Девиантное поведение младших школьников | Дефектология Проф
Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение.
Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.
Девиантное поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения детей/подростков.
Вопрос девиантного поведения в младшем школьном возрасте все еще является недостаточно хорошо изученным, несмотря на то, что эта проблема стоит остро уже многие годы и изучается как с точки зрения педагогики, так и со стороны психологии.
Девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками.
Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьёзном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.
В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний.
После 10 лет ребёнок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство …
Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали. Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания.
Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребёнка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.
Формы поведения детей.
Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабёж.
Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причём оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счёты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, помутнение рассудка, недовольство собой.
Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения:
1. Биологические.
2. Психологические.
3. Социально-педагогические.
4. Социально-экономические.
5. Морально-этические.
Причины девиантного поведения:
— Медико-биологические факторы. Эту группу можно условно разделить на приобретённые, врождённые и наследственные причины. Врождённые развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.
— Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребёнка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.
— Приобретённые причины связаны с самим образом жизни малыша. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжёлыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.
— Психологические факторы. Психология отношений влияет на ребёнка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.
Социальные факторы. Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:
— неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
— частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
— асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
— алкоголизм.
Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.
Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребёнок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.
Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребёнок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.
Возможные симптомы:
1. Сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний».
2. Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.
3. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.
4. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.
5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.
6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.
7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.
8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.
9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.
10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.
11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве.
Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни.
На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.
Рекомендации по борьбе с девиантным поведением детей начальной школы.
Главная причина возникновения капризов — неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым. Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
В фокусе внимания младший школьник: девиантное поведение
Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба
Классы: 1, 2, 3, 4
Разговор психолога с родителями ребенка первой ступени школьного обучения
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучшими, чтобы из них выросли «настоящие люди», чтобы мы ими гордились. А для этого требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета. Взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семейное воспитание.
Проблема девиантного поведения детей младшего школьного возраста является актуальной и имеет, к сожалению, тенденцию к нарастанию. Что же это такое, девиантное поведение, спросите вы.
Термин девиантное поведение появился от латинского «де витио»- отклонение, определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).
Девиантное поведение — один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение — повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество и т. д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).
Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие — то социальные и культурные нормы. (В.М.Цулейко).
Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями. Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.
Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей. Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок (младший школьник) в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.
Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия, поэтому важны доверительные беседы с ребенком, чтобы научить ребенка взглянуть на свой плохой поступок со стороны, при этом сохранить свое я в безопасности. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, несогласованности действий взрослых, с которыми ребенок проживает то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не полностью.
Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся в возрастной группе «младшие школьники» можно выделить такие как:
- непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;
- шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является по большей части безвредной и, как правило, социально неопасной;
- озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;
- проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;
- негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих. В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от выполнения требований. В активной форме — ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него требуют. Следует отметить, что негативизм может являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости или проявлений несправедливости по отношению к ребенку.
- упрямство по некоторым проявлениям напоминает негативизм. Но, как правило, оно является необоснованным и нерациональным ответом на какие-то действия или просьбы окружающих;
- капризы, как правило, выражаются в поступках или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со стороны взрослых. Возникают или в случае усталости или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением;
- своеволие является результатом излишней самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными способами.
Здесь, однако, стоит избегать «педагогической крайности», когда коррекция такого поведения происходит несколько несоразмерно. В результате чего достигается противоположный эффект (воля ребенка полностью подавляется):
- грубость и неуважение являются, как правило результатами неумения ребенка владеть собой. Иногда причина кроется в желании продемонстрировать свою «взрослость»;
- отсутствие дисциплины — может быть двух видов: незлостное (проявляется в виде шалостей) и злостное (хулиганство). Второй тип, как правило, уже приобретает устойчивый характер;
- правонарушения. По своей сути представляют крайнюю (наиболее тяжелую) форму девиантного поведения. Сюда можно отнести хулиганство, воровство, драки и т.д. Причем, совершаются они как индивидуально, так и при участии группы единомышленников (например, уличная компания).
Безусловно, все типы девиантного поведения поддаются корректировке. Легкие можно исправить совместными усилиями родителей и педагогов.
Итак, дети с девиантным поведением для учителя — это неуспевающие в учебе, непослушные, «отсутствующие» на уроках и прогуливающие их.
Профилактику отклонений в поведении ребенка могут и обязаны проводить родители (законные представители), при чем, не время от времени, а систематически. Какие это могут формы работы:
Игра. В ходе игр ребенок приобретает опыт принятия ответственных решений, отстаивание своего мнения, своей позиции, формируется адекватное представлении о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, об управлении чувствами и преодоление стрессов.
Книги. По образцу и подобию героев книг формируется собственные способы освоения мира. После прочтения сказок, рассказов, в ходе пересказа и ответов на вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев. Сочинение собственных сказок, их иллюстрирование.
Труд. Через деятельность легче организовать, выработать умение подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, кроме того, труд снимает общую возбудимость. Целенаправленные действия как индивидуальные, так и совместные дают возможность ребенку соотнести свое «я» с другими, совместные дела воспитывают положительные чувства, развивают взаимопомощь, взаимопереживание и т.д.
Ежедневные беседы с ребенком, проведение праздников, семейные традиции, все это служит фундаментом для личностного развития ребенка и не даст его поведению отклониться.
Родителям важно знать о том, как правильно хвалить и наказывать ребенка. Повышать свою психологическую грамотность в вопросах обучения и воспитания ребенка.
Некоторые рекомендации:
- любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом;
- принимайте своего ребенка таким, какой он есть,-со всеми достоинствами и недостатками;
- опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности;
- создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым;
- не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания;
- помните, что воспитывают не слова, а личный пример;
- не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример, помните, что каждый ребенок неповторим и уникален;
- не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите;
- помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы!
Ответы: да, нет, иногда/отчасти.
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Бывают ли они у вас дома?
6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?
7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?
8.Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?
9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10.А в «детских праздниках» — предпочитают ли, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?
11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12.А телепередачи и фильмы?
13.Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?
14.Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?
15.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?
Оценка:
- «да» — 2 балла;
- «иногда» — 1 балл;
- «нет» — 0 баллов.
Результаты:
- более 20 баллов — отношения с детьми можно считать благополучными;
- от 10 до 20 баллов — удовлетворительные, но недостаточно многосторонние, нужно дополнить, улучшить;
- менее 10 баллов — контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.
Характеристика уровней проявления девиантного поведения
Список литературы
- Виртуальная школа для родителей «Родительская компетентность в семейных конфликтах: знаю, умею, делаю. [Электронный ресурс] / URL: http://roditel45.ru/course/index.php?categoryid=9
- Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы : метод. пособие для учителей / сост. Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А.В. Гусев. — М.: Просвещение, 2017. — 607 с.
- Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах : учебное пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 304 с.
- Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Ковальчук М.А. [Электронный ресурс] — М. : Владос, 2010. — 288. — URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56579
- материалы статьи: Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности [Электронный ресурс] // Психология и школа 2012, № 3. URL: https://goo.gl/Zi9ZkC
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф.Обухова. — Москва: Высшее образование: МГППУ, 2010. — 460 с. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие / Р.В.Овчарова. — Москва: Сфера, 2000. — 448 с
- Площадка свободного общения по вопросам профилактики девиантного поведения [Электронный ресурс] / ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». — URL: http://fcprc.ru/community/forum-12.html
- Портал «Детская психология для специалистов» [Электронный ресурс] / URL: ChildPsy.ru
- Практическая психология образования : учебное пособие / ред. И.В.Дубровина. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 592 с.
- Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: 2006. — 320 с.
- Узгорова В.С. Переизбыток или недостаток внимания со стороны учителей и родителей как причина девиантного поведения младших школьников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Новосибирск, 2019. — Ч. 1. — С. 282-284.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков Академический Проект, Гаудеамус, 2007.
7.2 Теоретические взгляды на девиантность и преступность – Введение в социологию 3e
Цели обучения
К концу этого раздела вы должны уметь:
- Описывать функционалистский взгляд на девиантность в обществе с помощью четырех теорий социолога
- Объясните, как теория конфликта понимает девиантность и преступность в обществе
- Опишите символический интеракционистский подход к отклонениям, включая навешивание ярлыков и другие теории
Рисунок 7. 4 Функционалисты считают, что девиантность играет важную роль в обществе и может использоваться для оспаривания взглядов людей. Протестующие, такие как эти члены PETA, часто используют этот метод, чтобы привлечь внимание к своему делу. (Фото: Дэвид Шенкбоун/flickr)
Почему возникают отклонения? Как это влияет на общество? С первых дней социологии ученые разрабатывали теории, пытающиеся объяснить, что девиантность и преступность значат для общества. Эти теории можно сгруппировать в соответствии с тремя основными социологическими парадигмами: функционализмом, символическим интеракционизмом и теорией конфликта.
Функционализм
Социологи, придерживающиеся функционалистского подхода, интересуются тем, как различные элементы общества вносят свой вклад в целое. Они рассматривают девиантность как ключевой компонент функционирующего общества. Теория напряжения и теория социальной дезорганизации представляют две функционалистские точки зрения на отклонения в обществе.
Эмиль Дюркгейм: основная природа отклонения
Эмиль Дюркгейм считал, что девиантность является необходимой частью успешного общества. Он утверждал, что девиантность функциональна в том, что она бросает вызов нынешним взглядам людей (189).3). Например, когда чернокожие студенты в Соединенных Штатах участвовали в сидячих забастовках во время движения за гражданские права, они бросили вызов представлениям общества о сегрегации. Более того, отмечал Дюркгейм, когда девиантность наказывается, она подтверждает существующие в настоящее время социальные нормы, что также способствует развитию общества (1893). Наблюдение за учащимся, находящимся под стражей за пропуск занятий, напоминает другим старшеклассникам, что прогулки запрещены и что они тоже могут быть наказаны.
Точка зрения Дюркгейма о влиянии наказания за отклонение от нормы говорит о его аргументах о праве. Дюркгейм рассматривал законы как выражение «коллективной совести», то есть верований, морали и установок общества. «Преступление есть преступление, потому что мы осуждаем его», — сказал он (1893). Он обсудил влияние размера и сложности общества как факторов, влияющих на коллективное сознание и развитие систем правосудия и наказаний. Например, в крупных индустриальных обществах, которые в значительной степени были связаны между собой взаимозависимостью работы (разделением труда), наказания за отклонения обычно были менее суровыми. В небольших, более однородных обществах девиация может наказываться более сурово.
Роберт Мертон: Теория деформации
Социолог Роберт Мертон согласился с тем, что девиантность является неотъемлемой частью функционирующего общества, но он расширил идеи Дюркгейма, разработав теорию деформации, которая отмечает, что доступ к социально приемлемым целям играет роль в определении того, конформируется ли человек или отклоняется. С самого рождения нас поощряют к достижению «американской мечты» финансового успеха. Говорят, что человек, который посещает бизнес-школу, получает степень MBA и получает доход в миллион долларов в качестве генерального директора компании, считается успешным. Однако не все в нашем обществе находятся в равных условиях. Этот обладатель степени магистра делового администрирования, ставший генеральным директором, возможно, вырос в лучшем школьном округе и имел средства нанимать репетиторов. Другой человек может вырасти в районе с некачественной школой и не иметь возможности платить за дополнительную помощь. У человека может быть социально приемлемая цель финансового успеха, но у него может не быть социально приемлемого способа достижения этой цели. Согласно теории Мертона, у предпринимателя, который не может позволить себе открыть собственную компанию, может возникнуть соблазн присвоить деньги у своего работодателя, чтобы получить стартовые средства.
Мертон определил пять способов, которыми люди реагируют на этот разрыв между наличием социально приемлемой цели и отсутствием социально приемлемого способа ее достижения.
- Соответствие : Те, кто соответствуют, предпочитают не отклоняться. Они преследуют свои цели в той мере, в какой это возможно, с помощью социально приемлемых средств.
- Инновация : Те, кто изобретает, преследуют цели, которых они не могут достичь законными средствами, вместо этого используя преступные или девиантные средства.
- Ритуализм : Люди, практикующие ритуалы, снижают свои цели до тех пор, пока не смогут достичь их социально приемлемыми способами. Эти члены общества сосредоточены на соответствии, а не на достижении далекой мечты.
- Отступление : Другие отступают и отвергают цели и средства общества. Некоторые нищие и бездомные отошли от общественной цели финансового успеха.
- Восстание : Горстка людей восстает и заменяет цели и средства общества своими собственными. Террористы или борцы за свободу пытаются свергнуть цели общества с помощью социально неприемлемых средств.
Теория социальной дезорганизации
Теория социальной дезорганизации, разработанная исследователями Чикагского университета в 1920-х и 1930-х годах, утверждает, что преступления чаще всего происходят в сообществах со слабыми социальными связями и отсутствием социального контроля. Человек, выросший в бедном районе с высоким уровнем употребления наркотиков, насилия, подростковой преступности и неблагополучного воспитания, с большей вероятностью станет замешанным в преступлении, чем человек из богатого района с хорошей школьной системой и семьями, которые положительно вовлечены в обществе.
Рисунок 7,5 Сторонники теории социальной дезорганизации считают, что люди, выросшие в бедных районах, с большей вероятностью будут участвовать в девиантном или преступном поведении. (Источник: Аполлон 1758/Викисклад)
Теория социальной дезорганизации указывает на широкие социальные факторы как на причину отклонений. Человек не рождается тем, кто будет совершать преступления, но становится им со временем, часто в зависимости от факторов своего социального окружения. Роберт Сэмпсон и Байрон Гровс (19 лет)89) обнаружил, что бедность и распад семьи в данных местностях имеют сильную положительную корреляцию с социальной дезорганизацией. Они также определили, что социальная дезорганизация, в свою очередь, связана с высоким уровнем преступности и правонарушений — или отклонений. Недавние исследования, проведенные Сэмпсоном совместно с Лидией Бин (2006), выявили аналогичные результаты. Высокий уровень бедности и неполных семей коррелирует с высоким уровнем насилия среди несовершеннолетних. Исследования теории социальной дезорганизации могут сильно повлиять на государственную политику. Например, исследования показали, что дети из неблагополучных сообществ, которые посещают дошкольные программы, обучающие основным социальным навыкам, значительно реже участвуют в преступной деятельности. (Лалли 1987)
Теория конфликта
Теория конфликта рассматривает социальные и экономические факторы как причины преступности и отклонений. В отличие от функционалистов, теоретики конфликта не рассматривают эти факторы как положительные функции общества. Они видят в них свидетельство неравенства в системе. Они также бросают вызов теории социальной дезорганизации и теории контроля и утверждают, что обе теории игнорируют расовые и социально-экономические проблемы и чрезмерно упрощают социальные тенденции (Akers, 1991). Теоретики конфликта также ищут ответы на вопрос о связи пола и расы с богатством и преступностью.
Карл Маркс: неравная система
На теорию конфликта большое влияние оказали работы немецкого философа, экономиста и социолога Карла Маркса. Маркс считал, что население в целом делится на две группы. Он назвал богатых, которые контролировали средства производства и бизнеса, буржуа. Он назвал рабочих, чья занятость и выживание зависели от буржуазии, пролетариатом. Маркс считал, что буржуазия централизовала свою власть и влияние через правительство, законы и другие органы власти, чтобы сохранить и расширить свои властные позиции в обществе. Хотя Маркс мало говорил о девиантности, его идеи заложили основу для теоретиков конфликта, изучающих взаимосвязь девиантности и преступности с богатством и властью.
К. Райт Миллс: элита власти
В своей книге The Power Elite (1956) социолог Ч. Райт Миллс описал существование того, что он назвал элитой власти, небольшой группы богатых и влиятельных людей на вершине общества, обладающих властью и ресурсами. Состоятельные руководители, политики, знаменитости и военачальники часто имеют доступ к национальной и международной власти, и в некоторых случаях их решения затрагивают всех в обществе. Из-за этого правила общества складываются в пользу немногих привилегированных, которые манипулируют ими, чтобы оставаться на вершине. Именно эти люди решают, что является преступным, а что нет, и последствия часто больше всего ощущают те, у кого мало власти. Теории Миллса объясняют, почему знаменитости могут совершать преступления и практически не страдать от судебного наказания. Например, USA Today ведет базу данных игроков НФЛ, обвиняемых и осужденных за преступления. 51 игрок НФЛ был осужден за домашнее насилие в период с 2000 по 2019 год. Они были приговорены к 49 дням тюремного заключения, и большинство этих приговоров были отсрочены или иным образом сокращены. В большинстве случаев отстранения и штрафы, взимаемые НФЛ или отдельными командами, были более суровыми, чем система правосудия (Schrotenboer 2020 и clickitticket.com 2019).
Преступность и социальный класс
В то время как преступность часто ассоциируется с неимущими, преступления, совершенные богатыми и влиятельными людьми, остаются малонаказуемой и дорогостоящей проблемой в обществе. ФБР сообщило, что в 2009 году жертвы краж со взломом, воровства и угона автомобилей потеряли в общей сложности 15,3 миллиарда долларов (FB1 2010). Для сравнения, когда бывший советник и финансист Берни Мэдофф был арестован в 2008 году, Комиссия по ценным бумагам и биржам США сообщила, что предполагаемые убытки от его финансового мошенничества по схеме Понци были близки к 50 миллиардам долларов (SEC 2009). ).
Этот дисбаланс, основанный на классовой власти, также встречается в уголовном праве США. В 1980-х годах употребление крэк-кокаина (менее дорогого, но сильнодействующего наркотика) быстро превратилось в эпидемию, охватившую самые бедные городские сообщества страны. Его более дорогой аналог, кокаин, ассоциировался с высококлассными потребителями и был предпочтительным наркотиком для богатых. Юридические последствия задержания властями с крэком и кокаином были совершенно разными. В 1986 году федеральный закон постановил, что задержание при хранении 50 граммов крэка карается десятью годами тюремного заключения. Однако эквивалентный тюремный срок за хранение кокаина требовал хранения 5000 граммов. Другими словами, расхождение в приговорах составляло 1 к 100 (редакция New York Times, 2011). Это неравенство в суровости наказания за крэк по сравнению с кокаином соответствовало неравному социальному классу соответствующих потребителей. Теоретик конфликта заметил бы, что те в обществе, которые обладают властью, также являются теми, кто издает законы, касающиеся преступности. При этом они принимают законы, которые приносят им пользу, а бессильные классы, не имеющие ресурсов для принятия таких решений, страдают от последствий. На протяжении 19В 80-х и начале 1990-х штаты приняли многочисленные законы, ужесточающие наказания, особенно для рецидивистов. Правительство США приняло еще более важный закон, Закон о борьбе с насильственными преступлениями и обеспечении правопорядка 1994 года (известный как Закон о преступности 1994 года), который еще больше ужесточил наказания, финансировал тюрьмы и стимулировал правоохранительные органы к дальнейшему преследованию преступников, совершивших преступления, связанные с наркотиками. Одним из результатов этой политики стало массовое заключение чернокожих и латиноамериканцев в тюрьму, что привело к порочному кругу бедности и снижению социальной мобильности. Неравенство в наказании за крэк-кокаин сохранялось до 2010 года, когда президент Обама подписал Закон о справедливом приговоре, который уменьшил неравенство до 1 к 18 (The Sentencing Project 2010).
Рисунок 7.6 С 1986 по 2010 год наказание за хранение крэка, «наркотика для бедняков», было в 100 раз строже, чем наказание за употребление кокаина, наркотика, который предпочитали богатые. (Источник: Викисклад)
Символический интеракционизм
Символический интеракционизм — это теоретический подход, который можно использовать для объяснения того, как общества и/или социальные группы начинают рассматривать поведение как девиантное или традиционное.
Теория маркировки
Хотя все мы время от времени нарушаем нормы, мало кто считает себя девиантным. Однако тех, кто это делает, общество часто называло «девиантными», и они постепенно сами в это поверили. Теория навешивания ярлыков исследует приписывание девиантного поведения другому человеку членами общества. Таким образом, то, что считается девиантным, определяется не столько самим поведением или людьми, которые его совершают, сколько реакцией других на это поведение. В результате то, что считается девиантным, со временем меняется и может значительно различаться в разных культурах.
Социолог Эдвин Лемерт расширил концепции теории навешивания ярлыков и определил два типа отклонений, влияющих на формирование идентичности. Первичная девиантность — это нарушение норм, которое не приводит к каким-либо долгосрочным последствиям для представления человека о самом себе или взаимодействия с другими людьми. Превышение скорости — это девиантный поступок, но получение штрафа за превышение скорости, как правило, не заставляет других считать вас плохим человеком и не меняет вашу собственную самооценку. Люди, которые занимаются первичным отклонением, по-прежнему сохраняют чувство принадлежности к обществу и, вероятно, будут продолжать соответствовать нормам в будущем.
Иногда, в более крайних случаях, первичное отклонение может трансформироваться во вторичное отклонение. Вторичная девиация возникает, когда самооценка и поведение человека начинают меняться после того, как члены общества называют его или ее действия девиантными. Человек может начать брать на себя роль «девианта» и выполнять ее в качестве акта восстания против общества, которое заклеймило этого человека как такового. Например, рассмотрим старшеклассника, который часто прогуливает уроки и ввязывается в драки. Ученик часто получает выговор от учителей и школьного персонала, и довольно скоро завоевывает репутацию «нарушителя спокойствия». В результате ученик начинает еще больше действовать и нарушать больше правил; студент принял ярлык «нарушителя спокойствия» и принял эту девиантную идентичность. Вторичное отклонение может быть настолько сильным, что наделяет человека статусом хозяина. Главный статус — это метка, описывающая главную характеристику человека. Некоторые люди считают себя в первую очередь врачами, художниками или дедушками. Другие видят себя нищими, осужденными или наркоманами.
Методы нейтрализации
Как люди справляются с навешиваемыми на них ярлыками? Это было предметом исследования, проведенного Сайксом и Маца (1957). Они изучили мальчиков-подростков, которых заклеймили как несовершеннолетних правонарушителей, чтобы увидеть, как они либо принимают, либо отвергают эти ярлыки. Вы когда-нибудь использовали какую-либо из этих техник?
Давайте возьмем сценарий и применим все пять методов, чтобы объяснить, как они используются. Молодой человек работает кассиром в розничном магазине. Их денежный ящик уже несколько дней не работает. Когда начальник противостоит сотруднику, его клеймят как вора по подозрению в краже. Как сотрудник относится к этому ярлыку?
Отказ от ответственности: когда кто-то не берет на себя ответственность за свои действия или обвиняет других. Они могут использовать этот метод и сказать, что это вина их босса, потому что им не платят достаточно, чтобы платить за аренду, или потому что они разводятся. Они отвергают ярлык, отрицая ответственность за действие.
Отрицание вреда: Иногда люди смотрят на ситуацию с точки зрения того, какое влияние она оказывает на других. Если сотрудник использует эту технику, он может сказать: «Что в этом такого? Никто не пострадал. Ваша страховка позаботится об этом». Человек не считает свои действия чем-то большим, потому что никто не «пострадал».
Отрицание жертвы: если нет жертвы, нет и преступления. В этой технике человек считает свои действия оправданными или что жертва этого заслужила. Наш сотрудник может посмотреть на свою ситуацию и сказать: «Я работал здесь годами без повышения. Мне должны были эти деньги, и если вы не отдадите их мне, я получу их по-своему».
Осуждение осуждающих: сотрудник может «перевернуть ситуацию» на босса, обвинив его. Они могут сказать что-то вроде: «Вы не знаете моей жизни, у вас нет причин судить меня». Это отвлекает внимание от их действий и возлагает на обвинителя ответственность, по сути, за то, чтобы доказать, что человек соответствует ярлыку, что также смещает повествование от девиантного поведения.
Обращение к высшей инстанции: Последняя техника, которую можно использовать, — заявить, что действия преследовали высшую цель. Сотрудник может сказать начальнику, что украл деньги, потому что его мама больна и нуждается в лекарствах или что-то в этом роде. Они оправдывают свои действия, создавая видимость того, что цель поведения является более «хорошей», чем само действие «плохим». (Сайкс и Маца, 1957)
Социальная политика и дебаты
Право голосовать
Перед тем, как потерять работу помощника по административным вопросам, Леола Стрикленд отправила несколько чеков на сумму от 90 до 500 долларов. К тому времени, когда она смогла найти новую работу, чеки были возвращены, и она была осуждена за мошенничество в соответствии с законом Миссисипи. Стрикленд признала себя виновной в совершении уголовного преступления и выплатила свои долги; взамен она была избавлена от отбывания тюремного заключения.
Стрикленд предстала перед судом в 2001 году. Более десяти лет спустя она все еще чувствует боль от приговора. Почему? Потому что Миссисипи является одним из двенадцати штатов США, в которых осужденным преступникам запрещено голосовать (ProCon 2011).
Для Стрикленд, которая всегда голосовала, эта новость стала большим потрясением. Она не одна. Около 5,3 миллиона человек в Соединенных Штатах в настоящее время лишены права голоса из-за осуждения за уголовные преступления (ProCon 2009). Среди этих лиц есть сокамерники, условно-досрочно освобожденные, лица, находящиеся на испытательном сроке, и даже люди, никогда не находившиеся в тюрьме, такие как Леола Стрикленд.
В соответствии с Четырнадцатой поправкой штатам разрешается отказывать в праве голоса лицам, участвовавшим в «восстании или другом преступлении» (Krajick 2004). Хотя по этому вопросу нет федеральных законов, большинство штатов практикуют по крайней мере одну форму лишение избирательных прав .
Справедливо ли не допускать граждан к участию в таком важном процессе? Сторонники законов о лишении избирательных прав утверждают, что у преступников есть долг перед обществом. Лишение права голоса является частью наказания за преступные деяния. Такие сторонники указывают, что голосование — не единственный случай, когда бывшим уголовникам отказывают в правах; законы штатов также запрещают освобожденным преступникам занимать государственные должности, получать профессиональные лицензии, а иногда даже наследовать имущество (Lott and Jones 2008).
Противники лишения избирательных прав в Соединенных Штатах утверждают, что право голоса является одним из основных прав человека и должно быть доступно всем гражданам независимо от прошлых деяний. Многие отмечают, что лишение избирательных прав в уголовном порядке уходит своими корнями в 1800-е годы, когда оно использовалось в основном для того, чтобы не допустить к голосованию чернокожих граждан. Эти законы несоразмерно нацелены на бедных представителей меньшинств, лишая их возможности участвовать в системе, которая, как указал бы теоретик социальных конфликтов, уже построена в ущерб их интересам (Holding 2006). Те, кто ссылается на теорию навешивания ярлыков, опасаются, что лишение девиантов права голоса только еще больше поощрит девиантное поведение. Если бывших преступников лишают избирательных прав, лишают ли их права голоса в обществе?
Рисунок 7.7 Должна ли бывшая судимость за уголовное преступление навсегда лишить гражданина США права голоса? (Источник: Джошин Ямада/flickr)
Эдвин Сазерленд: дифференциальная ассоциация
В начале 1900-х годов социолог Эдвин Сазерленд пытался понять, как у людей развивается девиантное поведение. Поскольку криминология была молодой областью, он опирался на другие аспекты социологии, включая социальные взаимодействия и групповое обучение (Laub 2006). Его выводы установили дифференциальную ассоциативную теорию, которая предполагала, что люди учатся девиантному поведению у близких им людей, которые предоставляют модели и возможности для девиантности. Согласно Сазерленду, девиантность — это не столько личный выбор, сколько результат дифференцированных процессов социализации. Например, молодой человек, чьи друзья ведут активную половую жизнь, с большей вероятностью сочтет сексуальную активность приемлемой. Сазерленд разработал ряд предложений, объясняющих, как усваиваются отклонения. Например, в пятом предложении он обсуждал, как люди начинают принимать поведение и участвовать в нем после того, как узнают, считают ли его окружающие «благоприятным». В шестом предложении Сазерленд выразил способы, которыми воздействие большего количества «определений», благоприятствующих девиантному поведению, чем противоречащих ему, может в конечном итоге привести человека к участию в девиантном поведении (Сазерленд 19).60), применяя почти количественный элемент к обучению определенному поведению. В приведенном выше примере молодой человек может счесть сексуальную активность более приемлемой после того, как определенное количество его друзей станет сексуально активным, а не после того, как это сделает только один.
Теория Сазерленда может объяснить, почему преступность распространяется на несколько поколений. Лонгитюдное исследование, начавшееся в 1960-х годах, показало, что лучшим предиктором антиобщественного и преступного поведения у детей было то, были ли их родители осуждены за преступление (Todd and Jury 19). 96). Дети, которым было меньше десяти лет, когда их родители были осуждены, были более склонны к супружескому насилию и преступному поведению к тридцати годам, чем другие дети. Даже принимая во внимание социально-экономические факторы, такие как опасные районы, плохое школьное образование и переполненность жилья, исследователи обнаружили, что родители оказывали основное влияние на поведение своих отпрысков (Todd and Jury, 1996).
Трэвис Хирши: Теория управления
Продолжая изучение больших социальных факторов, теория контроля утверждает, что социальный контроль напрямую зависит от силы социальных связей и что девиантность является результатом чувства оторванности от общества. Люди, считающие себя частью общества, реже совершают преступления против него.
Трэвис Хирши (1969) выделил четыре типа социальных связей, связывающих людей с обществом:
- Приложение измеряет наши связи с другими. Когда мы тесно привязаны к людям, мы беспокоимся об их мнении о нас. Люди подчиняются нормам общества, чтобы получить одобрение (и предотвратить неодобрение) со стороны семьи, друзей и романтических партнеров.
- Обязательство относится к инвестициям, которые мы делаем в сообщество. Уважаемый местный бизнесмен, работающий волонтером в своей синагоге и являющийся членом районной организации, потеряет от совершения преступления больше, чем человек, у которого нет карьеры или связей с обществом.
- Точно так же уровни вовлеченности или участия в социально законной деятельности снижают вероятность отклонений. У ребенка, который играет в бейсбол в младшей лиге и посещает уроки рисования, меньше возможностей ______.
- Окончательная связь, вера , является соглашением об общих ценностях в обществе. Если человек рассматривает социальные ценности как убеждения, он будет им соответствовать. Экологи чаще собирают мусор в парке, потому что чистая окружающая среда является для них социальной ценностью (Hirschi, 1969).
Функционализм | Associated Theorist | Отклонение возникает от: | Теория деформации | Роберт Мертон | Отсутствие способов достижения социально приемлемых целей общепринятыми методами |
Теория социальной дезорганизации | Исследователи Чикагского университета | Слабые социальные связи и отсутствие социального контроля; общество утратило способность обеспечивать соблюдение норм с некоторыми группами 83 |
Неравная система | Карл Маркс | Неравенство в богатстве и власти, возникающее из-за экономической системы таким образом, чтобы сохранить статус-кво |
Символический интеракционизм | Associated Theorist | Отклонение возникает от: |
Эдвин Лемерт | Реакции других, особенно тех, кто обладает властью, способных определять ярлыки | |
Теория дифференциальных ассоциаций | Эдвин Сазерленд | Изучение и моделирование девиантного поведения, наблюдаемого у других людей, близких к индивидууму | 9018 3
Теория контроля | Трэвис Хирши | Чувство оторванности от общества |
Таблица 7. 2
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
Две точки зрения — норматив перспектива и ситуационная перспектива — были продвинуты до определить девиантное поведение. С нормативной точки зрения девиантность рассматривается как человеческий фактор. поведение, нарушающее существующие и общепринятые социальные нормы . Например мало у кого будет проблемы с навешиванием ярлыка «девиантный» на человека, бегущего голым по людному улица. Мало того, что такое поведение, как правило, является нарушением широко разделяемых и в целом согласны с нормами поведения, но большинству людей это кажется каким-то по своей сути «неправильное» и даже отвратительное. Следовательно, с нормативной точки зрения, голый мужчина, бегущий по улице, представляет собой не только пример девиантного поведения, но и позволяет легко увидеть в самом человеке «девианта».
Ситуационная перспектива смещает сосредоточиться не на личности, а на социальной ситуации, окружающей рассматриваемое поведение. Представим, что голый мужчина бежит по улице был не один, а был среди большой группы голых натуралистов празднование фестиваля Gaia посреди нудистской колонии, полностью защищенной от общественное мнение. Если бы это было так, его поведение могло бы показаться довольно «натуральный» (каламбур). Мало того, что такая открытая демонстрация физического нагота не нарушала социальных норм колонии, она укрепил их. Следовательно, ситуационная перспектива релятивистская в что он понимает девиантность в первую очередь с точки зрения того, когда и где она возникает.
Некоторые виды поведения определяются одинаково как нормативными, так и ситуативными аспектами, а также действиями, которые взаимоприемлемы для обоих являются наиболее очевидными формами конформиста или недевиантного поведение. И наоборот, когда поведение негативно определяется социально, но тем не менее согласуются с нормативной структурой общества, они могут рассматривается как крайние формы обычного поведения (например, трудоголики, в школе и др. ). Наконец, некоторые модели поведения не соответствуют нормативным структуры общества и почти всегда ситуативно осуждаются. Такой поведение явно девиантное и часто также противоречит административным законам или уголовное право; в последнем случае это сделало бы такое поведение 90 275 преступлениями 90 276 .Пересечение Девианса и Преступление
Некоторые формы поведения могут законом, но не может рассматриваться как отклоняющееся от нормы большинством населения (т.е. превышение скорости в некоторых locales) , тогда как некоторые виды поведения могут быть девиантными, но не преступными, и другие могут быть как девиантными, так и преступными. Отношения между преступностью и девиантность, конечно, не статична, и формы поведения, считающиеся девиантными в прошлое может быть законным сегодня, тогда как некоторые сегодняшние отклонения могут быть уголовно наказуемо в будущем.
Два социологических понятия культура и социальная организация особенно полезны при определении того, некоторые виды поведения следует классифицировать как девиантные. Культура относится к «совокупность широко разделяемых обычаев и ценностей которые обеспечивают общие ориентиры в жизни и конкретные способы достижения общие цели» . Культура лежит в основе общественного порядка и относительно стабильно во времени, но может обеспечить динамичный подход к постоянно возникающие проблемы повседневной жизни. Изменения в обычаях и ценностях могут возникают среди определенных слоев общества, например, , подростков и молодых людей, вовлеченных в постоянные изменения в стиле одежды, манере речи и формах развлечение. Другим примером являются группы с особыми интересами, которые стремятся способствовать принятие определенных прав или средств защиты, как правило, уязвимых населения или окружающей среды. Эти культурные изменения могут стать институционализированы и сохраняются во времени, или они могут быть недолговечными и исчезают из социального ландшафта. Значение пирсинга и татуировки со временем могут рассеяться, как и стиль одежды и словесное выражение. Культура придает смысл и стабильность повседневной жизни, позволяя инновации, творчество и переоценка традиционных обычаев и ценностей. Таким образом, культура обеспечивает фон для установления приемлемых поведение. Поведение, выходящее за рамки определенных культурных параметров, считается в той или иной степени девиантным.
Общественная организация предоставляет средства социальные взаимодействия между людьми, социальными группами и институтами. А главная цель социальной организации состоит в том, чтобы гарантировать, что конфликты и разногласия в социальных взаимодействиях не препятствуют эффективному функционированию общества. Повседневная жизнь на удивление лишена массовых потрясений. По большей части ежедневные взаимодействия более 6,8 млрд человек по всему миру осуществляются достаточно предсказуемым и упорядоченным образом. Миллионы автомобилей едут на высокой скорости скорости в непосредственной близости друг от друга, самолеты взлетают и садятся в пределах минут друг от друга, транснациональный бизнес и торговля ведутся вокруг часы, и люди общаются во времени и культурах по всему миру в основном без происшествий.
Социальное взаимодействие организовано сложный набор социальных норм и ролей. Социальные нормы – это общепринятые на руководствах для поведения, которые обеспечивают границы для межличностных отношений. Социальные роли определяются набором социальных норм поведения лица, занимающие определенный статус в обществе. Например, профессор колледжа занимает определенный статус в академии и в более широком обществе. Нормы надлежащего поведения профессора колледжа служат проводниками для выполнения роли преподавателя.
Социальные нормы могут быть классифицированы как ожидаемые или поведенческий . Ожидаемые нормы относятся к поведению, которое является идеальным для индивидуумов, играющих определенную социальную роль или находящихся в данной общественная ситуация. Нормы ожидания регулируют поведение людей в должности с высокой ответственностью (например, хирурги, пилоты авиакомпаний и руководители государства) и лиц, находящихся в чрезвычайно опасных для жизни ситуациях. Допустимая ошибка в операционной, за штурвалом авиалайнера или в Овальном кабинете крайне ограничен. Хирургов, например , предполагается оперировать на пораженной части тела пациента — всегда ампутировать правильную конечность и удалить все хирургические инструменты из тело больного после операции. Тем не менее, как мы знаем о врачебной ошибке, пилот ошибка, и политическая ошибка действительно имеет место, часто с ужасными последствиями.
Нормы поведения относятся к каким лицам обычно делают, занимая определенную социальную роль или в данном социальном ситуация. Ожидается, что учащиеся будут посещать занятия, но большинство учащихся пропускают занятия по случаю. Меньшинство учащихся придерживаются ожидаемой нормы для класса посещаемость, в то время как большинство учащихся следуют более гибким «поведенческим» нормам. Поведенческий на нормы существенное влияние оказывают социально-демографические и ситуационные характеристики. Молодым людям предоставляется больше гибкости в том, как они одеваться, говорить и общаться на публике, чем пожилые люди в больше ответственности. Поведенческие нормы устанавливают диапазон допустимого поведения и, следовательно, гораздо менее жесткие или требовательные, чем ожидаемые нормы.
Строгое соблюдение ожидаемых норм Всегда говорить правду и отвечать на вопросы совершенно честно — это требуется при даче показаний в суде или подаче налоговой декларации. Однако, честная откровенность не всегда ожидается, когда ваша мать спрашивает: «Как тебе моя новая одежда?» Короче говоря, нормы ожиданий и поведения должным образом направляют социальные взаимодействия по-разному для людей, которые занимают определенные социальные роли и которые находятся в четко определенных социальных ситуациях.
Все общества обеспечивают определенные нормы человеческого поведения. Эти нормы поведения называются нормами, но ни одно общество не может добиться полного успеха в том, чтобы заставить всех своих членов вести себя в соответствии с с социальными нормами. Некоторые из них не соответствуют этим нормам. Неспособность Соответствие общепринятым нормам общества называется девиантным поведением. Таким образом девиантное поведение – это любое поведение, которое не соответствует определенной позиции.
Parson определяет его как « a мотивированная склонность актора вести себя вопреки одному или нескольким институционализированные нормативные образцы » и « тенденция со стороны одного или нескольких составных акторов к вести себя так, чтобы нарушить равновесие интерактивного процесса ».
ПЯТЬ ТИПОВ ДЕВИАНТОВ ПОВЕДЕНИЯ
Пять типов девиантов и, следовательно, объяснить природу отклонения.
и. Урод. Определение девиантов как «фриков» фокусируется не столько на поведенческие паттерны, как и физические атрибуты. Здесь девиация просто означает отклонение от средних норм в статистическом смысле. «фрики» — это те, кто стоит на крайних концах нормальной кривой. Неадекватность этого определение состоит в том, что установочные и поведенческие атрибуты не распределены в популяции так же, как и физические признаки. Во-вторых, даже те те, кто помещен в крайности, не обязательно рассматриваются как «нежелательные». То есть умственно отсталый не может быть приравнен к гению (хотя оба стоять на крайних точках).
ii. Грешный. Девиант как «грешный» признается таковым на основании религиозно-идеологических кодексов, заповеди, тексты и доктрины. Терминология, применяемая к таким девиантам включают грешника, еретика и отступника. Грешник нарушает определенные нормы и доктрины, которые он / она принимает. Еретик отвергает доктрины или рецепты; а отступник не только отвергает веру или догму, но принимает некоторые другие альтернативные нормы и традиции. Это составляет «идеологическая измена» с точки зрения группы.
III. Преступник. «Преступник» девиант определяется в соответствии с правовыми кодексами, в частности, уголовным законом. Законы якобы принимаются для предотвращения действий, наносящих ущерб обществу и группе. благосостояние. Тех, кто нарушает эти законы, помечают как девиантов и приглашают наказание. Но не все законы так вредны для общества. Есть четыре видов нормативно-правовых актов, обозначающих четыре вида девиантных действий, не все одинаково вредны для общества. Во-первых, законы запрещают действия, которые определенно угроза обществу и не может быть допущена. Например, убийство, воровство, измена, инцест и т. д. Обычно существует общественное мнение о необходимости таких законов.
Во-вторых, некоторые действия, которые не обязательно являются аморальными или ненормальными, но они нарушают общественный порядок или общественное благо, и поэтому незаконные, нарушение правил дорожного движения являются примерами. В-третьих, некоторые уголовные законы определять определенные деяния как преступления, но без потерпевших; эти действия не вызывают причинение вреда или телесных повреждений другим лицам и не являются злоумышленными, как другие уголовные преступления. Наркоман, гомосексуал и пьяница — примеры таких девиантов. чье поведение клеймит как преступление, главным образом для того, чтобы навязать определенные моральные концепции. В-четвертых, существуют законы, запрещающие действия, являющиеся «преступлениями с добровольные жертвы». Незаконные азартные игры и проституция являются некоторыми примерами, в которых «жертва» активно ищет криминальные услуги. Все это означает, что некоторые законы, запрещающие определенные действия, могут быть основаны на общем согласии и получить широкое признание в обществе. Но многие законы, запрещающие некоторые поступки, особенно те, которые находятся на грани порока и нравственности, вызывают критические вопросы и вопросы по их обоснованию. Юридическое определение девиантности (преступления) не всегда может основываться на общепризнанных нормах морали. В во многих ситуациях это может быть просто результатом произвольных процессов законодательства, а также конкретного давления различных заинтересованных групп в обществе.
iv. Болен. Концепция девиантный как «больной» основывается на модели болезни и определяется в патологическом рамки. С этой точки зрения элементы своеволия и ответственность со стороны девианта снимается. Когда определяется как «больной» или ненормальным, реакция общества на девиантов меняется от карательная направленность на лечение. В настоящее время нарастает тенденция думать такого поведения, которое ранее считалось порочным, преступным или развратным, как проявление или симптом болезни. Наркоман, пьяница и гомосексуалисты, например, теперь рассматриваются скорее как «жертвы» какой-то болезни а не преступники. Тем не менее, они, скорее всего, будут рассматриваться как извращенцы в той мере, в какой так как такое поведение воспринимается как социально (нежелательное). Идентификация девиантность основана на определенных внутренних или интрапсихических симптомах. Это может включают, кроме внутренне психотических состояний, такие стойкие психические состояние как враждебность, вина, стыд, эскапизм, уход в себя и т. д. Очевидно, что определение этих состояний как «нормальных» и Социальное отклонение «ненормальный» варьируется в зависимости от культуры. Это также зависит от социально-экономического положения «больные» лица. Таким образом, это определение девианта как «больного» включает в себя несколько сложности.
с. Отчужденный. Определение девианта как «отчужденных» лиц, фокусируется на определенных категориях социальных отсева, таких как хиппи. В современном индустриальном обществе многие люди чувствуют себя отчужденными и изолированы от ценностей и норм общества. Они сталкиваются с чувство бессилия и бессмысленности. Они чувствуют себя бессильными контролировать свое окружение или определять свою судьбу. Они редко находят возможность проявить себя как реальные или «цельные» личности. Eсть полная потеря индивидуального смысла перед лицом огромного, сегментированного безличный и неконтролируемый социальный порядок. Они оторваны от нормативного порядок большего общества таким образом, что «они находятся в обществе, но не в Общество’. По мере роста отчуждения в современных индустриальных обществах количество таких отчужденных девиантов также увеличивается, от самоубийств до наркоманы.
Таково разнообразие и сложность социальной девиации, что не может быть какой-либо универсально применимой классификации система этого явления.
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное поведение может быть вызвано индивидуальная неспособность или неспособность соответствовать социальным нормам или неспособность общества заставить свои компоненты следовать нормам, установленным им как нормальным поведение. Неспособность подчиняться может быть результатом психического или физического дефект. Из-за психического заболевания человек не способен воспринимать и реагировать к реальности упорядоченным и рациональным образом. Поэтому он становится социальным девиантный. Причины психических заболеваний могут быть как физическими, так и социальными. стрессы и напряжения современной социальной жизни вызывают психические заболевания. Но, некоторые люди не в состоянии соответствовать, даже если они физически и умственно способны обучение обычному поведению. Для объяснения таких причин отклонения некоторые были выдвинуты теории. Это:
и. Физический тип теории: Эти теории стремятся связать девиантные поведение с типом телосложения. Чезаре Ломброзо придерживался мнения, что определенные типы телосложения больше склонны к девиантному поведению, чем другие. Девиантов классифицировали по физическим типам, чтобы объяснить их поведение. Выявлен ряд серьезных ошибок в методе их классификация.
ii. Психоаналитический теории: Эти теории приписывают девиантные поведение к конфликтам в личности человека. Зигмунд Фрейд был ведущей психоаналитической теорией. Он дал концепции id , эго и супер-эго . Девиантное поведение является результатом конфликтов между id и эго . психоаналитическая теория все еще совершенствуется эмпирическими исследованиями. Иногда, культура фрустрирует биологические побуждения и импульсы, ведущие тем самым к девиантному поведение. Таким образом, наша культура принимает одобренные меры для удовлетворения сексуальные влечения незамужних, овдовевших или разлученных.
III. Неспособность Социализация: Оба типа теорий не адекватно объяснить девиантное поведение. Каждый, кто страдает физическим или психическим болезнь не становится девиантным, равно как и каждый член общества, разочарованный столкновением своих биологических влечений с табо этого культуры, но не все становятся девиантами. Социологи относятся к мнение, что некоторые люди девиантны, потому что процесс социализации каким-то образом не смог интегрировать нормы культуры и ведет себя неожиданным образом. Его промахи редки. Нормы поведения в основном усваиваются в семья.
iv. Культурные конфликты: Общество крайне неоднородно. Там множество наборов норм и ценностей, которые конкурируют друг с другом. Семья нормы могут вступать в противоречие с нормами профсоюза. Одна религия учит одному, другой учит другому. В школе преподают уважение и послушание. Партия учит сопротивлению и секуляризму. религиозная система учит, что человек должен быть великодушным и самоотверженным, но наша экономическая система вознаграждает безжалостных и эгоистичных. Наш официальный Нравы требуют целомудрия до брака, но в наших фильмах слишком много секса. молодые люди знакомятся с сексуальной литературой. Таким образом, культурные конфликты уникальная черта современного сложного и меняющегося общества. Они найдены практически во всех обществах.
v. Аномия: Аномия – это состояние беспредела . Под отсутствием норм мы не подразумеваем, что современные общества не имеют норм, вместо этого это означает, что у них есть много наборов норм, ни одна из которых они явно обязательны для всех. Человек не знает, какие нормы ему следовать, следует ли следовать нормам семьи или школы. Таким образом, аномия возникает из-за путаницы и конфликта норм. Люди в современном обществе переезжают слишком быстро, чтобы быть привязанным к нормам какой-либо конкретной группы.
В традиционном общества люди руководствовались последовательным набором традиций, которые они далее с небольшим отклонением. Но современному обществу не хватает согласованности традиции, разные группы, имеющие разные нормы. Согласно Дюркгейму «, когда происходит внезапное изменение, нормативная структура регулирующие нормы общества ослаблены, следовательно, человек не знает, что такое неправильное или правильное, его импульсы чрезмерны, чтобы удовлетворить их, он ищет аномия ». Постсоветские общества являются хорошим примером этого.
VI. Личные факторы: Иногда личные факторы также могут генезис девиантности. В результате своего особого опыта многие из люди приобретают девиантные взгляды и привычки. Уродливое лицо может лишить некоторых людям возможность участвовать в делах общества. Некоторый люди настолько серьезно затронуты опытом, что они изолируют себя из определенных групп или ситуаций. Таким образом, некоторые люди могут отказаться ездить на поездах из-за какой-то аварии, в которую они попали. Вид мертвеца светодиод Господь Будда отказаться от корона. Мышь, съевшая пищу, предложенную идолу, сделала Свами Даянанда критиком идолопоклонства.
vii. Социальное положение: Место людей в социальной структуре также вызывает девиантное поведение. Положение, которое занимает человек в системе стратификации, его положение в половозрастной структуре общества и его положение в особые условия общества влияют на его поведение.