Диспозиция это в социологии: Диспозиция личности это

Содержание

Диспозиционная теория личности и концепция парадоксального человека

Диспозиционная теория личности

Термин «диспозиция» вошел в научный лексикон в 1920-е годы благодаря О. Штерну, который использовал его в качестве эквивалента термина «предрасположенность» и имея в виду предрасположенность субъекта к чему-либо.

Определение 1

Диспозиция – это субъективная установка или же предрасположенность личности к конкретному типу поведения.

Самая известная теория диспозиций в психологии принадлежит американскому психологу Гордону Олпорту (1897-1967). В рамках социологии основателями диспозиционной теории личности были  американцы Флориан Знанецкий и Уильям Томас, которые ввели в научную лексику понятие «аттитюда» (установки), которое выражало направленность или вектор поведения личности.

В отечественной социологии диспозиционную теорию личности создал Владимир Александрович Ядов, который родился в 1929 году. Он понимал под диспозицией личности систему ее предрасположенностей или установок к конкретному поведению относительно определенных ситуаций и условий.

В.А. Ядов выделял четыре уровня диспозиций:

  • Элементарные фиксированные установки. Данные установки будут выражать готовность личности удовлетворять свои жизненно важные потребности в тепле, безопасности, пище и т.д.;
  • Ситуационные установки. Данный тип установок формируется на основе потребности в общении в рамках повседневных обстоятельств;
  • Базовые социальные установки. Данные установки будут определять общую направленность деятельности и интересов личности;
  • Ценностные личностные ориентации. Данный тип установок будет определять формирование целей жизни и основных средств, которые используются для того, чтобы их реализовывать. Данный уровень является высшим диспозиционным. 

В.А. Ядовым была сформулирована концепция диспозиционной регуляции (саморегуляции) поведения человека. Суть данной концепции состоит в том, что установки разных уровней будут регулировать поведение человека в разных социальных ситуациях – начиная от удовлетворения физиологических потребностей, реагирования в привычных ситуациях, базовых социальных установок и завершая деятельностью, которая имеет отношение к реализации жизненных целей личности.

Главным моментом в диспозиционной теории считается то, что в структуре личности выделяются диспозиции, которые присущи каждому человеку, определяют его готовность совершать типичные действия в разных ситуациях и выражают направленность личности к удовлетворению ее потребностей конкретным образом. В структуру личностных диспозиций входят установки разного уровня, начиная от «низших», которые будут связаны с базовыми, жизненными физиологическими потребностями личности, и заканчивая «высшими», которые связаны с ценностными ориентациями человека. В соответствии с концепцией диспозиционной регуляции поведения, личность будет выбирать свое поведение в зависимости от ситуации и реализовывать его в рамках одной из диспозиционных установок.

Концепция парадоксального человека

Авторство данной социологической теории личности принадлежит крупному российскому социологу Жану Терентьевичу Тощенко, который родился в 1935 году. 

Определение 2

По мнению ученого, парадоксальный человек – это порождение парадоксальной ситуации в обществе, которая сложилась в 1990-е годы и связана с распадом СССР и обусловлена определенной экономической, духовно-культурной и политической обстановкой, сформировавшейся в российском обществе в то время. Парадоксальный человек является атрибутом переходного общества и сам по себе он будет олицетворять эпоху перемен.

В целом концепцию парадоксального человека можно представить так: сознание людей изменилось, они явно или открыто отказались от большинства ценностей и установок, с которыми жили на протяжении всей своей жизни. Однако ключевым звеном является мировоззрение, которое остается консервативным и люди в результате стремятся к прошлому, критикуют настоящее и не очень уверены в будущем, точнее – в способах реализации своих целей, интересов и намерений. Именно такие сдвиги в сознании общества, то, как они проявляются в конкретных ситуациях, позволяют говорить о том, что сознание и поведение людей стало парадоксальным. При этом Ж.Т. Тощенко утверждает, что у парадоксального человека много лиц и много типов. 

Данную идею отечественного мыслителя можно рассматривать и с более широкой точки зрения. Идея парадоксального человека распространяется не только на российское общество, но и на любое переходное или нестабильное общество на национальном или глобальном уровнях. Однако, в то же время, данная концепция может быть еще глубже. В связи с тем, что современный мир XXI века очень динамичен и постоянно подвергается разнообразным рискам, парадоксальный человек является вполне распространенным и обычным типом человека новейшей эпохи.

Автор: Евгения Рыжикова

Социолог. Преподаватель социологии. 

Габитус. Определение понятия. Статья из «Социологической энциклопедии»

ГАБИТУС — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.

В философской традиции термин габитус обозначает сумму индивидуальных телесных навыков — походка, жестикуляция, манеры, — цельное осаждение опыта конкретного человека в «глубине» телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово габитус введено П. Бурдье (см.): «Габитус — система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства».

Габитус порождается средой, «классом условий существования», путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Габитус структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом,  габитус зависит от социальной траектории индивида.

Габитус — принцип практик индивида: «это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т. е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик» (Бурдье).

Вводя понятие габитус, Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, габитус — это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой — это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами.

Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, «собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям»).

В то же время габитус вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.

Габитус обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие формируется на основании «субъективной оценки объективных вероятностей», соизмерения желаемого и возможного.

Принципиальным моментом является то, что габитус целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность.

Еще одна особенность габитус в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, «забытых» и полностью не рефлексируемых: «Габитус — это история, ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой» (Н.А. Шматко).

Бессознательность габитуса определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.

Габитус производится средой, следовательно сходные условия, т.е. позиции индивида генерируют сходные  габитусы членов группы, класса. Таким образом, «социальный класс — это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом» (П. Бурдье). Следовательно, практики членов группы изначально координированы сходством габитус, выступающим основой спонтанной солидарности.

М.В. Батурчик

Источник: Яндекс. Энциклопедия социологии

Бурдье и «Габитус» | Понимание силы социальных изменений | powercube.net

Французский социолог Пьер Бурдье подходит к власти в контексте всеобъемлющей «теории общества», которую – как и у Фуко – мы не можем здесь отдать должное или легко выразить в форме прикладных методов ( Наварро, 2006 г.). И хотя его предметом было в основном алжирское и французское общество, мы нашли подход Бурдье полезным для анализа власти в процессах развития и социальных изменений (см. статьи Наварро, Монкриффа, Эйбена и Тейлора и Бозера в Eyben, Harris et. al. 2006; Наварро предлагает особенно основательное введение в метод Бурдье).

В то время как Фуко рассматривает власть как «вездесущую» и независимую от агентности или структуры, Бурдье рассматривает власть как культурно и символически созданную и постоянно заново легитимируемую посредством взаимодействия агентности и структуры. В основном это происходит через то, что он называет «габитусом», или социализированными нормами или тенденциями, которые определяют поведение и мышление. Габитус — это «способ, которым общество закрепляется в людях в виде устойчивых предрасположенностей или тренированных способностей и структурированных склонностей мыслить, чувствовать и действовать детерминированным образом, которые затем направляют их» (Wacquant 2005: 316, цитируется по Navarro 2006: 16). ).

Габитус создается посредством социального, а не индивидуального процесса, приводящего к устойчивым паттернам, которые можно передавать из одного контекста в другой, но которые также меняются в зависимости от конкретных контекстов и во времени. Габитус «не является фиксированным или постоянным и может быть изменен в неожиданных ситуациях или в течение длительного исторического периода» (Navarro 2006: 16):

Габитус не является результатом свободной воли и не определяется структурами, а создается своего рода взаимодействия между ними во времени: диспозиции, которые формируются как прошлыми событиями и структурами, так и текущими практиками и структурами, а также, что важно, обусловливают само наше восприятие этих событий (Бурдье 19).84: 170). В этом смысле габитус создается и воспроизводится бессознательно, «без преднамеренного стремления когерентности… без какой-либо сознательной концентрации» (там же: 170).

Вторым важным понятием, введенным Бурдье, является понятие «капитал», которое он расширяет за пределы понятия материальных активов до капитала, который может быть социальным, культурным или символическим (Bourdieu 1986: цитируется по Navarro 2006: 16). Эти формы капитала могут быть одинаково важны, их можно накапливать и переводить с одной арены на другую (Navarro 2006: 17). Культурный капитал — и средства, с помощью которых он создается или переносится из других форм капитала — играет центральную роль в социальных отношениях власти, поскольку он «предоставляет средства для неэкономической формы господства и иерархии, поскольку классы различаются посредством вкус» (Гавента 2003: 6). Переход от материальных к культурным и символическим формам капитала во многом скрывает причины неравенства.

Эти идеи подробно изложены в классическом исследовании французского общества Бурдье «Различие» (1986), в котором он показывает, как «социальный порядок постепенно вписывается в сознание людей» через «культурные продукты», включая системы образования, язык, суждения. , ценности, методы классификации и деятельности повседневной жизни (1986: 471). Все это ведет к бессознательному принятию социальных различий и иерархий, к «ощущению своего места» и самоисключению (там же: 141).

Третье важное понятие в теории Бурдье — это идея «полей», представляющих собой различные социальные и институциональные арены, на которых люди выражают и воспроизводят свои склонности и где они конкурируют за распределение различных видов капитала (Гавента). 2003: 6). Поле — это сеть, структура или набор отношений, которые могут быть интеллектуальными, религиозными, образовательными, культурными и т. д. (Navarro 2006: 18). Люди часто по-разному воспринимают власть в зависимости от того, в какой сфере они находятся в данный момент (Gaventa 2003: 6), поэтому контекст и окружающая среда оказывают ключевое влияние на габитус:

«Бурдье (1980) объясняет напряженность и противоречия, возникающие, когда люди сталкиваются с различными контекстами и сталкиваются с ними. Его теорию можно использовать для объяснения того, как люди могут сопротивляться власти и доминированию в одной [области] и выражать соучастие в другой» (Moncrieffe 2006: 37)

, как показывает Монкрифф в своем интервью с женщиной-депутатом из Уганды, которая обладает государственной властью, но подчиняется своему мужу, когда дома (2006: 37). Это широко наблюдалось феминистскими активистами и исследователями, и это еще один способ сказать, что женщины и мужчины социализированы, чтобы вести себя по-разному на «общественных, частных и интимных» аренах власти (VeneKlasen and Miller 2002). См. гендерные взгляды на власть и New Weave of Power Глава 3 Сила и расширение прав и возможностей.

Последним важным понятием в понимании власти Бурдье является понятие «докса», представляющее собой сочетание как ортодоксальных, так и неортодоксальных норм и верований — негласных, само собой разумеющихся предположений или «здравого смысла», стоящих за различиями, которые мы проводим. . Докса случается, когда мы «забываем пределы», породившие неравные разделения в обществе: это «приверженность отношениям порядка, которые, поскольку они нераздельно структурируют как реальный мир, так и мыслимый мир, принимаются как само собой разумеющиеся». (Бурдье 1984: 471).

Бурдье также использует термин «неузнавание», родственный марксистским идеям «ложного сознания» (Gaventa 2003: 6), но работающий на более глубоком уровне, выходящем за рамки любого намерения сознательного манипулирования той или иной группой. В отличие от марксистской точки зрения, «неузнавание» является скорее культурным, чем идеологическим явлением, потому что оно «воплощает в себе набор активных социальных процессов, которые закрепляют само собой разумеющиеся предположения в сфере социальной жизни, и, что особенно важно, они рождаются в посреди культуры. Все формы власти требуют легитимности, а культура является полем битвы, где это соответствие оспаривается и в конечном итоге материализуется между агентами, тем самым создавая социальные различия и неравные структуры» (Navarro 2006: 19).).

Хотя многое из этого может показаться абстрактным, теории Бурдье прочно основаны на широком спектре социологических исследований и на целом ряде социальных проблем. Отчасти его привлекательность на самом деле заключается в том, что его исследования настолько плодотворны и эмпирически задокументированы. Еще одна привлекательность Бурдье для политически ангажированных исследователей заключается в том, что он рассматривает социологический метод как часть процесса изменений. Тщательный анализ может помочь выявить властные отношения, ставшие невидимыми из-за габитуса и непризнания (Navarro 2006: 19).).

Бурдье предложил «рефлексивную социологию», в которой человек признает свои предубеждения, убеждения и предположения в акте осмысления, задолго до того, как рефлексивность стала модной. Самокритическое знание, раскрывающее «источники силы» и раскрывающее «причины, объясняющие социальную асимметрию и иерархию», может само по себе стать «мощным инструментом для усиления социальной эмансипации» (Navarro 2006: 15-16).

Методы и терминология, используемые Бурдье, отличаются от тех, что используются в кубе власти, и предполагают гораздо более подробный социологический анализ властных отношений, основанный на комплексной «теории общества». Тем не менее последствия для прикладного анализа и действия очень сильно перекликаются со значениями внутренней, невидимой силы и «силы внутри», а также с имплицитной «теорией изменений» в силовом кубе. Это идея о том, что понимание силы и бессилия, особенно через Процессы обучения и анализа, раскрывающие невидимую силу, сами по себе являются процессом расширения прав и возможностей.

Ссылки для дальнейшего чтения

Bourdieu, P. (1980). Логика практики. Стэнфорд, издательство Стэнфордского университета.

Бурдье, П. (1984). Различие: социальная критика суждения вкуса. Лондон, Рутледж.

Бурдье, П. (1986). «Формы капитала». Справочник по теории и исследованиям социологии капитала. Дж. Г. Ричардсон. Нью-Йорк, Гринвуд Пресс: 241-58.

Гавента, Дж. (2003). Власть после Луки: обзор литературы, Брайтон: Институт исследований развития.

Монкрифф, Дж. (2006). «Сила стигмы: встречи с «уличными детьми» и «реставеками» на Гаити». Бюллетень IDS 37(6): 31-46.

Наварро, З. (2006) «В поисках культурной интерпретации власти», Бюллетень IDS 37(6): 11-22.

Вене Класен, Л. и В. Миллер (2002). Новое переплетение власти, людей и политики: руководство по защите интересов и участию граждан. Оклахома-Сити, Мировые соседи.

Вакван, Л. (2005) Габитус. Международная энциклопедия экономической социологии. Дж. Бекет и З. Милан. Лондон, Рутледж.

Габитус в социологии: определение, примеры, критика (2023)

Габитус — это социологический термин, который относится к воплощенным чертам и поведению людей (т. е. вашим навыкам, привычкам и наклонностям). Эти привычки, навыки и наклонности приобретаются в ходе социализации и настолько укоренились в нашей личности, что кажутся совершенно естественными.

Примеры габитуса человека включают то, как вы одеваетесь, ваш акцент, язык тела, вещи, в которых вы чувствуете себя естественно хорошо, и ваши ценности.

Теория габитуса используется в социологии для объяснения того, как люди развивают свою социальную идентичность, а культуры воспроизводятся из поколения в поколение.

Габитус Определение в социологии

Габитус относится к воплощенным чертам и поведению человека (т.е. вашим навыкам, привычкам и склонностям).

Эти образования приобретаются в процессе социализации и формируют восприятие, отношение и поведение человека.

Со временем наш габитус становится настолько укоренившимся, что кажется естественным, а не опосредованным культурой.

Например, люди часто забывают, что у них даже есть акцент, потому что его акцент кажется им таким естественным — это все, что они знают. Только покинув родину, они смогут снова научиться «слышать» свой акцент.

Точно так же человек, выросший в набожной религиозной семье, может прийти к убеждению, что его религиозные ценности и священные тексты являются естественной истиной , потому что их умы были обучены религиозной парадигме.

Габитус и поле

Габитус приобретается в социальном и культурном контексте. Таким образом, группы людей вырабатывают общий габитус.

Вы не единственный человек со своим акцентом, манерой поведения или определенным набором культурных ценностей.

Чтобы описать, как габитус любого человека существует в контексте и делится с другими, Бурдье придумал понятие «поле».

Бурдье использовал бы спортивные метафоры для описания этих двух вещей:

  • Габитус — это метафорически наша способность играть в игру — наша способность «размахивать ракеткой», как будто она является продолжением руки.
  • Поле метафорически является правилом игры – правилами тенниса, например, как побеждать и как набирать очки.

Если ваш габитус точно приспособлен к вашей области, у вас есть то, что Бурдье назвал бы культурным капиталом.

Как мы вырабатываем габитус

Согласно теории габитуса, мы действуем определенным образом благодаря нашему «жизненному опыту», а не исключительно «силой внешних социальных структур» (Аткинсон, 2021, с. 19).6).

Другими словами, мы говорим, думаем и действуем так, как делаем, не из-за четко определенных культурных правил или наказаний, а потому, что мы медленно развивали культурную компетентность посредством социализации.

Нас не заставляют вести себя определенным образом — мы просто учимся этому через воздействие.

Бурдье (1977) считает, что именно прошлое и повторяющиеся действия людей перед нами влияют на то, что мы делаем.

Он утверждает: «в нас неизбежно преобладает вчерашний человек, так как настоящее мало по сравнению с долгим прошлым, в ходе которого мы образовались и из которого мы проистекаем» (стр. 78).

Примеры габитуса

Быстрые примеры:

  • То, как мы одеваемся, часто является отражением нашего габитуса, это может быть способ приспособиться или выделиться.
  • То, как мы говорим: наш акцент, словарный запас и тон также формируются нашим габитусом.
  • Наша осанка и язык тела часто определяются нашим габитусом.
  • То, как мы взаимодействуем с другими: застенчивы мы или общительны, замкнуты или уверены в себе, зависит от нашего габитуса.
  • То, как мы воспринимаем окружающий мир
  • Наши ценности и убеждения
  • То, как мы используем свое время: пунктуальны мы или небрежны в отношении времени
  • Как мы тратим деньги: бережливы мы или экстравагантны
  • Наш уровень образования часто отражает наш габитус.
  • Наша профессия часто является отражением нашего образа жизни.

1. То, как мы воспринимаем окружающий мир

Восприятие человека (включая его мировоззрение и мировоззрение) является частью его габитуса. Наше восприятие тесно связано с нашей личной и культурной историей.

Норрис (2005) указывает, что идентичность человека постоянно конструируется на микроуровне, где эта идентичность утверждается, обсуждается и реконструируется в различных взаимодействиях с другими участниками.

Например, ваше восприятие гендера и гендерных ролей может быть сформировано тем, как ваш отец разговаривает с вашей матерью, представлениями вашей культуры о женщинах в средствах массовой информации и так далее.

Со временем вы можете усвоить такой способ восприятия пола, и это восприятие станет частью вашего габитуса. Вы считаете это истинным и естественным, главным образом потому, что оно кажется естественным в вашем социокультурном контексте.

См. также: Гендерная социализация

2. То, как мы говорим

То, как вы говорите — акцент, выбор фраз, сленг и т. д. — представляет собой часть вашего габитуса. Вы откуда-то взяли эти интонации и фразы, и ваше повторное их использование многое говорит о том, кто вы и откуда.

В любой момент наша способность использовать язык отражает наше положение в более широком социальном и экономическом ландшафте и формирует то, как мы понимаем мир и друг друга.

Например, человек из рабочего класса, использующий язык, который высший класс может счесть грубым, раскрывает габитус человека из рабочего класса человеку из высшего класса. Точно так же изысканный язык и фразы могут подсказать человеку из рабочего класса, с кем он разговаривает. Габитус у каждого разный.

Хэнкс (2005) предполагает, что определенное символическое доминирование может иметь место во многих обществах благодаря языку. А именно, группа, свободно говорящая на стандартном языке, может начать считать себя более культурной или более умной, чем те, кто не может.

И наоборот, люди, не говорящие на доминирующем языке, могут начать считать себя низшими (стр. 75-77).

3. Наши ценности и убеждения

Религия — еще один пример габитуса. Это устойчивый набор ценностей, взглядов и моделей поведения, которые формируют то, как люди взаимодействуют с окружающей их средой.

Он включает в себя все, от ритуалов, которые люди соблюдают, до влияния, которое они оказывают на других через свои убеждения и действия.

Идея о том, что религия является габитусом, была впервые предложена социологом Эмилем Дюркгеймом в его основополагающей работе Элементарные формы религиозной жизни в 1912 году. Дюркгейм утверждал, что религия — это не просто набор верований; это также социальный контекст, в котором реализуются эти убеждения.

Он считал, что религия передается через примеры и ритуалы, а не через тексты. Таким образом, он утверждал, что религию можно рассматривать как «органическое» явление, существующее из поколения в поколение (Durkheim & Ward, 2022).

Несмотря на то, что социальная теория Бурдье многим обязана социологам-религиоведам (среди прочих Эмилю Дюркгейму, Максу Веберу и Марселю Моссу), он написал лишь несколько текстов о религии в целом. Социальная теория Бурдье не получила такой академической похвалы в религиоведении, как во многих других областях исследований.

Тем не менее, он заявил, что «как миряне, так и специалисты действуют религиозно, основываясь на том, что они верят — знают в своих телах — как правильном, а не на открытом расчете. Более того, вера в сверхъестественные силы и связанные с ними блага спасения может фактически порождать как альтруистическое, так и корыстное поведение» (Купари, 2016, с. 15).

4. Наш уровень образования является отражением нашего габитуса

Образовательный габитус человека может быть определен такими вещами, как тип школы, которую он посещал в детстве, и поддержка, которую он там получал, какой у него опыт работы или сколько усилий они вложили в свое образование.

Например, если мы сравним ребенка, который ходил в государственную школу для рабочих, и в элитную частную школу, мы увидим, что у каждого из них очень разные габитусы (Drew, 2013).

Элитный школьник научится говорить с шикарным акцентом, одеваться в деловую одежду, определенным образом причесываться и заниматься элитными видами спорта, такими как регби и гребля.

Школьник из рабочего класса, скорее всего, гораздо меньше обучен поведению и установкам представителей высшего класса. Он мог бы ценить массовый вид спорта, такой как бокс или футбол. Он может говорить с акцентом рабочего класса (потому что, вероятно, его учителя и родители тоже говорят с таким акцентом). Мальчик из рабочего класса может ценить ручной труд, носить более свободную одежду, которая более удобна для работы на открытом воздухе, и ему может нравиться панк-музыка рабочего класса.

Это не означает, что все мальчики их воспитания обязательно соответствуют этим стереотипам, но это означает, что существует набор культурных норм, которые подталкивают каждого из них к определенному классовому габитусу.

В целом, эти два стереотипа отражают мальчиков, которые являются продуктами своей культуры, и габитус каждого мальчика сформировался в культурных контекстах, основанных на классе.

Практический пример: китайские классовые габитусы

Исследователи Хун и Чжао (2015) изучили китайские социальные классы, используя теории Бурдье о габитусах. Они изучили социальные классы и модели семейного образования в городских районах, собрав данные о доходах китайских домохозяйств. Затем они записали статистику опросов о том, как китайские родители воспитывают своих детей.

Они обнаружили, что «теория капитала и габитуса Бурдье дает полезную перспективу для изучения формирования и изменений в классовой структуре китайского общества. Анализируя различия в размерах капитала и габитуса современных классов, мы можем получить представление о современном этапе формирования китайской классовой структуры» (стр. 6).

Критика теорий Бурдье

Бурдье подвергается критике по двум основным причинам:

  1. В его теориях недостаточно признается человеческая деятельность
  2. Его теории часто не интерсекциональны

1. Отсутствие интереса к роли человека в деятельности

В социологии свобода действий относится к способности людей принимать собственные решения. Например, у человека есть выбор о своих любимых видах спорта, своих вкусах в моде и так далее.

Если мы посмотрим на теорию габитуса Бурдье, то увидим, что Бурдье отлично справляется с исследованием социальных структур в широком смысле. Это правда, что мы учимся вести себя и мыслить через культурное погружение, и именно так последовательные культурные мировоззрения, модели поведения, акценты и взгляды передаются из поколения в поколение.

Но с индивидуальной точки зрения существует множество примеров людей, чей габитус не соответствует их сфере деятельности. Другими словами, они не полностью и некритично усвоили свою культуру (Кинг, 2000).

Возьмем пример мальчика из рабочего класса в школе для рабочих, который любит оперу и смотрит регби, а не бокс. Этот мальчик проявлял свою свободу воли и не бездумно впитывал свою классовую культуру в свой габитус.

Таким образом, концепции поля и габитуса могут не понять, как индивидуумы имеют свободу воли и могут формировать свою жизнь по собственной воле (King, 2000).

Бурдье ответил бы, что как объективные силы (социальные структуры), так и субъективные силы (индивидуальная деятельность) формируют габитус человека. Тем не менее, многие современные ученые — и особенно постмодернисты, такие как Фуко и Рансьер, — сочли его акцент на структуре, а не на действии, недостатком его идей.

2. Отсутствие интерсекциональности

Бурдье был очень озабочен социальным классом, а для некоторых тоже был озабочен социальным классом.

В 1990-е годы ученые все больше интересовались концепцией интерсекциональности — тем, как пересекаются пол, раса и класс.

Тем не менее, Бурдье на протяжении большей части своей карьеры был чрезмерно озабочен социальным классом, а не полом, расой, инвалидностью и другими аспектами идентичности.

Чтобы решить проблему, связанную с тем, что его работа не затрагивала гендерные вопросы (McCall, 1992), Бурдье написал свой текст Мужское доминирование (2001) позже в своей карьере, где он исследовал, как его теории воспроизводства, габитуса, поля , а капитал можно рассматривать с феминистской точки зрения.

Тем не менее, оглядываясь на период своей карьеры, он редко рассматривал целостно то, как размножение и доминирование по своей сути пересекались. Скорее, он был классовым теоретиком старой школы, который считал класс ключевой социальной борьбой в обществе.

Происхождение габитуса

Хотя Бурдье считается самым влиятельным социологом-теоретиком, описывающим габитус, он не был первым.

В контексте философской истории габитус, латинский глагол, означающий иметь, был придуман в шестом веке в переводе аристотелевского «hexis», что означает «привычка».

Фома Аквинский затем повторно использовал это в тринадцатом веке в своей Summa Theologiae , особенно в своем исследовании способов обретения веры (Sapiro, 2015, стр. 484).

Понятие габитус, хотя и по-разному интерпретируемое разными учеными и философами, присутствует во всей современной философии, от рационализма до материализма, от британского эмпиризма до французского спиритуализма и немецкого идеализма.

Однако идеи 19Социологи 19-го и 20-го веков Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс, Макс Вебер, Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти оказали особое влияние на Бурдье (Wacquant, 2016, стр. 63-65).

Заключение

Габитус относится к нашим воплощенным чертам и поведению. Это то, как мы позиционируем себя в нашем окружении, набор характеристик, которые делают нас теми, кто мы есть, положение, которое мы занимаем в наших отношениях с другими, и культурные идеи, которые структурируют то, как мы видим себя.

Теория габитуса Пьера Бурдье продолжает оставаться влиятельной концепцией, помогающей объяснить воспроизводство класса и, в меньшей степени, гендера в культуре. Его идеи габитуса, поля и капитала продолжают оставаться важными социологическими концепциями.

Ссылки

Аткинсон, В. (2020). Поля и личности: от Бурдье до Лаира и обратно. Европейский журнал социальной теории , 24 (2), 195–210. https://doi.org/10.1177/1368431020923281

Бурдье П.

(1976) Стратегии брака как стратегии социального воспроизводства. В: Форстер Р., Ранум О., редакторы. Семья и общество: отрывки из AnnalesEconomies, Sociétés, Цивилизации.  Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса; стр. 117–44

Бурдье, П. (1990). Логика практики . Амстердам: Издательство Амстердамского университета.

Бурдье, П. (1997). Формы капитала. В AH Halsey, H. Lauder, P. Brown & A. Stuart Wells (Eds.), Образование: Культура, экономика, общество. (стр. 46 – 58). Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Бурдье, П. (2001). Мужское доминирование . Кембридж: Политическая пресса.

Бурдье П. и Найс Р. (1977). Очерк теории практики (Кембриджские исследования в области социальной и культурной антропологии, серия № 16)  (Перепечатка). Издательство Кембриджского университета.

Бурдье, П., и Пассерон, Дж. К. (1990). Репродукция в образовании, обществе и культуре (2-е изд. ). Лондон: Сейдж.

Дрю, К. (2013). Элитарность на продажу: продвижение элитной школы онлайн на конкурентном образовательном рынке. Австралийский образовательный журнал , 57 (2), 174–184. https://doi.org/10.1177/0004944113485838COPY CITATION

Durkheim, É., & Ward, SJ (2022). Элементарные формы религиозной жизни: Winter Deluxe Издание . Опубликовано независимо.

Эдгертон, Дж. Д., и Робертс, Л. В. (2014). Культурная столица или габитус? Бурдье и не только в объяснении сохраняющегося образовательного неравенства. Теория и исследования в Образование , 12 (2), 193–220. https://doi.org/10.1177/1477878514530231

Faucher, N., & Roques, M. (2019). Онтология, психология и аксиология привычек (Habitus) в Средневековая философия (Историко-аналитические исследования природы, разума и действия, 7) (1-е изд. 2018 г.). Спрингер.

Хэнкс, В.Ф. (2005). Пьер Бурдье и языковые практики. Годовой обзор Антропология , 34 (1), 67–83. https://doi.org/10.1146/annurev.anthro.33.070203.143907

Хун, Ю., и Чжао, Ю. (2015). От капитала к габитусу: классовая дифференциация моделей семейного образования в городах Китая. Журнал Китайский Социология, 2 (1). Doi: https://doi.org/10.1186/s40711-015-0021-y

Кинг, А. (2000). Мышление с Бурдье против Бурдье: «практическая» критика габитуса. Социологическая теория , 18 (3), 417-433.

Лейбниц, Г.В., и Лёмкер, Л.Е. (1976). Философские статьи и письма: подборка (Synthese Historical Library 2) (2-е изд.). Д. Рейдель/Спрингер.

Кейстер Л., Бентон Р. и Муди Дж. (2016). Образ жизни через расходы: индивидуальный подход к экономии. Социологические науки , 3 , 650–684. https://doi.org/10.15195/v3.a28

Купари, Х. (2016). Религия на протяжении всей жизни как привычка: религиозная практика среди перемещенных карел Православные женщины в Финляндии (Numen Book) (Numen Book, 153)  (Lam). Брилл Академический паб.

Пеллетье, К. (2009 г.). Эмансипация, равенство и образование: критика Рансьером Бурдье и вопрос перформативности. Дискурс: исследования культурной политики Образование , 30 (2), 137–150. https://doi.org/10.1080/01596300

9054

Сапиро, Г. (2015). Габитус: история концепции. Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , 484–489. https://doi.org/10.1016/b978-0-08-097086-8.03085-3

МакКолл, Л. (1992). Подходит ли пол? Бурдье, феминизм и концепции социального порядка. Теория и общество, 21 (6), стр. 837-867 doi: https://www.jstor.org/stable/657646

Норрис, С. (2005). Габитус, социальная идентичность, восприятие мужского доминирования — и свобода действий? Дискурс в действии , 195–208. https://doi.org/10.4324/9780203018767-33

Вакван, Л. (2016). Краткая генеалогия и анатомия габитуса. Социологическое Обзор , 64 (1), 64–72. https://doi.org/10.1111/1467-954x.12356

Грегори Пол К. (Массачусетс)

+ посты

Грегори Пол К. является лицензированным преподавателем социальных наук и преподает социальные науки в той или иной степени в течение 13 лет. В настоящее время он работает в университете на факультете международных гуманитарных наук, преподает кросс-культурные исследования в регионе Тюугоку в Японии. Кроме того, он руководит семестровыми программами обучения за границей для японских студентов и готовит их к трудностям, с которыми они могут столкнуться, живя в разных странах в краткосрочной перспективе.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts