Декарт о душе: 19. Учение Декарта о душе. Определение мышления. Дуализм Декарта.

19. Учение Декарта о душе. Определение мышления. Дуализм Декарта.

Рене Декарт (1596-1650).

Трактат «Рассуждения о методе». Лучше вообще не искать истину, чем искать её без метода.

Правила метода:

  1. Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчётливо и в чём не возникает сомнения.

  2. Разделить сложные проблемы на более простые.

  3. Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).

  4. Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

«Первоначала философии».

    • Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

    • Мы должны считать всё сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).

    • Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

    • Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

    • НО мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно: «Я мыслю – следовательно, я существую» — первичное и достовернейшее положение. Т.е., мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.

    Мышление – всё, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.

    Мыслить значит: понимать, желать, воображать, чувствовать.

    Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа.

    Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т. е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.

    Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой. Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.

    Дуализм Декарта.

    Декарт, говоря субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещё со времен античности, чёткого критерия различения духовного и телесного не было). Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.

    Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение. Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

    Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).

    Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

    20. Значение Спинозы для психологии.

    Барух (Бенедикт, Венедикт) Спиноза (1632-1677).

    Краткая биографическая справка. Родился в семье еврейского купца, не закончил религиозного училища, где готовился в раввины, помогал отцу в торговле. Был изгнан из еврейской общины за вольнодумие в толковании Библии и Талмуда. Проклят. Подрабатывал в латинской школе, потом уехал в деревню, где занимался наукой и зарабатывал шлифованием линз. Незадолго до смерти переехал в Гаагу, где общался Бойлем, Гюгенсом, Лейбницом. Умер от болезни лёгких.

    Труды: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Этика», «Основы философии Декарта», «Богословского-политический трактат».

    Монистическое решение психофизической проблемы. Система Спинозы – материалистический монизм. Существует одна субстанция. Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя; она в самой себе содержит необходимость существования. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем, чем она был. Существование – есть вещь или нет вещи. Существование субстанции и её сущности это одно и тоже. Свойства субстанции:

    • Существует

    • Ни чем не производится

    • Не сотворена

    • Существует в силу себя самой

    • Вечна

    • Бесконечна

    • Одна

    • Действует только по необходимости в соответствии с объективными закономерностями

    • Не нуждается в первоначальной причине.

    Субстанция = природа = бог.

    Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов (свойств). Дл человек познаваемы только 2 атрибута – протяжение и мышление.

    Каждая вещь, как единичное проявление субстанции (модус), имеет 2 атрибута:

    1. Протяжение – вещь как тело.

    2. Мышление – идея вещи, ее духовная сторона, душа вещи.

    Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей! Таким образом утверждает принципиальная познаваемость мира.

    Учение о человеке. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум – мыслящее тело, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а в другом – протяжения. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе.

    Сущность человеческой души – познавательная деятельность.

    Указывал на разную степень совершенства животных и человека, которую связывал с большей или меньшей способностью тела к действию.

    Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции.

    Роды познания

    Продукт

    Средства

    Первый

    Мнение и воображение

    Абстрактные, неполные понятия отдельных вещей (в форме образов)

    Понаслышке

    Беспорядочный жизненный опыт

    Второй

    Разум

    Общие идеи о существенных свойствах вещей. Оторваны от конкретных особенностей объектов, которые обозначают.

    Заключение от общего к частному (по следствию о причине)

    Третий

    Интуитивное познание

    Знание сущности вещей во всем многообразии причинно-следственных связей

    Непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины

    Познание второго и третьего рода – необходимо истинно, только с его помощью можно отличить истинное от ложного. Законы уши и тела одни и те же. Познавая себя человек познает природу и наоборот.

    Учение об аффектах:

    1. О происхождении и природе аффектов. Аффект – естественное проявление природы. Аффекты рассматриваются под двумя атрибутами:

    • Протяжение. Аффекты – это состояния тела, в которых в следствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать.

    • Мышление. Аффекты – ложное, внушенное окружающими вещами идея, в которой утверждается большее или меньшее, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.

    Виды аффектов (первичны):

      Все остальные – комбинации этих трех. Аффектов столько, сколько объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию.

      Аффект – пассивное страдательное состояние, связанное с неадекватными или мутными идеями. Активные аффекта удовольствия и желания связаны со стремлением души к познанию истинных и адекватных идей. Результат взаимодействия человека с объектами окружающего мира:

      Эта эмоционально-рациональная двойственность свойственна всем нашим страстям.

      1. О человеческом рабстве или о силе аффектов.

      Для ограничения и обуздания аффектов требуется немалый навык и усилие. Отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. Рабство – бессилие человека в укрощении и ограничении аффектов. Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей.

      Страсть – разросшийся до невозможности аффект. Критерий страсти: невозможность адекватного познания, восприятия.

      1. О могуществе разума или о человеческой свободе.

      При познании высшего рода возникает новый – высшее удовлетворение – интеллектуальная любовь к миру – это условие обуздания страстей. Свобода как познанная необходимость!!! Воля – способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего либо, а не способность желания. Воля = разум. Спиноза отрицал свободу воли! Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным. Разумная жизнь = добродетельная, нравственная жизнь. Нравственность – внутренняя сущность человека, вытекающая из ег7о познавательной деятельности. Основание нравственности – стремление к самосохранению, а так как рассудок не может приписывать человеку ничего противного о согласно естестественному праву, все полезное дозволено.

      Теория страстей Спинозы оказала влияние на разработку учения о человек Фромма и на формирование теоретической позиции Рубинштейна. Оба они придавали большое значение идеи Спинозы о свободе как владении своими аффектами, о том, что человек объективно зависим от природы, но свободен в своём мышлении.

      Основные положения в концепции Спинозы:

      1. Понятие единой субстанции, свойствами которой является протяжение и мышление.

      2. Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину.

      3. Учение о страстях и отрицание свободы воли.

      4. Значение для психологии – фундамент для понимания сознания как предмета психологии.

      дуализм души и тела . Мозг и сознание. От Рене Декарта до Уильяма Джеймса

      Идея о фундаментальном различии между физическим и психическим восходит к философам древней Греции. Целостное и систематизированное изложение этой проблемы в западной философии появилось благодаря французскому математику, философу и физиологу Рене Декарту (1596 – 1650). Декарт родился во Франции, в провинции Турень, в маленьком городке Ла-Э-ан-Турен[1]. Он получил образование в городском иезуитском колледже, где приобрел привычку проводить утро в постели, занимаясь медитацией и размышлениями. Во время одного из таких утренних размышлений Декарта как громом поразила мысль о разительном контрасте между четкостью и строгостью математики и неопределённостью и противоречивостью философии. С этого момента научным идеалом Декарта стало достижение математической точности в философских рассуждениях и построениях.

      В 1612 году юный Декарт покинул родной город и более 10 лет провёл, путешествуя по Европе, ведя переписку с учёными разных стран и размышляя о проблемах бытия. В 1628 году он поселился в Голландии, где написал серию работ, которые надолго определили направление исследований проблемы души и тела. Первый трактат Декарта «О человеке»[2] [1] был завершен в 1633, как раз накануне процесса над Галилеем. О том, что Галилей оказался в застенках инквизиции, Декарт узнал от своего друга Марен Мерсенна, с которым состоял в переписке. Декарт немедленно отказался от идеи обнародовать уже готовый трактат, и поэтому первое в мире исследование по физиологической психологии было опубликовано только после смерти его автора.

      Рене Декарт (1596 – 1650)

      В этой работе Декарт предложил гипотетический механизм, объясняющий реакцию организма на внешнее воздействие. Согласно модели Декарта, внешний раздражитель действует на периферические окончания нерва, вызывая смещение центрального (находящегося в нервной системе) конца нерва. В результате такого смещения происходит изменение конфигурации межнервных промежутков, по которым на периферию устремляется поток жизненной энергии. Именно эта модель Декарта в современном естествознании принимается за начальную точку развития рефлекторной теории.

      Хотя подробный анализ проблемы дуализма у Декарта появился только в сочинении «Размышления…», именно в трактате «О человеке» были обозначены ключевые идеи его будущей концепции психофизиологического взаимодействия, которая стала важной вехой в развитии западной науки и философии. Согласно Декарту, мыслящая душа существует отдельно от тела и устанавливает связь с телом через шишковидную железу. Душа может осознавать или не осознавать потоки жизненной силы, текущие по различным нервам. Когда душа это осознаёт, возникает ощущение, т.е. тело влияет на душу. При осуществлении произвольных движений душа сама направляет потоки жизненной силы в нужные нервы, т.е. душа влияет на тело.

      В 1641 году вышло в свет сочинение Декарта «Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом»[3] [2]. Как ясно из названия, именно в этой работе была впервые изложена целостная метафизическая концепция дуализма. Декарт постулировал существование двух различных субстанций – телесной (физической) и духовной (разумной). Главным атрибутом телесной субстанции является пространственная протяжённость, духовной – мышление. Тело, в отличие от души, существует в пространстве и представляет собой сложный механизм, который может осуществлять ряд функций без какого-либо участия души. Душа (разум, сознание) – это чистая мыслящая субстанция, которая может влиять на тело. Вопрос о том, каким образом протяжённое тело взаимодействует с непротяжённой душой, по мнению Декарта, находится за пределами нашего понимания. В 1965 году Весей (Vesey, 1965) назовёт этот вопрос «картезианским тупиком».

      В 1639 году, накануне переезда в Стокгольм ко двору шведской королевы Кристины, Декарт отправляет в издательство рукопись своей последней крупной работы «Страсти души»[4] [3]. В этом объёмном труде Декарт, помимо анализа первичных эмоций, подробно излагает свою теорию интеракционизма (взаимодействия души и тела). Декарт по-прежнему считает, что контакт души с телом осуществляется через шишковидную железу. Особую роль шишковидной железы Декарт аргументирует тем, что она является единственной непарной структурой мозга. Также Декарт ошибочно считал, что шишковидная железа имеется только у человека.

      В феврале 1650 года, возвращаясь ранним промозглым утром домой после очередной беседы с королевой (королева настаивала на том, чтобы их беседы начинались в пять утра), Декарт простудился. Простуда переросла в пневмонию, и всего через неделю выдающийся ученый, на века определивший направление философской мысли, был мёртв.

      Идеи Декарта о научном скептицизме и достоверности знания стали важным вкладом в теорию познания. Поставленный Декартом вопрос о взаимодействии души и тела стал краеугольным камнем западной философии. Назвав шишковидную железу интерфейсом между душой и телом, Декарт поставил вопрос о взаимодействии сознания и мозга, на который до сих пор нет ответа. Однако, возведя онтологический барьер между телесным (как протяжённой материей) и разумным (как чистым мышлением), Декарт создал интеллектуальный хаос, для преодоления которого потребовалась не одна сотня лет.

      Смерть | Определение, типы, значение, культура и факты

      Ключевые люди:
      Элизабет Кюблер-Росс
      Похожие темы:
      гибель клеток кома депассе перинатальная смертность трупное окоченение клиническая смерть

      Посмотреть весь связанный контент →

      смерть , полное прекращение жизненных процессов, которое со временем происходит во всех живых организмах. Состояние человеческой смерти всегда было окутано тайнами и суевериями, и его точное определение остается спорным, различаясь в зависимости от культуры и правовых систем.

      Во второй половине 20-го века тема смерти стала необычайно популярной. До того времени, что, возможно, довольно удивительно, эта тема в значительной степени избегалась в серьезных научных и, в меньшей степени, в философских рассуждениях. В биологических исследованиях им пренебрегали, и, поскольку он не входил в компетенцию врачей, в медицинской практике он считался в значительной степени неуместным. Однако в наше время изучение смерти стало центральной темой всех этих и многих других дисциплин.

      «Кажется, в наши дни умирает намного больше людей», — якобы сказала пожилая женщина, просматривая колонку некрологов в известной ежедневной газете. Это был не просто комментарий к задокументированному исчезновению когорты. Различные журналы теперь не только перечисляют погибших, но и описывают то, от чего они умерли, иногда довольно подробно. Они открыто обсуждают темы, которые меньше поколения назад считались слишком деликатными или личными. Телеинтервьюеры расспрашивают родственников умирающих или даже самих умирающих, а фильмы изображают убийства или казни в ужасных и часто весьма точных деталях. Смерть больше не является табу. Готовность населения заняться этими вопросами и общее желание быть лучше информированными о них отражают изменение в культурных установках, возможно, такое же значительное, как и то, которое сопровождало более открытое обсуждение секса после Первой мировой войны9. 0015

      Танатология — изучение смерти — исследует такие разнообразные вопросы, как культурная антропология понятия души, погребальные обряды и практики ранних цивилизаций, расположение кладбищ в средние века и концептуальные трудности, связанные с определением смерти. у человека, чей мозг необратимо мертв, но чье дыхание и сердцебиение поддерживаются искусственными средствами. Он включает в себя биологическое изучение запрограммированной гибели клеток, понимание ухода за умирающими и создание информированного общественного мнения о том, как закон должен справляться с потоком проблем, порожденных технологиями интенсивной терапии. Американский психиатр и писательница швейцарского происхождения Элизабет Кюблер-Росс (19 лет).26–2004), который был пионером в изучении смерти и умирания, был особенно известен тем, что определил пять стадий горя, переживаемых умирающими. Ей приписывают признание и уважение новой области танатологии и движения хосписной помощи.

      Юридические и медицинские затруднения, связанные с определением смерти и правом неизлечимо больных (или их семей) отказываться от продлевающего жизнь лечения, заставляют врачей думать как юристы, юристы — как врачи, а оба — как философы. В его Historia Naturalis ( Natural History ), римский писатель Плиний Старший писал, что «человеческие суждения настолько неопределенны, что они не могут определить даже саму смерть». Проблема остается, но если люди сейчас не смогут дать какие-то ответы, то не из-за отсутствия попыток.

      Проект MUSE — Декарт о душе человека: философия и требования христианской доктрины (обзор)

      Рецензент:

      К. Ф. Фаулер. Декарт о душе человека: философия и требования христианской доктрины . Международный архив истории идей, 160. Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1999. Стр. xiii + 438. Ткань, 168 долларов.

      Как Защитник Веры, Рене Декарт написал свои Размышлений , чтобы выполнить просьбу Пятого Латеранского Собора в 1513 году «поддержать рациональными доказательствами учение Церкви о бессмертии души» (28). Это позволило ему посвятить размышлений факультету теологии Сорбонны в надежде получить их одобрение. Факультет хранил молчание, но Декарт мог истолковать это как согласие, хотя он удалил из более поздних изданий уведомление об одобрении. То, о чем просил Собор, было демонстрацией бессмертия души и субстанциального союза души с телом.

      Мерсенн думал, что Meditations будут обеспечивать эти демонстрации, поэтому он включил в название первого издания обещание продемонстрировать бессмертие души, но в более поздних изданиях Декарт изменил это на обещание продемонстрировать различие между человеческая душа и тело, или что душа есть самостоятельная субстанция, которая не уничтожается смертью тела и поэтому может быть бессмертной. Однако независимая субстанциальность не доказывает, что душа бессмертна, поскольку Декарт согласился с тем, что Бог может уничтожить душу в любое время. Этот вывод сильно обеспокоил Мерсенна и Арно. Что же касается абсолютного отделения души от тела, то Декарта критиковали за поддержку платоновского учения об их абсолютном отделении, делающем невозможным доказательство того, что союз души и тела субстанциален, а не случаен. А «основные христианские доктрины Сотворения, Воплощения, Искупления и Воскресения требовали гораздо более тесного союза тела и души, чем союз деятеля и орудия» (310). Но все, что поддерживает доказательство Декарта, — это платоновская модель моряка, управляющего кораблем. Не говоря уже о том, что Декарт категорически отрицает, что душа сидит в теле таким образом, — ибо душа в союзе с телом чувствует тело, как матрос не чувствует корабль, — его друзья и враги одинаково видели, что абсолютное различие души и тела делает их существенный союз необъясним. Это также противоречит аристотелевской точке зрения Венского собора 1311–1312 годов, который «определял разумную душу как forma corporis » (310). Именно этому взгляду противостоял Декарт, исключив из своей философии субстанциональные формы. взгляды, не меняя их, и жаловался на то, что его неправильно поняли. Нападки иезуита отца Бурдена причинили ему большую боль, поскольку, как он сказал Мерсенну, это заставило его думать, что все иезуиты (они держатся вместе) были против него. Вот почему, как утверждает Фаулер, Декарт посвятил Медитации на факультет Сорбонны, а не на иезуитов.

      Фаулер тщательно представляет весь спектр идей и аргументов Декарта относительно бессмертия души и ее соединения с телом. На самом деле Декарту не удалось продемонстрировать ни того, ни другого. Он действительно согласился с тем, что из трех видов истин — тех, что познаются только через откровение, тех, что познаются как через откровение, так и через демонстрацию, и тех, что познаются только через демонстрацию, — эти положения о душе принадлежат к средней категории. Но он никогда не упоминает о бессмертии в Медитации , и когда принцесса Елизавета сталкивается с его неспособностью объяснить, как душа и тело [End Page 120] могут взаимодействовать, он просто говорит, что мы переживаем это. Гассенди задал ему тот же вопрос, но Декарт проигнорировал его. Вместе с другими критиками он перевел вопрос в первую категорию истин — это вопрос откровения. Это не удовлетворило ни его критиков, ни Декарта, поскольку привело Помпанацци к материализму, а первого ученика Декарта Региуса — прямо сказать, что метафизика, и в частности метафизика Декарта, не имеет отношения к третьей категории истин, истинам механика, физика и медицина.

      About the Author

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Related Posts