Детям о безопасности жизнедеятельности: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников

Консультация для воспитателей

Доклад на тему «Организация занятий

по обучению детей старшего дошкольного возраста
основам безопасности жизнедеятельности»

Составитель – Шишкина О.В., воспитатель
МБДОУ комбинированного вида № 54
«Искорка» г. Набережные Челны

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятия, игра, чтение, беседа, мультфильм)

.

Основные разделы программы

“Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников” и их тематика.

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

  1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
  3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
  4. Если чужой приходит в дом.
  5. Самый большой друг.

II раздел. Ребёнок и природа.

  1. Гроза.
  2. Лекарственные растения.
  3. Ядовитые растения.
  4. Съедобные и несъедобные грибы.
  5. Насекомые.
  6. Кошка и собака – наши соседи.

III раздел. Ребёнок дома.

  1. В мире опасных предметов.
  2. Электроприборы.
  3. Безопасность.
  4. Пожар.
  5. Огонь – судья беспечности людей.
  6. Служба “02”.
  7. “Скорая помощь”.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

  1. У Мишки в гостях.
  2. Чтобы нам не болеть.
  3. Витаминная семья.
  4. День здоровья.
  5. Обучение детей правилам поведения на воде.
  6. Поездка к морю.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

  1. Мы знакомимся с улицей.
  2. Знай и выполняй правила уличного движения.
  3. Зачем нужны дорожные знаки.
  4. Улица города.
  5. Знакомство с транспортом своего города.
  6. Целевые прогулки:
  7. пешеход,

    переход,

    перекрёсток,

    наблюдение за работой сотрудников ГАИ.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”.

Для формирования более точного понимания того, кто является “своим” и “чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают “своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д. )

. Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются “знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке.

Можно провести игру “Свой, чужой, знакомый” (дети в кругу, водящий бросает поочередно мячик каждому ребёнку, приговаривая: “ знакомый” или “чужой” или “свой”). Ребёнок называет соответствующего человека.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

— предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

— предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

— предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты)

.

Это следует объяснить детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций нужно познакомить детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, можно использовать соответствующую детскую литературу (“Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого).

Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон (“01”, “02”, “03”). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения).

Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать “01”, “02”, “03”.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, работы в тетрадях, рисование на различные темы. Но нужно помнить, что главное – это личный пример воспитателей и родителей.

Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Страница 1 из 2

Куницына Наталья Валерьевна / Kunizyna Natalia Valerievna – воспитатель, МАДОУ «Детский сад №10», г. Усинск, РК

 

Аннотация: актуальность данной темы обусловлена тем, то на пороге третьего тысячелетия возникла проблема необходимости поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности личной и окружающих из – за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях.

Ключевые слова: безопасность, проблемы, ответственность, взаимопонимание.

Что такое безопасность? Какое место она занимает в нашей жизни? Думаю, что одно из главных.

 

Каждый из нас когда-то был ребёнком. Познавать окружающий мир-это увлекательно! Дети испытывают ненасытную жажду знаний, их любопытство неисчерпаемо. И удовлетворить эту жажду знаний должен взрослый, так как познавать окружающий мир малышу самостоятельно не безопасно.

Мы с вами живём в насыщенном мире, где много бытовой техники, транспорта, электроники. И для ребёнка дошкольного возраста столько всего неизведанного. Беда приходит тогда, когда её меньше всего ждёшь. Очень часто человек, а тем более ребёнок, теряется в кризисной ситуации, начинает паниковать, не может адекватно оценивать происходящее. Поэтому обеспечение основ безопасного образа жизни становится всё более важной государственной задачей.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших граждан-детей, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить, которым придётся при несравненно большей интенсивности технического прогресса.

Причиной происшествий и несчастных случаев чаще всего являются сами дети. Приводит к этому: незнание элементарных основ безопасного поведения дома, на улице, в лесу; безучастное отношение взрослых к поведению детей. Предоставленные самим себе дети, особенно, младшего дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями. А объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Избежать этого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребёнку планомерно накапывать опыт безопасного поведения.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.

Эту проблему по праву относят к глобальным, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»


Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Пожарная безопасность для детей

Всеукраинская детская больница

Когда в доме начинается пожар, дети могут сильно испугаться и растеряться. Они могут не понимать, что происходит и как им следует реагировать. Всего за две минуты, чтобы уйти целым и невредимым, недостаточно времени, чтобы спланировать безопасный маршрут эвакуации, когда звучит сигнал тревоги. Поэтому для родителей важно поддерживать в доме рабочие дымовые извещатели, учить детей, что делать в случае пожара, и регулярно практиковать план эвакуации дома при пожаре.

Дети и факты о пожарах

  • Дети подвергаются большому риску получения травм в результате домашнего пожара и являются одной из групп с наибольшим числом погибших в результате пожаров.
  • Более 400 детей в возрасте до 10 лет ежегодно погибают в результате пожаров в домах.
  • Маленькие дети, особенно в возрасте до 5 лет, не могут рассчитывать на то, что они спасутся от пожара самостоятельно.
  • Многие дети с трудом просыпаются от звуков дымовой сигнализации. Ночью они могут спать прямо через будильник. Более половины детей в возрасте до 5 лет, погибших при пожарах в домах, в это время спят.
  • Когда начинается пожар, дети часто пугаются и путаются. Они склонны прятаться там, где чувствуют себя в безопасности, например, в шкафу или под кроватью.
  • Даже дети старшего возраста не всегда принимают разумные решения во время пожара. Они могут запаниковать или испугаться. Они могут попытаться вернуться в горящий дом после того, как сбежали за чем-то, что оставили.

Советы по профилактике

  • Установите датчики дыма на каждом уровне дома и за пределами каждой спальной зоны.
  • Родители также должны установить датчики дыма в каждой спальне.
  • Ежемесячно проверяйте дымовые извещатели, чтобы убедиться, что они работают. Это также поможет детям привыкнуть к звуку будильника.
  • Разработайте и отработайте план эвакуации при пожаре не менее двух раз в год (днем и ночью).
  • Убедитесь, что в плане указано, кто из взрослых поможет каждому ребенку безопасно сбежать.
  • Покажите детям, как ползти низко к земле с закрытым ртом, если есть дым, и нащупывать горячую дверь, прежде чем выйти из комнаты.
  • Научите детей никогда не прятаться от пожарных.
  • Научите детей НИКОГДА не возвращаться в горящее здание.
  • Детская одежда для сна должна быть огнеупорной или плотно прилегающей. Разрешайте своим детям спать только в пижаме, а не в «повседневной одежде», такой как футболки или спортивные штаны.
  • Научите детей ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, ПАДАТЬ И ПОКАТАТЬСЯ, если их одежда загорается.

Подробнее Домашняя безопасность

Статья

Безопасность при приготовлении пищи

Статья

Планы эвакуации при пожаре

Статья

Домашние пожарные спринклеры

Как научить детей пожарной безопасности без страха

Обучение детей пожарной безопасности, безусловно, важно, но как нам научить этому, не пугая их без необходимости? Если вы читали мой пост о модульных исследованиях по воспитанию характера, вы видели структуру, которую использовала моя семья для проведения модульных исследований с упором на положительные черты характера или достоинства.

Изучение техники безопасности в целом является важной частью подготовки и развития мудрости. Но мы не хотим, чтобы дети теряли мужество в процессе. К счастью, можно научить детей пожарной безопасности нестрашным способом.


Этот пост содержит несколько партнерских ссылок (бесплатно для вас).

Я начал обучать своих детей пожарной безопасности, когда они были совсем маленькими, и добавлял информацию по мере их взросления. Но я сделал это так, чтобы было не страшно.

Запугивание детей пожарной опасностью не так эффективно, как позитивные сообщения о безопасности. А пугающая информация может заставить чувствительных или тревожных детей бояться заниматься повседневными делами. Должен быть баланс информации об опасностях и положительных сообщений о соблюдении безопасности. Сообщения о безопасности могут расширить возможности детей, если они преподнесены в хорошем смысле.

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам получить положительный опыт обучения пожарной безопасности вашего ребенка или учащихся.

Как научить детей пожарной безопасности без страха

1. Читайте книги, которые дают детям разнообразную информацию о пожарных, пожарных машинах и идеях пожарной безопасности.

Есть даже забавные художественные книги с симпатичными персонажами, такими как Большой рыжий пес Клиффорд, Кот Пит и Любопытный Джордж, чтобы сделать пожарных и пожарную безопасность менее страшными.

Три года назад у нас была группа пожарной безопасности, и с тех пор я каждую осень собираю мини-группу пожарной безопасности со своими внуками. Я собрал много нестрашных ресурсов по пожарной безопасности. В сообщении на Living Montessori Now я делюсь множеством идей отличных книг по пожарной безопасности (как научно-популярных, так и художественных) для детей.

2. Пойте песни о пожарной безопасности и изучайте нестрашные ресурсы по пожарной безопасности.

В Living Montessori Теперь я собрал коллекцию бесплатных песен о пожарной безопасности и обучающих видео для детей. У меня также есть список бесплатных 9-1-1 песни здесь.

3. Воспользуйтесь бесплатными ресурсами по пожарной безопасности в местной пожарной службе.

Я всегда находил их чрезвычайно полезными при обучении пожарной безопасности без страха.

Обучение пожарной безопасности на Дне открытых дверей пожарной части в 1988 году

Когда мои уже взрослые дети были маленькими, мы каждый год посещали день открытых дверей местной пожарной части. Вышеприведенные фотографии были сделаны в день открытых дверей, когда моему сыну Уиллу было 3,5 года. Ему очень нравилось посещать пожарную часть, смотреть на пожарные машины и слушать, что говорят пожарные. Пожарных учат обучать пожарной безопасности нестрашным способом, и детям очень полезно лично видеть пожарных и слышать о том, что они делают. (Примечание: в моем посте с песней о пожарной безопасности и обучающих видео есть несколько полезных видеороликов с участием пожарных.)

Если у вас есть класс или группа детей, вы также можете пригласить пожарного посетить вашу школу или группу.

4. Поощряйте практические занятия по пожарной безопасности и ролевые игры.

В Монтессори-образовании мы поощряем много практики на уроках манер. Можно использовать аналогичные приемы для правил пожарной безопасности.

Драматический спектакль с пожарным на Хэллоуин 1989 г. и на Дне открытых дверей пожарной части в 1992 г.

В детстве и дошкольном возрасте мой сын обычно носил костюмы на Хэллоуин на тему карьеры. На фотографии выше он был пожарным на Хэллоуин в возрасте 4,5 лет. После этого он с удовольствием проводил много времени в течение нескольких месяцев, играя роль пожарного и узнавая больше о пожарной безопасности.

Моя дочь Крисси, которая на 5 лет моложе Уилла, не так интересовалась ролевой игрой пожарного, но ей нравилось примерять пожарные каски и одежду на открытом воздухе пожарной станции (как показано на фотографии в возрасте 2,5 лет). Пожарные всегда успокаивали обоих детей.

Во многих детских музеях есть информация о пожарной безопасности и игровые площадки. Обоим моим детям нравились эти занятия, когда они были доступны.

5. Подготовьте практические занятия по пожарной безопасности, чтобы закрепить уроки пожарной безопасности.

Мой блок пожарной безопасности, вдохновленный Монтессори, в Living Montessori Now содержит множество бесплатных печатных материалов и идей для занятий, которые вы можете использовать, чтобы закрепить знания ваших детей о пожарной безопасности. Практические занятия по различным учебным предметам прекрасно сочетаются с такими занятиями, как составление планов эвакуации из дома. Просто выберите занятия, которые лучше всего подходят для возраста и уровня навыков вашего ребенка.

Каждая звезда не похожа на другую имеет набор для печати по пожарной безопасности с ресурсами для подготовки практических занятий по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста и начальной школы! Изображения в пакете специально выбраны, чтобы не быть страшными изображениями.

Надеюсь, они будут вам полезны!

 

Хотите знать, где лучше всего следовать за мной?

Если вам интересен контент для детей, подпишитесь на информационный бюллетень Living Montessori Now.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts