Детерминизм это в психологии: ДЕТЕРМИНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | это… Что такое ДЕТЕРМИНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ?

Детерминизм в психологии — PsychologyPro

Детерминизм — это доктрина, рассматривающая все происходящие события, как следствие определенных факторов. Согласно теории детерминизма, будущее человека, государства, ход мировой истории предопределены заранее и поменять их невозможно. Простыми словами, синонимом крайнего проявления детерминизма является “фатализм” или “судьба”.

Что такое индетерминизм

Принцип детерминизма предполагает, что человек не может выбирать направление в жизни и не несет за нее ответственность. Все происходящее предопределено заранее, изменить ход событий невозможно. 

Существует и противоположная детерминации теория. В психологии понятие индетерминизма отрицает связь между причиной и последующими событиями. Считается, что все происходящее подчиняется случаю, носит вероятностный характер.

 

Индетерминизм часто ассоциируется со свободой воли. За индивидом признается возможность действовать, выбирая такие методы активности, которые он считает наиболее эффективными для достижения желаемого результата. Простыми словами, индетерминизм отрицает неизбежность и фатальность, дает веру в возможность быть хозяином своей жизни независимо от внешних воздействий.

Принцип детерминизма в психологии

Детерминизм в психологии стал продолжением философской теории о взаимосвязи явлений. Он рассматривает причину, как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и вызывают его.

По мнению многих ученых, теория детерминизма одинаково справедлива в отношении людей и животных. Серии опытов на крысах показали прямую взаимосвязь уровня развития психики животных и их адаптивной способности. Более активные крысы выживали, давали потомство.

Эксперименты с британскими студентами-добровольцами также отслеживали их реакцию на изменения, касающиеся организации учебного процесса. По результатам опытов выяснилось, что самые высокие баллы получали те студенты, которые могли быстро реагировать и менять свое поведение в соответствии с ситуацией. Для этих “везунчиков” обстоятельства складывались удачно в большинстве случаев. Это подтверждает теорию, согласно которой психика развивается, меняется, но поведенческие реакции зависят от внешних факторов.

Эволюция принципа

Долгое время психологический детерминизм опирался на механический. Психические явления рассматривались, как подобие взаимодействия механизмов (машин). Такое воззрение было ограниченным, оно рассматривало психические явления лишь, как результат внешнего воздействия. На основе такого видения детерминизма возникли учения о рефлексе, аффекте, ассоциациях и другие.

С другой точки зрения детерминизм рассматривали И. Сеченов, Ф. Дондерс, Г.Гельмгольц. Они считали, что психические реакции обусловленные внешним воздействием на организм, формируются не по физическим и биологическим законам, но выступают особыми регуляторами поведения. 

Современный детерминизм перенял многое из философской теории диалектического материализма. Принцип детерминизма в отношении психики человека в соответствии с ней звучит так: “Внося изменения в реальный мир, который не зависит от сознания, человек изменяется сам”. Проще говоря, благодаря деятельности человека, возникают внешние (духовные, материальные) продукты и внутренние (сущностные) силы.

Категории детерминизма

Детерминизм в современной трактовке рассматривает все психические явления с точки зрения причинно-следственных связей. Все явления, как цепочка, следуют одно за другим и влияют друг на друга. На основе этого возникают категории теории детерминизма.

 

Название категорииТрактование категории
ПричинностьОднонаправленная, необратимая. Обусловлена характером причины, которая повлекла за собой следствие.
Необходимость и случайностьКонкретизирующие понятия, объясняющие взаимную зависимость глобальных явлений и происходящих процессов. Необходимость объясняет то, что явление происходит. А случайность связана с внешними обстоятельствами, которые могут повлиять на ход событий.
Действительность 

и возможность

Действительность рассматривается, как объективная реальность. Возможность является предпосылкой для изменения реальности, она может быть реальной и абстрактной. 

Реальная возможность превращается в действительность при условии, что человек прилагает для этого определенные усилия.

Абстрактная возможность ограничивается размышлениями, опирающимися на знании закономерностей и теории. Абстрактная возможность не превращается в реальность без конкретных действий и усилий человека

Виды детерминизма

Концепция детерминизма применяется не только в психологии, но и других отраслях науки. В зависимости от сферы различают такие виды детерминизма:

  • исторический — его основой является принцип определенности, который рассматривает возможность предсказать события, исходя из имеющихся предпосылок и роли конкретных людей, обусловленной их целями и действиями;
  • биологический — рассматривает поведение, как проявление генетических предпосылок;
  •  технологический — развитие человеческого общества предопределяется техническим прогрессом; 
  • материалистический — условия жизни человека зависят от уровня материального производства.
  • теологический — все действия человека трактуются, как воля Бога;
  • взаимный — функционирование человека обеспечивается через взаимодействие личностных характеристик, поведения и факторов внешней среды.

Психологический детерминизм рассматривает психические явления, как результат воздействия культурных и социальных факторов.

Выделяют и другие формы детерминизма.

Детерминистский подход

Он признает взаимосвязь происходящих событий в жизни человека и конкретных причин. Подход, основанный на причинно-следственной связи, активно используется в современной науке. 

С середины прошлого столетия применение детерминистского подхода приобрело неудержимый характер. Ученые стали использовать его в математике, квантовой физике, генетике и биологии, информационный теории. В своих трудах ученые акцентировали внимание на важной роли понятий возможности, вероятности, неопределенности, целесообразности для описания природных и социальных явлений.

Применение детерминизма на практике

Детерминизм является базовым подходом, объясняющим психические явления и принцип функционирования психики. 

Теория Льва Семеновича Выготского хорошо иллюстрирует применение принципа детерминизма в психологии. Она рассматривает в качестве основного источника развития человека социальную среду. В первые годы жизни на формирование личности ребенка воздействуют не только процессы созревания мозговых структур, развития всего организма, но и культурные факторы, которые формируют поведений и мышление. По мнению ученого, физиологическое развитие и формирование мыслительной способности у ребенка происходит параллельно с воздействием культурных и социальных факторов. Источником развития для ребенка становится социальное взаимодействие и диалог с родителями или другими взрослыми. 

Детерминация поведения

Поведение человека с точки зрения психологической науки во многом обусловлено влиянием извне. Оно отражается в реакциях, принятии решений, привычных действиях в той или иной ситуации. 

В качестве внешней психологической детерминанты негативной направленности может выступать:

  • манипуляция;
  • насилие;
  • принуждение; 
  • шантаж.

Похвала, поощрение, признание заслуг человека — тоже детерминанты, но с позитивной направленностью. 

Семья, социум оказывают влияние на психическую реальность человека и его поведение. Они выставляют рамки, которых нужно придерживаться чтобы не стать изгоем. В большинстве случаев они необходимы и оправданны. 

Внутриличностная детерминация проявляется в способности ставить перед собой цели и достигать их, взаимодействуя с социумом.  

Детерминанты, влияющие на психологическое развитие

Психика человека развивается под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера. 

Объективные

К числу объективных факторов развития психики человека относятся:

  • культурный и экономический уровень общества;
  • стиль воспитания ребенка в семье, школе;
  • забота о человеке;
  • удовлетворение потребности в близости и причастности к группе;
  • особенности менталитета. 

К числу объективных детерминант относятся также генетические предпосылки, темперамент и наличие болезней.

Субъективные

Субъективные детерминанты развития личности взаимосвязаны с объективными и являются базой для саморазвития. К числу субъективных факторов относятся условия, при которых формируется мотивация, потребности, сознание и стиль поведения человека.

Через овладение знаниями и самопознание лежит путь к новым возможностям.  

 

Принцип детерминизма (в психологии) — «Школа жизни»

Принцип детерминизма – это принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений. П.д., будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки.

Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох: предмеханический детерминизм, механический детерминизм, биологический детерминизм, психический детерминизм, макросоциальный детерминизм, микросоциальный детерминизм.

Веками шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (она обозначалась термином «душа»). Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение – гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью. Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии произрастают все явления без вмешательства к.-л. внешних творческих сил.

Душа, согласно гилозоизму, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Опора на новую биологию, к-рая в, отличие от гилозоизма, открыла своеобразие живого, отделив органическое от неорганического, позволила Аристотелю переосмыслить понятие о причинности. Его важнейшим достижением стало открытие неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию.

Аристотель мыслил живое существо иным, чем др. природные тела, считая психическое по своей сущности биологическим (формой жизни). Он считал, что психические явления зависят не только от внешних воздействий, но и от ориентации на цель. Это детерминистское воззрение может быть названо прабиологическим (по отношению к биологии Нового времени).

Научная революция XVII в. создала новую форму детерминизма – механический детерминизм. В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции. Все психологическое наследие античности – учение об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах – переосмысливается сквозь призму новых предметно-логических конструктов.

Их ядром послужило объяснение организма как своего рода машины, т. е. определенным образом организованной и автоматически действующей системы. Машина выступила в виде модели объяснения и человека, и природы. Первая фаза развития Д. в это время представлена психологическим учением Декарта. Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. Восприятию (сенсорным феноменам) противопоставлялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) волевые акты, ассоциациям – операции и продукты абстрактного мышления, простейшим эмоциям – интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина расщепляла человека надвое (соответственно декартовой философии человек – это средоточие двух субстанций: не протяженной – духовной и протяженной – телесной).

Понятие об организме существенно изменилось в середине XIX в. под влиянием двух великих учений – Ч. Дарвина и К. Бернара. Жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды.

Дарвин и Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами.

  • Первый – отбором и сохранением форм, случайно оказавшихся приспособленными к условиям существования.
  • Второй – особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне (впоследствии физиолог У.
    Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвиновскими, дал этому явлению специальное имя – гомеостаз).

Детерминация будущим, т.е. событиями, к – рые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент, – такова особенность биологического детерминизма в отличие от механического, не знающего др. причин, кроме предшествующих и актуально действующих. При этом, как показал Ч. Дарвин, детерминация будущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида. С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, к-рый отныне означал не «жесткую» однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.

Отстоять свое собственное место среди др. наук психология смогла лишь при условии открытия и изучения причинных связей и форм детерминации явлений, этим наукам неведомым и в их понятиях непостижимым. Поскольку предметом психологии инициаторы ее обособления в самостоятельную, независимую от философии и физиологии (частью к-рых она прежде считалась) науку признали сознание как совокупность процессов во внутреннем мире субъекта, то на первых порах причинное основание для этих процессов усматривалось в пределах сознания, где они будто бы и начинаются, и кончаются.

Поэтому Вундт, провозгласивший психологию самостоятельной наукой, выдвинул формулу о «замкнутом причинном ряде», или, иначе говоря, о том, что одни явления сознания вызываются другими.

На смену вундтовской концепции, названной структурализмом, приходит вскормленный новыми биологическими идеями функционализм. Он сохранил прежнюю версию о сознании, но предпринял попытку придать ему роль деятельного агента в отношениях между интересами организма и возможностью их реализации. Действие, исходящее от субъекта, рассматривалось как инструмент решения проблемы, а не механический ответ на стимул. Но конечной причиной самого телесного действия оставалось все то же, не имеющее оснований ни в чем внешнем, целеустремленное сознание субъекта, на к-рое возлагалась роль посредника между организмом и средой. Функционализм, подобно структурализму, принимал в качестве предмета исследования данные в самонаблюдении феномены, т. е. чрезвычайно поздний продукт исторического развития. Объективная телеология живого, объясненная с позиций детерминизма понятиями о естественном отборе Дарвина и о гомеостазе Бернара, подменялась изначально присущей сознанию субъективной телеологией.

Неудовлетворенность функционализмом вела к его распаду. Истинно психические детерминанты подобны тем,ск-рыми имеют дело др. науки. Они действуют объективно, т. е. независимо от сознания, служа постоянными регуляторами взаимоотношений между организмом и средой – природной и социальной. На рубеже XX в. было открыто, что реалии, запечатленные в психологических категориях, не только могут быть объяснены действием природных или социальных факторов, но и сами исполнены активного детерминационного влияния на жизнедеятельность организма, а у человека – на его социальные связи. Содержание категорий психологического мышления, самосознание обрели смысл особых детерминант. Система этих категорий выступила в методологическом плане как форма детерминизма, отличная от всех др. его форм. Это был психический детерминизм. С его утверждением никто не мог оспаривать достоинство психологии как самостоятельной науки. Первые крупные успехи на пути перехода от биологического детерминизма к психологическому были сопряжены с разработками категорий образа, действия, мотива. Наиболее типично это запечатлело творчество Гельмгольца, Дарвина и Сеченова.

Наряду с теориями, стержнем которых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентированное на изучение ее укорененности в социальной жизни людей. В роли детерминант выступили столь же объективные, как и физические раздражители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующими между собой людьми, формы их социального бытия, их культуры. С переходом от механической к биологической трактовке взаимодействия живых существ с природой на передний план выступило активное начало их поведения. Однако активность свелась к адаптации, к изменению действий организма в целях выживания в наличной среде, но без создания мира культуры. Однако этот мир социален, ибо возникает в системе общественных отношений, и сущность человека не что иное, как совокупность этих отношений. Трудовое действие и познавательная активность представляют собой единое целое. Анализ труда открывает качественное своеобразие человеческого общения, роль речи как особого орудия, опосредствующего создание и использование орудий труда и становление на этой основе принципиально новых психологических структур. В российской психологии советского периода возникло направление, ключевую категорию которого обозначил термин «деятельность».

Пионером ее разработки выступил М.Я. Басов, трактовавший человека как «деятеля в среде» и понимавший под деятельностью «предмет особого значения, такую область, к – рая имеет задачи, никакой др. областью знания неразрешимые». М.Я. Басов пригласил в руководимый им научный центр философа C.JI. Рубинштейна, труды к-рого сыграли решающую роль в том, что в отечественной психологии утвердился в качестве доминирующего принцип «единства сознания и деятельности». Отталкиваясь от представлений Басова по поводу «морфологии» (строения) деятельности, А.Н. Леонтьев разработал новаторский деятельностный подход, предложив концепцию предметной деятельности, между внешним и внутренним строением к-рой утверждаются детерминационные отношения. Тем самым заданные общественным характером труда факторы выступили в роли детерминант психической организации личности и ее развития (как в филогенезе, так и в онтогенезе). В ином ключе объяснение детерминации психики было воспринято и развито Л.С. Выготским. Макросоциальные факторы выступили у него не в форме трудовой деятельности по освоению объектов природы, а в образе общения, опосредствованного знаками, значениями и др. ценностями культуры. Поскольку общение является изначально межличностным, то, отграничив социальное (в виде понятий о производственных отношениях, классовой борьбе и др. постулатов аксиоматики марксизма) от духовно-куль- турных основ человеческого бытия, Л.С. Выготский в своем конкретно-научном изучении психики сомкнул макросоциальный уровень ее детерминации с микросоциальным.

Когда групповое действие и сотрудничество вошли в психологию в качестве новых детерминант, это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. За исходное сейчас принимается социальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом к-рого становится его субъективная проекция. Такой взгляд стал отправным для новой формы психического детерминизма как механизма преобразования социальных отношений и действий во внут – рипсихические. Силы, движущие ребенком, даны в независимой от его сознания системе отношений. К этим силам относятся «чужие голоса» – управляющие его действиями команды др. лиц. Постепенно эквивалентом «приказывающей матери или няньки» становится образ «Я», обладающий собственным голосом. За индивидуальной волей и индивидуальным сознанием скрыта ин – териоризированная субъектом полифония чужих голосов и команд, т. е. система микросоциальных отношений. По аналогии с орудиями труда, направленными на внешние объекты, Выготский вводит понятие о знаках как психологических орудиях. Они опосредуют внимание, память, мышление и др. функции, которые появляются сперва в общении между людьми, а затем становятся внутрипсихическими.

В категориальный аппарат психологии внедрялась категория отношений, как бы подтверждая положение Маркса о том, что «мое сознание есть мое отношение к среде», прежде всего к социальной. Наметившийся у Л.С. Выготского постулат о том, что это отношение опосредовано знаками, придало разработке психического детерминизма новое измерение. Если до него в объяснительных схемах доминировало диадическое отношение: социальное – индивидуальное, то при обращении к знаковым системам, в к-рых воплощены системы смыслов и значений, оперирование ими (сперва во внешнем, затем во внутреннем диалоге) включало сознание еще в один (вслед за общением) объективный, независимый от сознания круг явлений, а именно в мир культуры. Он с колыбели определяет психический строй человеческой жизни. Следует помнить, что не безличностные внешние обстоятельства, а имеющая свой «сценарий» динамическая система взаимоориентаций и поступков действующих лиц – такова социальная «среда», в к-рой формируется личность как один из героев этой драмы. Здесь в драматизме общения прорисовывается иной уровень психического детерминизма, чем при «обмене» знаками, передаче информации и т.п.

Итак, психический детерминизм представлен в нескольких формах. Образ, действие и мотив предполагает и служат детерминантами поведения всех живых существ, радикально меняя свой строй с переходом к человеку. Его социальное бытие порождает новый тип организации психической жизни, у которой появляется внутренний план, обозначаемый термином «сознание».

Выделяя П. д. в качестве осевого для категориального аппарата, следует иметь в виду, что его обособление от др. осей предпринято в аналитических целях. В реальной работе научной мысли детерминизм неотделим от др. принципов психологии.

Читайте далее:

  • Кибернетика — наука ХХ века
  • ДЕТЕРМИНИЗМ
  • Компьютерная преступность и компьютерная безопасность
  • Социальные идентификации и возможность диалога
  • Использование вычислительной техники в управлении производством
  • АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Искусственный интеллект

Свобода воли и детерминизм

Дебаты о свободе воли и детерминизме вращаются вокруг того, в какой степени наше поведение является результатом действия сил, над которыми мы не имеем никакого контроля, или о том, способны ли люди решать для себя, действовать или вести себя определенным образом. .

Содержание

Детерминизм

Детерминистский подход предполагает, что любое поведение имеет причину и поэтому предсказуемо. Свобода воли — это иллюзия, и нашим поведением управляют внутренние или внешние силы, над которыми мы не властны.

Внешний детерминизм

Внешний (окружающий) детерминизм рассматривает причину поведения вне личности, например, влияние родителей, СМИ или школы. Подходы, которые принимают эту позицию, включают бихевиоризм и теорию социального научения.

Например, Бандура (1961) показал, что дети становятся агрессивными в результате наблюдения и подражания своим жестоким родителям.

Внутренний детерминизм

Другими основными сторонниками детерминизма являются те, кто придерживается биологической точки зрения.

Однако для них определяющим фактором являются внутренние, а не внешние силы. Согласно социобиологии, эволюция управляет поведением вида и генетической наследственностью каждого индивидуума внутри него.

Например, Боулби (1969) утверждает, что у ребенка есть врожденная (т. е. врожденная) потребность привязываться к одному основному объекту привязанности (т. е. монотропия).

Черты личности, такие как экстраверсия или невротизм, и поведение, связанное с ними, вызываются неврологическими и гормональными процессами в организме. Нет необходимости в концепции автономного человеческого существа.

В конечном итоге эта точка зрения рассматривает нас не более чем как биологические машины, и даже само сознание интерпретируется как уровень возбуждения в нервной системе.

Фрейд также рассматривал поведение как контролируемое изнутри индивидуума в форме бессознательной мотивации или детских событий, известных как психический детерминизм.

Различные уровни детерминизма

Жесткий детерминизм

Жесткий детерминизм рассматривает свободу воли как иллюзию и считает, что у каждого события и действия есть причина.

Бихевиористы твердо верят в жесткий детерминизм. Их самым откровенным и красноречивым представителем был Б. Ф. Скиннер. Такие понятия, как «свободная воля» и «мотивация», отвергаются как иллюзии, скрывающие настоящие причины человеческого поведения.

В схеме вещей Скиннера у человека, совершившего преступление, нет реального выбора. (S) его толкают в этом направлении окружающие обстоятельства и личная история, что делает нарушение закона естественным и неизбежным.

Для законопослушных накопление поощрений имеет противоположный эффект. Получив вознаграждение за соблюдение правил в прошлом, человек делает это и в будущем. Здесь нет ни моральной оценки, ни даже умственного расчета. Все поведение находится под контролем стимулов.

Мягкий детерминизм

Мягкий детерминизм представляет собой золотую середину, у людей есть выбор, но этот выбор ограничен внешними или внутренними факторами.

Например, бедность не заставляет вас воровать, но может повысить вероятность того, что вы в отчаянии пойдете по этому пути.

Мягкий детерминизм предполагает, что некоторые виды поведения более ограничены, чем другие, и что в любом поведении присутствует элемент свободы воли.

Однако проблема с детерминизмом заключается в том, что он несовместим с представлениями общества об ответственности и самоконтроле, которые составляют основу наших моральных и юридических обязательств.

Дополнительное ограничение касается того факта, что психологи не могут предсказать поведение человека со 100% точностью из-за сложного взаимодействия переменных, которые могут влиять на поведение.

Свобода воли

Свобода воли — это идея о том, что у нас есть возможность выбирать, как действовать, и предполагается, что мы свободны выбирать свое поведение. Другими словами, мы самоопределяемся.

Например, люди могут сделать свободный выбор, совершать преступление или нет (если только они не дети и не сумасшедшие).

Это не означает, что поведение случайно, но мы свободны от причинного влияния прошлых событий. Согласно свободе воли человек несет ответственность за свои действия.

Одно из основных предположений гуманистического подхода состоит в том, что люди обладают свободой воли; не все поведение детерминировано. Личная свобода воли — это гуманистический термин для выражения свободы воли. Личная свобода действий относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям.

Для психологов-гуманистов, таких как Маслоу (1943) и Роджерс (1951), свобода не только возможна, но и необходима, если мы хотим стать полностью функциональными человеческими существами. Оба рассматривают самоактуализацию как уникальную человеческую потребность и форму мотивации, отличающую нас от всех других видов. Таким образом, необходимо провести границу между естественными и социальными науками.

Возьмем простой пример: когда два химических вещества реагируют, нет смысла воображать, что они могут вести себя иначе, чем они ведут себя. Однако, когда два человека собираются вместе, они могут договориться, поссориться, прийти к компромиссу, затеять драку и так далее.

Перестановки бесконечны, и чтобы понять их поведение, нам нужно понять, что каждая из сторон в отношениях выбирает делать.

Противостоят детерминистской психологии тех, кто верит в неизбежность того, что «есть», следовательно, тех, кто верит, что люди обладают способностью управлять своей судьбой. Однако есть и промежуточная позиция, восходящая к психоаналитической психологии Зигмунда Фрейда.

На первый взгляд Фрейд кажется сторонником детерминизма, поскольку он утверждал, что наши действия и наши мысли контролируются бессознательным. Однако сама цель терапии состояла в том, чтобы помочь пациенту преодолеть эту силу. Действительно, без веры в то, что люди могут изменить саму терапию, нет смысла.

Это понимание подхватили несколько неофрейдистов. Одним из самых влиятельных был Эрих Фромм (1941). В «Страхе свободы» он утверждает, что у всех нас есть потенциал контролировать свою жизнь, но многие из нас слишком боятся этого.

В результате мы отказываемся от своей свободы и позволяем обстоятельствам, другим людям, политическим идеологиям или иррациональным чувствам управлять нашей жизнью. Однако детерминизм не является неизбежным, и в самом выборе, делать всем нам добро или зло, Фромм видит суть человеческой свободы.

Критическая оценка

Психологи, придерживающиеся точки зрения свободы воли, предполагают, что детерминизм лишает свободы и достоинства и обесценивает человеческое поведение.

Создавая общие законы поведения, детерминистская психология недооценивает уникальность человека и его свободу выбирать свою судьбу.

Есть важные последствия для того, чтобы принять любую сторону в этом споре. Детерминированные объяснения поведения снижают индивидуальную ответственность.

Человек, арестованный за насильственное нападение, например, может заявить, что он не несет ответственности за свое поведение – это было связано с его воспитанием, ударом по голове, который он получил ранее в жизни, недавним стрессом в отношениях или психиатрической проблемой. . Другими словами, их поведение было детерминировано.

Детерминистский подход также имеет важное значение для психологии как науки. Ученые заинтересованы в открытии законов, которые затем можно использовать для предсказания событий. Это очень легко увидеть в физике, химии и биологии.

Как наука, психология пытается сделать то же самое – разработать законы, но на этот раз предсказать поведение. Если мы выступаем против детерминизма, мы, по сути, отвергаем научный подход к объяснению поведения

Психические заболевания, по-видимому, подрывают концепцию свободы воли. Например, люди с ОКР теряют контроль над своими мыслями и действиями, а люди с депрессией теряют контроль над своими эмоциями.

Очевидно, что чисто детерминистский подход или подход, основанный на свободе воли, не кажется подходящим при изучении человеческого поведения. Большинство психологов используют концепцию свободы воли, чтобы выразить идею о том, что поведение — это не пассивная реакция на силы, а то, что люди активно реагируют на внутренние и внешние силы.

Термин «мягкий детерминизм» часто используется для описания этой позиции, согласно которой у людей есть выбор, но их поведение всегда подвергается той или иной форме биологического давления или давления окружающей среды.

Ссылки

Бандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Journal of Abnormal and Social Psychology , 63, 575-582

Bowlby, J. (1969). Приложение. Привязанность и потеря: Vol. 1. Проигрыш . Нью-Йорк: Основные книги.

Чорни, М. Дж., Чорни, К., Сиз, Н., Оуэн, М. Дж., Дэниелс, Дж., МакГаффин, П., … и Пломин, Р. (1998). Локус количественного признака, связанный с когнитивными способностями у детей. Психологические науки , 9(3), 159-166.

Фромм, Э. (1941). Бегство от свободы.

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50(4), 370-96.

Роджерс, К. (1951). Терапия, ориентированная на клиента: современная практика, последствия и теория . Лондон: констебль.

Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение . Актон, Массачусетс: Издательская группа Копли.

Свобода воли против детерминизма — ПСИХОЛОГИЯ ALDENHAM

Резюме дебатов

Свобода воли предполагает, что человек:
•           контролирует свое поведение
•           несет ответственность за свои действия.
•           поведение непредсказуемо.

Сильные стороны
•           Индивидуальная ответственность.
•           Акцент на личности.
•           Предполагает свободное поведение

​Слабые стороны
•           Ненаучное – поведение невозможно предсказать или объективно измерить
•           Нет четкого определения термина «свобода воли»

Детерминизм предполагает, что:
•           поведение контролируется силами, не зависящими от вас.
•           Поведение предсказуемо.
•           Поведение можно контролировать.

Сильные стороны
•           Акцент на причине и следствии
•           Поощряет вмешательство/терапию

Слабые стороны
•           Игнорирует свободу воли, а не поведение
• Переменное поведение 3 и поведение слишком сложное и 0 1    Не обвиняет людей в их поведении      

Обсудите дискуссию о свободе воли/детерминизме в психологии. Используйте примеры из соответствующих основных исследований, чтобы подтвердить свой ответ. [15]

Для этого требуется 4 пункта — Объяснение — Пример — Заключение — Вызов.
Введение

  • Свобода воли: идея о том, что люди контролируют свою судьбу и принимают осознанные решения, влияющие на их поведение.
  • Детерминизм: Идея о том, что поведение определяется силами, не зависящими от человека, которые могут быть как внутренними, так и внешними.

  Пункт 1: сила воли
Пункт
​Признает свободу выбора

Объяснение
…возлагает на людей ответственность за свои действия…

Пример
Милграм (1963) показал, что не все участники подчинялись авторитетной фигуре, поразив ученика электрическим током до 450 вольт. 14 участников выбыли на каком-то этапе между 300 и 450 вольтами, демонстрируя свою свободную волю не навредить другому человеку.

Заключение
Обычно нам нравится, когда людей обвиняют/хвалят за их выбор

Вызов
Однако то, что свободная воля предполагает, что вас можно обвинить, не означает, что это правильно, могут быть смягчающие обстоятельства.

           
Параграф 2: слабость свободы воли
Пункт
… Трудно проверить и измерить…

Объяснение
… если кто-то проявляет свободную волю, значит, он просто ответил на команду сделать это (детерминизм)…

3 Пример
Боккиаро и др. (2012) показали, что люди часто подчиняются таким образом, который они не могли бы предсказать, столкнувшись с определенными ситуациями…

Заключение
Измеряемая сложность означает невозможность предсказать/изменить поведение

Вызов
Однако то, что свободу воли трудно определить и измерить, не означает, что ее не существует.

 
Пункт 3: сила детерминизма
Пункт
….Возможность установить причину и следствие….

Объяснение
…путем выделения переменных, определяющих поведение …

Пример
Grant et al. (1998) продемонстрировали, что уровень припоминания определяется контекстом, поэтому мы можем посоветовать людям не повторять в шуме

Заключение
…Позволяет людям предсказывать/изменять поведение …

Вызов
Однако это редукционизм и не признаются индивидуальные различия.

 
Параграф 4: слабость детерминизма
Пункт
… Относится к людям как к «машинам», которые запрограммированы …

Объяснение
Предполагает, что они не могут проявлять свободную волю …

Пример
Bandura et al. (1961) продемонстрировали, что не все виды поведения имитируются автоматически, предлагая детям выбирать, кого они моделируют и что они моделируют…

Заключение
Мы хотим верить, что отвечаем за свое поведение

Вызов
Однако то, что мы верим, что отвечаем за себя, еще не означает, что мы отвечаем за это. Можно утверждать, что причина еще не обнаружена.

 
Окончательный вывод – это НЕ обязательно
Психология чаще всего находится на стороне детерминизма, демонстрируя мягкий d

этерминизм (поведение предсказуемо, но не неизбежно).

Слушайте подкаст OCR Psychology о свободе воли против детерминизма здесь

compare_the_debates.pptx
Скачать файл


20 90 90 Сравнение с дебатами Природа/воспитание
Детерминизм может быть связан с природой, поскольку оба сосредоточены на установлении причины и эффект, особенно при изучении генетики. Воспитание также имеет тенденцию быть детерминированным, поскольку бихевиористские исследования полагают, что факторы в окружающей среде могут быть изолированы и поняты как непосредственно вызывающие поведение.

Индивидуальные/ситуационные объяснения
Детерминизм подобен ситуативным объяснениям, которые сосредотачиваются на конкретных факторах, вызывающих предсказуемое поведение. Индивидуальные объяснения склонны отдавать предпочтение объяснениям, включающим свободную волю и менее предсказуемым.

Редукционизм/холизм
Детерминизм и редукционизм имеют схожие предположения о предсказуемости поведения и использовании научного подхода для объяснения человеческого поведения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts