ДЕДУКЦИЯ • Большая российская энциклопедия
ДЕДУ́КЦИЯ (от лат. deductio – выведение), переход от посылок к заключению, опирающийся на логич. закон, в силу чего заключение с необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному заключению. Д. называют также конкретные выводы следствий из посылок, т. е. Д. оказывается синонимом термина «вывод» в одном из его значений. Понятие «Д.» носит общеметодологич. характер; в логике ему соответствует понятие доказательства. Д. как умозаключению, опирающемуся на логич. закон и с необходимостью дающему истинное заключение из истинных посылок, противопоставляется индукция – умозаключение, не опирающееся на закон логики и ведущее от истинных посылок к вероятному, или проблематичному, заключению. Дедуктивными являются, напр., умозаключения: «Если лёд нагревается, он тает. Лёд нагревается. Лёд тает»; «Всякий газ летуч. Неон – газ. Неон летуч».
Впервые термин «Д.» был употреблён, по-видимому, Боэцием, но понятие «Д.» как доказательство к.-л. положения посредством силлогизма встречается уже у Аристотеля. В Новое время существовали разл. взгляды на роль Д. как метода познания. Так, Р. Декарт выше Д. ставил интуицию, посредством которой разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как Д. даёт лишь опосредованное, полученное путём рассуждения знание, не содержащее ничего нового в сравнении с тем, что заключено в принятых посылках. Ф. Бэкон и вслед за ним англ. «индуктивисты» (У. Уэвелл, Дж. С. Милль и др.) считали, что подлинное знание даёт только индукция, а Д. является второстепенным методом. Г. В. Лейбниц, исходя из того, что Д. не приводит к получению «новых фактов», выдвинул плодотворную, но развитую только в сер. 20 в. идею о том, что законы логики, лежащие в основе Д., «истинны во всех возможных мирах».
Наиболее характерными дедуктивными умозаключениями являются логич. переходы от общего знания к частному типа: «Все люди смертны. Все греки – люди. Следовательно, все греки смертны». Во всех случаях, когда требуется рассмотреть какое-то явление на основании уже известного общего правила и вывести в отношении этого явления необходимое заключение, мы умозаключаем в форме Д. Нельзя вместе с тем отождествлять Д. с переходом от общего к частному, а индукцию – с переходом от частного к общему. Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т. п. Отправляясь от истинных посылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание. В обычных рассуждениях Д. только в редких случаях предстаёт в полной и развёрнутой форме. Чаще всего указываются не все используемые посылки, а только некоторые; общие утверждения, которые кажутся хорошо известными, опускаются; не всегда явно формулируются и заключения, вытекающие из принятых посылок. Сама логич. связь, существующая между исходными и выводимыми утверждениями, лишь иногда отмечается словами типа «следовательно» или «значит». Нередко Д. является настолько сокращённой, что о ней можно только догадываться. Вместе с тем всякий раз, когда возникает сомнение в обоснованности сделанного вывода, необходимо возвращаться к началу рассуждения и воспроизводить его в возможно более полной форме. Без этого трудно или даже невозможно обнаружить допущенную ошибку.
В процессах аргументации Д. выполняет функцию обоснования одних утверждений путём ссылки на истинность или приемлемость др. утверждений: если выдвинутое положение удаётся логически (дедуктивно) вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той же мере, что и сами эти положения. Дедуктивное рассуждение служит также для верификации (косвенного подтверждения) утверждений: из проверяемого положения дедуктивно выводятся его эмпирич. следствия; подтверждение этих следствий оценивается как индуктивный вывод в пользу исходного положения. Дедуктивное рассуждение используется также для фальсификации утверждений путём показа того, что вытекающие из них следствия являются ложными. Не достигшая успеха фальсификация представляет собой ослабленный вариант верификации: неудача в опровержении эмпирич. следствий проверяемой гипотезы служит аргументом, хотя и слабым, в поддержку этой гипотезы. И наконец, Д. используется для систематизации теории или системы знания, прослеживания логич. связей входящих в неё утверждений, проведения операций объяснения и понимания, опирающихся на общие принципы, предлагаемые теорией. Прояснение логич. структуры теории, укрепление её эмпирич. базы и обнаружение её общих предпосылок являются вкладом в обоснование входящих в неё утверждений. Дедуктивная аргументация универсальна, её можно применить во всех областях рассуждения и в любой аудитории. В зависимости от того, насколько широко используется дедуктивная аргументация, все науки принято делить на дедуктивные и индуктивные. В первых используется по преимуществу или даже единственно дедуктивная аргументация. Во вторых такая аргументация играет лишь заведомо вспомогательную роль, а на первом месте стоит эмпирич. аргументация, имеющая индуктивный, вероятностный характер. Типично дедуктивной наукой считается математика, образцом индуктивных наук являются естеств. науки.
Страница 3 из 6 Метод индукции – это метод размышлений и сопоставления представлений в движении от личных к общественным, от конкретного к абстрактному, от разности к единству. Здесь упражняются чувства, здесь педагогом организуется воздействие на чувства, чтобы рождающемуся обобщению (общему, понятию) было на что «опереться»: педагог яркими рассказами или вопросами будит чувственные воспоминания и ассоциации ребенка. Метод дедукции – от общего к частному, от общественного к личному, от абстракции к конкретному, от единства к разности. Здесь тренируется разум, логическая способность следования, вывода, прогнозирования на основе знания законов. Здесь педагог может назвать закон, а дети приводят примеры, как он действует. «Путь через единицу к бесконечности и исследование единицы через бесконечность» [9, с. 12] – есть методиндукции и дедукции по СТИ «ПерваяПредыдущая123456СледующаяПоследняя» |
Индукция и дедукция — TOK RESOURCE.ORG
Очень важно, чтобы студенты TOK понимали разницу между дедукцией и индукцией. Опыт показывает, что даже самые сильные студенты, которые часто повторяют определения, поначалу сбиваются с толку, когда им задают вопросы с использованием реальных случаев. Я считаю целесообразным обучать дедукции и индукции с нуля, используя интерактивную лекционную презентацию, прежде чем переходить к занятиям в классе
ДЕДУКЦИЯ: РАССМОТРЕНИЕ СИЛЛОГИЗМОВ
Аристотелевская логика основана на дедукции. Дедукция – это рассуждение от общего к частному. Как в часто повторяемом силлогизме:
1. Все люди смертны
2. Сократ — человек
3. Сократ смертен
Дедуктивный аргумент может обеспечить логическую уверенность, не предоставляя полезной информации о реальном мире. По этой причине здравые выводы признаются скорее «действительными», чем «истинными». Если какая-либо из исходных посылок неверна или абсурдна, заключение силлогизма может оказаться бесполезным, несмотря на его неизбежную внутреннюю логическую последовательность.
1. Все женщины смертны
2. Сократ — женщина
3. Сократ смертен
1. У всех козлов шесть ног
2. Сократ — козел
3. У Сократа шесть ног 9001 1
ИНДУКЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ
Мир демонстрирует лежащий в основе порядок и непрерывность. Наши знания об этом кажутся частично априорными и частично результатом открытия методом проб и ошибок. Например, есть данные, свидетельствующие о том, что младенцы ожидают, что объекты упадут, и заранее знают, что объекты, увеличивающиеся в размерах, приближаются.
ПРИМА ИНДУКЦИИ?
Предсказуемость — это допущение, лежащее в основе индуктивных рассуждений, согласно которому мы делаем обобщения на основе набора конкретных примеров. Если дедукция — это рассуждение от общего к частному; тогда индукция приходит к общему от частного. При этом развороте имеется дизъюнкт. Логика нарушена. Индукция может быть неотделима от того, как мы сталкиваемся с более или менее однородным миром, но мы должны признать, что индуктивное рассуждение скорее психологическое, чем строго логическое. Почему?
Каждый раз, когда я вижу лебедя, он белый…
Я заключаю, что все лебеди белые РЕАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ Разрешить учащимся работать в парах. Приведите график взаимосвязи между массой тела и максимальной продолжительностью жизни у птиц и млекопитающих и наводящие вопросы. PDF для печати. Предложите учащимся внимательно прочитать пояснения к красным и синим графикам и силуэтам животных. Студенты, владеющие французским или испанским языком, почти наверняка поймут из этимологии, что volant означает полет. Выделите 12 минут, чтобы ответить на наводящие вопросы. Напомните учащимся, что цель здесь состоит в том, чтобы провести различие между дедукцией и индукцией; а не узнавать интригующие факты о продолжительности жизни животных. 1. Какова общая связь между массой тела и долголетием. Вы решили это дедукцией или индукцией? 2. Как образ жизни, летающий или не летающий, влияет на общую взаимосвязь между массой тела и продолжительностью жизни? Вы решили это дедукцией или индукцией? 3. Отметьте жирным шрифтом на графике, где, по вашему мнению, появятся следующие животные: A. Медведь гризли Будьте точны : каждое из пяти решений вы приняли путем дедукции? , индукция или их комбинация? Какие интересные детали возникли в ходе вашего обсуждения. Предложив учащимся сообщить о своих выводах о продолжительности жизни животных, быстро бросьте им более глубокий вызов, задав следующий Вопрос на Знания: Если наука так зависит от индукции — психологического, а не логического процесса — неужели все здание науки не имеет прочного фундамента? Это непреодолимая проблема? Наконец, покажите студентам BBC Как я вообще могу что-то знать? Анимация , исследующая ответ Карла Поппера на тревожную проблему индукции в науках. Анимация лаконична, и ее стоит показать хотя бы дважды. Проведите оживленное обсуждение консолидации всего класса; ссылаясь на индукцию как на шаткую основу для научного вопроса о знаниях и подчеркивая важность усвоения ценных новых словарей ТОК, таких как: домыслы, опровержения, фальсификации, демаркации и лженауки.
B. Крот
C. Этрусская карликовая землеройка (весом всего 1,3 грамма)
D. Пеликан
E. Homo sapiens
ЗАНЯТИЕ В КЛАССЕ II: ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
КАК ГРАНИЦА НАУКИ Ученый советский психолог
БЕСЕДА С узбекским крестьянином
Беседа с известным советским психологом А. Р. Лурией и узбекским крестьянином в Средней Азии в 1931 году. снег, все медведи белые. Новая Земля находится на Крайнем Севере, и там всегда лежит снег. Какого цвета там медведи?» Крестьянин отвечает: «Медведи бывают разные».
Психолог повторяет силлогизм.
Крестьянин: «Не знаю. Я видел черного медведя. Других я никогда не видел… в каждой местности есть свои звери: если белая, то и будут белые; если он желтый, они будут желтыми».
Психолог: «А какие медведи есть на Новой Земле?»
Крестьянин: «Мы всегда говорим только о том, что видим; мы не говорим о том, чего не видели».
Психолог: «Но что означают мои слова?» и он повторяет силлогизм.
Крестьянин: «Ну, это так: наш царь не такой, как ваш, и ваш не такой, как наш, на ваши слова может ответить только тот, кто был там, а если человека не было, он ничего не может сказать на основании ваших слов.
Психолог: «А на основании моих слов «На Севере, где всегда снег, медведи белые», можете ли вы определить, какие медведи есть на Новой Земле?»
Крестьянин: «Если бы человек 60 или 80 лет увидел белого медведя и рассказал об этом, ему можно было бы поверить, но я никогда его не видел и поэтому не могу сказать. Это мое последнее слово. Кто видел, тот скажет, а кто не видел, тот ничего не скажет!»
Лурия, Александр Романович (1979) Создание ума: личный отчет советской психологии. Под редакцией Майкла Коула и Шейлы Коул. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс.
Генеративный вопрос:
Что здесь происходит?
Вычет | Ответы католиков
энциклопедия
Нажмите, чтобы увеличить
Дедукция (лат. de ducere , вести, извлекать, извлекать из; особенно функция извлечения истины из истины). I. Как аргумент или процесс рассуждения: тот вид опосредованного вывода, посредством которого от уже известных истин мы переходим к знанию других истин, с необходимостью подразумеваемых в первых; умственный продукт или результат этого процесса.
II. Как метод: дедуктивный метод, с помощью которого мы увеличиваем наши знания посредством ряда таких выводов.Типичным выражением дедуктивного вывода является силлогизм. Существенной чертой дедукции является необходимый характер связи между антецедентом или посылками и следствием или заключением. При условии истинности предшествующих суждений должно следовать последующее; твердость нашего согласия с последним обусловлена твердостью нашего согласия с первым. Предшествующее содержит основание или причину, которая является мотивом нашего согласия с последующим; последнее поэтому не может иметь большей твердости или определенности, чем первое. Это отношение необходимой последовательности составляет формальный аспект дедукции. Это может быть реализовано наиболее ясно, когда аргумент выражается символически, либо в гипотетической форме: «Если что-либо (S) есть M, это есть P; но это S есть М; следовательно, это S есть P», или в категориальной форме: «Все, что (S) есть M, есть P; но это S есть М; следовательно, это S есть Р».
Когда, начиная с общих принципов, мы продвигаемся по ряду дедуктивных шагов к открытию и доказательству новых истин, мы применяем дедуктивный или синтетический метод. Но как мы можем быть уверены в тех принципах, которые формируют наши отправные точки? (I) Мы можем принять их на основании авторитета — как, например, христиане принимают депозит христианского откровения на основании Божественного авторитета — и приступить к выведению их следствий с помощью дедуктивных рассуждений, которые сформировали и сформировали богословскую науку. Или (2) мы может постичь их с помощью интеллектуальной интуиции как самоочевидные, абстрактные истины, касающиеся природы мысли, бытия, материи, количества, числа и т. д., и оттуда приступить к построению дедуктивных наук логики, метафизики, математики. и т. д. В средние века просвещенная мысль фиксировалась почти исключительно на этих двух группах данных, как священных, так и мирских; и это объясняет полноту схоластического развития дедукции. Но (3) помимо бытия и количества, вселенная представляет собой изменение, эволюцию, регулярное повторение или повторение отдельных фактов, от тщательного наблюдения и анализа которых мы можем подняться к открытию третьего большого класса общих истин или законов. Это восхождение от частного к общему называется индукцией, или индуктивным, или аналитическим методом. В Средние века этому методу уделялось сравнительно мало внимания. Аппаратура для точного наблюдения и точного измерения явлений природы была необходима, чтобы дать первый реальный толчок развитию физических, естественных или индуктивных наук.
P. COFFEY
Компания «Католические ответы» рада предоставить эту полную статью из оригинальной Католической энциклопедии, опубликованной между 1907 и 1912 годами. Это ценный ресурс по предметам, связанным с богословием, философией, историей, культурой и многим другим. Однако, как и в большинстве работ, которым более ста лет, в нем могут иногда использоваться анахроничные формулировки или представляться устаревшая научная информация. Соответственно, предлагая этот ресурс, компания «Католические ответы» не подтверждает тем самым каждое утверждение или фразу в нем.