Описание циклоидного типа личности с примерами ситуаций из жизни
Таких людей называют «человек настроения». Какое-то время ты видишь его весёлым, лёгким и общительным. И кажется, что он такой всегда. Но вот однажды этот человек приходит на работу «без лица». Угрюмый, раздражительный, замкнутый, не хочет ни с кем говорить. Все сразу кидаются выяснять – что случилось. В ответ он бурчит, что всё нормально, просто его надо оставить в покое. Может даже доходить до конфликтов.
Фото автора Caio: Pexels
Ведь окружающие, особенно близкие, с тревогой воспринимают такие перемены и хотят помочь. А помощи ему действительно не требуется. Через какое-то время, примерно пару недель, он «придёт в себя» и вернётся в привычный образ весельчака. Самое сложное для окружающих – понять природу таких перемен и привыкнуть к этому.
Мало кто выдерживает рядом человека в пониженном настроении. Да и в современном мире стало как-то модно настраиваться на позитив.
В этой статье:
Классификация А.Е. ЛичкоОсобенности нервной системыФаза субдепрессииФаза гипертимности
Классификация А.Е. Личко
Циклоидный тип личности описал А.Е. Личко в своей классификации акцентуаций личности. Этот тип акцентуации соответствует дистимическому по Леонгарду. Эти две классификации очень похожи. Но вернёмся к циклоидам.
Личко выделил ведущие черты циклоидного типа:
- Настроение всегда меняется, циклы стабильны. Изменения могут быть спровоцированы внешними событиями, или внутренними процессами. Если даже ничего не предвещало, смена фаз настроения всё равно произойдёт.
- Во время фазы подъёма человек проявляет свои лучшие качества.
- Во время спада настроения происходит сильный упадок, даже до суицидальных мыслей.
Личко описывал эти фазы, называя их фазой гипертимности и фазой субдепрессии. Гипертимная фаза обычно длится дольше, несколько месяцев, иногда несколько лет. А фаза субдепрессии более короткая – до четырёх недель. Но это средние показатели, всё очень индивидуально.
Циклоидный тип личности
Во время гипертимной фазы циклоид спокоен или находится в приподнятом настроении, он общителен и открыт, ему нравится работать, заниматься любимыми делами. Во время фазы субдепрессии всё идёт на спад: циклоид закрывается от людей, ему не хочется ничем заниматься, пропадает интерес к жизни. Состояние может ухудшаться до депрессивного. Но затем оно выравнивается само собой.
Циклоида иногда описывают с точки зрения теории Юнга. В фазе подъёма он ведёт себя как «чистый» экстраверт. Он энергичен, отдыхает среди людей, может много общаться и мало спать, много работать, строить отношения. а во время фазы спада он вдруг превращается в интроверта.
Замыкается в себе, устаёт от шума и людей, большие компании и шумная работа для него утомительны, пропадает совсем или меняется хобби, любимые занятия. Вместо тусовок с друзьями он садится вечером с книгой. Он погружается в свой внутренний мир, все эмоции и чувства прячутся внутрь. Ему легче быть одному, хотя фон настроения пониженный.
Такие перепады часто затрудняют диагностику, или сам человек не может понять – кто он и какой, что ему подходит.
Именно поэтому, чтобы правильно определить состояние человека, важно наблюдать за его настроением в течение долгого периода. Не торопись подозревать у подруги депрессию, это может быть просто очередной цикл субдепрессии. Помощь здесь не требуется, только время. Особенно, если эта фаза не приобретает тяжёлые формы. И главное, чтобы сам человек понимал, что он так устроен, и это всего лишь очередной цикл. Тогда нет необходимости искать причины апатии, анализировать жизненную ситуацию.
Особенности нервной системы
Основа любой акцентуации – особенности работы центральной нервной системы. Именно она запускает эти циклы. Зная её устройство, можно адаптироваться к своему темпераменту и знать, как поддержать нервную систему в трудные периоды.
Нервная система циклоида, как шарик, который катится. Когда определённая точка шара вверху – у циклоида подъём, а когда она опускается вниз – происходит спад. И так это «шар» катится постоянно, сменяя циклы. Именно поэтому эта акцентуация получила название циклоидная.
GiphyПереходы настроения обычно не резкие, а плавные. Насколько долго длится каждый цикл, и насколько сильно отличаются друг от друга фазы – зависит от индивидуальных особенностей. У кого-то обе фазы не достигают пиковых проявлений, а у кого-то амплитуда колебаний достаточно высокая.
Смена циклов происходит постепенно:
- Сначала нервная система стабильна и устойчива. Человек в тонусе и радостном настроении. Любое напряжение переживается легко, мозг выдерживает его.
- Всё начинает двигаться к спаду. Напряжение в коре головного мозга переживается нервной системой тяжелее, оно копится, энергия падает.
- Напряжение повышается, энергия снижается. Начинается апатия, человек входит а субдепрессивную фазу.
- После жизни в сниженном ритме и энергии, нервная система восстанавливает силы, начинается подъём. Так начинается следующая фаза гипертимности.
Фаза субдепрессии
Как уже говорилось выше, эта фаза длится меньше – до 4х недель. И это хорошо потому, что в ней циклоид проявит свои худшие качества. И в общении с ним будет довольно сложно. Он не хочет общаться, налаживать отношения становится тяжёло. А знакомиться с новыми людьми – вообще пытка.
Фото автора Liza Summer: PexelsЕсли циклоиду нужно принять какое-то решение, то в этой фазе он будет бесконечно колебаться и сомневаться. Всё ему представляется в чёрных и серых красках, будущее видится пессимистичным. Он испытывает безнадёжность и бессмысленность от всего происходящего.
Циклоид становится слабым, растерянным, проваливается в чувство бессилия. В общении с ним кажется, что ему невозможно помочь. На фоне снижения энергии могут даже страдать психические функции – память, например. Всему виной растерянность и заторможенность.
Циклоид в фазе субдепрессии отгораживается от людей, психика защищается от людей отвращением. Окружающие люди раздражают и общение неприятно. И даже к самому себе человек начинает испытывать отвращение и неприязнь.
Если раньше это был заядлый «зожник», то в фазе спада всё его здоровое питание и привычки слетают. Он поддаётся вредным привычкам, алкоголю и сигаретам. Воля слабеет.
Вредные привычки так же могут вылиться в пищевую зависимость и переедание, либо наоборот, в голодание. Проблемы с едой – частый симптом субдепрессивной фазы.
В целом циклоид чувствует себя уставшим, разбитым, не выдерживает даже небольшие нагрузки. Развивается синдром хронической усталости. Нарушается сон. Весь день ему хочется спать и он вялый. А к ночи повышается возбудимость, и из-за бессонницы он не может уснуть.
Фото автора Yan Krukov: PexelsСамооценка в этот период сильно страдает. Человек кажется себе никчёмным и плохим. Его мучает чувство вины за свою апатию, лень и вялость. Но он ничего не может сделать. И от этого ему ещё хуже.
Приём антидепрессантов или психотерапия помогают смягчить тяжёлые проявления субдепрессивной фазы.
Фаза гипертимности
Эта та самая белая полоса жизни, которая, к счастью, длится дольше субдепрессивной. В этой фазе циклоид покажет свои лучшие качества: бодрость, энергичность, общительность, открытость, оптимизм, инициативность, повышенная сексуальность и работоспособность, он способен на красивые и запоминающиеся поступки, очень гибкий и адаптивный, всех любит и всем рад, всегда готов помочь и развеселить.
Но и в этой фазе у циклоида есть минусы: он может быстро и непонятно говорить, его самооценка завышена, он открыт до фамильярности и нарушения границ, склонен к эпатажу, не разборчив в контактах. Интересы меняются быстро, он не может усидеть на одном месте. В этой фазе может проявлять легкомыслие и поверхностность.
Циклоиды – яркие, приятные личности. Несмотря на их минусы, с ними многие хотят общаться, дружить и работать. В фазу гипертимности – это прекрасные люди. Но смена их настроения настолько яркая, что даже близким людям может казаться, что в нём живут два разных человека.
6.Гипертимный, циклоидный, лабильный и астено-невротический типы акцентуаций в классификации а.Е.Личко
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим акцентуации характера как этиопатогенетический фактор.
Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, Чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками.
Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость.На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи.
Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно- истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии. Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.
Циклоидный тип.
В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется — сперва дни, 1—2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние.
В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Местом наименьшего сопротивления является коренная ломка жизненного стереотипа (например, переход от опекаемой школьной учебы к относительной свободе высшего учебного заведения).
Такая ломка может затянуть субдепрессивную фазу. В этой фазе появляется избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям — ко всему, что способствует возникновению идеи самообвинения и самоуничижения эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе, может усиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта “хороших” и “плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной. Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками ,[Личко А.Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.
Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и безмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то paдостную улыбку.
От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение то кажется милым и интересным, то безобразным и скучным.
Маломотивированные смены настроения могут создать впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако лабильность подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, Похвалам и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.
Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются. Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера. “Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними, акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации служит почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитий.
Астено-невротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте, главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Склонность к ипохондризации может быть особенно сильной. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным обследованиям. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у мальчиков становится сердце.
Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.
Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий.
Срывы часто возникают тогда, когда подросток осознает невыполнимость лелеемых планов, нереальность надежд и желаний. Велика также восприимчивость к ятрогениям. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность.
Циклоидный тип – Здоровое питание рядом со мной
При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз – гипертимии и субдепрессии. Они выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут чередоваться с длительными перерывами. У человека с циклоидной акцентуацией наблюдаются циклические перепады настроения, когда депрессия сменяется приподнятым настроением. При снижении настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к упрекам, не терпят публичного унижения. Однако они инициативны, веселы и общительны. Их увлечения непостоянны, в период спада наблюдается тенденция бросать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от взлетов и падений их общего состояния. В приподнятой, гипертимной фазе такие люди чрезвычайно похожи на гипертимистов.
Подробное описание по А.Е. Личко
Фрагмент из книги «Психопатии и акцентуации характера у подростка»
Как известно, этот тип характера был описан в 1921 г. Э. Кречмером и поначалу часто упоминался в психиатрические исследования. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатий — конституционно-депрессивный, конституционально-возбужденный (гипертимный), циклотимический и эмотивно-лабильный. Циклотимия рассматривалась им как разновидность психопатии. Однако позднее под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза, и существование циклоида™ вне рамок этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов циклоидная психопатия исчезла из психиатрических пособий. В последние годы вновь привлекает внимание циклоидизм, но как один из преморбидных типов больных эндогенными психозами часто не выделяют циклоидный и гипертимический типы.
Между тем существует особая группа случаев, когда циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню [Michaux L. , 1953]. Г. Е. Сухарева (1959) отмечала аналогичные непсихотические циклотимические колебания у подростков, которые в целом могут сглаживаться с наступлением зрелости. Такие случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.
Наши занятия с Озерецковским С.Д. [Личко А.Е., Озерецковский С.Д., 1972] позволил выделить два варианта циклоидной акцентуации в подростковом возрасте — типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детском возрасте ничем не отличаются от своих сверстников или производят впечатление гипертимов. С началом полового созревания (у девочек это может совпадать с менархе), а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще проявляется апатией и раздражительностью. Утром происходит срыв, все валится из рук. То, что раньше было легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Учиться становится сложнее. Человеческое общество начинает весить. Шумные группы сверстников, которых раньше привлекали, теперь избегают. Приключения и риск теряют всякую привлекательность. Раньше бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Аппетит падает, любимые ранее продукты перестают доставлять удовольствие. Вместо бессонницы, характерной для тяжелых депрессий, часто наблюдается сонливость. Созвучно с настроением все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают рассыпаться из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и упреки они могут реагировать раздражением, даже слизью и гневом, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и жалобы окружающих могут углублять субдепрессивное состояние или вызывать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидальными попытками. Обычно только в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра.
Юрий П., 16 лет. Выросла в дружной семье. Он хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом, общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовал в общественной работе, был председателем школьного клуба.
Последние несколько недель изменились. Ни с того ни с сего ухудшилось настроение, «напала какая-то тоска», все стало валиться из рук, стало трудно учиться, забросил общественную работу, занятия спортом, поссорился с товарищами. После занятий я сидел дома. Иногда он спорил с отцом, утверждая, что «правды в жизни не бывает». Ухудшился сон и аппетит В эти дни он случайно наткнулся на научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма. Так как он сам тайно мастурбировал, но раньше не придавал этому значения, то теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Он думал, что его ждут «импотенция, умопомешательство и слабоумие». В эти же дни в школе на общем комсомольском собрании подвергся жесткой критике со стороны товарищей за срыв общественной работы, которую ранее вел. Один из одноклассников назвал его «образцом общества». При встрече сначала огрызнулся, потом замолчал. Я понял, что он был «неполноценным человеком». Пришла мысль о суициде. Вернувшись домой из школы, дождался ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата. Он оставил записку, где написал, что он «духовно бедный человек», виноват перед школой и государством.
Из реанимации его доставили в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние резко и резко изменилось, хотя антидепрессантов он не получал. Настроение стало слегка приподнятым, стал общительным, активным, легко идет на контакт, полон энергии. Он не понимал, что с ним происходит, «ни с того ни с сего, какая-то хандра обнаружилась». Сейчас все прошло, настроение улучшилось, я рада, что выжила. Суицидальную попытку оценивает критически. Самочувствие хорошее, аппетит даже повысился, сон стал крепким и спокойным. Он скучает по семье, школе и друзьям. Стремление продолжить обучение.
Съемка с использованием PDO. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, реакция раскрепощения не выражена. Существует негативное отношение к алкоголизму. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточна: черты любого типа отсутствуют.
Диагностика. Острая аффективная интрапунитивная реакция с истинной попыткой суицида на фоне акцентуации циклоидного типа.
Последующее наблюдение через 2 года. Он успешно окончил школу и учится в институте. Он отмечает, что после выписки из больницы были «плохие периоды» продолжительностью 1-2 недели и повторяющиеся каждые 1-2 месяца. К моменту катамнеза эти колебания сглаживались.
У типичных циклоидов фазы обычно короткие, 1—2 недели [Озерецковский С. Д., 1974]. Субдепрессия может сменяться нормальным состоянием или периодом выздоровления, когда циклоида снова переходит в гипертимию, ищет компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает упущенное в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Подъемы менее часты, чем субдепрессивные фазы, и менее интенсивны. По наблюдению Ю. А. Строгонов (1972), иногда только обычно необычные рискованные шутки над старшими и стремление пошутить везде и всюду могут бросаться в глаза окружающим.
У циклоидных подростков есть места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и во время подъема. В последнем случае проявляются те же слабости, что и при гипертимическом типе: нетерпимость к одиночеству, однообразная и размеренная жизнь, кропотливость в работе, неразборчивость в знакомствах и др. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится радикальная ломка жизненного стереотипа. . Этим, по-видимому, объясняются затяжные субдепрессивные состояния, свойственные циклоидам на первых курсах вузов [Строгонов Ю. А., 1973]. срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо материальнее, чем в школе — все это ломает образовательный стереотип, заложенный в предыдущее десятилетие. Упущенное приходится наверстывать усиленными упражнениями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения продлевают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям в целом.
В субдепрессивной фазе также появляется избирательная чувствительность к упрекам, упрекам, обвинениям в свой адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.
Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально лабильному) типу. Фазы здесь значительно короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни больше отмечены плохим настроением, чем вялостью, отсутствием энергии или плохим самочувствием. В течение одного периода возможны кратковременные перепады настроения, вызванные соответствующими новостями или событиями. Но в отличие от нижеописанного лабильного типа отсутствует чрезмерная эмоциональная реактивность, постоянная готовность настроения легко и резко меняться от незначительных причин
Валерий Р., 16 лет Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии. С детства был подвижным, ласковым, общительным, послушным. Хорошо учится. В последние два-три года он сам стал замечать, что его настроение колеблется: два-три хороших дня, когда он чувствует себя приподнятым, чередуются с днями «хандры», когда он легко ссорится, появляется, по его словам, « нетерпимость к замечаниям и властному тону», предпочитает одиночество, неохотно ходит в школу, которую вообще любит. Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад снова испортилось настроение. Создавалось впечатление, что любимая девушка интересуется другим мальчиком. Из ревности он нарочно сказал ей, что сам влюбился в другую — был разрыв. Было очень тяжело от случившегося. Я все время думал о ней, не мог найти себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Я искал сочувствия и сопереживания у своих друзей — меня поражало их «равнодушие». По их предложению он принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска только усилилась. Вернувшись домой, он почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители заснули, я залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. Потерял сознание от кровотечения. Он очнулся на руках у отца, случайно обнаружившего его.
В подростковом отделении психбольницы первые трое суток пребывал в депрессии, говорил о нежелании жить. Его любимая девушка нашла его через справочную службу скорой помощи и приехала к нему в гости — он отказался с ней встречаться.
Потом настроение изменилось в лучшую сторону (психотропных препаратов не получал), встретился с любимой, помирился с ней. Два дня был «подъем» — стал веселым, общительным, норовил домой, прогуливал школу. В последующем настроение ровное. Критически оценивает свой поступок, считает себя виновным. В разговоре обнаруживает эмоциональную лабильность, стремится к сопереживанию.
Съемка с использованием PDO. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Средняя конформность, умеренная реакция раскрепощения. Выявлен высокий В-индекс (В-6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом осмотре, ни по данным ЭЭГ наличия резидуального органического поражения головного мозга не обнаружено. Психологическая склонность к алкоголизму высокая. По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяют лабильные, циклоидные, гипертимные черты, сенситивные черты отвергают.
Диагностика. Реактивная депрессия с суицидальной попыткой на фоне акцентуаций по лабильно-циклоидному типу.
Последующее наблюдение через 2 года. Здоровый. Учась в университете. Повторных попыток суицида не было. Еще отмечает переменчивость настроения.
Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции раскрепощения и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются неустойчивостью — в субдепрессивные периоды от них отказываются, в период выздоровления к ним возвращаются или находят новые. Сами подростки не замечают заметного снижения полового влечения в субдепрессивную фазу, хотя, по наблюдениям родственников, половые интересы угасают в «неудачные дни». Тяжелые нарушения поведения (правонарушения, побеги из дома и др.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут оказаться склонными к алкоголизму в компаниях. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных суицидальных попыток возможно в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травме, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.
Самооценка характера у циклоид формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. Подросток может еще не иметь такого опыта и поэтому самооценка может быть несовершенной.
Циклоидная акцентуация, как указано, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидальных попыток). Однако у здоровых подростков ее удается выявить в 2-5% [Иванов Н. Я., 1976], причем половину из них можно отнести к типичным, а другую половину — к лабильным циклоидам. В подростковом возрасте (18-19 лет)лет) значительно увеличивается процент циклоидов и снижается процент гипертимов [Боровик Т. Я., 1976; Перетяка О.П., 1981]. По-видимому, в силу некоторых эндогенных закономерностей гипертимический тип может трансформироваться в циклоидный — на фоне ранее постоянной гипертимии появляются короткие субдепрессивные фазы.
Как рисовать чешую животных
На этом уроке рисования мы рассмотрим рисование чешуи животных, которую мы видим у змей, рыб и рептилий.
Некоторые животные, такие как рыбы и рептилии, невозможно представить без чешуи. Эти маленькие жесткие пластины обеспечивают защиту и окраску. В некоторых случаях они также помогают в передвижении.
Эти существа могут похвастаться красивой чешуйчатой мозаикой на теле. Бабочки и мотыльки имеют перепончатые крылья, покрытые тонкими чешуйками. Панголин, также известный как чешуйчатый муравьед, представляет собой млекопитающее с крупной чешуей, защищающей его тело. Даже у птиц есть чешуя на пальцах ног!
Как видим, этот тип покрытия широко распространен в природе. Если животные появляются в вашем арте довольно часто, может быть полезно узнать больше об этой текстуре.
Некоторым художникам трудно рисовать чешуйки, и на то есть веские причины. Простое наблюдение за всеми этими маленькими элементами может быть ошеломляющим!
С научной точки зрения чешуя представляет собой впечатляющее разнообразие форм и структур. Существуют определенные виды чешуи, которые принадлежат животным определенного класса.
В этом руководстве собрана ценная информация по теме масштабирования чертежей. Мы сосредоточимся на практических аспектах, которые вы можете применить к своему творчеству. Неважно, какую художественную среду вы выберете.
В первой части урока мы познакомимся с наиболее распространенными типами чешуи. Мы также изучим несколько методов анализа этой текстуры. Я покажу вам пару способов рисования чешуи рядами. Добиться реалистичного результата может быть проще, чем кажется!
Вторая часть туториала чисто практическая. Мы создадим два образца текстуры, используя цветные карандаши. Мы нарисуем чешуйки ящерицы и змеи.
Чешуя рептилий находится в центре внимания этого урока, но вы также найдете несколько советов, полезных для других типов чешуи. Это относится к рисованию рыбьей чешуи и вообще любой чешуи, какую только можно себе представить.
Форма и структура чешуи животных
Сначала мы рассмотрим основные формы и структуры, которые мы можем наблюдать с помощью чешуи животных. Понимание того, что мы видим, поможет нам, когда придет время рисовать.
См. также: Построение чертежей – рисование фигурами
Уловки
Какое животное возникает у вас в голове, когда вы думаете о чешуе? Скорее всего, первой вашей ассоциацией будет рыба. Обычно мы представляем узор рыбьей чешуи как набор плотно прилегающих полукругов.
Эта упрощенная модель верна для весов циклоидного типа . Такие чешуйки напоминают маленькие диски, которые накладываются друг на друга.
См. также: Как нарисовать рыбу пером и тушью и раскрасить в цифровом виде
Этот абстрактный пример позволяет сделать несколько интересных выводов…
- Человеческий разум обладает огромной способностью упрощать сложные формы и узоры. Художники развивают этот навык до высокого уровня, так как он помогает создавать правдоподобные иллюзии на бумаге или холсте. Мы легко узнаем реальные предметы в стилизованных рисунках. Добавление деталей из памяти или воображения также происходит естественным образом.
- В нашем уме есть хранилище визуальных образов и готовых ассоциаций. Мы часто выбираем первый попавшийся вариант и довольствуемся им. Этот метод определенно помогает нам экономить энергию!
Однако наиболее очевидный вариант обычно не является единственным (или правильным). Дальнейшие исследования и мозговой штурм могут принести неожиданные результаты!
Процесс исследования расширяет наши горизонты. Он предоставляет дополнительные опции и данные, что зачастую приводит к более достоверному результату. Иногда мы не узнать новые вещи, а освежить наши существующие знания.
В данном случае исследования показывают, что рыбья чешуя существует в различных формах.
Ктеноидная чешуя по форме похожа на циклоидную, но ее внешние края зубчатые. (Циклоидная чешуя имеет гладкие внешние края.) Чешуя форели, сельди и карпа относится к циклоидному типу. Окунь, окунь и солнечная рыба имеют ктеноидную форму.
Чешуя Ganoid ромбовидная. Их можно найти на гарах и осетровых.
Плакоидная чешуя пластинчатая, с небольшим выростом. Этот тип чешуи принадлежит акулам.
Чешуя рептилий имеет аналогичную изменчивость. Подробнее о них мы поговорим в следующем разделе.
Разнообразие чешуи в природе
Чешуйки можно разделить на несколько категорий в зависимости от их внешнего вида. Моя классификация основана на наблюдениях и не является строго научной. Эта система представляет собой практическую попытку классифицировать изобилие природных текстур.
Между прочим, просмотр множества ссылок и последующее создание вашей классификации может оказаться отличным упражнением.
Весы размер (и его согласованность) являются одними из наиболее важных переменных. Расположение этих элементов также влияет на их размер. Чаще всего более крупные чешуйки встречаются на голове, лапах и хвосте. Меньшие покрывают области вокруг суставов для гибкости.
Прежде чем вы начнете рисовать образец текстуры, может быть полезно определить, какую часть тела животного вы пытаетесь изобразить. Это большие разнообразные чешуйки с шеи хамелеона или очень широкие чешуи с живота змеи? Вам решать по теме.
Характеристики формы также различаются. Вот некоторые крайности:
- Круглый – угловой
- Четный – неправильный
- Длинный – короткий
Расположение весов может быть упорядоченным/симметричным или нерегулярным.
Общий скин Рельеф — еще одна важная переменная. Ряды чешуек могут накладываться друг на друга, создавая выступы, создающие блики и тени.
На изображении ниже вы найдете визуальное представление этой классификации.
Рельеф и высота
Индивидуальная шкала также имеет высоту. Некоторые примеры относительно плоские . В этом случае поверхность шкалы гладкая, что делает элемент похожим на диск или пластину.
Чешуя может быть зернистой . Эти элементы кажутся неровными.
Другая вариация килеватая чешуя. Имеют центральный гребень.
Все эти типы можно найти у рептилий. Иногда на чешуе есть ямки и другие тонкие структуры.
На изображении ниже вы найдете схематические рисунки чешуек в разрезе. Они представляют различные виды рельефа в зависимости от высоты и формы.
Ритм весов
Тщательный анализ является ключом к рисованию весов, и вот концептуальный пример такой оценки.
Первый шаг — наблюдение за размером и формой элементов, как мы это делали в предыдущей главе.
Теперь отвлекитесь от масштабов и посмотрите на негативное пространство, которое служит фоном. Есть ли какой-либо компонент, который кажется доминирующим? Что привлекло ваше внимание – элементы или окружающее их пространство?
Обратите внимание на зазоры между шкалами. Образуют ли они сложный узор? Попробуйте заметить уникальный ритм этой текстуры.
Изображение ниже иллюстрирует эту концепцию. Красные линии проходят по границам между близко расположенными шкалами ( и ), показывая изменчивость и движение паттерна. Горизонтальные границы имеют монотонный характер.
Пример b демонстрирует отрицательное пространство между элементами.
Как нарисовать шкалу на форме
После того, как вы нашли ритм текстуры, вам будет проще имитировать ее линиями на бумаге. Использование вспомогательных линий — один из способов создания каркаса. Такие линии особенно полезны, когда вы добавляете масштаб к трехмерной форме, такой как цилиндр или сфера.
Чтобы попрактиковаться в рисовании рядов чешуек, я рекомендую следующие упражнения…
Первое упражнение
Этот метод отлично подходит для неперекрывающихся чешуек.
- Начните с формы. Мой похож на цилиндр. Он не должен быть идеальным. Эта форма служит лишь основой. Я представляю, что это фрагмент тела животного, который я должен покрыть чешуей.
- Добавьте линии, которые примерно повторяют контуры формы.
- Теперь пришло время добавить первый ряд весов. При этом чешуя имеет форму неправильного шестиугольника. Элементы не будут накладываться друг на друга. Обратите внимание, что элементы соответствуют контурам цилиндра. В его центральной части чешуя полностью видна, но по бокам формы она редуцирована.
- Добавьте следующие строки одну за другой. Каждый новый масштаб размещается между выступающими угловыми гранями существующих элементов. Вы можете варьировать ширину каждого ряда, делая текстуру более организованной или нерегулярной.
Второе упражнение
Следующий способ может помочь вам расположить широкие перекрывающиеся элементы (например, шкалы циклоидного типа). В этом случае нам понадобится два набора вспомогательных линий.
- Начните с начальной формы.
- Добавьте два набора диагональных линий. Гиды следят за формой. Ближе к бокам цилиндра имеется умеренный завихрение. Пересечения создают прямоугольники в форме ромба.
- Заполните получившиеся фигуры полукружиями – чешуей. Я начинаю с того ряда, который ближе всего к зрителю.
Обратите внимание, что характер чешуи влияет на внешние контуры формы! На изображении они отмечены красным цветом. Контуры становятся слегка неровными.
Значения – Как основная форма влияет на отдельные масштабы
Масштабная текстура представляет собой комбинацию мелких элементов, где на каждый элемент влияет источник света. Если покрытие имеет удлиненные гребни, выпуклости и другие выступающие элементы, этот принцип становится особенно важным.
В таком случае каждый элемент будет иметь области света, тени и среднего тона — как обычные объекты. Также перекрывающиеся чешуйки отбрасывают тени на своих соседей. Если мы рисуем текстуру в деталях, мы должны придать выступающим элементам соответствующую иллюзию объема с помощью значений.
Конечно, по мере увеличения воспринимаемого расстояния и удаления зрителя от предмета количество визуальной информации должно уменьшаться.
Текстура соответствует основной форме объекта и повторяет его контуры.
Другими словами, чешуя находится на коже животного, и кожа обвивает тело. Тело является основной формой. На него влияет свет, его направление и характер. Будут области света, света, среднего тона, основной тени и отраженного света.
При отрисовке чешуи животного необходимо учитывать значения и их расположение на главной форме . Они определяют средний тон текстуры в любой заданной области. На изображении ниже вы найдете иллюстрацию этой концепции.
Здесь у нас есть цилиндр с чешуей на поверхности. Свет исходит из верхнего левого угла сцены. Он мягкий, поэтому никаких резких, рубленых теней между чешуйками мы не увидим — даже если рассматривать фактуру крупным планом.
Свет воздействует как на основную цилиндрическую форму, так и на отдельные шкалы. В целом верхние левые области элементов будут светлее, так как у них больше шансов поймать свет.
Значения основной формы влияют на текстуру. Увеличенный масштаб из ярко освещенной области цилиндра будет выглядеть совершенно иначе, чем масштаб на затененной части формы.
Короче говоря, всегда обращайте внимание на основную форму и ее значения. Не увлекайтесь всеми этими захватывающими деталями текстуры, найденными на весах!
Заметка об окраске чешуи
Как мы знаем, чешуя обеспечивает окраску. В некоторых случаях рисунок может быть довольно сложным.
Иногда изменение цвета происходит как бы в пределах чешуи. Границы четкие и читаемые, поэтому рисунок напоминает страницу из книжки-раскраски. (См. иллюстрацию и на изображении ниже.)
Переход между цветами может быть размыт. В этом случае цвета выходят за границы шкалы. (Иллюстрация b .)
Как рисовать чешую ящерицы и змеи
Теперь давайте применим изученные концепции на практике и нарисуем пару чешуек животных.
Нам понадобится графитный карандаш , чтобы создать контур. Я рекомендую H или HB. В качестве альтернативы вы можете использовать серый карандаш из вашего набора цветных карандашей.
Держите ластик под рукой, чтобы удалить ненужные линии и лишний графит.
Линейка поможет вам создать прямые ровные границы для образцов текстур.
Ниже вы найдете мой список цветных карандашей . Подавляющее большинство из них из набора Faber-Castell Polychromos . Единственным исключением является китайский белый — он относится к линейке Derwent Drawing .
См. также: Сравнение цветных карандашей
Точилка для карандашей — еще один обязательный инструмент для нашего проекта. Для создания такой детализированной работы требуется острый карандаш.
Рисовать буду на бумаге плотностью 200 г/м² формата А5. Этого формата достаточно для обоих рисунков, так как размер каждого образца текстуры составляет 6,5×6,5 см (2,6×2,6 дюйма). Бумага имеет тонкую фактуру.
Рисование чешуи ящерицы
С помощью графитного карандаша и линейки я создаю квадрат, чтобы обозначить границы образца. Затем я заполняю его внутреннее пространство округлыми формами – чешуей.
Чешуйки можно разделить на три группы в зависимости от их размера. Я предпочитаю сначала рисовать более крупные элементы. Весы средних и меньших размеров будут располагаться на оставшемся пространстве.
В моем эскизе более крупные элементы имеют более плавные и округлые контуры. Мелкие чешуйки слегка угловатые.
С цветными карандашами достижение резкости мелких деталей может стать проблемой. Вот почему я избегаю добавления крошечных точечных элементов. Даже самые мелкие чешуйки достаточно крупные и доступны для острого кончика карандаша.
Пришло время создать цветную основу для нашего образца текстуры. Прежде чем мы перейдем к цветным карандашам, было бы неплохо удалить лишний графит ластиком. (Ластик-клячка — лучший вариант.)
Я использую May Green с легким нажимом, чтобы покрыть центральную часть квадрата. Карандаш движется маленькими кругами. Я добавляю еще один слой к чешуе, прикладывая повышенное давление. Небольшая область в правом верхнем углу также окрашивается в ярко-зеленый цвет.
Затем я меняю цвет кожи ящерицы, добавляя другие оттенки. Соседние области покрываются соответственно Желтый кадмий , Темно-красный и Бирюзовый кобальт .
Слои могут перекрываться для создания интересных нюансов.
Предположим, что свет падает откуда-то сверху слева. Он мягкий и рассеянный.
Более крупные чешуйки хорошо видны. Их тональный рисунок соответствует направлению света. Верхние левые области шкал будут ярче, а их нижние правые стороны будут слегка затенены. Я удостоверяюсь, что более темные области больших элементов получают сплошное покрытие.
Я добавляю Желтый кадмий к светлым участкам больших чешуек. Это относится к зеленым, красным и синим элементам. Включение этого теплого оттенка подчеркнет изменение цветовой температуры.
Я добавляю Deep Cobalt Green легким нажатием на затененные части выступающих чешуек. Затем я покрываю всю область между элементами. Кончик карандаша острый.
Я увеличиваю контраст с помощью Payne’s Grey , добавляя его к более темным областям образца. Прикрываю пространство между чешуйками. Периметр образца также становится немного темнее.
Этот оттенок можно наносить на основные тени чешуи. При этом давление должно быть очень легким. Такие оттенки способны мгновенно затемнить и обесцветить яркие цвета.
Я полирую чешуйки краской China White , удаляя зернистость карандашных штрихов на слегка текстурированной бумаге. Я сосредотачиваюсь в основном на самых светлых частях элементов, так как белый карандаш также осветляет нижележащие цвета.
Я добавляю немного цвета Cobalt Turquoise по краям образца, чтобы придать ему более цельный вид.
Я также создаю обмен тонкими цветовыми нюансами, используя Темно-красный , Желтый кадмий и Бирюзовый кобальт . Эта техника похожа на добавление отражений к блестящим объектам контрастных ярких цветов.
Например, я добавляю немного Dark Red к желтым шкалам, которые близки к красным. Бирюзовый кобальт применяется для зеленых элементов, а Кадмий желтый – для зеленых и красных. Этот простой прием также помогает визуально объединить образец.
Рисование чешуи змеи
Я начинаю с графитного карандаша подрисовки. Чешуя довольно крупная и примерно одинакового размера.
Некоторые пересекающиеся вспомогательные линии могут помочь вам воссоздать ритм этой текстуры. Нарисуйте два набора параллельных линий, которые идут в обоих направлениях. Затем поместите чешуйки в получившиеся ромбовидные фигуры.
Я покрываю центральные чешуйки Burnt Siena . Линии мягкие. Большинство из них имеют вертикальное возвратно-поступательное направление. Штрихи соответствуют контурам каждой шкалы.
Цветовой рисунок слегка размыт. Она выходит за границы отдельных шкал.
Я добавляю Необработанную умбру на оставшееся место образца.
Условимся, что мягкий свет исходит из левого верхнего угла, как это было в предыдущем примере. Левая сторона чешуи, ближе к нижнему кончику, будет немного ярче. На тени между чешуйками наношу дополнительный слой пигмента.
Нижние выступающие концы чешуи остаются светлее. Этот контраст усиливает узнаваемый ритм фактуры.
С помощью Payne’s Grey я увеличиваю контрастность. Тени между чешуйками становятся темнее.
Внешняя часть образца также имеет тонкое темно-серое покрытие. Этот трюк имитирует фотоэффект виньетки.
Аккуратно касаюсь правых сторон шкал, акцентируя переход значений. Давление очень легкое.
Штрихи выглядят зернистыми. Я полирую слои цветного карандаша с помощью China White .
Теперь покрытие гладкое и полированное, но цвета выглядят немного блеклыми. Мы восстановим яркость и контраст на следующем шаге.
Я наношу Burnt Siena тонким слоем, чтобы оживить насыщенность коричневых оттенков.
С помощью Payne’s Grey я углубляю тени и акцентирую внимание на деталях.
В качестве завершающего штриха наношу Бирюзовый кобальт у внутренних границ образца. Я также добавляю его в затененные области между чешуйками. В небольших количествах этот оттенок часто делает рисунок более реалистичным.
Образец готов!
Несколько слов о рисовании чешуи как фактуры в готовом произведении
В практической части этого урока мы изображали чешуйку как плоский, абстрактный фрагмент текстуры крупным планом.
Такие упражнения позволяют сосредоточиться на внешней структуре. Мы исследуем связь между рельефом и значениями — а также замечаем цветовые нюансы. Нам не нужно думать о значениях основной формы и их визуальном влиянии на текстуру.
А если задача изменится? Представим, что теперь стоит задача изобразить трехмерный объект вместо его фрагмента. В этом случае мы не можем и не должны рисовать все детали текстуры.
Когда мы изображаем чешуйчатый предмет в полный рост, мы стремимся стилизованно передать его воспринимаемые качества. Упрощение текстуры означает отказ от ненужной визуальной информации. Мы должны оставить только более крупные и важные элементы и лишь намекнуть на менее важные детали.
Ритм помогает текстуре оставаться узнаваемой в любой форме. Если мы посмотрим на шкалы с расстояния , то заметим, как промежутки между элементами образуют узор.
В некоторых случаях этот узор может показаться неправильным, но он все же существует и его можно сымитировать. В других примерах шкалы расположены в строгом симметричном порядке.
Для определения ключевых признаков прищурьте глаза и посмотрите на свой фотореференс или предмет текстуры (убедитесь, что ваши глаза расслаблены и не напрягаются). Этот прием помогает оценить любой предмет.
На изображении ниже вы найдете иллюстрацию этой концепции.
Верхнее изображение демонстрирует уменьшенную удаленную версию образца текстуры чешуи нашей ящерицы. Нижнее изображение размыто в цифровой программе, чтобы передать эффект прищуренного взгляда.
Более крупные элементы визуально становятся более заметными. Также мы можем заметить намек на неправильный ритм.
Рисование чешуи животных. Заключение
Поздравляем, мы завершили наше путешествие в мир чешуи! Надеюсь, что этот урок был интересным и информативным. Надеюсь, вы видите, что рисовать масштабы не так сложно и сложно, как может показаться. Это просто требует небольшого анализа и обоснованной оценки.