «Шу-цзина»

Некоторые результаты сопоставления лексики Шу-цзина и надписей на бронзе Западной Чжоу (1027–771) при помощи количественного метода

Термины. Р — С


Синология: история и культура Китая




Инь Ян Значение — В Любви, В Жизни, В Дружбе, Балансе

Истоки инь и ян восходят к древней китайской философии. Символы Инь и Ян представляют собой две половинки, которые вместе составляют целостность. Значение инь-ян на протяжении веков наполняет каждый аспект китайской космологии, астрологии, гадания, медицины, искусства и управления.

*Отказ от ответственности: мы можем получать комиссию за рекомендуемые продукты/услуги через наши партнерские ссылки без каких-либо дополнительных затрат для вас.

 

происхождение символа Инь и Ян

Символ происходит из даосизма, основанного на вере в то, что все во вселенной содержит две силы: инь и ян. Инь символизирует темную, пассивную, женскую силу, а Ян символизирует светлую, активную, мужскую энергию. Говорят, что оба они исходят из Великого Предельного (тайцзи), влияя на процессы во вселенной и на все, что в ней есть. Инь относится к «закрытой двери, темноте и южному берегу реки и северной стороне (или тенистой стороне) горы», а ян относится к «высоте, яркости и южной стороне (или солнечной стороне) горы.

 

Что означает символ Инь-Ян?

Символ Инь и Ян напоминает нам, что все в жизни содержит две противоположности, и для сохранения баланса нам нужно найти способ гармонично работать с обеими сторонами. Инь-ян также является метафорой различных аспектов нашей личности. У всех нас есть светлая и темная стороны, и важно найти способ сбалансировать их.

Инь и Ян (или 陰 и 陽 в традиционных китайских иероглифах) — это напоминание о том, что в жизни нет ничего по-настоящему черного или белого, и всегда будет серая зона. «Кривая s» инь-ян символизирует, как взаимодополняющие силы инь и ян взаимосвязаны и постоянно «вливаются и перетекают» друг в друга. Когда ян набухает в верхней части круга, инь сжимается, а когда инь набухает в нижней части круга, ян сжимается.

 

Символизм Инь и Ян

Тайцзиту символизирует Инь-Ян, также известный как «Символ Инь и Ян» или «Абсолютный Символ». Тайдзиту представляет собой круг, разделенный на две половины изогнутой линией. Верхняя половина белая и представляет Ян, а нижняя половина черная и представляет Инь. Тайдзиту также является представлением того, как инь и ян взаимодействуют друг с другом. Инь и Ян всегда в движении, постоянно движутся и меняются. В инь есть немного ян, а в ян есть немного инь.

Инь и ян присутствуют во всем, что составляет вселенную, включая солнце (аспект ян) и луну (аспект инь). Эти две силы находятся в постоянном противостоянии, но также нуждаются друг в друге для поддержания динамического баланса. Инь-ян присутствует днем ​​и ночью, горячим и холодным, огнем и водой. Все эти вещи не могут существовать без оппозиции. Инь и Ян также присутствуют в пяти элементах китайской философии: дереве, огне, земле, металле и воде.

 

Линии Инь и Ян

И Цзин можно использовать для гадания, когда разные гексаграммы и последовательности имеют разное значение. В «И Цзин» инь и ян представлены тремя горизонтальными линиями: линии инь прерывистые, а линии ян сплошные. Различные комбинации линий инь и ян привели к созданию 64 гексаграмм. Каждая половина разделена не прямой линией, а идеально ровной вогнутой параболической S-образной кривой.

 

Примеры Инь и Ян

Принцип Инь и Ян заключается в том, что все вещи существуют как неразделимые и противоречивые противоположности. Есть много примеров инь и ян в мире природы. Некоторые из них включают день и ночь, зимнее и летнее солнцестояние, жару и холод, огонь и воду. Даже в наших телах есть энергии инь и ян.

Инь-ян представляет собой наблюдение тени Земли на Луне и запись положения созвездия Большой Медведицы в течение года. Эти наблюдения составляют четыре точки компаса:

  • Солнце встает на востоке и
  • Солнце садится на западе.
  • Направление самой короткой измеренной тени — юг.
  • Ночью полярная звезда указывает на север.

 

Инь и Ян в китайской медицине

Инь-ян играет ключевую роль в традиционной китайской медицине. Ранний медицинский текст, известный как «Хуанди Нэйцзин» («Классика внутренней медицины Желтого императора»), содержит подробный отчет о физиологических функциях и патологических изменениях в организме, а также рекомендации по диагностике и лечению с точки зрения инь-ян. Жители Запада могут использовать инь-ян при обсуждении концепций баланса для достижения гармонии в своей практике восточных философских или медицинских традиций, таких как тайцзи, фэн-шуй или акупунктура.

В китайской медицине инь и ян описывают противоположные силы, из которых состоит человек. Иглоукалывание основано на вере в то, что дисбаланс потока ци может вызвать болезнь. Введение иголок в определенные точки на меридианах позволяет восстановить равновесие и укрепить здоровье. Ци течет по телу по системе 12 каналов, называемых меридианами, каждый из которых связан с отдельным органом.

 

Инь и Ян в йоге

В йоге инь и ян представляют две стороны нашей природы: физическую и духовную. Инь-йога — это медленная практика, направленная на удлинение и снятие напряжения в соединительных тканях. Этот тип йоги заземляет и помогает сбалансировать энергию тела. Ян-йога — это более активная практика, которая способствует развитию силы и гибкости. Этот тип йоги помогает создать тепло в теле и заряжает энергией. Инь-ян-йога, также называемая парной йогой, полезна во время беременности, когда оба партнера работают вместе, чтобы создать баланс.

Инь и Ян помогут вам найти баланс в жизни вне мата. Вы можете использовать символ инь-ян в качестве напоминания о том, что нужно уделять время физической активности и спокойствию, балансировать между работой и игрой, активностью и отдыхом или другими равными противоположностями в вашей жизни. Поиск баланса — это непрерывный процесс, но инь и ян могут быть полезными инструментами в вашем путешествии.

 

Обретение баланса через Инь и Ян

Инь и Ян можно использовать для достижения баланса во всех сферах жизни. Узнав об энергиях инь и ян, присутствующих в вашей жизни, вы сможете начать делать выбор, который поможет вам достичь более сбалансированного состояния. В китайской медицине инь и ян описывают противоположные силы, составляющие человеческое тело. Дисбаланс инь и ян может привести к болезни.

1. Осознайте энергию инь и ян своей жизни.

2. Делайте выбор, который поможет вам достичь более сбалансированного состояния.

3. Используйте символы инь и ян в качестве напоминания о необходимости найти баланс во всех сферах жизни.

4. Стремитесь к гармонии между физическим и духовным с помощью практик йоги, сосредоточенных на энергиях инь и ян.

5. Подарите символ инь и ян тому, кто вам небезразличен, чтобы побудить его найти баланс в собственной жизни.

6. Повесьте символ Инь-Ян дома или в офисе как напоминание о необходимости найти баланс в своей жизни.

7. Носите украшения с символами Инь и Ян, чтобы не забывать сохранять равновесие.

8. Поместите символ Инь и Ян на свой алтарь или место для медитации в качестве напоминания о необходимости искать гармонию в своей духовной практике.

Инь и Ян — две половинки, составляющие единое целое. Вы можете создать гармонию в своей жизни, найдя баланс между этими двумя энергиями.

 

РЕСУРСЫ ПО МЕДИТАЦИИ ANAHANA

ВИКИС ПО МЕДИТАЦИИ

Медитация на чакры

Техники медитации

Медитация сканирования тела

900 02 Управляемая медитация от беспокойства

Медитация для детей

Утренняя медитация

Медитация осознанности

Медитация во сне

Связь разума с телом

Медитация благодарности

Медитация от беспокойства

Медитация под руководством

Ночная медитация

Самосознание

Трансцендентальная медитация

Медитация визуализации

Медитация любящей доброты

Как медитировать

Медитация при ходьбе

 

БЛОГИ О МЕДИТАЦИИ

Как медитация помогает при стрессе

Как медитация меняет мозг

Как работает медитация

Музыка для медитации

Подарки для медитации

Польза от медитации

Что такое медитация?

Что такое внимательность?

Приложения для медитации

Медитация для начинающих

Медитация без дела

Что такое Тай Чи?

Значение Инь Ян

 

Ссылки

Значение Инь и Ян: история, примеры + 5 способов найти баланс | mindbodygreen

Инь и Ян: символическое значение и связь с йогой

Ябуути, Киёси. «Китайская астрономия: факторы развития и ограничивающие факторы». В китайской науке: исследования древней традиции, ред. Шигеру Накаяма и Натан Сивин (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 19 лет).73), 91-103.

Иньян (Инь-ян) | Internet Encyclopedia of Philosophy

Yinyang ( yin-yang ) является одним из доминирующих понятий, разделяемых различными школами на протяжении всей истории китайской философии. Как и во многих других китайских философских понятиях, влияние инььян легко заметить, но его концептуальные значения трудно определить. Несмотря на различия в толковании, применении и присвоении иньян , три основные темы лежат в основе почти всех применений этой концепции в китайской философии: (1) инььян как целостная ткань природы и разума, проявляющаяся во всем сущем, (2) инььян как цзяо (взаимодействие) между рост и убыль космического и человеческого царств и (3) инььян как процесс гармонизации, обеспечивающий постоянный, динамический баланс всех вещей. Как утверждает Чжуанцзы ( Чжуан-цзы ), « Инь в своей высшей форме замерзает, а ян в своей высшей форме кипит. Холод исходит от неба, а тепло исходит от земли. Взаимодействие этих двух устанавливает и (гармонию), поэтому оно порождает вещи. Возможно, это закон всего, но форма не видна» ( Чжуанцзы, Глава 21). Ни в одной из этих концепций иньян нет ценностной иерархии, как если бы инь можно было абстрагировать от ян (или наоборот ), считается высшим или считается метафизически отделенным и отличным. Вместо этого инььян символизирует равенство ценностей, уходящее корнями в единую, динамичную и гармоничную структуру космоса. Как таковая, она служила эвристическим механизмом для формулирования целостного взгляда на мир на протяжении всей интеллектуальной и религиозной истории Китая.

  1. Происхождение терминов Инь и Ян
  2. Школа Иньян
  3. Иньян как Ци (Жизненная энергия)
  4. Yinyang as Xingzi (бетонное вещество)
  5. Иньян Символ
  6. Ссылки и дополнительная литература

1.

Происхождение терминов инь и ян

Самые ранние китайские иероглифы, обозначающие инь и ян , встречаются в надписях, сделанных на «костях оракула» (останках скелетов различных животных, использовавшихся в древних китайских практиках гадания, по крайней мере, как в начале 14 века до н. В этих надписях инь и ян просто являются описаниями природных явлений, таких как погодные условия, особенно движение солнца. Есть солнечный свет днем ​​( ян ) и недостаток солнечного света ночью ( инь ). Согласно самому раннему всеобъемлющему словарю китайских иероглифов (ок. 100 г. н.э.), Сюй Шэнь Shuowen jiezi Объяснение однокомпонентных графов и анализ сложных символов »), инь относится к «закрытой двери, тьме и югу». берегу реки и северной стороне горы». Ян относится к «высоте, яркости и южной стороне горы». Эти значения инь и ян возникли в повседневной жизни первых китайцев. Крестьяне зависели от солнечного света для освещения и повседневной жизни. Когда выходило солнце, они шли в поле работать; когда солнце садилось, они возвращались домой, чтобы отдохнуть. Этот распорядок дня, основанный на солнечном свете, очевидно, привел к концептуальному утверждению: ян — это движение ( дон 9).0186 ) и инь это отдых ( цзин ). В своих первых употреблениях инь и ян существовали независимо друг от друга и не были связаны. Первое письменное упоминание об использовании этих двух иероглифов вместе появляется в стихе из Shijing (Книга песен) : «Рассматривая пейзаж на холме, ища yinyang ». Это указывает на то, что ян — солнечная сторона, а инь — теневая сторона холма. Этот эффект солнца существует в то же время над холмом.

2. Школа Иньян

Согласно Сыма Тану (Ссу-ма Тан, ок. 110 г. до н. э.), существовала школа обучения во времена «Весны и осени» (770–481 гг. до н. э.) и «Воюющих царств» ( 403-221 до н.э.) периоды, носившие название иньян . Он перечисляет эту школу инььян наряду с пятью другими (конфуцианская, мохистская, законническая, фаталистская и даосская) и определяет ее теорию как «исследование шу [искусства] инь и ян 9».0186 ». По его словам, эта школа сосредоточилась на предзнаменованиях удачи и исследовала закономерности четырех времен года. Другими словами, школа инььян была связана с методами гадания или астрономии (дисциплины, которые не отличались друг от друга в раннем Китае, как и везде в древнем мире) и искусства календаря (которые подразумевали изучение четырех времен года, восемь местоположений, двенадцать дю [меры] и двадцать четыре шицзе [периоды времени]). Как и конфуцианцы ( rujia ) произошли из рядов руши («джентльмены-ученые»), которые преуспели в ритуалах и музыке, ученики школы иньян произошли от фанши («джентльмены-рецепты»), которые специализировались на различных нумерологические дисциплины, известные как шушу («искусство чисел»). Эти шушу включали тянвэнь (астрономия), липу (ведение календаря), усин («пять фаз» коррелятивной теории), чжугуай (гадание по панцирю черепахи), зажа (гадание) и синфа (чтение по лицу). В хронике династии Хань Шицзи (Записки историка) Цзоу Янь (305–240 до н. э.) упоминается как представитель школы иньян , обладавший глубоким знанием теории иньян и написавший около ста тысяч слов. в теме. Однако ни одна из его работ не сохранилась.

Династия Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.), иньян был связан с усин («пять фаз») коррелятивной космологии. Согласно главе «Великий план» Shujing ( Classic of Documents ), wuxing относится к материальным субстанциям, обладающим определенными функциональными свойствами: вода, как говорят, впитывается и опускается; говорят, что огонь пылает и восходит; говорят, что древесина кривая или прямая; говорят, что металл подчиняется и изменяется; Земля, как говорят, берет семена и дает урожай. Wuxing используется как набор нумерологических классификаторов и объясняет конфигурацию изменений в различных масштабах. Так называемая 9.Учение 0185 yinyang wuxing — «ранняя китайская попытка в направлении разработки метафизики и космологии» (Chan 1963: 245) — представляло собой сплав этих двух концептуальных схем, примененных к астрономии и магическим искусствам.

3. Инь-ян как ци (жизненная энергия)

Наиболее устойчивая интерпретация инь-ян в китайской мысли связана с концепцией ци ( чи , жизненная энергия). Согласно этой интерпретации, инь и ян рассматриваются как ци (в формах инь и ян ), действующих во вселенной. В главе «Герцог Шао» книги Zuozhuan ( Книга истории ) инь и ян впервые определены как два из шести небесных ци :

Есть шесть небесных влияний [ qi ], которые нисходят и производят пять вкусов, выходят в пяти цветах и ​​подтверждаются пятью нотами; но когда они в избытке, они производят шесть болезней. Эти шесть влияний называются 9.0185 инь , ян , ветер, дождь, темнота и яркость. В своем разделении они образуют четыре времени года; в своем порядке они образуют пять (элементарных) терминов. Когда какой-либо из них в избытке, они обеспечивают бедствие. Избыток инь приводит к простудным заболеваниям; ян , к заболеваниям тепла. (Легге 1994: 580).

Здесь инь и ян являются ци вселенной. Эти ци текут как в естественном, так и в человеческом мире. Они являются основной тканью существования:

Небо и земля имеют свои обычные пути, и люди любят их за их образец, подражание блестящим небесным телам и соответствие природным различиям Земли. (Небо и Земля) создают шесть атмосферных условий [ qi ] и используют пять материальных элементов. Эти условия (и элементы) становятся пятью вкусами, проявляются в пяти цветах и ​​отображаются в пяти нотах. Когда их в избытке, наступает мрак и смятение, и люди теряют свою (собственную) природу. .. Были кротость и кротость, доброта и гармония, в подражание производящему и питающему действию Неба. Есть любовь и ненависть, удовольствие и гнев, горе и радость, порожденные шестью состояниями атмосферы [ qi ]. Поэтому (мудрые цари) тщательно имитировали эти отношения и аналогии (при формировании церемоний), чтобы регулировать эти шесть импульсов… Когда нет сбоев в радости и горе, мы имеем состояние в гармонии с природой Неба и Земли, которое следовательно, может терпеть долго. (Легге 1994: 708).

Таким образом, ци , сила, возникающая в результате взаимодействия между инь и ян , становится контекстом, в котором находится и функционирует инььян . Yinyang как qi дает объяснение начала вселенной и служит строительным блоком китайской интеллектуальной традиции. Во многих более ранних текстах можно наблюдать, как yinyang порождает философский взгляд на небо, землю и людей. Глава 42 Laozi говорит, что «все заключено в инь и охватывает ян ; через чун ци [жизненная энергия] она достигает хэ [гармонии]». это через инььян функционирует как ци и взаимодействие между ними приводит к тому, что все возникает. Чжуан-цзы также говорит о « ци из инь и ян »: «Когда ци из инь и ян не находятся в гармонии, и холод и тепло приходят в своевременные пути, все будет пострадать». ( Zhuangzi ch. 31) С другой стороны, «когда у двоих будет успешный половой акт и они достигнут гармонии, все будет произведено». ( Чжуанцзы гл. 21)

Интерпретация инььян как ци рассматривает инььян как динамическую и естественную форму текущей энергии, дополняющую изначальную силу вселенной. Huainanzi предлагает более подробное объяснение космологического процесса инь и ян :

Когда небо и земля были сформированы, они разделились на инь и ян. Ян генерируется [ шэн ] из инь , а инь генерируется из ян . Инь и Ян взаимно чередуются, в результате чего четыре поля [ вэй , «небесные круги»] проникают друг в друга. Иногда есть жизнь, иногда есть смерть, которые приводят к завершению множество дел. (гл. 2)

Этот процесс также объясняет начало человеческой жизни. Когда qi двинулись, ясное и светлое поднялось, чтобы стать небом, а грязное и тяжелое упало, чтобы стать землей. Когда эти двое ци взаимодействовали и достигли стадии гармонии ( хэ ), началась человеческая жизнь. Это показывает, что все сделано из одних и тех же материалов, а разница зависит от взаимодействия.

Ци также принимает различные формы и преобразуется из одной формы в другую с порядком и узором. Концепция инььян обеспечивает единое видение неба, земли и людей и делает мир понятным с точки зрения резонанса между людьми и вселенной. Guoyu ( Беседы о штатах ) описывает, как землетрясения происходили в месте слияния рек Цзин, Вэй и Лу во время второго года правления герцога Ю западной династии Чжоу. Некий Боян Фу утверждает, что империя Чжоу обречена на крах, объясняя это тем, что

ци неба и земли не может потерять свой порядок. Если его порядок исчезнет, ​​люди будут дезориентированы. Ян застрял и не мог выбраться, инь был подавлен и не мог испариться, поэтому землетрясение было неизбежно. Теперь землетрясения вокруг трех рек происходят из-за ян теряет свое место, а инь прижимается. Ян заброшен под инь , поэтому источник рек был заблокирован. Если фундамент рек будет перекрыт, страна обязательно рухнет. Это связано с тем, что проточная вода и цветущая земля являются необходимостью для жизни людей. Если вода и земля не смогут поддерживать условия жизни людей, страна неизбежно рухнет. ( Дискурс Штатов 1994: 22).

Мало того, что это объяснение со вкусом ¬ инььян претендует на освещение природных явлений, оно также подразумевает наличие внутренней связи между природными явлениями и политическими системами. Люди, особенно политические лидеры, должны согласовывать свои добродетельные действия с нравственно ориентированной вселенной. Если они будут следовать и согласовываться с ( избегать ) порядком и закономерностями вселенной, они будут вознаграждены процветанием и процветанием, но если они идут против и конфликтуют с ( ni ) они будут наказаны бедствиями и разрушениями. Занимается ли человек избеганием или ни , зависит от того, находятся ли инь и ян в состоянии равновесия. Таким образом, инььян обеспечивает эвристический взгляд на человеческое понимание, а также этическое руководство для достижения гармонии в действии. Как утверждает глава 8 Huainanzi :

Yinyang воплощает гармонию неба и земли, проявляет формы бесчисленных вещей, содержит qi для преобразования вещей и завершения различных вещей; инььян расширяется и проникает до самого глубокого уровня; начинается в пустоте, затем становится полным и движется в бескрайних землях.

4. Yinyang as Xingzi (Concrete Substance)

Yinyang также понимается как некоторое конкретное вещество ( xingzhi ), согласно которому yixing и yangxing определяют все во вселенной. В Ицзин ( И-Цзин , Книга Перемен ), иньян представлен как синчжи . Ян отождествлялся с солнцем, а инь с луной:

Небо и земля соотносятся с обширным и глубоким; четыре времени года коррелируют с изменением и непрерывностью [ biantong ]; значение инь и ян соотносятся с солнцем и луной; высшее совершенство [ жиде ] соотносит добро легкости и простоты.( Sishu wujing 1990: 197)

Guanzi, важная работа школы Хуан-Лао, обсуждает эту точку зрения в том же духе: «Солнце отвечает за ян , луна отвечает из инь звезды отвечают за гармонию [ хэ ]». ( Гуаньцзы 2000: 151). Эта интерпретация xingzhi материализует концепцию yinyang в некоторых конкретных контекстах и ​​​​показывает, что вселенная упорядочена, моральна и гендерна. Модель мира написана гендерным языком. Yinyang — это то, что можно увидеть, почувствовать и понять с помощью органов чувств. Например, в Liji ( Book of Ritual ) музыка представляет he (гармонию) неба и земли, а li (ритуал) представляет порядок неба и земли: «Музыка исходит от ян , ритуал исходит от инь . Гармония инььян получает мириады вещей». ( Sishu wujing 1990: 525) В человеческом мире мужчина как ян следует культивировать, иначе день пострадает; женщина как инь тоже должна культивироваться, иначе будет затронута Луна.

Согласно Дун Чжуншу (195-115 гг. до н.э.), и тянь (небо), и люди имеют иньян . Таким образом, существует внутренняя связь между тянь и людьми через движение инь и ян . Yinyang является важным средством взаимодействия между небом и людьми: « ци из инььян движет небом вверху, а также в людях. Когда оно находится среди людей, оно проявляется как нравящееся, не нравящееся, счастливое и безумное, когда оно на небе, оно видится теплым, холодным, холодным и горячим». (Dong Zhongshu 1996: 436) В космологическом видении Дуна вся вселенная представляет собой гигантский инььян . Одним из многих примеров такого видения является предложение Дуна контролировать наводнения и предотвращать засухи посредством надлежащего взаимодействия с людьми. В главе 74 («В поисках дождя») его Роскошные самоцветы весны и осени , Дун утверждает , что весенняя засуха указывает на слишком много ян и недостаточно инь . Поэтому нужно «открыть инь и закрыть ян » (1996: 432). Он предлагает правительству закрыть южные ворота, которые находятся в направлении ян . Мужчины, воплощающие ян , должны оставаться в уединении. Женщины, воплощающие инь , должны появляться на публике. Он даже требует, чтобы все супружеские пары совокуплялись ( ouchu ), чтобы обеспечить больше yinyang общения. Также важно в это время делать женщин счастливыми. (1996: 436) В главе 75 («Остановка дождя») Донг утверждает, что потоп доказывает, что инь слишком много, поэтому нужно «открыть ян и закрыть инь » (1996: 438). Северные ворота, направление инь , должны быть широко открыты. Женщины должны скрываться, а мужчины должны быть видны. Офицеры в городе должны посылать своих жен в деревню, чтобы убедиться, что инь не победит ян . Дерк Бодде определяет эту практику как «сексуальную симпатическую магию». (Bodde 1981: 373)

Наконец, инььян также играет ключевую роль в традиционной китайской мысли о здоровье и человеческом теле. Ранний медицинский текст, известный как Huangdi neijing ( The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine ), содержит подробное описание физиологических функций и патологических изменений в организме, а также рекомендации по диагностике и лечению в терминах иньян . Пять zang (органов) — почки, печень, сердце, селезенка и легкие — классифицируются как инь . Они контролируют хранение жизненно важных веществ и qi . Шесть фу (органы) — желчный пузырь, желудок, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь и тройной обогреватель (относится к трем частям полости тела: верхний обогреватель, в котором находятся сердце и легкие; средний обогреватель, в котором находится селезенка и желудок и нижний обогреватель, в котором находятся почки, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник) — ян и контролировать транспортировку и переваривание пищи. Хранение — функция инь , а транспортировка и трансформация вещества — функция ян . Но органы цзан и фу можно разделить на инь и ян . Деятельность или функция каждого органа — это его аспект ян , а его субстанция — аспект инь . Инь должен течь плавно, а Ян должен постоянно оживать. Они регулируют себя, чтобы поддерживать равновесие. Инь и Ян не существуют изолированно, а находятся в динамическом состоянии, в котором они взаимодействуют и формируют сложную и запутанную систему человеческого тела.

5. Символ иньян

Не существует четкого и определенного способа определить точную дату происхождения или человека, создавшего популярный символ иньян . Никто никогда не претендовал на конкретное право собственности на это популярное изображение. Тем не менее, существует богатая текстовая и визуальная история, которая привела к его созданию. Вдохновленные первобытным видением космической гармонии, китайские мыслители стремились систематизировать этот порядок в различных интеллектуальных конструкциях. Вопрос о том, следует ли сформулировать этот лежащий в основе паттерн словами и понятиями или числами и визуальными образами, обсуждался со времен династии Хань. Впервые этот вопрос возник при интерпретации Ицзин . Ицзин состоит из шестидесяти четырех гексаграмм ( гуа ), каждая из которых состоит из шести параллельных ломаных или непрерывных отрезков ( яо ). Каждая из шестидесяти четырех гексаграмм имеет уникальное обозначение; его образ ( сян ) относится к тому или иному природному объекту и передает смысл человеческих событий и деятельности. Таким образом, Yijing создал особый способ расшифровки Вселенной. Он в основном включает в себя три элемента: сян (изображения), шу (числа) и ли (значения). Они выступают посредниками между небесными космическими явлениями и земной человеческой повседневностью. От династии Хань до династий Мин и Цин (1368-1912 гг. н.э.) существовала постоянная напряженность между двумя школами мысли: школой сяншу (образы и числа) и школой yili (значения и рассуждения). ). Спор между ними заключается в том, как лучше всего интерпретировать классику, особенно Ицзин . Часто задавался вопрос: «Я интерпретирую шесть классиков или шесть классиков интерпретируют меня?»

Для школы Сяншу способ интерпретировать классику состоит в том, чтобы произвести образное и нумерологическое представление вселенной через сян (образы) и шу (числа). Он утверждал, что сяншу являются незаменимыми структурами, выражающими Путь неба, земли и человека. Таким образом, школа Xiangshu придерживается позиции, что «я интерпретирую классику» с помощью изображений и чисел. Акцент делается на почитании классики. Школа Йили , с другой стороны, фокусируется на исследовании значений классики на основе собственной реконструкции. Другими словами, школа Йили рассматривает всех классиков как подтверждение своих собственных идей и теорий. Акцент делается больше на идиосинкразических новых теориях, чем на объяснении классики. В дальнейшем наше исследование будет сосредоточено на наследии 9-го века.0185 Сяншу школа.

Наиболее распространенной задачей школы Сяншу было нарисовать ту (диаграммы). Над формулировкой и созданием многочисленных ту трудились поколения интеллигенции. Ту часто обозначают структуру, место и номера черными и белыми линиями. Они не являются эстетическими объектами, а скорее служат средством выражения фундаментальных паттернов, управляющих явлениями во вселенной. Ту представляют собой вселенные в микрокосме и демонстрируют подчинение определенным нормам или правилам. Во времена династии Сун (9 в.60-1279 гг. н.э.), даосский монах Чэнь Туань (906-989 гг. н.э.) внес важный вклад в эту традицию, нарисовав несколько ту , чтобы разъяснить Ицзин . Хотя ни один из его ту не передавался напрямую, он считается предшественником школы тушу (диаграммы и письма). Говорят, что он оставил после себя три ту ; после его смерти попытки обнаружить эти ту стали популярным научным занятием. После Чен Туана, три тенденции в создании 9Появился 0185 ту , примером которого являются работы трех неоконфуцианских мыслителей: Хэту ( Диаграмма реки ) и Луошу ( Диаграмма Ло ), приписываемая Лю Му (1011-1064 гг. н.э.), Сяньтянь ту ( Диаграмма предшествующих небес ) приписывается Шао Юну (1011-1077 гг. н.э.), а Тайцзиту ( Диаграмма Великого Предельного ) приписывается Чжоу Дуньи (1017-1073 гг. н.э.). Эти три тенденции в конечном итоге привели к созданию первых 9Символ 0185 yinyang , созданный Чжао Хуэйцянем (1351-1395 гг. н.э.), озаглавленный Tiandi Zhiran Hetu ( Небесная и земная естественная схема реки ) и изображенный выше в начале этой записи.

6. Ссылки и дополнительная литература

  • Беннетт, Стивен Дж. «Образцы неба и земли: китайская наука прикладной космологии». Китайская наука (март 1978 г.) 3: 1-26.
  • Чан, Винг-цит, изд. Справочник по китайской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1963.
  • .
  • Бодде, Дерк. Очерки китайской цивилизации . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1981.
  • .
  • Донг, Чжуншу. Роскошные жемчужины весны и осени . Эд. Су Син. Пекин: Китайская пресса, 1996.
  • .
  • Фунг, Ю-лан. Краткая история китайской философии . Транс. Дерк Бодд. Нью-Йорк: Свободная пресса, 1997.
  • .
  • Graham, AC Инь-Ян и природа коррелятивного мышления . Сингапур: Институт философий Восточной Азии, 1986.
  • .
  • Гуанци. Изд. Гуан Бо. Пекин: Hua Xia Press, 2000.
  • .
  • Гоюй (Дискурс Штатов) . ред. У Гои, Ху Говен и Ли Сяолу. Шанхай: Guji Press, 1994.
  • .
  • Хендерсон, Джон Б. Развитие и упадок китайской космологии. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1984.
  • Хуайнаньцзы . Эд. Лю Ан. Сиань: Sanqing Press, 1998.
  • .
  • Иноуэ, Сатоши. Xianqin Yinyang Wuxing (Pre-Qin Yinyang и Five Phases) . Хубэй: Education Press, 1997.
  • .
  • Кон, Ливия. «Инь и Ян: естественное измерение зла». В «Философии природы: человеческое измерение», изд. Роберт С. Коэн и Альфред И. Таубер (Нью-Йорк: Kluwer Academic Publishers, 1997), 91–106.
  • Легге, Джеймс. Китайская классика : Чун Цэу с Цо Чуэном. Тайбэй: SMC Publishing Inc., 1994.
  • Ли, Шен и Го Ю, ред. Полная подборка диаграмм Чжоуи . Шанхай: Издательство Восточного педагогического университета Китая, 2004.
  • .
  • Мейкхэм, Джон. Передатчики и создатели: китайские комментаторы и комментарии к аналектам . Гарвардские восточноазиатские монографии, вып. 228. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003.
  • .
  • Нидхэм, Джозеф. Наука и цивилизация в Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1956.
  • .
  • Поркерт, Манфред. Теоретические основы китайской медицины: системы соответствия . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1974.
  • .
  • Пуэтт, Майкл Дж. Стать богом: космология, жертвоприношение и самообман в раннем Китае . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2002.
  • .
  • Рот, Гарольд Д. Исконное Дао: внутреннее обучение (нэй-йе) и основы даосского мистицизма . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1999.
  • .
  • Рубин Виталий Анатольевич «Концепции у-син и инь-ян», Журнал китайской философии 9 (1982): 131-157.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts