Возрастные особенности детей 4 — 5 лет
Сайт детского сада №422 «Лорик»
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
- Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
- Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
- Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
- Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Вам как его родителям важно:
- Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
- Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
- Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
- Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
- Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
- Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
- Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
- Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
Другие статьи по теме:
- Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
- Особенности развития детей 4 – 5 лет
- Что может знать и уметь дошкольник 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Огонек»
Главная » Наши группы » Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью. Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способс-твует проявлению чувства уважения к старшим.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).
Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспита-тель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх – сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.Значительное время отводится для игр по выбору детей. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не индивидуальность ,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.
Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Воспитатель: Шмыкова Т.К.
Вехи развития вашего малыша в 18 месяцев
Объяснитель
Все, что вам нужно знать о своем растущем 18-месячном ребенке.
Ваш 18-месячный малыш теперь ходит и использует основные слова. В этом возрасте дети любят играть и исследовать. Они начинают проявлять некоторую независимость и могут притворяться и указывать на нужные им предметы. Они также начинают понимать, для чего используются предметы в доме, например, чашка или ложка. Примерно в этом возрасте у вашего малыша могут быть приступы гнева, когда он/она расстраивается, пытаясь сообщить о своих чувствах.
Проверьте свои знания |
Социальные и эмоциональные |
Язык и общение |
Развитие мозга |
Движение и физическое развитие |
Продукты питания и питание |
На что обратить внимание |
Советы и ресурсы |
< Назад к вехам воспитания |
Проверьте свои знания
Правда или ложь?
Загрузка. ..
Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 18 месяцев
Некоторые из способов, с помощью которых ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 18 месяцев:
- Может бояться незнакомцев, но проявляет привязанность к знакомым людям.
- Очки, чтобы показать интерес к чему-либо.
- Любит играть, передавая вещи людям или просто притворяясь.
- Возможны истерики.
- Может цепляться за опекунов в новых ситуациях или исследовать в одиночку, но с родителем рядом.
Советы для родителей
- Создавайте возможности для совместных игр с малышом.
- Хвалите своего малыша, когда он проявляет признаки сочувствия, делясь своей игрушкой, заботясь об игрушках или проявляя заботу о других. Все это помогает поддерживать социальное и эмоциональное развитие.
Вехи языка и общения в возрасте 18 месяцев
Как ваш малыш выражает свои потребности:
- Качает головой «нет».
- Может произнести несколько отдельных слов.
- Очки, чтобы показать, что он хочет.
Советы для родителей
- Обратите внимание на то, на что указывает ваш малыш, и сделайте это возможностью развития речи, называя объект, на который он указывает.
Основные этапы развития мозга в возрасте 18 месяцев
Как развивается мозг вашего ребенка:
- Узнает предметы повседневного обихода.
- Очки, чтобы привлечь внимание.
- Делает вид, что кормит своих любимых мягких игрушек.
- Может указывать на часть тела.
- Может выполнять одношаговые команды без жестов.
Советы родителям
- Обеспечьте малыша игрушками для ролевых игр.
Вехи двигательного и физического развития в возрасте 18 месяцев
Как он будет передвигаться в окружающей среде:
- Может ходить самостоятельно.
- Может помочь раздеться.
- Во время кормления использует посуду.
- Может начать подниматься по лестнице.
- Тянет игрушки во время ходьбы.
Советы для родителей
- Поощряйте ребенка участвовать в повседневных делах, таких как одевание.
Пищевые продукты и основные этапы питания в 18 месяцев
Как выглядит время приема пищи в 18 месяцев:
- Пробует больше нарезанной твердой пищи, такой как курица или кабачки.
- Можно держать и пить из чашки.
Советы родителям
- Дайте ей достаточно времени, чтобы поесть. Она сможет есть большую часть тех же продуктов, что и взрослые, и будет легче пользоваться посудой.
На что обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует обратиться к своему педиатру, если ваш 18-месячный ребенок:
- не может ходить.
- Не указывает.
- Не пытается копировать других.
- Не учит новые слова.
- Не могу сказать хотя бы шесть слов.
- Не замечает, когда родитель уходит или возвращается.
- Теряет навыки, которые у него когда-то были.
Изучение возрастных групп
2 месяца | 4 Месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 1 год | 18 месяцев | 2 года
< Вернуться к этапам воспитания детей
вех для 5-летних | HealthLink BC
Содержание темы
- Обзор темы
- Связанная информация
- Кредиты
Обзор темы
Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут отставать в одной области, например в языке, но отставать в другой, например в сенсорном и моторном развитии.
Вехи обычно делятся на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.
Физический рост и развитие
Ваш ребенок растет в своем собственном темпе, и здоровый рост у всех детей разный. Естественный темп роста вашего ребенка может быть медленнее или быстрее, чем в приведенном ниже примере.
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Набрали около 2 кг (4,4 фунта) и выросли на 4 см (1,5 дюйма) до 5 см (2 дюйма) с момента своего четвертого дня рождения.
Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Знают свой адрес и номер телефона.
- Распознавать большинство букв алфавита.
- Может считать 10 или более объектов.
- Знать названия не менее 4 цветов.
- Понять основные концепции времени.
- Знать, для чего используются предметы домашнего обихода, такие как деньги, еда или техника.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Хотят нравиться и нравиться своим друзьям, хотя иногда могут быть грубы с другими.
- Большую часть времени соглашайтесь с правилами.
- Показать независимость.
- Умеют отличать фантазию от реальности, но любят играть в притворство и переодевания.
- Имейте разные способы игры в зависимости от пола. Большинство 5-летних мальчиков играют грубо или физически активно. Девочки того же возраста чаще участвуют в социальных играх.
Развитие речи
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Поддерживайте содержательный разговор с другим человеком.
- Понимать отношения между объектами, например, «мальчик, который прыгает через скакалку».
- Используйте будущее время, например: «Пойдем завтра в зоопарк!»
- Часто называют людей (или предметы) по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
- Говорите или рассказывайте истории. У них практически нет проблем с тем, чтобы их понимали другие.
Сенсорное и моторное развитие
Большинство детей в возрасте 5 лет:
- Кувыркаться и, возможно, прыгать.
- Качайтесь и карабкайтесь.
- Прыжок на одной ноге.
- Сходить в туалет самостоятельно. Однако они все еще могут мочиться в постель.
К 5 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика) для:
- Копирования треугольников и других геометрических фигур.
- Нарисуйте человека с головой, телом, руками и ногами.
- Одеваться и раздеваться самостоятельно, хотя им может понадобиться помощь, чтобы завязать шнурки.
- Напишите несколько строчных и заглавных букв алфавита.
- Ешьте вилкой, ложкой и, возможно, столовым ножом.
Кредиты
- Об этой странице
- Общая обратная связь
- Ссылка по электронной почте
- Услуги физической активности
Мы ценим ваши отзывы. Комментарии, отправленные через форму ниже, могут помочь нам исправить ошибки в содержании страницы, избавиться от ошибок интерфейса и обновить веб-сайт HealthLinkBC, чтобы он лучше соответствовал потребностям людей, которые его используют.
Чтобы оставить отзыв об этой веб-странице, введите свои комментарии, предложения, комплименты или вопросы в форму ниже. Чтобы отправить общий отзыв о веб-сайте HealthLink BC, нажмите на вкладку «Общая обратная связь».
Страница
Содержание
Функциональность
Сообщение:
Ваше имя:
Ваш адрес электронной почты:
Чтобы оставить общий отзыв о веб-сайте HealthLink BC, введите свои комментарии, предложения, комплименты или вопросы в форму ниже. Чтобы отправить отзыв о конкретной веб-странице, нажмите на вкладку «Об этой странице».
Обратите внимание, что мы не можем предоставить общую информацию о состоянии здоровья или рекомендации по поводу симптомов по электронной почте.