Дисграфия у детей: что это?
Как отличить дисграфию от обычной неграмотности
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо становятся основным средством усвоения новых знаний и навыком, определяющим успешность дальнейшего обучения.
Когда дети только начинают овладевать письменной речью, они часто пишут с ошибками. Как понять, что причина ошибок на письме не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?
Согласно определению (Садовникова И.Н.), дисграфия – это частичное специфическое расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких характерных для данного состояния ошибок.
Специфическими ошибками на письме являются те, что не исчезают самостоятельно в процессе регулярной практики, по мере овладения ребенка лексико-грамматическими нормами и правилами языка. Они устраняются в ходе длительной целенаправленной коррекционной логопедической работы.
Какие симптомы или ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии:
- Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другим, похожим, и не заметить этого. Часто дети с дисграфией смешивают, путают написание а и о, и и ш, б и д, д и у, м и л и т.д. Так в тетрадях появляются «бятел», «шука», «мокоть» и т.п.
- Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, звонкие и глухие согласные, с и ш, з и ж, ч и ц, р и л, о и у. Так, ребенок пишет «Серкей» вместо «Сергей», «сорома» вместо «солома» «дедошка» вместо «дедушка», «лёбит» вместо «любит» и т.д. Часто выясняется, что такие же ошибки ребенок допускал раньше в устной речи, но со временем они исчезли, нередко в процессе целенаправленного логопедического воздействия.
- Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние звуки и слоги. Мы сейчас говорим не о пропусках букв при стечении согласных в словах типа солнце или честно, когда нужно знать правило правописания орфограммы и использовать его на практике, а о пропусках звуков, которые, казалось бы, четко слышны, например, в ударных гласных. Так слово
- Не владеет согласованием слов. Например, может написать «хороший кошка» или «дети бежала».
- Не может правильно разделить предложения на слова. Слова сливаются друг с другом, при этом часть слова может «выпасть».
- Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.
Число специфических ошибок при постепенном усложнении материала увеличивается, т.е. проявления дисграфии усиливаются. Поэтому часто дисграфия становится заметной во втором или третьем классе, когда она становится препятствием для усвоения материала образовательной программы по разным предметам.
Учебные трудности нарастают, как снежный ком. В результате у ребенка из-за частых неудач и плохих оценок возникает и закрепляется комплекс «неудачника».
Поэтому очень важно первых дней обучения грамоте в начальной школе обращать внимание на характер ошибок ребёнка на письме.
Не стоит также начинать учить ребенка писать в 4-5 лет, т.к. в этом возрасте большинство детей не готовы к овладению письмом, и излишняя настойчивость родителей может только навредить и вызвать стойкую нелюбовь к учебе.
Если вы заметили специфические ошибки и проявления дисграфии в тетради своего ребёнка, нужно как можно скорее обратиться к логопеду. Он проведет обследование, определит причину и характер нарушения письма, разработает план педагогической и логопедической помощи.
Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция
Здравствуйте, друзья! Рада видеть вас снова! А если вы в первый раз у меня на блоге, то располагайтесь поудобнее и чувствуйте себя как дома!
Знаете ли вы, что такое дисграфия у младших школьников? Это такая «хитренькая дамочка», которая мешает школьникам нормально, грамотно и красиво писать. Кстати, лучшая подружка дислексии. Они частенько ходят парой. Но лучше бы они ходили где-нибудь в другом месте, подальше от наших детей и не мешали бы им нормально учиться.
Есть предложение узнать дисграфию получше, чтобы быстрее ее победить, если она вдруг появится на горизонте. Согласны? Тогда вперед!
План урока:
- 1 Что это такое?
- 2 Откуда она берется?
- 3 Как выглядит дисграфия?
- 4 Кто поможет?
- 5 Виды дисграфии
- 5. 1 Артикуляторно-акустическая
- 5.2 Акустическая
- 5.3 Оптическая
- 5.4 Аграмматическая
- 5.5 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- 5.6 Моторная
- 6 Защита от дисграфии
Что это такое?
Обратимся к википедии, которая знает практически все.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
То есть у ребенка все в порядке с интеллектом, он знает все правила русского языка, которые он в школе проходил и прекрасно их помнит. А вот писать грамотно не может и все!
Родители удивляются, ну как вместо слова «приближение», можно написать «бриплишения»? Каааак??? Оказывается можно, если у тебя дисграфия. И это важно понять и вовремя заметить. И не тратить время на ругань и наказания, они не помогут. Хотя нет, могут помочь! Помочь замкнуться в себе. А оно нам надо?
Откуда она берется?
Данное заболевание выявляется примерно у 30% школьников. Именно в начальной школе. Особо внимательными следует быть родителям:
- второклашек;
- левшей;
- переученных левшей;
- бывших воспитанников логопедических групп;
- детишек, в чьих семьях общаются на двух и более языках.
Так же причинами возникновения проблем с письмом могут являться:
- Генетическая предрасположенность (если у папы или мамы была дисграфия, то и у сына или дочки она будет).
- Инфекции и заболевания, затрагивающие мозг.
- Травмы родовые и черепно-мозговые.
- Недостаток речевого общения.
- Педагогическая запущенность.
- Слишком раннее начало обучения ребенка письму, когда он еще к этому не готов психологически.
Как выглядит дисграфия?
Выглядит она крайне непривлекательно. Ужасный, корявый, неровный почерк. Слова идут волной и наскакивают друг на друга.
При этом можно наблюдать:
- пропуски букв;
- замену одних букв другими;
- путаницу в словах, когда буквы меняются местами;
- слитное написание слов, которые должны писаться раздельно и наоборот;
- пропуски целых слов;
- оборванные предложения;
- путаницу в предложениях, когда слова меняются местами;
- замену заглавных букв прописными;
- пропуски знаков препинания.
В общем, полная чехарда получается у детишек! А у родителей получаются сплошные нервы и расстройства. А расстраиваться не надо! Некогда! Потому что пора бежать к специалистам за помощью.
Кто поможет?
Само это не пройдет, не надейтесь. Это невозможно!
Коррекцией этой проблемы занимаются логопеды или логопеды-деффектологи.
Специалист сначала проведет диагностику, познакомится поближе с речью ребенка, особенностями его почерка, ошибками при письме. Определится с видом дисграфии и разработает индивидуальную программу коррекции: подберет специальные упражнения, речевые игры. Подробно объяснит, как с ней бороться.
Родителям маленького дисграфика нужно быть готовыми к тому, что это дело не одного двух дней. На устранение проблемы могут уйти месяцы и даже годы работы. Но оно того стоит! И ради светлого будущего можно и постараться.
Так же здесь важно понять, что без помощи специалиста не обойтись, своими силами справиться с дисграфией крайне трудно, практически невозможно. Здесь все должны работать совместно: вы, ребенок, логопед и учитель.
А что я там говорила про виды дисграфии? Ничего не говорила? Исправляюсь!
Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая
Школьник произносит звуки неправильно. И проговаривает их при письме тоже неправильно, соответственно и пишет он неправильно. Коррекция данного вида дисграфии будет направлена на правильное произношение звуков.
Акустическая
В этом случае ученик произносит звуки правильно. Вот только он их путает. Особенно те, которые похожи по своему звучанию. Вы ему говорите: «Жук». А он слышит «шук». А как слышит, так и пишет.
Оптическая
Наши прописные буквы очень друг на друга похожи. Все они состоят из одних и тех же элементов: кружочков, палочек, черточек, крючочков. Школьник никак не может запомнить, как их правильно размещать. Он знает, что здесь должна быть буква «ц», но вместо двух крючочков пишет три и получает в результате «щ». А еще он может писать зеркальные буквы, то есть развернутые в другую сторону.
Аграмматическая
При таком виде дисграфии ребенок не может объединять части речи, например, существительные и прилагательные. И у него вместо «большая собака» получается вдруг «большой собака». Так же есть затруднения в склонении слов по родам и падежам.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Трудно дается деление предложений на слова, а слов на слоги и буквы. Искажается строение слов и предложений. Пропускаются гласные и согласные, переставляются местами буквы в словах и слоги. А также слова в предложениях.
Моторная
Это когда все дело в руке ребенка, в пальчиках, которым тяжело держать ручку и выполнять много-много мелких движений, чтобы написать ту или иную буковку. Возможно, во время подготовки к школе было уделено мало внимания подготовки руки к письму.
Защита от дисграфии
Можно ли предупредить это заболевание? Заняться профилактикой?
Здесь все зависит от причины, которая его вызвала. Если это, например, родовая травма, то дисграфия уже есть, и предупредить ее не получится.
Ну а если рассматривать социальные аспекты, которые влияют на возникновение дисграфии, то тут все в наших родительских руках. Нужно с ребенком заниматься, причем тем, к чему он готов психологически. Нужно с ним разговаривать, нужно перед школой готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. Нужно вовремя решать логопедические проблемы. Нужно быть внимательным к своему ребенку и все будет отлично!
Ну а если дисграфия все-таки подобралась к вашему маленькому школьнику, то не отчаивайтесь. Берите в свою команду хорошего логопеда, принимайте в союзники учителя, настраивайте ребенка на победу и гоните ее в шею. Желаю вам удачи!
А теперь давайте послушаем, что о дисграфии говорит специалист-логопед.
Буду надеяться, друзья, что эта информация вам не пригодится, но будет полезна. Потому что
Предупрежден — значит вооружен!
Если вам приходилось сталкиваться с дисграфией у детей, пожалуйста, поделитесь своим опытом и ощущениями в комментариях.
Будьте здоровы! Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Что учителя должны знать о дисграфии
Джереми учится во втором классе моего интервенционного класса. Он устно экспрессивен, полон позитивной энергии и стремится угодить. Его прислали ко мне, потому что контрольные оценки показывают, что его уровень чтения ниже среднего.
Как только он оказывается в моем классе, всплывает более насущная проблема. Если Иеремия немного ниже уровня своего класса по чтению, он значительно ниже его по письму. Ему почти 8 лет, а буквы у него неоднородные, орфография неточная, письменные задания для него трудоемки. Я также отмечаю социально-эмоциональные эффекты, когда он пишет: этот энергичный, общительный мальчик растворяется в тихом беспокойстве, накручивая волосы и избегая зрительного контакта.
Я спрашиваю учителя Иеремии о его навыках письма. Она видела то же, что и я, и объясняет, что его письма трудно расшифровать, а его задания никогда не выполняются. Она также сообщает, что предыдущие учителя также высказывали подобные опасения. Мы с ней подозреваем, что Джеремайя борется с дисграфией.
Что такое дисграфия
Если вы не уверены, что такое дисграфия, вы не одиноки. Майкл Макклоски и Бренда Рэпп, исследователи из Университета Джона Хопкинса, объясняют, что дисграфия «распространена и имеет серьезные последствия для тех, кто страдает от нее, однако исследователи уделяют этому дефициту относительно мало внимания».
В настоящее время считается, что учащиеся с дисграфией составляют от 7 до 15 процентов учащихся общеобразовательных классов. Чтобы поддержать всех наших учеников, очень важно, чтобы учителя лучше понимали, что такое дисграфия, как она выглядит и как поддерживать учеников, которые борются с ней в классе.
Согласно McCloskey и Rapp, дисграфия — это неожиданные трудности с приобретением и воспроизведением навыков правописания и письма. Слово неожиданное является важной частью этого описания, потому что дисграфия, как и дислексия, не связана с интеллектом и сохраняется, несмотря на адекватные возможности обучения.
Исследования показывают, что учащиеся с дисграфией имеют основной дефицит фонологической обработки, что означает, что эти учащиеся испытывают трудности с управлением звуками языка. Недавние исследования показывают, что учащиеся с дисграфией также имеют дефицит двух других когнитивных способностей: слуховой и зрительной обработки.
Это не означает, что учащиеся с дисграфией плохо слышат или видят. Скорее, из-за естественных различий в их когнитивных способностях учащиеся с дисграфией испытывают трудности с обработкой того, что они слышат и видят.
Как дисграфия влияет на учащихся?
Эффективное письмо зависит от сложного процесса манипулирования звуками речи (фонемами), их соединения с письменными образами (графемами) и последующего воспроизведения этих заученных образов по памяти. А при множественных когнитивных вариациях дисграфия, как и дислексия и задержка развития речи, проявляется по-разному.
Чтобы лучше понять различия в обработке, с которыми борются учащиеся с дисграфией, рассмотрите следующую аналогию: вы вводите пункт назначения в Google Maps, но вместо того, чтобы выйти на широко открытое шоссе, вы оказываетесь на ветреных проселочных дорогах, и поездка занимает в три раза больше времени, чем должно. Вы все еще добираетесь до места назначения, но вам нужно больше сосредоточиться из-за пройденных дорог.
Вот что происходит, когда ученик с дисграфией работает над письменным заданием. В то время как их нейротипичные сверстники выбирают широко открытую дорогу и быстро выполняют задание, ученики с дисграфией по умолчанию выбирают проселочную дорогу. Когда они прибывают в пункт назначения, их работа по сравнению с работой их сверстников выглядит небрежной, с ошибками и неполной — плохое отражение усилий, которые им потребовались, чтобы добраться туда.
Как узнать, есть ли у учащегося дисграфия? Следите за этими красными флажками:
- Плохая фонологическая осведомленность
- Плохое сцепление с карандашом
- Постоянное несоответствующее образование букв
- Незаконное написание
- Медленное бегство
- Сложность. , направьте их в группу по изучению детей вашей школы для оценки.
Лечение и приспособления
Существует довольно много рекомендаций по лечению дисграфии. Систематическая фонологическая осведомленность и обучение правописанию ускоряют обработку и улучшают точность правописания. Книга Программа интенсивной фонологической осведомленности — это простое в использовании, основанное на фактических данных вмешательство в фонологическую осведомленность, которое учителя могут использовать в своих классах.
Систематическое обучение письму улучшает разборчивость и беглость письма. Профессор Аризонского государственного университета Стив Грэм написал удобное руководство для учителей, желающих внедрить систематическое обучение письму в своем классе; он включает контрольный список лучших практик.
Классные комнаты имеют решающее значение для учащихся с дисграфией, потому что они обеспечивают пандус, который позволяет этим учащимся выезжать на шоссе и выполнять работу, более соответствующую их интеллектуальным способностям. Из-за когнитивных вариаций, которые способствуют дисграфии, приспособления должны быть индивидуальными для каждого ученика. Полный список учебных помещений можно найти на сайте Understood.org — вот лишь несколько полезных вариантов:
- Предоставление дополнительного времени на письменные задания
- Разрешение использования инструментов преобразования речи в текст, а также использование учителем или сверстниками письменных заданий
- Разрешение учащимся писать числовые формулы вместо математических задач
- Предоставление письменных копий заметок на доске
- Создайте инклюзивный класс, который позволит всем учащимся использовать специальные приспособления, а не только тем, кто в них нуждается.
Мой ученик Иеремия продолжает добиваться значительных успехов в интенсивном изучении фонологии, орфографии и почерка. Он также был признан подходящим как для трудотерапии, так и для специального обучения — теперь он получает необходимую ему поддержку. Будем надеяться, что с повышением осведомленности другие учащиеся с дисграфией тоже почувствуют это.
Создание класса, благоприятного для дисграфии | Edutopia
Дисграфия — это языковая разница в обучении, которая влияет на способность учащегося производить письменную речь. В младших классах учащиеся с дисграфией могут испытывать трудности с правильным формированием букв, расстоянием между словами, пунктуацией и использованием заглавных букв. В более поздних классах у них могут возникнуть трудности с беглостью письма, плавающими полями и разборчивым письмом.
В классе учеников с дисграфией часто называют «небрежными», «ленивыми» или «невнимательными к деталям». Но ученики с дисграфией часто очень стараются, если не больше, чем другие, просто не отставать. Дисграфия — это невидимая инвалидность, которая часто идет рука об руку с дислексией. Как и учащиеся с дислексией, учащиеся с дисграфией часто остро осознают, на что они не способны по сравнению со своими сверстниками.
Чтобы имитировать дисграфию, попробуйте следующее: Напишите абзац о лучшем путешествии, которое вы когда-либо совершали. Дайте себе две минуты на секундомере и напишите абзац неведущей рукой.
Каково это? Вы сильно старались? Готовый продукт выглядит так, как будто вы приложили все усилия? Считаете ли вы, что работа демонстрирует ваш интеллект или дает вашей аудитории полное представление о том, что вы хотели выразить? Будете ли вы гордиться тем, что повесите это на стену рядом с работами ваших сверстников?
Дисграфию можно вылечить с помощью трудотерапии, чтобы укрепить мелкую моторику, поддержать письменное выражение и ускорить обработку речи. Если учащийся борется с письмом так, что выходит за рамки того, что соответствует его развитию, он должен получить оценку у эрготерапевта для исправления. Раннее вмешательство в орфографическую обработку, мелкую моторную координацию и письменное выражение может помочь облегчить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся с дисграфией.
6 советов по созданию благоприятного для дисграфии класса
В то время как специалисты предлагают ключевые стратегии вмешательства для учащихся с дисграфией, учителя общеобразовательных классов также играют важную роль в поддержке этих учащихся. У меня есть несколько идей для учебного плана, приспособлений и инструментов, которые могут помочь учителям в поддержке этих учащихся.
1. Обучение скорописи: В скорописи меньше начальных точек, чем в отдельных печатных буквах, что приводит к повышению скорости письма, более стабильному размеру букв и более аккуратному общему виду письма. Посмотрите бесплатный вебинар о важности обучения письму скорописи для учащихся и используйте учебники по письму от Рукописного письма без слез, чтобы обучать письму скорописи уже в первом классе.
2. Обучение печати: Печатать может быть проще, чем писать, если учащиеся свободно владеют клавиатурой. Обучайте навыкам печати, начиная с детского сада, и позволяйте достаточно практиковаться в наборе текста в классе.
Во многих школах и школьных округах есть программы набора текста, которые поддерживают начинающие навыки набора текста у учащихся. Отличные программы онлайн-печати включают Nessy Fingers Touch Typing (которая стоит денег), TypingClub и игры на Typing.com.3. Предоставьте доступ к инструментам преобразования речи в текст: Вспомогательные технологии помогают учащимся с дисграфией выполнять письменные задания в классе во всех классах. Существует несколько бесплатных и простых в использовании инструментов для диктовки речи в текст. Учащиеся могут использовать функцию голосового набора Google в браузере Chrome, функции Dragon Dictation или Apple Speak Screen.
4. Используйте миллиметровую бумагу для математических заданий и тестов: миллиметровая бумага помогает учащимся с дисграфией оставаться в строю, что становится все более важным в более поздних классах, когда они сталкиваются с более сложными математическими задачами. Сократите число непреднамеренных ошибок, предоставив миллиметровку для тестов учащихся или в качестве основы для домашних заданий.
5. Разрешить делать заметки Приспособления: Копирование заметок с доски может быть особой проблемой для учащихся с дисграфией. Разрешите студентам фотографировать конспекты лекций, чтобы просмотреть их позже. Учащиеся могут использовать бесплатное оптическое устройство чтения символов (OCR), такое как Prizmo Go (для iOS) или Google Keep (для Android), чтобы автоматически читать текст с фотографий и просматривать эти заметки.
6. Осторожно относитесь к развешиванию письменных работ учащихся: Письмо в классе затруднено для учащихся с дисграфией. Письменные задания могут занять в два-три раза больше времени, и часто они будут выглядеть неряшливо, даже если учащийся старался сделать свою работу лучше всех. Демонстрируя студенческие работы, подумайте о том, чтобы подождать, чтобы повесить задания, пока все не закончат, чтобы учащиеся с дисграфией не чувствовали стыда за то, что чужие работы выставлены на обозрение, пока их работа еще не завершена.