соотношение понятий и практика //Психологическая газета
С докладом «Эмоциональный интеллект, творчество и креативность: соотношение понятий и практика» выступил Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Института развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, на Всероссийской научной конференции «Творчество в современном мире: человек, общество, технологии», проведенной Институтом психологии Российской академии наук.
«Если такие понятия, как «творчество» и «креативность», давно являются областью психологических исследований (Холодная, 2019), то термин «эмоциональный интеллект» достаточно нов и постепенно завоевывает своих сторонников (Сергиенко, Ветрова, 2010).
На связь этих понятий указывал Л.С.Выготский: «Искусство есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления… Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы эмоционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше доказать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мышления» (Выготский, 2019).
Отметим большой вклад в изучение творчества и интеллекта Я.А.Пономарева, утверждавшего, что творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития (Пономарев, 1960, 1967).
Заметим, что наша практика разработки креативных технологий генерации идей в образовании показывает, среди группы внутренних ограничителей проявлений креативности чаще всего оказываются: заниженная самооценка, «психология отличника»; неумение управлять своими эмоциями, уровнем напряжения; слабый волевой ресурс, прежде всего – неумение настойчиво преодолевать препятствия на пути к цели. Обратим внимание, что все они так или иначе связаны с содержанием эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, Caruso, 2000; Люсин, 2004).
В 1997 г. Дж.Мэйер и П.Сэловей, Д.Карузо предложили модель эмоционального интеллекта, включающую следующие ментальные способности:
1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;
2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления;
3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;
4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития (Mayer, Salovey, Caruso, 2000).
Практика показывает, что творческие люди отличаются более развитой эмпатией, умением наблюдать за другими людьми и, одновременно, порой сложным восприятием обратной связи от окружающих, сложностями в межличностных отношениях.
Распространенным заблуждением представителей креативных профессий выступает ограничивающее утверждение о том, что их повышенная эмоциональность является источником их вдохновения и творческой энергии.
Можно предположить, что через творческие занятия, развитие креативности возможно развитие структурных компонентов эмоционального интеллекта. Именно этот посыл учитывался нами при разработке программы формирования и развития эмоционального интеллекта младших школьников на базе федеральной инновационной площадки ГБОУ СОШ №89 Санкт-Петербурга (2018-2020 гг.). Целями программы заявлены:
1) развитие способности к пониманию и идентификации собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей в социальном взаимодействии;
2) развитие способности к регуляции собственными эмоциональными состояниями в ситуациях взаимодействия;
3) развитие эмпатических способностей.
В качестве наиболее эффективных методов развития эмоционального интеллекта использовались те, что связанные в той или иной степени с творчеством и креативностью, в частности арт-терапия, а также методики на развитие эмоциональной креативности.
Арт-терапия как вид воздействия на эмоции заключается в гармонизации развития личности через совершенствование способности самовыражения и самопознания. Для работы с младшими школьниками нами использовались следующие виды арт-терапии: рисуночная терапия, библиотерапия (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений), музыкотерапия (она актуализирует чувства школьников, улучшает эмоциональное состояние, корректирует страхи, отклонения в поведении, коммуникативные затруднения), драматерапия (сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники), танцевальная терапия (развивает мышцы, позволяет выразить эмоции через танец, показать свое настроение).
В ходе реализации программы акцент делается на отработку навыков управления своими эмоциями, развития способности к саморефлексии, представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Именно здесь дают позитивный эффект творческие задания (в частности, «Какое у меня настроение?», «Палитра эмоций» и др.), творческие работы на основе полученных знаний и впечатлений».
Литература:
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Рипол Классик, 2019. 528 с.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.
- Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М.: Просвещение, 1960. 352 с.
- Пономарёв Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., Просвещение, 1967. 264 с.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 176 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
как развить в себе креативность
Светлана Белицкая
ищет творческий подход
Профиль автораКреативность нужна не только художникам и артистам. Она помогает находить неочевидные решения проблем людям в совершенно разных сферах.
Раньше, чтобы развить креативность, ученые предлагали тренировать так называемое дивергентное мышление — способность находить как можно больше разных вариантов решения одной и той же задачи. Эффективность этого подхода сейчас под вопросом. Современный подход — нарративный метод, то есть сочинение историй. Рассказываем, в чем суть старого и нового метода развития креативности и какими упражнениями стоит воспользоваться.
Что считали креативностью раньше
В академических кругах креативностью называют способность генерировать новые полезные идеи. Ученые и психологи, которые опираются на это определение, считают: креативно только то, что можно применить на практике и сделать жизнь людей лучше. Например, более экологичный тип пакетов креативен, если вызывает желание им пользоваться. Если же никто не будет использовать эти экологичные пакеты, то креативности в идее нет.
Альтернативная точка зрения — креативно все, что ново. Насколько это новое полезно — неважно, а приверженность практичности тормозит творческий процесс. Если все время думать, как применить изобретение, можно лишь чуть-чуть улучшить старое — но не придумать новое. Такой взгляд на креативность свойственен художникам, композиторам и писателям — тем, кто занимается творчеством каждый день.
Раньше в науке преобладала точка зрения ученых, а опыт художников игнорировался. Поэтому методы развития креативности, как правило, схематичные и рациональные.
Почти все эти методы связаны с работой американского психолога Джоя Пола Гилфорда. В 1950-х годах он заметил: не все интеллектуальные способности людей можно оценить стандартными тестами IQ — и сформулировал теорию структуры интеллекта. Интеллект, согласно теории Гилфорда, — комбинации самых разных способностей. Их много: почти две сотни. Существуют они относительно независимо друг от друга, и одним тестом их не измерить.
/iq-and-wage/Умный, но бедный: как интеллект влияет на зарплату
Креативность — один из интеллектуальных процессов, которые выделил Гилфорд. Точнее, дивергентное мышление — так ученый назвал способность находить множество вариантов решения одной задачи.
Чтобы оценить, насколько дивергентное мышление развито у конкретного человека, нужно задать ему открытые вопросы. Например, как можно использовать пластиковую бутылку. Или попросить перечислить как можно больше квадратных предметов. На такие вопросы нельзя просто ответить «да» или «нет», а дать один-единственный ответ — значит провалить тест.
«Дивергентное мышление как индикатор креативного мышления», статья об измерении креативного мышления
Пластиковую бутылку можно превратить в кашпо для растения или емкость для выращивания рассады, кормушку для птиц и корзинку для хранения. Особенно креативные люди делают из них мебель, теплицы, ловушки для мух и кукольные домики. В конце концов, пластиковую бутылку можно сдать на переработку. Вариантов решений много. Как много из них вы сможете предложить, зависит от развитости вашего дивергентного мышления.
Как развить дивергентное мышление
Дивергентное мышление — логичное и структурированное. Превратить его в методику развития креативности легко. Вот несколько самых распространенных упражнений.
- Простая генерация идей. Человека просят придумать как можно больше вариантов решения задачи.
- Мозговой штурм. Идеи придумывает не один человек, а целая команда. При этом ни один вариант не отвергается, даже если кажется безумным. Смысл — в самом процессе совместного генерирования идей.
- Улучшение деталей. Человек разбирает предмет на составные части и придумывает, как улучшить каждую деталь.
- Креативное использование предметов. Человек решает задачу или проблему, используя только то, что есть под рукой.
Концепция дивергентного мышления превращает творчество в рациональный процесс. А креативность — в навык, который можно измерить и развить с помощью простых инструкций. Но есть аргументы, которые ставят под сомнение идею, что творческое и дивергентное мышление — это один и тот же мыслительный процесс. Вот несколько из них.
Детская креативность устроена по-другому. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто плохо отвечают на открытые вопросы и не способны применять дивергентные техники решения проблем вроде мозгового штурма. Зато они придумывают неожиданные, по-настоящему креативные истории. Их героями иногда становятся самые неожиданные объекты: домашние питомцы и мягкие игрушки, письменный стол и цветущие ромашки, а их приключения нередко достойны отдельной книги.
Через четыре-пять лет учебы в школе дивергентное мышление детей уже хорошо развито. Креативность — наоборот, падает. Пока неизвестно, с чем именно это связано: с возрастными особенностями развития когнитивных способностей человека или со спецификой общего образования. Главное — эта тенденция не значит, что взрослый человек теряет способность к творчеству, иначе не было бы ни романов Стивена Кинга, ни граффити Бэнкси, ни фильмов Уэса Андерсона.
/self-investment/«Уровень жизни поднялся очень сильно»: лучшие инвестиции в себя
Искусственный интеллект не способен творить. Искусственный интеллект превосходит человека в дивергентном мышлении — но не в способности изобретать новое. Некоторые ученые и вовсе уверены: искусственный интеллект быть креативным не способен. Он никогда не научится создавать романы, бизнес-планы, научные гипотезы, технологические предложения, военные стратегии и планы по захвату мира, считает специалист в области нейронаук и литературы Ангус Флетчер.
Мелкие инновации не способствуют крупным прорывам. Исследователи креативности часто сталкиваются с парадоксом: мелких инноваций много, а прорывов нет. Возможное объяснение — человек с развитым дивергентным мышлением отлично умеет улучшать то, что уже существует. При этом он быстро отфильтровывает неудачные идеи — но создать что-то принципиально новое таким образом не получается. Иначе говоря, предложить тысячу креативных способов использования пластиковых бутылок — не то же самое, что придумать способ очищения планеты от пластика.
7 действительно хороших книг о психологии финансов
Что не так с дивергентным мышлением
Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который поглощает данные через органы чувств, сохраняет их в памяти, а затем логически обрабатывает и принимает решение. Но компьютер находит ответ только на основе полученных данных и принимает решение. Если информация не поступает или ее недостаточно, машина молчит, потому что не способна придумать ничего нового.
Живая нервная система устроена иначе. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток — это когда они действуют, даже когда информации не поступает, и таким образом могут учиться.
Ученые обнаруживают эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра — примитивное многоклеточное размером 1—20 мм, которое прикрепляется к растениям или грунту в озерах и поедает планктон, — может ни с того ни с сего выдвинуть щупальце направо и узнать, что щупальце там откусят. Больше выдвигать щупальце в эту сторону гидра не будет. Учиться так компьютер не способен: он не делает ничего, что заранее не запрограммировано.
/list/biases-and-money/6 когнитивных искажений, которые заставляют нас больше тратить
Раньше спонтанную активность нейронов считали свойственной только примитивным организмам вроде гидры — поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось логичным. Но в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые активируются спонтанно, в самой юной части человеческого мозга — неокортексе, который участвует в функциях высшего порядка — в познании, рассуждении и речи. Эволюция не уничтожила такие клетки, а переместила их в самую разумную часть нашего мозга.
Благодаря спонтанной активности нейронов человек способен находить выход из ситуации, в которой никогда раньше не оказывался. Представьте группу первобытных людей, которые шли с экватора на север. Они столкнулись с холодом и снегопадом — и выжили. Опыта жизни в холодном климате у них не было, но они смогли приспособиться, найти новые способы существования. Это и есть креативность, на которую способен человек, а не компьютер. Будь человеческий мозг подобен компьютеру, он бы продолжал обрабатывать старые данные, которые не подходят к северной реальности.
Новый подход к развитию креативности
Ученые ищут новые концепции креативности — и новые способы развивать этот навык и придумывать по-настоящему инновационные идеи. Один из самых интересных и многообещающих — тренировка нарративного мышления, то есть сочинение историй.
Нарратив — это повествование, история о чем-то. Мы пользуемся такими историями каждый день. Чтобы рассказать другим о себе, нам приходится превращать события из своей жизни в повествование. Чтобы иметь цельное представление о себе как о личности, мы превращаем свои переживания в истории, а они причудливым образом связываются друг с другом, переплетаются и формируют нашу идентичность.
/list/creativity-apps/6 сервисов для развития логики, критического и креативного мышления
Но самое важное — через повествование мы познаем мир. Нарратив помогает изучать самые разные ситуации, которые могут случиться. Когда они действительно происходят — реагировать на них максимально эффективно. С этой точки зрения наше взаимодействие с нарративами выглядит так.
- Знакомство. Человек узнает множество историй — с разными сюжетами, разными способами осмысления этих событий и разными реакциями на них.
- Выбор нарратива. Человек понимает, как точнее всего описать то, что происходит с ним, — то есть выбирает из множества нарративов тот, который лучше всего подходит его ситуации.
- Претворение нарратива в жизнь. Человек действует так, как подсказывает подходящий вариант повествования.
Сочинять истории и таким образом развивать креативность предлагают американские специалисты в области нейронаук и сторителлинга Ангус Флетчер и Майк Бенвенист. Техники, которые они советуют, отражают сюжеты, которые чаще всего встречаются в мировой литературе. И одновременно — эволюционные приоритеты человеческого мозга: внимание к новым местам обитания, людям и событиям как потенциальным источникам опасностей и возможностей.
Выполнять эти упражнения можно любым удобным способом: записать на бумаге, напечатать на компьютере, зарисовывать в виде скетча. Литературные и художественные способности значения не имеют. Важно добиться связности и эмоциональной насыщенности рассказа, а не красоты.
Вместо ежедневника и стикеров: 5 сервисов, которые запомнят ваши идеи
Время, которое рекомендуют потратить на выполнение каждого задания изобретатели метода, — от 30 до 120 минут. Как часто выполнять упражнения, остается на ваше усмотрение, но лучше сделать упражнения не один раз, а несколько. А если какая-то из техник вам понравится — что вполне возможно, ведь они похожи на игру, — попробуйте делать ее регулярно, например раз в месяц.
ТЕХНИКА 1
Построение мираПриоритет нашего мозга — внимание к новым местам обитания: новая среда — всегда источник угроз и неожиданных ресурсов. Но чтобы учиться ориентироваться в незнакомой среде, человеку необязательно быть в ней физически. Книги погружают читателя в новый мир и описывают необычные явления. Например, ураган, который уносит человека в волшебную страну, как в книге «Удивительный волшебник из страны Оз». Или авиакатастрофу, из-за которой обычные люди оказываются на мистическом острове, как в сериале «Остаться в живых». Когда мы придумываем или читаем такие описания, наш мозг прорабатывает разные возможности существования в необычных условиях и готовится к ним.
Что делать. Придумайте, какой будет новая реальность, если в существующем мире что-то радикальным образом изменится. Например, какой будет жизнь человека, если виртуальная реальность станет такой же осязаемой, как реальный мир. Можно представить и описать, сколько времени люди будут проводить в виртуальной реальности, что они будут там делать, как это повлияет на работу и секс, политику и этические нормы.
Как мотивировать себя больше читать и собрать собственный книжный клуб
ТЕХНИКА 2
Смена перспективыВнимание к людям как возможным конкурентам, противникам и союзникам — еще один приоритет для мозга. Литература помогает и с этим: она реконструирует внутренний мир других людей так, чтобы мы могли лучше их понимать. Чтобы изменить перспективу, писатели рассказывают о чувствах и мыслях, истории и мотивах персонажа. Рассказчик и читатели будто перемещаются в тело другого человека. Узнав персонажа изнутри, они узнают, почему он поступает так, а не иначе, и учатся смотреть на мир чужими глазами.
10 вредных книг о психологии
Что делать. Устроить игру с напарником. Суть игры в том, чтобы один человек объяснял, как он думает, а другой — перенимал его мотив, причинно-следственное мышление, и действовал в соответствии с ним. Первый человек может играть роль руководителя, второй — его помощника. «Руководитель» устраняет выдуманную рабочую проблему и объясняет «партнеру» свою логику. «Партнер» перенимает его взгляд и пробует решить другие проблемы так, как это сделал бы «руководитель».
Когда Ангус Флетчер и Майк Бенвенист применяли эту технику для обучения креативности сотрудников крупной компании, они предложили «руководителю» придумать, как сократить время обслуживания в автоцентре, у которого 300 магазинов. «Руководитель» решил, что нелогичный, но наиболее эффективный способ решить проблему — децентрализовать рабочие процессы. Он пояснил его логику. Потом его «партнер» применил тот же способ рассуждения, чтобы решить другие кейсы, например как запустить медиастудию на развивающемся рынке.
ТЕХНИКА 3
Техники генерации действияЛюбое необычное событие — потенциальный источник опасностей и возможностей. Чтобы выжить, мы должны реагировать на них быстро и эффективно — и это еще один приоритет для мозга. Литература представляет возможные варианты будущих действий и готовит нас к ним. Прежде всего — через разные конфликты, лежащие в основе сюжетов. Герои могут конфликтовать между собой. Или конфликт может быть внутренним: ценности и желания персонажа не согласуются друг с другом, и в его душе разворачивается настоящая битва.
Что делать. Представьте, как будет действовать известный человек или персонаж книги в необычных для себя обстоятельствах. Например, если бы Гарри Поттер стал президентом США, какие бы решения он принял. Ситуация должна быть максимально далекой от героя. Иначе пользы от практики не будет: отдаленность создает конфликт. Прежде чем придумывать историю, обязательно изучите и героя, и ситуацию, в которую его помещаете. Или выбирайте действующих лиц и локации, о которых вы уже много знаете.
Открытый доступ SCIRP
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Анализ правовой и конкурентной рыночной среды для операций с интеллектуальной собственностью в семеноводческой отрасли ()
Цзюнь Чжао
Beijing Law Review Vol. 14 No.2, 8 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/blr.2023.142037 1 загрузок 23 просмотров
Размышления об уголовном соответствии для защиты корпоративной личной информации ()
Цзюнь Чжао
Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/blr.2023.142036 1 загрузок 19 просмотров
Эволюция арбитража, основанного на обычном праве: практика Ботсваны()
Тебосего Лорато Байкакеди
Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.
DOI: 10. 4236/blr.2023.142035 1 загрузок 22 просмотров
Деконструкция пугающего воздействия глобализации на реализацию императивов прав человека в развивающихся странах: опыт Нигерии ()
Эсени Азу Уду, Аноке Увадиегву, Джойс Нненна Эсени
Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/blr.2023.142034 1 загрузок 20 просмотров
Опыт раннего и расширенного клинического воздействия для студентов-аспирантов по уходу за новорожденными в Университете Замбии, Школа сестринских наук: уроки и последствия для будущего ()
Виктория Мвинга Калусопа, Патрисия Катова-Муквато, Кабве Читунду, Манассе Мвула, Селестин Нзала, Марджори Кабинга-Макукула, Кристабель Мвинга, Эммануэль Мусенге Мвила, Линда Кампата, Майкл Каньянта Мумба, Майкл Чигунтап, Джеймс Сичоне, Концепт Квалейела, Фадалесс Фири, Сьюзан Мутемва, Милдред Зулу, Чилеше Мваба-Сивале, Рут Вахила, Мукумбута Нава, Мерси Монде Вамунима, Франсина Макондо, Чарити Сиаталими, Эллиот Кафумукаче, Фастон Гома
Открытый журнал сестринского дела Том 13 № 6, 8 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/ojn.2023.136024 2 загрузки 20 просмотров
Синдром Милларда-Гублера у пациента с инфарктом моста: клинический случай ()
Хамдан Ифтихар Сиддики, Рангразе Имран Рашид, Асейла Кайди
Открытый журнал клинической диагностики Том 13 № 2, 8 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/ojcd.2023.132003 3 загрузки 25 просмотров
Что такое интеллект и творчество? – Психология
Мышление и интеллект
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Дать определение интеллекту
- Объясните триархическую теорию интеллекта
- Определите разницу между теориями интеллекта
- Объясните эмоциональный интеллект
Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом с отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спрашивает. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»
Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Мама, папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0123 птица и грузовик. Затем: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына признаком исключительного интеллекта или просто нормальной моделью языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.
Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого 9.0123 г , которые можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и подчеркнул, что делает каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Кеттелл, 19).63). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. Подвижный интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет). 63).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 44 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта, поскольку в ней интеллект состоит из трех частей (Sternberg, 19).88): практический, творческий и аналитический интеллект ([ссылка]).
Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Практический интеллект, как предлагает Штернберг, иногда сравнивают с «уличным умом». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19). 88).
Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала выстрелы неподалеку. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.
Аналитический интеллект тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
Творческий интеллект характеризуется изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). [ссылка] описывает каждый тип интеллекта.
Теория Гарднера является относительно новой и требует дополнительных исследований, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).
Интер- и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект : почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)
Интеллект также может иметь разное значение и ценность в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Креативность часто оценивается как функция способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление можно описать как «нестандартное мышление»; это позволяет человеку прийти к уникальным множественным решениям данной проблемы. Напротив, конвергентное мышление описывает способность дать правильный или хорошо зарекомендовавший себя ответ или решение проблемы (Cropley, 2006; Gilford, 1967) Университет посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие помогает производить антибиотики и предотвращать болезни. В результате своей работы на протяжении всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году.. Он писал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерного роста и постоянные разговоры с глазу на глаз, дебаты и дискуссии с коллегами вообще. стадии исследования. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Интеллект — комплексная характеристика познания. Было разработано множество теорий, объясняющих, что такое интеллект и как он работает. Штернберг создал свою триархическую теорию интеллекта, тогда как Гарднер утверждает, что интеллект состоит из многих факторов. Третьи акцентируют внимание на важности эмоционального интеллекта. Наконец, креативность кажется одной из граней интеллекта, но ее крайне сложно объективно измерить.
Подвижный интеллект характеризуется ________.
- способность вспоминать информацию
- возможность создавать новые продукты
- способность понимать разные культуры и общаться с ними
- способность видеть сложные отношения и решать проблемы
D
Что из перечисленного не относится к множественному интеллекту Гарднера?
- креатив
- пространственный
- лингвистический
- музыкальный
A
Какой теоретик выдвинул триархическую теорию интеллекта?
- Гоулман
- Гарднер
- Штернберг
- Стейтц
C
Когда вы изучаете данные для поиска тенденций, какой тип аналитики вы используете чаще всего?
- практичный
- аналитический
- эмоциональный
- креатив
Б
Опишите ситуацию, в которой вам нужно было бы использовать практический интеллект.