Ценностные ориентации м рокича тест: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Тест Рокича на ценностные ориентации личности

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Активная деятельная жизнь

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Жизненная мудрость

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Здоровье

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Интересная работа

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Красота природы и искусства

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Любовь

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Материально обеспеченная жизнь

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Наличие хороших и верных друзей

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Общественное признание

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Познание

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Продуктивная жизнь

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Развитие

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Свобода

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Счастливая семейная жизнь

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Счастье других

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Творчество

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Уверенность в себе

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Удовольствия

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Аккуратность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Воспитанность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Высокие запросы

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Жизнерадостность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Исполнительность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Независимость

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Непримиримость к недостаткам в себе и других

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Образованность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Ответственность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Рационализм

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Самоконтроль

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Смелость в отстаивании своего мнения

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Чуткость

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Терпимость

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Широта взглядов

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Твердая воля

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Честность

Оцените, насколько для вас важна данная ценность: Эффективность в делах

Ценности профессиональной самореализации

Для вас наиболее важной составляющей успешной жизни является профессиональная самореализация. Это раскрытие своего потенциала на работе, успех в построении карьеры. И причина здесь кроется не только в деньгах и повышении социального статуса, но в развитии собственных способностей, чувстве востребованности и значимости. Что этот тест расскажет о ваших друзьях? Поделитесь с ними ссылкой!

Ценности личной жизни

В своем поведении вы чаще всего руководствуетесь ценностями личной жизни и общения, такими как стремление к согласию, поддержка, чуткость. Вам важно осознавать принадлежность к группе, свою значимость для других людей. Поэтому вы отдаете приоритет семье, друзьям, окружению, уделяя меньше внимания профессиональной самореализации и общественному признанию. Что этот тест расскажет о ваших друзьях? Поделитесь с ними ссылкой!

Этические ценности

В своем поведении вы чаще всего руководствуетесь этическими ценностями, такими как ответственность, широта взглядов, воспитанность. Во всем вы стараетесь следовать определенным правилам, оцениваете свои и чужие поступки с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, которые соотносятся с общественным порядком и традицией. Что этот тест расскажет о ваших друзьях? Поделитесь с ними ссылкой!

Ценности самоутверждения

В своем поведении вы чаще всего руководствуетесь ценностями самоутверждения, такими как независимость, непримиримость или смелость. Вы стремитесь достичь и поддерживать определенный общественный статус, быть собой и проявлять независимость во всех поступках. Вам не нравится находиться в рамках и следовать ограничениям. Что этот тест расскажет о ваших друзьях? Поделитесь с ними ссылкой!

Тест Рокича, Научные и учебные работы

метки:Жизнь, Ценность, Оценка, Развитие, Зрелость, Круглов, Значимость, Сторона

Тест ценностных ориентаций М. Рокича

(модификация Б.С. Круглова)

Описание теста.

В основу теста ценностных ориентаций М. Рокича (модификация Б.С. Круглова) положена процедура ранжирования списка ценностей. Результаты ранжирования оценивались по двум критериям:

а) степени сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций школьников (взрослых) и

б) анализ содержания, степени выраженности отдельных компонентов ранговой структуры показателей ценностных ориентаций.

Первый показатель очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Интериоризация ценностей как осознанный процесс возможна лишь при условии действия психологического механизма дифференциации и интеграции ценностей, т.е. способности индивида выделять из множества неопределенных объектов те, которые предоставляют для него определенную ценность. Функционирование подобного психологического механизма возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Второй показатель содержательно квалифицирует направленность личности. М. Рокич выделил две группы ценностей с точки зрения целей и задач, которым служат та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности).

Подобное деление ценностей достаточно условно, однако выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой стороны – умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

В ходе обследования каждому подростку было предложено два бланка (приложение 1 и 2), на которых приводятся списки из 17 терминальных и 17 инструментальных ценностей. Каждую из предложенных ценностей испытуемый должен оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор подробно объясняет детям, как оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для испытуемого.

5 стр., 2001 слов

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние …

… в отечественной психологии при рассмотрении ценностных ориентаций можно отметить схожие положения: — понятия «ценностные ориентации» и «личностные ценности» рассматриваются как тождественные; — в основном ценностные ориентации анализируются через мотивационно-потребностный и смысловой …

Обработка и интерпретацияданных ведется в строгом соответствии с теоретической моделью понимания ценностных ориентаций Рокича-Круглова.

1 этап. Прежде всего, определяется степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, показателем которой является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности (Приложение 1 и 2).

Так в случаях, когда испытуемый использует все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить о высокомуровне сформированности у него психологического механизма дифференциации ценностей.

Если испытуемый использует три или четыре оценки пятибалльной шкалы, то можно говорить о среднемуровне сформированности у него психологического механизма дифференциации ценностей.

Если испытуемый при ранжировании ценностей пользуется в основном двумя из пяти оценок, то это свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится у него на начальной стадии (низкий уровень) своего формирования и соответствует среднему уровню.

Если же испытуемый все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не может дать оценки, то это показывает, что дифференциация как психологический механизм ценностных ориентаций у этого ребенка еще не сформировался.

По степени сформированности психологического механизма дифференциации ценностей все испытуемые были распределены на четыре основные группы: учащиеся с низким, средним, высоким и не сформировавшимсяуровнем сформированности умения производить ценностный выбор.

Таким образом, на основе анализа показателя степени сформированности механизма дифференциации ценностей у испытуемого изучалась развитость способности производить ценностный выбор, которая в свою очередь отражает уровень личностной зрелости человека.

2 этап.Следующим показателем, характеризующим особенности формирования системы ценностных ориентаций личности, является содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Школьникам было предложено из семнадцати терминальных и семнадцати инструментальных ценностей выбрать по пять наиболее значимых для них ценностей и соответственно проранжировать их по степени важности для жизнедеятельности. Для этого первый ранг приписывался той ценностной ориентации, которая получила наибольшее число выборов, второй ранг – следующая за ней и т.

д.

В результате анализа степени выраженности отдельных компонентов системы ценностных ориентаций выявлены предпочтения, которые отдаются тем или иным ценностям у детей в зависимости от возраста, пола и типа образования. Это позволило нам сделать выводы об изменчивости, качественной перестройке, преобразованиях внутренней структуры ценностных ориентаций детей и подростков, проследить возрастные особенности направленности личности.

Задание № 1

Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для тебя ценными, значимыми?

Значимость каждого пункта этого списка оцени в баллах от 5 до 1:

5 баллов – эта цель очень значима для меня;

4 балла – эта цель для меня значима;

3 балла – что-то среднее по значимости;

2 балла – эта цель для меня мало значима;

1 балл – совсем незначима.

Содержание целей жизни

Баллы

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

5 4 3 2 1

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

5 4 3 2 1

Саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование)

5 4 3 2 1

Богатая и обеспеченная жизнь

5 4 3 2 1

Здоровье

5 4 3 2 1

Удовольствия (жизнь полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)

5 4 3 2 1

Интересная работа

5 4 3 2 1

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

5 4 3 2 1

Самореализация (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей)

5 4 3 2 1

Быть свободным и независимым в поступках и действиях

5 4 3 2 1

Наличие хороших и верных друзей

5 4 3 2 1

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития, учеба)

5 4 3 2 1

Честная жизнь (жить с чистой совестью)

5 4 3 2 1

Счастливая семейная жизнь

5 4 3 2 1

Активная деятельная жизнь

5 4 3 2 1

Возможность заниматься творчеством

5 4 3 2 1

Развитие общества, счастье других людей, мир на земле

5 4 3 2 1

Отметь, пожалуйста, пять самых важных (значимых) для тебя целей жизни и поставь под номером 1 – самую значимую цель, под номером 2 – чуть менее значимую и так далее для всех пяти выборов.

Задание № 2

Ниже приводится список основных качеств человека, которые необходимы ему для достижения поставленных в жизни целей. Какие из них являются для тебя самыми важными и значимыми?

Значимость каждого пункта оцени в баллах от 5 до 1:

5 баллов – это качества очень значимо для меня;

4 балла – это качество для меня значимо;

3 балла – что-то среднее по значимости;

2 балла – это качество для меня мало значимо;

1 балл – совсем незначимое качество.

Качества личности

Баллы

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

5 4 3 2 1

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

5 4 3 2 1

Честность (правдивость)

5 4 3 2 1

Ответственность ( чувство долга, умение держать слово)

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (чувство юмора)

5 4 3 2 1

Исполнительность (дисциплинированность)

5 4 3 2 1

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

5 4 3 2 1

Любовь и уважение к людям

5 4 3 2 1

Ум (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

5 4 3 2 1

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Уверенность в себе

5 4 3 2 1

Внешняя привлекательность

5 4 3 2 1

Умение приспосабливаться

5 4 3 2 1

Скромность

5 4 3 2 1

Доброта

5 4 3 2 1

Патриотизм (любовь к Родине)

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

5 4 3 2 1

Отметь, пожалуйста, пять самых важных (значимых) для тебя качеств человека и поставь под номером 1 – самое значимое качество, под номером 2 – чуть менее значимое и так далее для всех пяти выборов.

5

Название статьи (используйте стиль: название статьи)

%PDF-1.5 % 1 0 объект >>>]/ON[72 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[72 0 R 135 0 R]>>/Страницы 2 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 134 0 объект >

/Шрифт>>>/Поля 139 0 R>> эндообъект 71 0 объект >поток приложение/pdf
  • IEEE
  • Название статьи (стиль использования: название статьи)
  • 2019-07-10T19:12:30+07:00Microsoft® Word 20162019-07-17T20:27:33+02:002019-07-17T20:27:33+02:00Microsoft® Word 2016uuid:76292bdf-fce0-42fd-8459-184af9660497uuid:474d6bdb-7499-4814-8001-4fe94eeba376 конечный поток эндообъект 2 0 объект >
    эндообъект 3 0 объект >/MediaBox[0 0 595. 44 841.68]/Parent 2 0 R/Resources>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Tabs/S/Type/Page>> эндообъект 31 0 объект >/MediaBox[0 0 595,44 841,68]/Parent 2 0 R/Ресурсы>/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Tabs/S/Type/Page>> эндообъект 33 0 объект >/MediaBox[0 0 595,44 841,68]/Parent 2 0 R/Ресурсы>/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Tabs/S/Type/Page>> эндообъект 35 0 объект >/MediaBox[0 0 595,44 841,68]/Parent 2 0 R/Ресурсы>/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Tabs/S/Type/Page>> эндообъект 37 0 объект >/MediaBox[0 0 59сдк

    Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях

    Статья посвящена вопросам формирования социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. Тема исследования определяется противоречием между возросшими запросами общества и государства на подготовку специалистов с ярко выраженными социально-экономическими ценностными ориентациями и недостаточным теоретическим и практическим статусом данного вопроса. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов колледжа требует использования организационного комплекса, который будет способствовать реализации потенциала профессионального образовательного учреждения (ПОО) в подготовке специалистов с необходимым уровнем социально-экономических ценностных ориентаций. При этом формирование социально-экономических ценностных ориентаций студента как специально организованный процесс профессионального становления личности специалиста происходит под действием внутренних и внешних факторов, инициирующих рациональное, экономически ответственное поведение в рамках общепринятых социально-этических норм. Социально-экономические ценностные ориентации учащегося в ДОУ требуют особых усилий для их формирования. Социально-экономические ценностные ориентации целесообразно формировать в процессе обучения студента в профессиональном образовательном учреждении. Рассмотрен метод персонификации, применяемый применительно к предметному материалу, и его влияние на формирование социально-экономических ценностей школьника. Показана эффективность этого метода. Выделены основные социально-экономические ценности студента.

    Ключевые слова

    Ценностные ориентации, образовательное учреждение, предметный материал, олицетворение, профессиональное обучение, воспитательный процесс.

    Введение

    Современные требования к профессиональным компетенциям, личностным и деловым качествам будущего специалиста достаточно активно обсуждаются в современной научно-педагогической литературе (Boer, Fischer, 2013; Gouveia et al., 2014). Вопрос о содержании новой системы личных ценностей остается дискуссионным; практически не обсуждается вопрос формирования социально-экономической ценности профессионального образования. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций в процессе социализации учащегося (наиболее динамичной части общества) является одной из основных задач, целей и направлений образования в любой стране. В любом обществе и государстве ценностные ориентации личности подлежат воспитанию и целенаправленному воздействию общества и государства.

    Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном образовательном учреждении (ДОУ) затрагивает актуальные проблемы общества и образования, так как современные социально-экономические условия определяют новые подходы к экономической деятельности (Азхар и др., 2014; Сирмаи, 2015) . Действующая система среднего профессионального образования должна учитывать особенность социально-экономической ситуации и в связи с этим решать задачи профессионального и личностного развития специалиста с КСО, конкурентоспособного и мобильного на рынке труда. Проблема социально-экономических ценностей стоит особенно остро в постсоветских странах, так как они остаются несформировавшимися после ликвидации социалистической государственной идеологии и глубоких политических и экономических преобразований (Кузнецов, 19).92; Веремей, 2004). Также отсутствует четкая концепция их формирования в образовательной среде.

    Современные требования к профессиональной подготовке специалиста с К. С.Э. привести к переосмыслению целей среднего профессионального образования. Необходимо подготовить студентов ДОО к эффективному участию в рыночных отношениях, к формированию личности специалиста с нравственными устоями, характеризующейся бережным отношением к экономическим ресурсам и материальным ценностям, разумным хозяйствованием. В связи с этим повышенный интерес современных ученых вызывает изучение такого феномена, как социально-экономические ценностные ориентации (Мнайдарова, 2015; Сиддики, Рехман, 2014; Оса-Эдох, Алуту, 2015).

    Здравомыслов представил ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен, характеризующий сферу и содержание деятельности личности. Это явление является составной частью системы личностных отношений, определяющей общее отношение человека к миру, к самому себе, придающей смысл и направленность личностным установкам, поведению и поступкам (Здравомыслов, 1986).

    Ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию личной социальной активности и поведения в социальной среде. Ценностные ориентации являются одним из компонентов организации личности; они обобщают весь жизненный опыт, приобретенный человеком в процессе его становления. Они также характеризуют внутреннюю готовность к осуществлению определенных действий. Именно поэтому формирование социально-экономических ценностей в процессе обучения напрямую влияет на будущую профессиональную деятельность.

    Формирование ценностных ориентаций — процесс формирования личности, ее психологии и сознания под влиянием ближайшего социального окружения (Мнайдарова, 2015; Ушакова, 1983).

    Система ценностей – это основа поведения людей, формирующаяся при реализации интегрирующей функции общества. Он развивается уже существующими социальными институтами, а не отдельно от них (Кузнецов, 1992; Boer, Fischer, 2013; Gouveia et al., 2014).

    В связи с этим важное значение приобретает воспитательный процесс в структуре профессионального образования. Только культурный и социализированный специалист, ориентированный не на сиюминутное личное материальное обогащение, а на благо всего общества, включая себя и свою семью, может с пользой решать возникающие проблемы и способствовать социально-экономическому развитию. В то же время образование как социально обусловленный процесс позволяет создать среду для саморазвития и формирования умения заниматься предпринимательской деятельностью, а также решать экономические задачи в соответствии с общепринятыми социальными и этическими нормами.

    Классификация ценностей и целей образовательно-воспитательного процесса через олицетворение предметного материала путем представления примера профессиональных успехов со стороны человека с соответствующими ценностями является основной предпосылкой преодоления ценностной общности в образовательном процессе в колледж. В структуре социально-экономических ценностей выделяют следующие основные группы ценностей: этические, трудовые, интеллектуальные и нравственные.

    Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение формирования социально-экономических ценностных ориентаций через предметную материальную персонификацию.

    Методика

    Исследование проведено в Костанайском технико-экономическом колледже. В ходе экспериментальной работы изучен исходный уровень социально-экономических ценностных ориентаций, проанализировано состояние образовательного процесса в Костанайском технико-экономическом колледже с точки зрения социально-экономических ценностных ориентаций, разработан и проведен ряд мероприятий по повысить значимость социально-экономических ценностных ориентаций. Сформирована система требований и методов, репрезентирующих достигнутый уровень социально-экономических ценностных ориентаций. В экспериментальной части исследования приняли участие студенты очной формы обучения экономического факультета Костанайского технико-экономического колледжа. Были следующие группы: 3А-2 (специализация 0514000″ Оценка «по отраслям и областям применения», 3?-22 (специализация 0515000 « Менеджмент » по отраслям и областям применения), 3АА-5 (специализация 0518000 « Бухгалтерский учет и аудит » по отраслям).

    При оценке результатов и их анализе использовались следующие методы: наблюдение, опрос, интервью, анализ и оценка личностных уровней социально-экономических ценностных ориентаций, выступления студентов на практических занятиях, методы оценки: метод ценностных ориентаций М. Рокича (Рокич, 19 лет68), метод Дж. Наттина « незаконченных фраз » (Nuttin, 2004), метод С.А. Будасси « незаконченных тезисов » (Будасси, 1973).

    Результаты

    Дифференциация содержания обучения по бизнес-дисциплинам является важнейшим компонентом, обеспечивающим персонифицированное формирование социально-экономических ценностных ориентаций. Учителя способны реализовать свои воспитательные функции на уроке, выделяя в учебном материале значение персонифицированного ядра. Очевидно, что проблема социально-экономических ценностей и ценностных ориентаций как ориентиров в представлении студентов актуальна и сегодня. Одним из способов преодоления ценностной неопределенности образования является группировка как ценностей, так и целей образования по тому или иному виду образования для последующего внедрения первых в содержание обучения. Таблица 1 представляет выбранную группу значений.

    Таблица 1
    Группы ценностей в формировании социально-экономических ориентаций
    Группа значений Цель
    Труд Интересная работа, польза для общества, ответственность, профессиональное развитие.
    Мораль Свобода, добрые дела, мир, права человека, верность, верность, честность и порядочность.
    Интеллектуальный Знания, интеллектуальное развитие, саморазвитие и др.).
    Эстетика Гармония, дополняющая красоту.
    Атлетик Здоровый образ жизни, работоспособность, хорошая физическая форма.
    Вненациональный патриотический Любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение к их традициям, толерантность и др.

    Учителя должны учитывать личностные особенности развития учащихся. Следовательно, они должны оценивать современный уровень социально-экономических ценностных ориентаций личности, определять специфику их содержания для каждого студента колледжа и привлекать каждого студента к учебно-профессиональной деятельности, ориентированной на общепринятые социальные и этические нормы.

    Использование персонифицированного предметного материала в организации формирования социально-экономических ценностных ориентаций учащихся требует от учителя усвоения методов жизненного воспитания, использование которых стимулирует оценочную деятельность учащихся ДОУ, обеспечивает принятие ценностной информации на уровне личное значение. В системе профессионального образования наиболее эффективными методами являются:

    • Ретроспективный анализ жизненного опыта с одновременным соотнесением его с полученной ценностной информацией, с определением аксиологически обусловленных причин тех или иных действий, событий и адекватности общих отношений к этим событиям и фактам и др.

    • Дополнительное построение незавершенных образовательная модель (закончить фразу, предложение, описание конкретной деловой ситуации с точки зрения определенных ценностных ориентаций).

    • Жизненные аналогии, используемые для иллюстрации познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т. п.) жизненными примерами. Это подтверждает, что ценности сформировались (Veremey, 2004).

    Активность студента определяется его интересом к учебной деятельности, ее занимательным и эмоционально насыщенным содержанием, возможностями самовыражения. Это может выражаться в инициативном участии студентов в образовательном процессе (а именно в обсуждении, оценивании и т.п.), становлении их личности как субъектов образования, в благоприятном соотношении педагогического руководства и сознательного творчества студентов в обучении. .

    Для того чтобы студент колледжа стал полноценным субъектом формирования социально-экономических ценностных ориентаций, его активность должна стимулироваться преподавателем через целенаправленную организацию познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности. А именно – обеспечение проблемных ситуаций, использование активных методов обучения, диалогическое обучение, создание ситуаций нравственного выбора, непосредственная мотивация учащихся к оценке объекта познания и др.

    Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОО должно быть содержательно-процессуально оформленным с учетом закономерностей развития личности в ценностно-ценностном контексте (от репродуктивной учебно-ценностной деятельности к личностно-ценностному творчеству) . Необходимо учитывать и само формирование социально-экономических ценностных ориентаций (последовательность процессов: выявление и интериоризация ценностей) (Мнайдарова, 2015).

    Процесс формирования социально-экономических ценностных ориентаций в ДОУ олицетворяется выделением системы ценностей и целей образовательного процесса; путем обогащения предметного материала ценностным содержанием посредством организованных встреч с успешными предпринимателями; путем представления социально-экономических ценностей через содержание образования с использованием различных методов обучения.

    Таким образом, разностороннее взаимодействие студентов и преподавателя, особенности их активности во время взаимодействия позволит сформировать социально-экономические ценностные ориентации будущего специалиста с КСО.

    Эффективное формирование у студентов социально-экономических ценностных ориентаций предполагает проведение встреч с предпринимателями города и области. Должны быть приглашены представители различных сфер экономической деятельности: независимые предприниматели, аудиторы, бухгалтеры, экономисты и т.д. Темы встреч должны быть разнообразными, так как все приглашенные специалисты занимаются экономической деятельностью в различных сферах.

    Родители отметили цикл встреч с предпринимателями города и области по вопросам общественной/общественной позиции. Встречи внесли важный вклад в мотивацию студентов и, как следствие, в формирование мотивационно-поведенческого критерия социально-экономических ценностных ориентаций.

    Уровень социально-экономических ценностных ориентаций школьников определяли по одноименному оценочному тесту М. Рокича (Rokeach, 1968), методу «незаконченных фраз» Дж. Наттина (Nuttin, 2004), методу С.А. Будасси «». незавершенная диссертация » (Будасси, 1973). Нами определены следующие критерии оценки уровня социально-экономических ценностных ориентаций студента: социально-экономические знания, мотивы и действия.

    М. Рокич определяет личностные ценности как убеждение человека в преимуществах одних целей, в его смысле по сравнению с другими целями, в преимуществах определенного типа поведения по сравнению с другими типами (Рокич, 1973).

    Полученные результаты позволяют сделать вывод об успешном формировании социально-экономических ценностных ориентаций студентов в ДОУ.

    Анализ показывает, что вероятная гипотеза исследования позволяет сделать следующий вывод: уровень социально-экономических ценностных ориентаций специалиста с К.С.Э. существенно возрастет, если профессиональное образование будет строиться в соответствии с предметной материальной персонификацией. Проведена итоговая оценка уровня социально-экономических ценностных ориентаций студентов на момент завершения педагогического эксперимента. Результаты подтвердили положительные изменения уровней социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ.

    Результаты позволили сделать следующие выводы: социально-экономические ценностные ориентации формируются неэффективно в рамках традиционной системы образования; Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОО требует олицетворения предметного материала.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективное формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов зависит от: приглашения предпринимателей к беседе со студентами на социально-экономические темы; участие учащихся в предметных олимпиадах; обсуждение и организация Декад экономических дисциплин; на студенческих научно-практических конференциях и др.

    Дискуссия

    Итоговая оценка подтвердила положительную динамику по всем критериям сформированности социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ.

    Установлено, что наиболее значимыми социально-экономическими ценностями для студентов являются следующие:

    1. Сохранение индивидуальности.

    2. Материальное положение.

    3. Социальный статус.

    4. Любовь.

    5. Духовное удовлетворение.

    Социально-экономические ценностные ориентации специалиста с К.С.Э. рассматриваются как совокупность личностных установок выпускника к себе и к миру в виде устойчивых установок на модель предпринимательской деятельности в соответствии с общепринятыми социальными и этическими нормами.

    Формирование социально-экономических ценностных ориентаций личности через представление положительного профессионального опыта способствует формированию профессиональных достижений, морального удовлетворения от профессиональной и общественной деятельности, интереса к престижу профессии, сохранению своей индивидуальности и к достойному материальному положению.

    Таким образом, формирование социально-экономических ценностей является важной задачей образовательного процесса, так как формирует нравственно-поведенческие установки будущего специалиста.

    Заключение

    В современных социально-экономических условиях духовно-нравственные ценности нуждаются в соотнесении и содержательной переориентации. Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как эта система способна готовить специалистов, результативность которых определяется уровнем их ценностных ориентаций. Таким образом, вопрос формирования социально-экономических ценностных ориентаций следует изучать на основе психолого-педагогической, экономической и социокультурной теорий.

    Образовательная политика в профессиональных образовательных учреждениях должна быть направлена ​​на подготовку конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессиональными возможностями их образования. Однако успешное решение этих задач и благотворная деятельность профессиональных образовательных учреждений на рынке интеллектуального труда практически невозможны при реализации лишь обязательного минимума требований к уровню подготовки выпускников, определенных государственным стандартом.

    Ссылки

    1. Ажар, М., Надим, С., Наз, Ф., Лирвин, Ф. , &amli; Самин, А. (2013). Влияние профессионального образования и социально-экономического положения на академические достижения студентов вузов. Международный журнал академических исследований и размышлений, 1 (3), 25-33.
    2. Бур, Д., &amli; Фишер, Р. (2013). Как и когда личные ценности определяют наше отношение и социальность? Exlilaining кросс-культурная изменчивость связей отношение-ценность.
    3. Будасси, SA (1973). Развитие мышления с помощью лирограммного обучения. Вопросы лирограммного обучения. Теория и методология: Сборник статей . Москва.
    4. Гувея, В.В., Милфонт, Т.Л., &amli; Герра, В.М. (2014). Функциональная теория человеческих ценностей: Проверка ее содержания и структуры гилиотезисов. Личностные и индивидуальные различия, 60 , 41-47.
    5. Кузнецов, А.Г. (1992). Влияние социально-экономических и мировоззренческих факторов на формирование ценностных ориентаций сельской молодежи: Автореф. Москва.
    6. Мнайдарова С.С. (2015). Формирование социально-экономических ценностных ориентаций учащихся профессионально-технических учебных заведений : дис. Челябинский государственный педагогический университет.
    7. Наттин, Дж. (2004). Мотивация, действие и надежда на будущее. Москва: ЛЮБЛИШНСКИЙ ДОМ «Смысл».
    8. Оса-Эдох, Г.И., &amli; Алуту, А.Н.Г. (2015). Социально-экономический статус партнеров и его влияние на образовательные ценности учащихся и выбор профессии . Евролианский журнал образовательных исследований, 3 (1) .
    9. Рокич, М. (1968). Убеждения, взгляды и ценности. Библиографии.
    10. Рокич, М. (1973). Природа человеческих ценностей .
    11. Сирмаи, А. (2015). Социально-экономическое развитие. Лиресса Кембриджского университета.
    12. Ушакова М.А. (1983). Интересы школьников к учебно-познавательной деятельности.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts