Детские газеты и журналы в россии: 10 газет и журналов для современных детей: с 3D-игрушками, ходилками, шифровками и опытами внутри

Детская периодика в России от Петра I до наших дней

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Докшина У.А. 1Докшин А.А. 2


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

2Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.Сыктывкара

Табаева С.А. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» г.Сыктывкара

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Цель нашей работы: выяснить, нужны ли детские журналы и газеты современным детям; показать одноклассникам и их родителям, что чтение детских журналов и газет делает досуг интересным, полезным.

Задачи:

изучить историю возникновения периодических изданий в России;

узнать историю возникновения периодических изданий для детей;

познакомить с разнообразием детских журналов; показать отличия журнала от газеты и книги;

узнать, какие журналы читали наши бабушки и дедушки; представить современные детские журналы;

обобщить полученный материал и сделать выводы.

Гипотеза:

Мы предположили, что история детских периодических изданий берет свое начало в изданиях для взрослых и продолжает развиваться в современном мире.

Объект исследования: История развития детских периодических изданий Предмет исследования: Современные детские журналы и их востребованность Методы исследования:

знакомство с определениями «журнал», «периодика»; анализ литературных источников информации

— опрос ближайших родственников о том, какие периодические издания были в их детстве;

обобщение полученных данных.

Практическая значимость: Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, данный проект можно будет использовать на уроках литературы, а также на уроках истории, при изучении жизни деятелей, внесших вклад в развитие отечественной периодики.

1. ВВЕДЕНИЕ

На дворе XXI век — век компьютерных технологий. И все чаще мы предпочитаем сидеть перед телевизором или компьютером, а не читать книги. А это зря… Как говорил великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин «Чтение — вот лучшее учение». Человек, даже если он маленький, не может ограничиться теми знаниями, которые он получает на уроке из учебников. Чтобы быть образованным, умным человеком, нужно знать очень много. Как этого достичь? Самыми доступными средствами информации являются телевидение, кино, газеты, журналы. Просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерные игры и Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни.

А какое же место в жизни современного школьника занимают периодические издания?

Увидев в магазине красочный журнал с забавными животными «Любимые зверята», нам очень захотелось его приобрести. Так появился этот журнал в большой коллекции. Еще по пути домой мы начали его листать, взгляд остановился на странице с комиксом, который был необычно оформлен в стиле «акварель». С тех пор мы ежемесячно просим маму купить журнал «Любимые зверята».

Мы считаем, что хорошее чтение помогает детям в учебе. Из опроса одноклассников выяснилось, что все они хотят учиться на «4» и «5», но одни ученики любят читать, а другие – не очень.

2. Основная часть

Из истории периодической печати

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова есть следующие определения: «Периодика – периодические издания (газеты и журналы). Периодический – выходящий (из печати) через определенные промежутки времени». Издания могут выходить ежедневно, через неделю, раз в две недели, ежемесячно и так далее. Роль периодической печати в жизни общества велика. Без газет и журналов наша жизнь просто немыслима. Они несут читателям правдивую информацию обо всем, что происходит вокруг, освещает наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас.

Первым массовым периодическим изданием в России стала печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах», которая начала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что сам царь нередко выступал редактором «Ведомостей»: он лично отбирал материалы для публикации, отмечал интересные западные статьи для перевода, а порой и сам правил тексты. Первая газета издавалась типографским способом, т. е. могла широко тиражироваться. «Ведомости» оказались важнейшим фактором развития, воздействия на национальную культуру. Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий, открытиям школ, достижениям национальной культуры и т.

д. Первая русская газета была довольно яркой и богатой по своему кругозору. Это был хороший толчок к развитию русской журналистики в целом.

В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку.

Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.

Сменила петровские «Ведомости» газета «Санкт-Петербургские ведомости». Выпускалась эта газета при Академии наук с 1728 года. В этом же 1728 году появился первый опыт издания русского журнала. Это было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости». Но это все были государственные журналы и газеты. Первым частным изданием занялся Сумароков. История частного издательства в России началась с издания журнала «Трудолюбивая пчела». Издавались и сатирические журналы: «Трутень», «Живописец» Новикова, «Зритель» Крылова, «Друг честных людей» Фонвизина и другие. В этих журналах были поставлены важные социальные проблемы.

В целом уже к концу восемнадцатого столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворять читательские потребности. Из общего числа изданий обособились специальные журналы: медицинские, хозяйственные, детские и другие. Родилось совершенно оригинальное явление – русская сатирическая журналистика.

Появились первые журналы в провинции («Ежемесячные сочинения» в Ярославле и др.).

2.2. Журнал, газета, книга – сходство и отличия

Слово «журнал» было заимствовано из французского языка ещё в 18 веке. Первоначально оно означало «дневник», «ежедневник», «ежедневная газета». Позже журналами стали называть издания, выходящие в определенный установленный срок. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение: журнал — периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания. Большинство из журналов выходят раз в месяц. Но бывает и раз в полгода, и раз в неделю. Есть журналы, которые живут очень долго, несколько десятилетий и даже столетий. А есть такие, которые прекращают свое существование на втором или третьем выпуске. Журналы можно получать по почте, оформив подписку, а можно купить в киоске, или взять прочитать в библиотеке.

На обложке журнала или первой странице всегда стоит номер и год издания. Чтобы узнать подробнее об издании, надо заглянуть в его данные. В них указан год, с которого этот журнал издается, и его тираж (количество экземпляров), а также кто его редактор, редакционный совет, художники, назначение журнала. Журнал – это коллективное творчество. Под одной обложкой собираются десять, двадцать, тридцать авторов. Разные издания адресованы разным людям. Детский журнал должен быть развивающим, игровым, интеллектуальным, занимательным, поучительным, смешным, красочным; иметь яркое запоминающееся название.

Отличие журнала от газеты

Газета и журнал – самые распространенные печатные издания, которые дают читателям актуальную информацию о событиях политической, социальной, экономической и культурной жизни людей. Журнал отличается от газеты и по форме, и по содержанию.

Газета – периодическое издание, ориентированное на быструю публикацию текущих событий. Журнал отличается от газеты форматом выпуска, объемом публикуемых материалов, более долгим циклом выпуска. Газеты бывают ежемесячными, еженедельными и ежедневными, такими же, как и журналы. В газетах могут быть репортажи, зарисовки, обзоры и заметки, интервью и статьи. Журналы, как и газеты, издают для определенной аудитории и различают по тематике. Они могут быть региональными, местными, для определенных групп и возрастов. Газетный материал верстают по разделам и рубрикам, традиционно закрепившимся за газетной полосой, в журнале постоянные разделы могут дополняться. Журнал, как и газету, можно читать в любом месте. Но все-таки солидные журнальные издания благодаря качеству бумаги и плотности обложки хранятся значительно дольше газет.

Отличие журнала от книги

Книга – это печатное издание, содержащее информацию научного, справочного, публицистического или художественного содержания, имеющее определенный формат выпуска. Книжные страницы сшиты и заключены в переплет – мягкую или твердую обложку, на которой указывается заглавие книги и ее автор. Структура книги имеет форзац – первый иллюстрированный разворот, хотя иллюстрации не являются обязательным книжным элементом. Второй разворот называется титулом. На титульных страницах повторно помещают имя автора или указывают, под чьей редакцией выпущена книга.

В отличие от книги, журнал не бывает в твердой обложке, не имеет форзаца, а титульной страницей в нем является журнальный переплет: на его лицевой стороне обязательно печатается название, полная дата выхода и номер журнала. На обложке есть иллюстрация. Книга представляет собой композицию с делением художественного текста на главы, на отдельные статьи, которые печатаются полностью. Журнал разделен на рубрики и тематические разделы, в которых публикуемый материал может быть размещен по частям или главам и иметь продолжение в следующем номере.

2. 3. Появление детских периодических изданий в России

Особенностью первых детских журналов было то, что они выходили при почти полном отсутствии детской литературы. Ее не существовало до середины XVII века. Первой книгой, написанной для детей, стала книга Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Но постепенно положение менялось, и уже в конце XVIII века детская литература начинает играть все более заметную роль в культурной жизни общества и в воспитании детей. Творчеством для детей стали заниматься известные писатели и общественные деятели. Первый русский детский журнал – «Детское чтение для сердца и разума». Он начал выходить в Москве в 1785 году. 234 года тому назад. Издателем его был Николай Иванович Новиков, российский писатель и журналист. Журнал выходил в «Московских Ведомостях» еженедельно небольшими тетрадками по шестнадцать страниц. Содержание его было разнообразно и интересно: в нем печатались повести, сказки, басни, анекдоты, загадки, пьесы, научно-популярные статьи. Однако «Детское чтение» еще не было самостоятельным журналом. Оно выходило в составе газеты «Московские ведомости».

С 19 века начинает появляться и отдельная детская периодика — журналы, в них не было ярких иллюстраций и развлекательных материалов, а содержание состояло из полезных дидактических материалов. Первая развлекательная периодика для детей стала появляться только к началу 20 века.

В середине XIX века известной писательницей А.О.Ишимовой, написавшей «Историю России в рассказах для детей», издавались два журнала: «Звездочка». (1842–1863) и «Лучи». (1850–1860.)

Примерно в это же время профессором Московского и Петербургского университетов Петром Григорьевичем Редкиным издавался журнал «Новая библиотека воспитания». (1847–1849.)

В 1860 г. вышла первая «Газета для русских детей» (1860-1862), а в 1865 г. в Петербурге стала издаваться «Еженедельная газета для русских детей среднего возраста» под общим названием «Калейдоскоп».

Последующие газетные издания для детей увидят свет лишь после первой русской революции 1905 г. («Что нового» [1908], «Детская газета»[1910], «Газетка для детей и юношества» [1910-1915]).

Вообще, в середине XIX века журналы для детей возникали почти ежегодно: «Подснежник», «Детский журнал», «Рассвет», «Собеседник» и другие. Журналы начинают разделяться по возрастам. (для юношества, для детей младшего возраста, даже для дошкольников – «Детский сад».) В то же время происходит и разделение на литературно-художественные и научно-популярные журналы. Появляются и просто развлекательные: «Часы досуга», (1858–1861), «Калейдоскоп» (1860–1862), «Дело и отдых» (1864–1866), «Забава и рассказы» (1863–1867). Всего же до Октябрьской революции 1917 года в России издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. И потом еще продолжали выходить многие дореволюционные журналы: «Задушевное слово», «Юные друзья», «Светлячок».

2. 4. Журналы и газеты, которые читали наши бабушки и дедушки

Работая над темой проекта, нам стало интересно, какие журналы читала наша бабушка в детстве. Мы были очень удивлены, когда бабушка назвала журналы «Мурзилка», «Юный натуралист» и «Веселые картинки», ведь эти журналы выпускаются до сих пор. В сети Интернет так же узнали, что журнал «Мурзилка» и «Юный натуралист» существуют уже более девяноста лет, а «Веселые картинки» чуть меньше. Но до сих пор на них можно сделать подписку и получать их по почте, как это делали наши родители. Но сейчас эти журналы не так популярны, потому что появился очень большой выбор современных детских журналов.

Вместе с бабушкой мы сходили в библиотеку и нашли там эти журналы разных годов выпуска.

«Мурзилка» (1924 — настоящее время)

В отличие от своих старших товарищей, иллюстрированный журнал «Мурзилка» предназначался для самых маленьких читателей. Есть версии, что издание появилось еще до революции, но официальная дата выхода первого выпуска — 1924 год.

«Веселые картинки» (1956 — настоящее время)

Идея создания журнала принадлежала Ивану Максимовичу Семёнову, художнику-карикатуристу из журнала «Крокодил». Он по своему родительскому опыту знал, что маленьким детям очень нравятся забавные картинки с короткими остроумными надписями.

Юный натуралист (1928 — настоящее время)

(Научно-популярный иллюстрированный журнал для детей среднего школьного возраста). «Юный натуралист» — старейший иллюстрированный журнал о природе. Первый номер журнала вышел в июле 1928 года.

2.5. Современные детские журналы и газеты

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

У подростков возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности — науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д. Поэтому журналы становятся более содержательными.

Детские журналы в первую очередь призваны прививать детям любовь к чтению, развивать их способности, расширять кругозор, предоставлять возможности практического применения полученных знаний, и, конечно, развлекать. Выбирая современный детский журнал, следует учитывать и возрастные особенности, и интересы своего ребёнка.

В настоящее время выпускается много разных интересных журналов для детей и подростков. Среди них особое место занимают журналы экологической направленности, которые позволяют получить представления о природе, знакомят с жизнью на других континентах, рассказывают много удивительного из жизни животных и растений. Кроме этого, они способствуют эстетическому воспитанию: умению видеть прекрасное в природе и радоваться встрече с ним, развивают эмоции и чувства. Закладывают такие нравственные основы, как желание помогать и оказывать помощь слабому, учат сочувствию и любви, не оставляют равнодушными к происходящему вокруг. Если вы, так же как и мы любите природу и хотите как можно больше узнать о ней, тогда посмотрите на подборку журналов о природе и экологии:

 В связи с появлением и внедрением во все сферы жизни компьютера и интернета, появилось очень много детских Веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки» «Барби» «В гостях у Золушки», «Нахалёнок» и др.

Он-лайн версии некоторых журналов и газет:

Почитай-ка (http://www.cofe.ru/read-ka)  — детский сказочный журнал

Детская газета (http://www.detgazeta. ru) — Электронная версия газеты

«Девчонки-мальчишки. Школа ремесел» (http://www.dmmagazine.ru) —  Детский журнал о рукоделии.

«Клепа» (http://www.klepa.ru) – online-версия известного детского журнала.

«Гномик» (http://gnomiknn.narod.ru) – детский журнал для детей и их родителей

«Почемучка» (http://pochemu4ka.ru) – скорее портал для родителей с детским разделом.

2.6. Наши коллекции и любимые журналы

В нашей коллекции очень много журналов. Сейчас мы расскажем о ней.

Коллекция Ульяны

В коллекции есть журналы «Мир Принцесс», «Пушистые истории», «Барби» «Лошадки Фили», «Холодное сердце», «Непоседа», «Классный журнал» и даже журнал, основанный на знаменитом конструкторе Лего «ЛегоFrends» (Френдс).

«Барби» — роскошный журнал для девочек, которые хотят быть похожими на красавицу и умницу Барби! В каждом номере: истории о Барби и её подругах, мода, раскраски, замечательные самоделки, загадки, головоломки.

«Мир Принцесс» — один из самых высокотиражных детских журналов в России для девочек. Героини журнала — принцессы: Золушка, Жасмин, Русалочка, Белоснежка, Аврора. В журнале: волшебные истории сказочных принцесс, игры, рукоделие, модные штучки и полезные советы, загадки и раскраски и плакаты, и конечно же был подарок в каждом номере.

С журналом «Волшебницы Winks» читатель переживает необыкновенные приключения, творит добрую магию и помогает всем, кто в этом нуждается. Каждая волшебница обладает особым даром, а все вместе они могут справиться с любыми недоброжелателями.

Коллекция Алексея

Мне, как и моей сестре, мама покупает очень много разнообразных журналов. В моей коллекции есть журналы «Hot Wheels», «Тачки», «Трансформеры», «Самолеты», «Черепашки Ниндзя», «Классный журнал» и журнал, основанный на знаменитом конструкторе Лего «Лего. Звездные воины» и «Лего. Ниндзяго». И сегодня я хочу вам рассказать про журналы серии «Лего». Вообще конструктор «Лего» — это очень интересный, качественный конструктор. Я люблю собирать из конструктора модели по схемам, а также придумывать свои. Но у конструкторов я нашел один малюсенький недостаток, там нечего было почитать. Я читаю везде: дома, в гостях, в очередях в поликлинике. А когда лежал в больнице и у меня закончился инернет, меня спасали только журналы и книги. И так как, я очень люблю читать, мне очень повезло, когда я увидел в магазине журналы с логотипом «Лего». Мама стала покупать мне такие журналы и теперь я расскажу вам немного про них. Знакомство с журналом начинается с обложки и маленького пакетика, прикрепленного к нему. Да! В этом маленьком пакетике как раз и находятся детали конструктора. Ведь получить с журналом еще и конструктор — это очень радостно! Журнал всегда продается запакованный в пакет и пока идешь домой можно подробно рассмотреть обложку. На обложке журнала мы увидим, что нас ждет в самом журнале, еще не заглядывая в него. В журнале очень много место занимает комикс. Это захватывающая история про героев легендарного фильма «Звездные воины». Еще я узнал, что дети и взрослые могут стать авторами материалов, напечатанных в журнале. Команда детей с кружка робототехники нашей школы участвовала в республиканском технологическом фестивале «ТехноФестКоми-2019». По итогам этого мероприятия была опубликована статья в июльском номере журнала «Радуга», статью подготовили ребята и их родители.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы познакомились с различными документальными источниками по данной теме. Мы выяснили, что современные газеты и журналы очень сильно отличаются от первых изданий. Они разнообразны, более содержательны, ярко и красочно оформлены. Но, несмотря на это, их значение в развитии ребёнка осталось неизменным. Детские газеты и журналы — проводники в мир чтения. Изменилось лишь отношение детей к периодическим изданиям.

В ходе работы над проектом мы узнали, когда появились первые детские журналы в России, познакомились с разнообразием детских журналов, узнали, какие журналы читали наши бабушки и дедушки, представили современные детские журналы, рассказали о своих коллекциях журналов и любимом журнале, обобщили полученный материал и сделали выводы. Поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута. Проведенные исследования позволяют нам считать гипотезу о том, что история детских периодических изданий берет свое начало в изданиях для взрослых и продолжает развиваться в современном мире, верной.

Каким должен быть журнал?

Яркое запоминающееся название. Оно может быть связано с именами известных героев.

Красочное оформление. Обилие фотографий, рисунков придает журналу в целом живость и легкочитаемость.

Использование разных шрифтов.

Рубрики на разные темы: познавательные и развлекательные.

Постоянными могут быть страницы с различными головоломками, фантастическими историями, юмористическими рассказами.

Разнообразные конкурсы для читателей.

По результатам нашего исследования мы убедились, что действительно печатные версии детских журналов пользуются популярностью у учащихся 2 и 3 классов. Те ученики, которые много читают, учатся хорошо. Они быстрее и правильнее выполняют задания на уроках и дома. Чем больше человек читает, тем интересней с ним общаться, так как он много знает. Следует заметить, что мало кто из родителей знает о существовании массы журналов и газет для детей. Между тем разнообразие печатных детских изданий на российском рынке очень велико. Очень жаль, что домашнее чтение детских журналов и газет происходит все реже, так как многие родители не способствуют этому. Мы создали буклет «Пестрый мир журналов и газет для детей» и надеемся, что дети и родители прочитают информацию в нем и оценят важность чтения периодических изданий.

Мы рады, что проект дал нам возможность познакомиться с разными журналами. Работая над темой проекта, мы убедились, что детские журналы помогают учиться, приобретать новые знания и в то же время развлекаться с пользой. Детская газета или журнал — источник творческих идей, возможность проявить себя, найти друзей, проводник в мир чтения. Осталось только найти достойное издание, которое будет для нас интересно.

4. ЛИТЕРАТУРА

Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М., Издательство Московского Университета, 1982.

АндросенкоТ. У«Мурзилки» юбилей! /Т.Андросенко //Мурзилка.–2004. –№ 5.

Бабушкина А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. – М.: Учпедгиз, 1948. – С. 96–108, 405–408.

В.В. Виноградова. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.

Рахтанов И. Из прошлого детской журналистики : «Еж» и «Чиж» / И. Рахтанов. – М.: Детгиз, 1962. – С. 128–159.

«Русская литература для детей : Учебное пособие. / под ред. Т. Д. Полозовой. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – С. 164–167, 276–280.

8.Смирнов А. Маршрутами «Мурзилки» / А. Смирнов // Учительская газета. – 2004. – № 10, 16 марта. – С. 20.

9. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» : О детской литературе для детей. Вып. 18. – М. : Дет. лит., 1974. – С. 153–154.

10. Уважаемые дети : Сборник. – Л. : Дет. лит., 1989. – С. 333–370.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

https://gufo.me/dict/ozhegov

https://www.culture.ru/materials/180643/pervye-detskie-zhurnaly

http://chitaem-vmeste.ru/reviews/articles/veselye-kartinki

http://www.barius.ru/biblioteka/book/333

http://unnaturalist.ru/about/

http://active-mama.com/sovremennye-detskie-zhurnaly.html

https://www.culture.ru/materials/180643/pervye-detskie-zhurnaly

Просмотров работы: 1625

Дореволюционные периодические издания для детей

В нашей стране детская журналистика прошла довольно непростой путь становления и развития. Начало истории детских периодических изданий в России положил журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785). Но не журнал Н.И. Новикова впервые обращается к детям.

Периодические издания для детей — составная часть детской литературы, хотя до середины XVII в. детской литературы как специальной разновидности не существовало. Первым произведением, созданным специально для подрастающего поколения, считается книга известного педагога и просветителя Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. До этого момента литература для детей представляла собой совокупность фольклорных произведений (сказки, притчи, обрядовые стихи) и произведений классической литературы, адаптированной к особенностям детского возраста.

Первым русским детским писателем считается Карион Истомин, создатель «Лицевого букваря» (1694). Ему принадлежит открытие одной из важнейших особенностей литературы для детей — принципа наглядности.

В своих основных чертах литература для детей складывалась во второй половине XVIII в. под влиянием возросшего в эпоху Просвещения интереса к вопросам воспитания и расцвета книгопечатания. Открытие в это время частных типографий в России привело к появлению около 400 книг для подрастающего поколения. Видное место занимали издания Н.И. Новикова, выпустившего около 60 книг для детей. Следующим этапом деятельности издателя стало появление первого в России детского журнала, на котором воспитывалось не одно поколение читателей.

Журнал «Детское чтение для сердца и разума», издателем которого был Н.И. Новиков, просуществовал около пяти лет, с 1785 по 1789 г. Как еженедельное приложение к газете «Московские ведомости» он должен был, по мнению редактора, служить «для сердца и разума», воспитывать «добрых граждан», разъяснять им с юных лет законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. Значительное место отводилось переводам произведений зарубежных авторов нравоучительного характера. Журнал знакомил юных читателей с основами естественных наук, истории. С. Аксаков в своих воспоминаниях обращается к изданию Н. Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир… Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее…» [1, с. 34].

«Детское чтение для сердца и разума» пользовалось огромной популярностью у читателей, во многом этому способствовал творческий коллектив, привлеченный издателем к сотрудничеству. Произведения Н.М. Карамзина (оригинальные и переводные), переводы произведений Вольтера, Лессинга, Томсона и многих других авторов делали журнал не повременным, а вневременным изданием. Но именно эту характерную черту некоторые исследователи вменяли в вину «Детскому чтению». Журнал Н.И. Новикова вызвал подражания, и с начала XIX века периодические издания для детей стали появляться одно за другим: «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807–1815), «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821–1824) и др.

Первым частным журналом, который выходил на протяжении более чем 20 лет, стал журнал «Звездочка» (1842–1863). Это было издание А.О. Ишимовой, предназначенное для девочек. Впервые в России появился детский журнал, классифицированный по гендерному признаку, в котором проводилось деление читателей и по возрастному критерию. Вначале «Звездочка» выходила в двух отделах: для старшего и младшего возраста. Впоследствии отделы были объединены, разработана четкая структура журнала. Задача, поставленная издателем, успешно выполнялась: воспитание хозяек, будущих матерей осуществлялось на всем протяжении существования «Звездочки».

Своеобразным продолжением «Звездочки» стал журнал М.Ф. Ростовской «Семейные вечера» (1864–1891). Благодаря таланту М.Ф. Ростовской, сотрудничавшей с В. Далем, Евг. Туром, Н. Львовым, В. Авенариусом и др., подшивки журнала пользовались большой популярностью и спустя много лет после выхода в печать.

Заметным явлением в детской журналистике был журнал А. Острогорского «Детское чтение», просуществовавший более 35 лет (1869–1906). В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк о природе и окружающей среде, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.

Успехом «Детское чтение» пользовалось с самого начала: были рецензии, характеризовавшие журнал как прогрессивное явление в журналистике для детей.

Следующей значительной вехой было появление журнала М. Вольфа «Задушевное слово» (1877–1917). Первоначально издание имело четыре отдела, адресованных читателям разных возрастов. С 1883 г. количество отделов сократилось.

В 1899 г. в Санкт-Петербурге начинает выходить журнал «Юный читатель» (1899–1906) для детей 12–15 лет под редакцией Д. Я. Острогорской-Малкиной. Издание очень внимательно относилось к изучению круга интересов подписчиков, руководило детским чтением. Самое видное место отводилось рубрике «Список рекомендуемых книг». В 1901 г. Ученый комитет так отозвался о рецензируемых в журнале произведениях: «В отделе „Список рекомендуемых книг“ встречаются нередко сочинения, не помещенные в каталогах для учебных заведений Министерства народного просвещения и бесплатных народных библиотек, например Мамин-Сибиряк — „Приемыш“, Огарков — „К свету“, Д’Эрвильи — „Приключения доисторического мальчика“, Рони — „До потопа. Роман из жизни первобытных людей“ и другие» [2, с. 27].

«Детское чтение для сердца и разума» и десятки других журналов не были журналами в современном понимании этого слова. Они были сборниками стихов, рассказов, повестей, наконец, статей, случайных или несущих читателю некую систему знаний, сборниками установленного объема, выходящими в известные сроки. В дополнение к журналу печатались анекдоты, описания курьезных случаев.

В 60-х годах XIX века возникла полемика по вопросу правомерности существования детского журнала как особого типа издания, продолжавшаяся до 1917 года. Предпосылкой спора стала историческая ситуация в России. Реформа 1861 года изменила не только социально-экономическую обстановку, но и представление о роли прессы вообще и печати для подрастающего поколения в частности. Детская периодика обвинялась в оторванности от социальной действительности. По мнению Ф.Г. Толля, «детские журналы суть не что иное, как известного объема детские книги с более или менее разнообразным содержанием, но выходящие в свет повременно» [3, с. 92].

В детской журналистике была выдвинута принципиально новая задача: не просто просвещать юных читателей (как это было ранее), а активно влиять на формирование мировоззрения.

Спор вокруг детского журнала как такового не прекращался. Причиной спора стала проблема взаимосвязи детского журнала с современностью. Другим вопросом, вызывавшим бурное обсуждение, было сомнение в целесообразности существования периодики для детей. Возникали даже предложения заменить детские журналы сериями книг, но они не получили широкой поддержки.

Собственно первым газетным изданием для подрастающего поколения были «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшиеся в 1834 году в Санкт-Петербурге. Они представляли собой отпечатанные листы, выходившие в неопределенные сроки. О цели издания говорит его название. Публицистических материалов оно не содержало, да издатель и не считал «Предметы…» газетой, поэтому говорить здесь о газете как о типе издания не приходится.

Газета для детей впервые появляется в России в 1860 году. Идея издания принадлежит детской писательнице Софье Петровне Бурнашевой. Газета «Калейдоскоп» просуществовала недолго (1860–1862), но послужила прообразом последующих детских газет.

Приближение глобальных перемен, изменения во всех сферах общественной жизни привели к осознанию необходимости приобщения подрастающего поколения к действительности. Газета по сравнению с журналом является более оперативным источником информации, поэтому С.П. Бурнашева решила избрать именно этот тип издания. Газета «Калейдоскоп» предназначалась для читателей «среднего возраста». Это было еженедельное издание. В первом номере в программной статье издатель объяснял значение слова «калейдоскоп» и говорил об универсальном характере газеты: «видоизменение и блестящий перелив цветов в оптическом калейдоскопе могут служить образцом разнообразия и пестроты содержания нашего литературного калейдоскопа» [4, с. 89].

В газете практически не было постоянных рубрик, за исключением «Мозаики». В ней объединялись материалы различного содержания: поучительные истории из жизни зарубежных стран, оригинальные случаи из российской действительности, интересные исторические факты. Хаотичный характер подборок, отсутствие связи с настоящим моментом, большой объем текстов не давали основания считать эти материалы информационными сообщениями (заметками). С течением времени содержание рубрик меняется: материалы становятся более похожими на новости (уменьшается объем, появляются относительно оперативные сообщения). Популярностью пользуются «Анекдоты про малороссиян», «Золотые мысли» (высказывания философов). Характерными особенностями газеты являются отсутствие рубрик как таковых, тенденция к публикации циклов материалов. Излюбленным жанром остается очерк, зачастую перепечатываемый из «взрослых» газет, книг, брошюр. В «Калейдоскопе» публиковались также биографические повести из жизни известных людей, биографико-анекдотические очерки; исторические, биологические и ботанические «диковинки», сценки из жизни древних народов, зоологические эскизы, статистико-географические очерки. В газете также встречались басни, отрывки из поэтических произведений, стихотворения русских поэтов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что газета «Калейдоскоп» мало чем отличалась от журналов для детей того времени. Это издание лишь условно может считаться газетой, по сути же это был еженедельный детский журнал. Первый опыт создания детской газеты нельзя назвать удачным, так как 60-е годы XIX века были временем господства журналов в России, но сама попытка, предпринятая С.П. Бурнашевой, оказалась важной вехой в истории становления газетной периодики для детей.

После длительного перерыва в Санкт-Петербурге в 1904 году в качестве приложения к журналу «Юный читатель» появляется иллюстрированный двухнедельный листок «По белу свету». Он просуществовал два года (1904–1905), его появление было вызвано значительными переменами в жизни Российской империи. В начале XX века появляются детские газеты, приближающие журналистику для детей к конкретной действительности, что проявилось не только в содержании, но и в поиске различных типологически устойчивых форм издания, учитывающих потребности времени.

В 1908 году в Москве возникает «Газета для детей «Что нового», выходящая три раза в месяц, а в Санкт-Петербурге — «Детская газета», частота выхода которой достигала двух-трех раз в неделю, что было очень необычно для издания, предназначенного для детей.

1 ноября 1910 года в Москве вышел первый номер еженедельной «Газетки для детей и юношества» редактора-издателя А.П. Коркина. Это была первая газета для детей, которая не являлась приложением к журналу, а была автономным изданием. С первых же номеров в «Газетке» появилось множество отделов: «Хроника русской жизни», «Заграничная жизнь», «Спорт», «Почтовый ящик», «Переписка подписчиков». В первый год своего существования «Газетка» представляла собой нечто среднее между газетой и журналом, скорее ее можно было назвать еженедельником, там публиковались очерки о научных открытиях, о явлениях природы, печатались рассказы, существовали красочные приложения, но в то же время газета стремилась охватить наиболее важные события последних дней. Некоторые публикации носили чисто хроникальный характер. Главное отличие всех материалов «Газетки» состояло в том, что факты из современной жизни придавали публикации злободневный характер. Появился жанр репортажа, который был новым для детской журналистики. Материалы обладали документальной достоверностью, оперативностью, систематически снабжались фотоснимками. Освещение некоторых событий превращалось в целую кампанию (рассказ об Олимпийских играх 1912 года, об авиационной неделе в Москве). Большое внимание уделялось сообщениям детей из России. Здесь открылся отдел, куда свои письма присылали ребята из Англии, Австралии, с Ямайки.

Газета пользовалась большой популярностью у читателей. Разнообразный авторский коллектив стремился удовлетворить потребности в информации самых разных слоев населения. В 1913 году издателем, а чуть позже и редактором «Газетки» становится А.С. Панафидина, которая сумела улучшить работу издания, увеличила число подписчиков и читателей за счет снижения платы и улучшения качества газеты.

Несомненно, «Газетка для детей и юношества» — один из наиболее удачных опытов развития периодики для детей. Своим долгим по сравнению с другими газетными изданиями существованием, разнообразием тем, рубрик и жанров газета для детей доказала, что новый тип издания отвечает насущным потребностям общества и является оптимальным вариантом детской газеты в России.

Таким образом, дореволюционные периодические издания накопили немалый опыт в деле общественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Следовательно, современная периодика призвана продолжить традиции отечественных изданий.

 

Библиографический список:

1. Рахтанов И. Рассказы по памяти. — М., 1971.

2. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-гг. — М., 1982.

3. Холмов М.И. Из истории русской журналистики для детей. — Л. 1982.

4. Сковородникова В.Е. Газета «Калейдоскоп» (1860–1862) — первая газета для детей в России // Средства массовой коммуникации в современном мире: Материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2000.

российских детских журналов выживают и процветают

«Мурзилка» — самый продолжительный детский журнал в мире. Предоставлено Мурзилкой.

«Два раза в месяц вторник — мой любимый день недели, потому что, когда я прихожу домой из школы, в почтовом ящике меня ждет газета «Золотой ключик». Звук, который издает бумага, и то, как она ощущается, запах… Ничто не заменит печатных газет и журналов!»

Так считает читательница — восьмиклассница Варвара Тупикова.

Празднование Олимпиады 1980 года в Москве. Предоставлено Мурзилкой.

Выжившие из прошлого

В Советском Союзе выпускались десятки детских журналов, некоторые из которых выпускались всего несколько лет, другие — десятилетия. Колобок, Левша, Пионер, Ёж, Дружные ребята и многие другие доставлялись в школы, библиотеки и частные почтовые ящики из Калининграда на Чукотку. Почти все они перестали печатать годы или даже десятилетия назад. Некоторые, например журнал для младших школьников «Миша», пережили распад Советского Союза, добавив уроки иностранного языка, комиксы и основы рыночной экономики. Но все равно закрылся в 2018 году.

Уцелевшим национальным журналом является «Юный натуралист», который в 2020 году отпраздновал свое 92-летие. Но тираж упал с 4 миллионов экземпляров в 1970-х годах до примерно 10 000 экземпляров сегодня. Конкуренция со стороны телевидения и интернета жесткая.

Но другой журнал прожил еще дольше. В 2012 году «Мурзилка» была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самый продолжительный детский журнал». В этом году он отметил свое 96-летие.

Главный редактор Мурзилки Татьяна Андросенко рассказала The Moscow Times, в чем, по ее мнению, заключается секрет их долголетия. «Дети начинают познавать мир, а Мурзилка помогает им его осмыслить».

Мурзилка присутствует в основных социальных сетях России — ВКонтакте, Facebook, Instagram — и на сайте для детей, родителей, воспитателей. Но, по словам Андросенко, «оставаться верным себе в эпоху Интернета несложно… [все, что вам нужно, это] хороший текст и качественные иллюстрации».

Еще одним секретом их успеха является старая концепция с современным названием: действенные статьи. Журнал наполнен образовательными статьями, чтобы помочь детям в их школьных уроках. Это особенно ценно в небольших городах и деревнях, где книг может быть мало, а доступ в Интернет не является универсальным.

«Здесь и сейчас! Подпишись на «Большую Переменку» и получи приз!» С разрешения Большой Переменки

Местные журналы для местных детей

Для небольших региональных детских журналов ключом к успеху является максимизация ценности, которую дети получают от печатных изданий, используя цифровые медиа для того, что они могут принести, и оставаться верными своим корням.

В Белгороде «Большая переменка» издается с 2013 года. Сегодня у нее есть печатное издание, сайт, сообщества в социальных сетях — все с разным содержанием.

Журнал использует читателей как авторов. Для статьи об определении возраста дерева нашли ребенка, который написал об этом. И они так и остались по-настоящему местными: белгородский учитель в местной школе туризма написал о том, как подготовиться к походу, а уважаемый местный врач объяснил, почему нужно вакцинировать детей.

«Золотой ключик» — еще одна региональная газета, которая выходит с 1993 года. Редактор Софья Милютинская говорит, что у них синтез печатного и цифрового. В российской платформе Вконтакте публикуют новости, анонсы, видео, фото, а в журнале есть игровой раздел с зашифрованными словами, которые можно расшифровать с помощью QR-кодов.

Они также видят некоторые преимущества печати для развития детей. «Дети не могут развивать мелкую моторику в Интернете. А с играми и кроссвордами в каждом номере «Золотого Ключика» могут», — сказала Милютинская.

Читатели любят видеть свои работы в печати. Предоставлено Мурзилкой.

Дети в центре внимания

Заведующая детской библиотекой в ​​Липецке Варвара Мишачева рассказала Moscow Times, что «Мурзилка и Золотой Ключик популярны благодаря читательским вкладам. Детям нравится видеть свои работы в печати, им нравится читать о себе и своих друзьях». Им также нравится иметь право голоса в содержании. В этом году они проголосовали за специальные выпуски (весной драконы, летом ёжики).

В Белгороде каждый год редакция «Большой Переменки» выбирает детей-победителей спортивных соревнований. О них пишут и награждают дипломами и подарками.

«Детям нужны герои, на которых можно равняться, особенно герои-ровесники, живущие с ними по соседству, — говорит главный редактор журнала Елена Талалаева.

А читатели хотят, чтобы материал был подготовлен специально для них. «Преимущество периодических изданий в том, что они содержат большое количество полезной информации, изложенной кратко и лаконично, доступной даже для самых маленьких читателей. В Интернете много информации, но большая ее часть слишком сложна», — рассказала The Moscow Times Ирина Колаева, главный библиотекарь Липецкой центральной городской библиотеки имени Михаила Пришвина.

Специальные мероприятия делают из читателей местных героев. Предоставлено Золотым Ключиком

Как минимум в одном случае возвращается старый детский журнал. С 1990 по 1995 год в журнале «Трамвай» публиковались авторы, которых нет в других детских журналах. Дети могли читать произведения писателей Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Анны Ахматовой и Владимира Набокова, а также читать статьи о таких художниках, как Казимир Малевич и Марк Шагал. Научно-популярные статьи писались как художественная литература. У журнала были фанатичные поклонники, которых редактор Тим Собакин назвал «умными детьми».

Издание журнала прекратилось из-за проблем с финансированием, но теперь в социальных сетях России появилось большое сообщество его поклонников. В 2011 году журнал был переиздан, и теперь у него есть сайт, на котором библиотекари и книготорговцы просят бумажные копии.

Варвара Тупикова права: нет ничего лучше печатного издания.

Подробнее о: Дети , Социальные сети

Old Russian Magazine — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 140 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts