Публикация. Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества. Литвинова Вера Викторовна
Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества
Автор: Литвинова Вера Викторовна
МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №82»Консультация для воспитателей по теме:«Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества».Выполнила:воспитатель подготовительной группы «Радуга» Литвинова В.В.Чита 2017Организация РППС как условие поддержки детской инициативы и творчества.Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение инициатива, инициативность.Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности по выбору и интересам, что является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Поэтому так важно задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности решать уже в работе с дошкольниками. Нет такой стороны воспитания,на которую обстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира».Е.И. ТихееваРазвивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организационным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, «для развития возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».В соответствии с требованиями ФГОС ДО для максимально эффективной поддержки детской инициативы, организация пространства должно обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации. Она должна быть содержательно-насыщенной, отвечать принципам трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности для ребенка. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и творчества.В своей группе я стараюсь создавать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности и творчества ребенка. Уже при входе в группу создан уголок «Здравствуйте, я пришел! Мое настроение», где ребенок переворачивает свою фотографию и сам обозначает свое настроение соответствующим смайликом на начало дня, но в течение дня настроение и естественно смайлик может меняться.Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой сбор провожу в кругу, сидя на ковре. Круг достаточно большой, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. В месте проведения группового сбора сосредоточены такие дидактические средства, как календарь природы, погоды, модель недели, месяца, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Дети самостоятельно предлагают тему дня, что их интересует и чем они хотят заняться в течение дня.Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей, создан уголок выбора или инициативы ребенка «Мне хотелось бы сегодня». Он представляет собой зонтик, подвешенный к потолку, на прищепках в центре фотографии каждого ребенка, а вокруг, на рисунках изображены виды деятельности, дети вделают выбор, чем они хотели бы заниматься. Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность.К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра — важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.Опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.Для поддержки детской инициативы мною создан центр «Юные исследователи», где дети с удовольствием находят занятие по душе. Здесь имеется природный материал, весы, различные виды почвы, модель солнечной системы, пробирки, пинцеты, компасы, лупы, микроскопы, глобусы, карты России мира, наборы для экспериментирования с магнитом, с водой, со звуком, с цветом и много др. Для проведения опытов детьми в группе расположены алгоритмы различных опытов и материалы для их проведения.Тут же располагается стол «Умной книги» на нем подобраны различные энциклопедии, некоторые дети приносят сами. Здесь они могут, как найти ответы на вопросы, так и заинтересоваться чем-то более глубже. Например, провести какой-то опыт или на основе интересующего ответа на вопрос сделать, совместно с взрослыми, детский проект. Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.Именно поэтому в своей работе над некоторыми проектами совместно с детьми и их родителями мы создаем макеты, материалы, мини-музеи, как творческий продукт проекта, которые в дальнейшем дети могут использовать в игре и самостоятельной деятельности со сверстниками. По инициативе детей были представлены детские проекты: «Птицы», «Планеты Солнечной системы», «Мой любимый домашний питомец».Одним их моментов творчества и детской инициативы является коллекционирование. «Коллекционирование» — еще одна из эффективных форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка.В нашей группе имеется полочка коллекций, они пополняются и меняются. При этом дети знакомятся с каждым новым экспонатом – историей создания, где сделан предмет и из какого материала. Дети с удовольствием приносят свои коллекции из дома и рассказывают о ней своим друзьям. Это коллекции открыток, марок, разных коллекционных игрушек, ракушек и еще множество других.Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. В центре сюжетно-ролевых игр находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Ферма», «Супермаркет» «Кафе», «Дом моделей», «Академия здоровья» и др., они располагаются на полочках в прозрачных контейнерах с наклеенными условными обозначениями, ширмы, различные модули, все это легко переносится и дети могут организовать игру в любом месте группы, также здесь находятся бейджики, маски, обозначающие разные профессии, дети могут примерить на себя любую профессию. Дети самостоятельно разворачивают игровые действия, объединяя различные атрибуты игр и распределяя роли между собой.Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Необходимым элементом в РППС является размещение работ по изобразительной деятельности. В группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы, по своему желанию. В уголках находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.На стене располагается «Дерево знаний», которое меняется по сезонам, в нем живет птичка «Всезнайка», которая приносит ответы на любые вопросы, дети пишут либо рисуют дома, в детском саду вопросы и кладут и в кармашек красного цвета, а ответ получают в кармашке зеленого цвета. Иногда трудно сразу найти ответ на вопрос ребенка, поэтому я вместе с ребятами могу обратиться к нашему дереву, спросить у «Всезнайки» ответ.Одним из средств поддержки детского творчества и инициативности у дошкольников – это театральная деятельность. С одной стороны, творческая деятельность дает широкие возможности для развития инициативы, а с другой — само творчество является высшей формой проявления самостоятельности. Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности созданы: «Уголок ряжения», «Уголок масок», Уголок декораций», «Уголок музыки» разнообразные виды театров, различные ширмы и т.д. Все детские задумки, фантазии, сочинения дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами.Я думаю, что среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, что стимулирует творческую активность детей, побуждает к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Итак, правильно организованная предметно — пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества. А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит — успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Технология поддержки детской инициативы | by Ольга Джамамедова | Директория-онлайн
Ольга Джамамедова
·Follow
Published in·
3 min read·
Apr 3, 2017Детский сад — это ступенька к школе или образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни. Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение рамок или, наоборот, расширение спектра возможностей?
Морозова Людмила Васильевна, руководитель детского сада №9 г. Краснокаменска Забайкальского края, задает эти вопросы себе и предлагает варианты ответов.
Людмила МорозоваПроблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Во ФГОС ДО говорится о том, что ребенок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.
Детская инициатива выражается не в том, чтобы ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником отношений.
Как поддержать детскую инициативу? Что нужно сделать, чтобы она проявилась?
Во-первых, необходимо формировать позицию педагога при организации жизни детей в детском саду. Основной ролью воспитателя становится организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, при этом ребенок должен сохранять в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах. И только при таких условиях у ребенка появляется возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления.
Во-вторых, педагог должен психологически перестроиться на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения.
В результате комплексного подхода по формированию мировоззрения педагога, применению технологий, способствующих проявлению инициативы и самостоятельности у детей, вырабатываются принципы, которые и должны стать ориентирами:
- «Успех гарантирован» — любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.
- «Успех каждого — успех общего дела» — вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам — научу другого» — стремление ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
- Мотивированная интеграция детей и взрослых — педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.
До принятия ФГОС ДО повсеместно считалось, что дошкольное детство есть период подготовки ребенка к школе, и это был период овладения определенным объемом знаний, умений и навыков. В отличие от предыдущей парадигмы начального школьного образования, при которой главным было то, что дошкольник должен был быть готовым к школе, сегодня школа и учитель должны адаптироваться к запросам, потребностям, возможностям каждого ребенка.
Для выработки единства взглядов на предмет преемственности двух ступеней образования в приоритете должна быть готовность педагогов инициировать интересные дела и действия детей в рамках конкретной темы. А для этого педагогу важно помнить о том, что:
— интересы, дела, способы познания могут быть различными у разных детей — представление о разнообразных возможностях;
— каждый участник действа (проекта) может предложить что-то свое, а в результате получится общий интересный план — прогнозирование возможного общего результата;
— возможность выступить инициатором интересного дела, найти друзей и партнеров есть у каждого участника действа (проекта) — создание условий для творчества и взаимодействия.
Педагогу важно уметь работать с разными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, родителями, партнерами.
Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создают положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствуют возникновению познавательного интереса.
Таким образом, основная задача дошкольного образования сегодня состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создают ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствуют формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.
Once of Prevention Fund of Florida
Предоставление специального гранта
В соответствии со Статутом Флориды 409.147, Департамент по делам детей и семей Флориды предлагает единовременный грант в размере 50 000 долларов США, чтобы помочь соответствующим сообществам разработать заявку на назначение. Предложения будут рассматриваться в порядке поступления. Получатели грантов будут уведомлены, когда они будут признаны правомочными. Доступно шесть грантов.
Чтобы подать заявку на получение гранта, выполните все шаги, описанные в этом PDF-файле: Запрос предложений на гранты на планирование инициативы детей во Флориде. Пожалуйста, не откладывайте — отправьте предложение по электронной почте, как только оно будет готово. Первые шесть подходящих участников получат гранты.
Вопросы и ответы
Можно ли использовать грантовые средства для сотрудников?
Да, средства гранта могут быть использованы для любого сотрудника(ов) или консультанта(ов), работающих над заполнением заявки на участие в программе Florida Children’s Initiative.
На что еще можно использовать грантовые средства?
Средства также могут быть использованы для таких мероприятий, как участие сообщества, исследования/сбор данных, встречи/интервью с жителями сообщества, встречи рабочих групп и разработка Стратегического плана сообщества в связи с заполнением заявки FCI.
Когда заканчивается грант?
Все средства должны быть израсходованы до 30 июня 2023 года. Гранты будут возмещены авансом.
Может ли кто-либо подать заявку на получение статуса Florida Children’s Initiative?
Эти гранты на планирование предназначены для округов, в которых в настоящее время нет Детской инициативы (в соответствии с FS 409.147). Однако любое сообщество может в любое время подать заявку на получение статуса FCI.
Посмотреть/скачать PDF с вопросами и ответами о гранте.
Детские инициативы Флориды (FCI) созданы по образцу признанной на национальном уровне Детской зоны Гарлема . В 2008 году Законодательное собрание Флориды возложило на Фонд профилактики унций Флориды ответственность за рассмотрение и утверждение запросов от местных муниципалитетов и / или округов на получение статуса Детской инициативы. Полномочия рассматривать и утверждать такие запросы основаны на Законе штата Флорида 409.147 .
Детская инициатива — это район или сообщество во Флориде, где инфраструктура и возможности, которые сообщества среднего класса считают само собой разумеющимися, отсутствуют или настолько незначительны, что неэффективны.
- Детям, живущим в этих районах, взрослые не читают регулярно и посещают дошкольные образовательные программы гораздо реже, чем дети из других районов.
- Эти дети показывают результаты ниже среднего по стандартизированным тестам и заканчивают среднюю школу в меньшем количестве.
- Большинство этих детей имеют право на участие в программе школьных обедов бесплатно или по сниженной цене.
- Дети в этих районах часто страдают астмой, повышенным риском отравления свинцом и неадекватным медицинским обслуживанием, они постоянно подвергаются насилию и преступлениям.
Несмотря на эти препятствия, эти районы часто являются домом для сильных людей и организаций, которые стремятся изменить жизнь детей и их семей к лучшему.
Таким образом, целью Законодательного собрания является оказание помощи неблагополучным районам в штате в создании сети услуг на уровне сообщества, которая разрабатывает, координирует и обеспечивает качественное образование, доступное здравоохранение, программы развития молодежи, возможности трудоустройства, а также безопасные и доступное жилье для детей и семей, проживающих в его пределах.
Закон штата Флорида 409.147 устанавливает процесс, который четко определяет крайне неблагополучные районы и обеспечивает руководство для разработки новой парадигмы социальных услуг, которая систематически координирует программы, направленные на удовлетворение насущных потребностей детей и их семей, а также для направления усилий на восстановление базовой инфраструктуры сообщества. .
Миссия — Колледж Хиллсдейл
Заявление о миссии
Колледж Хиллсдейл — независимое высшее учебное заведение, основанное в 1844 году мужчинами и женщинами, «благодарными Богу за бесценные благословения», являющиеся результатом гражданской и религиозной свободы и «верящие, что распространение обучение необходимо для сохранения этих благословений». Он преследует заявленную цель основателей: «предоставить всем желающим, независимо от нации, цвета кожи или пола, литературное, научное [и] теологическое образование, «выдающееся среди американских колледжей», и сочетать с этим такое моральное и социальное обучение, которое лучше всего развивает умы и улучшает сердца его учеников». Как несектантское христианское учреждение, Колледж Хиллсдейл поддерживает «наставлением и примером» незапамятные учения и обычаи христианской веры.
Колледж также считает себя попечителем нашего западного философского и богословского наследия, восходящего к Афинам и Иерусалиму, наследия, наиболее ярко выраженного в американском эксперименте самоуправления в соответствии с законом.
Обучая молодежь гуманитарным наукам, Колледж Хиллсдейл готовит студентов к тому, чтобы они стали лидерами, достойными этого наследия. Поощряя стипендии своих преподавателей, он способствует сохранению этого наследия для будущих поколений. Публично защищая это наследие, она заручается поддержкой других друзей свободной цивилизации и таким образом обеспечивает себе условия для собственного выживания и независимости.
Identity
Hillsdale — это избранный колледж гуманитарных наук с совместным обучением, в котором обучается около 1400 студентов. Полностью аккредитованный, он выпускает студентов со степенью бакалавра искусств или бакалавра наук и готовит их к обучению в аспирантуре, профессиональным школам, преподаванию и многим профессиональным и культурным занятиям.