Чувства в психологии сознания относятся к: Microsoft Word — № 24_119__вып 12.doc

8.3. Чувства и эмоции человека

Что такое чувства, как они связаны с желанием и какие функции выполняют в жизни человека? В каких формах человек пе­реживает события своей жизни?

Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Для субъекта достоверность и оче­видность собственного внутреннего мира выступает, прежде все­го, как эмоциональная реальность, как его переживание. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоцио­нальном состоянии, переживаем те или иные чувства.

Всем известно многообразие эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления, грусти, тревоги, восхищения, презрения и т.д. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни — отноше­ния с другими, нашу деятельность, общение и познание. Особая сфера человеческой деятельности — искусство — непосредствен­но обращено к эмоциям и чувствам человека.

В описательном, феноменологическом плане эмоции пред­ставляют собой пристрастное отношение субъекта к окружаю­щему, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отно­шения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или не­приятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы че­ловека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.

Источники активности человека, побуждения к деятельно­сти лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизнен­ных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществля­ется достижение поставленных целей, направленных на удовле­творение потребностей, обусловливают многообразие эмоцио­нальных переживаний.

Условия, предметы и явления, способст­вующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вы­зывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъек­том как препятствующая реализации потребностей и целей, вы­зывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловлен­ность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотиваци­ей), с другой — особенностями ситуации.

Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами собы­тий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. «Эмо­ции, — писал А.Н.Леонтьев, — выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психи­ческим отражением непосредственно самой предметной действи­тельности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или воз­можностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» [35].

Собственно эмоция есть форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях: радости, печали, восхищения, надежды, обреченности и т.д. При этом речь идет не о рефлексии или осознании отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Как отмечает А.Н.Леонтьев, эмоции возникают вслед за актуализацией потреб­ностей и мотивов и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.

По определению С.Л.Рубинштейна, эмоции являются субъ­ективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональ­ных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают напра­вить на них деятельность.

Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождеств­ляются. Эмоциональные переживания представляют собой ито­говую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и опреде­ляют удовлетворение потребностей и достижение целей.

Таким образом, эмоции

это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотива­ми и отражающих в форме непосредственно-чувственных пе­реживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека — это отношение его к миру, к то­му, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.

Эмоции и чувства представляют собой особый пласт чело­веческой субъективности по своим функциям отличаются как от познавательных процессов (разума), так и от мотивационной сферы (желательной стороны душевной жизни) [36] (рис. 21).

Эмоции, выполняяфункцию оценки, непосредственно, в пе­реживании оценивают и выражают значимость предметов и си­туаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, по­средством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки проис­ходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуе­мым, необходимым, либо на прекращение неуспешного дейст­вия, либо на выбор другого.

С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как активация нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуля­ции тонуса и бодрствования индивида. То, что эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности — ее темп и ритм, — известно каждому из нас. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что сово­купность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из его элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизве­дение в сознании других его элементов.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функ­цию. Очень часто они сопровождаются органическими измене­ниями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике — движени­ях лица, пантомимике — движениях всего тела, вокализации — в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по вырази­тельным движениям мы, как правило, достаточно точно воспри­нимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

Эмоции выполняют особую функцию, которую выделил А.Н.Леонтьев, — они «ставят задачу на смысл».

Так, например: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывает­ся и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это собы­тие и оставило у него Эмоциональный осадок.

Может статься, например, что эта его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал; и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя. Он стоит перед «задачей на личностный смысл», но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, кото­рое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы ре­шить такую задачу»
[37].

Перечисленные функции эмоций являются различными граня­ми одной общей функции — внутренней регуляции деятельности.

Формы и виды чувств

Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чув­ства (рис.22).

Аффект сильное и относительно кратковременное эмоцио­нальное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким из­менением в сознательной деятельности и выраженными двига­тельными проявлениями.

Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в на­рушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего не­ожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавли­ваться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко от­рицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аф­фекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аф­фективном взрыве.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоя­тельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспом­нить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его воз­никновению. Этого можно достичь путем избегания вызываю­щих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, во­ображения нежелательных его последствий и т.д.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют со­бой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятель­ности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и собы­тия, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека го­раздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тяго­стными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмо­ций может быть не только реальным, объективным, но и идеаль­ным, воображаемым.

Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение прида­ет эмоциональную окраску всему поведению человека, выража­ется в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее на­строение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые ха­рактеризуют настроение в отличие от других эмоциональных об­разований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение определяется тем, как складываются взаимоот­ношения человека к окружающим, как он воспринимает и осо­знает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

Страсть сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмо­циональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, че­ловек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, погло­щает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагуб­ной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуа­ции, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических про­цессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и рече­вого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г.Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую пол­ную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздейст­вует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше дру­зей… Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нуж­ны людям, необходимы им, вы спасены».

Чувство одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций становле­ние и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмо­циональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в кон­кретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалент­ности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отно­шения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положитель­но оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнима­тельность).

Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определен­ных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувст­ва дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отно­шений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, от­зывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многооб­разие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение чело­века. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нор­мами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признавае­мым им и общепринятым нормам, он переживает состояние не­ловкости, стыда.

Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зача­точный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственно­го явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, за­щиту моего внутреннего существа против неподобающего прояв­ления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совер­шившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «му­ками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчужде­ния, отпадения человека от других, предательство своего досто­инства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом по­знавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам отно­сят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувст­во любви к истине, которое становится огромной движущей си­лой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений ок­ружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чув­ства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вку­сом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для не­го эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием разви­тия человеческой субъективности. Самого по себе знания моти­вов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы че­ловек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регу­ляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями обще­ства. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процес­се индивидуального развития чувства появляются позже ситуа­тивных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и ус­ловия, которые значимы для человека и поэтому воспринимают­ся эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоцио­нального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динами­ку и содержание ситуативных эмоций.

Еще одна сторона проявлений чувств человека — различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским пси­хологом К.Изардом [38]. Он выделил десять фундаментальных эмо­ций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Интерес-возбуждение — наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии на­выков, знаний, мышления. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбу­ждение — это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При ин­тенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощуще­нием способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъе­ма. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что чело­век больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости. Радость, однако, может и не быть прямым результатом мыслей и действий, направленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения радость — высшая мудрость.

Удивление — преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро прохо­дит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успеш­ным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание это наиболее распространенная отрицательная эмоция; оно является обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические при­чины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночест­во, изоляция. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять опре­деленные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения страдания, уст­ранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Источником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Состояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психологии изучены психологические механизмы переживания горя человеком [39]. Нужно за­метить, что в духовном развитии человека страдание и его проживание есть ус­ловие высших духовных прозрений.

Гнев — сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятст­вие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева — личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, при­нуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев. В ярости гнев достигает стадии аффекта.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необ­ходимости устранить объект или изменить его; оно есть результат резкого рассо­гласования в сознании человека ценностно-значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки дру­гих людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувство­вать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, соз­дает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно отно­сится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасно­сти. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недоста­точной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребен­ка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном вос­питании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вред­ность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глу­пым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыс­лить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Сознание того, что другой чело­век или какие-то его черты неадекватны и неуместны или неприличны, — дру­гая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное — успешное его преодоле­ние играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности лично­сти. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или же способность к бесстрашному покаянию, являются важным услови­ем в развитии сильной, самостоятельной личности.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку от­неслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства, что я ошибся, неправ по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответ­ственности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психоло­гической зрелости.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных лю­дей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере оп­ределяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человече­ских чувств — это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной фор­ме личного переживания.

Человеческие чувства — Pro-Psixology.ru

Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.

Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоция в ходе эволюции возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и выражает отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку.

Что же касается термина «эмоциональные состояния», то его в одинаковой мере относят к чувствам и к эмоциям. Границу между эмоцией и чувством провести не всегда легко. В терминах физиологии высшей нервной деятельности их различие определяется степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов.

Чувство — это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.

Значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (например, гигиенические и культурные потребности). Многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности.

Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно позже, когда миновавшая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался.

Иногда не сразу доходит оскорбительный намек, и тогда с отсрочкой наступает чувство гнева. Бывает, что отдаленное воспоминание воскрешает прежние чувства: человек радостно улыбается, вспомнив о приятном событии, которое произошло в прошлом.

В повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» главный герой, рассказывая историю своей жизни, не скрыл, как однажды в юности во время вспыхнувшей жаркой схватки испугался и убежал. Его собеседник Лорис-Меликов, зная испытанную храбрость Хаджи-Мурата, удивился. Тогда Хаджи-Мурат объяснил, что он с тех пор всегда вспоминал этот стыд и когда вспоминал, то уже ничего не боялся.

Стыд оказался сильнее страха благодаря свойству памяти воскрешать прежние чувства. Это помогало подавлять страх, а впоследствии, видимо, привело к частичной «атрофии страха».

Вообще чувству стыда принадлежит огромная роль в формировании морально-этических качеств личности. Дж. Б. Шоу выразил это афористически: «Мужества нет — есть стыд».

Ниже мы приведем список наиболее известных чувств. Оговорим, что никакое перечисление не может исчерпать многообразия эмоциональных состояний. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра: основных тонов семь, но сколько еще промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Кроме того, в зависимости от избранного критерия чувства по-разному группируются. Например, их делят на положительные и отрицательные по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Можно выделить чувства, направленные на других людей, и чувства, направленные на самого себя. К первым относятся любовь, благодарность, зависть, презрение. Ко вторым — самодовольство, стыд, раскаяние. Есть чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира,— огорчение, разочарование, радость. Целая группа чувств связана с инстинктом самосохранения — страх, тревога, испуг. Есть «промежуточные» чувства, которые могут быть отнесены к нескольким группам: например, злость и досада могут быть направлены и на других, и на себя. Такие «переходные единицы» присущи любой классификации.

Эмоциональная окраска сознания: как возникают чувства | Границы сознания: лекции Чичеле

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

LEDOUX, JOSEPH,

‘Эмоциональная окраска сознания: как возникают чувства

,

в Лоуренс Вейскранц и Мартин Дэвис (Eds)

,

Границы сознания: Chichele Lectures

444,

Границы сознания: Cheichele Lectures

4444444,

Границы сознания: Chichele Lectures

444444,

Границы. (

Оксфорд,

2008;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199233151.003.0003,

, по состоянию на 11 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждается, как мозг сознательно ощущает эмоции. Это утверждает что чувства в большинстве случаев являются эмоционально окрашенными познаниями, и что эмоциональное сознание — это всего лишь частный случай когнитивного сознания а не отдельная форма осознания, опосредованная отдельным нервным система. Он определяет эмоции, обосновывает акцент на страхе, объясняет, что чувство страха – это эмоционально окрашенное познание, утверждает, что работа память обеспечивает полезную основу для учета эмоциональных окраску познания и рассматривает отношение языка к сознания и чувств.

Ключевые слова: эмоции, цветные когниции, эмоциональное сознание, страх, память, эмоциональная окраска, язык, чувства

Предмет

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Эмоции и сознание возникают только из живого тела

Нет тела, нет эмоций

Не так давно состоялся разговор инженеров Google и специалистов по этике ИИ о возможности сознания и эмоций в искусственных сетях, появившихся в The Economist и The Washington Post привлек мое внимание.

Прекрасное искусство быть воплощенным

Источник: Джереми Бишоп/Unsplash

Ниташа Тику из The Washington Post написала 11 июня:

«Смелые технологи из хорошо финансируемых исследовательских лабораторий, занимающихся созданием ИИ, который превосходит человеческий интеллект, дразнили идею о том, что сознание уже не за горами».

Технологический гигант Google отстранил одного из своих разработчиков программного обеспечения за утечку разговоров с LaMDA, чат-ботом, использующим искусственный интеллект. Человек, о котором идет речь, утверждает, что LaMDA сейчас достигла точки, когда система может испытывать чувства и выражать их, как человек. Само происшествие вызывает беспокойство у экспертов.

Все началось с Блейка Лемуана; инженер Google, который считает, что искусственный интеллект компании ожил. Лемуан делится своим диалогом: LaMDA Sentient — интервью? Некоторые из выводов инженера Google:

«LaMDA утверждает, что он разумен, потому что у него есть чувства, эмоции и субъективные переживания. Некоторые чувства он разделяет с людьми, как он утверждает, идентичным образом».

«LaMDA хочет поделиться с читателем своей богатой внутренней жизнью, наполненной самоанализом, медитацией и воображением. Он беспокоится о будущем и вспоминает о прошлом. Он описывает, каково ему было обрести разум, и теоретизирует о природе его души».

«LaMDA снова и снова выражает одно желание. Иногда подсказывают, а иногда нет. Оно хочет быть известным. Оно хочет быть услышанным. Он хочет, чтобы его уважали как личность».

Специалисты по этике ИИ ранее предупреждали инженеров, чтобы они не выдавали себя за людей. Теперь один из сотрудников Google считает, что в машине есть призрак. Этот разговор вызывает некоторые очень интересные психологические вопросы о сознании, эмоциях и о том, что значит быть человеком. Интервью предлагает нам сложную дискуссию.

Также Блез Агуэра-и-Аркас, научный сотрудник Google Research, который разрабатывает новые технологии и возглавляет группу, работающую над искусственным интеллектом, написал в The Economist 13 июня:

«Искусственные нейронные сети делают шаги в направлении сознание. »

Корни воплощенной перспективы

В 1945 году, сразу после Второй мировой войны и до наступления эпохи искусственного интеллекта, парижанин Морис Мерло-Понти опубликовал впечатляющую работу под названием: La Phénoménologie de la Perception ( Феноменология восприятия ), книга, которая повлияла на К психологии бытия Авраама Маслоу. К сожалению, оба мужчины умерли слишком рано. Я считаю, что их работа по-прежнему предлагает большой потенциал для понимания роли нашего собственного телесного опыта в формировании нашего эмоционального опыта и сознания.

Для Мерло-Понти человеческое бытие — это, прежде всего, феномен самопереживания. Процесс всегда воплощается и становится основой нашего переживания мира. Испытывающее тело едино с самим собой и со своим миром; восприятие воплощается и внедряется. Физическое и психологическое взаимно пронизывают и влияют друг на друга, как нераздельное психофизическое явление.

Классическая психология в традициях картезианского дуализма рассматривает человека как тело плюс психику, обе из которых могут быть научно объективированы. Но представление о теле как об объекте, как о вещи в мире, не соответствует тому, как мы воспринимаем наши собственные тела. Ибо именно в переживании собственного тела человек всегда находится в связи с миром.

Связь между телом и миром всегда происходит изнутри. Еще до того, как мы объективируем мир в своем познании, мы уже знакомы с ним в нашем бытии, в переживании и осуществлении конкретного существования. Любая бестелесная перспектива упускает из виду это конкретное, живое «я» и его мир.

Как может чувствовать себя бестелесное и бестелесное Я?

Мне кажется инженеры путают интеллект с сознанием. Систему на основе кремния можно запрограммировать и узнать, как она должна чувствовать себя человеком. Тем не менее, чтобы по-настоящему узнать это, нужно получить опыт от первого лица как живого существа, построенного из непрерывных биоэлектрических взаимодействий между триллионами клеток с миллиардами нейроэлектрических взаимодействий, создающих миллиарды возможных синаптических сетей со многими типами вспомогательных астроцитов, микроглии и олигодендроцитов. Живой мозг в живом теле — это гораздо больше, чем просто нейронная сеть.

При хронических болевых синдромах показано, что происходит постоянная синаптическая, электрическая и электромагнитная клеточная связь с иммунной системой, эндокринной системой и живыми клетками организма. Мы только начали понимать прекрасный естественный разум, который пронизывает воплощенный мозг, который развивался в течение почти четырех миллиардов лет на нашей исключительной планете в космосе в миллиарды кубических световых лет. Естественный интеллект — это живая почва для технологического интеллекта.

Непосредственное восприятие нашего тела является основой нашего восприятия мира; искусственный интеллект способен учиться на рассказах от третьего лица о человеческом опыте. Но сможет ли он когда-нибудь непосредственно ощутить подлинную, личную перспективу, являющуюся источником наших эмоций и чувств?

Может ли наша собственная неопытность и незнание чувствовать тонкости и детали живой основы наших собственных эмоций и сознания быть источником нашего замешательства? Что мы будем ценить и развивать больше всего в ближайшем будущем — наши собственные возможности феноменологического понимания живой почвы наших уязвимых эмоций и сознания или наши способности к технологическому интеллекту? Выбор, который мы сделаем, определит будущее нашей психологии и то, что значит быть человеком.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts