Карта познания: Методы научного познания | MindMeister ментальными картами

Содержание

Карта – средство познания территории

Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть начало и конец географического изучения, описания и выделения ландшафта»,— писал Л. С. Берг (1947 год). Развивая эту мысль, можно наметить три основных пути использования карты для познания территории.

Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или методическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о территории. Нанеся их на карту-основу, он затем делает заключения о мере правильности своих научных суждений об изучаемом предмете. Так, например, обстоит дело в гидрогеологии, где гидрогеологическое районирование территории (цель научного исследования), выделение и графическое оконтуривание площадей залегания подземных вод делается только в интересах получения новых знаний о гидрогеологическом строении территории. Аналогичное положение наблюдается и в гляциологии. Здесь изучение ледников просто невозможно без их картографирования, без предварительного нанесения на карту-основу их различных характеристик: морфологии, динамики и др.

Второй путь применения карты можно назвать научно-отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно-методологических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии, например в геологической, геоморфологической, геоботанической и др. Таким образом, второй путь потенциально активен.

Подтверждение этому можно найти в геоморфологической картографии. С конца 40-х годов в данной отрасли картографии начало успешно развиваться так называемое морфоструктурное направление. Оно возникло на основе теоретических положений, разработанных академиком И. П. Герасимовым. Все формы рельефа земной поверхности он предложил подразделять на три категории. К самому высокому таксономическому рангу он отнес морфотектуры и геотектуры — формы рельефа планетарного масштаба, типа платформенных и складчатых областей. Второй ранг объединяет морфоструктуры разных типов, преимущественно крупные формы рельефа Земли, в возникновении которых ведущая роль принадлежит тектоническим процессам. Третью категорию составляют элементы морфоскульптуры — сравнительно некрупные формы земной поверхности; в образовании их ведущую роль играют экзогенные процессы. В научной литературе идея И. П. Герасимова получила название как учение о морфоструктурах.

На основе данной классификации в 50-е годы была подготовлена серия геоморфологических карт мелких масштабов, которая вошла затем в Физико-географический атлас мира (1964 г.). Кроме того, в качестве источников использовались карты гипсометрические, геологические, четвертичных отложений и др. Все эти материалы в отдельности мало сопоставимы между собой. Их легенды отражают разные зарубежные научные школы, а содержание порой подчинено сугубо национальным практическим задачам. При столь разнохарактерном исходном материале надлежало выработать новые научно-методологические приемы составления геоморфологических карт континентов, которые позволили бы унифицировать весь материал. Работа эта сначала носила экспериментальный характер. А впоследствии, подводя научные итоги и опираясь на теорию И. П. Герасимова, картографы сформулировали методы составления мелкомасштабных геоморфологических карт. В литературе эти методы получили названия морфологического, морфоструктурного и морфоклиматического. Они основаны на комплексной переработке и переосмысливании содержания других тематических карт природы; геологических, геоморфологических, структурно-тектонических, гипсометрических и др. Таим образом, произошло обогащение картографии новыми подходами к составлению тематических карт природы.

Третий путь применения географической карты в научных исследованиях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан пе только практической картографии, но и тем новым задачам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конструктивно-преобразовательного характера. Использование карты в решении этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом создаются благоприятные условия для возникновения новых направлений в тематической картографии и научных понятий в развитии картографии.

Уже отмечалось, что одно из таких направлений — ресурсно-оценочное. Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Объем и качество природных ресурсов указывают на потенциальную возможность освоения территории.

К настоящему времени вышло уже немало карт, характеризующих и оценивающих различные виды естественных ресурсов. Они получили название природно-экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки отдельных компонентов природы. Они включают элементы оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по использованию того или иного территориального выдела.

Стремление придать ресурсную направленность содержанию тематических карт природы можно показать на примере некоторых климатических карт. Мы привыкли относить к картам ресурсного содержания традиционные карты атмосферных осадков и температур воздуха, разработанные но среднемноголетним данным. И, вероятно, на определенном этапе изученности природных условий отнесение этих карт к типу ресурсных было правильным. Но в настоящее время неизмеримо возросли знания о природе. Поэтому в ресурсном плане представление об обеспеченности территории влагой или теплом теперь можно получить лишь при совместном изучении целого ряда элементов: осадков, температуры воздуха, стока, испарения и др., а точнее, па основе анализа всего радиационного баланса земной поверхности.

Прогнозное направление в картографии возникло совсем недавно, когда территориальное планирование включило в круг своих интересов и такую сферу, как управление природной средой. Очевидно, что планирование крупного промышленного или городского строительства, сооружение долговременных гидротехнических сооружений или проведение работ по интродукции новых видов растений и животных нуждаются прежде всего в прогнозных картах. На них должны быть показаны вероятностные величины или характеристики тех элементов природы, которые ожидаются в перспективе, чтобы их можно было учитывать при разработке планов освоения территории. Карт подобной тематики пока немного, но они уже существуют.

Как лучше узнать себя с помощью метафорических карт

Познать себя

Увидеть то, что внутри

Прежде всего, метафорические ассоциативные карты были задуманы именно для того, чтобы познать себя и продвинуться вперед на пути собственного развития. Для изучения себя можно брать колоды сюжетные, универсальные, абстрактные, сказочные, портретные, а также карты с архетипами или субличностями.

Вопросы к картам в этом случае должны быть направлены на вас и на то, что происходит внутри вас. Если они касаются вашей жизни и поведения в социуме, то должны относиться к вашим внутренним побуждениям и мотивам.

Примеры вопросов, которые можно задать себе

  • Какой/какая я?
  • Каким/какой я хочу казаться?
  • Что я скрываю?
  • Что я хочу показать?
  • Как я себя чувствую в социуме?
  • Как на меня влияют другие люди?
  • Что мне мешает чувствовать себя счастливым?
  • Каковы мои сильные или слабые стороны?
  • Что я могу изменить в себе?
  • Что мне нужно ценить в себе?

Пример из практики

Екатерина работала с колодой метафорических карт «Рефлексия». Вот что увидела про саму себя, задав два вопроса и вытащив соответственно две карты.

  1. Что мне мешает чувствовать себя счастливой?
  2. Что мне нужно в себе изменить?

Про первую карту — «Что мне мешает чувствовать себя счастливой?» — Екатерина сказала: «Я слишком хочу быть крутой, чтобы все видели, что я сильная, волевая, что я все могу. На эту маску я трачу очень много энергии. А на проживание своей настоящей жизни у меня остается мало сил.

Этому птенчику, который изображен на карте, не достается внимания и любви, в которых он так нуждается».

Вторая карта — «Что мне нужно в себе изменить?» — навела ее на размышления: «Мне нужно перестать всегда рассчитывать на полную победу и самый большой кусок пирога. Я почему-то решила, что у меня должно быть все самое лучшее, и я должна быть идеальной, этакой суперженщиной.

Я не готова к поражениям и неприятностям. Меня все это выбивает из колеи. Может быть, если я хотя бы немного смогу снизить свои высокие запросы к жизни и в первую очередь к самой себе, то мне станет легче жить? И тогда смогу стать счастливее».

Как сделать верный выбор? Находим ответ с помощью метафорических карт

Как поступить в сложной ситуации? Подскажут метафорические карты

Вы можете заглянуть в себя и получить подсказки с колодой, созданной специально для нашего проекта:Метафорические карты Psychologies

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как полюбить себя? 7 шагов к здоровым отношениям с собой

«Прости, но я не виноват»: 4 ошибки в извинениях — просите прощения правильно

«Кум пристает ко мне и в шутку предлагает интим, а муж никогда за меня не заступается»

«Стесняюсь брать плату за свою работу. У меня страх принятия денег?»

Как понять, что вы встретили будущую жену: 5 признаков — мужское мнение

Как оживить отношения: 9 советов — примените в вашей паре

Как рассказать детям о сексе: типичные ошибки, советы, лайфхаки

Тест: Какая погода в вашей паре?

Что такое картирование знаний и как его использовать?

Что такое картирование знаний и как его использовать? | MindManager

Попробуйте бесплатно

  Содержание

Что такое карта знаний?

Карта знаний — это наглядное пособие, которое показывает, где можно найти знания в группе или организации и как найти тех, кто обладает наибольшим опытом. Карта показывает, кто или какие ресурсы обладают знаниями и где можно найти необходимую информацию, связывая источники вместе с узлами дополнительной информации для полного обзора идеи, процесса или умения.

С конкретным субъектом в качестве фокуса ресурсы распределяются с помощью связанных узлов, которые устанавливают связь между субъектом и авторитетом в этом вопросе. Каждый предыдущий узел можно расширить, указав держателей ключевой информации в ссылках.

Эти связанные ресурсы, также известные как перечень знаний, облегчают компаниям сотрудничество в областях знаний и улучшают их текущее понимание темы, процедуры или навыка. Карты знаний служат визуальной базой данных, представляющей идеи и их ресурсы.

Типы карт знаний

Картирование знаний отличается от простого сбора информации. Когда мы рассматриваем знание как практическое применение информации, мы видим, как картирование знаний поможет нам объяснить, как применять эту информацию. Карты знаний можно классифицировать одним из трех способов:

Карты процедурных знаний

Эффективные компании имеют определенный процесс или процедуру для всего, что они делают. Карты процедурных знаний могут эффективно документировать и распространять эти процедуры по всей организации. Процедурные карты разбивают стандартные функции по задачам.

Подумайте, сколько информации передается в процессе адаптации нового сотрудника. Для новых сотрудников это непосильно, и им важно знать основные операционные процессы в компании. Процедурные карты помогают компаниям оптимизировать процесс передачи знаний, максимально быстро повышая вовлеченность и продуктивность новых сотрудников.

Даже для опытных сотрудников картирование процедур может стать бесценным операционным активом. Возьмем, к примеру, практику отчетности об инцидентах. Хотя каждый сотрудник в вашей организации может сообщать об угрозах, нарушениях или проблемах с качеством, правда в том, что такие инциденты могут не происходить регулярно. Процедурное сопоставление обеспечивает документированную ссылку на процедуры отчетности, чтобы каждый инцидент обрабатывался одинаково.

Карты концептуальных знаний

Карты концептуальных знаний расширяют идеи или темы. Эти интеллект-карты содержат центральную идею или тему с ответвлениями связанных вопросов, проблем или идей. Концептуальные карты позволяют увидеть, как несколько вопросов связаны с первым, создавая подтемы. Используя MindManager, каждая новая подтема может иметь дополнительную ссылку на внешние ресурсы, предоставляя визуальный инструмент решения проблем.

Бизнесу ежедневно приходится решать сложные проблемы и проводить творческие мозговые штурмы. Выяснение того, как справляться со сбоями в цепочке поставок или решать распространенные жалобы клиентов, требует много размышлений. Визуальные инструменты, которые излагают мысли или идеи на бумаге, могут стать бесценным ресурсом для совместной работы, помогая командам принимать более взвешенные решения за меньшее время.

Карты знаний компетенций

В то время как процедурные карты определяют задачи, а концептуальные карты помогают с идеями, карты компетенций иллюстрируют поведение. Картирование компетенций сотрудников показывает основные навыки, лидерские способности и области обучения, обеспечивая основу для создания сильных команд на основе областей передового опыта.

Карты компетенций помогают компании определить потребности в обучении для развития необходимых навыков. Этот визуальный инструмент может стать эффективной основой для устранения внутренних пробелов в навыках и направления нужных талантов в нужные области в нужное время.

Когда использовать карту знаний

Карта знаний помогает передавать информацию. Поскольку картирование знаний можно использовать для задач, идей и процессов, эти визуальные инструменты оказывают существенную помощь во всех сферах деятельности. Инструменты сопоставления знаний могут помочь найти пробелы в знаниях в организации и помочь связать сотрудников с нужными людьми и ресурсами для проекта.

Карты знаний хорошо подходят для таких вещей, как:

  • Передача информации об адаптации
  • Как ресурс знаний
  • Обмен идеями в команде
  • Стратегическое планирование
  • Комплексное решение проблем
  • Документирование сеансов мозгового штурма
Карты знаний

можно использовать для документирования и обмена процессами, например, как исследовать проблему качества и кого в организации необходимо уведомить. Их можно использовать для анализа ситуации, например, для понимания организационных компетенций и оценки того, что компания делает хорошо и где у нее есть возможности для роста. Но чаще всего карты знаний используются для выражения неосязаемого мыслительного процесса.

Например, взять концепцию из идеи и превратить ее в продуктивный план проще с помощью визуальных вспомогательных средств, таких как карта знаний. Вместо того, чтобы полагаться только на навыки вербального общения команды, программное обеспечение для картирования разума позволяет компании визуализировать проблему и то, как она связана с различными организационными процессами.

Человеческий разум, естественно, преуспевает в изучении отношений, поэтому построение отношений является неотъемлемой частью решения сложной проблемы. Вместо одного человека, который владеет всей информацией и мысленно работает над решением проблемы, всей команде предоставляется общая отправная точка. По мере того, как каждый человек начинает мыслительный процесс, люди получают возможность делиться идеями, которые помогают расширить карту знаний, заставляя всю команду двигаться в одном направлении одновременно.

Другими словами, это ключ к превращению обычного сеанса мозгового штурма в легкое сотрудничество, способствующее инновациям. Инструменты картирования разума обеспечивают удобный для обмена формат, который позволяет нескольким людям вносить свой вклад и редактировать по мере необходимости. Простая идея с небольшой структурой может превратиться в процесс группового мышления.

Преимущества карт знаний

Карты знаний наглядно представляют сложные идеи, устраняя коммуникативные барьеры, снижающие производительность. Эти средства помогают эффективно сообщать о процессах, делиться идеями и намечать стратегии для организации мыслей и идей группы в центральном, действенном направлении. Вот некоторые преимущества карт знаний:

Помогает сотрудникам быстро получать доступ к активам знаний

Представление идей и определение задач с помощью визуального представления помогает сотрудникам сохранять и обмениваться информацией, внедряя необходимые знания в рабочий процесс для хорошо организованной и эффективной рабочей модели.

Улучшает совместную работу и общение между командами

Когда вы используете инструмент картирования знаний, такой как MindManager, такие функции, как совместное использование и совместное редактирование карт знаний, поощряют совместное сотрудничество с сотрудниками во всех отделах организации, разрушая традиционные разрозненности, снижающие производительность. .

Улучшение процесса принятия решений благодаря лучшему доступу ко всем знаниям компании

Использование карты знаний позволяет ключевым заинтересованным сторонам классифицировать приоритеты, отслеживать сроки и оценивать проблемы бюджетирования, улучшая процесс принятия решений, предоставляя широкий доступ к критически важным ролям в компании. .

Повышает производительность

Карты знаний обеспечивают визуальное представление мыслей или идей, которые могут быть сложными для обсуждения, облегчая обмен информацией, чтобы команды могли уделять больше времени сосредоточению внимания на решениях, а не на попытках понять проблемы.

Как составить карту знаний

Карты знаний начинаются с центральной темы или идеи и разветвляются в линейный поток или сеть узлов, представляющих связанные шаги, идеи или концепции. Вот пошаговое описание создания карты знаний:

  1. Определите фокус: Выберите отдельную идею, процесс или предложение, которые нуждаются в ясности или сообщении. Используйте MindManager, чтобы работать быстрее, лучше и в большей степени связаны между собой, борясь с информационной перегрузкой, имея четкое представление о концепции, идее или процессе в целом. Начните новый проект карты знаний, определите свои цели и поделитесь ими со своей командой.
  2. Ответвление: Используйте функцию узла, чтобы добавить отдельный объект или «узел» для каждой связанной идеи, шага или концепции и сделать ссылку на основную тему. Изучите возможности, используя динамические представления, теги, приоритеты и условное форматирование.
  3. Расширение идей: Продолжайте добавлять дополнительные узлы. Нет предела тому, насколько далеко вы можете расширить свою карту знаний. Захватывайте контент из любого места с помощью MindMap Snap, загружайте свои данные с помощью интеграции Excel Data Mapper и легко изменяйте свою перспективу с помощью динамических представлений, которые представляют ваши карты знаний в виде карты, диаграммы, расписания или списка тегов.
  4. Добавьте контекст и организационные элементы: Добавьте контекстные подсказки, используя ключевые слова и дополнительные соединительные линии, поскольку MindMap становится более сложной. В MindManager имеется набор стандартных символов и форм для четкой коммуникации по всем направлениям.

Зачем использовать MindManager для создания карт знаний

Карты знаний можно создавать вручную, в любой программе графического дизайна или в программе, специально предназначенной для создания карт знаний. MindManager, ведущее в отрасли программное обеспечение для картирования знаний, позволяет с легкостью создавать сложные подробные карты знаний.

Основные преимущества MindManager:

  • Удобный, интуитивно понятный интерфейс
  • Обширная библиотека изображений — более 700 тематических изображений, значков и символов для добавления в ваши карты знаний
  • Готовые шаблоны карт знаний
  • Удобное хранение файлов, поиск и совместное использование
  • Мощная интеграция с приложениями для хранения файлов, такими как Box и OneDrive
  • Интеграция с Google Docs через Zapier
  • Различные инструменты и функции для облегчения мозгового штурма и стратегического планирования
  • Расширение Google Chrome — MindManager Snap — для простого сбора и импорта текста, ссылок и изображений из Интернета

MindManager помогает вам синтезировать идеи и информацию, предоставляя простую, интуитивно понятную структуру для организации ваших мыслей.

С MindManager вы и ваша команда можете прояснить сложность и сотрудничать новыми и неожиданными способами.

Шаблоны карт знаний

В MindManager предустановлено множество шаблонов знаний. Чтобы использовать эти шаблоны:

  • Открыть MindManager
  • Нажмите NEW в меню навигации
  • Выберите шаблон, который хотите использовать
  • Появится экран предварительного просмотра — проверьте, хотите ли вы использовать выбранный шаблон
  • Выберите «Создать карту»
  • Настройте шаблон для своего конкретного проекта

Карта знаний Часто задаваемые вопросы

Что такое активы знаний?

Термин «интеллектуальный актив» относится к любому типу интеллектуальной собственности, который позволяет компании работать, расти и адаптироваться. Эти активы варьируются от навыков и знаний сотрудников до политик, процедур, предпочтений и моделей клиентов. Активы знаний, естественно, сложны, потому что они охватывают все аспекты того, что каждый сотрудник приносит за стол, как функционирует компания и отношения с клиентами.

Что является примером карты знаний?

Карты знаний могут быть сделаны с использованием различных дизайнов. Один из примеров включает в себя карту пауков с основной идеей в центре и линиями, отходящими от основной идеи в подкатегории. Другим примером является блок-схема, которая размещает шаги или действия в последовательности.

Карты знаний могут быть тем инструментом, которого вам не хватает

Программное обеспечение для карт знаний, такое как MindManager, может устранить информационные узкие места в вашей организации, упрощая и повышая эффективность совместной работы, помогая сотрудникам работать и стимулируя творческий подход к инновациям. Эти карты работают, потому что они ориентированы на разные стили обучения, привнося нематериальные идеи в физический мир, одновременно используя наши сильные стороны в обучении в отношениях, чтобы быстро понять новые идеи и концепции. От общения до совместной работы, картирование знаний может быть лучшим ресурсом вашей команды для повышения производительности.

Визуализируйте больше с помощью MindManager

Хотите составить карту знаний? Попробуйте MindManager сегодня и начните строить с помощью простых в использовании шаблонов. Работайте быстрее, лучше и в большей степени связанной с расширенными функциями программного обеспечения для составления карт разума.

Попробуйте карты знаний бесплатно Просмотр продуктов

Попробуйте полную версию MindManager БЕСПЛАТНО в течение 30 дней

9Команда 0000 — Открытые карты знаний Команда — Открытые карты знаний

  • Открытые карты знаний
  • Визуальный интерфейс к мировым научным знаниям
  •  Поиск
  • О
  • Команда
  • Сообщество
  • Проекты
  • Новости
  • Часто задаваемые вопросы
  • Свяжитесь с нами
  •  Стать участником поддержки

Наша команда

Мы являемся благотворительной некоммерческой организацией, управляемой специальной основной командой, базирующейся в Вене, при участии добровольцев со всего мира.

  • Питер Кракер
  • Основатель и председатель
  • Вена
  • Макси Шрамм
  • Руководитель отдела продукции и казначей
  • Вена
  • Кристофер Киттель
  • Технический руководитель и секретарь
  • Вена
  • Лорен Кондратьев
  • Координатор связи
  • Вена
  • Томас Эрроу
  • Разработчик внешнего интерфейса
  • Ноу-центр
  • Член организации

Особая благодарность нашим бывшим вкладчикам:

Микела Виньоли, Ян Констан, Скотт Чемберлен, Бьорн Брембс, Наджме Шагаи, Асура Энхбаяр, Фабиан Краут, Райнер Бахляйтнер, Яэль Штейн, Майк Скауг, Майкл Э. Карпелес, Наоми Мост, Омирос Метаксас

Члены нашей группы поддержки

вносят свой вклад в финансовую устойчивость Open Knowledge Maps. Узнайте больше о том, как стать поддерживающим участником.

Visionary Membership

Sustaining Membership

Basic Membership

Наши консультанты

руководят разработкой Open Knowledge Maps

Peter Murray-Rust

  • Основатель
  • КонтентМайн

Стефани Линдштадт

Генеральный директор
Информационный центр

Жан-Клод Бургельман

  • Профессор открытых наук ВУБ
  • Главный редактор Frontiers Policy Labs

Наталья Манола

  • Директор проекта
  • OpenAIRE

Клаус Тохтерманн

  • Директор
  • ZBW — Информационный центр экономики имени Лейбница

Бертиль Ф.

Дорч
  • Директор
  • Университетская библиотека Южной Дании

Катя Майер

  • Научный сотрудник и преподаватель
  • Венский университет

Клаудия Гарад

  • Исполнительный директор
  • Викимедиа Австрия

Биргит Шмидт

  • Научный руководитель/координатор проекта
  • Геттингенская государственная и университетская библиотека

Елена Джилья

  • Начальник офиса открытого доступа
  • Туринский университет

Najmeh Shaghaei

  • Заведующий библиотекой кампуса Sønderborg
  • Университетская библиотека Южной Дании

Даниэль Митхен

  • Старший научный сотрудник
  • Университет Вирджинии

Андреас Ферус

  • Директор
  • Библиотека Академии художеств Вены

Дасапта Эрвин Ираван

  • Исследователь и преподаватель гидрогеологии
  • Технологический институт Бандунга
  • РИНархив

Изабелла Питерс

  • Профессор веб-науки
  • ZBW — Информационный центр экономики Лейбница и Кильский университет

Бьорн Брембс

  • Профессор нейрогенетики
  • Университет Регенсбурга

Элизабет Лекс

  • Доцент
  • Технологический университет Граца

Осман Алдирдири

  • Член исполнительного комитета
  • СПАРК Африка

Тони Росс-Хеллауэр

  • Старший научный сотрудник
  • Информационный центр

Асура Энхбаяр

  • Аспирант
  • Университет Саймона Фрейзера

Стефан Касбергер

  • Член правления
  • Открытые знания, Австрия

Стефани Хауштайн

  • Доцент
  • Университет Оттавы

Майкл Э.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts