Чувство | это… Что такое Чувство?
- Не путать с: Ощущение
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Содержание
|
Этимология
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.
Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.
Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.
Смысл термина
Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания. [1]
Границы понятия
Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.[1]
От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.[1]
Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Характеристики
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Валентность (тон)
Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.
Интенсивность
Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).
Содержание
Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.
Страсть
Основная статья: Страсть (чувство)
Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
Литература
- Л. В. Кривых. К вопросу о типологии чувственности. М., 1984 г.
Чувство | это… Что такое Чувство?
- Не путать с: Ощущение
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Содержание
|
Этимология
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.
Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.
Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.
Смысл термина
Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.[1]
Границы понятия
Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.[1]
От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.[1]
Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Характеристики
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Валентность (тон)
Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.
Интенсивность
Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).
Содержание
Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.
Страсть
Основная статья: Страсть (чувство)
Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
Литература
- Л. В. Кривых. К вопросу о типологии чувственности. М., 1984 г.
Чувство | это… Что такое Чувство?
- Не путать с: Ощущение
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Содержание
|
Этимология
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.
Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.
Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.
Смысл термина
Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.[1]
Границы понятия
Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.[1]
От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.[1]
Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Характеристики
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Валентность (тон)
Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.
Интенсивность
Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).
Содержание
Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.
Страсть
Основная статья: Страсть (чувство)
Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
Литература
- Л. В. Кривых. К вопросу о типологии чувственности. М., 1984 г.
Кант и способность чувствовать | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews
Этот превосходный том знаменует собой важный вклад в растущий объем литературы по до сих пор недооцениваемому описанию Канта «способности чувствовать». Эссе затрагивают широкий круг тем, связанных с систематическим описанием Кантом структуры разума, отношением чувств к моральному познанию, эстетическому опыту и точкам соприкосновения между теоретической и практической философией. Книга будет полезной для всех, кого интересует любой из этих вопросов. Прежде чем перейти к своим замечаниям об отдельных вкладах в том, я сделаю небольшую подготовку.
Кант разделяет разум на три основные способности: познание, желание и чувство. Каждая из этих способностей характеризуется, прежде всего, типами представлений, которые они порождают. Познание порождает представления об объектах (как обстоят дела). Желание порождает представления, направленные на то, чтобы сделать свои объекты реальными (такими, какими они должны быть). И чувство порождает приятные и неприятные представления (как обстоят дела у меня). Все три способности далее подразделяются на высшие и низшие формы, причем высшие проявления способностей спонтанно порождают априорные представления, а низшие позволяют пассивно полученные эмпирические представления. Так, способность познания имеет априорные и эмпирические представления об объектах (пространство, время и категории, с одной стороны, и чувственные представления, с другой), а способность желания имеет априорные цели и эмпирические цели (продвижение моральное благо, с одной стороны, и содействие нашему собственному счастью, с другой). Способность чувствовать немного сложнее (как ясно показывают очерки этого тома), но, по крайней мере, кажется, что приятные чувства прекрасного и возвышенного, научного открытия, морального уважения и, возможно, даже кантовской надежды имеют априорную основу. в то время как более мирские чувственные удовольствия тела эмпиричны.
Способность чувствовать всегда была наименее обсуждаемой из трех способностей. Способность к познанию обычно считается центральным элементом философской системы Канта, и он посвящает большую часть своей работы ее составлению. Критика практического разума также имеет дело с познанием (в его практическом проявлении), но поскольку практическое познание порождает признание нравственного закона, устанавливающего продвижение добра как необходимую цель для рациональных агентов, этот текст можно считать Основное описание Кантом способности желания (по крайней мере, в ее априорном проявлении). Тогда было бы заманчиво взглянуть на Критика суждения для описания Кантом способности чувствовать. Хотя в этом предположении определенно что-то есть (как показывает Патрик Фрирсон; см. ниже), способность чувствовать не подвергается подробному систематическому обсуждению в этом тексте. Более того, хотя в Третьей Критике и рассматриваются приятные чувства, связанные с прекрасным, возвышенным и телеологически систематическим, есть и другие важные чувства, которые там вообще не обсуждаются.
Ситуация такова, что Кант дает лишь частичное описание способности чувствовать, разбросанное по нескольким различным крупным и второстепенным произведениям. Отсутствие какого-либо целенаправленного, систематического описания способности чувствовать в основных работах критического периода Канта во многом объясняет, почему ей уделялось относительно мало внимания в литературе. Другая причина (которая успешно опровергается несколькими очерками в этой книге), почему способность чувствовать получает наименьшее внимание, заключается в естественном (хотя и ошибочном) предположении, что способность испытывать удовольствие и неудовольствие относится исключительно к нашей животной природе и что Интерес Канта к благородному, рациональному, человеческий часть разума требует гораздо большего внимания.
Каковы бы ни были причины несоразмерного недостатка внимания, уделяемого способности чувствовать, кажется ясным, что нельзя претендовать на полное и систематическое описание кантовского ума, не продумав функции всех трех способностей вместе с их взаимозависимыми отношения друг к другу. В этой похвальной книге удалось доказать, что кантовское описание способности чувствовать имеет глубокие и ясные систематические связи с более известными аспектами его философской системы. В дальнейшем я попытаюсь дать представление о том, что я считаю наиболее интересным и важным в вкладе в этот том. Я разделю обсуждение на две основные части. Во-первых, я рассмотрю эссе, посвященные систематическим соображениям относительно места чувства в кантовской системе. Затем я рассмотрю те, которые касаются специфических отношений между чувством и моралью.
Систематические соображения
Как отмечалось выше, Кант разделяет разум на три способности: познание, желание и чувство. Способность чувствовать, по-видимому, была последней, на которую обратил пристальное внимание Кант, и кажется, что вначале он не был уверен, что о ней вообще можно много сказать в контексте априорной философии. Ибо чувства — это та часть ума, которая порождает приятные и болезненные психические состояния, и было бы естественно думать, что вопросы удовольствия и страдания относятся к нашей животной, эмпирической природе. Фриерсон («Новый вид априорных принципов»: психологические таксономии и происхождение третьей критики) утверждает, что позднее признание Кантом существования априорных принципов чувства изначально вдохновило его на написание третьей критики. Понимание заключалось в том, что в кантианском сознании существует параллель между двумя тройственными различиями. Кроме тройственного различения познания, желания и чувства, есть еще деление познания (в его «высшем» проявлении) на понимание, разум и суждение. Фриерсон утверждает, что Кант обнаружил, что может выстроить эти два различия: анализ понимания и разума выявил принципы познания и желания (соответственно). Описание в Третьей Критике удовольствий, доставляемых рефлективной деятельностью суждения, следует рассматривать как завершение этого систематического соответствия.
Кристи Свит («Между познанием и моралью: удовольствие как «переход» в критической системе Канта») также обращается к систематическим проблемам, связанным с местом чувства по отношению к другим умственным способностям. Ее главная задача — показать, как отношение Третьей Критики к чувству и способности суждения было необходимо для того, чтобы избежать неприемлемого дуалистического раскола между теоретической и практической сторонами человеческого разума. Она хочет избежать картины, в которой разум «расколот между двумя мирами» (132) и представляет собой «просто совокупность когнитивных функций» (134). Она утверждает, что практическая и теоретическая стороны разума совершенно неоднородны по отношению друг к другу, и что Кант признавал необходимость некой третьей силы, которая могла бы быть посредником между ними. Суит доказывает, что удовольствие рефлективного суждения о прекрасном может играть эту переходную роль, потому что оно отчасти гомологично двум другим способностям.
В другом ключе Аликс Коэн («Рациональные чувства») также обращается к тому, как способность чувствовать стоит между теоретическим и практическим. Самым важным чувством в системе Канта является нравственное уважение, и отсюда становится ясно, что между чувством и практическим разумом существует тесная связь. Но может ли чувство внести свой вклад в теоретическую сторону вещей? Коэн убедительно доказывает, что удовольствие, сопровождающее научное открытие, является теоретическим аналогом практического чувства морального уважения. Кант часто определяет удовольствие как представление о поощрении жизнедеятельности (боль есть представление о ее помехе). Поскольку познание, направленное на систематическое осмысление мира, является одной из существенных деятельностей живого человеческого субъекта, то естественно, что успех в такого рода проектах будет чувствовать себя хорошо , и что это чувство подтолкнет нас к дальнейшему систематическому исследованию. Коэн утверждает, что аналогия между этим удовольствием и нравственным уважением глубока: и то, и другое производится чистым разумом, и оба обеспечивают особый вид «субъективной основы деятельности» (19).
Лайк Свит, Джанелл ДеВитт («Чувство и склонность: рационализация животного внутри») и Аллен В. Вуд («Чувство и желание в человеческом животном») также обеспокоены тревожным дуализмом кантианского разума. Вот карикатура на точку зрения Канта, которую, к сожалению, часто принимают за официальную доктрину: человек представляет собой смесь чистого, разумного, благородного, самозаконодательного агента, с одной стороны, и низкопробного, гетерономного, движимого инстинктами животного. с другой. Познание принадлежит первому, чувство — второму, и они борются за желание. Надлежащая задача здравомыслящего человека состоит в том, чтобы вырвать контроль над животным «я» и позволить гордому разуму диктовать все действия. Эта карикатура не только смехотворно чопорна, но и проблематична, поскольку изображает личность глубоко раздробленной.
Ни ДеВитт, ни Вуд не считают, что эта популярная карикатура описывает реальное положение Канта. ДеВитт пытается подорвать эту картину, защищая когнитивистскую трактовку кантианского чувства: чувства (по крайней мере, часто) рациональны. Одним из важных мотивов ее точки зрения является наблюдение, что чувство является своего рода практической восприимчивостью. С теоретической стороны воспринимающая способность чувственности не является чисто животной и пассивной, а вместо этого определяется спонтанной деятельностью понимания, которое структурирует формы пространства и времени. В этом смысле чувственность отчасти рациональна, и поэтому есть основания предполагать, что кантианское чувство также было бы отчасти рационально.
Вуд пошел еще дальше. Его основной тезис состоит в том, что человек — это животное, что быть человеком — значит быть рациональным, и, таким образом, «внутреннее животное — это уже разумное животное — «до самого низа»» (93). . Один из основных выводов этого полезного эссе заключается в том, что мы можем избавиться от концепции кантианской моральной мотивации в терминах «сверхъестественной молнии, нисходящей на нашу животную природу из умопостигаемого мира» (103). В целом и ДеВитт, и Вуд успешно доказывают, что точка зрения Канта гораздо более правдоподобна и полна нюансов, чем это часто представляется. Самость не воюет сама с собой, а чувства не чужаки, вторгшиеся на территорию разума.
Чувство и нравственность
Хотя несколько эссе, рассмотренных выше, ясно показывают, что способность чувствовать имеет важные связи с теоретической философией Канта, он уделяет гораздо больше внимания важности чувства с практической стороны вещей. Ниже мы увидим, что Кант иногда двойственно относится к этой связи, но есть одно чувство, которое постоянно прославляется в моральной теории Канта, а именно чувство морального уважения. Нравственное уважение находится в центре внимания книги Дайан Уильямсон «Уважение во всех отношениях» и Джанин М. Гренберг «Практическое, познавательное значение чувств: феноменологический отчет». Уильямсон рассматривает часто обсуждаемый вопрос о том, является ли надлежащим объектом уважения сам моральный закон или люди, которые его реализуют. Ее ответ состоит в том, что оба варианта сводятся к одному и тому же: «разумное бытие имеет абсолютную и внутреннюю ценность, как и сама мораль, и поэтому разумное бытие само есть возвышенный объект» (237). Попутно она детализирует интересное предположение о том, что существует соответствие между четырьмя «аффективными предпосылками нравственности» (моральное чувство, совесть, любовь и самооценка, которые она считает четырьмя различными модусами уважения) и четырьмя виды моральных обязательств (позитивные и негативные обязательства перед собой и перед другими). Хотя эти утверждения о переписке представлены несколько предварительно, мне кажется, что это предположение заслуживает дальнейшего изучения.
Гренберг рассматривает совсем другой вопрос об уважении. Она стремится дать феноменологическое объяснение этому чувству и тем самым еще больше прояснить его значение в моральном познании. Эссе сосредоточено на беспокойстве о том, что моральное уважение как чувство, переживаемое во времени, должно быть эмпирическим переживанием себя с точки зрения третьего лица (я как объект ). Это было бы проблематично, потому что моральное уважение должно раскрывать что-то о себе 9.0007 как субъект , т. е. как умопостигаемый автономный рациональный агент, самоопределяемый моральным законом. Беспокоит то, что никакой эмпирический опыт не может дать доступ к такому умопостигаемому «я». Гренберг решает эту проблему, утверждая, что чувство нравственного уважения есть неинтуитивное определение времени, вообще не представляющее никакого объекта, а «вместо этого феноменологический опыт, обнаруживающий… законодательный субъект» (50).
Другим своеобразным ментальным состоянием, которое Кант часто воспевает в моральном контексте, является надежда , которое, как утверждает Рэйчел Цукерт («Является ли кантианская надежда чувством?»), действительно следует воспринимать как чувство (в отличие от простой когнитивной установки, подобной убеждению). ). Кант классно говорит, что один из трех основных вопросов философии: «На что я могу надеяться?» Хотя он никогда не дает прямого ответа на этот вопрос, ясно, что он думает, что мы можем надеяться на то, что существует моральное божество, вознаграждающее добродетель, что мы бессмертны и что природа постижима для таких умов, как наш. Цукерта больше всего беспокоят отношения между разумом и надеждой, особенно в контексте кантовского морального доказательства существования Бога. Она убедительно доказывает, что было бы ошибкой думать, что разум порождает надежду. Скорее, задача разума состоит в том, чтобы наполнить надежду содержанием, ограничивая надежду и тем самым давая ей рациональное оправдание.
Выше я упоминал, что Кант часто неоднозначно относится к роли чувства в нравственном познании. Вибке Даймлинг («Два разных вида ценности? Кант о чувстве и нравственном познании») довольно подробно рассматривает этот вопрос. С одной стороны, утверждает она, эмоции в лучшем случае вызывают подозрение как источник мотивации. Но, с другой стороны, Кант восхваляет такие чувства, как уважение, любовь и сочувствие, как необходимые для морали. Более того, и чувство, и практическое познание нацелены на «отслеживание ценности» (37). Но они не отслеживают одни и те же ценности (чувство направлено на жизнедеятельность, практическое познание на добро). Она приходит к выводу, что, несмотря на разные фундаментальные цели, определенные морально значимые чувства действительно играют важную роль в поддержке морального познания.
Эта амбивалентность является повторяющейся темой в паре эссе из более поздних частей этого тома. Роберт Р. Клевис обращается к «Чувству энтузиазма», которое Кант не очень ясно определяет как «идею добра с аффектом». Клевису удается конкретизировать этот скелетный счет некоторыми полезными способами. Следует отметить, что кантовский «энтузиазм» имеет совершенно иной оттенок, чем это слово в современном английском языке. Для Канта оно имеет отчетливое нравственное содержание и представляется чем-то вроде живого воображения конкретного воплощения добра, которое затем стремятся воплотить в жизнь. Двойственное отношение Канта к чувству определенно присутствует в его описании энтузиазма. Ибо, с одной стороны, энтузиазм может действовать как побудительная сила, которая может привести человека к великим и благородным делам. Но, с другой стороны, это одновременно и нерационально, и подвержено ошибкам, и, таким образом, если человек поддается ошибочному энтузиазму, он может впасть в фанатизм.
Келли Соренсен обсуждает «Сочувствие, любовь и способность чувствовать». Я нашел это хорошей защитой кантовской антипатии к обычным проявлениям симпатии и любви, которые мы обычно отмечаем как одни из лучших человеческих эмоций. Одна из проблем с распространенными формами сочувствия заключается в том, что они не точно отслеживают то, что должно быть морально важным. Например, мы можем сочувствовать другу, которого поймали на измене. Однако, что более важно, сочувствие (и любовь) часто отражают отношение к власти и превосходству над другими: оно часто бывает снисходительным и самодовольным. Сочувствие может быть особенно проблематичным, поскольку сочувственная улыбка может «скрыть это порочное отношение» (210). Здесь можно подумать о людях, которые утверждают, что искренне сожалеют о бедственном положении беженцев, но при этом настаивают на том, что им следует искать убежища где угодно, только не здесь. Тем не менее Кант по-прежнему считает, что сочувствие играет положительную роль, особенно у молодых людей: прежде чем разум полностью разовьется, он может побудить к нравственным действиям. Более того, хотя это и не идеальный «хороший детектор», сочувствие часто может окрашивать наше восприятие мира, делая нас более чувствительными к страданиям других.
Наконец, есть два эссе, посвященных эстетическим чувствам прекрасного и возвышенного, оба из которых важны для Канта, поскольку они служат для того, чтобы заставить нас осознать наше нравственное призвание. Поль Гайер («Каково это — испытывать прекрасное и возвышенное?») занимается общим вопросом о том, как именно следует определять удовольствие и боль в системе Канта. Дебаты, по его мнению, ведутся между феноменологической моделью удовольствия и диспозиционной моделью (он выступает за второй вариант). Он утверждает, что феноменологическая модель (как ни странно) трактует все удовольствия как одинаковые, а все боли — как одинаковые. Что наиболее важно, феноменологическая модель не позволила бы провести адекватное различие между особенно болезненно приятным переживанием возвышенного и другими болезненными удовольствиями. Напротив, функциональная или «диспозиционная» трактовка удовольствия как любого состояния, располагающего человека оставаться в этом состоянии, не предполагает, что каждое удовольствие должно ощущаться одинаково.
Катерина Делигиори («Как почувствовать суждение: возвышенное и его архитектоническое значение») касается более широкой систематической важности раздела о возвышенном в Третьей критике. Она утверждает, что краткость этого короткого раздела противоречит его полной важности для кантовского описания морального самопознания. Переживание возвышенного — это сложное чувство, которое включает в себя, во-первых, своего рода умеренный ужас при осознании того, что что-то настолько велико или мощно, что мы не можем адекватно понять это концептуально, а затем, во-вторых, своего рода возвышенное удовольствие от признание того, что в нашей собственной природе есть что-то — разум — что само по себе превосходит все, что встречается в природе. Она утверждает, что интенциональная структура переживания возвышенного сложна: оно сразу вызывается ужасающим объектом в природе, но его истинным интенциональным объектом является опыт самого субъекта. В конечном счете, причина, по которой чувство возвышенного так важно, заключается в том, что оно дает захватывающее осознание нашей собственной рациональной природы, что, в свою очередь, служит напоминанием о нашем нравственном призвании.
В целом, сочинения по большей части высокого качества. Том занимает важную нишу в литературе и ясно показывает, что тщательное исследование кантовской теории способности чувствовать необходимо для полного понимания как кантовского представления о структуре человеческого разума, так и его моральной психологии. Я настоятельно рекомендую эту книгу всем, кто работает над этими аспектами мысли Канта.
Как бороться с этим чувством
Майк верил, что прожил хорошую жизнь, и ему повезло со всем, что у него было. Он был женат на любящей жене, имел хорошую работу, хороший дом и троих здоровых детей.
Несмотря на всю свою удачу, Майк не мог избавиться от ноющего чувства, что его недостаточно. «Я должен быть более успешным. Я должен зарабатывать больше денег. Я должен быть там, где мой босс. У меня должна быть ученая степень. У меня должен быть дом побольше. У меня должно быть больше друзей». Это были некоторые из «должен», которые преследовали его ежедневно.
«Могу ли я поинтересоваться той частью вас, которая чувствует себя неадекватной?» — спросил я Майка при нашей первой встрече. После того, как он согласился, я предложил: «Позвольте себе отправиться в прошлое… назад и… назад и… назад. Сколько вам было лет, когда вы впервые почувствовали недостаточно ?» Я спросил его.
Он сделал паузу, чтобы подумать: «Это определенно было со мной долгое время», — сказал Он. «Может, 6 или 8 лет? Где-то там.
Отец Майка стал чрезвычайно успешным, когда Майку было 6 лет. Из-за новой работы отца его семья переехала в экзотическую страну, где не говорили по-английски. Майк испугался и почувствовал себя чужим. Несмотря на то, что он посещал международную школу, у него долгое время не было друзей. Его родители сильно подтолкнули его. Они имели в виду хорошо и пытались ободрить его. Но, испугавшись и ошеломленный многочисленными переменами в своей жизни, он неверно истолковал их слова как разочарование в том, что он было недостаточно — это было знакомое чувство, которое он все еще испытывал сегодня.
Мы не рождаемся с чувством неполноценности. Жизненный опыт и эмоции создают это чувство внутри нас различными творческими способами. Например, когда мы были маленькими и чувствовали страх или тревогу, наш разум говорил нам, что что-то не так с нами, а не с окружающей средой. Вот почему дети, подвергшиеся насилию или пренебрежению, вырастают взрослыми, у которых так много стыда. Детский разум, еще не рациональный, заключает: «Должно быть, со мной что-то не так, если мне так плохо» или «Должно быть, я плохой, если со мной плохо обращаются».
Будучи взрослыми, вооруженными знаниями об эмоциях и о том, как детские невзгоды влияют на мозг, мы можем понять, что чувство недостаточности является побочным продуктом неадекватной среды. Нас на самом деле достаточно ! Тем не менее, чтобы чувствовать себя более уверенным в себе, мы должны работать над преобразованием недостаточного чувства.
Один из способов трансформировать старые убеждения — работать с ними как с отдельными дочерними частями. С некоторой умственной энергией мы можем экстернализировать больные части себя, а затем исцелять их.
Например, я спросил Майка: «Можете ли вы представить, что ваш 6-летний ребенок, который чувствует недостаточно, сидит на моем диване , чтобы мы могли быть с ним и попытаться помочь?
Я сделал паузу, пока Майк напрягал умственную энергию, которая потребовалась, чтобы визуализировать свою детскую часть на некотором расстоянии: «Как выглядит эта часть тебя шестилетнего? Во что ты видишь, что он одет? Где ты его видишь? Он в каком-то конкретном воспоминании? Я попросил.
С практикой Майк научился подключаться и общаться с этой частью себя. Майк научился слушать этого маленького мальчика внутри. Предложение ему сострадания помогло ему почувствовать себя намного лучше, хотя изначально он боролся с этой концепцией.
Я также предположил Майку, что ощущение недостаточности может быть защитой от его более глубоких эмоций по отношению к другим, которые причинили ему боль или не были рядом, когда он нуждался в поддержке. Думая о Треугольнике перемен , мы замедлились, чтобы заметить его чувства к себе и своим родителям. Не оценивая свои основные эмоции как правильные или неправильные, он признал, что злится на отца за то, что тот вырвал его с корнем, шаг, который стоил ему доверия.
Поскольку эмоции — это физические ощущения, другой способ работы с ранеными частями — через тело. Майк научился распознавать, как не хватило почувствовал физически. «Это как пустота — как дыра внутри. Я знаю, что временами мне удавалось добиться успеха, и я верю, что моя семья любит меня. Эмоционально это совсем не так. Хорошие вещи приходят, но они проходят сквозь меня, как ведро с дырой. Я никогда не наполняюсь».
Чтобы помочь залатать дыру в его ведре, я также помог Майку развить его способность удерживать хорошие чувства, замечая их. «Если вы подтверждаете свои достижения, как это ощущается внутри?»
«Я чувствую себя выше», — сказал Майк.
«Можете ли вы остаться с ощущением роста всего на 10 секунд?» Я попросил.
Как форма обучения, он развивал свою способность испытывать положительные чувства. Двигаясь медленно, мы тренировались замечать ощущения, связанные с гордостью, любовью, благодарностью и радостью, постепенно привыкая к ним.
Что еще Майк и все мы можем сделать в краткосрочной перспективе, чтобы помочь тем частям нас, которые чувствуют недостаточно ?
- Мы можем снова и снова напоминать себе, что чувство недостаточно было усвоено. Это не объективный факт, даже если интуитивно кажется, что это правда.
- Мы можем соединиться с той частью нас, которая чувствует себя плохо, и предложить ей сострадание, как если бы мы делали это по отношению к нашему ребенку, партнеру, коллеге, другу или домашнему животному.
- Мы можем вставать в силовую позу 2-3 раза в день, чтобы чувствовать себя сильнее и увереннее. (См. Ted Talk on Power Poses Эми Кадди)
- Мы можем практиковать глубокое дыхание животом 5 или 6 раз подряд, чтобы успокоить нашу нервную систему.
- Мы можем заниматься спортом, чтобы получить приток адреналина и создать ощущение расширения возможностей.
- Мы можем вспомнить эту очень полезную фразу: Сравните и отчаивайтесь! Когда вы поймаете себя на сравнении с другими, ОСТАНОВИТЕСЬ! Это не помогает, а только вредит, разжигая чувства и мысли о недостаточно .
В конечном счете, мы исцеляем части себя, которые чувствуют себя неадекватными, сначала осознавая их. Осознав это, мы слушаем их и пытаемся полностью понять историю о том, как они пришли к убеждению, что они недостаточно . Со временем, за счет называния, проверки и обработки связанных эмоций как из прошлого, так и из настоящего, частота и интенсивность наших недостаточных частей уменьшается.
Майк научился чувствовать и двигаться благодаря скрытому гневу , который он испытывал к своим родителям как за переезд, так и за то, что он не замечал, как сильно он боролся. Он подтверждал боль и печаль того, через что он прошел, не оценивая, имел ли он право на свои чувства. Когда его жена обняла его и похвалила за то, что он такой замечательный отец, он воспринял ее любовь и похвалу так глубоко, как только мог. Он принимал себя во времена, когда слишком устал, чтобы бороться с чувствами недостаточно . Изучая эмоции и то, как на мозг влияют детские невзгоды, Майк узнал , что все боролись. Никто не идеален, даже его отец. Когда все остальное не помогло, только эта мысль принесла ему покой и напомнила ему, что с него достаточно.
(Сведения о пациенте всегда изменяются для защиты конфиденциальности)
FEELING Синонимы: 110 Синонимов и антонимов к FEELING
См. определение feel на Dictionary.com
- noun sensation, especially of touch
- noun idea, impression
- noun a state of mind, often strong
- noun ambience
synonyms для чувства
- осознание
- возбуждение
- чувство
- боль
- восприятие
- удовольствие
- реакция
- sense
- sensitivity
- activity
- consciousness
- enjoyment
- excitability
- excitation
- innervation
- motility
- perceiving
- receptivity
- reflex
- responsiveness
- sensibility
- sensuality
- tactility
- tangibility
- возбуждение
- двигательная реакция
См. также синонимы к слову: чувство / чувства
- apprehension
- belief
- instinct
- notion
- opinion
- reaction
- sense
- sentiment
- suspicion
- thought
- view
- consciousness
- conviction
- eye
- hunch
- inclination
- подозрение
- ум
- мировоззрение
- убеждение
- предчувствие
- точка зрения
- affection
- appreciation
- behavior
- compassion
- concern
- culture
- emotion
- impression
- intensity
- passion
- reaction
- sensitivity
- sentiment
- spirit
- sympathy
- taste
- понимание
- теплота
- действие
- пыл
- способность
- cultivation
- delicacy
- discernment
- discrimination
- empathy
- faculty
- fervor
- fondness
- heat
- imagination
- intelligence
- intuition
- judgment
- keenness
- palpability
- pathos
- pity
- утонченность
- чувственность
- сентиментальность
- острота
- tangibility
- tenderness
- atmosphere
- aura
- impression
- mood
- quality
- air
- imprint
- semblance
antonyms for feeling
MOST RELEVANT
- insensitivity
- concrete
- бесчувственность
- онемение
- вещь
- бессознательность
- знание
- бесчувственность
- твердость
- вещь
Тезаурус Roget’s 21st Century, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.
ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ чувство
Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.
Символы: 0/140
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Как еще можно сказать чувство ?
Существительное чувство является общим термином для субъективной точки зрения, а также для конкретных ощущений: руководствоваться чувствами, а не фактами; чувство печали, радости. Эмоция применяется к усиленному чувству: взволнован эмоцией. Страсть — это сильная или неистовая эмоция, часто настолько мощная, что завладевает разумом или суждением: возбуждается до страсти гнева. Чувство представляет собой смесь мысли и чувства, особенно утонченного или нежного чувства: Воспоминания часто окрашены чувством.
ТЕСТ
Станут ли эти слова твоей славой?
НАЧНИТЕ ВИКТОРИНУКак использовать чувство в предложении
На этапе роста мы не получим таких же ощущений, как при работе с небольшими командами или с одним основателем.
С GOAT CAPITAL ДЖАСТИН КАН И РОБИН ЧАН ХОТЯТ ПРОДОЛЖАТЬ СОЗДАТЬ ВМЕСТЕ С ПРАВИЛЬНОЙ КОМАНДОЙ. СЕРИК ЭЛДОНС 17 СЕНТЯБРЯ 2020 г. TECHCRUNCH
Экономисты, как правило, испытывают смешанные чувства по отношению к профсоюзам, указывая на их неэффективность и негибкость.
КТО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗМ? (EP. 408 REBROADCAST)STEPHEN J. DUBNER17 СЕНТЯБРЯ 2020 г.FREAKONOMICS
Каждый раз у меня такое чувство, что это будет навсегда.
ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ БОЛИ В СПИНЕ — ЭТО БОЛЬШЕ ДВИЖЕНИЙСАРА ХОДОШСЕНТЯБРЬ 16, 2020POPULAR-SCIENCE
Когда мы думаем об общении, мы склонны думать о своих собственных мыслях и чувствах, а не о том, как мы можем влиять на других.
ТЕМНАЯ СТОРОНА SMART — ТАКИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ФАКТЫDIANA FLEISCHMAN15 сентября 2020 г.NAUTILUS
Она сказала, что если Oracle или какой-либо новый владелец изменит TikTok, это будет «крупно» и потенциально может изменить органичное чувство общности, которое создало приложение.
ЧТО ТАКОЕ ОРАКУЛ? ПОЛЬЗОВАТЕЛИ TIKTOK РЕАГИРУЮТ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ORACLE DEALDANIELLE ABRILS 15 СЕНТЯБРЯ 2020 г. FORTUNE
Oceanside в настоящее время распространяет опросы среди жителей, онлайн и лично, спрашивая их о желаемых лидерских качествах, их отношении к работе полиции и необходимости реформы полиции в департаменте.
OCEANSIDE ПЕРЕСМОТРИВАЕТ ПРОЦЕСС НАНЯТИЯ НАЧАЛЬНИКА ПОЛИЦИИ С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ СКАЙЛА ХИМЕНЕЗ 14 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОЛОС САН-ДИЕГО
Я начал призывать всех говорить именно то, что они действительно думают, но с позитивным намерением — не нападать на кого-либо или причинять ему вред, а получить чувства, мнения и отзывы на столе, где с ними можно было бы разобраться.
На этих страницах столько истории и подлинной личности, что чувство бабушкиной гордости и радости почти осязаемо.