Деструктивные и конструктивные функции конфликтов: Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Содержание

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах

Библиографическое описание:

Севастова, Т. Н. Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах / Т. Н. Севастова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/9/601/ (дата обращения: 08.10.2022).

            Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне  естественное для такого динамического социума, каким является современная школа. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту. В последние годы отношения между учениками и педагогами стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам.

            Взаимодействие преподавателя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает сам преподователь и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности педагога и учащегося для воздействия на учеников. Такие педагогические ситуации нередко могут носить конфликтный характер.

            Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение преподавателей в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в ученическом социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при сопутствующем включении субъективного фактора.

Однако, существует ряд фактов, свидетельствующих о том, что в приоритетной роли находится именно субъективный фактор в провокации конфликтов.

            В основе любого конфликта лежит противоречие, являющееся двигателем прогресса, развития. Педагогический конфликт – это объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление которого приводит педагога и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития, а так же и всего коллектива в целом. 

            Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.

            Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.

            Динамика конфликта. К традиционным схемам конфликта относится: 1) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт; 2) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – разрешение.

           Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1) реальная ситуация – разрешение реальной ситуации; 2) реальная ситуация – перевод в педагогическую ситуацию – разрешение педагогической ситуации.

           Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. С одной стороны, оно характеризуется неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным) конфликтам.

           Управление конфликтом – это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией – воспитательных действий – диктуется педагогическими целями.

        Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

         Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

           В конфликте можно выделить негативные стороны:

           1. Участие в конфликте приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте.  Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже  в относительное равновесие.

           2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими и  моральными травмами.

           3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующей в конфликте.

           4. В межличностном конфликте поражение  понижает самооценку личности.

           Негативные последствия конфликта в коллективе:

           1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

           2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.

           3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.

           4. Конфликт может привести  к ухудшению группового взаимодействия.  

           Нежелательность конфликта часто объясняют его способность нарушать нормальное функционирование коллектива, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.

           Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

          С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты:

          1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности.

          2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт.

Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10-15% конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.

           3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической  напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.

          4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный  опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.

          5. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

          Исследования, проведенные Л. Козером и Р. Дарендорфом позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

          — установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

          — разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

           В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов.

        Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации; участники конфликта имеют различный социальный статус; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении; профессиональная позиция педагога обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.

           Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего преподаватели подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами в ученической среде, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

          Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым педагогом норм профессиональной этики, умение преподавателя направлять конфликты в конструктивное русло.  Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного педагога является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на учащегося, зависит от правильно оцененного педагогом противоречия и от оптимально выбранного стиля поведения. Эффективный процесс управления конфликтом  предполагает лишь некоторую нейтрализацию ущерба разрушительных последствий конфликтного взаимодействия, переводя его из деструктивной в конструктивную плоскость.

 

Использованная литература:

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.

2. Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования. 1994, № 3.

3. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

Основные термины (генерируются автоматически): Конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, конфликтное взаимодействие, педагогическая ситуация, реальная ситуация, результат конфликта, ситуация, сторона, учебно-воспитательный процесс.

Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов

Конструктивный и деструктивный конфликты: сущность и отличительные особенности

Определение 1

Конфликт – это противостояние двух или более сторон, возникающее вследствие противоречивости их желаний и интересов.

Противоречия могут возникнуть в результате разных взглядов на какие-то обстоятельства, ценности, информацию. Несмотря на то, что разногласия иногда можно спрогнозировать, чаще всего они непредвиденные и зависят не только от предмета спора, но и от личностей этого спора.

Специалисты, в соответствии с характером последствий, выделяют деструктивные и конструктивные конфликты, хотя нет четких критериев их различий. Значительная часть конфликтов имеет одновременно и деструктивные и конструктивные функции, причем независимо от той среды, в которой они возникают.

Давая оценку конфликту важно учитывать его субъективную сторону, потому что с одной стороны он может носить конструктивный, а с другой стороны – деструктивный характер. Также важной является заинтересованность третьих лиц, возможных инициаторов противостояния.

Деструктивные конфликты, как правило, приводят к ссорам и натянутым отношениям, а иногда и к физическому насилию. Причиной их возникновения может быть предвзятость, личная неприязнь, желание получить выгоду.

Противоположную роль играют конструктивные конфликты, способствующие разрешению скрытых проблем, укреплению дружеских отношений. С самого начала конструктивные конфликты не имеют негативной составляющей, они помогают людям понять друг друга, притереться, заявить о своих правах и научиться уважать права другого человека.

Позитивные конфликты несложно урегулировать, а иногда они могут быть разрешены сами собой. В ходе конструктивного конфликта возможным становится повышение самооценки, самоуважения, зарождаются новые стили поведения и ценности. Если большой коллектив понимает, что старые установки и методы не работают, то необходимо творчески приспосабливаться и вырабатывать новые. Спор, проводимый в конструктивном русле, предотвращает серьезные и затяжные разногласия, которые могут иметь разрушительные последствия.

Отличительные особенности деструктивного и конструктивного конфликтов состоят в следующем:

Деструктивный конфликт:

  • не решает важных вопросов и уводит в сторону;
  • приводит к стрессу и вызывает низкую самооценку;
  • формирует негативный климат в коллективе;
  • делит участников конфликта на два лагеря;
  • вызывает агрессию.

Конструктивный конфликт:

  • раскрывает сложившуюся важную проблему;
  • вовлекает всех участников конфликта в решение обозначенной проблемы;
  • способствует выходу негативных эмоций;
  • способствует совершенствованию работников, получению и использованию ими знаний и опыта.

Последствия деструктивного конфликта

Латинское слово destructio означает разрушение, реструктуризацию чего-либо. В психологии деструктивность означает особенности личности, разрушительное влияние индивида не только на самого себя, но и на внешний мир. Как качество личности деструктивность развивается тогда, когда человек не сумел самореализоваться и его энергия не может найти себе выход.

Деструктивный конфликт возникает в том случае, если его участники переходят границы общественно дозволенного или усугубляют накаленную ситуацию.

Деструктивнй конфликт не приносит пользу, наоборот, он угрожает не только отношениям, но и здоровью и даже жизни человека. Несогласия в этом конфликте могут коснуться невинных людей, ставших случайными жертвами обстоятельств. В деструктивном конфликте не бывает победителей, жертвами становятся обе стороны, потерявшие контроль над собой и, желающие уничтожить друг друга морально и физически.

Этот вид конфликта вызывает депрессивное состояние, нежелание проявлять активность и принимать участие в общественной жизни коллектива. В прямом смысле слова, каждый участник может быть «ранен» в этом словесном бою, получить невроз.

Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае – напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.

Деструктивные конфликты относятся к самым опасным видам с постоянным соперничеством и непродуктивным общением, с чувством обиды и неудовлетворенности работой. Они отрицательно сказываются на психологическом климате коллектива, на корпоративной культуре, мешают работать даже тем, кто в них не принимает участия, об этом говорит служба исследований HeadHunter. Она провела опрос среди 5200 сотрудников российских компаний и 40% опрошенных подтвердили факт подавленности из-за конфликтующих сторон.

Однако деструктивный конфликт по своей природе может иметь благоприятный исход и здесь специалисты называют конструктивные способы его разрешения. Прежде всего, это ограничение контакта сторон – в организации это может быть разграничение полномочий или кадровые перестановки, возможна постановка общей цели, которая принудит участников к поиску общего языка, введение системы санкций, действующей на тот случай, если спор не удастся исчерпать. Очень важно разрушающую силу спора преобразовать в конструктивную, чтобы было возможно услышать друг друга и прийти к обоюдному согласию и пониманию.

Последствия конструктивного конфликта

Конфликт может выполнять функции положительного значения, например, конструктивная сторона состоит в следующем:

  • возможность выявить противоречия тогда, когда они достигли зрелой стадии и необходимости их устранении;
  • возможность снятия напряжения и разрешения стрессовой ситуации;
  • поиск выхода из конфликта позволяет интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • стабильность социальной системы в результате разрешения спорной ситуации;
  • предостережение от более серьезных противоречий и столкновений.

Замечание 1

Таким образом, конструктивный конфликт направлен на разрешение проблемы, а не на разрушение, он обнаруживает подлинные черты характера оппонента, истинные мотивы его поведения, способствует укреплению характера и становлению личности.

Конструктивная функция состоит в сближении участников, снятии напряжения, предоставлении полной информации о противоположной стороне. Если такой конфликт происходит в семье, то после его разрешения партнеры становятся ближе друг к другу, улучшают процесс общения, повышают уровень удовлетворенности и взаимопонимания.

Конструктивная функция объединяет участников спора, может сгруппировать их и направить энергию на творчество.

Для конструктивного развития конфликта важно соблюдать такие условия как признание наличия разногласий и желание понять их природу, признать право оппонента на отстаивание своей позиции. Очень важно исключить повышенный тон и взаимные оскорбления, при необходимости привлечь незаинтересованную третью сторону для объективной оценки.

Конструктивной частью является установление правил поведения во время общения. Одним из основных правил является ясность, при которой оппонент становится понятным, в результате человек услышан и сохраняет чувство собственного достоинства.

При обсуждении конкретного предмета спора не вспоминают прошлые случаи и не переходят на личности. Поскольку все участники вовлекаются в диалог, то их растрачиваемая энергия одинакова, они по очереди наносят и получают «удары». Но, здесь может возникнуть ситуация одностороннего нападения при отсутствии диалога – это треугольник насилия, из которого очень сложно выбраться. Суть этого треугольника в том, что кто-то должен, сменяя друг друга, исполнить роль жертвы, спасителя и тирана.

Причины, вызывающие конструктивный конфликт, чаще всего связаны с неблагоприятными условиями труда, несовершенной оплатой труда, перегрузками в работе, низким уровнем дисциплины, несоответствием прав и обязанностей работников. Его конструктивные последствия выражаются в поиске взаимоприемлемых решений, снятии враждебного отношения друг к другу, эмоциональной разрядке и психологическом обновлении отношений.

Функции конфликта

Понятие конфликта

Определение 1

Конфликт (от латинского «conflictus») — это противостояние людей или групп людей с разнонаправленными интересами и суждениями, при котором возникают негативные эмоции.

Изучением конфликтов занимается такая наука, как конфликтология – дисциплина о закономерностях возникновения конфликтов, проблемах их разрешения, а также о принципах и приемах мирного их урегулирования. Принято считать, что данная отрасль возникла на стыке таких научных отраслей, как психология и социология. Однако существуют дисциплины, которые также оказали значительное влияние на формирование данной науки: педагогика, политология, экономика, философия, медицина, менеджмент и так далее.

Конфликтология изучает не только способ возникновения конфликтов и их разрешение, а также принципы, способы и приемы управления ими. Когда спорная ситуация перетекает в конфликт, считается, что это наиболее острый способ разрешения противоречий, возникших между людьми. Конфликт обязательно сопровождается негативными эмоциями, если они отсутствуют, нельзя квалифицировать данную ситуацию как конфликтную. При этом у субъектов должны быть разнонаправленные суждения, различные интересы и потребности, разные виды противоборства между ними и так далее. Нередко конфликт представляет собой случайное стечение обстоятельств, обострение противоречий.

Люди считают, что конфликты носят только отрицательный характер в нашей жизни, так как являются источником негативных эмоций, приводят к противоречиям. Но стоит иметь в виду, что конфликт, по большей части, — положительное явление, являющееся движущей силой общества. Без конфликтов социум никогда не достиг бы настоящего уровня развития.

Функции конфликта в конфликтологии

Прежде чем вести разговор о функциях конфликтов, необходимо отметить их разделение на две группы:

  • деструктивные;
  • конструктивные.

Некоторые конфликты несут в себе и те, и другие свойства, однако их классифицирую по тому, какие свойства в них преобладают. Функциональность конфликта может меняться с течением времени ввиду наличия в нём отрицательных и положительных аспектов.

Конструктивные функции конфликтов следующие:

  • Устранение нерешенных противоречий, в том числе и в деловых вопросах. При этом противоречия устраняются полностью или частично.
  • Глубокая оценка индивидуально-психологических особенностей людей, которые принимают участие в конфликте, определение их потребностей и мотивов, выявление психологической устойчивости к стрессовым факторам в трудных ситуациях.
  • Ослабление психической напряженности, которая, в свою очередь, является реакцией участников на конфликт. В результате правильного конфликтного взаимодействия можно снять у человека напряжённость, что приводит к понижению отрицательных эмоций и исчерпанию конфликта.
  • Конфликт выступает как источник развития личности и отношений между социумом. Таким образом, человек расширяет свое взаимодействие с окружающей средой, с другими людьми, что позволяет приобрести ему новый социальный опыт в разрешении трудных ситуаций.
  • Отстаивание справедливых целей перед оппонентом или группой оппонентов, за счёт чего повышается авторитет среди окружающих.
  • Конфликт выступает в качестве средства самоутверждения личности, формирования у неё собственного мировоззрения через становление и социализацию.
  • Выявление неразрешенных проблем в группе или у отдельного индивида. С помощью конфликтов, например, можно отрегулировать поведение отдельных лиц.
  • Анализ общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок, актуализация гуманистических ценностей.
  • Создание благоприятных условий в коллективе, что повышает уровень работоспособности.
  • Сплочение коллектива перед лицом каких-либо трудностей или внешних обстоятельств, например, перед тиранией начальника.
  • Поиск продуктивных решений имеющихся проблем, в том числе в коллективах. Здесь реализуется предметно-познавательная деятельность.
  • Оптимизация межличностных отношений, что позволяет благоприятно наладить обстановку в коллективе.

Деструктивное влияние конфликта проявляются в следующих функциях:

  • Негативное воздействие на психику людей.
  • Воздействие в форме стресса повышает вероятность заболеваний, особенно сердечнососудистых, возможность хронических нарушений.
  • Нарушение отношений между личностями, в том числе и складывающихся длительное время.
  • Формирование в образе оппонента образа врага, что способствует формированию негативных установок.
  • Закрепление на практике опыта насильственного способа решения проблемы, например, физическое принуждение или применение побоев.
  • Негативная установка, отражающаяся на деятельности оппонентов, особенно, если оппоненты работают в коллективе.
  • Отрицательное влияние на общее развитие личности, в том числе формирования у человека неверных представлений о таких явлениях, как справедливость, авторитет, возможности коллектива.

Кроме того, конфликты негативно воздействуют на группу или организацию, в которой требуется наличие сплочённости, взаимосвязи. Нередко конфликт разрушает традиции в группе, оказывает отрицательное воздействие на взаимоотношения отдельных индивидов, на социально-психологический климат, ослабляет её единство и сплоченность, ухудшает качество совместной деятельности, особенно в тех случаях, когда конфликт протекает длительное время. Возможно формирование установок на насильственные действия в отношении отдельных личностей, установление деструктивного лидерства.

Таким образом, конструктивные конфликты не выходят за рамки этических и моральных норм, деловых отношений. Деструктивные конфликты приводят к разрыву взаимоотношений между личностями коллектива в целом, препятствует развитию группы, понижают её эффективность. При этом невозможно преодолеть разногласия, улучшить обстановку, сделать её оптимальной для обеих или нескольких сторон.

Рисунок 1. Функции конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом

Конструктивный и деструктивный конфликт
 

Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом в основном заключается в результате. Конфликт – это серьезное разногласие между двумя сторонами. Внутри организации конфликты возникают между сотрудниками, отделами и самими организациями. Это приводит к негативному климату внутри организации. Конфликты могут возникать из-за взаимозависимости задач, проблем со статусом, индивидуальных особенностей, нехватки ресурсов, проблем с зарплатой и т. д. Если говорить о конфликтах, то в основном они бывают двух типов. Это конструктивные конфликты и деструктивные конфликты. Как следует из названий, исход этих двух типов конфликтов сильно различается. Конструктивный конфликт приводит к положительному результату, который в основном связан с разрешением конфликта. Однако деструктивные конфликты обычно заканчиваются негативными последствиями. Это не обязательно должно происходить внутри организации; это может происходить и в других условиях, таких как семья, среди друзей или даже в штатах. В этой статье давайте рассмотрим различия между двумя типами конфликтов; а именно конструктивный конфликт и деструктивный конфликт.

Что такое конструктивный конфликт?

Конфликт обычно рассматривается как нечто негативное, так как он порождает антагонизм и разочарование между вовлеченными сторонами. Однако конфликт не обязательно должен быть деструктивным. В конструктивном конфликте, даже несмотря на то, что между двумя сторонами возникает разногласие, его можно разрешить в позитивном ключе так, чтобы это было выгодно обеим сторонам. Это часто называют беспроигрышной ситуацией , потому что от этого выигрывают обе стороны. Кроме того, общение, которое происходит между двумя сторонами, часто честное и открытое общение . Они не предполагают эмоциональных, импульсивных реакций и сосредоточены на поиске решения. Обе стороны осознают необходимость разрешения конфликта таким образом, чтобы требования каждой из сторон могли быть удовлетворены.

Предположим, что конфликт возник в группе сотрудников, которым поручена конкретная задача. Оба сотрудника чувствуют необходимость достижения цели, но имеют разные стратегии. Через конструктивный конфликт два сотрудника могут найти решение, работая в команде. Это также улучшает командную работу отдельных лиц. Однако деструктивный конфликт приводит к другим результатам, чем конструктивный конфликт.

Конструктивный конфликт — это беспроигрышная ситуация для обеих сторон

Что такое деструктивный конфликт?

В отличие от конструктивного конфликта, деструктивный конфликт характеризуется чувством разочарования и антагонизма . Деструктивные конфликты не приводят к положительным результатам и наносят ущерб производительности организации. В такой ситуации обе стороны прилагают усилия, чтобы выиграть любой ценой . Они отказываются общаться честно и открыто и отвергают решения, предложенные другой стороной. В отличие от конструктивного конфликта, где есть уважение к другим сотрудникам, в деструктивном конфликте этого не видно.

В деструктивном конфликте требования обеих сторон не выполняются . Это порождает дальнейшее разочарование и импульсивные действия. Обе стороны могут даже участвовать в действиях, которые портят имидж другой стороны. Такие конфликты обычно не укрепляют отношения, а наносят ущерб рабочим отношениям. Это подчеркивает, что, хотя конструктивные конфликты могут быть полезны для организаций, деструктивные конфликты — нет.

В чем разница между конструктивным и деструктивным конфликтом?

• Определения конструктивного и деструктивного конфликтов:

• Даже если в конструктивном конфликте возникают разногласия между двумя сторонами, их можно разрешить в позитивном ключе так, чтобы это было выгодно обеим сторонам.

• В деструктивном конфликте разногласия приводят к негативным последствиям, вызывая чувство разочарования и антагонизма.

• Результат:

• Конструктивный конфликт имеет положительные результаты.

• Деструктивный конфликт имеет негативные последствия.

• Влияние на отношения:

• Конструктивный конфликт укрепляет отношения между двумя сторонами.

• Разрушительный конфликт вредит отношениям между двумя сторонами.

• Ситуация Создано:

• Конструктивный конфликт создает беспроигрышную ситуацию, в которой выигрывают обе стороны.

• В деструктивном конфликте не выигрывают обе стороны.

• Общение:

• В конструктивном конфликте есть честное общение.

• В деструктивном конфликте нет.

• Производительность:

• Конструктивный конфликт повышает производительность, особенно в группах.

• Деструктивный конфликт снижает производительность.

• Действия сторон:

• В конструктивном конфликте обе стороны вовлечены в решение вопроса.

• В деструктивном конфликте невозможно увидеть, что обе стороны вовлечены в решение проблемы.

 

Изображения предоставлены:

  1. Переговоры Сената Польши Польши (CC BY-SA 3.0 pl)

Конструктивный конфликт против деструктивного конфликта: эффективное управление конфликтом

«Конфликт разрешается не путем компромисса, а посредством изобретения». То, насколько эффективно мы справляемся с конфликтами, определяет будущий прогресс и более глубокое понимание. Так в чем же разница между конструктивным конфликтом и деструктивным конфликтом?

Цель разрешения конфликтов состоит в том, чтобы эффективно вести трудные разговоры, не обязательно избегая их.

Эти моменты вызывают критическое напряжение . Возможно, вы спрашиваете себя, что это на самом деле означает…

Критическое напряжение возникает, когда перед нами стоит вызов или проблема, и вместо того, чтобы убегать от нее, мы приближаемся к поворотному моменту, зная, что по другую сторону есть лучший путь. вперед. Вот как происходят настоящие изменения, и они выдвигают на первый план человеческую борьбу, большую и маленькую, которую мы можем испытать по-разному.

Чтобы понять это более подробно, нам нужно исследовать конструктивный конфликт и деструктивный конфликт.

Что такое конструктивный конфликт?

Конструктивный конфликт обычно характеризуется более адаптивным поведением и сотрудничеством. Хотя могут быть некоторые расхождения во мнениях, целью этого подхода является использование спокойного, эффективного решения проблем и стремление к взаимовыгодным результатам.

Этот подход может помочь сохранить хорошие отношения и развить большую эмпатию и понимание других. Нам нужно задействовать свой эмоциональный интеллект, чтобы показать, что у нас достаточно самосознания и готовности понять что-то с чужой точки зрения. Хотя нам не обязательно соглашаться на 100% во всех ситуациях, мы можем взять на себя обязательство двигаться вперед путем решения проблем.

Что такое деструктивный конфликт?

Деструктивный конфликт можно разделить на две категории:

Эскалация (например, враждебные и гневные обмены мнениями) или Избегание (например, уход или непрямой конфликт). Эскалация может быть вызвана желанием выиграть спор, а не найти решение проблемы. Избегание может возникнуть из-за того, что одна из сторон считает, что усилия по разрешению конфликта не стоят того. Это подчеркивает отсутствие общения или приверженности.

Оба типа деструктивного конфликта могут привести к дальнейшим проблемам. Характеристики деструктивного конфликта включают повторяющиеся модели поведения, такие как критика, угрозы или неприятие. Многие из этих моделей поведения могут усугубить проблемы и привести к неразрешенным конфликтам.

«Не все думают так, как думаете вы, знают то, что знаете вы, верят в то, во что верите вы, и поступают так, как поступили бы вы. Помните об этом, и вы проделаете долгий путь в общении с людьми». – Артур Форман.

Конструктивный конфликт, он требует внимания

Иногда то, что вы говорите, может подлить масла в огонь и усилить конфликт. Избегайте проповедей, приказов, угроз, вмешательства или обвинений. Эти тона в общении могут ухудшить ситуацию и привести к дальнейшим проблемам.

Использование классифицирующих фраз, таких как «Ты всегда…», может разозлить другого человека. Кроме того, не ставьте диагноз, в чем, по вашему мнению, состоит их проблема, так как это может привести к дальнейшим трудностям.

Истоки многих наших споров основаны на страхе, будь то страх перед переменами, различиями или не быть понятым или услышанным. Мы все ищем заверения в том, что наши точки зрения ценятся и уважаются. Конструктивные разговоры могут помочь в управлении конфликтом и привести к успешным результатам.

Как создать обстановку для конструктивного конфликта
Слушайте

Это может быть сложно во время горячего обмена мнениями, но использование эффективных навыков слушания облегчит общение и приведет к лучшему разрешению конфликтов.

Уточнить

Не перебивать, когда говорит другой человек, а повторять и уточнять поднимаемый вопрос. Отражая поднятые вопросы, другой человек будет чувствовать себя услышанным и уважаемым.

Задать вопрос

Позвольте другому человеку выпустить все напряжение. Попробуйте спросить: «Что еще?», чтобы лучше понять проблему.

Подтвердить

Мнения личные и субъективные, они ни правильные, ни неправильные. Вы не обязаны соглашаться, но должны попытаться признать точку зрения другого человека.

Сопереживание

Постарайтесь понять чувства другого человека, чтобы определить, в чем суть проблемы.

Ответить

Как только вы хорошо разберетесь в вопросах, предложите свою точку зрения. Определите любые общие ценности или точки соприкосновения, которые могут помочь вам найти путь вперед.

«Есть три способа справиться с различиями: господство, компромисс и интеграция». – Мэри Паркер Фоллетт

В приведенных выше примерах Мэри Паркер Фоллетт доминирование обычно приводит к ситуации выигрыша/проигрыша, когда одна сторона имеет преимущество.

Компромисс означает, что все стороны должны каким-то образом уступить, в конечном итоге создавая ситуацию проигрыша/проигрыша. В обоих этих случаях вполне вероятно, что конфликт в той или иной форме возникнет в будущем.

Интеграция — единственный беспроигрышный пример, который может привести к четкому решению для всех сторон. Это включает в себя решение проблем на основе общих ценностей и целей для управления конфликтом.

Предвидение потенциального конфликта

«Плохой аргумент — это неудачная попытка общения». — Школа Жизни

Общение — это ключ к личным и профессиональным отношениям. В здоровых каналах связи вы можете предвидеть потенциальные проблемы или конфликты и разрешать их до того, как они станут проблемой. Держите линии связи открытыми и распознавайте любые диссонансы или шаблоны в поведении.

Если ваш подход не работает и вы чувствуете, что вам нужна дополнительная помощь, попросите посредника организовать обсуждение, чтобы выделить проблемные вопросы. Затем все стороны могут генерировать идеи для решения ключевых проблем и выбирать взаимоприемлемые решения, поддерживаемые посредником.

Хотите узнать больше?

Чтобы развить свои коммуникативные навыки и участвовать в эффективном диалоге и важных дискуссиях, присоединяйтесь к сообществу Aristotle’s Café.

Деструктивный и созидательный конфликт | DAD.info

DAD.info | Семья | Отношения | Долгосрочные | Деструктивный и созидательный конфликт

Дети понимают больше, чем мы думаем. Вы когда-нибудь задумывались о том, как  урегулирование конфликта влияет на детей? Конфликт – неизбежная часть любых отношений. Тем не менее, повторяющиеся и негативные конфликты могут нанести вред детям по ряду причин. У некоторых детей может развиться внешнее поведение, такое как агрессия, в результате наблюдения деструктивного конфликта. У других может развиться интернализирующее поведение, такое как тревога и замкнутость. Исследования показывают, что важен способ разрешения конфликта, а не частота его возникновения

 

 

Деструктивный

Чем конструктивный конфликт отличается от деструктивного? Деструктивный конфликт характеризуется враждебным и гневным обменом мнениями и может включать физическую и словесную агрессию. Найдите минутку, чтобы подумать, как вы реагируете на своего партнера во время спора: признаете ли вы негативное поведение, такое как критика, неприятие и угрозы? Этот тип конфликта вызывает сильное беспокойство и тревогу у детей и может привести к их замкнутости и депрессии. Это также может вызвать у некоторых детей гнев и ярость, а также может привести к развитию экстернализирующих расстройств. Деструктивные конфликты часто могут возникать в повторяющихся последовательностях, из которых бывает трудно вырваться, но выявление закономерностей и тенденций может стать первым шагом к более здоровому подходу.

Деструктивный конфликт характеризуется:

  • Физической агрессией и насилием
  • Вербальной враждебностью (угрозами, криками)
  • Молчаливым обращением – вызывает опасения, что спор никогда не будет разрешен
  • Напряженный конфликт с презрением и 908 критикой
  • Угроза стабильности отношений
  • Когда партнер уходит или «уходит» от неразрешенного конфликта
  • Любой конфликт, связанный с детьми (на глазах у них).

Конструктивный

Что такое конструктивный конфликт? Конструктивный конфликт часто характеризуется приспосабливающимся поведением, когда один из партнеров не реагирует аналогичным образом на негативное или деструктивное поведение. Вместо этого один партнер возьмет на себя ответственность за то, чтобы сделать обсуждение более конструктивным. Можно сказать, что это когда пары пытаются разрешить конфликт позитивно, например, сохраняя спокойствие, участвуя в решении проблем и демонстрируя позитивное поведение, например, проявляя привязанность, если это возможно. Конфликт в паре может различаться по интенсивности и частоте возникновения. Некоторые конфликты могут быть относительно незначительными и могут быть быстро забыты. Другие конфликты могут возникать регулярно и быть результатом более серьезных личных проблем или проблем в отношениях. Хотя повторяющийся конфликт может быть разрушительным, часть ущерба можно компенсировать за счет использования позитивных и конструктивных конфликтных стратегий. Исследования показывают, что дети менее склонны вовлекаться в такого рода конфликты. Конструктивный конфликт также может служить положительным примером для детей и помогать им в развитии собственных жизненных навыков.

И наоборот, конструктивный конфликт (имеющий менее негативный эффект) характеризуется:

  • Принятием мер для разрешения конфликта
  • Важно, как люди относятся друг к другу после этого конфликта
  • Компромиссность и способность видеть других точка зрения человека
  • Способность сохранять спокойствие и решительность, не крича, давая каждому человеку время поделиться своей точкой зрения
  • Извинения с «теплыми чувствами», а не символические извинения.

Дети могут научиться позитивным способам разрешения конфликтов со сверстниками более конструктивным способом, если это обычная природа конфликтов в семье. Помимо характера конфликта, его частота важна для влияния на отношения: чем чаще возникает деструктивный конфликт, тем больше вероятность того, что он приведет к негативным последствиям. [1]

Последствия конфликта для детей

На психическое и физическое здоровье и жизненные шансы детей может повлиять неразрешенный и интенсивный конфликт между родителями. Имея это в виду, качество, а не характер отношений (например, в браке, совместном проживании) имеет большее влияние на результаты детей. Деструктивный межродительский конфликт может затрагивать людей не только в младенчестве и детстве, но и в подростковом и взрослом возрасте.

Результаты [2] были следующими и показывают, как отношения между родителями и возникающие споры могут повлиять на результаты ребенка:

  • Качество отношений между родителями, в частности, как родители друг друга, все чаще признается в качестве основного фактора, влияющего на эффективные методы воспитания и долгосрочное психическое здоровье детей и шансы на будущую жизнь.
  • Родители/пары, которые вовлечены в частые, интенсивные и плохо разрешаемые межродительские конфликты, подвергают риску психическое здоровье детей и шансы на долгосрочную жизнь.
  • Дети всех возрастов могут быть затронуты деструктивным межродительским конфликтом, последствия которого проявляются в младенчестве, детстве, юности и взрослой жизни.
  • Межродительский конфликт может отрицательно сказаться как на отношениях мать-ребенок, так и на отношениях отца-ребенка, при этом имеются данные, свидетельствующие о том, что связь между межродительским конфликтом и негативной практикой воспитания может быть сильнее в отношениях отец-ребенок по сравнению с матерью-ребенком отношение.
  • Хотя распад семьи сам по себе может быть пагубным, этот обзор показал, что качество родительских отношений, уровень родительского стресса и качество функционирования семьи также оказывают значительное влияние на благополучие детей как в полных, так и в разлученных семьях. Структура семьи, ее распад и качество семейных отношений тесно взаимосвязаны, что затрудняет определение причинно-следственной связи каждого фактора.

Программы по уменьшению межродительских конфликтов

Программы, которые предлагают поддержку для уменьшения межродительских конфликтов, находятся в зачаточном состоянии в Великобритании. Судя по обзору существующих программ, проведенному Фондом раннего вмешательства, только одна из них («Родители как партнеры») получила оценку качества, которая продемонстрировала способность улучшать результаты пар/совместных родителей.

Родители как партнеры проводятся в виде занятий в небольших группах с небольшим количеством других пар. Эта 16-недельная программа групповой работы предназначена для родителей, которые борются с конфликтами и стрессом в воспитании детей и отношениях.

Программа предоставляет безопасное пространство для размышлений над трудностями; предлагает новые и более конструктивные способы разрешения разногласий; и получает поддержку от других родителей в подобных ситуациях. Это позволяет парам работать над своими отношениями и над собой, исследуя семейные модели, а также улучшая родительские навыки и помогая своему ребенку добиться успеха. Сессии включают в себя сочетание творческих занятий, видеоклипов и дискуссий, вклад лидеров групп и возможность поговорить о вещах, которые важны для пар.

Основываясь на данных 97 пар, посетивших сеансы в Лондоне и Манчестере, данные до и после сеанса показали, что по окончании программ улучшения наблюдались в:

  • низкое качество, высокая конфликтность отношений;
  • уменьшение конфликтов в паре (включая разногласия по поводу денег, детей, времени, проведенного вместе) – наибольшее улучшение в низкокачественных, высококонфликтных отношениях;
  • снижение насильственного решения проблем;
  • улучшение психологического самочувствия;
  • уменьшение эмоциональных и поведенческих проблем у детей;
  • Наиболее заметные улучшения наблюдаются у детей с наиболее проблемным поведением.

Несмотря на то, что программа «Родители как партнеры» все еще реализуется в Великобритании, она, возможно, является самой научно обоснованной и оцененной программой в своем роде, поскольку она основана на «Проекте школьников и их семей», который широко внедрялся и оценивался в США. Возможно, стоит их проверить.[3]

 

Важно учитывать, как мы справляемся с гневом, разочарованием и разочарованием друг в друге. Ведь наши дети смотрят.

Чувствуете необходимость обсудить это дальше? Вы можете начать с разговора с нами на нашем онлайн-форуме из 32 000 отцов на форуме — вы, вероятно, встретите кого-то, кто был на вашем месте, но немного дальше в путешествии, чтобы предложить вам поддержку.

Хотите прочитать некоторые из наших статей на эту тему? Взгляните на эти…

СПРАВЕДЛИВАЯ БОРЬБА: РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ, НЕ РАЗРУШАЯ ВАШИХ ОТНОШЕНИЙ

НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИЯХ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

Ссылки

[1] Reynolds, J, Houlston, C, Coleman, L and Harold, G (2014). Родительский конфликт: результаты и вмешательства для детей и семей.  Бристоль: Policy Press.

[2] Гарольд, Г. Аква, Д., Селлерс, Р. и Чоудри, Х. (2014). Что работает для улучшения межродительских отношений и улучшения результатов для детей? Лондон: Департамент труда и пенсий.

[3] https://tavistockrelationships.org/relationship-help/parents-as-partners-programme

 

Автор: Киран Каур, обновлено 31 января 2018 г. 

18 марта

| Долгосрочные

Моя свекровь сказала: «Однажды я буду танцевать на твоей могиле». Я сказал: «Надеюсь, да; Я буду похоронен в море. — Лес Доусон. Переговоры о напряженных отношениях с родственниками мужа могут быть минным полем, не говоря уже о постоянной головной боли. Возможно, они не согласны с тем, как вы воспитываете…

30 апр 2020 | Долгосрочные

Хотя мы все вместе, нам все еще нужно найти время и пространство, чтобы быть «вместе». Блокировка Коронавируса проверяет всех нас, ускоряя новые отношения или заделывая трещины в старых отношениях. Насилие в семье — это…

14 Фев. 2020 | Долгосрочные

Мама и папа действительно счастливы? Из неприятных новостей: исследование, проведенное Direct Line, показало, что 22% родителей остаются в отношениях, которыми они больше не довольны, исключительно ради своих детей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts