Д3. Свойства восприятия – Эффективная работа в MS Office
Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:
- Функциональные возможности представления информации
- Психологические критерии восприятия информации человеком
- Эстетика визуальных форм представления информации.
90 % информации человек получает с помощью зрения Это знают все |
Не раз я становилась свидетелем спора: что и кто определяет качество обучения. Преподаватель, а точнее квалификация преподавателя, или наглядные материалы, в частности презентации? Для меня подобный спор беспредметен – в обучении нет мелочей. Что касается наглядных материалов, то этот спор давно решён самой природой – 90 % информации мы получаем через глаза.
Рассказывать или показывать? Почти гамлетовский вопрос. Обратимся к официальным данным. Что остаётся в головах у обучаемых после занятия?
Вид занятия | Усвоенная информация | |
После 3 часов | После 3 дней | |
Только рассказ | 70 % | 10 % |
Только показ | 72 % | 20 % |
Рассказ и показ | 85 % | 65 % |
По окончании урока вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
1. Восприятие окружающего мира
Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:
- глаза (орган зрения),
- уши (орган слуха),
- нос (орган обоняния),
- кожа (орган осязания),
- язык (орган вкуса).
Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:
- отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
- создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:
- отражение в сознании внешних предметов и явлений,
- «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создаётся некий образ. Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать при создании презентации и любого другого наглядного материала.
Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:
Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдёт, то снизится или даже будет равна нулю эффективность процесса «
Для нас важно понять особенности зрительного восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.
Главные причины, по которым зрительная информация так важна:
- зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
- зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
- зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).
Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.
Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.
Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.
Итак, перечислю по порядку свойства восприятия:
- Последовательность
- Соотносительность
- Константность
- Целостность
- Иллюзорность
- Ассоциативность
- Запоминаемость
- Реакция на движение
2.
Свойства восприятия1. Свойство восприятия «Последовательность»
Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.
Посмотрите, как хаотично движется зрачок при рассматривании профиля Нефертити:В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, иногда несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.
При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.
Пример:
Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы
- ЗГИ (1) имеет крайне отдалённое отношение к Начальнику управления по модернизации и ПСЭ (2).
- Начальники отделов (3) имеют различный «вес» на производстве,
- Группа контроллинга (4) стоит на ступеньку ниже Начальника управления по модернизации и ПСЭ (
- Связь между группой контроллинга (4) и Контролем выполнения заданий, соблюдения норм и правил (5) более весома и направлена чётко от одного к другому, тогда как связь между остальными объектами выражена соединительными линиями. (Кстати, а почему группа контроллинга с маленькой буквы?)
- Элемент Контроль выполнения заданий (5) обозначен международным символом «база данных». Это база данных документов по контролю?
- Связи (6) между начальниками отделов (3) и группами (7) имеют различные «коленца»
- Группы (7) различаются не понятно по какому признаку: то ли по количеству сотрудников, то ли по важности выполняемых задач.
А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.
При анализе этой структурной схемы следует:
- Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
- Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.
При оформлении структурный схемы следует:
- Делать скруглённые углы у фигур.
- Использовать серую обводку для «смягчения» и размытия фигуру (приём смягчения фигур позволяет тексту не потеряться, а остаться в зоне внимания).
- Использовать различные оттенки одного цвета для заливки фигур, чтобы подчеркнуть различные уровни.
Обратите внимание на элемент «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил». Этот элемент отличается от других по своему смыслу (он раскрывает функционал группы контроллинга), поэтому и оформление должно отличаться от остальных.
Элементы, обозначающие функционал групп, подчиняющихся начальникам отделов, оформлен в одном ключе с элементом «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил» – прямоугольная форма элемента, курсивное начертание текста. Но граница окрашена в тон элементу «Группа…»
Вывод: к свойству восприятия «Последовательность» мы обращаемся тогда, когда структурируем информацию.
2. Свойство восприятия «Избирательность»
Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.
Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту.
Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):
- Заголовки
- Подзаголовки
- Поясняющий текст.
Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:
3. Свойство восприятия «Соотносительность»
Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.
Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.
Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.
Посмотрите, как меняется наше представление о размере автомобиля в зависимости от того, чьё изображение мы поместим рядом с автомобилем. В первом случае мы видим дорогой кабриолет, который собирается ремонтировать механик, а во втором случае мы видим большую красивую машинку, которую любящие родители слишком рано подарили своему малышу:
Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.
Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения:Принцип соотносительности восприятия справедлив не только для размера. Это свойство зрения позволяет усилить восприятие цветности изображения: тёмное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их «звучание». Посмотрите на картинку. Внутренние прямоугольники одинаковые, они залиты одной и той же градиентной заливкой. Первый внешний прямоугольник залит сплошным цветом, а второй – градиентом обратного направления. Во втором случае контраст цветов заметнее
Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:
4. Свойство восприятия «Константность»
Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:
- раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука»,
- собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, более того, собаки бывают разных пород – но увидев изображение любой собаки, человек непременно идентифицирует ее именно как таковую.
- все мыслимые изображения деревьев — в понятие «дерево»:
Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.
Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:
Ответ:
Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху
С учётом свойства «Константность» мы можем добиться того, чтобы обучаемые смогли соотнести новый материал с накопленным ранее опытом. Содержательная и изобразительная составляющие наших учебных пособий и презентаций должны быть узнаваемы.
5. Свойство восприятия «Целостность»
Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.
Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:
Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.
Пример:
На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает
А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:
6. Свойство восприятия «Запоминаемость»
Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.
Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:
При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.
Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:
На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.
7. Свойство восприятия «Реакция на движение»
Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.
Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.
Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.
Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.
Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом
8. Свойство восприятия «Иллюзорность»
Иллюзорность – это обманчивость зрительного восприятия, когда наше сознание даёт нам неверную информацию о видимых объектах. Так происходит потому, что зрительное восприятие часто сопровождается глазомерной оценкой. В ходе этой оценки некоторые выводы человек делает подсознательно и при этом ошибается, когда определяет размеры отрезков, равенство или неравенство фигур. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность носит весьма устойчивый характер. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше и значительнее, чем они есть на самом деле, этот эффект называется иррадиацией (от лат. «сиять», «сияние»):
9. Свойство восприятие «Ассоциативность»
Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.
Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:
Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.
Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.
3. Характеристика хороших учебных материалов
Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:
Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.
Учебные материалы, в том числе и презентации, должны:
- отвечать поставленным задачам занятия,
- позволять организовывать учебный процесс (вопросы, задания, проверка гипотез),
- отвечать выбранным педагогическим технологиям и формам работы во время занятия,
- учитывать особенности восприятия информации,
- быть вариативным по способам представления учебной информации (рисунки, таблицы, модели, анимации, видеофрагменты).
Теперь вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
Основные свойства образа восприятия
I. Пространственно-временные:
– локализация,
– рельеф (объёмность образов благодаря бинокулярности нашего зрения),
– форма,
– величина предмета,
– последовательность,
– длительность,
– одновременность,
– модальность.
– интенсивность.
II. Производные:
– константность (узнавание предмета и его свойств в изменённом виде),
– предметность (выделение из фона знакомых или необходимых предметов),
– целостность (узнавание предмета по его деталям),
– обобщённость,
– осмысленность (целенаправленность восприятия, включающие в себя осознанность и мышление).
III. Дополнительные свойства:
– апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей;
– активность восприятия – установка на восприятие,
– избирательность (преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими).
Важнейшими свойствами образа восприятия являются: предметность, структурность, подвижность и управляемость, целостность, константность, избирательность.
Остановимся более подробно на предметности образа восприятия. Предметность образа восприятия означает:
Реальность – человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Вынесенность образа называется предметностью. Объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т. п. Перцептивные системы работают так, что разделяют мир на отдельные предметы.
Означенность – образы восприятия, лишенные значения, когда человек может детально описать предмет, на который он смотрит, но не способен его опознать.
Полимодальность – органическое единство данных различной модальности, получаемых от органов чувств.
Перечисленные выше свойства не исчерпывают предметности образа. Человек живет в предметном мире, который отличается от мира, описание которого можно найти в учебниках физики. Этому способствует непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа.
В знаемом мире есть явления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов. С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, агрессивность) легко и отчетливо воспринимаются нами.
Виды восприятия
I. По модальности:
– слуховые (звуков, речи; например, симфония),
– зрительные (цвета, формы, величины; например, картина),
– осязательные (температуры, гладкости и др.).
II. По форме существования материи:
– пространства,
– времени,
– движения.
4.Восприятие социальных объектов. Восприятие людей друг друга в обществе называетсясоциальной перцепцией.
Восприятие социальных объектов – себя и других – подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор «предшествующий опыт» проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение.
Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом человеке. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Приписывание включается в более общий план – установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально «видит» другого именно таким, какова была установка. Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, окрашивается неприязнью. Восприятие других людей преломляется также через профессиональную принадлежность: когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере можно вести речь о профессиональном видении человека.
Выработанные в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятий, формируют глубоко своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам. Те впечатления, которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта – когнитивный диссонанс. Дальше человек сознательно или несознательно старается как-то выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо просто отбрасывается, либо обесценивается. Важно понять, что существует барьер восприятия, возникающий благодаря нашей внутренней позиции.
Советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев считал, что информация между людьми проходит через фильтр доверия или недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и всё-таки остаться непринятой, не пропущенной фильтром, и, наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу доверия. На учёте личностных факторов восприятия основаны все проективные методы изучения внутреннего мира человека. Например, что испытуемый увидит или чего не увидит в причудливых пятнах Роршаха зависит от того, что у него на душе. Короче говоря, скажи мне, что и как ты воспринимаешь, и я скажу, кто ты. Содержание данной темы отражено в рис. 6, 7, 8.
Вопросы для повторения
Что общего и различного у ощущения и восприятия? Приведите примеры.
Какие свойства ощущений Вы знаете?
Какие основания классификаций и виды ощущений Вы знаете?
Назовите свойства восприятия.
Охарактеризуйте виды восприятия. Приведите примеры.
Расскажите о роли социальной перцепции в жизни людей.
Рис. 6. Ощущение и восприятие (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 7. Ощущение и восприятие (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)
Рис. 8. Ощущение и восприятие (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
Перцептивные свойства навязчивых мыслей связаны с низкой интуицией при обсессивно-компульсивном расстройстве
. 2014 июль; 202 (7): 562-5.
doi: 10.1097/NMD. 0000000000000156.
Штеффен Мориц 1 , Марике Клауссен, Марит Хаушильдт, Майкл Келлнер
принадлежность
- 1 *Отделение психиатрии и психотерапии Университетского медицинского центра Гамбург-Эппендорф; и † Факультет психологии Гамбургского университета, Гамбург, Германия.
- PMID: 24933417
- DOI: 10.1097/NMD.0000000000000156
Штеффен Мориц и др. J Нерв Мент Дис. 2014 9 июля0003
. 2014 июль; 202 (7): 562-5.
doi: 10. 1097/NMD.0000000000000156.
Авторы
Штеффен Мориц 1 , Марике Клауссен, Марит Хаушильдт, Майкл Келлнер
принадлежность
- 1 *Отделение психиатрии и психотерапии Университетского медицинского центра Гамбург-Эппендорф; и † Факультет психологии Гамбургского университета, Гамбург, Германия.
- PMID: 24933417
- DOI: 10.1097/NMD.0000000000000156
Абстрактный
Навязчивые идеи традиционно определяются как надоедливые и повторяющиеся мысли, которым пациент не может сопротивляться. Предварительные данные свидетельствуют о том, что в подгруппе пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) навязчивые идеи переживаются как частично перцептивные. В настоящем исследовании изучалась частота навязчивых идей, отягощенных восприятием, и их связь с инсайтами о болезни и депрессией. Двадцати шести пациентам с обсессивно-компульсивным расстройством был проведен недавно разработанный опросник «Сенсорные свойства навязчивых идей». Участников попросили оценить по 5-балльной шкале Лайкерта, связаны ли их навязчивые идеи с особенностями восприятия. У участников наблюдалась умеренная тяжесть симптомов. В общей сложности 73% подтвердили, что их навязчивые идеи содержат особенности восприятия. Преобладающими каналами восприятия были зрительные, тактильные и соматические (т. е. телесные ощущения). Степень перцептивных аспектов, связанных с навязчивыми идеями, сильно коррелировала с отсутствием понимания (пункт 11 шкалы обсессивно-компульсивных расстройств Йеля-Брауна), но не с тяжестью депрессии. Настоящее исследование предполагает, что навязчивые мысли часто сопровождаются перцептивными ощущениями, что согласуется с моделями, предполагающими континуум между галлюцинациями и вторжениями. По-видимому, чем более «реальной» или аутентичной является навязчивая мысль, тем меньше страдающий человек способен отвергнуть ее содержание как полностью иррациональное или абсурдное.
Похожие статьи
Сенсорные свойства навязчивых мыслей при ОКР и связь с психопатологией.
Релингер Дж., Вульф Ф., Фикер М., Мориц С. Релингер Дж. и соавт. Психиатрия рез. 2015 15 декабря; 230 (2): 592-6. doi: 10.1016/j.psychres.2015.10.009. Epub 2015 26 октября. Психиатрия рез. 2015. PMID: 26514791
Если это абсурд, то зачем вы это делаете? Чем богаче обсессивный опыт, тем сильнее навязчивое принуждение.
Мориц С., Пурдон С., Елинек Л., Чианг Б., Хаушильдт М. Мориц С. и соавт. Клин Psychol Psychother. 2018 март; 25(2):210-216. doi: 10.1002/cpp.2155. Epub 2017 20 ноября. Клин Psychol Psychother. 2018. PMID: 29154502
Оценка навязчивых мыслей по отношению к обсессивно-компульсивным симптомам.
Баррера Т.Л., Нортон П.Дж. Баррера Т.Л. и соавт. Cogn Behav Ther. 2011;40(2):98-110. дои: 10.1080/16506073.2010.545072. Epub 2011, 12 апреля. Cogn Behav Ther. 2011. PMID: 21491252
Навязчивые мысли, навязчивые идеи и оценки при обсессивно-компульсивном расстройстве: критический обзор.
Жюльен Д., О’Коннор К.П., Аардема Ф. Жюльен Д. и др. Clin Psychol Rev. 2007 Apr; 27 (3): 366-83. doi: 10.1016/j.cpr.2006.12.004. Epub 2007, 22 января. Clin Psychol Rev. 2007. PMID: 17240502 Обзор.
[Текущие и возникающие особенности обсессивно-компульсивного расстройства — тенденции пересмотра DSM-5].
Мацунага Х. Мацунага Х. Сейсин Шинкейгаку Дзаси. 2012;114(9):1023-30. Сейсин Шинкейгаку Дзаси. 2012. PMID: 23198591 Обзор. Японский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Диссоциативные нарушения контроля источника при обсессивно-компульсивном расстройстве и шизофрении.
Лавалье Л., Батион Р., Донде С., Мондино М., Брунелин Дж. Лавалье Л. и соавт. Европейская психиатрия. 2020 14 мая; 63 (1): e54. doi: 10.1192/j. eurpsy.2020.48. Европейская психиатрия. 2020. PMID: 32406366 Бесплатная статья ЧВК.
Чрезмерная уверенность в неверных перцептивных суждениях у больных шизофренией.
Мориц С., Рамдани Н., Класс Х., Андреу С., Юнгклауссен Д., Эйфлер С., Энглиш С., Ширмбек Ф., Цинк М. Мориц С. и соавт. Schizoph Res Cogn. 2014 г., 8 декабря; 1(4):165-170. doi: 10.1016/j.scog.2014.09.003. Электронная коллекция 2014 декабрь. Schizoph Res Cogn. 2014. PMID: 29379749 Бесплатная статья ЧВК.
Снижение уверенности в памяти при обсессивно-компульсивном расстройстве для сценариев с высокой и низкой ответственностью: низкая все еще слишком высокая?
Мориц С., Ягер А. Мориц С. и соавт. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2018 Апрель; 268 (3): 291-299. doi: 10.1007/s00406-017-0783-0. Epub 2017 28 марта. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2018. PMID: 28353028
Об актуальности психических образов помимо психических расстройств, связанных со стрессом.
Кляйн Дж. П., Мориц С. Клейн Дж. П. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2014 3 июля; 5:77. дои: 10.3389/fpsyt.2014.00077. Электронная коллекция 2014. Фронтовая психиатрия. 2014. PMID: 25071610 Бесплатная статья ЧВК. Обзор. Аннотация недоступна.
Вне слов: сенсорные свойства депрессивных мыслей.
Мориц С., Хёрманн С.С., Шредер Дж., Бергер Т., Джейкоб Г.А., Мейер Б., Холмс Э.А., Шпет С., Хаутцингер М., Лутц В., Роуз М., Кляйн Д.П. Мориц С. и соавт. Познание эмоций. 2014;28(6):1047-56. дои: 10.1080/02699931.2013.868342. Epub 2013 20 декабря. Познание эмоций. 2014. PMID: 24359124 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
Свойства и механизмы перцептивного прайминга
Обзор
. 1998 г., апрель 8(2):227-33.
дои: 10.1016/s0959-4388(98)80144-х.
C L Парики 1 , А. Мартин
принадлежность
- 1 Лаборатория мозга и познания, Национальный институт психического здоровья, Бетесда, Мэриленд 20892-1366, США.
- PMID: 9635206
- DOI: 10. 1016/с0959-4388(98)80144-х
Обзор
C L Wiggs et al. Курр Опин Нейробиол. 1998 апрель
. 1998 г., апрель 8(2):227-33.
doi: 10.1016/s0959-4388(98)80144-x.
Авторы
C L Парики 1 , Мартин
принадлежность
- 1 Лаборатория мозга и познания, Национальный институт психического здоровья, Бетесда, Мэриленд 20892-1366, США.
- PMID: 9635206
- DOI: 10. 1016/с0959-4388(98)80144-х
Абстрактный
Недавние данные свидетельствуют о том, что поведенческий феномен перцептивного прайминга и физиологическое обнаружение снижения нейронных реакций при повторении элементов имеют схожие свойства. Как поведенческие, так и нейрофизиологические эффекты демонстрируют градуированные изменения при многократном повторении, устойчивы к манипуляциям с определенными атрибутами стимула (например, размером и местоположением) и возникают независимо от осознания. Эти и другие недавние результаты (например, при функциональной визуализации мозга у людей) позволяют предположить, что перцептивное прайминг может быть опосредовано снижением нейронных ответов, связанных с перцептивным обучением.
Похожие статьи
Нейронные сигналы восприятия незнакомых геометрических форм в режиме реального времени.
Восс Й.Л., Паллер К.А. Восс Дж.Л. и соавт. Дж. Нейроски. 2010 7 июля; 30 (27): 9181-8. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0403-10.2010. Дж. Нейроски. 2010. PMID: 20610752 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Нейроанатомическая диссоциация процессов кодирования, связанных с праймингом и эксплицитной памятью.
Schott BH, Richardson-Klavehn A, Henson RN, Becker C, Heinze HJ, Düzel E. Шотт Б.Х. и соавт. Дж. Нейроски. 2006 18 января; 26 (3): 792-800. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2402-05.2006. Дж. Нейроски. 2006. PMID: 16421299 Бесплатная статья ЧВК.
Временная динамика прайминга зрительного объекта.
Ko PC, Duda B, Hussey EP, Mason EJ, Ally BA. Ко Пк и др. Познание мозга 2014 ноябрь;91:11-20. doi: 10.1016/j.bandc.2014.07.009. Epub 2014 24 августа. Познание мозга 2014. PMID: 25164991 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Ранние, частично предвосхищающие нейронные колебания во время идентификации заложили основу для прайминга.
Дюзель Э., Ричардсон-Клавен А., Нойфанг М., Шотт Б.Х., Шольц М., Хайнце Х.Дж. Дюзель Э. и др. Нейроизображение. 2005 15 апреля; 25 (3): 690-700. doi: 10.1016/j.neuroimage.2004.11.038. Нейроизображение. 2005. PMID: 15808970
Связанное с событием фМРТ-исследование нейронных сетей, лежащих в основе подавления повторения и настройки времени реакции в имплицитной зрительной памяти.
Хабек С., Хилтон Х.Дж., Заран Э., Браун Т., Стерн Ю. Хабек С. и др. Мозг Res. 2006 23 февраля; 1075 (1): 133-41. doi: 10.1016/j.brainres.2005.11.102. Epub 2006, 14 февраля. Мозг Res. 2006. PMID: 16476414
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Нейроэстетическое исследование когнитивной обработки повторяющейся графики.
Цинь Ю., Ма Л., Куджала Т., Силвеннойнен Дж., Конг Ф. Цинь Ю и др. Фронтальные нейроски. 2022 9 ноя; 16:1025862. doi: 10.3389/fnins.2022.1025862. Электронная коллекция 2022. Фронтальные нейроски. 2022. PMID: 36440292 Бесплатная статья ЧВК.
Исследование наборов элементов управления вниманием: данные для составления многофункциональных наборов элементов управления.
Мерц С., Бидж Ф., Шёппер Л.М., Спенс С. , Фрингс С. Мерц С. и др. Atten Percept Psychophys. 13 октября 2022 г. doi: 10.3758/s13414-022-02566-4. Онлайн перед печатью. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 36229630
Нейронная теория подсчета воспоминаний.
Дасгупта С., Хаттори Д., Навлаха С. Дасгупта С. и соавт. Нац коммун. 2022 10 октября; 13 (1): 5961. doi: 10.1038/s41467-022-33577-2. Нац коммун. 2022. PMID: 36217003 Бесплатная статья ЧВК.
Различные взаимодействующие корковые сети для стимул-реакции и подавления повторения.
Эккерт Д., Райхерт С., Бьен К.Г., Хайнце Х.Дж., Найт Р.Т., Деуэлл Л.И., Дюршмид С. Эккерт Д. и соавт. коммун биол. 2022 5 сентября; 5 (1): 909. doi: 10.1038/s42003-022-03861-4. коммун биол. 2022.