Основные подходы к определению детерминант развития личности
Детерминанты – это те условия, причины, факторы от которых зависит развитие личности.
Личность в справочной психологической литературе рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Личность в современной науке рассмативается с точки зрения биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации стоят антропогенетические свойства человека (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности). Эти свойства, по мнению представителей данного подхода, проходят различные стадии созревания в онтогенезе. В основе созревания индивида согласно данному, биологизаторскому подходу, лежат приспособительные процессы организма.
Представители социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.. Эти проблемы разрабатываются в социальной психологии, этнопсихологии.
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования самооценки, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Эти подходы отражены в общей психологии, психологии личности, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием 2-х факторов: среды и наследственности. Например, теория конвергенции двух факторов В. Штерна или теория конфронтации двух факторов З.Фрейда. Данные подходы, по мнению А.Н.Леонтьева, а в последствии и А.Асмолова являются «псевдодиалектическими», то есть исходят из дуализма механически сложенного биологического и социально в жизни человека.
Теория конфронтации двух факторов, их противоборства (принципа стремления к удовольствию и принципа реальности) есть ни что иное как противоречивое, конфликтное взаимодействие биологического и социального, которое выражается во взаимозависимости «Сверх-Я» и «Оно».
В трудах представителей неофрейдизма (А.Адлера, К.Хорни, Э Фромма и многих других) мы видим «социологизацию» психоанализа, а также поиски фактов, ограничивающих значение сексуальных влечений в жизни личности.
А.Н.Леонтьев дает новую схему детерминации развития личности. Разводя понятия «индивид» и «личность», он утверждает: «Индивидом рождаются, а личностью становятся».Он говорит о системной детерминации жизни личности, способом существования которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.
Итак, основанием этой схемы является совместная деятельность. Второй важной детерминантой развития личности, по А.Н.Леонтьеву. являются многообразные отношения, в которые вступает индивид в процессе различных видов деятельности Следующей детерминантой принято выделять индивидуальные свойства человека.
Таким образом, выстраивается следующая зависимость предпосылок, условий и факторов формирования личности: свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности.
При этом, социально-исторический образ жизни личности – источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. Важно отметить, что данные источники, детерминанты развития личности перестают быть параллельными линиями и преобразуются, трансформируются из предпосылок в результат развития личности.
Социально культурные и психологические детерминанты психологической безопасности турецкой семьи
%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > /Contents [88 0 R 89 0 R 90 0 R] /Annots [91 0 R] >> endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
Психологические и поведенческие детерминанты участия в физической активности на протяжении всей жизни
Подача закрыта.
Руководящие указания
Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести через …
Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт.
Адекватно активный образ жизни можно вести на протяжении всей жизни, выбрав одну или несколько форм ФА. Действительно, пропаганда здорового образа жизни должна подчеркивать участие во всех формах ФА на всех этапах жизни (т. е. в молодом, среднем и пожилом возрасте).Участие в физкультуре связано со многими преимуществами для здоровья, а постоянное занятие спортом может привести к положительным ценностям, таким как социальная интеграция, интеграция, гендерное равенство и образование. Однако большая часть населения мира не соответствует текущим рекомендациям по PA. Участие в ФА зависит от нескольких детерминант, которые недавно были обобщены в исследовательском проекте DEDIPAC-KH (DEterminants of DIet and Physical Activity-Knowledge Hub), в котором участвуют 12 европейских стран. Среди семи широких категорий детерминант, установленных в этом проекте (биологических, поведенческих, психологических, физической среды, социокультурных, социально-экономических, политических), особое значение имеют психологические и поведенческие детерминанты.
Эта тема исследования приглашает участников, которые исследуют психологические и поведенческие детерминанты PA, уделяя особое внимание участию и поведению PA. Поощряются исследования на всех этапах жизни, поскольку участие/поддержание ФА имеет решающее значение от начальных этапов жизни для физического и когнитивного развития до последних этапов жизни для сохранения физического и психического здоровья. Вклады могут быть сосредоточены на одной категории детерминант (например, психологических или поведенческих). Тем не менее, мы особенно поощряем исследования, направленные на изучение взаимодействия между поведенческими и психологическими факторами и их связи с участием и поведением PA.
Возможные темы включают (но не ограничиваются):
Психологические детерминанты
• Черты личности и участие в ФА
• Связь между стрессом и участием в ФА
• Роль когнитивных навыков в участии в ФА
• Вознаграждения и участие в ФА
Поведенческие детерминанты
• Роль ФА в продвижении стратегий в образовании/школе
• Взаимосвязь между технологиями (например, использование экрана, экзергеймы) и участием в ФА
• Привычки образа жизни и участие в ФА
• Жизненные события (например, выход на пенсию, поступление в университет) и участие в программе PA
• Перспективы PA среди иммигрантов и беженцев
Мы приветствуем все типы статей, особенно оригинальные исследования с использованием нескольких планов исследований, а также долгосрочных проспективных и продольных экспериментальных планов.
Ключевые слова : Физическая активность, упражнения, спорт, поведенческие, психологические детерминанты
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
- Показать больше
Окружающая среда как детерминант поведения
- title={Окружающая среда как детерминант поведения},
автор={Исидор Чеин},
journal={Журнал социальной психологии},
год = {1954},
объем={39},
страницы = {115-127}
}
- И. Чеин
- Опубликовано 1 февраля 1954 г.
- Психология
- Журнал социальной психологии
(1954). Окружающая среда как детерминант поведения. Журнал социальной психологии: Vol. 39, № 1, стр. 115-127.
View Via Publisher
. Исследование вопросов психологии сообщества теории и методов
- P. Tolan, C. Keys, F. Chertok, L. Jason
Психология
- 1994
Это работа. о целях, процессе и результатах общественных психологических исследований. В то же время он предлагает сбалансированный взгляд на интеграцию тендерных интересов в улучшение…
Исторические, теоретические и методологические работы
- Дж. Уолвилл, Г. Вейсман
Психология
- 1981
психологии в целом, а также к другим дисциплинам и…
Межуровневые исследования без пересечений в общественной психологии
- М. Шинн, Б. Рапкин
Психология
- 2000
Центральный принцип общественной психологии заключается в том, что поведение человека следует понимать в контексте. Сообщество и другие экологически ориентированные психологи предложили типологии контекстов для поведения…
Учительские стандарты социального поведения и ожидания в качестве детерминантов экологии классной комнаты
- Ожидаемые ожидания учителей
Образование
- 2007
Образование. Стандарты поведения и ожидания как детерминанты экологии в классе, поведения учителей и результатов детей. Заключительный отчет. Орегонский университет, Юджин. Центр…
Истоки и направления исследований окружающей среды и поведения
- Д. Стоколс
Психология
- 1977
На протяжении нескольких десятилетий экспериментальные психологи характеризовали свою дисциплину как закономерности отношений между окружающей средой и закономерностями поиска поведения (см. Халл,…
Привлечение субъективности к пониманию индивидуальных различий
- Р. Джессор
Психология, биология
- 2017
Эта глава была одним из первых аргументов в пользу научной легитимности теорий, которые касались субъективно определенной социальной среды, в которой происходило поведение, теорий, которые могут быть уместно…
Парадокс психологии окружающей среды
- Stokols
Психология
- 1995
Научный и прикладной вклад экологической психологии исследуется в связи с 6 тенденциями, которые произошли в этой области за последние 3 десятилетия: (а) разработка новых конструкций и…
Производительность и удовлетворенность как функция соответствия индивидуальной среды.
- Л. А. Первин
Психология
- 1968
Обзор исследований, рассматривающих производительность и удовлетворенность как функцию взаимодействия между характеристиками индивидуума и характеристиками межличностных и немежличностных отношений
6 Психология
- Прошанский Г.
Психология
The School Review
- 1974
Целью данной статьи является обсуждение как необходимости, так и возможностей теоретического анализа в индивидуально ориентированной психологии окружающей среды. Теоретические задачи не являются ни простыми, ни…
Случай взаимодействия человека и ситуации.
- Н. Эндлер
Психология
- 1975
ПОКАЗАНЫ 1-4 ИЗ 4 ССЫЛОК
Невротическая личность нашего времени
- К. Хорни
Психология
- 1937
Как ваша личность меняется с возрастом — BBC FutureЧто значит быть невротиком: плюсы и минусы этого невротизма | психология | BritannicaВы невротик? Test — Psychologist WorldPersonality…
Принципы гештальт-психологии
- К.