Чувства виды чувств: Понятие о чувствах. Виды чувств.

Понятие о чувствах. Виды чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа — отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Формы и виды чувств

Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства (рис.22).

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его возникновению.

Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тягостными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.

Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а

личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека к окружающим, как он воспринимает и осе знает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

Страстьсильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г.Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии:

1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей… Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены».

Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнимательность).

Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.

Еще одна сторона проявлений чувств человека — различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским психологом К.Изардом. Он выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Интерес-возбуждение наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбуждение,— это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость — это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости. Радость, однако, может и не быть прямым результатом мыслей и действий, направленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения радость — высшая мудрость.

Удивление преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание это наиболее распространенная отрицательная эмоция; оно является обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, изоляция. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Источником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Состояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психологии изучены психологические механизмы переживания горя человеком. Нужно заметить, что в духовном развитии человека страдание и его проживание есть условие высших духовных прозрений.

Гнев сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева -— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев. В ярости гнев достигает стадии аффекта.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его; оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребенка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Сознание того, что другой человек или какие-то его черты неадекватны и неуместны или неприличны, — другая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное — успешное его преодоление играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности личности. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или же способность к бесстрашному покаянию, являются важным условием в развитии сильной, самостоятельной личности.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства, что я ошибся, неправ по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психологической зрелости.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человеческих чувств — это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

Переживание и выражение эмоций | Консультационный центр Университета Иллинойса

Эмоции являются частью нашей повседневной жизни. Иногда может показаться, что наши чувства контролируют то, как мы думаем и действуем, до такой степени, что мы чувствуем, что не контролируем ситуацию. Переживание и выражение эмоций – неотъемлемая часть жизни. Но для многих людей эмоции остаются загадочными, запутанными и трудными для конструктивного выражения. В этой брошюре содержится информация о том, как научиться включать эмоции в свою жизнь здоровыми способами, в том числе о том, как выражать их способами, способствующими построению здоровых отношений.

Принятие и оценка своих чувств

Часто между событиями в вашей жизни и вашими чувствами существует тесная связь — например, чувство печали в ответ на потерю или чувство счастья в ответ на что-то желаемое. Иногда чувства связаны с прошлыми событиями или даже с ожиданиями на будущее. Например, печаль о том, что произошло недавно, может вызвать печаль о других прошлых потерях. Многие студенты могут испытывать беспокойство по поводу выбора будущей профессии. Вместо того, чтобы игнорировать или импульсивно выражать свои чувства, важно думать о них, чтобы вы могли учиться и улучшать свои реакции. Когда вы что-то чувствуете, попробуйте задать себе следующие вопросы:

  • Что это за чувство?
  • Что это чувство говорит мне об этой ситуации?
  • Почему это чувство возникает именно сейчас?

Идентификация чувств

Чтобы научиться определять связь между вашими чувствами и конкретными событиями (или факторами стресса) в вашей жизни, может потребоваться время, но это важно для того, чтобы научиться справляться с эмоциями здоровым образом. Вот некоторые вещи, которые следует учитывать при обучении распознавать свои чувства:

  • Вы можете заметить физическую или телесную реакцию на эмоцию (например, страх может ощущаться как комок в животе или комок в горле; смущение может заставить вас покраснеть).
  • Реакции вашего тела могут указывать на закономерность (например, нервозность перед началом каждого экзамена).

Чувства также связаны с вашим поведением. Если вы не уверены в своих чувствах, но понимаете, что действуете таким образом, что посылаете ясное сообщение другим, вы можете сделать вывод о том, что вы чувствуете, по своему поведению. Например, если у вас сердитое выражение лица или тон голоса, когда вы разговариваете с определенным другом, возможно, вы злитесь или расстроены этим человеком, не осознавая этого. Установление связи между жизненными событиями и вашими чувствами очень полезно. Продолжая тот же пример, как только вы осознаете свои чувства, вы сможете более четко понять и сформулировать свои опасения своему другу.

Интерпретации и восприятия

Часто чувства больше связаны с вашими интерпретациями событий, чем с самими событиями. Хотя естественно думать, что вы реагируете только на события своей жизни, вы делаете интерпретации или суждения об этих событиях, основываясь на своем восприятии события или человека. Когда вы перестанете думать об этом, каждое событие может вызвать множество эмоциональных реакций; ваша интерпретация события помогает связать конкретную эмоциональную реакцию с этим событием.

Ваши интерпретации могут казаться настолько быстрыми (или автоматическими), что вы можете не осознавать, что они происходят. Когда ваша эмоциональная реакция непропорциональна событию, скорее всего, это связано с вашей быстрой, необнаруженной интерпретацией этого события, а не с самим событием. Дальнейшее изучение этого может помочь вам получить представление о ваших эмоциональных реакциях. Вот некоторые распространенные, повторяющиеся саморазрушительные интерпретации:

  • Дихотомическое мышление. При таком образе мышления вы интерпретируете события как крайности (все или ничего). Другими словами, события могут быть прекрасными или ужасными, без распознания серых зон между ними.
  • Чрезмерная персонализация. Здесь кто-то делает вывод, что чужое поведение или настроение из-за него. Поэтому, когда друг в плохом настроении, человек предполагает, что это его вина.
  • Чрезмерное обобщение. Это когда кто-то оказывает большее влияние на что-то, чем оно есть на самом деле. Например, кто-то может считать себя ужасным учеником, потому что он плохо справляется с одним тестом.
  • Фильтрация. Это когда мы преувеличиваем негативные события и обесцениваем позитивные. Например, учащийся может обратить внимание только на один негативный комментарий после презентации в классе, вместо того, чтобы рассматривать множество других положительных комментариев.
  • Эмоциональное мышление. Это предполагает смешение ваших эмоций с правдой. Например, если вы чувствуете себя одиноким, вы решаете, что не достойны отношений или друзей. Признание этих пагубных тенденций может быть трудным, но это не определяет вас как личность. Они могут помочь нам научиться выражать свои чувства более точно и продуктивно.

Выражение своих чувств

Культурные традиции, семейные ценности и многие другие факторы могут влиять на то, как мы выражаем эмоции. Как правило, мы учимся выражать свои эмоции двумя основными способами: либо напрямую выражая их кому-то другому (например, в личной конфронтации), либо скрывая чувства и сохраняя их при себе. Изучение способов выражения наших эмоций, которые соответствуют нашим культурным ценностям, но при этом учитывают наши потребности и чувства, может быть полезным как для нас самих, так и в наших отношениях с другими.

Например, рассмотрим сценарий, когда близкий друг планирует уехать. Вы можете чувствовать грусть, разочарование или даже разочарование в связи с этим изменением. Вы можете реагировать по-разному:

  • Вы можете быть настолько расстроены, что захотите избегать друга, пока он не шевельнется.
  • Вы можете оставаться занятым или с нетерпением искать новых друзей, чтобы не чувствовать себя одиноким или грустным.

Однако у вас также есть возможность более продуктивно выражать свои эмоции:

  • Вы можете сказать своему другу, что будете скучать по ним.
  • Вы можете приложить особые усилия, чтобы увидеть их больше, прежде чем они начнут двигаться.

Вот несколько полезных вопросов, которые следует учитывать при принятии решения о том, как реагировать на ваши чувства:

  • Соответствует ли интенсивность моих чувств ситуации?
  • Есть ли у меня несколько чувств, на которые мне нужно обратить внимание?
  • Какие интерпретации или суждения я делаю об этом событии?
  • Какие у меня есть варианты для выражения своих чувств?
  • Каковы последствия для меня каждого варианта?
  • Каковы последствия каждого варианта для других?
  • На какой результат я надеюсь?
  • Что я хочу сделать?
  • Что, если я ничего не сделаю?

Даже такие действия, как глубокий вдох или прогулка, чтобы подумать, могут стать ответом на ваши чувства. Помните, что у вас есть много вариантов выражения эмоций.

Понимание влияния вашей культуры и семьи

Как упоминалось ранее, наши семьи и культурный фон помогают формировать наше отношение к эмоциям, наши способности идентифицировать эмоции, наши способы интерпретации событий и наши способы выражения эмоций. Многие люди не помнят, чтобы их учили «семейным правилам» в отношении эмоций, но такие учения происходили прямо или косвенно. Тонким примером может быть случай, когда родитель отдалялся от вас или выходил из комнаты всякий раз, когда вы злились, показывая тем самым, что выражение гнева неприемлемо. В других семьях родитель может кричать: «Не повышай на меня голос», предлагая правило против выражения гнева ребенком, но тонко передавая правило о том, что выражение родительского гнева допустимо. Иногда изучение или определение правил вашей семьи и культуры может помочь вам начать распознавать свои собственные реакции и начать вносить изменения.

  • Некоторые распространенные примеры выученных/непродуктивных правил для эмоций:
  • Всегда относитесь к чувствам других людей как к более важным, чем свои собственные.
  • Никогда не делайте ничего, что может вызвать конфликт или негативные чувства к кому-то другому.
  • Не выражайте гнев.
  • Используйте гнев, чтобы привлечь внимание.
  • Не обращай внимания на свои чувства.
  • Не доверяй другим свои чувства; держи их при себе.
  • Никогда не доверяй своим чувствам; верь только своей логике.
  • Будьте всегда счастливы.

Иногда мы также учимся «приемлемым» эмоциональным реакциям, основанным на нашем поле или сексуальной идентичности, от наших семей, когда на самом деле здоровое эмоциональное выражение важно для всех. Став взрослым, у вас есть больше возможностей, в том числе замена тех правил, которые бесполезны.

Последнее примечание

Научиться в полной мере переживать свои чувства и выражать их адаптивными и здоровыми способами — не простой процесс, но есть несколько ключевых компонентов, которые могут помочь. В общем, важно стать хорошим наблюдателем своих чувств, принимать и ценить их и обращать внимание на то, что они вам сигнализируют. Обратите внимание на то, как ваши интерпретации и мысли влияют на ваше самочувствие, а также на то, как уроки, полученные в вашей семье о выражении эмоций, продолжают влиять на ваше поведение. Решая, как выразить свои чувства, подумайте обо всех возможных вариантах. И самое главное, наберитесь терпения. Не расстраивайтесь, когда вы обнаружите, что боретесь с этим процессом. Научиться испытывать и выражать свои эмоции — это процесс на всю жизнь.

Хотите узнать больше?

Файерстоун, Лиза (2018). Как эмоции управляют нашей жизнью. Психология сегодня. Получено с сайта психологии сегодня. Как научиться лучше выражать эмоции. Атлантический океан. Получено с сайта theatlantic.com/health/archive/2015/11/how-to-getter-at-expressing-emotions/416493/.

Дэвид, Сьюзен (2017). Дар и сила эмоционального мужества [видеофайл]. Получено с сайта ted.com/talks/susan_david_the_gift_and_power_of_emotional_courage.

Полезные и вредные: способы управления эмоциями

Отрицательные эмоции, такие как страх, грусть и гнев, являются неотъемлемой частью жизни, и иногда нам трудно с ними справиться. Может возникнуть соблазн немедленно действовать в соответствии с тем, что вы чувствуете, но это часто не исправляет ситуацию, вызвавшую эмоции. На самом деле, это может привести к большему количеству проблем, с которыми придется иметь дело в будущем.

Некоторые из вредных способов, с помощью которых люди справляются с негативными эмоциями:

Отрицание

Отрицание — это когда человек отказывается признать, что что-то не так или что может потребоваться помощь. Когда люди отрицают, что у них есть проблемные чувства, эти чувства могут закупориться до такой степени, что человек в конечном итоге «взорвется» или начнет действовать вредным образом.

Отстранение

Отстранение — это когда человек не хочет находиться рядом или участвовать в мероприятиях с другими людьми. Это отличается от желания побыть в одиночестве время от времени и может быть предупреждающим признаком депрессии. Некоторые люди могут уйти в себя, потому что нахождение рядом с другими отнимает слишком много энергии, или они чувствуют себя подавленными. Другие могут уйти, потому что они не думают, что другие люди любят их или не хотят, чтобы они были рядом. В некоторых случаях люди, поведение которых им стыдно, могут уйти в себя, чтобы другие люди не узнали о том, что они делают. Но уход в себя приносит свои проблемы: крайнее одиночество, непонимание, гнев и искаженное мышление. Нам нужно взаимодействовать с другими людьми, чтобы держать нас в равновесии.

Запугивание

Запугивание — это когда человек использует силу, угрозы или насмешки, чтобы продемонстрировать свою власть над другими. Люди обычно принимают участие в агрессивном поведении, потому что они не чувствуют себя хорошо по отношению к себе, а заставляя других чувствовать себя плохо, они чувствуют себя лучше или чувствуют себя менее одинокими. Это вредно как для хулигана, так и для человека, над которым издеваются, и не решает основных проблем.

Членовредительство

Членовредительство может принимать различные формы, в том числе: порезы, голодание, переедание и очищение или участие в опасном поведении. Многие люди причиняют себе вред, потому что им кажется, что это дает им контроль над эмоциональной болью. В то время как членовредительство может принести временное облегчение, такое поведение может вызвать привыкание и привести к тому, что люди потеряют контроль и будут испытывать еще большую боль, чем когда-либо.

Употребление психоактивных веществ 

Употребление психоактивных веществ – это употребление алкоголя и других наркотиков, чтобы человек чувствовал себя лучше или потерял чувствительность к болезненным ситуациям. Употребление алкоголя и наркотиков может повредить мозг, поэтому для достижения того же эффекта ему требуется большее количество веществ. Это может еще больше усугубить тяжелые переживания, а в некоторых случаях приводит к суицидальным мыслям или зависимости. Если вы обеспокоены тем, что вы сами или кто-то другой употребляете наркотики или алкоголь, немедленно обратитесь к ответственному взрослому, чтобы получить помощь.

Хорошая новость заключается в том, что с практикой каждый может лучше справляться со своими негативными эмоциями здоровым образом. Один из способов справиться с неудобными или неприятными эмоциями — запомнить слово ПУТЬ. ПУТЬ означает:

Пауза          Подтвердить          Подумать          Справка


Шаг 1: Пауза.

Этот шаг важен, потому что вместо того, чтобы сразу же действовать в соответствии с чувствами, вы останавливаете себя и все обдумываете. Сосчитайте до 100 или произнесите алфавит в обратном порядке.

Шаг 2: Признайте, что вы чувствуете.

Например, вы злитесь на кого-то или вам грустно, потому что ваши чувства были задеты тем, что они сделали? Что бы вы ни чувствовали, это нормально.

Шаг 3: Подумай.

Теперь, когда вы потратили несколько минут на то, чтобы понять, что именно вы чувствуете, подумайте, как вы можете улучшить свое самочувствие.

Шаг 4: Помощь.

Выполните действие, чтобы помочь себе, основываясь на том, что вы придумали на шаге «Подумай».

Если вам трудно придумать, как помочь себе, попробуйте один (или несколько) из этого списка:

Усилители настроения

  • Прочитайте историю человека, которым вы восхищаетесь
  • Посмотрите смешное видео на YouTube
  • Игра с животным
  • Посмотрите фильм, который вы любили, когда были моложе
  • Преобразите свою комнату
  • Составьте список мест, которые вы хотите посетить

Удовлетворение основных потребностей

  • Ешьте здоровую пищу.
  • Выпейте стакан воды.
  • Принять душ или ванну.
  • Вздремнуть.

Обработка чувств

  • Нарисуйте то, что вы чувствуете.
  • Составьте список благодарностей.
  • Пробить подушку.
  • Крик.
  • Позвольте себе выплакаться.
  • Рвите бумагу на мелкие кусочки.
  • Вент. Высказаться — это не то же самое, что попросить о помощи, это воспользоваться возможностью, чтобы поделиться своими чувствами вслух. Мы делаем это естественно, когда говорим с кем-то, кому мы можем доверять, о том, что нас расстраивает. Вы также можете выразить свое недовольство, написав письмо человеку, который вас расстроил. Подержите письмо пару дней, а потом порвите. Придерживайтесь ручки и бумаги — использование социальных сетей, когда вы очень эмоциональны, может быть заманчивым, но вы можете сказать то, о чем пожалеете.

Решение проблем

  • Составьте список решений проблем — это поможет провести мозговой штурм с другом или членом семьи.
  • Составьте список своих сильных сторон. В вас есть много удивительных вещей, независимо от того, насколько подавленным вы себя чувствуете в данный момент.
  • Если человек вас расстроил, поговорите с ним напрямую. Заполните пропуски в этом предложении: «Я чувствую ______, когда (это происходит), потому что ______. В следующий раз, пожалуйста, ________». Пример: «Я чувствую себя обделенным, когда за обеденным столом нет места, потому что тогда у меня нет друзей, с которыми можно поговорить. В следующий раз не могли бы вы занять мне место?»

Волонтерство/Доброта

  • Сделайте что-нибудь хорошее для кого-то из ваших знакомых.
  • Помогите незнакомцу.
  • Пожертвуйте своим временем.

Хобби/Средства для снятия стресса

  • Узнайте что-то новое — в Интернете есть учебные пособия для всех видов хобби.
  • Творите — попробуйте создать проект, раскрасить, нарисовать или нарисовать. Пригласите друга присоединиться к вам для дополнительного удовольствия.
  • Написать — вы можете написать рассказ, стихотворение или запись в журнале.
  • Активный образ жизни. Танцы, бег или другие виды спорта — вот несколько хороших способов двигаться.
  • Сыграть в видеоигру.
  • Посадить растение и разбить сад.

Упражнения на расслабление

  • Практикуйте дыхание животом – положите одну руку на живот и начните медленно вдыхать . Когда вы вдыхаете, представьте, что воздушный шар в вашем желудке наполняется, и продолжайте вдыхать, пока он не наполнится полностью. Положите другую руку на сердце, почувствуйте биение сердца и задержите дыхание на 5 секунд. Теперь медленно выдохните в течение 10 секунд — почувствуйте, как ваш живот сплющивается, как сдувающийся воздушный шар. Повторите этот процесс 4 или 5 раз, и вы заметите, что ваше сердцебиение замедлится, а мышцы расслабятся.
  • Попробуйте прогрессивную мышечную релаксацию: сожмите пальцы ног на счет 5, затем расслабьте их на счет 5, затем перейдите к икрам, бедрам, прессу, рукам и шее.
  • Играй с Play-Doh.
  • Отправляйтесь на прогулку – почувствуйте землю под ногами и воздух на коже. Сосредоточьтесь на своих чувствах.
  • Найдите управляемую медитацию на YouTube.
  • Займитесь йогой — вы можете найти видео по запросу на телевизоре или в Интернете.
  • Читать книгу.
  • Слушайте музыку, подкаст или аудиокнигу.
  • Отключить — выключить телефон, планшет и/или компьютер примерно на час.

Обратитесь за помощью

  • Отправьте сообщение другу.
  • Попросите кого-нибудь просто посидеть с вами.
  • Позвонить члену семьи.
  • Поговорите со взрослым, которому вы доверяете.
  • Позвоните другу, с которым вы давно не разговаривали.
  • Если у вас кризис, позвоните по номеру 1-800-273-TALK или отправьте текстовое сообщение «MHA» на номер 741741.

Если кажется, что ничего не работает…

Если вы все еще чувствуете грусть, тревогу или страх после попытки помочь себе, возможно, у вас проявляются ранние признаки беспокойства или депрессии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts