Как помочь детям расти крепкими и здоровыми? Правила ЗОЖ для детей
Здоровье – самый ценный ресурс, беречь который нужно с малых лет. Именно это и есть цель здорового образа жизни. Приучать к нему должны, в первую очередь, родители. Однако так как почти весь свой день малыши проводят в детских садах, в ДОУ особое внимание уделяется каждому из аспектов ЗОЖ.
Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни включает в себя повседневные привычки, способствующие правильному физическому, психологическому и социальному развитию. Они должны стать частью повседневности, поэтому в ДОУ важно выполнять разъяснительную работу с семьями, периодически проводить совместные мероприятия.
ЗОЖ включает в себя несколько факторов:
- Правильный режим дня. Ребенок, привыкший к определенному образу жизни, более стабилен психологически и эмоционально, его организм адаптируется и не испытывает стрессов. Расписание составляется в соответствии с рекомендациями врачей. В нем учитывают продолжительность сна, количество и время приемов пищи, прогулки и другие факторы.
- Свежий воздух. Солнце, воздух и вода необходимы для закаливания и укрепления иммунитета. Для этого не обязательно специально делать какие-то процедуры, лучше обеспечить достаточно времени для прогулок во дворе, на детских площадках, в парках. Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными.
- Физическая нагрузка. Если взрослые люди заполняют этот пункт занятиями спортом, то для малышей подойдут любые активности, чаще всего – игры. В детских садах можно устраивать спортивные соревнования, каждый день проводить зарядку. Утренняя гимнастика позволит проработать все группы мышц, улучшить гибкость и силу.
- Здоровое питание. В детских садах рацион разрабатывается и контролируется медицинским работником. Меню должно включать в себя натуральные продукты: злаки, нежирное мясо, рыбу, свежие овощи, молочную продукцию, фрукты. Меню ежедневно вывешивается на стенде для ознакомления родителей. Можно беседовать с родителями о вреде простых углеводов, блюд быстрого приготовления, мучных изделий.
- Благоприятная психоэмоциональная атмосфера. Микроклимат в семье всегда отражается на состоянии ребенка. Семейные неурядицы нередко становятся причиной детских болезней, возбудимости, стрессов. Важно оберегать малышей от конфликтов, строить семейный досуг таким образом, чтобы избежать переутомления.
Здоровый образ жизни необходим человеку в любом возрасте. Однако если приучаться к нему с ранних лет, ребенок будет следовать основным правилам на подсознательном уровне. Именно формирование привычек, а не разовые мероприятия, является задачей физического воспитания. Результат – улучшение продолжительности и качества жизни, формирование сильной и здоровой личности.
Какие проблемы могут возникнуть со здоровьем ребенка?
Важно! Только 5-8% детей можно отнести к первой группе здоровья, т.е. считать абсолютно здоровыми, и 40% – ко второй группе, с незначительными отклонениями в здоровье. Остальные ребята имеют хронические заболевания.
Такая пугающая статистика заставляет врачей и педагогов активировать усилия в продвижении здорового образа жизни у детей. Если ЗОЖ стал модным у взрослых, то почему его не прививают у малышей? Богатая сахаром и быстрыми углеводами еда, недостаток движения, пренебрежение режимом дня приводят к плачевным результатам.
- Психологические проблемы. Проходя разные этапы взросления, ребенок меняет манеру поведения. Однако иногда негативный способ общения и другие проблемы не только сохраняются, но и усиливаются со временем. Это говорит о психологических нарушениях. Чаще всего современные дети страдают гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, тревожностью.
- Проблемы с позвоночником. Не всегда отклонения можно заметить самостоятельно, поэтому важно регулярно проходить обследования у специалиста. Он поможет выявить проблему на ранней стадии, когда можно помочь гимнастикой или массажем. К частым болезням относится искривление позвоночника (кифоз, сколиоз). Это приводит не только к нарушению осанки, но и неправильному функционированию внутренних органов.
- Проблемы с пищеварительной системой. 10% детского населения страдает от болезней органов ЖКТ. Часто они являются следствием физиологических процессов и могут исчезать без специального лечения. Но при неправильном образе жизни и питании, отклонения переходят в стадию хронических заболеваний.
- Избыточный вес. Ожирение грозит не только психологическими проблемами из-за внешнего вида, но и появлением сопутствующих болезней: гастрита, искривления позвоночника, нарушения эндокринной системы, болезней суставов, грыжи, нарушению полового созревания, риску появления сахарного диабета, повышенному артериальному давлению.
Согласно статистике, больше половины детей с раннего возраста имеют перечисленные выше проблемы. Лечение отнимает много времени, средств и сил. Гораздо проще заниматься профилактикой путем приучения ребят к здоровому образу жизни.
Правила ЗОЖ: как сохранить свое здоровье?
Интересно! Согласно данным ВОЗ здоровье зависит на 50% – от образа жизни, 20% – от экологии, 20% – от генетической расположенности, 10% – от системы здравоохранения.
Таким образом, ведя здоровый образ жизни, мы увеличиваем шансы сохранить хорошее самочувствие и активность в несколько раз. Что же включает в себя ЗОЖ? Ошибочно полагать, что разрекламированные фитнес-продукты, БАДы, витамины и есть ЗОЖ. Часто – это лишь маркетинговый ход и лишь малая часть действительно здоровых привычек.
Вот несколько «золотых» правил здорового образа жизни детей:
- Каждое утро начинайте с улыбки и зарядки.
- Составьте и придерживайтесь режима дня.
- Формируйте полезный отдых за смену вредному: чтение вместо просмотра ТВ, настольные игры вместо планшета и т.д.
- Создавайте атмосферу любви и взаимоуважения в семье.
- Обнимайте малыша не меньше 8 раз в день.
- Разделяйте ребенка и его поступки. Наказывая, не формируйте понимания «я – плохой».
- Учите не словами, а собственным примером.
- Закаляйтесь, используя свежий воздух, солнце и воду.
- Кушайте полезную и простую пищу.
- Проводите больше времени вместе. Не обязательно часами играть с ребенком, можно вместе приготовить ужин или погулять с собакой.
- Новый день всегда начинается с вечера, поэтому важно вовремя ложиться спать.
ЗОЖ – гораздо проще, дешевле и приятнее, чем лечение или коррекция проблем. Делая здоровые правила жизни неотъемлемой частью, формируя привычки, вы вкладываете в самый ценный ресурс – здоровье ребенка.
Правила гигиены
Если еда – естественная потребность, про которую малыш не сможет «забыть», то привычки личной гигиены нужно формировать. Для этого подойдут любые инструменты: игровая форма, системы поощрений, личный пример. Задача родителей и педагогов – сделать гигиену ежедневной потребностью ребенка.
При этом важное внимание уделяется таким аспектам:
- Чистка зубов. Сделайте процедуру утренним и вечерним ритуалом. Важно помнить, чтобы продолжительность чистки зубов – не меньше 2 минут. Чтобы ребенок выполнил это условие, можно использовать песочные часы или специальные электрические щетки с таймерами.
- Мытье рук. Привычка мыть руки перед едой, после посещения туалета или придя с улицы поможет избавиться от многих заболеваний. Чтобы малыш усвоил урок, можно показать ему ногти под микроскопом, натереть ручки блестками и продемонстрировать, как частички остаются на всех поверхностях, к которым он прикасается. Используйте ароматные и разноцветные мыла, чтобы сделать процедуру приятной.
- Смена белья. С маленького возраста нужно ежедневно менять белье малышу. Так он привыкнет к чистоте и не будет протестовать против этой привычки.
- Ежедневный душ. Прочитайте малышам сказку про Мойдодыра, посмотрите мультфильм. Превратите купание в вечерний ритуал. Можно использовать ароматную пенку, игрушки для ванны.
Маленькие дети не могут самостоятельно стричь ноготки и чистить ушки, поэтому родители должны взять эту обязанность на себя. Можно отвлечь малыша мультфильмом, чтобы он не противился процедуре. Позже он привыкнет и научится делать это сам.
Правильное питание
Чтобы ребенок рос здоровым, важно обеспечить ему полезный рацион. Можно использовать готовые меню, разработанные специалистами, или сделать собственное, основываясь на главных принципах здорового питания:
- Разнообразие. Используйте максимальное количество злаков, овощей, фруктов, молочных и мясных продуктов, которое вы можете позволить. Это сделает рацион наполненным витаминами и микроэлементами, развивает вкусовые рецепторы. Используйте интересную сервировку и подачу блюд, чтобы даже нелюбимые продукты были съедены.
Важно, чтобы у ребенка было свое место для принятия пищи. Можно использовать детский столик. Компания «Приоритет» предлагает большой выбор детской мебели, которая поможет обустроить уютную и красивую столовую дома или в ДОУ. Это оригинальные модели столов и стульев из натурального дерева. Они сделаны в соответствии с ростом ребенка, помогают правильно держать осанку. Есть регулируемая по высоте мебель. Так стулья серии Orange Baby можно использовать за взрослым обеденным столом.
- Регулярность. Лучше, если приемы пищи будут проходить в строго выделенное время. Важно соблюдать временной промежуток между принятием пищи. Это позволит сформировать правильные привычки, избавиться от перекусов, проголодаться. Рекомендованное распределение рациона: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%.
- Калорийность. Ребенок должен восполнять энергию, которую тратит в течении дня. Калорийность рациона рассчитывается с учетом возраста, роста, веса, активности ребенка. Недопустимы отклонения ли в большую, ни в меньшую сторону.
В питании малышей не должны быть растительные жиры, копченые, соленые, жаренные продукты, алкоголь, синтетические добавки, концентраты для быстрого приготовления блюд.
Активность и свежий воздух
Дети – очень активны от природы, но пример родителей и доступность гаджетов делает их малоподвижными. Важно поддерживать стремление двигаться. Вместо планшетов и приставок предложите самокат, велосипед, скейт, ролики. Проводите больше времени на улице: прогулки – не реже 1-2 раз в день. Хорошо, если прогулки будут проходить в любую погоду. Для этого в детских садах и дворах устанавливают специальные павильоны.
Теневые навесы – это конструкции, состоящие из опор и крыши. Они закрывают от палящего солнца, дождика и ветра. Компания «Приоритет» предлагает готовые павильоны в разных дизайнах. Они простые в сборке, сделаны из прочных и долговечных материалов, различаются размерами. Под такими навесами можно играть группой детей и даже устраивать эстафеты.
Хорошо, если территория будет благоустроена, на ней будут песочницы, качели, карусели, спортивные уголки с лестницами. Ребята будут с удовольствием играть в футбол и баскетбол. Для школьников и подростков можно предложить уличные тренажеры. Все это стимулирует активный отдых и времяпровождение на улице.
Правильный режим дня
Главное условие ЗОЖ – регулярность. Хорошо, если ребенок будет придерживаться распорядка дня. Это позволит ему формировать привычки, избавиться от тревожности, гипервозбудимости, переутомления. Можно воспользоваться готовыми режимами, которые есть в детских садах, или рассчитать свой, основываясь на важных принципах:
- Питание должно быть одинаковым в будние и выходные дни. Количество приемов пищи – около 4 раз в день. Оптимальное время приема пищи: 8-9 часов – завтрак, 12-13 – обед, 15-16 – полдник, 18.30-19.30 – ужин.
- Физическая активность должна регулироваться. Ее пик должен приходить на первую половину дня. Важна ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки между учебными и творческими занятиями, активные игры на свежем воздухе. Во второй половине дня лучше поддерживать умеренную активность.
- Режим и продолжительность сна помогают восстановить силы, укрепить иммунитет. Оптимальное время пробуждения – 7.00-8.00, а отход ко сну – 20.30-21.00. Днем лучше спать 1-1,5 часа.
- Занятия также должны иметь определенную длительность: 20-25 минут – для 4-5-леток, 30-35 – для 6-7-леток. Лучшее время – после завтрака. Дошкольники могут выдержать 2-3 разноплановых занятия в день.
При организации режима дня важно учитывать биоритмы и семейные традиции.
Оздоровительное оборудование
Устанавливая на улице специальные спортивные приспособления, вы стимулируете детей к активному и полезному времяпровождению. Компания «Приоритет» предлагает безопасное, современное уличное оборудование, которое можно использовать и во дворе дома, и в ДОУ. Оно изготовлено из стали, поэтому выдерживает большую механическую нагрузку и не боится коррозии. Конструкции сделаны таким образом, чтобы минимизировать риск получить травму. Они бетонируются в земле и отличаются устойчивостью.
Лаз с дугами – универсальное приспособление для активных игр. В комплект входит шесть арок разных цветов. Дети могут пролазить под ними, оббегать вокруг, раскачиваться, держась руками, использовать в качестве брусьев. Это практичное и яркое решение, которое украсит придомовую территорию.
Еще одно оригинальное решение – минибум, выполненное из параллелепипедов, поставленных друг на друга. Они красочно оформлены, оригинально смотрятся. Ребенок должен залезть и ходить по ним. В процессе игры развивается координация движений, ловкость, умение держать баланс, старательность и целеустремленность.
Особенности ЗОЖ для детей разного возраста
Образ жизни меняется в процессе взросления. У детей появляются новые интересы, совершенствуется физическое состояние. Привычки также находятся на разной стадии формирования. Если питание, режим дня, гигиена – это константы, которые не меняются, то активности должны соответствовать возрасту.
Малыши
Основная деятельность – наблюдение за окружающим миром, игра. Создайте для малыша безопасное пространство, которое он мог бы исследовать, не боясь получить травму. Отличный инструмент для этого – сенсорная комната от компании «Приоритет». Ее можно наполнить различным оборудованием.
Мягкие модули заменят мебель и служат большим конструктором. Из них можно строить препятствия, сухие бассейны, горки. Конструкции полые внутри, поэтому имеют маленький вес. Ребенок может самостоятельно передвигать их. Формообразующая основа обтянута мягким материалом, который не дает малышу удариться. Верхний слой – обивка из моющейся синтетической ткани. В продаже есть разноцветные модули в виде геометрических фигур или определенных предметов: машинки, домики, животные.
Сухие бассейны предполагают использование легких пластиковых шариков. Они обеспечивают массаж, развивают хватательные движения, обогащают тактильные ощущения. С ними можно придумывать большое количество игр: использовать как счетный материал, кидать по мишеням, подкидывать вверх. Преимущество таких шаров заключается в том, что они легкие и не смогут больно ударить ребенка.
Дошколята
Для дошкольников можно использовать спортинвентарь. Компания «Приоритет» предлагает большое количество скакалок, лент, гимнастических палок, обручей. С их помощью можно организовывать соревнования, эстафеты, игры.
Чтобы сделать занятия физкультурой не только полезными, но и интересными, используются мячи-прыгуны, батуты, передвижные лазы. Особой популярностью пользуются уличные тренажеры. Они адаптированы для детей, позволяют им повторять за взрослыми, приучая себя к спорту.
Еще одно полезное и интересное развлечение – скалодромы. Их можно закрепить на стене, регулировать уровень сложности. В процессе скалолазания тренируются все группы мышц, развивается сила, выносливость, ловкость, координация движений. В каталоге компании «Приоритет» предложено много моделей: с рисунками, в виде башни, с модульной системой.
Школьники
Школьники очень любят командные виды спорта. В школьном дворе будут уместными волейбольные метки, баскетбольные щиты, ворота для хоккея и футбола. Можно поставить на улице теннисный стол. Большой популярностью пользуются кроссфиты, лазы, шведские стенки, по которым очень любят лазить ребята.
В этом возрасте уместны брусья, рукоходы, воркауты. Можно приобрести спортивные элементы по отдельности или полный комплекс, в котором будет предусмотрено все необходимое. Преимущество готового комплекса – максимально грамотное использование пространства, единый дизайн и цветовая палитра.
Здоровое утро: упражнения для утренней зарядки
Чтобы привить детям любовь к ЗОЖ, важно преподать все привычки в форме игры. Это позволит сначала заинтересовать ребенка, потом разнообразить и усложнять действия. Утренняя гимнастика – это хорошая традиция, которая будет полезна для всей семьи. Если же вы превратите зарядку в игру, она станет одним из самых светлых воспоминаний детства.
Важно позаботиться о музыке. В интернете есть много тематических песенок, но можно использовать и обычные, любимые детьми музыкальные композиции.
Вот несколько примеров упражнений:
- Солнышко. Посмотрите вверх и вытяните шею высоко, чтобы дотянуться головой до солнышка. Потом подключите руки, вытянув их высоко-высоко. Представьте, что ручки – это лучики солнышка. Повращайте ими, чтобы лучики осветили все вокруг.
- Собираем грибы. Представьте, что вы находитесь на полянке, полной грибов. Наклонитесь за грибочком, не сгибая колени. Достаньте его правой рукой, а потом левой. Обнимите ножки двумя руками в наклоне.
- Водокачка. Чтобы напоить траву и уточек, нужно накачать воду. Для этого нужно выполнить приседания. Чем быстрее ребята приседают, тем лучше бежит водичка.
- Прыжки. Солнышко пригрело землю, песочек стал таким горячим, что на нем сложно стоять. Попрыгайте, чтобы остудить ножки, попробуйте попрыгать сначала на одной ноге, потом на другой.
Подключите фантазию, спортивный инвентарь, чтобы разнообразить игровые зарядки. Так они доставят больше приятных впечатлений и вам, и малышам. Здоровый образ жизни – это легко, интересно и весело!
ЗОЖ для детей дошкольного возраста в картинках
Содержание
- Здоровый образ жизни для детей
- Картотека для детского сада на тему ЗОЖ
- Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
- Темы ЗОЖ
- Правила ЗОЖ
- Сказки
- Сказка про бодрую Белку
- Витамины для медвежонка Винни
- Стихотворения
- Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем
- Пословицы
- Загадки
- Игры
- Игра «Рисуем организм»
- Игра «Полезный обед»
Очень важно прививать полезные привычки детям младшего возраста. Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители. Итак, читаем, привитие навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) для детей дошкольного возраста.
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Здоровый образ жизни для детей
Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания.
Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно. При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает интересные и важные знания, которые применит на практике:
- Правила личной гигиены;
- Уметь жить по режиму дня;
- Уметь вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;
- Знать части тела и внутренние органы и как они работают;
- Знать правила питания;
- Понимать, как защититься от простуды;
- Уметь оказать первую помощь при ушибах и порезах;
- Знать упражнения для профилактики болезни.
- Понимать, что опасно, а что полезно.
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Картотека для детского сада на тему ЗОЖ
В детском саду накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за свое здоровье.
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
Образовательный процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше навыков, нежели стандартное занятие.
В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:
- Наблюдение;
- Беседа с использованием игр;
- Занятия с наглядными пособиями;
- Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
- Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
- Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
- Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей.
- Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Темы ЗОЖ
В детском саду большое внимание уделяется следующим темам:
- Правильное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Полноценный отдых и сон.
- Здоровая гигиена.
- Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.
- Здоровые привычки, закаливание организма.
Стоит отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом, сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты. Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью.
Читайте также статью: Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников
Правила ЗОЖ
В детском саду ребенок должен усвоить следующие правила здорового образа жизни.
Первое правило – для хорошего слуха и чистых ушей:
- Нельзя ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.
- Вода не должна попадать в уши, это опасно для слуха.
- Сильный ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.
- Не любят уши сильный шум.
- Чтобы уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно чистить.
Второе правило – для зорких глаз:
- Лежа читать и близко смотреть телевизор нельзя.
- Трогать глаза грязными руками нельзя.
- Не забывать про гимнастику для глаз.
- Глаза, брови и ресницы любят умываться.
Третье правило – для чистой кожи:
- Мыло и вода – лучшие друзья кожи.
- Нельзя кожу колоть и давить на нее.
- Рану на коже нужно промыть и обработать от инфекции.
- После ванны нужно хорошо вытереться.
- Грязное белье опасно для здоровья.
- Нельзя носить чужую одежду и обувь.
Четвертое правило – для подвижности рук и ног:
- Утренняя гимнастика – закон.
- Нет — неудобной обуви.
- Варежки нужны в мороз, в них надо прятать руки.
- 4 Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.
- Плавание – хорошая закалка.
- Пятками по песку – все болезни прочь.
Пятое правило – для красивой осанки:
- Позу менять через 15 — 20 минут.
- Делать физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.
- Голову класть нужно на невысокую подушку.
- Тяжесть поднимать нельзя.
- Нельзя ходить на высоких каблуках.
Шестое правило – о правильном питании:
- Есть по режиму.
- Нельзя торопиться во время еды.
- На столе должны быть полезные продукты.
- На ходу есть нельзя.
- Холодная и горячая пища не может быть полезной.
- От переедания болит живот.
Седьмое правило – для крепости зубов:
- Грызть орехи нельзя.
- Чередовать горячую и холодную пищу нельзя.
- После каждого приема пищи нужно полоскать рот.
- 4.Утром и перед сном – чистить зубы.
- Побывать у стоматолога нужно раз в полгода.
Восьмое правило – о правильном отдыхе:
- Душ перед сном – обязательно.
- Пить много воды перед сном нельзя.
- Спать нужно в проветренной комнате.
- Час до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.
- Спать нужно в тишине.
- Ложиться спать и вставать нужно по режиму дня.
Сказки
О здоровом образе жизни написано много сказок. Причем их авторами нередко становятся сами педагоги дошкольного образования. Герои сказок, которые сначала поступали неправильно, в конце истории исправляются.
Сказка про бодрую Белку
Жили в одном лесу звери, которым некогда было делать зарядку. Все они были очень заняты! Медведь Топтыгин мед собирал, еж Пыхтелкин – грибы, лиса Патрикеевна хвостом следы заметала…
Жила в этом лесу белка Стрелка, бодрая, спортивная. Она все успевала: и орехи найти, и в дупле прибраться, и бельчат учить, и песни спеть. Такая она была веселая и добрая, что все звери белку любили. Однако не могли понять звери: зачем с утра, как проснется, белка по веткам скачет. То вверх, то вниз. Зачем? Лучше бы понежилась, пока утренний сон не пропал.
Пришли медведь, еж и лиса к белке и спрашивают: «Зачем?» А та отвечает: «Это утренняя зарядка! Я от нее всегда такая бодрая и не устаю до самого вечера!» ««Вот бы и мне не уставать», — говорит еж, — только я по веткам прыгать не могу». ««И я хочу быть бодрой и красивой», – говорит лиса, – и я не умею лазать по деревьям». «Вам и не нужно! – отвечает белка. – Можно делать другие упражнения! Я вас научу, только чур – не лениться!»
Стали звери каждое утро с белкой Стрелкой зарядку вместе делать. И через некоторое время заметили чудеса. Медведь так ловко и умело мед собирал, что ни одна пчела его не покусала. Ежик грибы домой стал приносить в два раза быстрее, лапки его стали крепкие и сильные. На себя налюбоваться и лиса не могла – бодрая, быстрая, стройная. Лесная красавица!
Пришли звери к белке и говорят: «Спасибо, Стрелка, научила утренней зарядке! Теперь мы стали самые здоровые и бодрые в лесу!» «И красивые», – добавила лисичка. А там и другие звери захотели быть бодрыми и здоровыми.
Теперь каждое утро в лесу начинается с зарядки.
Витамины для медвежонка Винни
Проснулся солнечный Лучик, прыгнул на подушку к Винни Пуху, но медвежонок был не в духе. Плохо себя чувствовал Винни Пух. Обиделся Лучик. Говорит: «Нельзя так целый день лежать!» «А чем мне заняться?» – грустно спросил Винни. «Знаешь, – сказал Лучик, – есть волшебные витамины для хорошего настроения! Пойдем, я покажу, где они!» Не хотелось Винни Пуху никуда идти, но он был любопытный медвежонок. Поэтому слез с кровати и пошел за Лучиком.
Шли они, шли и пришли к домику Лучика. А рядом с домиком был огород с овощами и ягодами.
«Вот они, мои витамины», – сказал Лучик. «Это просто морковка, свекла, капуста. Еще ягоды. Обычная еда!» – не поверил Винни. «Нет! – сказал Лучик. – Не обычные. Потому что папа Солнце и мама Земля подарили им витамины. Смотри, морковка дает глазам зоркость, а чеснок прогоняет вредные бактерии. Да и другие овощи, фрукты и ягоды дарят здоровье!» Удивился Винни: «А я и не знал, что на грядках растут волшебные витамины!» «Я покажу, как приготовить из овощей и ягод вкусные и полезные салаты! Тебе понравится!»
Медвежонок и Лучик приготовили вкусный завтрак. Так понравились салаты Винни, что он решил их есть каждый день. И настроение у него поднялось!
Решил медвежонок свой огород завести и выращивать полезные овощи и ягоды. Чтобы не расставаться с хорошим настроением и угощать всех друзей!
Стихотворения
Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем
Жил на свете Крокодил.
Он лечиться не любил.
Докторов он всех боялся,
От прививок уклонялся.
За собой он не следил:
Лапки он свои не мыл,
Зубки он свои не чистил,
О прививках и не мыслил.
Вот однажды утром встал
И себя он не узнал.
Весь опух, болит живот,
Не откроет даже рот.
«Что мне делать? Как мне быть?
Нужно помощь попросить.
Звери, птицы, помогите.
От боли вы меня спасите!»
Приползла к нему Змея
И ответила она:
«Срочно к доктору иди
И таблетки ты прими!»
Разозлился Крокодил,
Чуть Змею не проглотил.
Испугалась тут Змея
И скорее уползла.
Попугай к нему летит,
Крокодилу говорит:
«Тут одних таблеток мало.
Уколы делай, чтоб лучше стало!»
«Все само собой пройдет:
И ангина, и живот», –
Так ответил Крокодил
И зарылся прямо в ил.
Только боль-то не проходит,
Крокодил сильнее «воет»:
«Вот напасти, вот беда,
Ведите доктора сюда!»
Доктор вынул шприц большой:
«Ну, и где же наш больной?»
Крокодил раскрыл глаза,
По щеке бежит слеза.
Зубы крепко только сжал,
Укол себе он сделать дал.
Не прошло и полчаса,
А от боли ни следа.
Слава нашим докторам,
Кто здоровье дарит нам!
***
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать:
Нужно всем подольше спать,
Ну а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги.
С ними дружбу не води!
Среди них тихоня-лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты.
Вот полезная еда
Витаминами полна.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши,
Только помни – при уходе
Одевайся по погоде.
Игры на развитие мелкой моторики: смотрите ЗДЕСЬ!
Пословицы
Существует много пословиц о здоровом образе жизни. Вот они.
- Болезнь ищет жирную пищу.
- Болен — лечись, а здоров — берегись.
- Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
- Больному и золотая кровать не поможет.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- В здоровом теле здоровый дух.
- Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
- Все здоровые люди любят жизнь.
- Где здоровье, там и красота.
- Двигайся больше — проживешь дольше.
- Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Здоровье и счастье не живут друг без друга. Здоровью цены нет.
- Здоровья за деньги не купишь.
- Здоровье дороже богатства.
- Кто встал до дня, тот днем здоров. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
- Чистота — залог здоровья.
- Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь.
Загадки
Для того чтобы ребенок лучше понял, что такое здоровый образ жизни, можно поиграть с ним в загадки. Много загадок о полезных овощах.
- Маленький и горький, луку брат (Чеснок).
- 2. Красна — девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь).
- Сто одежек, и все без застежек (Капуста).
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (Лук).
- Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (Свекла).
- Сидит мужик на полатях, весь в заплатах (Лук).
Игры
Дети любят играть в подвижные игры. Это можно использовать на занятии по формированию здорового образа жизни.
***
Волны плещут в океане,
Что там видится в тумане?
Это мачты кораблей, —
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
И продолжим наш урок!
Каждая строчка сопровождается движениями: сначала волнообразные движения руками, руки над глазами (вглядываются), руки вверху, как мачты, изображают «плавание» руками, ходьба на месте, наклоны вперед, приседания, сели за столики.
Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.
Игра «Рисуем организм»
Дети вместе с родителями рисуют организм человека. Две команды соревнуются на скорость. Можно не рисовать, а прикреплять картинки к доске, на которой нарисован человек.
Игра «Полезный обед»
Команды соревнуются на скорость и знания. Предлагается в корзину сложить полезные продукты. На «прилавке» лежат и полезные, и вредные продукты. Нужно выбрать правильные.
Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте. Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки. Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей.
Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белококытова
Здоровье ребенка – это здоровье общества
Подготовка к непредвиденным событиям является важной частью обеспечения безопасности и здоровья детей в течение всего года. Такие события, как распространение серьезной инфекции, взрыв, землетрясение или погодное явление, такое как ураган, могут вызвать проблемы со здоровьем у большого количества людей, особенно у детей.
Дети составляют каждого четвертого человека в Соединенных Штатах, и у них есть особые потребности во время и после чрезвычайных ситуаций. Дети – это не просто маленькие взрослые; их тела отличаются от тел взрослых. Хотя дети младшего возраста часто страдают во время стихийных бедствий больше, чем взрослые, дети всех возрастов во время чрезвычайных ситуаций вызывают обеспокоенность, поскольку
- Дети могут быть не в состоянии следовать указаниям или принимать решения, чтобы уберечь их от опасности во время стихийного бедствия.
- Детский организм расходует энергию быстрее, чем взрослый, и ему чаще требуется пища и вода. Это означает, что они будут поглощать яды или опасные химические вещества быстрее, чем взрослые.
- У детей более тонкая кожа, и они дышат быстрее, чем взрослые, что повышает вероятность попадания вредных веществ через кожу или их вдыхания.
- Дети меньше взрослых, но у них больше кожи по отношению к их общему размеру, чем у взрослых. Это означает, что у них больше шансов пострадать от определенных химических веществ или очень высоких или низких температур.
- Дети чаще тянут руки в рот и проводят больше времени на открытом воздухе и на земле, что повышает вероятность их контакта с опасностями в окружающей среде.
- Дети могут быть не в состоянии объяснить, как они себя чувствуют, что может затруднить выявление медицинской проблемы и ее быстрое лечение.
- Дети больше контактируют с другими людьми, и у них менее развита иммунная система для борьбы с инфекциями. Это означает, что у них больше шансов заразиться болезнью, которая может передаваться от человека к человеку.
- Некоторые дети нуждаются в особом медицинском обслуживании. Это может увеличить вероятность того, что ребенок заболеет во время чрезвычайной ситуации, особенно если ребенок разлучен с родителем или опекуном.
Уход за детьми во время экстренных процедур требует планирования и действий до возникновения чрезвычайной ситуации.
Прогресс в учете потребностей детей во время чрезвычайных ситуаций
Хотя у детей больше шансов пострадать во время чрезвычайной ситуации, необходимо уделять особое внимание потребностям детей, чтобы убедиться, что они не упущены из виду при составлении или осуществлении планов действий в чрезвычайных ситуациях. Уход за детьми во время аварийных процедур, таких как эвакуация, обеззараживание и укрытие, требует планирования и действий до возникновения чрезвычайной ситуации. Например, в чрезвычайной ситуации в больницах может оказаться большое количество детей. Без предварительного планирования в больницах может не оказаться необходимого оборудования и расходных материалов для ухода за большим количеством молодых пациентов, чем обычно.
Агентства в местных сообществах, на уровне штата и на национальном уровне работают над обеспечением защиты детей во время стихийных бедствий, предпринимая такие шаги, как
- Установление новых или более тесных связей между органами общественного здравоохранения, поставщиками медицинских услуг для детей, детскими больницами; школы и Совет по образованию;
- Разработка инструкций о том, как сохранить здоровье детей во время чрезвычайной ситуации и как лечить детей, которые больны или нуждаются в особой медицинской помощи;
- Обмен информацией и идеями о включении потребностей детей в планы действий в чрезвычайных ситуациях и о том, как выполнять эти планы во время чрезвычайной ситуации; и
- Подготовка к следующему событию путем анализа того, что было изучено на предыдущих событиях, и внесения улучшений.
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) создали в 2012 году Детскую группу готовности (CPU), чтобы сосредоточиться на защите детей во время вспышек и других чрезвычайных ситуаций. CPU работает с партнерами, чтобы учитывать потребности детей на всех этапах чрезвычайной ситуации. ЦП участвовал в этих чрезвычайных ситуациях CDC:
- Несопровождаемые несовершеннолетние (2014)
- Вирус Эбола (2014-2015 гг.)
- Вирус Зика (2015-2017 гг.)
- Флинт, Мичиган, Загрязнение воды (2016)
- Ураган Мэтью (2016)
- Ураганы Харви, Ирма и Мария (2017)
- Ураганы Флоренс и Майкл (2018)
- Вспышка поражения легких, связанного с употреблением электронных сигарет или вейпинга (2019 г.)
- COVID-19 (2020)
Двигаясь вперед
Прогресс был достигнут, но еще многое предстоит сделать для защиты детей во время чрезвычайных ситуаций. Дополнительные исследования могли бы определить, насколько хорошо планы на случай чрезвычайных ситуаций защищали детей до сих пор, как планы можно улучшить и что можно сделать, чтобы лучше обслуживать детей во время чрезвычайных ситуаций. Например, исследования могут предоставить информацию о психическом здоровье детей, пострадавших от стихийных бедствий. Дети реагируют на расстраивающие события по-разному, в зависимости от их возраста и состояния развития. Учет этих различий в планах действий в чрезвычайных ситуациях может быть одним из способов улучшить уход за детьми.
Подготовка к уходу за детьми во время стихийного бедствия не всегда проста, но планирование сейчас может защитить их безопасность и здоровье в будущем. Для получения дополнительной информации о детях в чрезвычайных ситуациях посетите сайт Центра по контролю и профилактике заболеваний США «Забота о детях в условиях стихийного бедствия».
Вопросы и советы по здоровью детей: от 1 до 5 лет
Здоровье ребенка и вашей семьи Врач общей практики
Легкие заболевания являются частью взросления. Вы мало что можете сделать, чтобы помочь ребенку избежать их. Но если вы когда-либо беспокоились о здоровье своего ребенка, вам следует см. ваш GP .
Зная, что у вас есть хорошее медицинское обслуживание для вашего маленького ребенка, вы можете успокоиться, а выбор хорошего семейного врача заранее может избавить вас от многих беспокойств. Для вас и вашего ребенка важно иметь хорошие отношения с врачом общей практики и быть уверенным в совете врача общей практики.
Бывают случаи, когда вы недовольны диагнозом или советом врача. Это нормально — хотеть получить второе мнение или подумать о смене врача.
Признаки серьезного заболевания могут включать сильную боль, сонливость, бледность или посинение кожи, обезвоживание, затрудненное дыхание, отсутствие реакции и судороги. Симптомы у маленьких детей могут очень быстро ухудшиться, поэтому при обнаружении любого из этих симптомов обратитесь за неотложной медицинской помощью.
Распространенные проблемы со здоровьем у детей
Вот краткое руководство по некоторым из наиболее распространенных проблем со здоровьем у детей в Австралии.
Аллергия
Аллергия возникает, когда иммунная система вашего ребенка реагирует на вещества в окружающей среде, безвредные для большинства людей, например продукты питания, укусы насекомых, пылевых клещей, животных или пыльцу. Обратитесь к врачу общей практики, если вы считаете, что у вашего ребенка аллергия.
Астма
Если у вашего ребенка астма, у него могут быть свистящие хрипы при дыхании, одышка во время физической активности или во время отдыха, постоянный сухой кашель или кашель во время физической активности или ночью. Если вы считаете, что у вашего ребенка астма, обратитесь к врачу общей практики.
Простуда
Дети могут простужаться не реже одного раза в месяц. Лучшим лечением обычно являются жидкости, комфорт и покой. Антибиотики не помогут. Если вы беспокоитесь, что это что-то более серьезное, чем простуда, обратитесь к своему терапевту.
Конъюнктивит
Конъюнктивит представляет собой инфекцию слизистой оболочки глазного яблока и век. Симптомы включают красные, опухшие, липкие и воспаленные глаза. Бактериальный и вирусный конъюнктивит очень заразны, но аллергический конъюнктивит не заразен. Отведите ребенка к терапевту, чтобы узнать, какой вид конъюнктивита у вашего ребенка и как его лечить.
Пищевая непереносимость
Пищевая непереносимость – это реакция на съеденную пищу. Симптомы включают вздутие живота, диарею и боль в животе, которые обычно проходят сами по себе. Поговорите со своим врачом, если вы считаете, что у вашего ребенка пищевая непереносимость.
Гастроэнтерит
Многие дети болеют гастроэнтеритом («гастро»). Симптомы включают диарею, потерю аппетита, рвоту и тошноту, спазмы желудка и лихорадку. Большинство случаев гастроэнтерита у детей несерьезны, но важно убедиться, что ваш ребенок получает достаточно жидкости.
Заболевание рук, ящур
Заболевание рук, ящур вызывает небольшие волдыри во рту и на руках и ногах. Они не чешутся. Это легкая и безвредная инфекция.
Импетиго
Импетиго или школьные язвы обычно начинаются с плоских красных пятен или небольших волдырей в любом месте на теле вашего ребенка. Пятна могут наполниться желтым или зеленым гноем, лопнуть или покрыться коркой. Волдыри очень чешутся. Если вы считаете, что у вашего ребенка импетиго, обратитесь к врачу общей практики, потому что вашему ребенку нужны антибиотики. Импетиго очень заразно, поэтому держите ребенка дома, пока он не пройдет курс лечения антибиотиками в течение как минимум 24 часов.
Вши или гниды
Эти насекомые прикрепляются к волосам детей, откладывают яйца (часто называемые гнидами) и вызывают сильное расчесывание и зуд. Вы можете удалить вшей, расчесывая влажные волосы с кондиционером или используя средства против вшей. Держите ребенка дома, пока не вылечите вшей.
Бородавки
Бородавка – это небольшое возвышающееся образование телесного цвета. В основном вы видите их на руках, кистях и ножках детей. Бородавки обычно безболезненны. Обратитесь к врачу общей практики, если бородавка находится на лице, ногах или половых органах вашего ребенка или если бородавка выглядит красной, горячей и болезненной.
Глисты
Симптомы глистов включают зуд или покраснение дна. Черви обычно не опасны. Их легко лечить противопаразитарными таблетками, которые можно купить без рецепта в местной аптеке. Вы должны лечить всех членов семьи одновременно. Инфекции очень часто возвращаются, особенно у детей в детских садах, дошкольных учреждениях или школах.
Многие распространенные детские инфекции легко распространяются. Один из лучших способов предотвратить распространение — тщательное мытье рук. Вы можете научить ребенка мыть руки перед едой, после посещения туалета и после прикосновения к животным или грязным вещам.
Советы по охране здоровья детей
Убедитесь, что прививки сделаны вовремя
Иммунизация защищает вашего ребенка и ваше общество от таких болезней, как корь и дифтерия, которые потенциально опасны и даже опасны для жизни. Ваш ребенок может пройти вакцинацию у своего врача общей практики или в поликлинике по месту жительства или местного совета.
Принимайте лекарства только по мере необходимости, в соответствии с рекомендациями или предписаниями
Вы можете без рецепта принимать такие лекарства, как парацетамол и ибупрофен, когда у вашего ребенка жар или легкая боль.
Давайте ребенку другие лекарства только по рекомендации фармацевта или по назначению врача.
Всегда проверяйте инструкции по дозировке на этикетках лекарств, чтобы убедиться, что вы даете ребенку правильную дозу для его веса или возраста.
Подробнее о лекарствах для детей читайте здесь.
Следите за чистотой воздуха для вашего ребенка
Пассивное и третье дыхание может нанести серьезный вред здоровью детей. Лучший способ защитить своего ребенка — бросить курить. Если кто-то в вашем доме курит, убедитесь, что он всегда курит на улице. И никогда не курите в машине, в которой находятся дети.
Также избегайте использования химических бытовых спреев, таких как средства от насекомых или чистящие средства, когда ваш ребенок находится в комнате.
Ежедневная личная гигиена важна для детей и всех, кто заботится о детях.