Достижение состояния нирваны в буддизме связано с: Что такое нирвана в буддизме? Достижение нирваны

Содержание

Состояние нирваны – это что такое

Согласно теории буддизма, можно сказать, что состояние нирваны – это ощущение свободы, покоя и блаженства. Чувство индивидуальности, растворённое в целом, не поддаётся словесному описанию, доступному в жизни обыкновенного ума. В объективном смысле понятие подвластно определению так же, как ощущается аромат цветка, изображённого на бумаге.

Определение нирваны

Согласно буддизму, нирвана – это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает «отрицание», вана – «соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую». Таким образом, состояние нирваны – это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.

Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.

Кто может достичь просветления?

Душа, достигающая просветления, – это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны – это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.

Нирвана – это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.

Высшая нирвана

Высшая нирвана – состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.

Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.

Способы достижения нирваны

Три пути следования в состояние нирваны:

  • путь Всемирного Учителя;
  • саморазвитие совершенства;
  • путь безмолвного Будды.

Достигнуть состояния нирваны очень нелегко, это удаётся немногим избранным.

Для людей естественно стремиться, мечтать, преодолевать сложности. Иллюзия состоит в том, что человек верит в счастье исполнения желания, но всё бывает условно. В итоге жизнь превращается в погоню за изменчивыми мечтами, а душа не ощущает себя счастливой.

Сознание и осознание

К сознанию относится свойство осознавать – понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.

Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.

Эго и путь к нирване

Нирвана – это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка – само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.

Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.

Нирвана – это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.

Как ощущается состояние нирваны?

Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.

Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.

Уровни изменений

Различают уровни изменения на пути следования к нирване, которые характеризуются степенью последовательной утраты эго и преобразованием сознания после выхода из нирваны. С каждым входом происходит пробуждение, а с изменениями – освобождение, избавление от природы эго.

Уровни и характеристика состояния:

  1. Первый уровень имеет название сотапанна, или состояние вошедшего в поток, обретаемое после того, как возвратившийся из нирваны начинает осознавать своё состояние. Он пребывает в потоке до тех пор, пока его способность постижения не увеличится до следующего уровня. Говорят, что период вошедшего в поток длится от семи жизней, и в течении этого времени душа утрачивает следующие проявления: жажду в чувственности, бесконтрольное негодование, стремление к выгоде, потребность в похвале, жадность к материальному, иллюзорное восприятие и интерес к непостоянным вещам, следование обрядам, сомнение в смысле просветления.
  2. На втором уровне медитирующий очищается от примитивных желаний, интенсивности чувств притяжения или отвращения, ослабевает его сексуальное влечение. Состояние того, кто вернётся ещё раз характеризует полное бесстрастие ко всему и освобождение в текущей или следующей жизни.
  3. Следующий этап является состоянием того, кто не вернётся. Происходит уничтожение оставленного на предыдущем. Медитирующий освобождается от цикла рождений при жизни, у него исчезает отвращение к отрицательным проявлениям мира в виде боли, позора, порицания, понятия враждебности и неприязни. Всякое сладострастие и злонамеренность сменяется абсолютной невозмутимостью.

Освободившийся от социальной обусловленности, концепции реальности, страданий, привычек, гордости, отказавшийся от получения выгоды, славы, удовольствия, стремлений обретает любовь, сострадание, альтруизм, невозмутимость, чистоту побуждений. Для архата реальность воспринимается основанной на благородных истинах, безличности и тщетности существования, а счастье и страдание – как две формы одного состояния.

Осознавая пройденный путь к просветлению, медитирующему становится доступен новый взгляд на свою сущность: он обнаруживает, что «эго» никогда ему и не принадлежало.

Нирвана — это результат прохождения пути

«Есть, состояние, когда нет ни земли, ни воды, ни воздуха, ни света, ни пространства, ни границ, ни безграничного времени, ни всякого бытия, ни идей, ни отсутствия идей, ни этого мира, нет того мира, ни солнца, ни луны.  Это — я называю ни приходом, ни уходом, ни подъемом, ни схождением, ни смертью, ни рождением, ни следствием, ни изменением, ни остановкой — это конец страдания.»

Сиддхартха Гаутама

Нирвана – это слово известное даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие».

Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова?

Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?

Что такое нирвана?

Термин «Нирвана» используется в контексте индийской религии для обозначения состояния свободы и глубокого внутреннего покоя. Достижение этого состояния — высшая цель индуизма и, прежде всего, буддизма.

Достижение нирваны означает освобождение от сансары, цикла рождения, смерти и возрождения.

В буддизме нирвана представляет собой свободу от рабства и индивидуального сознания, а также достижение спокойствия и чистоты.

Будда достиг временной нирваны (нирваны при жизни) после своего просветления, но он жил, чтобы служить и проповедовать до самой смерти, когда он достиг своей окончательной и полной нирваны (паринирваны).

Нирвана понимается по-разному даже в разных школах буддизма. Нирвана также означает угасание всех мирских желаний и связей в индуизме и, кроме того, означает, что возможен союз с Богом или Абсолютом.

Достижение нирваны есть мокша. На Западе этот термин часто ошибочно называют «вымиранием» или «уничтожением».

Нирвана в буддизме

Рожденная в индуизме, нирвана является ключевой концепцией буддизма. Но способ достижения этой конечной цели варьируется в зависимости от буддийских традиций.

Это слово происходит от санскритского глагола, означающего «гасить» (пламя), «угасать».

Рожденное в индуизме, теперь оно больше используется в буддизме, что обеспечило ему успех у западной аудитории, где оно ошибочно стало синонимом состояния постоянного счастья или рая.

Ранее немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) популяризировал этот термин в Европе, который позже использовался психоанализом. Зигмунд Фрейд говорил о «принципе нирваны», чтобы обозначить тенденцию психики к возвращению в ничто, как проявление инстинкта смерти.

В истории буддизма вопрос о нирване является одним из самых обсуждаемых». Stricto sensu обозначает угасание «трех огней», то есть жадности, ненависти и невежества. Этот термин обозначает «три огня», о которых говорят брахманы для поддержания, согласно их верованиям, порядка в мире. Это не место, вроде рая, а состояние бытия или, скорее, НЕ-состояние. Но уничтожение это или блаженство? Из другого состояния обычного сознания или из внеземной реальности? Ответы менялись с течением времени.

Для буддистов вообще нирвана — это конец страданий (дхарма). Это стадия, когда душа освобождается от всех желаний тела и где цикл реинкарнации (сансары) прерывается, чтобы освободить место для пробуждения. Как у Будды, что позволяет понять мир и освободиться от его уз. Где ничего нет, где ничего нельзя уловить — это последний остров. Полное исчезновение старости и смерти.

Подробнее об этом можно прочитать в «Сутта-нипате», антологии сутр древнего буддизма.

Таким образом, нирвана является конечной целью буддийской практики. «Как пламя, движимое стремительным ветром, покоится и не может быть определено. Так и мудрец, освобожденный от тела и духа, покоится и не может быть определен», — также говорится в Нипата-сутте.

Нирвана в индуизме

Этот термин используется редко: предпочтительнее «мокша» или освобождение.

В отличие от буддизма, выступающего за исчезновение «я», в философии нирваны в индуизме существует глубокое и стабильное осознание себя, вечного и не исчезающего «я».

Со времен Будды, в V веке н.э., индусы скорее использовали слово «самадхи», что означает «экстаз, союз с божественным». Самадхи — форма воспоминания в глубинах себя, где находится божественное, является высшим уровнем йоги, преданности. В индийской мудрости существует своего рода противопоставление и взаимодополнение между самадхи, как полнота, и нирвана, как пустота».

Нирвана в джайнизме

В джайнизме, индийской религии, созданной в VI веке до нашей эры святым Вардхаманой Махавирой, нирвана определяется как процесс, который приводит к освобождению различных состояний кармы.

Нирвана ассоциируется с покоем и тишиной.

Испытывая это состояние, человек отказывается от ложного представления о «Я» и избавляется от совести, желания, потребности и ненависти. В каком-то смысле — это абсолютная истина.

Для джайнизма достижение нирваны подразумевает процесс освобождения от кармы, которая для них является чем-то материальным, и заканчивает их жизнь в этом мире. Достигнув этого, через жизнь медитации, ненасилия, жертвоприношения , поста и покаяния достигается мокша, что эквивалентно нирване, где освобожденная душа достигает сиддхи и становится высшим, обитая в месте, называемом «лока».

Этапы достижения

Четыре благородные истины составляют суть буддизма и представляют собой схему преодоления всех страданий, с которыми сталкиваются люди.  Эти истины утверждают, что жизнь полна различных страданий. У страдания есть причина и конец, и вы достигнете нирваны, когда покончите с этим страданием.

Благородный Восьмеричный Путь описывает шаги, которые необходимо предпринять, чтобы достичь состояния нирваны в своей жизни. Четыре Благородные Истины описывают болезни в человеческом опыте, а Благородный Восьмеричный Путь — это рецепт, обеспечивающий исцеление. Поймите истину и идите по пути, ведущему к миру и счастью в жизни:

 

  1. Следуйте благородному восьмеричному пути

  1. Достичь нирваны в повседневной жизни
  • Практикуйте любящую доброту (метта-бхавана)

«Метта» означает неромантическую любовь, доброту и дружбу. Это чувство исходит из сердца, и его нужно развивать и практиковать. Обычно это практикуется в пять этапов. Если вы новичок, старайтесь задерживаться на каждом этапе по пять минут.

  • Практикуйте осознанное дыхание

Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусировать свои мысли. С помощью этой медитации вы можете научиться практиковать осознанность, расслабление и освобождение от беспокойства. Найдите удобное для вас положение сидя. Спина должна быть прямой и расслабленной. Плечи должны быть расслаблены и слегка отведены назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда у вас есть поза, начните проходить различные этапы. Каждый этап должен длиться не менее 5 минут

  • Утверждайте и поощряйте других

Конечная цель буддизма — достичь внутреннего спокойствия, а затем поделиться своим опытом с другими людьми. Достижение нирваны полезно не только вам, но и всему миру. Важно, чтобы вы были источником ободрения и поддержки для других людей. Это может быть что-то простое, например, обнять кого-то, если он чувствует себя подавленным.  Если кто-то важен для вас или делает что-то хорошее для вас, дайте ему знать, что вы чувствуете. Пусть люди знают, что вы благодарны им и цените их. Если у кого-то плохой день, выслушайте его.

  • Относитесь к людям с сочувствием. 

Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания способствует счастью для всех. Вы можете практиковать сострадание разными способами:

  • Быть сознательным 

Практикуя осознанность, вы обращаете внимание на то, что думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность полезна не только для медитации, но и для повседневной жизни. Например, вы можете быть осознанными во время еды, купания или одевания по утрам. Начните с выбора занятия, а затем сосредоточьтесь на ощущениях в теле и на своем дыхании.

  1. Навигация по четырем истинам
  • Определите страдание 

Будда описывает страдание иначе, чем вы обычно думаете.  Страдания неизбежны и являются частью жизни. Духкха — это истина всех страданий. Страдание часто используется для описания таких вещей, как болезни, старение, несчастные случаи, а также эмоциональная и физическая боль. Однако Будда также рассматривает желания (особенно неудовлетворенные желания) и страстные желания как страдание. Эти две вещи считаются корнями страданий, потому что люди редко бывают удовлетворены или довольны. Как только желание исполняется, создается другое. Это порочный круг.

  • Определите причину страданий

Желание и невежество являются корнями страданий. Неисполненные желания — худшее из страданий. Например, если вы больны, вы страдаете. Когда вы больны, вы хотите быть здоровым. Ваше неудовлетворенное желание быть здоровым — это еще большая форма страдания, чем просто болезнь. Каждый раз, когда вы хотите чего-то, возможности, человека или достижения, которых у вас нет, вы страдаете.

  • Прекратите страдания в своей жизни

Каждая из четырех истин — это трамплин.  Если все есть страдание, а страдание исходит из ваших желаний, то единственный способ положить конец страданию — перестать иметь желания.

 Вы должны верить, что вам не нужно страдать и что у вас есть возможность остановить страдание в своей жизни. Чтобы положить конец страданиям в своей жизни, вы должны изменить свое восприятие и научиться контролировать свои желания.

  • Достигните конца страданий в своей жизни 

Прекращение страдания может быть достигнуто через благородный восьмеричный путь. Ваш путь к нирване можно описать тремя идеями. Прежде всего, у вас должны быть правильные намерения и мышление. Во-вторых, вы должны воплощать в жизнь свои благие намерения в повседневной жизни. Наконец, вы должны понимать истинную реальность и иметь правильные убеждения обо всем.

Как достичь нирваны

Есть много важных вещей, которым нас не учили в школе, не так ли? И вот мы здесь, каждый изучает их, как может.

Но обучение нирване – это больше, чем просто наука.

.

«…Вы четко представляете, чему хотите научиться, зачем и для чего. Вы можете сконцентрировать свои усилия и применить техники и инструменты, позволяющие получить максимальную отдачу от них. Вы развиваете свои навыки по своему усмотрению и таким образом создаете свой идеальный профиль, который позволяет вам наилучшим образом использовать возможности и противостоять вызовам…»

Мари-Стелла Буссмар, член школы гелугпа тибетского буддизма

Звучит неплохо, не так ли? Вы читаете это и думаете: «Да, я хочу быть таким же!» Вы хотите стать этой «обучающейся машиной». Максимальная концентрация, максимальная производительность. Но я хочу иметь возможность не только эффективно учиться, но и делать это со смыслом, с целью. Знать, куда я хочу попасть и идти по пути, который приведет меня туда — к нирване.

Как достигается нирвана в дзен-буддизме (махаяне)?

В дзэнской реальности нет разделения между собой и миром, и каждый день с помощью сидячей медитации дзадзэн человек испытывает то, что существует здесь и сейчас, что позволяет освободиться от страданий.

В традиции Махаяны (Китай, Япония, Корея и часть Вьетнама) концом является не настоящая нирвана, а «бодхи», состояние всеведения. Учение основано на представлении о Бодхисаттве (существе, которому суждено пробудиться), который отказывается от своей нирваны, чтобы привести всех существ к освобождению. Бодхисаттва соглашается оставаться в цикле перевоплощений, чтобы жить в полном измерении дара и сострадания. «Дзен-буддизм не противопоставляет сансару нирване. Но в самом центре этого мира неудовлетворенности мы должны научиться видеть, что на самом деле ничего не упущено, что все уже есть.

Как достигается нирвана в буддизме Тхеравады?

В доминирующей традиции Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Таиланд, Бирма и Шри-Ланка) путь к освобождению (вимутти) долог и труден. В буддизме Херавада нирвана является четвертой из «четырех благородных истин» (фундаментальное учение первой проповеди Гаутамы Будды после его пробуждения). Ученик должен практиковать нравственность (сила), то есть избавляться от своих плотских желаний, жить в согласии со своей душой и проявлять добро по отношению к другим.  При его смерти он будет вознагражден за свои действия, а его душа будет освобождена от цикла перевоплощений.

Как достигается нирвана в тибетском буддизме (ваджраяне)?

Эта ветвь Махаяны, особенно широко распространенная в Тибете, а также в Китае, Корее и Японии, хорошо известна на Западе, но меньше всего во всем мире. В тибетском буддизме термин нирвана используется реже, чем в тхераваде, потому что он имеет несколько уровней значения и его понимание сложно.

Цель ученика всегда одна и та же: достичь пробуждения.

В традиции различают три типа нирваны:

«Отдых» обозначает как постоянство тела (квалифицированное как «нечистое») до смерти архата, так и двойственность между субъектом и объектом (которая сохраняется, когда человек больше не фокусируется на «не-Я»). Быть ​​архатом недостаточно, чтобы быть Буддой.

Безусловно, как и все в буддизме, нирвана не достигается по щелчку пальцев. Нирвана — это результат прохождения пути, пути, который может быть долгим и сложным, и который требует прохождения различных уровней сознания.

Путь к становлению «самообучающейся машины» включает в себя прохождение каждого из этапов. Один за другим. И это никогда не заканчивается, потому что вы всегда можете усовершенствовать свою систему, чтобы учиться все лучше и лучше, с большей ясностью представляя себе свои цели и свои методы.

Вопрос в том, где вы находитесь на этом пути и что вам нужно, чтобы перейти на следующий уровень?

Что после нирваны?

Достижение нирваны является конечной целью, преследуемой в буддизме, индуизме и джайнизме. Но правда в том, что каждая из этих религий видит нирвану с разными оттенками.

В общих чертах можно сказать, что это похоже на достижение высшего покоя и полного освобождения, но этот момент выходит за рамки слов. Чтобы достичь нирваны, требуется большая предварительная подготовка и соблюдение различных духовных и медитативных техник.

Но когда нирвана достигнута, что происходит дальше?

После преодоления долгого духовного пути, который влечет за собой весь этот процесс, наступает момент полного освобождения ума и тела.  Говорят, что наступает такой экстаз, что все кармические долги разряжаются и процесс жизни и смерти останавливается.

На самом деле, эксперты не дают конкретного определения нирване, потому что нет реального способа описать ее.

Это можно только испытать…

 

Буддизм и притча о горчичном зерне – Центр Кристи

Это часть нашей серии «Разнообразное выражение горя», написанной Хилари Докрей.

Будда и истоки буддизма

Статуя Будды в музее Сарнатха

Сиддхартха Гаутама Будда, которого чаще называют Буддой, был духовным лидером-основателем буддизма, одной из основных мировых религий. Предполагается, что он жил либо в 4 м , либо в 5 век до н.э. на территории современного Непала или современной Индии. Родившийся в королевской индуистской семье, он был богатым, избалованным принцем. Желая оградить его от познания человеческих страданий, отец позаботился о том, чтобы он не видел никого больного, престарелого или страдающего.

В возрасте 29 лет он покинул дворец, чтобы встретиться со своими подданными, где впервые в жизни увидел больных, престарелых и страдающих людей. Обезумевший от того, как он видел жизнь своих подданных, когда сам вел снисходительную жизнь, он вскоре сбежал из своего дворца и начал вести жизнь аскета. Он просил милостыню на улицах и воздерживался от физических желаний и потребностей, вплоть до смерти.

В своем аскетическом путешествии он открыл Срединный Путь, или золотую середину между потворством своим слабостям и аскетизмом, которая привела его к просветлению. Он сидел под тем, что сейчас известно как дерево Бодхи, и медитировал в течение предполагаемых 49 дней. Затем, после этих 49 дней медитации, он достиг просветления в возрасте 35 лет. потребности. Буддизм утверждает, что те, кто не достиг нирвана все еще находятся в сансаре , или цикле жизни, смерти и возрождения, характеризующемся непрерывным страданием. Говорят, что это страдание коренится в привязанности людей к непостоянным вещам.

Достижение нирваны разрывает этот цикл сансары , освобождая привязанность человека к непостоянным вещам. Когда человек, достигший нирваны умирает, вместо повторного входа в цикл сансары он достигает того, что называется паринирвана , или полное исчезновение человека. Вместо того, чтобы возродиться вновь в новую жизнь, они действительно умирают во всех смыслах, полностью растворяясь как существо.

Будда сформировал на своем пути к освобождению Четыре благородные истины, центральное учение буддизма. Четыре благородные истины описывают природу человеческих страданий, их причины и способы их преодоления. Четвертая Благородная Истина, Благородный Восьмеричный Путь, описывает намеренное путешествие, которое нужно пройти, чтобы достичь нирваны 9.0004 .

Термин будда , что переводится как «просветленный», — это просто первый человек, достигший нирваны в эпоху. Таким образом, Будда, на котором основан буддизм, не стал известен как Будда до тех пор, пока не достиг нирваны , и многие считают, что это не первый будда , который существовал. После того, как будда каждой эпохи достигает нирваны , все остальные, достигшие нирваны после той же эпохи, называются арахантов .

Киса Готами и притча о горчичном зерне

Знаменитая буддийская притча называется «Притча о горчичном зерне». Его можно найти в основополагающих текстах буддизма Тхеравады. Он вращается вокруг женщины по имени Киса Готами, которая жила во времена жизни Будды, когда он уже достиг нирваны и путешествовал, чтобы передать свои учения другим.

Киса Готами

Единственный ребенок Кисы, очень маленький сын, умер. Не желая мириться с его смертью, она носила его от соседки к соседке и умоляла кого-нибудь дать ей лекарство, чтобы вернуть его к жизни. Один из ее соседей сказал ей пойти к Будде, находящемуся поблизости, и спросить его, есть ли у него способ вернуть ее сына к жизни.

Взяв с собой тело своего сына, Киса нашла Будду и умоляла его помочь вернуть ее сына к жизни. Он поручил ей вернуться в свою деревню и собрать семена горчицы в домах тех, кого смерть никогда не коснулась. Из этих семян горчицы он пообещал создать лекарство, которое вернет ее сына к жизни. С облегчением она вернулась в свою деревню и стала просить у соседей семена горчицы.

Все ее соседи были готовы дать ей семена горчицы, но все они сказали ей, что их домочадцев коснулась смерть. Ей сказали «Живых мало, а мертвых много».

Когда день сменился вечером, а затем и ночью, у нее все еще не было горчичных зерен, которые ей было приказано собрать. Тогда она осознала универсальность смерти. Согласно буддийскому стиху, откуда взята ее история, она сказала:

«Это истина не только для одной деревни или города И не истина для одной семьи. Но для всякого мира, населенного богами [и людьми], верно именно это — непостоянство» 9.0004 (Олендский, 2010).

С этим новым пониманием ее горе успокоилось. Она похоронила своего сына в лесу, а затем вернулась к Будде. Она призналась Будде, что не может получить ни одного из семян горчицы, которые он поручил ей собрать, потому что не может найти ни одного дома, не тронутого смертью.

Вот страстная интерпретация того, что Будда сообщил Кисе Готами в этот момент из Будда: пересказ его жизни Роберта Аллена Митчелла:

» Милая девушка, жизнь смертных в этом мире тревожна и кратка и неотделима от страданий, ибо нет и не будет никакого средства, с помощью которого рожденные могли бы избежать смерти. Все живые существа устроены так, что они должны умереть, доживут они до старости или нет.

Как ранним плодам грозит падение, так и смертным при рождении всегда грозит смерть. Как глиняные сосуды, сделанные горшечником, оканчиваются черепками, так и жизнь смертных. И молодой, и старый, и глупый, и мудрый — все попадают во власть смерти, все подлежат смерти.

Из тех, кто уходит из этой жизни, побежденный смертью, ни отец не может спасти своего сына, ни родственники своих родных. Пока родственники смотрят и причитают, смертных одного за другим несут, как волов, на бойню. Люди умирают, и их судьба после смерти будет соответствовать их делам. Таковы условия мира.

Ни от плача, ни от скорби никто не обретет душевный покой. Наоборот, его боль будет все сильнее, и он погубит свое здоровье. Он сделает себя больным и бледным; но мертвые тела не могут быть восстановлены его плачем.

Теперь, когда ты услышал Татхагату [термин, который Будда использовал для обозначения самого себя] , Киса, отвергни горе, не позволяй ему войти в твой разум. Увидев умершего, знай твердо: «Никогда я его больше не увижу в этом существовании». разбрасывает хлопковое семя.

Тот, кто ищет мира, должен вытащить стрелу жалоб, бесполезных желаний и самодельных мук горя. Тот, кто убрал эту нездоровую стрелу и успокоился, обретет душевный покой. Воистину, тот, кто победил горе, всегда будет свободен от горя — в здравом уме и иммунитете — уверенный, счастливый и близкий к Нирване, говорю я» (Аллен, 1991).

Киса вошла в первую стадию просветления благодаря своему опыту. Она решила стать ученицей Будды и стала первой женщиной-архатом.

Размышления о притче о горчичном зерне

Что мы можем вынести из этой притчи? Потерять ребенка или близкого человека насмерть — это трагедия, с которой никто не хочет сталкиваться. Столкнувшись с такой болезненной потерей, мы можем почувствовать себя Кисой, с таким невыносимым горем, что мы желаем чего угодно, лишь бы смерть не была реальной.

Но, как поняла Киса, когда не смогла собрать ни одного горчичного зернышка, смерть универсальна. Почти каждый в какой-то момент своей жизни теряет близкого человека. Это часть непостоянства вещей, о которых говорит буддизм.

Несмотря на то, что почти все мы переживаем потерю близких, боль от этих потерь не становится легче переносить. Как мы справляемся? У всех по-разному, но обычно мы находим способы продолжать. Для Кисы именно ее прозрение, к которому она пришла через урок Будды, помогло ей справиться.

Это одна из бесчисленных историй человечества о том, как человек понес большие потери и все же научился двигаться вперед по-своему. Горе часто может заставить человека чувствовать себя изолированным, сбитым с толку, как будто он никогда не сможет справиться. Но чтение таких историй, как история Кисы, показывает, что даже давным-давно другие чувствовали то же самое, и все же они нашли выход. Для скорбящих это напоминание о том, что вы никогда не одиноки в своем опыте.

Об авторе:

Хилари Докрей познакомилась с Центром Кристи во время стажировки в качестве аспиранта Техасского университета в Школе социальной работы Остина. Она ожидает своего MSSW в декабре 2012 года и надеется работать в некоммерческой администрации и управлении. Она выступает за понимание горя и поддержку тех, кто скорбит как в ее личной, так и в профессиональной жизни. Ее любимое хобби — писательство, поэтому она рада быть приглашенным блоггером в The Christi Center.

Вот лишь несколько ссылок, которые я использовал для исследования, где вы также можете узнать больше о буддизме, Будде и притче о горчичном зерне:

Буддизм

http://www.buddhanet.net/

http://www.pbs.org/edens/thailand/buddhism.htm

http://en.wikipedia.org/wiki/Buddhism

Притча о горчичном зерне

http://www.accesstoinsight .org/noncanon/comy/thiga-10-01-ao0.html

http://www.touchtheearthranch.com/buddhastories.htm

Будда и путь к счастью

Если вы хотите, чтобы другие были счастливы, практикуйте сострадание. Если хочешь быть счастливым, практикуй сострадание.

Далай-лама

Будда — введение

Для Будды путь к счастью начинается с понимания коренных причин страдания. Те, кто считает Будду пессимистом из-за его беспокойства о страдании, упускают суть. На самом деле он искусный врач — он может сообщить плохие новости о наших страданиях, но он же и прописывает активный курс лечения. В этой метафоре лекарство — это учение Будды о мудрости и сострадании, известное как 9.0003 Дхарма , а медсестры, которые подбадривают нас и показывают, как принимать лекарства, — это буддийская община или Сангха. Однако болезнь может быть излечена только в том случае, если пациент следует советам врача и следует курсу лечения — Восьмеричному Пути, ядром которого является контроль над разумом.

В буддизме это лечение представляет собой не просто лекарство, которое нужно проглотить, а ежедневную практику осознанного мышления и действия, которую мы сами можем научно проверить на собственном опыте. Медитация, конечно, самый известный инструмент этой практики, но, вопреки распространенному мнению, речь не идет об отстранении от мира. Скорее, это инструмент для тренировки ума не останавливаться в прошлом или будущем, а жить здесь и сейчас, в царстве, в котором мы можем с наибольшей готовностью испытать покой.

Все, чем мы являемся, является результатом наших мыслей. Он основан на наших мыслях. Он состоит из наших мыслей. Если человек говорит или действует с дурной мыслью, за ним следует боль, как колесо следует за ногой быка, тянущего повозку.

Все, чем мы являемся, является результатом наших мыслей. Он основан на наших мыслях. Он состоит из наших мыслей. Если кто-то говорит или действует с чистой мыслью, счастье следует за ним, как тень, которая никогда не уходит.

(Дхаммапада 1-2 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Буддизм и счастье

Первый и второй стихи (выше) Дхаммапады , самого раннего из известных сборников высказываний Будды, говорят о страдании и счастье. Поэтому неудивительно, что буддизм может многое предложить на тему счастья. Современники Будды описывали его как «вечно улыбающегося», а изображения Будды почти всегда изображают его с улыбкой на лице. Но вместо улыбки самодовольного, материально богатого или знаменитого человека улыбка Будды исходит из глубокой внутренней невозмутимости.

Будда: небольшая предыстория

Ранняя гандхарская статуя Будды, I-II вв. н.э., в Токийском национальном музее.

В конце 6-го и начале 5-го веков до нашей эры Сиддхартха Гаутама из Шакьи, который позже стал известен как Будда, родился в современном Непале недалеко от границы с Индией. Хотя существует несколько мифических историй, связанных с его зачатием и рождением, основные факты его жизни в целом совпадают. Будда родился в богатой королевской семье и вырос в мирской роскоши. Несмотря на попытки отца оградить его от уродства жизни, однажды он отважился выйти за стены замка и столкнулся с тремя аспектами жизни: старым, больным и мертвым. Каждый из этих опытов беспокоил его и заставлял сомневаться в смысле и быстротечности жизни и ее удовольствий.

После этого он встретил аскета, который по своему выбору прожил жизнь, отказавшись от мирских удовольствий. Даже когда он был полностью лишен жизненных удобств, его глаза сияли от довольства. Эти шокирующие переживания побудили Будду отказаться от удобного образа жизни в поисках большего смысла жизни. Именно во время практики крайних форм самоотречения Будда открыл «Средний путь» умеренности — идею, очень напоминающую «золотую середину» Аристотеля.

За свою жизнь он испытал сильное удовольствие и крайние лишения, но обнаружил, что ни одна крайность не приводит к истинному пониманию. Затем он практиковал медитацию через глубокую концентрацию ( Дхьяна ) под деревом бодхи и обрел Просветление. Он начал обучать других Четырем Благородным Истинам, чтобы помочь им достичь трансцендентного счастья и спокойствия ума с помощью знаний и практики, известных сегодня как буддизм.

Проблема и решение: четыре благородные истины


и Восьмеричный путь к счастью

Эти Четыре Благородные Истины, монахи, действительны, безошибочны, не иначе. Поэтому они называются благородными истинами. (Саньютта Никая 56.27)

Будда учил своих последователей

Четырем благородным истинам следующим образом:

1. Жизнь есть/средство
Дуккха  (умственная дисфункция или страдание).

2. Дуккха возникает
от тяги.

3. Дуккха может быть устранена.

4. Путь к устранению дуккха – это Восьмеричный Путь.

Буддийские верования утверждают, что дуккха в конечном итоге возникла из невежества и ложного знания. В то время как дуккха обычно определяется как страдание, «умственная дисфункция» ближе к первоначальному значению. В том же ключе Хьюстон Смит объясняет дуккху, используя метафору тележки для покупок, которой мы «пытаемся управлять не с того конца», или костей, которые «вышли из строя» (Смит, 19).91, с. 101). Из-за такой умственной несоосности любое движение, мысли и творение, которые вытекают наружу, никогда не могут быть полностью удовлетворительными. Короче говоря, мы никогда не можем быть полностью счастливы.

Будда: восьмеричный путь

Восьмеричный Путь часто делится на три категории

 мудрости (правильный взгляд/понимание,
правильное намерение), 

этическое поведение (правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни)

умственное развитие (правильный
усилие, правильное памятование,
правильное сосредоточение).

Вид справа/понимание Мудрость
Правильное намерение/мысль Мудрость
Правильная речь Этическое поведение
Правильное действие Этическое поведение
Правильный образ жизни Этическое поведение
Правильное усилие Умственное развитие
Правильная осознанность Умственное развитие
Правильная концентрация Умственное развитие

Восьмеричный Путь — это практичный и систематический выход из невежества, устраняющий дуккху из нашего ума и нашего образа жизни посредством осознанных мыслей и действий. Он представлен как единая система, но три пути, связанные со сферой ментального совершенствования, особенно важны для счастья, которое мы можем найти в невозмутимости или спокойствии ума. Узнайте больше о Восьмеричном Пути здесь!

Невозмутимость: душевное спокойствие и счастье

Если, оставив маленькое удовольствие, человек увидит большое удовольствие, пусть мудрый человек оставит маленькое удовольствие и обратится к великому. (Дхаммапада 290 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Буддизм стремится к счастью, используя знания и практику для достижения душевного равновесия. В буддийских учениях невозмутимость или душевный покой достигается путем отделения себя от цикла влечения, порождающего дуккха. Таким образом, достигнув ментального состояния, в котором вы можете отрешиться от всех страстей, потребностей и желаний жизни, вы освобождаете себя и достигаете состояния трансцендентного блаженства и благополучия.

Как описано в первом стихе Дхаммапады, для Будды умственная дисфункция начинается в уме. Будда призывал своих последователей стремиться к «спокойствию» и «постижению» как умственным качествам, которые приведут к Нирване , Высшей Реальности. Как упоминалось ранее, Восьмеричный Путь в целом помогает достичь этих качеств. В частности, области умственного совершенствования, которые включают в себя правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение, являются умственными навыками и инструментами, используемыми для достижения счастья.

Будда: правильное усилие

Однажды Будда описал ум как дикую лошадь. В Восьмеричном Пути он рекомендует практиковать «правильное усилие», сначала избегая, а затем очищая свой ум от негативных, нездоровых мыслей. Как только это достигнуто, человек совершенствует здоровое, спокойное состояние ума посредством практики позитивного мышления. Это постоянное усилие способствует состоянию ума, которое способствует практике внимательности и концентрации (медитации).

Внимательность

Внимательность является одним из самых влиятельных учений буддизма и проникла в популярную культуру, а также в современную психотерапию и психологию, например, в интерпретации осознанности Эллен Лангер. Будда считал, что необходимо развивать правильное внимание ко всем аспектам жизни, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, или, другими словами, «остановиться и понюхать розы». Он поощрял острое внимание и осознание всех вещей посредством четырех основ внимательности:

1. Созерцание тела

2. Созерцание чувств

3. Созерцание состояний ума

4. Созерцание явлений

8

8

Одним словом, осознанность заключается в переживании момента с отношением открытости и свежести ко всему и каждому опыту. Благодаря правильной внимательности можно освободиться от страстей и желаний, которые так часто делают нас пленниками прошлых сожалений или забот о будущем.

Правильная концентрация и медитация

Монах, со спокойной душой избравший жизнь в голой келье, знает неземное наслаждение от обретения все более ясного восприятия истинного закона.

(Дхаммапада 373 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Правильная концентрация — это умственная дисциплина, целью которой является преобразование вашего разума. В качестве основной практики «медитации» правильное сосредоточение является основополагающим действием в буддийской мысли и практике.

Согласно Будде, существует четыре стадии

более глубокой концентрации, называемой Дхьяна: 

1. На первой стадии сосредоточения исчезают умственные помехи и нечистые намерения и достигается чувство блаженства.

2. На второй стадии деятельность ума прекращается и остается только блаженство.

3. На третьей стадии само блаженство начинает исчезать.

4. На заключительном этапе все ощущения, включая блаженство, исчезают и заменяются полным спокойствием ума, которое Будда описал как более глубокое чувство счастья.

Сострадание

Ученики Гаутамы всегда бодрствуют, и их умы днем ​​и ночью всегда наслаждаются состраданием.

(Дхаммапада 300 / Мюллер и Магуайр, 2002 г.)

Историй о сострадании и заботе Будды о жизни предостаточно. Он учил истине, а также учил состраданию, потому что видел личное счастье в связи со счастьем других, людей и других людей. Такой урок отражается как в том, как он жил, так и в том, как он умер. При жизни говорили, что Будда отказался от нирваны, чтобы научить других ключам к трансцендентности. История гласит, что после смерти Будду случайно отравил последователь. Умирая, он утешил этого последователя, заверив его, что только что съеденный им обед был одним из двух его самых благословенных приемов пищи: первый прием пищи был тем, который он должен был разговляться под деревом бодхи, а этот второй прием пищи гнилые грибы были пищей, которая привела его в Нирвану.

Заключение

Путешествие к более глубокой форме счастья требует непоколебимого взгляда в лицо реальности, где вся жизнь видится как дуккха или умственная дисфункция. Буддизм — это философия и практика, которые чрезвычайно озабочены умом и его различными заблуждениями, непониманием и страстными желаниями, но, к счастью для нас, видят выход через высшее сознание и осознанную практику.

Возможно, именно из-за этого, казалось бы, смутного взгляда на реальность счастье в буддизме так безмерно полно; идеи, содержащиеся в учениях Будды, указывают на полное взаимодействие с живой реальностью. По иронии судьбы, именно благодаря такому взаимодействию с самим собой, миром и реальностью человек способен достичь трансцендентного счастья. Равновесие, глубокое чувство благополучия и счастья, достижимо благодаря правильному знанию и практике в повседневной жизни.

Процитированные работы:

Мюллер, М., и Магуайр, Дж. (2002). Дхаммапада: Аннотации и объяснения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts