Цепочки ассоциаций: Техника «Цепочка ассоциаций»

Содержание

Техника «Цепочка ассоциаций»

Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.

Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям.

Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других.

Выпишите на листочек вопрос, который мучит вас, или изложите на бумаге проблему целиком, как она есть. Выписывание на бумагу помогает конкретизировать вопрос, сосредоточиться на важных обстоятельствах. Со временем, когда освоите технику, вопрос можно не выписывать, ограничившись четким проговариванием его вслух или про себя.

Вопрос должен быть открытым, то есть предполагать неограниченное или очень большое количество вариантов ответа на него.

Примеры открытых вопросов: «Как мне назвать новую статью?», «Что приготовить на ужин?», «Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?». Примеры закрытых вопросов (как НЕ надо): «Надо ли в названии статьи использовать слово «маркетинг» или не надо?», «Может приготовить пельмени?», «Надо ли мне повышать свою квалификацию?».

Отложите листочек в сторону, переверните его. Слегка рассредоточьте свое внимание, как бы пытаясь охватить взором все, что видите вокруг. Какой-то предмет привлек ваше внимание? Хорошо. Название этого предмета будет первым звеном в цепочке ассоциаций. Не бойтесь ошибиться с выбором предмета. Это совершенно не важно, какой именно предмет попадется.

Произнесите вслух название предмета. Если вы не желаете привлекать к себе внимание, пробормочите или прошепчите. Рано или поздно вам в голову придет ассоциация: что что-то происходит с этим предметом или предмет сам является источником какого-то действия. Произнесите вслух описание этого действия. Обратите внимание, что здесь не ассоциация-объект, а ассоциация-действие.

Это важно. В данной технике на слово «огурец» нельзя давать ассоциацию «помидор», но можно дать ассоциацию вроде «Огурец растет на грядке».

Следующим этапом, как не сложно догадаться, будет выработка на ассоциацию-действие ассоциации-объекта. Произнеся описание какого-то действия, дождитесь прихода ассоциации-объекта. Объектом может быть и любой предмет, и человек (вымышленный или настоящий), и какое-то место и т.д. В принципе объектом может быть и какое-то явление, какой-то стандартный процесс, называемый одним-двумя словами. По большому счету, разница у ассоциации-объекта и ассоциации-действия заключается в том, что первая состоит просто из называния чего-то («Огурец», «Лекция»), а вторая является законченным предложением, с подлежащим и сказуемым («Огурец растет на грядке», «Лекция проходит в аудитории»).

Далее на ассоциацию-объект дается вновь ассоциация-действие и т.д. Продолжается это до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что созрела некоторая важная идея. Попробуйте аккуратно развернуть эту идею, случайно не забыв важную мысль. Возьмите листок бумаги с вопросом, попробуйте исчерпывающе ответить на вопрос.

Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Вы даже сможете применять данную технику для припоминания какой-то важной, но забытой информации. Не следует очень часто применять технику. Если вы будете второй раз за день генерировать цепочку ассоциаций, их качество может пострадать, потому что предыдущая цепочка может побуждать к аналогичным, шаблонным ассоциациям.

В реальности цепочки ассоциаций могут быть значительно длиннее, нежели в нижеследующих примерах.

Примеры

Проблема «Как мне назвать новую статью?»

— Степлер…

— Степлером скрепляют бумаги…

— Бумага…

— Бумагу изобрели, кажется, в Китае…

— Китай…

— Там живет много китайцев, которые питаются рисом…

— Питание…

— В компьютере есть блок питания…

— Был такой поэт Блок…

— Был такой Серебряный век…

— Серебро…

— Серебро и золото это драгоценные металлы. ..

— Драгоценности…

— Ага… Может что-то вроде «Драгоценный клиент…»

Проблема «Что приготовить на ужин?»

— Степлер…

— Степлер лежит в подставке…

— Подставка…

— Бывают подставки под чашки с кофе…

— Кофе…

— Кофе нужно чтобы взбодриться…

— Бодрость…

— Слово «бодрость» похоже на «добрость»

— Добрость…

— Нет слова «добрость»

— Русский язык…

— Язык… Может, приготовить язык?

Проблема «Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?»

— Степлер…

— В степлере лежат скобки…

— Скобки…

— В скобках пишется пояснение к чему-то…

— Пояснение…

— Пояснение что-то разъясняет…

— Ясная погода…

— В ясную погоду хорошо съездить на шашлык…

— Шашлык…

— Шашлык надо уметь приготовить…

— Умения…

— Умения приходят с практикой…

— Практика…

— Неплохо было бы попрактиковаться в чем-то новом. ..

— Новое…

— Может быть, мне освоить какую-то новую область деятельности?

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций)


Тренировка памяти

> Как запомнить список слов

В жизни перед нами нередко встает задача запомнить некоторый список, например, список предстоящих дел, необходимых покупок, вещей, которые необходимо взять в дорогу и т.д. С такими списками наверняка сталкивался каждый, и не всегда есть желание, время и возможность этот перечень записывать.

Часто мы просто обдумываем такие списки (по дороге, перед сном), приговаривая: «Как бы не забыть…» Кроме этого, у человека каждой специальности может возникнуть потребность запоминания каких-то специальных списков. Причем нередко важно помнить не только элементы списка, но и их последовательность. Перед вами несколько способов того, как это можно сделать.

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном связывании между собой слов списка. При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов. И для хорошего результата соблюдение всех четырех вышеописанных правил просто необходимо.

В итоге у вас должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций) из всех слов, входящих в список. Подробнее о нюансах составления сюжета вы узнаете из примера. Пример: Вот 12 произвольно взятых слов, мы будем связывать их при помощи метода последовательных ассоциаций: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.

Итак, чтобы запомнить эти 12 слов по порядку, избежав однообразного повторения, надо составить из них рассказ, связывая слова последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций и не забывая про все 4 правила.

Посмотрите, как это можно сделать.

Я представляю, как разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ. Комар от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ. Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв — РИС. Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН. Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ. Он на моих глазах превращается в настоящего… А теперь закончите этот рассказ сами. Вам осталось связать с предыдущими слова «телефон» и «цветы». При этом постарайтесь мысленно представлять рассказ, как фильм.

Обратите внимание, что каждое слово связывается непосредственно с предыдущим, строго по порядку. Каждый элемент сюжета становится на какое-то время главным действующим лицом и совершает какое-нибудь действие сам. Если не соблюдать это правило, например, сказать, что «гусеница заползла в книгу и стала есть рис…», то слово «книга» может со временем забыться, а в памяти останется лишь гусеница, которая ела рис.

Слово же «книга» выступит в данном случае лишь как дополнение, не осуществляющее самостоятельного действия, что и может послужить причиной его забывания. Обратите внимание так же еще и на то, что в сюжете должно быть как можно меньше «лишних» слов, которые могут перепутаться с запоминаемыми.

Старайтесь использовать в рассказе в качестве вспомогательных нейтральные слова, не вызывающие ярких образов. Сейчас, не подглядывая в книгу воспроизведите все 12 слов. Можете воспроизводить их письменно, можете устно, как вам удобнее.

*** Упражнение 4.

Если у вас есть желание, то можете попробовать составить цепочку ассоциаций (сюжет) полностью самостоятельно. Вот 15 слов, которые после запоминания надо воспроизвести в заданном порядке. КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПАЛАТКА, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

Тем, кто хочет всерьез заняться развитием своей памяти, стоит как следует отработать метод последовательных ассоциаций (отработать — это значит добиться безошибочного воспроизведения цепочки слов после однократного ее предъявления) и

заглянуть в Приложение, где есть еще несколько рядов слов для запоминания.

Если вы соблюдали все правила составления сюжета, то для вас не составит проблемы воспроизвести слова из Упражнения №4 не только в прямом, но и в обратном порядке. Попробуйте дать запомнить эти же слова человеку, не знакомому с методом ассоциаций, и, сравнив свой и его результат, вы увидите, что ваша память стала уже немного лучше, что метод ассоциаций достаточно эффективен и что у вас теперь есть шанс запомнить список из 15 (и более) наименований тогда, когда вам это будет необходимо.

Составление цепочки ассоциаций только сначала кажется делом сложным и долгим. Буквально несколько тренировок, и вы научитесь моментально составлять ассоциативные цепочки для запоминания.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

ГЛАВНАЯ — Национальная ассоциация сетевых аптек

Перейти к содержимому

HOMENACDS.org Staff2022-10-14T09:45:22-04:00

В чрезвычайных ситуациях и в других случаях.

Национальная награда
Награды членам NACDS

Значимая дань уважения разнообразному членству, которое включает в себя NACDS, и их приверженности служению американскому народу.