Чувствительность и раздражимость в психологии: 6. Раздражимость и чувствительность.

Содержание

6. Раздражимость и чувствительность.

В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.

Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражи­мость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).

Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.

Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта не имеет.

Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.

Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток.

Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.

В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.

1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.

2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.

А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.

Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия “раздражимость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, “отражение”, согласно гипотезе А.Н.Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать” — значит реагировать. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

📖 Лекция 6. Проблема возникновения психики, раздражимость и чувствительность, Введение в психологию. Лекции по общей психологии.

Леонтьев А. Н. Страница 7. Читать онлайн
. . .

Несмотря на проделанный всей предшествующей психологией анализ природы психических явлений и процессов, марксистская психология оказалась стоящей перед труднейшими нерешенными проблемами. Проведенная за истекшее время работа дала возможность сегодня наметить положительное решение многих труднейших проблем, касающихся самой природы психических явлений и процессов, привести в известную систему накопленные прежде данные и дать последовательное их освещение с новых позиций. Вот это, в общем, и составляет задачу нашего курса общей психологии. Конечно, всякая система знаний может быть изложена, отправляясь от любого капитального научного вопроса. Но я думаю, что нужно начинать, так сказать, с начала. Что я имею в виду? Дело в том, что марксизм требует рассматривать изучаемые явления со стороны их возникновения, их развития. Разумеется, это относится в полной мере так же и к тем явлениям, которые мы объединяем в понятие явлений психических, или, еще короче, в понятие психики.

Психика, психические явления не существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы знаем сейчас. Прежде всего это относится к человеку. Вот эти сложные высшие формы, которые мы рассматриваем как формы человеческой психики, как человеческое сознание, и являются продуктом очень длительного процесса развития.

И вот одна из коренных проблем психологической науки, обычно говорят — одна из фундаментальных проблем — есть проблема необходимости, с которой эти явления возникают. Это, иначе говоря, проблема первоначального порождения психики — с нее я хотел бы начать изложение курса общей психологии.

Как показывает вся ее история, проблема эта чрезвычайно сложна. Ее сложность определяется тем, что мы не можем сейчас прямо воспроизвести те события, те изменения, которые привели к порождению, к возникновению первоначальных психических явлений — психики в ее зачаточных формах. Ведь речь идет не о том, чтобы просто допустить возникновение этих явлений, этого особого свойства, а о том, чтобы показать необходимость этого возникновения. А мы не можем воспроизвести условия, создающие эту необходимость. Мы, как и в ряде других проблем, вступаем здесь в область построения известных гипотез, то есть предположений, допущений, которые мы должны сделать. Только область гипотез — это вовсе не область фантазий. Это не область произвольных допущений. Это область таких предположений, таких допущений, которые имеют свое достаточно прочное научное основание.

Сложность проблемы, о которой идет речь, приводила постоянно к идеям о том, что эта проблема вообще неразрешима, что никакая научная гипотеза в этой области невозможна. Такая позиция является позицией признания непознаваемости этой проблемы. Или, говоря философским языком, позицией агностицизма. Это не научная позиция. Мы стоим на другой точке зрения: процесс познания не имеет границ, если не считать временных границ. Это не значит, что мы можем на любом этапе истории развития человеческих знаний проникнуть во все области реальности. Это значит, что мы в принципе можем проникнуть в эти очень трудные иногда области. Проникнуть в них путем построения и проверки делаемых допущений, то есть научных гипотез, путем их развития, обоснования, то есть путем действительно научного поиска, если не сразу, то постепенно приближающего нас к возможности точных научных представлений об этих кажущихся первоначально недоступными областях реальности.

Вопрос о том, что порождает первоначально зачаточные формы психики, в силу какой необходимости они возникают, конечно, обсуждался на страницах научной литературы, как философской, так и — биологической. Он обсуждался и в системе психологических знаний. Я не буду сейчас перечислять те допущения, которые при этом выдвигались. Они лишь косвенно отвечали на вопрос о причинах, вызывающих к жизни психические процессы и явления, то есть порождающих то свойство материи, которое мы называем психикой.

Новый, последовательно материалистический, марксистский подход позволил выдвинуть гипотезу, которая напрямую отвечала научным требованиям, то есть отправлялась от известного факта и давала более прямое, а не только косвенное, отдаленное, предположительное решение этой сверхсложной проблемы генезиса зачаточной психики. Гипотеза эта была выдвинута в советской психологии более тридцати лет тому назад. Я должен заранее отметить, что никакой другой гипотезы, сопоставимой с выдвинутой, до сих пор не существует. Поэтому я ограничусь изложением только этой единственной, прямо отвечающей на вопрос, гипотезы. Гипотеза эта опирается на совершенно фундаментальный биологический факт, состоящий в том, что у достаточно высоко развитых организмов легко наблюдается способность отвечать реакциями (то есть проявление раздражимости) на воздействия двоякого рода. Одни воздействия сами по себе утверждают эту жизнь и возможность ее дальнейшего развития. Назовем их условно биотическими воздействиями.

Наряду с этими воздействиями отмечаются и другие, на первый взгляд, очень странные воздействия. Причем их особенность сразу не замечается. Это воздействия, которые сами по себе нейтральны, в том смысле, что прямо от них не зависит поддержание, положительное или отрицательное, жизни организма, что от них прямо не зависит развитие организма или, наоборот, инволюция (обратное развитие) и, следовательно, в конечном счете, разрушение, распад организма. Этот фундаментальный факт был достаточно давно отмечен. К примеру, реакция животного на шорох, конечно, сама по себе не способна поддержать существование организма. Дело в том, что шорох, то есть обычно малой интенсивности звуковые, акустические волны, не в состоянии прямо участвовать в процессах ассимиляции. Они не изменяют и не воздействуют отрицательно на фундаментальные жизненные процессы обмена веществ.

Психология bookap

Тем не менее существует огромное множество видов животных, которые отвечают на воздействия такого рода.

Прямого действия нет, существует какое-то непрямое действие. Потому-то и возникла в ходе эволюции раздражимость по отношению к стимулам этого рода. Амфибия, излюбленный мной простейший пример, отвечает на такое воздействие, но, ориентируя свое тело в отношении этих воздействий, амфибия не меняет хода основных жизненных процессов, которые при этом совершаются. Шорох сам по себе не меняет ассимилятивных или диссимилятивных процессов в организме. Возникает вопрос: «Какова биологическая роль раздражимости организмов по отношению к такого рода воздействиям?»

Нужно сказать, что в известной форме эта идея развивалась крупнейшим физиологом начала двадцатого века Иваном Петровичем Павловым. Он констатировал эту идею, развивал ее в несколько специальном, собственно биологическом, аспекте и выдвинул, наряду с так называемыми безусловными раздражителями, раздражители условные, или сигнальные, что то же самое. Сама по себе пища поддерживает организм, но наряду с этим животное реагирует, скажем, на звук метронома, или другой какой-нибудь раздражитель — звонок, свет, мигающую лампочку, зажигающуюся лампочку, которые лишь связаны с пищей той связью, которую Павлов выделил как связь условную, или сигнальную. Следовательно, в области исследования даже физиологического аппарата и законов его действия, то есть в области исследования мозга, мы отмечаем то же фундаментальное несовпадение, то же фундаментальное различие, только здесь оно выступает с физиологической точки зрения, как различие безусловных, то есть обязательно вызывающих действие организма и обязательно важных для существования организма, раздражителей и раздражителей второго рода, то есть раздражителей условных. Правда, это различение не вполне совпадает с тем, о котором я только что говорил. Дело в том, что эволюция, действие отбора и наследуемости привело к тому, что некоторые косвенно важные, опосредствующие, как мы говорим, жизненные процессы раздражители приобрели безусловный характер. Поэтому в числе безусловных раздражителей следует указать и такие, которые имеют тоже не прямое, но только заранее фиксированное в нервной системе, абсолютное, так сказать, безусловное значение. Таким образом, круг безусловных раздражителей должен быть еще распределен, разделен на два рода безусловных раздражителей: одни — собственно прямые с самого начала, изначально прямые, прямо поддерживающие ассимилятивно-диссимилятивный процесс, и другие, ставшие обязательными, то есть безусловными, хотя они выполняют не прямую, а косвенную функцию. Вот какое положение.

И с точки зрения работы мозга, с точки зрения физиологических законов, управляющих этой работой, безусловные, как их называл Павлов, раздражители первого и второго рода занимают то же самое место в этой механике мозга. Правда, у Павлова есть мысль, что, по-видимому, часть безусловных раздражителей, а может быть, и большинство из них у высших животных, столь высоко развитых, как, например, собака — классический объект павловских исследований — по происхождению своему суть условные. Эта мысль содержится в положении, что можно допустить в процессе эволюции образование фиксированных, безусловных, иначе говоря, нервных связей, охватывающих круг самих по себе не участвующих в ассимилятивно-диссимилятивных процессах раздражителей.

Психология bookap

Факт, о котором я говорю, и послужил отправным для построения гипотезы о первоначальном порождении зачаточных форм психики. Дело все в том, что в этом различении, которое я сделал, содержится известный парадокс. Он выявляется, как только вы начинаете внимательно размышлять над особенностями вообще жизненного процесса. Вы, конечно, знаете, чем отличаются процессы жизненные, то есть свойственные живым, жизнеспособным организмам, от процессов, которые характеризуют взаимодействие в неживой природе. Эта особенность жизненных процессов обычно передается в терминах обмена веществ или, что то же самое, в терминах ассимилятивно-диссимилятивных процессов. Почему мы говорим «ассимилятивно-диссимилятивных»? А по той простой причине, что ассимиляция, то есть получение из внешней среды вещества или получение известного вида энергии, непременно требует траты вещества организма. То есть когда мы имеем дело с каким-либо ассимилятивным процессом, то за ассимиляцией лежит диссимиляция. Поэтому мы не можем разделять эти два процесса. Я не могу ничего ассимилировать, не диссимилируя.

Вот здесь и возникает парадокс: если мы допускаем, что на каком-то этапе эволюции появляется реакция на раздражители второго рода, то есть организм отвечает диссимилятивными процессами на воздействие, не связанное с дальнейшей ассимиляцией, такая диссимиляция представляется неоправданной тратой энергии. Когда организм начинает реагировать на воздействие, не имеющее прямого биотического значения, диссимиляция начинает превышать ассимиляцию, и, если следовать этой логике, должен произойти распад веществ организма, превращение организма в органическое неживое вещество. В этом и заключается парадокс развития раздражимости по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе в ассимилятивно-диссимилятивной активности организма не участвуют. Задача состоит в том, чтобы снять этот мнимый парадокс.

По-видимому, воздействия второго рода, сами по себе не принимающие участия в ассимилятивно-диссимилятивной деятельности организма, в этих процессах оправданы, необходимы. И вот теперь мы стоим перед вопросом: в чем же заключается необходимость? По-видимому, воздействия, которые прямо не участвуют в ассимилятивно-диссимилятивной деятельности, участвуют в ней непрямо. Раздражимость по отношению к шороху у животного связывается с каким-то воздействием, с каким-то свойством, с чем-то в окружающем мире, в окружающей среде, что уже само по себе является необходимым условием жизни. Вот ведь как просто объясняется этот парадокс! Значит, в одном случае мы имеем процессы обмена веществ, прямые, непосредственные обмены, а в другом случае, мы имеем дело с этими же процессами, но осложненными, или, как я предпочел бы сказать, опосредствованными. Есть какое-то промежуточное звено, необходимое для протекания ассимилятивно-диссимилятивной деятельности, но звено, которое лишь связывает организм с потребными для его жизни воздействиями или предупреждает о воздействиях, нарушающих жизнь, угрожающих существованию организма. И отсюда мы можем сделать один вывод. По-видимому, эти воздействия, вернее, раздражимость по отношению к этим воздействиям, появляющаяся в ходе биологической эволюции, выполняет известную функцию. Сначала я обозначил ее в общем виде как функцию опосредствования связи организма с необходимыми для существования или угрожающими существованию воздействиями, свойствами, вот как я бы сказал еще более точно. А конкретизируя это понятие опосредствования, я бы уточнил, что функция этого вида раздражимости — это функция, которая ориентирует организм в отношении окружающей среды. Это ориентировочная функция. Я дальше делаю еще один шаг. Мне представляется, что можно сделать еще одно уточнение. В силу чего эта функция, то есть функция ориентирования организма в окружающем мире, возможна? Она возможна в силу того, что эти ориентирующие воздействия являются не случайными, не любыми, а объективно соотнесенными с другими воздействиями. И, таким образом, реакция раздражимости по отношению к ориентирующим воздействиям есть процесс, свойство организма, которое выражается в возможности отражения этих объективных связей. Таким образом, за функцией ориентации открыто лежит функция отражения, она выражает эту функцию.

Психология bookap

Вы можете мне сказать, что под отражением мы всегда понимаем некоторую картину. Да, в развернутых формах мы говорим о психическом отражении. Заметьте, что я говорю не об отражении вообще, а о психическом отражении, то есть сужаю понятие отражения, отличая его от отражения в физическом смысле, например зеркального отражения. В развернутом виде это отражение очень напоминает картину в зеркале, то есть это есть некоторый образ или некоторое абстрактное представление, более отвлеченное понятие. Но в зачаточных формах отражение не может сразу приобрести этот картинный, иконический, иногда говорят, вид, иконическую форму. Мы ведь говорим об отражении в его зачаточных формах, но уже отражении психическом, то есть таком отражении, которое, как вы уже знаете, возникает в жизни, выполняет жизненную функцию, и в этом смысле становится активным.

Таким образом, ориентировочная функция вместе с тем является функцией отражательной, поскольку эта ориентировка возможна только в том случае, если отношения между воздействиями, которые порождают реакции, ориентирующие организм, отражают реальность объективных связей. Так, шорох ориентирует по отношению к пище, цвет по отношению к пище, форма по отношению к пище, то есть существует объективная устойчивая связь свойств.

Далее появляются вопросы: «В силу каких условий возникают эти сложные опосредствованные отношения организма к среде? Какие субъективные и объективные условия необходимы для возникновения функции опосредствования, для возникновения зачаточных форм чувствительности?» Под объективными условиями имеются в виду условия, которые характеризуют среду, а под субъективными — те условия, которые обнаруживаются в процессах самого организма. Начнем анализ с объективных условий. Широко известный факт состоит в том, что на заре биологической эволюции живые организмы существовали и развивались в однородной, гомогенной среде, колеблющейся, изменяющейся, но все же однородной. Например — водная среда. Такая гомогенная среда служит объективным условием, необходимым для осуществления прямых процессов. Это непосредственное проникновение в организм соответствующих веществ, непосредственное воздействие энергии. Это то, что называется простейшей жизнью, описание которой вы можете найти в любой современной литературе, касающейся первоначальных форм жизненного процесса коацерватной капельки, если употреблять специфические термины, или жизнеспособного тела, если употреблять более широкий термин. Жизнеспособное тело — то, которое способно к саморегуляции в условиях изменчивой по своим свойствам первоначально простой однородной среды. Гегель в свое время обозначил такого рода среду очень ясным описательным термином, почти метафорическим. Он называл такую среду средой-стихией.

Психология bookap

Дальнейшая история развития жизни связана на более высоких ступенях эволюции с переходом жизни от однородной среды, гомогенной, в среду предметную, то есть среду, которая состоит из дискретных вещей, из дискретных предметов.

Этот переход начинает осуществляться в условиях водной среды, так как живой организм начинает реагировать не только на колебания самой гомогенной среды, но и на те объекты, которые могут существовать в этой среде. Появление такого типа реакции, реакции на дискретные объекты, становится совершенно очевидным при переходе жизни в наземную среду, которая прежде всего является средой дискретных предметов. А предмет не может быть охарактеризован каким-либо одним свойством; он всегда представляет собой узел свойств, жестко связанных между собой. Любое тело обладает целым рядом физических свойств. При воздействии света оно обнаруживает такие свойства своей поверхности, как, допустим, цвет и т.д. При механическом воздействии тело начинает распространять звуковые волны. Итак, вещь — это (я пользуюсь термином Гегеля и Маркса) «узел» различных свойств. Когда я характеризую эту вещь, то первое, на что я должен обратить внимание, что должно войти в характеристику, — это то, что данная вещь описывается не одним свойством, а представляет собой «пучок свойств». Причем это пучок свойств, не случайно, не хаотически связанных между собой, а соединенных достаточно жестко. Любое тело, я имею в виду вещественное тело, как вы понимаете, обладает свойствами физическими, механическими, пространственной формой, величиной. Не правда ли? В условиях действия света оно обнаруживает свойство своей поверхности в отношении данного воздействия. То есть оно, оказывается, выступает для нас как обладающее цветом. В условиях механического воздействия оно может оказаться способным распространять, вызывать, генерировать упругие волны в воздухе или в воде, жидкости, то есть быть звучащим телом. Словом, в системе вещей, которые необходимо связаны взаимодействием друг с другом, всякая вещь выступает как «сгусток» различных свойств.

При этом свойства, важные для поддержания ассимилятивно-диссимилятивного процесса, выступают как свойства, как бы прикрываемые другими, безразличными с точки зрения ассимилятивно-диссимилятивного процесса свойствами. Под ними находится предмет «в оболочке». Я повторяю эту метафору. Но мы так привыкли к этим метафорам. Мы говорим: поверхностное свойство и более глубокое свойство. И мы даже говорим, что всякий отражательный психический познавательный процесс, в своей познавательной функции, — это процесс, который характеризуется переходом от поверхностного к тому, что скрыто за этим. Поэтому мы и говорим: проникновение за видимость вещей — вот функция познания. Конечно, мы это говорим применительно к высоко развитым формам познавательной деятельности, но общий принцип остается тем же самым. Животное встречается с телом, которое обладает физическими, механическими, прежде всего, свойствами. Эти свойства ориентируют его, например, в химических свойствах тела. Сначала нужно проникнуть, сориентироваться в физических свойствах для того, чтобы получить отбор пищевого и не пищевого, угрожающего и не угрожающего своими химическими свойствами. Надо проникнуть за эту поверхность. В этом все дело. Необходимо, чтобы процессы были ориентированы на свойства, воздействующие первыми, помещенными как бы на поверхности этих вещей. Конечно, звуковая волна, достигающая органов, раздражимых по отношению к этому виду энергии, ничего не может изменить в диссимиляции, но она позволяет осуществить приспособление, в результате которого, скажем, вот этот шорох или другой звук ведет к возможности поглощения соответствующего или невозможности поглощения этого воздействующего тела, предмета (я подчеркиваю этот термин — предмета) и в результате — к поддержанию жизни или защиты жизнедеятельности организма от разрушающих влияний. Вот о чем речь.

Значит, мы можем ясно представить себе, скажем, воздействие кислорода, непосредственно участвующего в процессах окисления, необходимых процессах обмена веществ, и воздействие, скажем, цвета, формы, любых других механических свойств. Вот это различие и составляет необходимость появления различия и в формах раздражимости.

Различие между воздействиями первого и второго рода закономерно приводит к различию в формах раздражимости. Раздражимость к воздействиям первого рода, к биотическим воздействиям можно назвать простой раздражимостью (irribilitas). Что касается раздражимости ко второго рода свойствам, которая необходимо возникает при переходе живых организмов в дискретную среду и выполняет функцию отражения и ориентирования, то я предложил называть ее собственно чувствительностью (sensibilitas).

В заключение я бы хотел особо отметить, что с самого начала психика возникает не как некоторое субъективное явление, которое не имеет жизненного значения, а как фундаментальная биологическая функция, функция ориентации и отражения, без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции в предметной среде.

И последнее замечание. Я не закончил сегодня изложение гипотезы. Для того, чтобы изложить ее хотя бы схематически, нужно сделать еще по крайней мере два шага. Может быть, и больше. Позвольте пока на этом закончить.

Понимание и преодоление раздражительности, гнева и агрессии после ЧМТ

Что такое раздражительность, гнев и агрессия и как их распознать?

  • Раздражительность — это эмоциональное состояние, при котором человек вспыльчив и легко раздражается или злится. В результате мелочи могут привести к резкой реакции (например, ссориться с семьей или друзьями). Скорее всего, это произойдет, если человек не знает, как управлять своими чувствами, или если он находится в состоянии стресса. Люди могут чувствовать себя напряженными, напряженными, обидчивыми или нервными, когда они раздражительны.
  • Гнев это эмоция . Это сильное чувство раздражения или недовольства. Иногда гневные эмоции могут стать интенсивными и выйти из-под контроля. Гнев может привести к агрессивным действиям. В гневе люди могут чувствовать напряжение во лбу, челюсти, плечах или кулаках. Они могут чувствовать, что их сердце бьется быстрее, а их тела могут чувствовать себя горячими.
  • Агрессия — это тип поведения. Часто это выражение гнева. Действия могут варьироваться от умеренно агрессивных до крайне агрессивных. Агрессия может выражаться в обидных комментариях — что вы говорите и как вы это говорите. Это могут быть оскорбления, ругательства или крики. В более экстремальных и менее распространенных случаях это может включать акты насилия, такие как бросание вещей или удары кого-то или чего-то. Агрессия может включать в себя другие угрожающие действия, направленные на то, чтобы вызвать страх или неудовольствие, например, преследование водителя на шоссе, чтобы запугать его, или отказ сделать то, что хочет сделать ваш любимый человек.
  • Как показано ниже, раздражительность, гнев и агрессия — это не одно и то же, но они могут пересекаться или возникать вместе. Однако каждое из них может произойти и само по себе. Например, кто-то может злиться, но не вести себя агрессивно, или кто-то может разозлиться, не будучи раздражительным. Советы по управлению этими эмоциями и поведением представлены ниже.

Какие изменения можно ожидать после ЧМТ?

Чувство раздражения или гнева время от времени характерно для большинства людей, но ЧМТ может вызвать изменения, которые сделают эти чувства более серьезной проблемой.

  • Раздражительность и гнев чаще встречаются у людей с ЧМТ, чем у людей без ЧМТ. Некоторые исследования показывают, что до трех четвертей людей с ЧМТ страдают раздражительностью. Кроме того, до 50% людей с ЧМТ имеют проблемы с гневом. Человек, который не был склонен к раздражительности или гневу до ЧМТ, теперь может легко раздражаться или злиться после ЧМТ.
  • Раздражительность и гнев после ЧМТ могут быть внезапными и непредсказуемыми. После ЧМТ чувства раздражительности и гнева могут возникнуть внезапно и быстро нарастать. Эти чувства могут быть вызваны более легко, чем до ЧМТ. Их также может быть трудно предсказать.
  • Гнев и агрессия могут привести к поведению, которое трудно контролировать после ЧМТ. ЧМТ может мешать человеку уважительно говорить о вещах, которые его/ее злят или расстраивают. Человеку также может быть трудно остановить агрессивную реакцию, такую ​​как крик, грубость или ругань. Иногда они могут выражать гнев физическими действиями, такими как бросание вещей, удары кулаком в стену или хлопание дверью. В более крайних и редких случаях гнев может привести к дракам, например, к ударам других.

Почему у людей с ЧМТ возникают проблемы с раздражительностью, гневом и агрессией?

  • Повреждение частей мозга, которые контролируют наши чувства и управляют нашими эмоциями. TBI часто вызывает повреждение одной или нескольких частей мозга, которые контролируют наши чувства и управляют нашими эмоциями. Примером может служить орбитофронтальная область (на фото справа). Эта передняя часть мозга помогает нам отслеживать и оценивать наши чувства, а также рационально обдумывать ситуации. Это помогает контролировать наш гнев и останавливает нас от импульсивности и агрессии. Это помогает нам найти подходящие способы справиться с гневом и ситуацией. Люди, которые повредили эту часть своего мозга, часто не могут контролировать свой гнев и агрессию.
  • Изменения мышления человека. После ЧМТ могут возникнуть такие изменения, как замедленное мышление, проблемы с концентрацией внимания, плохая память или трудности с решением задач. Эти проблемы могут раздражать и усиливать раздражительность и гнев.
  • Эмоциональная борьба. Раздражительность часто является признаком того, что человек имеет дело с другими эмоциональными проблемами, такими как грусть, депрессия и/или тревога.
  • Не полностью распознает эмоции. Людям с ЧМТ может быть трудно понять, когда они расстроены или раздражены. В результате чувство гнева может легко нарастать и выходить из-под контроля.
  • Адаптация к травме. Многие люди с ЧМТ с трудом справляются с изменениями после травмы. Ограничения в действиях и обязанностях (например, вождение автомобиля, оплата счетов, работа по дому) могут вызывать у них раздражение или злость.
  • Непонимание других. ЧМТ может повлиять на способность человека интерпретировать действия и эмоции других людей. Они могут думать, что другие люди злы или имеют плохие намерения, когда это не так. Это может привести к гневу.
  • Плохое самочувствие. Боль, усталость и плохой сон часто возникают после ЧМТ. Это может привести к раздражительности и агрессии.
  • Чувствительность к окружающей среде. Люди с ЧМТ могут быть более чувствительны к свету и/или шуму. Это может привести к раздражительности.

Каковы последствия раздражительности, гнева и агрессии после ЧМТ?

Ниже приведены некоторые общие области, на которые могут повлиять эти эмоциональные и поведенческие изменения:

  • Негативное воздействие на здоровье. Гнев может вызвать учащение пульса, и человек может быть в постоянном состоянии тревоги. В долгосрочной перспективе это может иметь негативные последствия для физического здоровья и психического здоровья, такие как болезни сердца и беспокойство.
  • Интимные отношения. Другим может быть трудно общаться с человеком, который легко раздражается, злится или агрессивен. Непредсказуемые реакции могут вызвать у партнеров ощущение, что они должны «ходить на яичной скорлупе» вокруг человека с ЧМТ. Это может привести к стрессу, конфликту и/или страху, а качество отношений может пострадать.
  • Дружба. Друзья людей с ЧМТ могут реагировать так же, как и их супруги или партнеры. Если не принять меры, дружба, скорее всего, сократится, и вам может быть труднее завести новых друзей.
  • Вернуться к работе. Проблемы с контролем эмоций и поведения могут привести к трениям или спорам с коллегами и работодателями. Раздражительность может затруднить изучение новых навыков и получение критических отзывов от других. Агрессивное или оборонительное поведение может привести к дисциплинарным взысканиям или потере работы.
  • Проблемы с законом. Из-за травмы человек с ЧМТ может испытывать трудности с контролем импульсивных и неадекватных реакций, когда он раздражителен или зол. Некоторые действия могут быть даже незаконными (например, порча имущества, нападение) и могут повлечь за собой штрафы, аресты или даже лишение свободы. Причины этих действий после ЧМТ часто могут быть неправильно поняты. Если кого-то с ЧМТ обвиняют в противоправном деянии, правоохранительные органы и правовая система должны рассмотреть возможность рекомендации реабилитационных услуг, которые могут удовлетворить потребности человека, а не уголовного наказания.

Как медицинские работники могут помочь уменьшить раздражительность, гнев и агрессию?

Найдите лицензированного поставщика медицинских услуг, который обучен лечению эмоциональных проблем после ЧМТ. Примеры включают психологов, консультантов по реабилитации, физиотерапевтов (врачей, специализирующихся на реабилитации), социальных работников, эрготерапевтов или логопедов. Следующие методы часто используются провайдерами с хорошими результатами.

  • Психотерапия или консультирование. Медицинские работники, такие как психологи или лицензированные профессиональные консультанты, могут помочь людям с ЧМТ научиться справляться с гневом и связанными с ним эмоциями (например, посттравматическим стрессовым расстройством, тревогой и депрессией) здоровыми способами. Они могут делать это по-разному, например, помогая людям замечать свои мысли и чувства, не осуждая их, помогая им оценить, как их мысли или чувства могут вести их к нездоровым действиям, и/или помогая им оценить точность своего мышления.
  • Решение проблем. Некоторые поставщики медицинских услуг могут помочь людям с ЧМТ освоить навыки решения проблем, которые, как известно, уменьшают гнев и агрессию.
  • Раннее обнаружение. Некоторые поставщики медицинских услуг могут научить людей с ЧМТ, как выявлять ранние предупреждающие признаки раздражительности и гнева, чтобы они могли попытаться уменьшить вероятность того, что они станут агрессивными. Медитация и внимательность могут помочь людям заметить, что они чувствуют, и успокоиться.
  • Обучение социальным навыкам. Некоторые поставщики медицинских услуг могут помочь людям с ЧМТ заново освоить ключевые социальные навыки, на которые часто влияет черепно-мозговая травма. Это может помочь человеку с ЧМТ лучше понять мысли, намерения и чувства других (например, увидеть вещи с точки зрения других). Это может предотвратить недопонимание и уменьшить гнев и агрессию.
  • Лекарства. Врачи могут использовать лекарства для лечения раздражительности, гнева и агрессии. Однако никакие лекарства не были одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов для лечения поведенческих проблем, связанных с ЧМТ. После ЧМТ люди могут быть более чувствительны к лекарствам. Поговорите со своим врачом о том, какие изменения вы замечаете в себе при приеме лекарства и о побочных эффектах всех рецептурных лекарств, которые вы принимаете.

Что может сделать человек с ЧМТ, чтобы уменьшить раздражительность, гнев и агрессию?

  • Остальные. Старайтесь спать не менее 7 часов каждую ночь. Если у вас проблемы со сном, обратитесь к врачу или другому поставщику медицинских услуг.
  • Двигай телом. Обязательно выполняйте физические упражнения, например ходьбу или занятия йогой, каждый день.
  • Расслабься. Ежедневно выполняйте упражнения на расслабление, такие как внимательность, медитация и/или глубокое дыхание.
  • Соблюдайте здоровую диету. Выпивайте восемь стаканов воды каждый день, ешьте здоровую пищу и не принимайте рекреационные наркотики или алкоголь.
  • Помните о своих лекарствах. Обязательно принимайте лекарства, которые прописал вам врач (см. выше).

Как лица, осуществляющие уход, могут помочь людям с ЧМТ уменьшить их раздражительность, гнев и агрессию?

Опекуны часто считают, что раздражительность, гнев и агрессия любимого человека являются одними из самых трудных изменений после травмы. Вот несколько полезных советов для воспитателей.

  • Шаблоны уведомлений. Остерегайтесь вещей, которые вызывают раздражение или гнев. Триггерами могут быть усталость, перевозбуждение или слишком жарко. Некоторые темы, такие как напоминание о вещах, с которыми у него или нее есть трудности, могут очень расстраивать человека с ЧМТ. Постарайтесь быть чувствительными к подобным триггерам. Это не ваша работа — избегать каждой ситуации, которая может вызвать эти эмоции, но замечать закономерности может быть полезно.
  • Сопереживайте и попытайтесь понять проблему. Сделайте все возможное, чтобы понять, откуда взялся человек с ЧМТ и что расстраивает вашего близкого человека. Поймите, что что-то, что вы делаете или говорите, может быть истолковано таким образом, что вызовет их гнев. Постарайтесь помочь разрешить ситуацию, которая расстраивает человека.
  • Управляйте своими ожиданиями и эмоциями. Убедитесь, что ваши ожидания от человека реалистичны. Старайтесь сохранять спокойствие в ответ на гнев и агрессию. Предложите перерыв, пока все не успокоятся. Уйдите в другую комнату или выйдите из дома, если это необходимо. Вернитесь позже, чтобы поговорить спокойно. Рассмотрите возможность посещения групп поддержки лиц, осуществляющих уход, для получения поддержки и/или обязательно получите помощь и заботу от других членов семьи и друзей.
  • Согласуйте основные правила общения. Все должны согласиться уважительно относиться друг к другу. Например, говорите спокойно, без криков и других агрессивных действий.
  • Сосредоточьтесь на позитивном поведении. Обращайте внимание и поощряйте положительное поведение, например, когда человек спокойно выражает свои чувства. Старайтесь не реагировать на негативное поведение, которое иногда может усилить его.
  • Не принимайте близко к сердцу. Поймите, что травма головного мозга часто мешает человеку справляться с гневом и другими эмоциями. Понимание того, что это не личное дело или вина человека, может помочь вам сохранять спокойствие.
  • Обратите внимание на любые соображения безопасности. Ваша безопасность и безопасность других членов семьи очень важны. Если у вас есть опасения по поводу безопасности себя или своего близкого человека, поговорите со своим врачом или другим медицинским работником. В некоторых случаях вам, возможно, придется подумать о том, чтобы жить отдельно от человека с ЧМТ.

Рекомендуемая литература

  • Вы сделали это нарочно! Неправильное толкование и гнев после черепно-мозговой травмы
  • Гнев и разочарование после черепно-мозговой травмы (Brainline.org)
  • Ресурсы
  • MSKTC TBI на https://msktc.org/tbi на:
    • Эмоциональные проблемы после ЧМТ
    • Понимание TBI
    • Депрессия после ЧМТ
    • Усталость и ЧМТ
    • Сон и ЧМТ
    • Головные боли после ЧМТ
    • Когнитивные проблемы после ЧМТ

Авторство

Раздражительность, гнев и агрессия после ЧМТ был разработан Дон Нейманн, доктором философии, Шеннон Р. Майлз, доктором философии, Анджелой Сандер, доктором философии, и Брайаном Гринвальдом, доктором медицины, в сотрудничестве с Центром перевода знаний Model Systems. Особая благодарность Сагару Париху, доктору медицинских наук, за изображение мозга, использованное в этом информационном бюллетене.

Источник: Содержание данного информационного бюллетеня основано на исследованиях и/или консенсусе специалистов. Этот контент был рассмотрен и одобрен экспертами из программы «Системы моделей черепно-мозговых травм» (TBIMS), финансируемой Национальным институтом исследований в области инвалидности, самостоятельной жизни и реабилитации (NIDILRR), а также экспертами из реабилитационных центров политравмы (PRC). ) при финансовой поддержке Министерства по делам ветеранов США.

Заявление об отказе от ответственности: Эта информация не заменяет консультацию медицинского работника. Вам следует проконсультироваться со своим лечащим врачом относительно конкретных медицинских проблем или лечения. Содержание этого информационного бюллетеня было разработано в рамках грантов Национального института исследований в области инвалидности, независимой жизни и реабилитации (номер гранта NIDILRR 90DP0082, 90DPTB0016, 90DRTB0002 и 90DPTB0014). NIDILRR — это центр Управления общественной жизни (ACL) Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS). Содержание этого информационного бюллетеня не обязательно отражает политику NIDILRR, ACL или HHS, и вы не должны исходить из того, что оно одобрено федеральным правительством.

Copyright © 2021 Центр перевода знаний Model Systems (MSKTC). Может воспроизводиться и распространяться свободно с указанием авторства. Для включения в платные материалы необходимо получить предварительное разрешение.

2 способа справиться с чувством раздражительности и гнева

Каждый испытывает тяжелые эмоции.

Источник: Andre Hunter/Unsplash

Многие люди приходят на терапию, задаваясь вопросом, как им лучше контролировать свой гнев. Они могут сказать что-то вроде: «В последнее время я так быстро срываюсь; Я не знаю, что со мной происходит», или «Раньше я был таким расслабленным человеком».

Здесь я расскажу о двух причинах, по которым уровень вашего гнева может быть повышен, и о том, что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему.

1. Придерживаетесь ли вы регулярного режима сна?

Я знаю, вы уже слышали это раньше, но ничто не заменит хороший ночной сон.

Посмотрите на каждую культуру по всему миру, от промышленно развитых обществ на Западе до отдаленных племен в южной части Тихого океана, и вы найдете по крайней мере одну общую черту: все спят. Обойти это просто невозможно. Это самое близкое, что у нас есть, к источнику молодости.

Если вы чувствуете себя раздражительным, злым или чрезмерно чувствительным, найдите минутку, чтобы подумать о том, как вы спали в течение последних нескольких недель. Вы просыпались среди ночи? Вы сладко спали? Были ли у вас повторяющиеся плохие сны или кошмары? Есть ли у вас боль в теле, которая не дает вам спать? Вы смотрели в свой телефон поздно ночью?

Если да, то это может объяснить вашу повышенную реакцию гнева. Когда мы пропускаем сон, наш разум и тело не успевают правильно перезагрузиться. Маскировка проблемы с помощью стимуляторов, таких как кофеин, может обеспечить кратковременное облегчение, но не решает основную проблему, которую можно решить, только выспавшись.

Вы, вероятно, знаете, что можно сделать, чтобы улучшить ночной сон, но я упомяну их еще раз:

  • Упражнения могут быть полезны, особенно энергичные упражнения. (Тем не менее, чрезмерные физические нагрузки связаны с бессонницей.)
  • Сокращение экранного времени в пользу пребывания на улице также может улучшить качество сна.
  • Может помочь вечерний ритуал расслабления, будь то легкая растяжка или медитация перед сном, ведение дневника, наброски или расслабляющая ванна.
  • Людям, борющимся с кошмарами или плохими снами, может помочь сон с комфортным предметом. Вы также можете попробовать записать свои сны и изменить негативные окончания на позитивные.

Также важно знать, что ваше тело способно позаботиться о вас во время неизбежных периодов трудного сна. Как правило, наш БДГ-цикл (который биологически важен по ряду причин) начинает происходить после того, как мы поспали хотя бы несколько часов. Однако, когда мы лишены сна, наше тело быстрее переходит в фазу быстрого сна, чтобы компенсировать потерянное время.

Наконец, помните, что можно извиниться за свои нехарактерные вспышки гнева, которые могут быть вызваны недосыпанием. Возможно, вы излишне кратки с коллегой или членом семьи. Никогда не помешает извиниться и объяснить, что в последнее время у вас проблемы со сном и что вы над этим работаете. Скорее всего, они были в одном и том же месте в какой-то момент своей жизни и смогут понять, через что вы проходите.

2. Есть ли у вас ощущение, что вы мчитесь по жизни?

Иногда нам кажется, что мы точно знаем, где хотим быть, но, поскольку мы еще не там, мы пытаемся ускорить процесс. Это вызывает ноющее чувство раздражительности и нетерпения и даже может привести к вспышкам гнева. Это может произойти с любой целью, которую мы ставим перед собой, например, продвижение в нашей карьере или продвижение в отношениях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts