Дети зависимые от компьютера: Лечение компьютерной зависимости у детей в Москве

Содержание

Игровая зависимость у детей и подростков ✔️ Лечение

Ребёнок стал слишком много времени проводить за компьютером или в смартфоне. Может, это простое увлечение? Или уже проблема? В какой момент надо начинать волноваться и предпринимать серьёзные действия? В статье мы рассмотрим, как формируется игровая зависимость и как из неё можно выйти с минимальными потерями для ребёнка и семьи.

Содержание:

  • Игровая зависимость — что это такое?
  • Игровая зависимость у детей и подростков
    • Игры могут быть полезными!
    • Весь вред — от злоупотребления
    • Группы риска
    • Мифы о компьютерных играх
  • Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться
  • Стадии развития зависимости
  • Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?
  • Лечение игровой зависимости
    • Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр
  • Профилактика

Игровая зависимость — что это такое?

Prostock-studio/Shutterstock. com

В адрес любителей поиграть часто можно услышать обвинения в игровой зависимости. Однако не все игроки действительно больны.

Игровая зависимость — это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Американская психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных (и других онлайн) игр:

  • появление навязчивых мыслей об игре, даже во время других занятий;
  • беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от неё;
  • возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;
  • потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;
  • восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;
  • невозможность остановиться, даже при осознании всех негативных последствий (или проявлений некоторых из них): плохое самочувствие, проблемы с учёбой, финансовые траты, конфликты с близкими;
  • возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведённом в игре.

На данный момент по различным исследованиям от 12 до 25% людей по всему миру страдает игровой зависимостью. Поскольку проблема с каждым годом всё очевиднее, в январе 2022 года игровая зависимость войдёт в справочник МКБ-11 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Игровая зависимость у детей и подростков

Prostock-studio/Shutterstock.com

Современные люди знакомятся с миром компьютерных игр (в том числе и приложениями на телефоне) довольно рано. По социологическим исследованиям 88% детей к началу обучения в школе уже имеют такой опыт. По данным СМИ симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается у 10-14 % российских подростков.

Игры могут быть полезными!

Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры наносят вред психике и здоровью ребёнка, однако чрезмерное увлечение ими несомненно может иметь большие последствия. В небольших дозах игры позволяют сбрасывать стресс, отрабатывать различные навыки, могут обучать иностранным языкам через общение с другими игроками.

Например, игры-головоломки позволяют ребёнку развить пространственное и логическое мышление, учат искать творческое решение и нестандартный подход. Учащиеся, играющие в компьютерные игры по сети, быстрее преодолевают языковой барьер и легче осваивают английский.

Особо заинтересованные дети начинаю искать лазейки и чит-коды, что сильно развивает их компьютерную грамотность. Регулярные достижения в игре позволяют ребёнку повышать свою самооценку. Профессоры Трентского и Стэндфордского университета установили, что люди, играющие за положительных героев, ведут себя также при контакте с людьми в реальной жизни.

Весь вред — от злоупотребления

Prostock-studio/Shutterstock.com

Всегда надо помнить, что виртуальный мир не должен заменять реальный. А у детей часто в реальном мире довольно много проблем, которые не решить перезагрузкой приложения. Если посмотреть на ребят, погружённых в мир игр, можно заметить несколько закономерностей: как правило, у них нет других хобби и нет никакого внятного распорядка дня. Ребёнок предоставлен сам себе и получает удовольствие самым простым и доступным способом — через гаджет.

Кроме того, разработчики компьютерных игр часто используют цикличную систему вознаграждения. Заставляя игрока проходить всё новые и новые уровни, за которые он получает виртуальную награду, что в свою очередь активирует выработку дофамина – «гормона удовольствия». Всем детям нравится, когда их хвалят и дарят подарки, а компьютерная игра – идеальная среда, где при минимальных усилиях можно получить вкусное чувство победы.

Таким образом, когда ребёнок не имеет достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников и у него нет других увлечений в жизни — виртуальные фантазии с лёгкостью его поглотят.

Группы риска

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чаще всего в ловушку попадают неуверенные в себе, тревожные подростки. Они неудовлетворены окружающей действительностью, им страшно самовыражаться, быть отвергнутыми. В виртуальном мире можно быть кем угодно – сильным, успешным, красивым. Чем дольше играет такой ребёнок, тем больше он погружается в мир фантазии, меняет своё мировоззрение. Желание возвращаться в реальность уменьшается. Как правило, окружение начинает давить ещё больше – конфликты и скандалы частое явление в семье игромана, что приводит к ещё большему желанию уйти в виртуальность.

Мифы о компьютерных играх

Существует ряд предубеждений, связанных с компьютерными играми. Предлагаем сразу их рассмотреть, чтобы они не мешали нам в дальнейшем говорить об играх в спокойном ключе.

Агрессивность и колумбайн

Есть мнение, что игры делают детей более агрессивными и психически неустойчивыми. Эта гипотеза вызывает жаркие споры как в научном, так и в геймерском сообществе. Однако во всех известных случаях проявления жестокости со стороны подростков (Колумбайн, Керчь), которые изначально приписывали играм, в конечном итоге находились глубокие внутриличностные проблемы у ребёнка.

Более того, любой человек, долго играющий в игру, постепенно утомляется. Детская психика от такой длительной нагрузки просто не выдерживает и эмоции начинают зашкаливать. Чтобы избежать этого, во-первых, соблюдайте режим отдыха, во-вторых, просматривайте игру заранее, прежде чем допустить к ней ребёнка.

Читайте также В каких приложениях проводят время дети: влияет ли насилие в играх на уровень агрессии?

Вред для здоровья

Prostock-studio/Shutterstock.com

Другое заблуждение — безусловный вред здоровью. Здесь тоже важно отметить, что усталость от неподвижного сидения наступает у любого человека. Однако, если ребёнок после игры за компьютером побежал во двор играть в мяч — ничего плохого не случится. Чтобы избежать проблем со здоровьем, рекомендуется регулярная смена умственной и физической активности.

Киберспорт

Часто камнем преткновения становится киберспорт. Родителям кажется это несерьёзной забавой, которая ничего общего со спортом не имеет. Но в современном мире индустрия компьютерных игр зашла так далеко, что соревнования стали её неотъемлемой частью.

Профессиональные киберспортсмены тренируются, разрабатывают стратегии поведения, работают в команде для достижения наилучшего результата, — и всё это хорошо оплачивается. Кроме того, это работа, требующая вложения сил, терпения и таланта. Киберспортсмены — очень дисциплинированные люди, подчинённые жёсткому графику тренировок.

Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться

Prostock-studio/Shutterstock.com

Порой бывает сложно определить, ребёнок просто увлечённо играет или уже зависим и не может остановиться. В таком случае необходимо понаблюдать за ним некоторое время.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

Настроение

Ребёнок с зависимостью часто раздражителен, зол, плохо контролирует свои эмоции, особенно когда речь заходит о компьютерных играх. Однако быстро успокаивается, получив возможность играть. Здесь важно уточнить, что злость на маму, которая вырвала из рук гаджет – закономерная реакция и для здорового подростка. Незрелая психика работает медленно, поэтому, чтобы избежать конфликта и подготовить ребёнка к окончанию игры, предупредите его заранее, что время подходит к концу («осталось 5 минут»). Если по истечении этого времени ребёнок достаточно спокойно расстался с игрушкой – проблем нет.

Время в игре

Prostock-studio/Shutterstock.com

Геймеры часто просто не могут ограничить себя в этом удовольствии. Они готовы отказаться от еды в пользу игры, плохо ложатся спать, прогуливают занятия, чтобы посидеть за компьютером или в гаджете. Бывает, что родители сами провоцируют такую ситуацию, изначально отказывая ребёнку в праве на игру. Если в расписании дня есть чёткое время, отведённое на развлечение – ребёнок меньше тревожится по поводу игры, он точно знает, что получит желаемое вовремя и никто его не накажет.

Финансовые затраты

Ребёнок начинает настаивать на необходимости вкладывать деньги в игру, в улучшение технических характеристик телефона или компьютера. Карманных денег ему не хватает. Возможны кражи из дома.

Общение со сверстниками

Интересы зависимого ребёнка сильно сужаются. С друзьями все разговоры в конечном счёте сводятся к игре. Игроман начинает сокращать количество прогулок с приятелями, под разными предлогами оставаясь наедине с игрой.

Если ваш ребёнок достаточно легко отвлекается от игры, спокойно расстаётся с гаджетом, ведёт активную социальную жизнь, у него нет проблем со сном – всё хорошо. Игры – это развлечение, одно из тысячи возможных. И ругать ребёнка за желание себя развлечь неразумно.

Стадии развития зависимости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

Может длиться очень долго, и многие подростки на ней и остаются, пробуя всё новые и новые приложения. Здесь ещё нет маниакального желания играть, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит. Поддерживайте его в других увлечениях, и зависимость от игр вам не будет страшна.

Стадия увлечённости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Первый звоночек для родителей. Мир фантазии интересует подростка всё больше, хочется поиграть чуть подольше, «ещё пять минуточек». Ребёнок пока способен отказаться от игры, но стремление вернуться туда снова возникает всё чаще. Он проводит за игрой по несколько часов в день, успеваемость падает. Хорошо, если приложение наскучит, разочарует игрока на данном этапе. Или родители мягко вмешаются в жизнь ребёнка и направят его энергию в другую сторону.

Важно понимать, что запрет на игру вызовет только больший протест, а желание играть — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию.

Стадия зависимости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Школа, друзья, еда и сон – помеха игре. Постоянные конфликты с семьей, все мысли только о том, как улучшить свои результаты при прохождении следующего испытания. Здесь можно наблюдать полноценный синдром отмены — «ломки», когда игра становится недоступной для ребёнка.

Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.

К сожалению, немногие родители смогут самостоятельно справиться с ситуацией, поэтому для блага всей семьи необходимо обратиться к специалистам, которые помогут вывести ребёнка из игромании и наладить отношения с миром, чтобы не случилось рецидива.

Стадия клинической зависимости

Ребёнок больше не в состоянии себя контролировать и может просидеть за компьютером или гаджетом сутки без сна. Снижается аппетит, наблюдается эмоциональная заторможенность, вместе с тем растёт истеричность, импульсивность. Начинаются психосоматические нарушения – головные боли, расстройства желудка, кишечные колики. У некоторых детей появляются слуховые и визуальные галлюцинации. Если срочно не принять меры и не подключить к спасению ребёнка специалистов, могут начаться необратимые изменения в головном мозге.

Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?

Prostock-studio/Shutterstock.com

На самом деле, нельзя назвать конкретные жанры игр, вызывающие стопроцентную зависимость. Любая игра, сделанная достаточно качественно, продумано, красочно, может привлечь внимание ребёнка и заставить его снова и снова возвращаться к экрану.

К сожалению, разработчики игр вынуждены создавать притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, иначе их продукцию перестанут покупать. Да и зависимость возникает не у всех игроков.

Если рассмотреть приложения по отдельности, то можно найти для каждого набор ключевых навыков, необходимых для успешного прохождения.

На данный момент существует множество классификаций игр. Мы рассмотрим одну из самых простых, имеющую непосредственное отношение к психологическим аспектам. Игры делятся на шесть жанров:

Действия (Экшен)

Направлены на физические навыки игрока, успешность прохождения зависит от скорости реакции, хорошей координации зрения и моторики. Для этих игр очень важны характеристики компьютера или телефона, на которых они установлены, поскольку от качества прорисовки деталей зависят действия человека.

Типичная задача для игрока этого жанра – собрать все необходимые предметы, победить всех «монстров», найти выход из локации. Некоторые игры предполагают активную работу в команде. Всё это развивает умение быстро принимать решения, мыслить стратегически, просчитывать ходы заранее, а также позволяет сбрасывать лишнюю агрессию. Однако вместе с тем, экшен-игры легко затягивают своей активностью и вызывают быстрое утомление нервной системы. Желательно ограничивать время, проводимое в подобных играх, чтобы давать возможность отдохнуть психике, а телу – размять не только пальцы.

Симулятор

Prostock-studio/Shutterstock.com

Отличная возможность для ребёнка попробовать себя в различных ситуациях. Например, там можно управлять самолётом или собственным рестораном. Здесь главное помнить, что симулятор не даёт стопроцентной передачи реальности, а показывает только часть жизни.

Стратегии

Игры, требующие качественного мыслительного процесса. Как правило, игроку предлагается роль руководителя государства, компании или группы, и некая цель, к которой он должен привести вверенных ему людей.

Периодическое увлечение этим жанром развивает стратегическое мышление, умение видеть ситуацию широко и с разных точек зрения, принимать неоднозначные решения, думать на перспективу. Здесь перерывы необходимы, чтобы дать мозгу передохнуть, иначе вероятность совершить ошибку увеличивается.

Ролевые игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дают возможность подростку стать кем-то другим. Не «скромным мальчиком Петей», а «последним потомком короля эльфов», например. Весьма популярный жанр среди детей, особенно неуверенных в себе.

Эти игры, к слову, встречаются не только в виртуальном мире, но и в реальном. Люди переодеваются в любимых персонажей и собираются на различных играх и фестивалях, чтобы прожить более яркую и необычную жизнь.

Если вы заметили, что ребёнок начал сильно погружаться в ролевые игры, посмотрите, насколько насыщена событиями его реальная жизнь. Возможно, ему не хватает сильных позитивных впечатлений. Поскольку каждый персонаж в игре отличается набором особых характеристик, обратите внимание на то, какие особенности выбирает ребёнок. Помогите ему развить эти качества в настоящей жизни.

Приключения (квест)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Лёгкий жанр, где игрок в образе персонажа проходит некое путешествие, преодолевает препятствия, решает задачки. Очень часто такие игры базируются на сюжетах книг и фильмов. Здесь не важна скорость реакции и стратегическое мышление – гораздо важнее наблюдательность и логика. Игроку предлагаются головоломки, решая которые он получает возможность двигаться дальше. В такие игры можно играть всей семьей. Они увлекательны и полезны. Главное – вовремя делать перерыв.

Головоломки

Игры без особого сюжета. Уровни построены на одних и тех же правилах и заключаются в решении логических задач с постепенным увеличением сложности. От игрока требуются концентрация внимания, логическое мышление, немного стратегии и интуиции. В умеренных дозах головоломки способствуют развитию умственных способностей ребёнка. 

Таким образом, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших игр – всё хорошо в меру и вовремя. Главное правило как для детей, так и для взрослых – играть в удовольствие и в строго отведённое для этого время. Риск появления зависимости сильно снижается, если человек ведёт активную, насыщенную жизнь, а игра выступает приятной приправой к ней.

Лечение игровой зависимости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Лечение игровой зависимости как правило не включает в себя принятия лекарственных препаратов, за исключением некоторых сопутствующих заболеваний (тревожные расстройства, депрессия, страхи).

Родителям, в первую очередь, необходимо обратиться к детскому или семейному психологу. Специалист поможет грамотно наладить взаимоотношения внутри семьи, чтобы общение между родителями и ребёнком протекало в спокойной обстановке. Когда в семье доверительные отношения, детям не нужно «убегать» в виртуальную реальность.

Если по каким-то причинам обратиться к психологу не получается, следует провести ревизию своих взаимоотношений с ребёнком. Часто родители неосознанно провоцируют ребёнка к «побегу». Например, чрезмерный контроль и повышенная критичность воспитывают неуверенного в себе человека, которому легче решать задачки в игре, где можно сохраниться и начать заново, чем в реальной жизни, где за любой неверный шаг будет ждать наказание. Семьи, где чувства и желания ребёнка уважают, где можно высказывать свое мнение и самовыражаться, реже встречаются с проблемой зависимости к чему-либо.

Узнайте больше о воспитании здоровых и счастливых детей по системе позитивного родительства!

Проведите сверку своих требований к ребёнку – все ли они обоснованы и понятны ребёнку, согласен ли он с ними? Как часто ваше слово «последнее» и всегда ли это обосновано? Дети, чья самостоятельность поощряется, а инициатива поддерживается, более активны и уверены в себе. Им не нужно уходить в мир фантазии, чтобы добиться успеха.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Параллельно с налаживанием взаимоотношений с ребёнком, надо постепенно возвращать его в режим дня. Не стоит резко сокращать время, проводимое им в игре. Тем не менее, необходимо постепенно его уменьшать и заменять игру на другие активные развлечения. Просто забрав гаджет у ребёнка, не предложив альтернативу, проблему не решить.

Чтобы ввести новые правила в жизнь:

  1. Поговорите с ребёнком, не обвиняйте и не оскорбляйте его, поделитесь с ним своим беспокойством, скажите, что расстроены его пристрастием к играм.
  2. Обязательно проговорите, почему так важно временно ограничить игры («чтобы сохранить здоровье», «чтобы подтянуть учёбу»).
  3. Составьте распорядок дня совместно с ребёнком и дайте ему возможность выбрать время для игры.
  4. За пять минут до окончания игрового времени напомните, что оно подходит к концу. Не ведитесь на уговоры и угрозы, не вступайте в переговоры и торги.
  5. Чтобы иметь возможность дистанционно отслеживать количество времени, проведённое в игре, можно воспользоваться специальными приложением. Но без согласия ребёнка, устанавливать его не стоит. Это может привести к потере доверия.
  6. Не кричите, будьте спокойны даже если начался конфликт. Будьте сдержаны и последовательны в своих действиях.
  7. Освободившееся от игр время заполните новыми увлечениями, не бойтесь спрашивать, чего хочет ваш ребёнок и помогать ему в начинаниях.

Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр

Prostock-studio/Shutterstock.com

На рынке приложений для родительского контроля существует ряд программ, позволяющих отслеживать активность детей в гаджетах — время, проведённое в сети и играх, поисковые запросы и просмотренный контент.

Например, с согласия ребёнка можно установить приложение «Где мои дети» позволит, помимо просмотра статистики использования приложений, проверить реальное местоположение ребёнка.

Также советуем попробовать приложение Kids360, от создателей «Где мои дети». Сервис не только имеет функцию ограничения работы с гаджетом по времени (screen time), но и фильтрует нежелательный контент, который может прочитать ребёнок. Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе сколько времени ребёнок проводит в смартфоне. Кроме того, вы сможете составлять расписание (в какое время и в какие приложения ребёнок может заходить или играть) и управлять доступом к приложениям.

Использование таких программ поможет не только отследить успешность реабилитации зависимого игрока, но и предотвратит возникновение игровой зависимости на ранних этапах у здоровых ребят.

Профилактика

Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.4 / 5. Голосов: 18

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков – когда бить тревогу?

На главную

В семье растет геймер?

Компьютер прочно вошел в жизнь современного человека и стал непременным элементом интерьера квартир, атрибутом повседневной жизни. Дети с раннего детства начинают осваивать сложную технику и делают это успешнее и быстрее многих взрослых. Этот парадокс не может не удивлять, провоцируя взрослых покупать малышу новейшие планшеты и ноутбуки. Предлагаем вам разобраться: нужен ли ребенку компьютер, чтобы стать успешным и умным; как складываются «взаимоотношения» ребенка с компьютером; в чем вред и польза компьютерных игр?

Все большее число современных детей и подростков знакомятся с компьютером еще в дошкольном возрасте. По данным социологических исследований 88% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями и имеют опыт компьютерных игр еще до школы.

Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры приносят только вред. Например, игры-головоломки развивают логическое мышление, формируют произвольность восприятия, учат искать нестандартные решения задач. Приводятся исследования, в которых доказано, что сетевые компьютерные игры способствуют более легкому овладению иностранным языком, снимается языковой барьер, появляется мотивация к изучению языка, помогают наладить языковую коммуникацию с партнерами по игре.

Несмотря на большой интерес педагогов и психологов к влиянию компьютерных игр на развитие, обучение детей, следует отметить, что этот вопрос до конца не изучен. Так, например, в исследованиях М.М. Безруких приводится интересный факт, оказывается, трёхлетние дети, легко складывающие на компьютере разрезанные картинки, не переносят эти действия в реальный мир, и не могут сложить точно такую же, но уже реальную картинку.

Таким образом, не происходит процесса переноса и интериоризации действия — основы развития и обучения ребенка. Поэтому есть ряд вопросов, требующих ответов: С какого возраста можно использовать для обучения компьютерные развивающие игры? Каковы их возможности и ограничения в обучении детей и подростков? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы увлечение не переросло в диагноз?

Ни для кого не секрет, что привычка воспринимать компьютер как средство игр и развлечений в более старшем возрасте приводит к формированию компьютерной игровой зависимости, по данным СМИ игровая компьютерная зависимость формируется примерно у 10-14% подростков (и у 12-25% взрослых людей). ВОЗ официально признала компьютерную игровую зависимость болезнью и с 2022 года она будет включена в медицинский справочник.

В психологии любую зависимость от сильного раздражителя (аддикцию) рассматривают как навязчивую потребность в определенной деятельности, в данном случае игровой компьютерной зависимости. Можно выделить разные виды зависимостей, связанных с компьютером, например, онлайн-общение, чрезмерное увлечение компьютерным программированием, серфинг (просматривание различных сайтов) и другие интернет-зависимости.

Чаще всего зависимость от компьютерных игр формируется у мальчиков, нежели у девочек. Девочек больше увлекает онлайн-общение. Это связано с гендерными особенностями развития. Мальчики в младшем школьном возрасте менее успешны в учебной деятельности, им сложнее выразить собственные чувства, словесная эмоциональность также далеко не всегда экспрессивна, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых им может не хватать. Чувство неуверенности, повышенная тревожность негативно влияет на самооценку младшего школьника, падает потребность в общении, появляется замкнутость. Хорошо, когда поиски личной успешности происходят в различных видах деятельности: это может быть спортивная секция, художественная студия, технический кружок, социальная активность в школе, в противном случае, потребность в личной успешности начинает удовлетворятся в компьютерных играх.

В отличии от мальчиков, девочки более эмоциональны, прилежны и послушны, они, как правило, более успешны в учебной деятельности в начальной школе. Увлечения девочек и их интересы шире, к моменту обучения в школе произвольность у девочек выше, нежели у мальчиков. Конечно, с возрастом, мальчики догоняют и обгоняют девочек в интеллектуальном развитии, они становятся успешнее в основной и старшей школе, поэтому период обучения в начальной школе требует от педагогов и родителей учета гендерных и возрастных особенностей развития, сохранения позитивных отношений и веры в возможности детей.

В группу риска компьютерной игровой зависимости входят дети и подростки с нарушением развития произвольности, дети из неблагополучных семей. Существенную роль в развитии аддикции играют дисгармоничные детско-взрослые отношения в семейном воспитании: авторитарный стиль. материнская доминантность, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, разобщенная семья, родители-геймеры и другие аспекты, приводящие к нарушению связи между детьми и родителями.

Рассмотрим степени зависимости и роль взрослых в профилактике зависимого поведения у детей и подростков.

1 СТЕПЕНЬ — увлечение на стадии освоения, когда о зависимости говорить еще нет оснований. Компьютер, телефон, планшет привлекают ребенка своей неизведанностью, необычностью, воспринимаются как интересные предметы. Как правило, одного месяца достаточно, чтобы увлечение новым пошло на спад. Очень значимы установки, которые взрослые явно или косвенно транслируют детям в отношении компьютера – либо как средства развлечения, удовольствий, либо как средства обучения, развития, поэтому приобретая компьютер родители должны четко понимать, для чего он необходим их ребенку.

ВАЖНО. Обратить внимание, сколько времени проводит ребенок у компьютера, происходит ли уменьшение временного интервала, которое он посвящает компьютеру, происходят ли временные паузы, вызванные чем-то более интересным. Если вы наблюдаете увеличение времени, ребенок не делает пауз и перерывов, нет других увлечений, то ситуация может перерасти во вторую стадию.

НЕОБХОДИМО. Взрослому нужно изменить свое поведение: больше времени проводить вместе с ребенком, выработать совместные ритуалы и традиции, например, воскресные прогулки, пятничные чаепития. Отличной альтернативой увлечению компьютерными играми является совместные хобби и семейные увлечения. Взрослым необходимо самим контролировать собственное времяпровождение у компьютера, пример – действенное средство в профилактике зависимого поведения.

2 СТЕПЕНЬ — рассматривается как состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в компьютерную игру, повышенный эмоциональный тонус во время игры, возбуждение, агрессия, тревожность. На этой стадии отмечается незначительное снижение мотивации к учебной деятельности, появляются проблемы в знаниях (ребенок, подросток сокращает время на приготовления уроков в пользу компьютерных игр). На этой стадии дети негативно реагируют на любые попытки взрослого помешать игре.

ВАЖНО. На этой стадии не предпринимайте резких шагов, жестких запретов в отношении ребенка. Нельзя наказывать или поощрять ребенка (подростка) временем, проводимым у компьютера. На этой стадии нужно попробовать установить контакт с ребенком, полезна смена обстановки.

НЕОБХОДИМО. Рекомендуется обратиться к психологу с целью выявления зависимости от компьютерных игр, поиска выхода из сложившейся ситуации.

3 СТЕПЕНЬ — выраженная зависимость. Эмоциональное напряжение нарастает, отмечается неустойчивость эмоций, рассеянность, невнимательность вне игровой деятельности. Появляется изменение внешнего вида – небрежность в одежде, безразличие к собственной внешности. Наблюдается снижение успеваемости, пропуски уроков, угасание интереса к общению не только со взрослыми, но и со сверстниками, полная замена друзей компьютером. На этой стадии появляются заболевания, чаще ЖКТ вследствие периодического нарушение аппетита, снижении потребности в еде и питье.

ВАЖНО. Старайтесь налаживать (поддерживать) любой позитивный контакт с ребенком.

НЕОБХОДИМО. Признайте проблему и поймите, что сама собой она не пройдет. Нужно обратиться к специалисту — подростковому психиатру, клиническому психологу за помощью.

4 СТЕПЕНЬ — клиническая зависимость. Наблюдаются существенные отклонения от нормы в поведении — неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность), отсутствует эмоциональный и поведенческий самоконтроль, появляются зрительные и слуховые расстройства, нарушается сон. Подросток не способен жить обычной жизнью, происходят необратимые изменения в головном мозге. Иногда подростки чувствуют сильнейшую усталость от игры, головные боли, тошноту, но бросить игру все равно не могут. Игровые действия продолжаются и во время сна, поэтому сон не приносит чувства отдыха, восстановления.

ВАЖНО. Взрослому нужно понять, что чем быстрее будет оказана профессиональная медицинская помощь, тем больше шансы на стабилизацию состояния.

НЕОБХОДИМО. Взрослый должен не медлить и обратиться к специалисту – подростковому психиатру, клиническому психологу за помощью.

Хочется обратить внимание, на то, что родители при обращении к психологу не всегда формулирую запрос на компьютерную зависимость, чаще всего жалобы касаются снижения успеваемости, изменения поведения, необщительности, грубости. Вторая и третья степени проходят порой совершенно незаметно для родителей и чаще всего они не видят проблем в таком поведении собственных детей.

Предлагаем вам небольшой тест для того, чтобы понять, зависим ли ребенок (подросток) от компьютерных игр «Реакции на просьбу о помощи». К ребенку, увлеченному игрой, обращается взрослый с элементарной просьбой, например: «Сынок, помоги достать из верхней полки книгу (журнал, пачку бумаги и т.п.)». Если ребенок легко откликается на просьбы, такое поведение демонстрирует свободу от компьютерной зависимости на момент тестирования. Если ребенок не слышит обращенную к нему речь, через некоторое время (возможно даже на следующий день) нужно снова обратиться с просьбой, аргументируя и поясняя её. Например, «Сынок, помоги, пожалуйста, достать с верхней полки книгу, мне одной не справиться, я не достаю, нужна твоя помощь, прерви свое занятие». Если ребенок отрывается от игры и реагирует на просьбу негативно: огрызается, демонстрирует недовольство, раздражение, либо вообще не слышит, то, что говорит взрослый и не отрывается от игры, родителям необходимо внимательно понаблюдать за ребенком, сколько времени он проводит за компьютером, не заменили ли компьютерные игры реальную жизнь? Не пора ли обратиться за помощью к специалисту?

Интернет-зависимость: что родители могут сделать для своего ребенка?

Дети и интернет-зависимость

Поскольку дети в возрасте от 8 до 18 лет проводят перед экранами в среднем 44,5 часа в неделю, родители все больше обеспокоены тем, что навязчивое использование Интернета лишает их опыта реального мира. Почти 23% молодых людей сообщают, что чувствуют себя «зависимыми от видеоигр» (31% мужчин, 13% женщин). Это результаты исследования 1178 американских детей и подростков (в возрасте от 8 до 18 лет), проведенного Harris Interactive (2007), в котором задокументирован национальный уровень распространенности патологического использования видеоигр.

Доктор Дуглас Джентайл, директор Лаборатории медиа-исследований Университета штата Айова, сообщает: «Почти каждый десятый юный геймер проявляет достаточно признаков ущерба для своей школы, семьи и психологического функционирования, чтобы заслуживать серьезного беспокойства».

Помимо игр, дети проводят свое свободное время другими видами деятельности в Интернете: общением в социальных сетях, обменом мгновенными сообщениями (IM), ведением блогов, загрузкой файлов, играми и т. д. Доктор Кимберли Янг, директор Центра лечения интернет-зависимости, определила следующее: потенциальные предупреждающие знаки для детей с патологическим использованием Интернета:

  • Теряет счет времени в сети

  • Жертвовать часами сна, чтобы провести время в сети

  • Становится взволнованным или злым, когда время в сети прерывается

  • Проверяет электронную почту или онлайн-сообщения несколько раз в день

  • Становится раздражительным, если ему не разрешают доступ в интернет

  • Вместо домашней работы или работы по дому проводит время в сети

  • Предпочитает проводить время в сети, а не с друзьями или семьей

  • Несоблюдение ограничений по времени, установленных для использования Интернета

  • Ложь о количестве времени, проведенном в сети, или «крадется» в сеть, когда никого нет поблизости

  • Заводит новые отношения с людьми, с которыми познакомился в сети

  • Кажется, он озабочен выходом в интернет, когда не работает за компьютером

  • Теряет интерес к занятиям, которые доставляли ему удовольствие до того, как он или она получили доступ в Интернет

  • Становится раздражительным, капризным или подавленным, когда не в сети

Эмоциональные издержки детской интернет-зависимости

Интернет-зависимость среди детей вызывает все большую озабоченность. Онлайн-доступ – важная часть современного мира и важный инструмент в образовании наших детей. Кроме того, это очень развлекательная и познавательная среда. Тем не менее, именно эти качества также делают его привлекательным для многих детей. Они могут быть кем угодно в онлайн-чате или играть в захватывающие и сложные игры против других игроков со всех уголков земного шара. Щелчком мыши они могут попасть в другой мир, где проблемы, которые они видят в своей реальной жизни, больше не существуют, и все, чем человек хотел бы стать, сделать или испытать, становится возможным.

Подобно пристрастию к наркотикам и алкоголю, Интернет предлагает детям и подросткам способ избежать болезненных ощущений или тревожных ситуаций. Они жертвуют необходимыми часами сна, чтобы провести время в сети, и уйти от семьи и друзей, чтобы сбежать в удобный онлайн-мир, который они создали и сформировали.

Дети, которым не хватает вознаграждающих или заботливых отношений или которые страдают от плохих социальных навыков и навыков выживания, подвергаются большему риску развития неуместных или чрезмерных привычек в Интернете. Поскольку они чувствуют себя одинокими, отчужденными и могут иметь проблемы с поиском новых друзей, они обращаются к невидимым незнакомцам в онлайн-чатах в поисках внимания и общения, которых не хватает в их реальной жизни. Они могут происходить из семей, у которых есть серьезные проблемы дома, или сталкиваться с издевательствами или трудностями в общении в школе и внеклассных мероприятиях, поэтому они справляются со своими проблемами, проводя время в Интернете.

В социальном плане они учатся обмениваться мгновенными сообщениями с друзьями, а не строить отношения лицом к лицу, что может повлиять на их отношение к сверстникам. Как объяснил один директор:

Интернет мешает им работать в группах. Наши учителя изо всех сил пытаются заставить их участвовать в любых командных заданиях; вместо этого они все предпочли бы смотреть на компьютер. Когда я наблюдаю, как они разговаривают друг с другом в коридоре, я вижу молодых девушек, которые ведут себя социально агрессивно или неадекватно, и я не могу не думать, что Интернет социализирует их таким образом, что эмоционально подавляет их и мешает им общаться. иметь дело с другими в реальном мире.

Решите проблему

В семье с двумя родителями очень важно, чтобы оба родителя выступали единым фронтом. Как родители, каждый должен серьезно отнестись к этому вопросу и договориться об общих целях. Обсудите ситуацию вместе и, если необходимо, найдите компромисс в отношении желаемых целей, чтобы, когда вы подходите к своему ребенку, вы исходили из одной и той же страницы. Если вы этого не сделаете, ваш ребенок обратится к более скептически настроенному родителю и создаст между вами разногласия.

В семье с одним родителем родителю необходимо некоторое время подумать о том, что нужно сказать, и подготовиться к вероятной эмоциональной реакции ребенка. Ребенок, зависимый от Интернета или ставший зависимым от него, будет чувствовать угрозу при самой мысли об ограничении времени, проводимого за компьютером или экраном. Родитель-одиночка должен быть готов к эмоциональному взрыву, наполненному обвинительными фразами, призванными заставить родителя почувствовать себя виноватым или неадекватным. Важно не реагировать на эмоции или, что еще хуже, не отвлекаться на лекцию о неуважении. Признавайте чувства вашего ребенка, но оставайтесь сосредоточенными на теме его или ее использования Интернета.

Продемонстрируйте свою заботу

Это поможет начать разговор с напоминания ребенку о том, что вы его любите и заботитесь об его счастье и благополучии. Дети и подростки часто интерпретируют вопросы об их поведении как обвинение и критику. Вам нужно убедить ребенка, что вы не осуждаете его. Вместо этого скажите своему ребенку, что вы обеспокоены некоторыми изменениями, которые вы заметили в его поведении, и опишите эти изменения в конкретных терминах: усталость, плохие оценки, отказ от хобби, социальная изоляция и т. д. Назначьте журнал времени в Интернете — сообщите своему ребенку. ребенок, которого вы хотели бы видеть в отчете о том, сколько времени он проводит в Интернете каждый день и какие действия в Интернете он совершает.

Напомните им, что с телевидением вам будет легче следить за их привычками просмотра, но с Интернетом вам потребуется их помощь и сотрудничество, чтобы принять надлежащее участие. Поместите их в систему чести, чтобы они сами вели журнал в течение недели или двух, чтобы укрепить доверие между вами. Если они отказываются от этой идеи или явно лгут в своем журнале, вы, вероятно, имеете дело с их отрицанием зависимости.

Станьте лучше разбираетесь в компьютерах

Проверка папок истории и интернет-журналов, изучение программного обеспечения для родительского контроля и установка фильтров — все это требует определенного уровня компьютерной грамотности. Каждому родителю важно знать терминологию (как техническую, так и популярную) и чувствовать себя комфортно с компьютером, по крайней мере, достаточно, чтобы знать, что ваш ребенок делает в Интернете. Проявите активный интерес к Интернету и узнайте, где ваш ребенок находится в Интернете.

Установите разумные правила и границы

Многие родители злятся, когда видят признаки интернет-зависимости у своего ребенка, и в качестве наказания отбирают у него компьютер. Другие пугаются и заставляют своего ребенка бросить холодную индейку, полагая, что это единственный способ избавиться от проблемы. Оба подхода вызывают проблемы — ваш ребенок усвоит сообщение о том, что он плохой; они будут смотреть на вас как на врага, а не как на союзника; и они будут страдать настоящими симптомами отмены нервозности, гнева и раздражительности. Вместо этого поработайте с ребенком, чтобы установить четкие границы для ограниченного использования Интернета. Выделите, возможно, час в день после домашней работы, с несколькими дополнительными часами в выходные дни. Придерживайтесь своих правил и помните, что вы не пытаетесь контролировать своего ребенка или изменить его личность — вы работаете над тем, чтобы помочь ему освободиться от психологической зависимости. Наконец, сделайте компьютер видимым. Создайте правило, согласно которому использование компьютера, не связанное с домашним заданием, должно происходить только в общедоступных местах дома, где ваш ребенок с большей вероятностью будет взаимодействовать с вами или другими членами семьи.

Детская зависимость от компьютерных игр: СДВГ и экранное время

Дети любят компьютерные игры, и это не всегда плохо. Независимо от того, играете ли вы на портативном устройстве, компьютере или телевизоре, игры могут подарить часы тихого веселья. (Это одна из причин, по которой родители часто полагаются на них, чтобы сохранить спокойствие во время семейного отдыха.) Игры могут повысить навыки работы с компьютером и улучшить зрительно-моторную координацию. Одно исследование 2004 года показало, что хирурги, играющие в компьютерные игры, совершают меньше хирургических ошибок, чем их коллеги, не играющие в игры.

Компьютерные игры эмоционально «безопасны». Когда ребенок совершает ошибку, никто другой не знает (в отличие от публичного унижения, например, выбивания мяча в реальном бейсбольном матче). И поскольку каждая ошибка, сделанная в компьютерной игре, помогает игроку изучить конкретное действие, необходимое для продвижения вперед в следующий раз, игрок получает удовлетворение от постоянного улучшения и, в конечном счете, победы.

Большие недостатки

Но у компьютерных игр есть и большие недостатки. Помимо того, что они очень дорогие, многие популярные игры включают сцены насилия и взрослые темы, неподходящие для детей. Возможно, больше всего беспокоит то, что они могут вызывать привыкание. Любой ребенок может стать «зависимым» от компьютерных игр, но дети с СДВГ, похоже, подвергаются особому риску. Дети, которых беспокоит отвлекаемость в реальном мире, способны к интенсивной концентрации (гиперфокусировке) во время игры. «Транс» в компьютерной игре часто настолько глубок, что единственный способ привлечь внимание игрока — встряхнуть его или «встать ей в лицо».

Вы следите за тем, сколько времени ваш ребенок проводит со своим Gameboy? Вы постоянно убеждаете его выключить X Box? Желание играть в компьютерные игры доминирует в ее жизни? Когда вы настаиваете на том, чтобы телевизор был выключен, у вас случается вспышка гнева? Если да, то пришло время помочь этому ребенку или подростку (и всей семье).

Поиск альтернатив

Чтобы сделать игры менее соблазнительными, найдите способы минимизировать время простоя вашего ребенка дома, особенно в то время, когда он один. Возможно, ваш ребенок заинтересуется декоративно-прикладным искусством, театром или созданием фильмов. Возможно, группа социальных навыков была бы хорошей идеей. Может быть, он мог бы присоединиться к молодежной группе в вашей церкви, синагоге или мечети.

[Бесплатный ресурс: Видеоигры для развития мозга, которые любят дети]

Если у ребенка проблемы с определенным видом спорта из-за плохой моторики или ему трудно понять правила или стратегии, поищите другой вид спорта, который может быть более подходящим. — например, боевые искусства, боулинг или плавание. Помогите ребенку найти занятие, которое ему нравится, и место, где он может этим заниматься.

Установление ограничений

Детям с СДВГ часто не хватает «внутреннего контроля», необходимого для регулирования того, сколько времени они проводят за компьютерными играми. Родители должны ограничить использование игр.

Первый шаг часто бывает самым трудным: оба родителя должны согласиться с набором правил. Сколько времени можно проводить за играми в школьные вечера? Сколько стоит слишком много видеоигр? Должна ли быть сделана домашняя работа в первую очередь? Работа по дому? Сколько времени можно потратить в выходной день? Какие игры запрещены, а какие разрешены? Если ребенок играет в интернет-игры, какие сайты приемлемы?

Когда родители согласятся, сядьте с ребенком и обсудите правила. Уточните, какие правила подлежат обсуждению, а какие нет. Затем объявите, что правила начинают действовать прямо сейчас. Убедитесь, что вы можете обеспечить соблюдение правил. Например, если вашему ребенку разрешено проводить 30 минут за компьютерными играми по вечерам в школе — и только после того, как домашние задания и работа по дому выполнены — игра и элементы управления должны быть физически недоступны, когда он возвращается домой из школы.

[Нейронаука, стоящая за зависимостью от видеоигр]

Если в играх используется компьютер или телевизор, найдите способ защитить систему, пока ее использование не будет разрешено.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts