Добродетели кто это: Добродетели: что это? Список добродетелей

Содержание

Этика добродетелей

Этика добродетелей

Основная идея этики добродетелей в том, что самое главное в жизни любого человека – быть хорошим человеком, а для этого необходимо вырабатывать соответствующий характер. Такой характер обладает определенными чертами – они называются добродетелями (virtues).

Одну из первых теорий человеческих добродетелей предложил Платон (428 – 347 до н. э.) в своем «Государстве». По Платону, существуют четыре добродетели, которыми должен обладать человек — мудрость, смелость, скромность и справедливость. Но посколькую классы общества различаются друг от друга, в них эти добродетели воплощаются по-разному. Мудрость (sophia, σοφία) — это добродетель, которой должны обладать прежде всего класс философов, который направляет все остальное общество на правильный путь. Мужество (andreia, ανδρεία) — добродетель, которой должен обладать прежде всего класс воинов, который обеспечивает выполнение поставленной задачи даже в самых трудных и опасных условиях.

Умеренность (sophrosyne, σωφροσύνη) — это основная добродетель класса работников, которые должны ограничить свои желания. При этом существует добродетель, которая характеризует каждого человека, когда он делает то, что должен делать — справедливость (dikaiosunê, δικαιοσύνη). Все общество, в котором каждый класс выполняет свою истин-ную задачу и находится в гармонии с другими классами, также может быть названо справедливым.

Однако основателем этики добродетелей считается Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.), который посвятил ей целый трактат «Никомахова этика». По мнению Аристотеля, добродетели необходимы человеку для достижения совершенного образа жизни. У человека существуют определенные врожденные способности, которые необходимы для выработки добродетелей, но сами добродетели создаются только тренировкой и работой над собой (также как от природы у человека есть способность к музыке, но играть на музыкальном инструменте и понимать музыку нужно учиться).

Важной характеристикой добродетели по Аристотелю является концепция золотой середины. Любая черта характера становится добродетелью только в том случае, если ее не слишком много и не слишком мало. Например, если смелости у человека будет слишком много, это будет называться безрассудством. Такой человек будет неразумно бросаться в бой, в котором невозможно победить, и просто погибнет. Если смелости слишком мало, тогда это называется трусостью — человек не сможет противостоять даже легкой опасности и будет также неуспешен. Только некоторое оптимальное количество смелости будет являться добродетелью. Точно также щедрость занимает некоторое промежуточное положение между двумя пороками — скупостью и мотовством, гордость — между чувством неполноценности и спесью, а великолепие — между скудностью и безвкусной пышностью.

В Средние века в обществе доминировала христианская идеология, которая синтезировала в себя многие идеи из античной философии Платона и в том числе его концепцию четырех добродетелей (мудрость, мужество, умеренность, справедливость). К ним были добавлены добродетели: вера (в бога), надежда (на спасение) и любовь к ближнему.

В Новое время с бурным развитием рациональных взглядов на общество и человека новые направления в этике — утилитаризм и деонтология — захватили внимание философов и этика добродетелей надолго потеряла популярность.

Однако во второй половине XX в. в англо-американской литературе начался ренессанс этого направления, когда несколько философов выступили с резкой критикой общепринятых утилитаризма и деонтологии и призвали вернуться к более древнему подходу — этике добродетелей.

Этика добродетелей прекрасно проявляется в проблематике современного менеджмента. Если посмотреть на современную компанию глазами Платона или Аристотеля, можно попытаться выяснить, какими добродетелями должны обладать руководители компании, ее менеджеры и работники. Вероятно, основными добродетелями руководителя компании должны быть мудрость и справедливость. Основными добродетелями менеджера среднего звена должна быть ответственность и смелость. Основными добродетелями работника должны быть трудолюбие и преданность. Некоторые важные фундаментальные добродетели должны принадлежать всем перечисленным группам — например, честность. По поводу точного списка и распределения этих добродетелей можно спорить, но очевидно, что руководители, менеджеры и работники не обладающие данными добродетялями будут выполнять свои обязанности плохо и нанесут вред компании и обществу.

Другой важный вопрос — каким образом компании добиться того, чтобы ее руководители, менеджеры и работники обладали необходимыми добродетелями? Насколько важно изначально отбирать добродетельных кандидатов или же добродетели можно сформировать на рабочем месте путем правильного обучения, а также внутрених правил и распорядков? В современной литературе по этике бизнеса можно найти много интересных исследований на эту тему.

Подробнее

1. Virtue Ethics // Internet Encyclopedia of Philosophy (ссылка)

2. Desjardins, J. R. (1984). Virtues and business ethics. Corporate Governance and Institutionalizing Ethics, ed. Hoffman, W. M., Moore, J. M., Fedo, D. A. Lexington Books.

3. Solomon, Robert C. (1992) Corporate roles, personal virtues: An Aristo-telean approach to business ethics. Business Ethics Quarterly 2.03: 317-339.

4. Horvath С. (1995) Excellence v. Effectiveness: MacIntyre’s Critique of Business, Business Ethics Quarterly 5, no. 3: 499–532.

5. Moore, Geoff (2009) «Virtue ethics and business organizations.» In Smith, Jeffery (ed.). Normative theory and business ethics. Rowman Littlefield Pub-lishers.

6. Артемьева О.В. (2005) У истоков современной этики добродетели

Понятия добродетели и порока

2.09.2020

Слово «добродетель» имеет два значения. Оно может обозначать обобщающее понятие, тождественное моральности: «добродетельный человек» — то же, что «моральный человек». Соответственно «порочный» — то же, что «аморальный». Такое словоупотребление, разделяемое порой и философами, теоретиками морали, имеет под собой основание: человек либо морален, либо нет. Он либо добродетелен и, стало быть, отвечает тому образу личности, который предполагается так или иначе толкуемой моралью, либо порочен.

В другом значении это слово обозначает качество характера человека — его способность наилучшим образом проявлять себя. При таком понимании добродетели предстают различными по своему предметному содержанию и выражающими разные грани характера морального индивида, стремящегося на каждом поприще, в разных отношениях к наиболее достойному утверждению себя. В реальной жизни индивид может быть добродетельным в одном и порочным в другом, например быть мужественным и несправедливым, искренним и похотливым, работоспособным и несдержанным, честным и ленивым и т.д. Но такая разноречивость характера свидетельствует всего лишь о недостатке у него последовательности в приверженности моральному образу жизни.

В этике, как в классической, так и в современной, подобная разноречивость характера всегда рассматривалась как проявление моральной ущербности. Добродетель — это не просто качество характера, это такое качество, которое сознательно избирается человеком. В практическом воплощении добродетели обнаруживается в конечном счете моральная стойкость личности. Таким образом, два значения слова «добродетель» сходятся и объединяются по внутреннему смыслу: сколь бы разными ни были добродетели как моральные качества человека, их подлинность проявляется в моральности личности, в принятии ею идеала морального совершенства.

И в одном, и в другом значении «добродетель» сохраняет тот смысл, на который указывает древнегреческое слово «arete». Одно из значений этого слова, относительно позднее, — «совершенство» (не только нравственное). Первоначальные значения — «пригодность», «плодовитость», «эффективность», «высокое мастерство». В частности, мастерство и эффективность в ратном деле, и тогда «arete» — это доблесть, храбрость, мужество1.

Аристотель, имея в виду разные значения слова «arete», отмечал, что добродетель доводит до совершенства то, добродетелью чего она является2. То же и с латинским «virtus»: наряду с общими значениями «совершенство», «нравственное совершенство» оно означает, причем изначально, воинскую доблесть, храбрость, мужество, достоинство, дарование3. Греческое и латинское слова, обозначающие порок, нравственное несовершенство (др.-греч. — kakon, лат. — vitium) имеют аналогичные частные значения. «Kakon» восходит к слову «kakos» — «плохой», «низкий» в смысле «незнатный». Латинское «vitium» означало «дефект», «недостаток», «слабость», «промах», «болезнь», а наряду со значением «причинять вред» — и «насилие»4.

Добродетели и пороки — это определенные качества личности, по которым ее оценивают окружающие.

Добродетель — это также способность действовать решительно; это «моральная сила в выполнении своего долга», как говорил Иммануил Кант5. Для того чтобы стать добродетельным, человек должен научиться действовать в соответствии с собственными принципами вообще.

Установка на добродетель предполагает в человеке чувство собственного достоинства и гордости и, стало быть, стремление его сохранить. Уважая себя, т.е. заботясь о своем достоинстве, человек не может совершать определенные поступки, если о них, как он может предположить, придется впоследствии сожалеть, если их придется стыдиться, если их могут быть вменить ему в вину.

Добродетель — показатель совершенства человека. Но в то же время добродетель — условие его совершенства; она, как полагал Джон Стюарт Милль, обеспечивает достижение наибольшего счастья. Вместе с тем добродетель представляет собой благо само по себе и нет «ничего благотворнее всемерного укрепления в людях бескорыстной любви к добродетели»6.

Установка на добродетельность как совершенство основывается на сознании целостности внутреннего мира, «равности» индивида самому себе. Некоторые современные исследователи моральной психологии склонны рассматривать целостность как одну из необходимых добродетелей человека. Между тем исторически в рамках культуры, в частности в рамках морали, были выработаны особые представления об искренности и чистоте, содержательно соответствующие представлению о целостности характера. Название одной из добродетелей — целомудрие, близкое идее чистоты, прямо указывает на «умудренную целостность» внутреннего мира человека.

В связи с этим отдельно встает вопрос: насколько целостность характера является условием добродетели? Например, добродетель честности предполагает, что человек не просто честно ведет дела и не позволяет себе мошенничества. У кого-то честность может быть следствием убеждения, что честность — это лучшая стратегия в отношениях с людьми, обеспечивающая максимальный успех. Кто-то может быть честным из опасения, что любое мошенничество рано или поздно обнаруживается и себе дороже прослыть не заслуживающим доверия. В обоих случаях имеет место прагматическая или благоразумная мотивация к честности. В отличие от такой мотивации честность как добродетель, т.е. как действительное качество характера, выражается в признании честности, правдивости ценными самими по себе, а не из-за возможных последствий. Честный человек честен во всем и со всеми — в делах, в личных и групповых отношениях, в поступках, которые совершаются на виду у всех и которые вряд ли станут известны кому-то. Честный человек не признает «смягчающих обстоятельств», оправдывающих исключения из требования честности и правдивости, и не допускает такого ни у посторонних, ни и у близких, которые как будто больше других заслуживают снисхождения.

Аристотель, первым разработавший систематизированное учение о добродетелях, специально указывал, что добродетель целостным образом характеризует личность. Только самореализуясь всецело, личность может осуществить себя в качестве добродетельной личности. Недостаточно одного доброго дела, чтобы проявить свою добродетель и обрести блаженство: «ведь одна ласточка не делает весны, и один теплый день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не делаются блаженными и счастливыми»1. Необходимо постоянное утверждение добродетели, на протяжении всей жизни. В добродетельности, по Аристотелю, человек только и обнаруживает себя как человек в собственном смысле слова, действуя разумно и выражая себя во всей своей полноте.

В концепции добродетели (и как противоположности — порока) в этико-философском плане подчеркивается такой важный аспект морали, как личностный. В понятии ценности отражается надлежащее содержание решений и поступков человека. В понятии требования — та сторона морали, которая связана с формами организации, или регуляции, поведения, обеспечивающими претворение этого содержания на практике. Понятие добродетели указывает на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное в своем поведении. В моральных рассуждениях и этических исследованиях эти разные стороны морали далеко не всегда представлены должным образом. Между тем предполагаемое ими различие акцентов в восприятии морали позволяет дифференцированно и, следовательно, более тонко анализировать этические проблемы.

Ключевые слова: Мораль

Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).

Материалы по теме

Моральное развитие мужчин и женщин

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Характеристики моральных ценностей

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Философия морали: должное и сущее

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с….

Моральная регуляция поведения

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Понятие морали и ее особенности

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Учение Иммануила Канта о категорическом императиве

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Функции морали

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных. ..

Общие моральные представления и требования

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Добродетели | Philosophy Talk

Форма поиска

Поиск

Добродетель

  • ‹Предыдущий
  • NEXT›

Вторник, 23 августа 2005 г.

Первый эфир:

Вторник, 15 июня 2004 г.

Что это

. Что такое добродетель? Является ли добродетель ключом к человеческому счастью и процветанию, как считали древние, или это причудливое понятие, представляющее в лучшем случае второстепенный интерес для этики, как считают многие современные теоретики? Означает ли возвращение этики добродетели в современную философию прогресс в наших представлениях о морали или это просто ностальгия по морально более простым временам? Джон и Кен восхваляют Джулию Драйвер из Дартмутского колледжа, автора Непростая добродетель.

Заметки о прослушивании

Что такое добродетель? Добродетель считается хорошей чертой характера. Аристотель считал, что добродетель имеет решающее значение для благополучной жизни. Он думал, что добродетель — это умение жить. Учение Аристотеля о золотой середине гласило, что на каждую добродетель приходится два порока, по одному на обе крайности. Кен представляет Джулию Драйвер, профессора Дартмутского университета. Мог бы Аристотель сказать, что террористы-смертники добродетельны? Аристотель считал, что для того, чтобы быть добродетельным, нужно действовать во благо. Специалисты по этике добродетели считают, что нет необходимости в моральных правилах. Драйвер считает, что добродетели — это черты характера, приводящие к хорошим последствиям, и это уникальная позиция.

Кен отмечает, что чаще всего мы обвиняем людей в том, что раскрывает их характер. Что нас больше волнует: персонажи или действия? Драйвер считает, что взгляд Аристотеля на добродетель имеет слишком много психологических требований. Аристотель считал гордость добродетелью. Многие люди думают, что для того, чтобы действовать добродетельно, агент должен обдумывать и проявлять самообладание. Драйвер считает эту идею ошибочной. Кен говорит, что не похоже, чтобы быть добродетельным — это все, что нужно для того, чтобы быть хорошим. Современная этика склонна предполагать, что существует единственный правильный ответ на вопрос «что мне делать?». в каждом случае. Все этические теоретики согласятся, что трудно понять, что делать.

Как этика добродетели помогает нам думать о таких ситуациях, как война? Какова функция добродетели в моральных рассуждениях? Какая связь между слабостью воли и добродетелью? Какая самая главная добродетель? Аристотель считал, что есть женские добродетели и мужские добродетели. Драйвер считает, что это была плохая идея, поскольку предполагалось, что женщины менее совершенны, чем мужчины.

  • Бродячий философский отчет  (Искать до 04:40): Эми Стэнден беседует с Джоном Ланганом, священником-иезуитом и философом из Джорджтаунского университета, о добродетели и размышляет о добродетели, как она появляется в фильме «Лоуренс Аравийский».
  • Шестьдесят второй философ (Искать до 49:56): Ян Шоулз исследует историю добродетели от Аристотеля до культурных войн.

Стенограмма

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье, 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляция на многих других станциях по всей стране Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Unlimited Listening

SUBSCRIBE NOW

Buy the Episode

Guest

Julia Driver, Professor of Philosophy, Dartmouth College

Related Shows

Moral Dilemmas and Moral Ambiguity
19 июля 2005 г.

Было бы хорошо, если бы мы всегда знали, что делать с моральной точки зрения, если бы наши выборы и обязательства были окрашены в черно-белые цвета.

Лидерство
27 июня 2006 г.

В определенные критические периоды, такие как Американская революция, Гражданская война и Вторая мировая война, Америка была благословлена ​​великими лидерами. Но сейчас?

Мораль еды
21 сентября 2008 г.

Веганство, фриганизм, органика, устойчивость, простота, биотопливо, права животных, права рабочих, питание, предотвращение голода, сокращение отходов и защита окружающей среды.

Мудрость
25 сентября 2011 г.

Философия — это любовь к мудрости — или нет? Устарело ли это традиционное определение? Является ли мудрость анахронизмом, элитарностью…

Бонусный контент

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

У вас должен быть включен JavaScript, чтобы использовать эту форму.

Имя пользователя или электронная почта *

Пароль *

  • Создание новой учетной записи
  • Запрос новый пароль

Предстоящие шоу

26 февраля 2023

Montaigne и Art of Essay

Frander Thinkel De Montaigne и The Essay

Frander Thinkel De Montaigne и The Art of Essay

совершенно новый жанр, в котором можно заниматься философией: эссе. Но, используя эту форму, Монтень неоднократно…

05 марта 2023

Премия Dionysus Awards 2023

Какие прошлогодние фильмы изменили ваши предположения и заставили по-новому взглянуть на вещи? Джош и приглашенный соведущий Джереми Сабол представляют нашу…

12 марта 2023

Почему мы ненавидим

Южный юридический центр по борьбе с бедностью сообщает, что количество групп ненависти, действующих в США, достигло рекордного уровня. Также было…

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье, 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91. 7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляция на многих других станциях по всей стране

Подкаст

Загрузка полных выпусков через Apple Music и сокращенных выпусков (Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Неограниченное прослушивание

ПОДПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

 

Купить эпизод

 

Прослушать превью

 

Предстоящие выставки

26 февраля 2023

Монтень и искусство эссе

Французский мыслитель Мишель де Монтень изобрел совершенно новый жанр философии: эссе. Но, используя эту форму, Монтень постоянно…

05 марта 2023

Премия Диониса 2023

Какие фильмы прошлого года бросили вызов вашим предположениям и заставили по-новому взглянуть на вещи? Джош и приглашенный соведущий Джереми Сабол представляют нашу…

12 марта 2023

Почему мы ненавидим

Южный юридический центр по борьбе с бедностью сообщает, что количество групп ненависти, действующих в США, достигло рекордного уровня. Также было…

Что такое Добродетель?

Добродетель, согласно греческому философу Сократу, является самым важным качеством, которым должен обладать человек. Он считал, что добродетель является ключом к нашему счастью и благополучию и что для человека не только важно, но и крайне важно иметь удовлетворительную и осмысленную жизнь.

Сократ также считал, что добродетель и знание неразрывно связаны, и что добродетель можно развить, приобретая знания и понимание. Мудрость — еще один термин, используемый для обозначения этого развития проницательности и понимания, о чем мы поговорим позже.

Согласно Сократу, люди, которым не хватает мудрости и которые имеют ограниченное представление о себе и о мире, более склонны к действиям, которые причиняют вред или несправедливы, тогда как те, кто умен и имеет всестороннее понимание того и другого, более склонны к действиям. добродетельно. В результате он пришел к выводу, что мудрость — единственная добродетель, а невежество — единственный источник всех зол.

Кроме того, Сократ считал, что добродетели можно научить и приобрести, и что философы обязаны помогать другим приобретать знания и понимание. Он утверждал, что люди могут стать более нравственными и жить более полноценной жизнью, приобретая знания и мудрость.

Что такое добродетель?

 Характерная или личная черта, которая считается морально достойной восхищения и желательной, называется добродетелью. В общем, добродетели — это качества, которые считаются полезными и способствуют интересам человека и группы.

Честность, доброта, альтруизм, эмпатия, объективность, ответственность и сострадание — вот лишь несколько примеров добродетелей. Добродетель и нравственность часто связаны, и считается, что эти качества необходимы для ведения плодотворной и праведной жизни. И сочинения Сократа, и сочинения других мыслителей, таких как стоики, отражают эту точку зрения.

Способность человека действовать добродетельно часто связана с хорошими моральными ценностями и твердыми личными принципами.

Во многих системах верований добродетели считаются основой здоровой и содержательной жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Почему важна добродетель?

Ценность добродетели заключается в ее способности поддерживать людей в их полноценной жизни. Каждый гражданин вносит свой вклад в общество, в котором он живет, и добродетель способствует благополучию общества в целом посредством действий отдельных лиц.

Крепким, здоровым отношениям способствуют такие добродетели, как честность, сопереживание и доброта, которые также способствуют развитию чувства общности и сопричастности. Они также поддерживают людей в том, чтобы они поступали нравственно и справедливо, уважали других и принимали мудрые решения.

Развитие добродетелей также может оказать положительное влияние на счастье и благополучие человека. Согласно исследованиям, практика благодарности может повысить чувство счастья и благополучия. Также было обнаружено, что люди, которые более чуткие и добрые, как правило, более счастливы и устойчивы.

Как мы можем жить добродетельной жизнью?

Чтобы жить добродетельной жизнью, как советует Сократ, мы сначала должны развить мудрость и понимание того, как мы действуем, и какое влияние это оказывает на окружающий нас мир. Только тогда мы сможем избавиться от нашего невежества и действительно начать жить добродетелью.

Начнем с того, что существует множество способов вести добродетельную жизнь, и можно выделить различные добродетели в зависимости от культурных и личных ценностей человека. Вот несколько общих стратегий, которые могут помочь вам жить добродетельной жизнью:

  1. Подумайте о своих ценностях и принципах. Определение и понимание собственных ценностей и принципов может помочь вам в своих действиях и принятии решений.

  2. Практикуйте осознанность: внимательность к своим мыслям, словам и действиям поможет вам сделать выбор, соответствующий вашим ценностям и принципам.

  3. Развивайте добродетели: прилагайте сознательные усилия, чтобы ежедневно практиковать и развивать такие добродетели, как доброта, сострадание, прощение и благодарность.

  4. Ищите образцы для подражания: ищите людей, воплощающих достоинства, которыми вы восхищаетесь, и старайтесь учиться на их примере.

  5. Возьмите на себя ответственность: возьмите на себя ответственность за свои действия и приложите усилия для возмещения любого вреда, который вы могли причинить другим.

  6. Занимайтесь значимой работой: найдите работу, которая соответствует вашим ценностям и позволит вам внести свой вклад в общее дело.

  7. Будьте открыты для обучения: ищите возможности учиться и расти, а также будьте открыты для обратной связи и новых перспектив.

Стоическая добродетель:

Древнегреческие философы, известные как стоики, придавали большое значение группе добродетелей, известных как стоические добродетели.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts