Цель деятельности в психологии это: ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это

Цель и мотивы деятельности

30.03.2013

Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях.

«Рефлекс цели», как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др.

Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные.

Ключевые слова: Деятельность, Мотивы

Источник: Максименко С.Д., Общая психология

Материалы по теме

Задачи и мотивы деятельности

Теплов Б. М., Психология

Единство общения и деятельности

Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения

Мотивационные состояния

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Деятельностная теория

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология

Потребность, мотив, ценность и фрустрация

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Психика и деятельность

Теплов Б.М., Психология

Категория деятельности в психологии

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010

Субъект и субъектность деятельности

Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с….

Вопрос 14. Понятие деятельности, её структура: потребность, мотив, цель.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью

. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы —совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.  е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т.

 е. решить ряд задач практической деятельности. Можно выделить основные виды деятельности свойственные всем людям.  Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд. Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
 Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Снеговик/Билер, Психология в применении к обучению, 10/e

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 2: ЭТАПНЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
Занятие 1: Мозговой штурм Классные занятия
Задание 2: Ролевая игра психолога-педагога

Мероприятие 1

Название: Мозговой штурм Классные занятия

Стратегия обучения: Мозговой штурм

Цель:

Это задание предназначено для того, чтобы побудить учащихся стать более заинтересованными и осведомленными о теориях развития и их последствиях.

Цели:

  • Распознавать различия в способностях людей в зависимости от уровня их развития.

Студенческая активность:

На доске перечислите этапы развития одного или нескольких следующих теоретиков: Эриксона, Пиаже, Кольберга. Предложите учащимся работать индивидуально или в группах, чтобы провести мозговой штурм по различным характеристикам учащихся на каждом этапе. Поощряйте их сравнивать и сопоставлять учащихся на каждом этапе с точки зрения когнитивных, моральных и социальных характеристик. Наконец, попросите студентов обсудить значение этих теорий для образования.

Вариант:

  1. Сформируйте команды и перечислите элементы развития, относящиеся к каждой возрастной группе. Делитесь списками с другими группами и заполняйте недостающую информацию.
    Расположите элементы в списке в порядке важности для учителей. Вслепую проголосуйте 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. в каждой категории.

[Верх]

Деятельность 2

Название: Ролевая игра психолога-педагога

Учебная стратегия: критическое мышление

Цель:

Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащимся понять сходства и различия между различными теориями педагогической психологии.

Цели:

  • Развивать понимание образовательных вопросов с различных теоретических точек зрения.
  • Развить понимание и знакомство с несколькими основными теориями педагогической психологии (например, Эриксона, Пиаже, Выготского, Кольберга, Гиллигана).

Студенческая активность:

Сформируйте группы по четыре-пять человек. В группах берут на себя роль главного психолога-педагога. Убедитесь, что каждая группа выбирает другого теоретика. Выберите образовательную проблему или вопрос и сначала обсудите проблемы в группе и решите, как конкретный психолог ответит на вопрос. Выберите представителя, который представит позицию вашей группы. Представители могут сесть в круг перед классом и обсудить выбранную учебную проблему или вопрос. Преподаватель может выступать в качестве модератора обсуждения. После общего обсуждения другие члены класса могут задавать вопросы, чтобы помочь объяснить или прояснить точку зрения.

Варианты:

  1. Читайте статьи и книги из первоисточников каждого психолога и разыгрывайте ответы на современные образовательные дилеммы. Приведите цитаты психолога-педагога, когда это уместно.
  2. Во время занятий или перед ними поищите информацию об этих выдающихся личностях в Интернете. Распечатайте и поделитесь результатами.
  3. В небольшой группе из двух-трех человек создайте веб-сайт для известного психолога, интересующегося человеческим развитием.
  4. Обратитесь к педагогу или психологу, который хорошо известен тем, что следует или расширяет работу конкретного психолога, занимающегося вопросами развития. Проведите телефонную или компьютерную конференцию с этим человеком, чтобы спросить об исследованиях и открытых проблемах.

Деятельность и возможности

Клуб и организации

Департамент предлагает множество возможностей для участия:

 

Ассоциация студентов-психологов (PSA)

Добро пожаловать в Ассоциацию студентов-психологов ТГУ. Ведущая организация для специальностей и несовершеннолетних факультетов психологии ТГУ, а также для тех студентов, которые хотят больше узнать о принципах и практике психологии.

Цель

Предоставить членам преобразующую информацию о динамической области психологии; информирование членов о потенциальной карьере в области психологии, создание успешных заявлений в аспирантуру, участие в активных дискуссиях о стилях романтической привязанности и тестовой тревожности. Участники увидят психологию в действии.

Мероприятия

Студенческая ассоциация продемонстрирует участие во многих сферах деятельности. Направления участия включают:

  • Участие в кампусе: участников будут организовывать и участвовать в мероприятиях, посвященных психологическим проблемам, представляющим интерес для студентов ТГУ, таким как построение здоровых отношений, тревога перед экзаменами, употребление психоактивных веществ и управление стрессом.
  • Осведомленность о ресурсах сообщества: участников посетят местные ресурсы по психологии, такие как Центр Юнга, Место Бо, Центр оценки детей и т. д.
  • Спикеры: участников будут приглашены, чтобы послушать приглашенных докладчиков из сообщества, которые обсуждают различные области, представляющие интерес в области изучения психологии, практики и тенденций.

Пси-Чи

Что такое Пси-Чи?

Пси Чи — Международное общество чести в области психологии, основанное в 1929 году с целью поощрения, стимулирования и поддержания высокого уровня научных знаний и развития психологии. Пси Чи является членом Ассоциации обществ чести колледжей (ACHS), а также филиалом Американской психологической ассоциации (APA) и Ассоциации психологических наук (APS).

Каковы основные цели?

Пси-Чи служит двум основным целям: одна немедленная и явно вознаграждает отдельного члена, другая более медленная и трудная для достижения, но предлагает большую награду в долгосрочной перспективе. Первым из них является обязательство Общества предоставлять академическое признание своим призывникам на основании самого факта членства. Вторая цель — обязанность каждого местного отделения Общества взращивать искру этого достижения, создавая атмосферу, благоприятную для его творческого развития. Кроме того, организация предоставляет программы, помогающие в достижении этих целей, в том числе общественные и региональные съезды, проводимые ежегодно совместно с психологическими ассоциациями, конкурсы научных наград и программы признания сертификатов.

Как присоединиться?

Членство открыто для студентов и аспирантов, которые делают изучение психологии одним из своих основных интересов и отвечают минимальным требованиям.

Пожалуйста, свяжитесь с доктором Арлин Гордон-Холлингсворт по адресу [email protected] для получения дополнительной информации о присоединении к Psi Chi.

 

Ассоциация чернокожих психологов (ABPsi) Студенческий кружок

Ассоциация чернокожих психологов видит свою миссию и судьбу в освобождении африканского разума, расширении возможностей африканского характера, а также оживлении и просветлении африканского духа.

Цель Ассоциации

Ассоциация организована для работы исключительно в благотворительных и образовательных целях, включая, но не ограничиваясь:

• Продвижение и продвижение профессии африканского психолога

• Влияние на социальные изменения; и

• Разработка программ, с помощью которых психологи африканского происхождения могут помочь в решении проблем общин чернокожих и других этнических групп.

 

Зачем вступать в студенческий кружок ABPsi?

Студенческий кружок ABPsi насчитывает несколько сотен студентов университетских городков по всей стране. Члены студенческого кружка имеют доступ к возможностям получения стипендий, развитию лидерских качеств, профессиональным сетям, поддержке студентов, возможностям для написания научных статей, журналу новостей Psych Discourse, журналу Black Psychology и многому другому.

Как присоединиться?

Пожалуйста, свяжитесь с доктором Яннисом Муди по адресу jannis.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts