Декларация оон 1948 года: «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) \ КонсультантПлюс

Международный день прав человека | Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»

10 декабря каждого года международное сообщество отмечает День прав человека. Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Официально День отмечается с 1950 года, когда Ассамблея приняла резолюцию 423 (V), предложив в ней всем государствам и заинтересованным организациям принять 10 декабря каждого года как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека является основой международных стандартов в области прав человека. Она стала фундаментом, на котором зиждется внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека и развитие норм в области прав человека во всем мире. В ней закреплено всеобщее признание того, что основные права и основополагающие свободы внутренне присущи всем людям, являются неотъемлемыми для каждого человека и в равной степени применимы к каждому, и что каждый человек рождается свободным и равным в своем достоинстве и правах. 10 декабря 1948 года международное сообщество взяло на себя обязательство обеспечивать уважение достоинства каждого человека и справедливость в отношении всех нас.

Положения Всеобщей декларации прав человека легли в основу более 80 международных договоров и деклараций по правам человека, огромного числа региональных конвенций по правам человека, национальных законов о правах человека и конституций государств. В своей совокупности они составляют всеобъемлющую систему норм, имеющих обязательную юридическую силу и призванных обеспечить поощрение и защиту прав человека.

Успешное осуществление Всеобщей декларации привело к вступлению в силу в 1976 году Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В них нашли свое дальнейшее развитие большинство из прав, уже закрепленных во Всеобщей декларации, в результате чего они, по сути, стали иметь обязательную юридическую силу для государств, которые их ратифицировали. В них закреплены такие «повседневные» права, как право на жизнь, на равенство перед законом, на свободное выражение мнений, на труд, на социальное обеспечение и на образование. В совокупности с Всеобщей декларацией эти пакты составляют Международный билль о правах человека.

Со временем международные договора по правам человека стали более целенаправленными и специализированными с точки зрения как затрагиваемых в них проблем, так и тех социальных групп, которые нуждаются в защите на основе их положений. Число международных документов по правам человека продолжает расти, они продолжают совершенствоваться, и в них находят свое дальнейшее развитие основополагающие права и свободы, закрепленные в Международном билле. Затрагиваются такие аспекты, как расовая дискриминация, пытки и насильственные исчезновения, а также права инвалидов, женщин, детей, мигрантов, меньшинств и коренных народов.

На сегодня всеми государствами-членами ООН ратифицирован, по крайней мере, один из девяти основных международных договоров по правам человека, а 80% из них ратифицировали четыре или более, что является конкретным проявлением универсальности Всеобщей декларации прав человека и закрепленных в ней прав.

Каким образом международное право обеспечивает защиту прав человека?

В международных стандартах в области прав человека закреплены обязательства, которые государства обязаны соблюдать. Становясь участником международных договоров, государства берут на себя обязательства и обязанности по международному праву уважать права человека, защищать их и обеспечивать их соблюдение. Обязательство уважать права человека предполагает, что государства должны воздерживаться от посягательств на них или от попыток ущемлять права человека. Обязательство защищать права человека налагает на государства ответственность по защите отдельных лиц и групп людей от посягательств на их права человека. Обязательство обеспечивать соблюдение прав человека означает, что государства обязаны принимать соответствующие меры с целью содействовать соблюдению основных прав человека.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом. В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и международном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

Материал подготовлен на основе  открытых источников

Всеобщая декларация прав человека. Большая российская энциклопедия

Всео́бщая деклара́ция прав челове́ка, первый универсальный международный документ, провозгласивший и систематизировавший основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку.

Основные права человека должны были стать первым объектом нормотворческой деятельности Организации Объединённых Наций. С этой целью на основе резолюции Экономического и социального совета от 16 февраля 1946 г. создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод («международный билль о правах»). В состав Комиссии вошли представители стран, принадлежащих к разным континентам – Европе (Великобритания, Франция, Бельгия), Америке (США, Панама, Чили, Уругвай), Азии (Китай, Индия, Ливан, Филиппины), Африке (Египет), Австралии, и к различным политическим системам (СССР, Украина, Белоруссия, Югославия), что нацеливало работу Комиссии на обобщение различных доктринальных подходов, идеологий и национального законодательства. Члены Комиссии разошлись во мнениях по поводу того, какую форму должен иметь билль – декларации или договора. В качестве компромисса было решено, что билль будет состоять из: 1) декларации, в которой провозглашались бы общие принципы; 2) пакта или пактов, которые носили бы обязательный характер для государств, их ратифицировавших; 3) «мер осуществления», т. е. положений по проверке того, каким образом государства выполняют свои обязательства, вытекающие из этих пактов. Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли общественный деятель Э. Рузвельт (США), юрист Р. Кассен (Франция), философ Ш  Х. Малик (Ливан). Проект Декларации после обсуждения в Комиссии был отправлен на замечания правительствам. Декларация принята резолюцией 217 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. За её принятие проголосовали 48 делегаций из 56 присутствовавших на заседании. При этом воздержались 8 делегаций (в том числе СССР, Украина, Белоруссия). В России Декларация впервые опубликована в бюллетене Советского комитета защиты мира «Век XX и мир» (1988, №  4), когда начался процесс демократизации тоталитарного коммунистического режима.

Элеонора Рузвельт держит Всеобщую декларацию прав человека. США. 1948.Элеонора Рузвельт держит Всеобщую декларацию прав человека. США. 1948.Декларация состоит из 30 статей. Права человека в ней трактуются как воплощение в специфической форме высоких идей человеческой свободы и равенства («равенство всех людей в их достоинстве и правах» – статья 1), общепризнанных нравственных принципов, таких как справедливость, милосердие, гуманизм. Положения Декларации и заключённые в ней универсальные ценности применимы к каждому, везде и всегда.

Всеобщая декларация носит лишь рекомендательный характер. Но тем не менее на её текст опирается законодательство многих стран. Декларация провозглашена «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства».

Декларация стала первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо Декларации вошли Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В комплексе провозглашены примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека. В Конституции РФ перечислены около 40 из них. Согласно части 1 статьи 55 Конституции РФ, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация закрепляет действие на её территории всех признанных мировым сообществом прав и свобод человека и гражданина независимо от того, закреплены они непосредственно в Конституции России или нет.

Текст Всеобщей декларации прав человека опубликован в «Российской газете» от 10 декабря 1998 г.

Редакция публичного права

голосов и видений

9 декабря 1948 года бывшая первая леди и политическая активистка Элеонора Рузвельт обратилась к Организации Объединенных Наций (ООН) в качестве председателя Комиссии ООН по правам человека. Опираясь на уже закрепленные в Уставе ООН права, Рузвельт объяснил важность этого знаменательного документа: «Сегодня мы стоим на пороге великого события как в жизни Организации Объединенных Наций, так и в жизни человечества. Всеобщая декларация прав человека вполне может стать международной Великой хартией вольностей для всех людей во всем мире». Впервые 58 стран подписали документ, в котором подробно описаны основные и повсеместно охраняемые глобальные права человека.

Контекст

Семена Всеобщей декларации прав человека были посажены в августе 1941 года, когда муж Элеоноры Рузвельт, президент Франклин Рузвельт, встретился с премьер-министром Великобритании на Атлантической конференции.

В ходе Второй мировой войны мировые лидеры продолжали планировать переход к более безопасному и более безопасному послевоенному миру. Созданная в октябре 1945 года Организация Объединенных Наций заменила несостоявшуюся Лигу Наций. Президент Гарри Трумэн назначил Элеонору Рузвельт делегатом в новый орган, и она стала председателем Комиссии по правам человека. На своей первой сессии Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии разработать «международный билль о правах». Документ должен был стать шагом к обеспечению политических, социальных и экономических прав в глобальном масштабе. Он прошел 48-0. Однако восемь стран, включая Советский Союз и страны Восточной Европы, входившие в советский блок, воздержались при голосовании, что отражает напряженность времен холодной войны.

Значение

Элеонора Рузвельт руководила Декларацией в течение двух лет ее разработки и подчеркивала ее важность для глобальной борьбы за мир. Декларация состоит из преамбулы и тридцати статей, которые провозглашают «общий стандарт достижений для всех народов и всех наций».

Например, в статье I указано:

.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они
наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу
в духе братства.

Последующие статьи запрещают рабство и работорговлю (4), запрещают пытки (5), требуют презумпции невиновности в публичном судебном процессе (11) и гарантируют право на неприкосновенность частной жизни (12), поездки (13), убежище (14). ), национальность (15), брак (16), собственность (17), свобода религии (18), выражение мнений (19), собраний (20), занятость (23), отдых и досуг (24) и образование (26). ).
В 1950 году ООН провозгласила 10 декабря – день принятия Декларации – Днем прав человека. Этот документ продолжает оставаться основой для права прав человека и правозащитных организаций во всем мире.

Поскольку сама Декларация не имела исковой силы в суде, Элеонора Рузвельт и Комиссия по правам человека попытались подкрепить ее обязательным соглашением. Члены вскоре увязли в этом процессе, и в 1952 году Генеральная Ассамблея ООН призвала к созданию двух отдельных документов. Рузвельт не дожил до принятия Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.). Оригинал 1948 Всеобщая декларация прав человека, однако, остается самым влиятельным международным манифестом прав человека и свидетельством деятельности Элеоноры Рузвельт.

Ресурсы

Боргвардт, Элизабет. Новый курс для мира: американское видение прав человека. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2005.

Смьель, Кеннет. «Обзорное эссе: новейшая история прав человека»,

American Historical Review 109 (февраль 2004 г.): 117–135.

Глендон, Мэри Энн. Новый мир: Элеонора Рузвельт и Всеобщая декларация прав человека. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2001.

Морсинк, Йоханнес. Всеобщая декларация прав человека: происхождение, составление и намерение. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1999.

ООН Права на жилище | Housing Rights Watch

Право на жилище кодифицировано целым рядом международно-правовых документов под эгидой Организации Объединенных Наций. К ним относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека
  • Международная конвенция об экономических, социальных и культурных правах
  • Другие соответствующие договоры ООН
  • Специальные докладчики

 


ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Первым важным документом, который кодифицировал право на достаточное жилище, является Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 19 году.48. Статья 25 (1) гласит:

«Каждый человек имеет право на жизненный уровень, достаточный для здоровья и благополучия его самого и его семьи, включая питание, одежду, жилище, медицинское обслуживание и необходимое социальные услуги, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иной потери средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Декларация была подписана всеми 192 государствами-членами Организации Объединенных Наций, хотя она и не является обязательным договором.


Международная конвенция по экономическим, социальным и культурным правам

Международный завет по экономическим, социальным и культурным правам (ICECR) был принят в 1966 году и был ратифицирован 153 штатами. Это самый важный инструмент на уровне ООН, закрепляющий право на жилище.

Статья 11 (1) является наиболее полным положением в этом контексте. В нем говорится:

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на постоянное улучшение условий жизни. Государства Стороны предпримут надлежащие шаги для обеспечения реализации этого права, признавая в этой связи исключительную важность международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

Государства-участники Пакта связаны конкретными Обязательствами Государств по МПЭСКП.

Общие замечания :

Конкретные элементы права на жилище получили дальнейшее развитие в двух основных общих замечаниях

, принятых Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам в 1991 и 1997 годах:

Общее замечание Нет 4: Право на достаточное жилище (статья 11 (1) Пакта)

Замечание общего порядка № 7: Право на достаточное жилище (статья 11 (1) Пакта): Принудительные выселения

Комитет также отвечает за мониторинг выполнения положений МПЭСКП.

 

Важно:

 

С мая 2013 года Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (ФП-МПЭСКП) вступает в силу. Это международный договор, который позволяет жертвам нарушения экономических, социальных и культурных прав подавать жалобы на международном уровне . Когда люди не могут получить доступ к правосудию в судах своей страны за нарушение экономических, социальных и культурных прав (ЭСКП), они могут подать жалобу в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП). Однако их страна должна сначала стать участником договора ФП-МПЭСКП посредством

ратификации или присоединения. ФП-МПЭСКП также является мощным инструментом защиты интересов . Все государства-участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) обязаны уважать, защищать и выполнять ЭСКП.

 

Кто может подать жалобу?

  • Отдельные лица или группы лиц, утверждающие, что они являются жертвами нарушений МПЭСКП, и которые не нашли эффективных средств правовой защиты в своей стране, могут подать жалобу. Кроме того, третьи лица могут подавать жалобы от имени этих лиц или групп лиц с их согласия.
  • Третьи лица могут подавать жалобы от имени предполагаемых жертв без их согласия, но должны обосновать свои действия от их имени.

Дополнительный протокол включает три процедуры: процедуру рассмотрения жалоб, процедуру расследования и процедуру между штатами. Чтобы узнать подробности, нажмите здесь.

17 сентября 2015 г. Комитет ООН по ЭСКП впервые выдал рекомендации Испании о праве на жилище в ответ на индивидуальную жалобу и вмешательство ESCR-Net на основании ФП-МПЭСКП. Чтобы узнать больше, прочитайте статью здесь.

См. также I.D.G. против Испании (Сообщение № 2/2014) [17.06.2015] и М.Б.Д. и другие против Испании (Сообщение № 5/2015) [5.07.2017]

В сентябре 2015 года следующие страны ратифицировали ФП-МПЭСКП: Аргентина, Бельгия, Боливия, Босния и Герцеговина, Кабо-Верде, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Габон, Италия, Люксембург, Монголия, Черногория, Нигер, Португалия, Сан-Марино, Словакия, Испания и Уругвай .

Чтобы узнать, как содействовать ратификации ФП-МПЭСКП в вашей стране, нажмите здесь. Чтобы ознакомиться с мобилизационным комплектом для OP-ICESCR, щелкните здесь.


ДРУГИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДОГОВОРЫ ООН

 

Положения, содержащиеся в нескольких других договорах ООН, касаются права на жилище, например:

  • Статья 14 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Статья 27 Конвенции о правах ребенка
  • Статья 21 Конвенции о статусе беженцев
  • Статья 43 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
  • Статьи 9 и 28 Конвенции о правах инвалидов, открытой для подписания и ратификации в марте 2007 г.

 


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЧИКИ

Специальные докладчики

 

Введение

В ООН есть некоторые механизмы, которые занимаются либо конкретной проблемой страны, либо тематическими проблемами в каждой части мира. Среди этих механизмов, называемых «специальными процедурами», мы находим специальных докладчиков.

Специальные докладчики отвечают за проведение расследований нарушений и вмешательство по конкретным вопросам или неотложным ситуациям. Поэтому они играют важную роль в защите прав человека. Они независимы, заседают индивидуально и не могут назначаться более чем на шесть лет. Их миссия состоит в том, чтобы изучить и составить отчет о ситуации в стране по вопросу о правах человека.

С этой целью специальные докладчики посещают страны. Они могут решить посетить государство для себя или в связи с конкретными утверждениями о нарушениях прав человека, связанных с их мандатами.

Специальные докладчики используют самые разные источники информации. Они проводят часть своих исследований в заинтересованных странах, обсуждают с властями и жертвами и собирают доказательства на местах. После их посещения обладатель мандатов специальных процедур представляет отчет миссии со своими выводами и рекомендациями.

Некоторые специальные докладчики отвечают за получение информации из различных источников: правительств, межправительственных организаций, неправительственных организаций, жертв нарушений прав человека и свидетелей. Когда они получают достоверную информацию о нарушении прав человека, связанном с их мандатом, они могут обсудить это напрямую с соответствующими правительствами.

Если вы считаете, что нарушение прав человека имело место, существует или может произойти в вашей стране, обратитесь к соответствующему Специальному докладчику.

 

Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень и о праве на недискриминацию в этом контексте

Согласно определению первого Специального докладчика, «право человека на достаточное жилище — это право каждой женщины, мужчины, подростка и ребенка на получение и поддержание безопасного и надежного дома и общества, в котором можно жить в мире и достоинстве». Это определение соответствует основным элементам права на достаточное жилище, определенному в Замечании общего порядка № 4 Комитета Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам (орган, отвечающий за контроль за выполнением Международного пакта об экономических правах). , социальные и культурные права в государствах-участниках). По мнению Комитета, хотя адекватность частично определяется социальными, экономическими, культурными, климатическими, экологическими и другими факторами, тем не менее можно определить определенные аспекты права, которые необходимо учитывать для этой цели в любом конкретном контексте. Среди них:

  • Правовая гарантия владения
  • Наличие услуг, материалов, помещений и инфраструктуры
  • Доступность
  • Обитаемость
  • Доступность
  • Местоположение и
  • Культурная адекватность.

Специальный докладчик по вопросу о праве на достаточное жилище: г-н Балакришнан Раджагопал (США) — вступил в должность 1 мая 2020 года.

Веб-страница: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Housing/Pages/HousingIndex .aspx

Контакты: [email protected]

 

Специальный докладчик по вопросам крайней нищеты и прав человека

Оливье де Шуттер, профессор права Калифорнийского университета в Лувене и SciencesPo (Париж), был назначен Специальным докладчиком по вопросам крайней нищеты и прав человека в марте 2020 года. Де Шуттер был Специальным докладчиком по вопросу о праве на питание с 2008 по 2014 год и членом Комитета по экономическим, социальным и культурным правам с 2015 по 2020 год. До этих назначений он был Генеральным секретарем. Международной федерации прав человека (FIDH).

С этим мандатом Де Шуттер будет расследовать и докладывать государствам-членам ООН об инициативах по поощрению и защите прав человека людей, живущих в крайней нищете. Де Шуттеру будет поручено дать рекомендации о том, как люди, живущие в условиях крайней нищеты, могут сыграть роль в определении мер, которые их затрагивают; изучение последствий дискриминации с особым вниманием к женщинам, детям, инвалидам и другим уязвимым группам; и укрепление сотрудничества с органами ООН и международными конференциями по вопросам крайней нищеты.

Веб-страница: http://www.ohchr.org/en/issues/poverty/pages/srextremepovertyindex.aspx

Контактная информация: [email protected]

Special opperteur на человеке, правда, правда. на безопасную питьевую воду и санитарию

Мандат Специального докладчика по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарию был установлен для изучения этих важнейших вопросов и предоставления рекомендаций правительствам, Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным сторонам.

Катарина де Альбукерке была первым Специальным докладчиком ООН по вопросу о праве на безопасную питьевую воду и санитарию (ранее Независимый эксперт). Она была назначена Советом по правам человека в сентябре 2008 года, при этом ее мандат начался 1 ноября того же года. В период с 2004 по 2008 год она председательствовала на переговорах по Факультативному протоколу к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, который Генеральная Ассамблея ООН одобрила консенсусом 10 декабря 2008 года.

Нынешний Докладчик, г-н Педро Аррохо-Агудо (Испания) , был назначен в 2020 году. 

Веб-страница: https://www.ohchr.org/en/special-procedures/sr-water-and-sanitation

Контактное лицо: hrc-sr-watsan@un. org

 

Поездки в страны

Изучение на месте прогресса и препятствий на пути реализации права на достаточное жилище путем посещения стран является важным компонентом мандата Специальный докладчик.

Общие цели таких миссий:

  • для изучения и составления отчетов о состоянии реализации прав на жилище в стране, уделяя особое внимание аспектам гендерного равенства и недискриминации, а также защите бедных, уязвимых слоев населения и меньшинств;
  • для участия в диалоге с правительством, Организацией Объединенных Наций и межправительственными учреждениями и гражданским обществом в их усилиях по обеспечению этих прав;
  • для выявления практических решений и передового опыта в реализации прав, имеющих отношение к мандату;
  • для выполнения соответствующих заключительных замечаний, сделанных договорными органами и другими международными органами, и оценки их воздействия на политику, принятую соответствующими странами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts