Статья на тему: «Цели и задачи экологического воспитания дошкольников» | Статья по окружающему миру по теме:
Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.
Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к значительному истощению некоторых из них и обширному загрязнению всей окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
задачи экологического воспитания
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Для успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.
Методы и приемы работы должны быть разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.
В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:
- От простого — к более сложному
- От частного — более общему
Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.
Примерная последовательность подачи экологических знаний:
- Природа и предметы, сделанные руками человека.
- Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.
- Неживая природа – среда обитания для всего живого:
— наземная
— подземная
— водная
— воздушная
- Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой:
— особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания.
— приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др.
- Экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.
Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.
В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.
Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.
Задачи и цели экологического воспитания ? в образовательных учреждениях
Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает побуждение к пониманию все тех проблем и перемен, которые происходят в «организме» нашей живой планеты.
Цель экологического воспитания – личность, обладающая тонким, живым мышлением, высоким уровнем экологической культуры. В глобальном масштабе – воспитание поколения, ориентирующееся в реальной ситуации с окружающей средой, владеющее знаниями и методами решения проблем экологии в мире.
Задачи экологического воспитания – создание условий для гармоничного социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков.
Мы – часть природы
Экологическое воспитание – это, в первую очередь, формирование доброты в детских сердцах. Формирование осознанного положительного отношения к объектам живой и неживой природы. И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств.
Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детства отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным. Возможность “слить” агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься. Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы. Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Дошкольный возраст – период деликатный. Любое воспитание, будь то физическое, музыкальное, экологическое, являются частью единого воспитательного процесса, цель которого – полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Поэтому сложно выделить единую цель эковоспитания дошкольников. Многие педагоги определяют цель экологического воспитания, как непрерывный процесс развития, который начинается с дошкольного возраста и длится всю жизнь.
Если брать определение по ФГОС, то цель – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование у них экологической культуры. Под такой культурой тут понимается наличие:
- бережного отношения к природе;
- устойчивых знаний об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого в мире;
- правильной трактовки понятия «здоровый образ жизни;
- моральных установок, экологических ценностей;
- эмоциональной отзывчивости к природе;
- положительных ощущений от общения с живой природой;
- желаний познавать окружающий мир
Цели экологического воспитания достигаются по ходу решения основных его задач, таблица 1.
Таблица1. Задачи экологического воспитания в ДОУ
Образовательные | Формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения; |
Воспитательные | Формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни |
Развивающие | Развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды. |
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Воспитание экологической культуры – с точки зрения педагогики, очень непростой процесс. Педагогика говорит, что воспитание – есть передача опыта старших поколений младшим. Но проблема в том, что экологический опыт старшего поколения недостаточен, чтобы в полной мере передать его школьникам (не только в нашей стране, но и во всем мире). По сути, здесь ученик – субъект, который сам должен воздействовать на старших и на сверстников.
В начальной школе к целям экологического образования относят:
- формирование бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдение нравственных принципов взаимоотношений с природой, использование ее ресурсов;
- пропаганда его идей;
- активная деятельность по изучению и защите природы
Основные задачи эко образования в начальной школе почти такие же, что и в ДОУ, но помимо трех основных типов, выделяются новые задачи, смотри таблицу 2.
Таблица 2.
Задачи экологического воспитания в начальной школеОбразовательные и воспитательные | Углубить, расширить экологические знания |
Поведенческие | Привить начальные экологические навыки и умения |
Познавательные | Развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся в процессе экологической деятельности |
Преобразовательные | Воспитывать чувства бережного отношения к природе |
Экологическое образование и старшие классы
Формирование экологической грамотности у старшеклассников – одна из самых сложных и актуальных проблем в образовании.
Его целью становится создание идеальных условий для развития у молодого человека гармоничного взаимодействия с миром, природой, с самим собой. Выражаясь иначе, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.
Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:
- Формирование у подростков навыков самообразования в области взаимодействия природы и общества;
- Формировать навыки самоанализа (самооценки) во всем, что касается его взаимодействия с природой, миром, с близкими людьми, с самим собой;
- Развитие личностных качеств;
- Формирование умений и навыков во всем, что связано с улучшением окружающей среды.
Экологическое воспитание в библиотеке
Говоря о воспитании и образовании в школе, мы часто имеем в виду работу педагогов с классом на уроках (или во внеурочные часы). Но школа – не только класс и уроки. Вклад в экологическое воспитание юного поколения активно вносят библиотеки. Если раньше роль библиотек была лишь информативная (литература на всевозможные темы), то сейчас активность библиотек в учебном процессе приобретает новые формы. В экологическом воспитании школьные библиотеки принимают активное участие, организовывая интерактивные мероприятия: конкурсы, спектакли, кукольные театры, игровые программы, лото, состязания и многое другое. Во время проведения таких мероприятий, достигаются основные задачи – пробуждается интерес к проблемам экологии, повышается уровень экологической культуры, стимулируется интерес к литературе, посвященной проблеме охраны природы, а вместе с тем усиливается навык коммуникации, работы в команде и просто повышается настроение.
Почему экологическое образование важно
«Экологическое образование предоставляет учащимся важные возможности для участия в решении реальных проблем, выходящих за рамки классной комнаты. Они могут увидеть актуальность своих занятий в классе для сложных экологических проблем, с которыми сталкивается наша планета, и они могут приобрести навыки, которые им понадобятся, чтобы творчески решать проблемы и активно отстаивать интересы».
— Г-жа Кэмпбелл, суперинтендант школ округа Сан-Матео 9 штата Калифорния.0005
Экологическое образование приносит пользу учащимся, школам и нашему большому миру.
Экологическое образование помогает учащимся…
- Повышение успеваемости. EE улучшает результаты тестов, предоставляя учащимся увлекательные уроки о мире природы, которые можно применить ко всем предметным областям и классам.
- Отказ от домашних привычек.
- Улучшение здоровья учащихся. Программа EE позволяет учащимся активно проводить время на свежем воздухе и помогает решать распространенные проблемы со здоровьем у современных детей, такие как ожирение, синдром дефицита внимания и депрессия.
- Опорный шток. EE предлагает привлекательную платформу для получения и применения знаний и навыков в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM).
- Удовлетворение потребностей 21 века. EE подчеркивает навыки, необходимые для достижения успеха в завтрашнем мире, такие как вопросы, исследования, определение проблем, анализ, интерпретация, рассуждение, разработка выводов и решение проблем.
- Развитие лидерских качеств. В EE особое внимание уделяется совместному обучению с другими, критическому мышлению и обсуждению, а также сосредоточению внимания на стратегиях действий в реальных приложениях.
- Улучшение внимания и познания. EE повышает способность учащихся концентрировать внимание и улучшает их когнитивные способности. Дети с синдромом дефицита внимания также получают пользу от большего контакта с природой — чем зеленее повседневная среда ребенка, тем легче поддаются лечению его симптомы.
В Топ-10 преимуществ экологического образования перечислены другие примеры того, как ЭО приносит пользу учащимся всех возрастов.
«Сейчас, во втором десятилетии 21-го века, подготовка наших учащихся к тому, чтобы стать добропорядочными гражданами окружающей среды, является одной из самых важных задач, которые может выполнять каждый из нас. Это для наших детей, детей наших детей и будущих поколений».
— Секретарь Министерства образования США Арне Дункан, сентябрь 2010 г.
Экологическое образование помогает школам и преподавателям… EE предлагает возможности для насыщенного, практического, реального и аутентичного обучения по всей учебной программе. Это отношение к жизни студентов привлекает и вдохновляет их больше, чем традиционная педагогика.
Подсчитано, что к 2030 году 7-миллиардному населению мира потребуется в два раза больше ресурсов, чем планета может предоставить (The Economist).
Удовлетворение потребностей наших граждан во всем мире — экологических, экономических, культурных, духовных и т. д. — требует понимания и творческого решения проблем. Экологическое образование вооружает учащихся знаниями, навыками и мотивацией для решения сложных экологических проблем в 21 веке.
Экологическое образование приносит пользу всему миру благодаря…
- Создание более здоровых школ. EE дает учащимся возможность стать лидерами в создании более экологичной и здоровой учебной среды внутри и снаружи своих школьных зданий.
- Поддержка принятия обоснованных решений. EE гарантирует, что граждане будут информированы о достоверной науке и подготовлены для принятия решений, которые имеют решающее значение для обеспечения США и всего мира природными ресурсами, от которых зависят наша экономика и качество жизни.
- Вклад в устойчивое развитие. Программа EE формирует знания и навыки, необходимые для решения сложных экологических проблем, а также для принятия мер для сохранения здоровья нашей природы, продуктивности нашей экономики и динамичности сообществ.
- Сохранение наших природных ресурсов. Более высокий уровень знаний об окружающей среде значительно коррелирует с более высокой степенью поведения в защиту окружающей среды и природоохранной деятельности. Чем больше люди знают, тем больше вероятность того, что они будут перерабатывать отходы, будут энергоэффективнее, сберегут воду и т. д.
Просмотрите список источников для исследования преимуществ экологического образования.
Какое значение имеет дерево обучения проекта
преимуществ экологического образования для детей
Вернуться к блогу
Преимущества экологического образования для детей
Если у вас дома есть малыш, и он начал ходить в
Начальное образование является важным этапом, на котором дети развивают свое поведение, социальную осведомленность и самоотверженность. В школе дети изучают ценности и развивают навыки, которые останутся с ними на протяжении всей их взрослой жизни и определят их характер. В школе дети участвуют в различных мероприятиях, чтобы пробудить интерес к заботе об окружающей среде и защите окружающей среды.
Основная цель обучения детей заботе об окружающей среде состоит в том, чтобы развить твердое экологическое мышление и использовать его для преодоления существующих экологических проблем с активным отношением и твердой приверженностью.
Методы экологического просвещения детей в детском саду Торранс, Калифорния :
Экологическое образование является важным процессом для детей и должно быть включено в программу каждой начальной и средней школы. На детской площадке или в близлежащем парке можно заняться многими видами деятельности. Учителя могут вывести детей на улицу, чтобы узнать о различных растениях, листьях, насекомых и птицах. Кроме того, учителя могут говорить о концепциях загрязнения, потребления воды и 3R (сокращение, переработка, повторное использование).
Игры на свежем воздухе очень важны для детей, поскольку они способствуют интеллектуальному, эмоциональному, социальному и физическому развитию.
Природа — это гигантский ресурс неограниченного обучения. Взаимодействие с природными ресурсами позволило детям учиться, исследуя и экспериментируя с идеями. Постоянное пребывание в естественной среде дает детям возможность думать, задавать вопросы и делать прогнозы. Природа предоставила им бесчисленные возможности для развития своих открытий, творчества и навыков решения проблем.