Капризы и истерики детей 4 — 5 летнего возраста
Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.
Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.
Необходимо отметить самое главное: капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.
Объяснение всему происходящему следующее:
- Все это называется утверждением своего собственного «Я».
- Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!».
- Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.
Безусловно, этот период сложный как для детей, так и для родителей.
Но необходимо помнить:
*скоро этот период пройдет;
*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства).
Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.
Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы?»
ПРАВИЛА:
1. Первая ситуация
Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать, тянуть маму за руку со словами: «Ну, мама, пойдем!»…..
Как поступить в этой ситуации маме?
2. Вторая ситуация
Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли, не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам. Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка.
Но в определенный момент и родители и воспитатели заметили: ребенок стал очень капризным, постоянные истерики, слезы, непослушание.Почему это происходит с девочкой?
3. Третья ситуация
Артему 4 года 3 месяца.
Артем стал капризным и упрямым ребенком. Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно: ежедневные слезы, истерики.
Недавно в семье родилась девочка. Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной. А тут еще и беспричинные капризы Артема, которые «выбивают маму из колеи».
С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?
4. Четвертая ситуация
Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики: просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.
Как избежать этой ситуации?
Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.
12 вопросов о детских капризах: отвечает психолог Елена Кравцова
Автор статьи Кравцова Елена Михайловна
19488 просмотров
23 марта 2022
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Елена Михайловна Кравцова окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 2001 году, а среди её заслуг сотни статей и три книги в соавторстве. Елена Михайловна не останавливается на достигнутом: обучение и повышение квалификации, а также освоение новых техник работы продолжается до сих пор. Консультирует родителей, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.
По её словам, воспитание собственных детей помогает относиться к работе творчески, поскольку нет ничего универсального и незыблемого в детской психологии.Что такое детские капризы и какова их природа?
Это вопрос, на который нет энциклопедического ответа. Все взрослые вкладывают в это слово разные смыслы. По сути, родители чаще сталкиваются с бурной эмоциональной реакцией ребёнка на какие-то нежелательные для него события, называя это нытьём, истериками, капризами, что таковым на самом деле не является. Малыш ещё не умеет другими способами выражать свои желания и ощущения. Многое зависит и от темперамента ребёнка: если он легко возбуждается, ему трудно остановиться, то кричать, драться, плакать и топать ногами он будет чаще сверстников. И это вовсе не значит, что ребёнок плохо воспитан — просто процессы саморегуляции в нём ещё не созрели. И это, конечно, требует большого терпения от родителей.
Что может спровоцировать капризы и нытьё?
Существует ли классификация причин?
Вот ситуация на примере детской песочницы. К ребёнку подходит другой малыш и забирает лопаточку. Реакция может быть очень разной: один будет кричать, плакать, прятаться за маму, а другой всем видом покажет, что не очень-то и хотелось и начнёт играть с чем-то другим. Так что это — исключительно индивидуальные реакции и единую классификацию составить невозможно. Каждый родитель может выявить причины для своего ребёнка, и то не факт, что он угадает. Потому что бурные эмоциональные реакции возникают по совокупности причин, а не потому, что одна конкретная вещь раздражает ребёнка. Ребёнок устал, хочет спать, при этом ему не разрешили сделать что-то интересное – он начинает плакать и капризничать. А в другом настроении он может спокойно отнестись к запрету.
Представьте: вы приходите в поликлинику, перед кабинетом очередь, а малыш не хочет тихонько сидеть в уголочке и «делать человечков из желудей». Он хочет бегать. И ограничивать физическую активность ребёнка в этом случае нельзя, потому что это может спровоцировать истерику. Просто встаньте и подвигайтесь вместе с ребёнком.
Можно ли потакать капризам?
Как родителю поступать, если ребёнок начинает капризничать?
Рассмотрим ещё один пример: малыш говорит, что не хочет домой, а хочет ещё погулять. И как быть: сделать то, что хочет ребёнок или мягко подвести к вашему решению? Вот для такой ситуации уже есть некоторые универсальные правила. За распорядок дня, выполнение режимных моментов, количество просмотренных мультиков и тому подобное отвечает взрослый. Ребёнок это не в состоянии контролировать. Что делать? Предупреждать ребёнка заранее:
Важно не отменять важный запрет из-за эмоциональной реакции ребёнка, иначе у ребёнка сформируется привычка отвечать слезами на ваши ограничения. А если ребёнок старше 4 лет ложится на пол и начинает кричать, то это уже говорит об ошибках в воспитании или неврологических особенностях, и пора обратиться за консультацией к психологу и неврологу.
Запретов в жизни ребёнка должно быть минимальное количество. Запрещено только то, что действительно ему вредно или приносит вред окружающим.
Стоит ли родителям до конца стоять на своём?
Договориться с маленьким ребёнком до трёх лет практически невозможно. Дети — ситуативны. У ребёнка сильнее всего сиюминутное «хочу». Поэтому, если вы уверены в правильности своего запрета, то не отменяйте его, даже если ребёнок кричит и топает ногами.
Включайте родительскую хитрость, когда можно переключить внимание ребёнка на другую деятельность: уложить мишку спать, вызвать ребёнка на разговор и обсудить мультфильм.
Как реагировать на истерику?
Самое правильное — временно прекратить взаимодействие с ребёнком. Но если малыш бежит за вами, вцепился в ногу, то не отталкивайте, а дайте ему возможность успокоиться. После — пожалейте его, обнимите, скажите, что вы его любите и очень рады, что он перестал кричать.
Если вы идете в какое-то место, где от ребёнка требуется хорошее поведение, заранее продумайте, что вам в этом поможет (книжки и игрушки, интересные для малыша вещи, перекус, возможность иногда вставать с места и так далее).
Всегда ли небольшой каприз перерастает в истерику?
Универсального ответа на это нет. Скорее нет, то есть не каждый каприз перерастёт в истерику. Иногда нытьё – это привычный способ общения со взрослыми, но малыш не так уж и расстроен. К тому же, взрослея, дети понимают, где можно, а где нельзя предъявлять требования и капризничать.
В каком возрасте может возникнуть первый каприз?
Важно понимать, что если малыш до года плачет и кричит, то это не капризы. Значит, что-то пошло не так, малыш испытывает дискомфорт и важно ответить на его потребность. После года и до 6-7 лет развивается способность ребёнка к саморегуляции, то есть он учится понимать и сдерживать собственные эмоции. Особенно много капризов бывает у детей, которые ещё не умеют говорить – они не способны выразить словами свои желания и огорчения.
Можно ли на раннем возрастном этапе предугадать темперамент и характер ребенка?
Темперамент — это врождённая характеристика. Ребёнок может только научиться контролировать своё поведение. А характер формируется на основе темперамента, связан с условиями воспитания, проживания, моделями поведения в семье. Какие-то прогнозы делать можно, но это очень большой процесс.
Ребёнок бьётся головой об стену, бьёт родителей. Как быть?
Самая большая неприятность для ребёнка — игнорирование. Как бы вам ни было больно слышать, как ребёнок стучит головой, не поддавайтесь. Если это возможно – отвлеките его интересным делом. Но никак не акцентируйте внимание на его поведении. Если переключить не вышло – просто переждите.
А если ребёнок замахивается на вас — задержите руку и проговорите вслух: «Я понимаю, что ты злишься, но бить никого нельзя». Ни в коем случае не отвечайте ударом на удар, иначе это поведение закрепится у ребёнка.
Как научить малыша и ребёнка постарше иначе выражать свои эмоции?
Во-первых, проговаривать вслух его и свои эмоции, и позитивные и негативные. Во-вторых, важно быть для малыша примером сдержанного и конструктивного поведения. В-третьих, в развитии эмоционального интеллекта детям 3-4 лет помогают игры с плюшевыми игрушками, когда вы разыгрываете разные сценки: например, медвежонок и зайчонок поссорились, зайчонок дерётся, ему говорят: «Не дерись!». Медвежонок всё понимает и прощает зайчика за его реакцию, а зайчонок больше не дерётся. Не обязательно делать из этого поучительные выводы: «Вот и ты себя так веди». Детская психика очень легко присваивает схемы, которые с ними проигрывают, но это имеет накопительный эффект. Так что запаситесь терпением, позитивным настроем и ребёнок обязательно научится.
В этой статье мы писали о том, что такое эмоциональный интеллект и как развить его у ребёнка.
Что рекомендуют для эмоциональных детей?
Попробуйте завести дома какую-нибудь подушку-злюшку и сказать ребёнку, что в неё можно кричать, колотить её, когда ты сердишься. Можно учить ребёнка в те моменты, когда он сердится, топать ногами, кричать, мычать. Ваша задача показать ребёнку, что злиться, плакать и протестовать — это нормально. А наносить кому-то вред — нельзя. Плохо, когда ребёнка заставляют терпеть, не дают плакать и проживать свои эмоции.
Как реагировать на капризы старшего ребёнка, вызванные ревностью к младшему?
— Почему вы его кормите ложкой, а меня нет. Я тоже хочу!
В такой ситуации речь идёт не о капризах. Это называется регрессией. Это — нормативное явление, когда старший ребёнок видит, что все крутятся вокруг малыша и ему хочется тоже оказаться в центре внимания. Гораздо эффективнее не объяснять ребёнку, что он уже большой, а наоборот, потакать его желанию.
Скажите: «Ты мой маленький, давай я тебя покормлю с ложечки». Покормите. Купите соску, если ребёнок просит. Ребёнку очень быстро это надоест. Поиграли и хватит. Часто условия для ревности создают сами родители, отменяя детство старшего, потому что родился младший. Важно не только уделять всем детям равное количество внимания, но и разрешать старшему оставаться ребёнком.
Автор статьи Кравцова Елена Михайловна
Психолог, детский и подростковый
Все статьи эксперта
Ваш 3-летний ребенок: вехи и развитие
Ваш 3-летний ребенок изучает цвета и учится считать, пользоваться ножницами и играть в мяч. Он может легко выражать себя словесно, хочет сам выбирать себе одежду, может иметь воображаемого друга (а также нескольких настоящих) и преодолевает границы. Его глазам может помешать ночное недержание мочи или ночные страхи. Возлагайте на него реалистичные надежды, прощайтесь с ним коротко и сладко, заботьтесь о его жемчужно-белом костюме, обучайте его манерам на вечеринках и расширяйте его библиотеку. Покажите его работы, но не думайте, что вам нужно сохранять каждый мазок!
Время сказок
Книги с картинками по-прежнему составляют основу читательской диеты трехлетнего ребенка, но было бы неплохо разнообразить библиотеку вашего ребенка. Несколько советов:
- Не упускайте из виду документальную литературу. Есть несколько отличных вводных книг обо всем, от животных до грузовиков.
- Прикоснитесь к знакомому. Трехлетние дети любят читать о том, что происходит в их повседневной жизни, особенно когда главным героем является маленький ребенок (или молодое животное): ложась спать, делая покупки, готовя еду, отправляясь в отпуск.
- Ищите книги, чтобы бороться со страхами. Спросите у детского библиотекаря названия, которые помогут вашему ребенку справиться с его страхами перед грозой, например, или те сумасшедшие эмоции, которые он не может контролировать, такие как соперничество между братьями и сестрами.
- Не выбрасывайте более простые книги с меньшим количеством слов, например, детские стишки. Прежде чем вы это узнаете, ваш ребенок будет «читать» их самостоятельно. Повторение помогает ему научиться связывать то, что он запомнил, со словами на странице, что является важным навыком перед чтением.
Сила игры
Трехлетние дети часто вырабатывают сложные эмоции, играя с животными, куклами, кубиками, машинками и другими игрушками. Например, после травматического визита к врачу ваш ребенок может выстроить всех своих плюшевых мишек для уколов. Если она станет свидетелем автокатастрофы в реальной жизни или в кино, она может неоднократно разбивать игрушечные грузовики вместе.
Как бы это ни было неприятно, не прерывайте сразу. Ваш ребенок усваивает новый опыт, и игра — безопасный способ сделать это. Это может помочь ей избавиться от страха перед ситуацией или дать ей почувствовать, что она контролирует ситуацию.
Возможно, вам захочется присоединиться к игре, если вы заметите, что одна конкретная тема повторяется снова и снова. Сделайте комментарий, который предложит вашему ребенку подумать над следующим шагом: «Вау, этим мишкам делают много прививок. Они больны? Как вы думаете, они счастливы или грустны?»
Если у вашего ребенка в игре нет ничего, кроме тем, связанных с насилием, вы можете посмотреть, что он видит по телевизору, на своем планшете или в видеоиграх, или подумать, подвергался ли он насилию в реальной жизни. В этом возрасте вечерние новости, мультфильмы или фильмы могут утомить ребенка.
Отказ от дневного сна
Выяснить, когда бросить послеобеденный сон, может быть сложно. Одна верная подсказка заключается в том, что ваш ребенок постоянно бодр и сопротивляется сну в обычное время сна.
Хорошим переходом является введение «времени отдыха» вместо прежнего времени сна. Скажите ребенку, что ему не нужно спать, но ему нужно полежать на кровати с книгой или тихой игрушкой. Это даст вам передышку и позволит ей перезарядить батарейки. Если она заснет, разбудите ее через полчаса или около того. Ей может понадобиться сон, но, вероятно, не целых два часа.
Манеры
Трехлетние дети любят вечеринки. Чтобы помочь вашему ребенку остаться в списке гостей, используйте эти ранние приглашения как возможность научить его манерам на вечеринке, которые помогут ему на всю жизнь.
Реклама | страница продолжается ниже
Удостоверьтесь, что он знает самые основные понятия — например, что куча подарков предназначена для именинника, а не для гостей. Вы также можете разыграть сценарии, с которыми он может столкнуться на вечеринке. Представьте, что вы хозяин дома, и попросите ребенка вежливо поприветствовать вас, пожав вам руку. Потренируйтесь дарить подарки и по очереди играть в игры. Если он привередлив в еде, скажите ему, что сказать, если ему предложат еду, которую он есть не будет. Хвалите добрые дела и прощайте мелкие ошибки. Это лучшее подкрепление.
Не забывайте сами демонстрировать вежливое поведение. Включите слова «пожалуйста» и «спасибо» в повседневное общение. Поблагодарите кассира банка и упаковщика в продуктовом магазине. Покажите те же хорошие манеры за столом, что и в модном ресторане, когда вы едите на собственной кухне.
Быть рядом с дальними родственниками
Чем старше и милее (и смешнее) становится ваш ребенок, тем больше вам наверняка захочется поделиться его чудесами с родителями и другими родственниками. Когда они живут далеко, как вы можете сблизить поколения? Некоторые идеи:
- Создайте частную семейную веб-страницу, на которую все, кому вы предоставите доступ, смогут добавлять фотографии и новости. Включите специальный блог о своем ребенке: например, «Мир Райана».
- Начните письмо счастья между вашим ребенком (когда он диктует вам свою роль) и родственником. Ожидание в несколько дней или недель между частями вызывает волнение.
- Попросите родителей записать, как они читают вашему ребенку любимые книги, чтобы он мог прослушать кассету и разделить «время» с бабушкой и дедушкой.
- Если возможно, отправьте видео и фотографии своим родителям. Короткие фрагменты обычно можно отправить по электронной почте.
- Установите дату видеочата для вашего ребенка и дальних родственников. Вы можете подготовить своего ребенка, попросив его подготовить что-нибудь, чтобы поделиться им. Например, пусть она расскажет о своей любимой книге или о новой мягкой игрушке.
Уход за зубами
Скорее всего, у вашего ребенка есть полный набор молочных зубов. (Последние из них, вторые моляры, обычно появляются в возрасте от 23 до 33 месяцев.) Хотя эти молочные зубы не начинают выпадать самое раннее до 5 лет (а чаще всего в возрасте 6 или 7 лет), важно содержать их в чистоте и без полостей.
Зубы необходимы для правильного жевания, а молочные зубы создают пространство для постоянных зубов вашего ребенка. Невылеченные инфекции или кариес (даже в молочных зубах) могут привести к эрозии десен и поддерживающих связок, что может привести к постоянной потере зубов.
Если ваш ребенок еще не был у стоматолога, самое время договориться о посещении. Она закрепит привычку чистить зубы щеткой и зубной нитью, расскажет о зубных герметиках для предотвращения кариеса в молочных зубах и разберется с уже появившимися полостями.
Приятных прощаний
Оставить ребенка на день или вечер может быть тяжело. Родители также часто испытывают тревогу разлуки, и иногда родительская тревога может подпитывать ее у ребенка. Если вашему ребенку трудно прощаться, возможно, вы захотите изучить свое отношение к расставанию. Вы можете непреднамеренно создать проблему, если:
- Ваше прощание занимает больше минуты или двух и включает в себя множество объятий и поцелуев, советы и напоминания няне или ребенку.
- Вы уходите, а затем быстро возвращаетесь, чтобы проверить ребенка или поцеловать его в последний раз.
- Ты спрашиваешь: «Будешь по мне скучать?» или явно эмоциональны по поводу ухода.
- Вы даете сложные объяснения, почему вы должны уйти, и даете подробные обещания о том, что вы будете делать вместе, когда вернетесь.
Острые усики и живое воображение вашего ребенка улавливают ваши сигналы. Веселое, уверенное отношение имеет большое значение для приятного расставания. Имейте в виду, что трехлетнему ребенку полезно проводить время в компании других взрослых, поэтому, делая прощания короткими и милыми, вы оказываете ему большую услугу.
Маленькая болтушка
Больше не нужно играть в шарады, чтобы расшифровать, чего хочет ваш ребенок. Благодаря его улучшенной дикции и поразительному пониманию грамматики вы сможете понять более трех четвертей того, что он сейчас говорит. Он использует более длинные предложения (три или более слов) и растущий словарный запас (от 300 до 1000 слов — слишком много, чтобы вы могли сосчитать), чтобы его поняли.
Ваш подающий надежды собеседник любит говорить и петь. Продолжительное словесное чередование является отличительной чертой этого возраста. Он сможет отвечать на простые вопросы, а также задавать собственные вопросы.
Иногда его волнует не ответ, а продолжение разговора. Он начнет описывать то, что он видит или делает, и начинает использовать слова, чтобы рассуждать. Вы заметите, что он использует больше прилагательных (большая красная машина) и исправляет времена глаголов, добавляя «s» и «ing», когда это необходимо. У него все еще могут быть проблемы с произношением некоторых звуков, особенно р, л, с и т.
Ночные ужасы
Когда ночью ты плачешь от испуга, не думай, что это страшный сон. Есть еще один вид событий, которые могут разбудить детей, — ночные страхи.
Ночные страхи возникают, когда ребенок переходит от глубокого сна к более легкому сну, обычно между 22:00 и 22:00. и полночь. Ваш ребенок может сидеть в постели и кричать или метаться, потея и тяжело дыша. Даже если его глаза открыты, он не проснется и не будет реагировать на вас. На самом деле часто бывает трудно разбудить кого-то среди ночных кошмаров, так что даже не пытайтесь. Просто оставайтесь с ним, чтобы убедиться, что он в безопасности. На следующий день он даже не вспомнит этот эпизод.
(Для сравнения, ночные кошмары случаются в стадии легкого сна позже, часто ранним утром. Дети могут плакать или звать на помощь. Они могут вбежать в вашу комнату, рассказывая подробности ужасного монстра, который их преследовал. Или они могут не знать, что их расстроило. Если их немного утешить, они обычно расслабляются.)
Ночные страхи распространены в семьях, и дети, которые переутомлены или взволнованы, более восприимчивы. Большинство перерастают эпизоды в первые начальные годы.
Ночное недержание мочи
Даже если ваш ребенок в основном приучен к горшку днем, не удивляйтесь, если ночью все будет по-другому. Это нормально. Дневная и ночная сухость — это отдельные этапы приучения к горшку, которые могут возникать с разницей в месяцы или даже годы.
Ночное недержание мочи очень распространено, особенно в возрасте до 7 лет. Самое главное помнить, что ночное недержание мочи непроизвольно – ваш ребенок не может его контролировать. Точно так же, как время ее первого зуба, ночная сухость является вопросом физического развития, и ее нельзя торопить.
А пока пусть ваш ребенок носит тренировочные штаны или моющееся или одноразовое нижнее белье, предназначенное для детей, которые мочатся в постель, и будьте готовы с сухими простынями и пижамами, чтобы справиться с ночными несчастными случаями. Сохраняйте спокойствие и утешайте, когда они случаются. Если она расстроится, убедите ее, что она не виновата.
Ночное недержание мочи почти всегда проходит само по себе. Это просто требует времени.
Время для себя
Вы знаете, что время для себя — важный способ перезарядиться. Так почему же вы чувствуете себя такой виноватой и эгоистичной, оставляя своего ребенка развлекаться в одиночестве? Для вашего ребенка хорошо видеть, что вы делаете то, что вам нравится, и для него хорошо, что в его жизни есть другие заботливые взрослые.
Объясните, куда вы идете и что произойдет (что за ней будет присматривать няня, что она примет ванну и расскажет сказку перед тем, как ее уложить, и что вы войдете и поцелуете ее, когда она будет спать), а потом иди развлекайся!
Игровой мяч
Некоторые называют его идеальной игрушкой. Он не требует батареек, с ним можно играть практически во что угодно, и, скорее всего, у вас уже есть несколько в вашем доме. Что это такое? Мяч.
Ваш трехлетний ребенок не знает, что игра в мяч и удары ногой по мячу развивают зрительно-моторную координацию и развивают мелкую и крупную моторику, которые помогут ему, когда он научится делать все, начиная с удержания карандаша ездить на велосипеде. Она просто знает, что играть с мячом — это кайф.
В 3 года ваш ребенок, вероятно, может пинать и бросать — как снизу, так и сверху — довольно хорошо. Делать это с хорошей целью — другое дело. И поймать немного сложнее. Большинство детей не умеют хорошо координировать ловлю, пока им не исполнится 10 лет. На данный момент они могут поймать большой мяч обеими руками перед собой, особенно если взрослый хорошо прицеливается. Следующий шаг? Ловля мяча согнутыми локтями. Но может потребоваться еще год или два, чтобы разобраться с этим.
Навыки ловли сильно различаются в этом возрасте. Некоторые дети с самого начала направляют «Золотых перчаток». Другим нужно больше практики или они гораздо более робкие. Игра в мяч большим, мягким, мягким мячом или частично надутым пляжным мячом — хорошая идея для этой возрастной группы — его легче схватить и он менее страшен, когда он ударяет вашего ребенка.
Переговорщик
В следующий раз, когда вы скажете «нет» на одну из просьб вашего ребенка, не удивляйтесь, если он пойдет в соседнюю комнату и спросит вашего партнера о том же самом. В своем стремлении обозначить границы трехлетние дети научатся тестировать все ограничения.
Они также начинают много торговаться: Еще один большой кусок или еще один маленький? Облизывание считается укусом? Если один родитель сказал «нет», может ли другой сказать «да»? (Вы можете лучше всего избежать этого последнего сценария, установив четкие, последовательные семейные правила; даже в этом случае будьте готовы к тому, что коварный и настойчивый маленький переговорщик будет обходить вас по более мелким вопросам. партнер – и объясните, почему.)
Работа с ножницами
Некоторые родители опасаются давать ножницы в руки трехлетнему ребенку, но большинство троек готовы попробовать. Обучение резке способствует развитию мелкой моторики, тренируя мышцы рук и оттачивая зрительно-моторную координацию.
Большинство трехлетних детей умеют резать лист бумаги. Приблизительно в 3 1/2 они могут резать прямые линии, оставаясь в пределах полудюйма от направляющей, и могут даже вырезать круг. Для практики:
- Посадите ребенка за стол во время резки.
- Научите ее правильно держать ножницы.
- Убедитесь, что у вас хорошая пара. Тупые ножницы детского размера — самое безопасное начало, но некоторые безопасные или пластиковые ножницы едва проходят сквозь бумагу или прилипают.
- Нарисуйте толстые прямые линии на листе бумаги, чтобы ребенок мог следовать им. Сначала используйте более толстые материалы (тонкий картон или манильские папки), затем переходите к цветной бумаге и, наконец, к обычной бумаге. Скоро она будет резать снежинки.
Если у вашего ребенка проблемы с ножницами или у вас нет безопасных ножниц, позвольте ему попробовать собрать предметы по дому щипцами. Движение такое же, как и с ножницами — открыть, закрыть, открыть, закрыть.
Нарушенный график сна
Семейный отдых может быть изнурительным, если нарушается режим сна вашего ребенка. Помните, что потребовалось всего несколько дней, чтобы сойти с пути (позднее ложиться спать, заходить в постель мамы и папы посреди ночи). Точно так же ваш ребенок может вернуться в нужное русло за тот же короткий промежуток времени, если вы четко представляете свои ожидания и настойчиво добиваетесь их выполнения.
Дружба
Вероятно, ваш все более независимый ребенок начинает заводить дружеские отношения. Но не удивляйтесь, если, когда вы спросите, кто ее друзья, она перечислит весь список своих дошкольных классов. Она еще не до конца понимает значение дружбы. У нее могут быть любимчики, но для нее «друг» — это практически любой человек, с которым она проводит время.
Трехлетние дети могут играть вместе с другими, но обычно недолго. Успешное игровое свидание может длиться менее часа. Многие трехлетние дети продолжают играть одни, но рядом с другими детьми, или некоторое время сотрудничают с ними, а затем переходят к своей собственной деятельности. Длинные интерактивные игровые сессии, вероятно, начнутся в следующем году. Некоторые застенчивые дети потребуется несколько «свиданий», чтобы чувствовать себя комфортно с другим ребенком.
Хотя ваш ребенок, вероятно, кажется гораздо менее эгоцентричным, чем год назад, он все еще борется с тем, чтобы делиться. Трехлетний ребенок может сказать: «Я хотел бы поиграть с тобой», — взять игрушку у товарища по играм или даже толкнуть его.
Некоторые дети могут сами разрешать конфликты, но большинство все равно бежит за помощью к взрослым. Это ваш шанс рассказать о обмене и чередовании : «Почему бы тебе сначала не отдать ведро Джимми? Потом твоя очередь.» Большинство детей этого возраста, только обучающихся искусству ведения переговоров, готовы идти на такие компромиссы.
«Ненависть» и «любовь»
«Ненависть» и «любовь» могут быть двумя любимыми словами вашего ребенка: «Я ненавижу горох!» «Я люблю футбол!» Относитесь к ним с долей скептицизма — пока не спешите покупать эти бутсы и наколенники. Вашему ребенку нравится экспериментировать с этими сильными словами, потому что они помогают ему определить, кто он есть на самом деле.
Воображаемые друзья
Вас уже просили выделить дополнительное место на ужин для воображаемого друга? У половины трехлетних детей есть воображаемый приятель. Эти фантомы не означают, что ваш ребенок одинок или плохо приспособлен. На самом деле дети с воображаемыми друзьями с большей вероятностью вырастут творческими, готовыми к сотрудничеству, общительными, независимыми и счастливыми.
Воображаемый друг может быть человеком или животным и обычно имеет имя и характер. Отчасти доверенное лицо, отчасти товарищ по играм, отчасти защитник и отчасти козел отпущения, они помогают детям практиковать построение отношений и позволяют им контролировать ситуацию для разнообразия. Притворный друг может быть способом ребенка справиться со все более требовательным, расширяющимся миром.
Наблюдение за общением вашего ребенка с его воображаемым другом может дать вам полезную информацию о его страхах и стрессах. Если ее воображаемый товарищ по играм боится монстров под кроватью, то и ваша дочь тоже может бояться.
Хотя разумно относиться с уважением к воображаемому другу вашего ребенка, постарайтесь не вмешиваться в отношения. Например, не используйте воображаемых друзей как способ манипулировать ребенком («Харви съел свой горох, почему ты не можешь?»). Вместо этого следуйте ее примеру. В глубине души она знает, что это воображаемое творение, и это может ее немного встревожить, если вы слишком охотно купитесь на это.
Эти дополнительные члены семьи обычно исчезают к 7 годам, когда ваш ребенок погружается в самый настоящий школьный мир.
Реалистичные ожидания
Наличие 3-летнего ребенка может сделать вас гордым и совершенно сумасшедшим одновременно. Поскольку вербальные навыки и физические способности вашего ребенка значительно расширились с тех пор, как он был шатким 2-летним ребенком, легко попасть в ловушку, ожидая от него большего, чем он всегда может дать.
Прогресс постепенный. Несмотря на то, что 3-летние дети сейчас выглядят и кажутся способными на гораздо большее, для развития социальной и эмоциональной зрелости требуется время, а это требует большого терпения с вашей стороны. У нее по-прежнему ошибочная логика и здоровое эго. Она думает, что мир вращается вокруг нее, как и должно быть в этом возрасте.
Учим цвета
Трехлетние дети начинают учить цвета. Обычно они могут указать на цвет, когда их спросят, и могут назвать четыре или более к середине года. Несколько забавных способов помочь им освоить этот навык:
- Вплетайте ссылки на цвета в повседневную беседу. «Какого цвета рубашка ты хочешь надеть сегодня?» «Давай найдем белую машину». Когда вы читаете, попросите его найти на странице красную птицу или спросите, какого цвета утка.
- Смешайте это. Приготовьте глиняное тесто или тесто для печенья и разделите его на несколько мисок. Добавьте несколько капель разных пищевых красителей в каждую и разомните. Затем поэкспериментируйте со смешиванием цветов. «Как вы думаете, что произойдет, если мы смешаем желтый и красный?» Еще одна забавная идея: налейте воду в причудливые прозрачные бутылки и попросите ребенка добавить пищевой краситель. Поставьте бутылки на подоконник и дайте свету солнцу.
- Введение сортировочной игры. Большинство трехлетних детей начинают год с сортировки в соответствии со своими собственными прихотями, а не по цвету или размеру. Но еще не рано дать ему шанс на цветовую координацию: возьмите несколько кубиков разных цветов и попросите ребенка рассортировать их по цветам. Или пусть поможет рассортировать носки по цвету. Забавно наблюдать, как у него в голове крутятся колеса, когда он решает проблему по-своему.
- Цвета появляются из воздуха. Чтобы по-настоящему развлечь публику, повесьте призму на солнце. (Во многих сувенирных магазинах продаются недорогие висячие призмы.) Танцующие на стенах радуги порадуют вашего ребенка, и вы сможете указать цвета, из которых состоит радуга.
Покажите ее работы
Что делать с огромным объемом работ вашего начинающего художника? Невозможно (или, по крайней мере, нецелесообразно) сохранить все. Выберите свои любимые и выбросьте остальные, пока ваш ребенок не смотрит. Повесьте несколько рисунков на холодильник и оставьте их там на некоторое время. Время от времени устраивайте показы ее работ (повесьте их на бельевой веревке в помещении или прикрепите к стене малярным скотчем). Или вставьте в рамку и повесьте любимый шедевр и время от времени меняйте его.
Теперь, когда он больше не живет настоящим и лучше помнит, что он делал в прошлом, ваш художник может чувствовать гордость и удовлетворение от своей работы: «Эй, посмотри, что я умею!»
Счет
Спросите большинство трехлетних детей, сколько им лет, и они с гордостью поднимут правильное количество пальцев. Ваш ребенок начинает понимать, что те пальцы, которые он держит, соответствуют числу, имеющему реальное значение. Не удивляйтесь, если «три» — его любимое число, а ответ на каждый вопрос «Сколько?» вопрос — на время!
Большинство трехлетних детей умеют считать до трех и знают названия некоторых чисел до десяти. Ваш ребенок также начинает распознавать числа от одного до девяти. Он быстро укажет на это, если получит меньше печенья, чем его товарищ по играм.
Хотя сейчас ваш ребенок может считать только один или два блока или грузовика, к концу этого года он будет считать до четырех или пяти. Считать, не видя, что считают (2 + 2 = 4), еще труднее, обычно это не удается сделать ближе к детскому саду.
Лучший способ развить математические навыки — включить в свой распорядок дня счет и сортировку. Подсчитайте количество белок, которых вы видите, когда идете, или красных машин, которые вы проезжаете по дороге. Пусть ваш ребенок касается предметов, пока он считает.
Выбор одежды
Родители постоянно спорят со своими детьми из-за одежды, но если это не особый случай, вам не о чем беспокоиться. Позвольте вашему ребенку выбрать из ящика или набора одежды, который вы выберете. Несоответствие не имеет значения — он слишком молод, чтобы беспокоиться о полиции моды.
Выбор собственной одежды — это возможность для него самостоятельно принимать решения и проявлять творческий подход. Дайте общее указание: «Сегодня холодно, поэтому вам нужно надеть свитер» — и пусть он выберет то, что хочет.
Взгляд вперед на 3 ¼ года
Ваш 4 1/2-летний ребенок: вехи и развитие
Ваш 4-летний ребенок, стремящийся на полной скорости, теперь может быть более подвержен несчастным случаям, поэтому продолжайте внимательно следить за ним . Ее языковые навыки улучшаются, в том числе ее произношение, грамматика и способность следовать многоэтапным инструкциям. Моделируйте здоровые привычки в еде и будьте активны вместе. Пока она все еще находится в центре своей вселенной, учите ее быть щедрой своим примером, ободрением и похвалой. Свидания могут проходить лучше, чем когда-либо, хотя вам все еще нужно к ним готовиться и судить. Продолжайте предлагать новые продукты и не будьте слишком строги к ней, если она рассказывает небылицы. Скорее всего, это ее воображение работает.
Попадание в передряги
Некоторые 4-летние дети, кажется, делают все на гипердрайве, исследуя свой мир смело, любопытно и быстро. Посмотрите на 4-летнюю девочку на игровой площадке, и вы увидите кого-то, кто еще больше уверен в своем теле и движениях. Она прыгает через предметы, увереннее поднимается по лестнице, точнее ловит и бросает.
Обратной стороной этой вновь обретенной уверенности является то, что она сочетается с не совсем зрелым мозгом. Чистый результат: много рискованных ходов. Четверки любят трюки и трюки, и их здравый смысл не соответствует их новым физическим навыкам. И хотя им легче следовать указаниям, они не всегда их помнят.
Вот почему играющие 4-летние дети все еще нуждаются в присмотре, а также в большом количестве напоминаний. Поскольку они не видят опасностей, о которых знают взрослые, важно установить ограничения и говорить о безопасности в очень конкретных, конкретных терминах. Подчеркните важность шлемов, когда они ездят на велосипеде. Повторяйте правила безопасности на воде каждый раз, когда заходите в бассейн. Вы не хотите останавливать любую игру, которая кажется «дикой». Просто имейте в виду, что это опасное время, так что будьте начеку.
Совместное приготовление еды
Вы когда-нибудь сталкивались с трудностями в приготовлении питательных блюд из-за дефицита времени? Заручитесь помощью вашего ребенка! Может показаться, что из-за ребенка под ногами приготовление еды займет больше времени, и поначалу так оно и было. Но ваш четырехлетний ребенок все лучше справляется с простыми делами, такими как разрывание салата, перемешивание или замешивание теста.
Дети, которые занимаются приготовлением пищи, как правило, открыты для самых разных продуктов, потому что они испытывают гордость и интерес к процессу подачи их на стол. Попробуйте приготовить дополнительные блюда вечером, чтобы ускорить приготовление ужина на следующий день — это тоже отличный способ провести время с ребенком с пользой!
Языковые навыки
Языковые навыки приближаются к школьному уровню. Среди основных моментов:
- Четырехлетние дети каждый день учат от четырех до шести новых слов.
- Предложения длиннее и сложнее, содержат несколько предложений, а также наречия и прилагательные.
- Четырехлетние дети могут рассуждать в гипотетических ситуациях, например: «Если бы это случилось, что бы вы сделали?»
- Они учатся определять значение слов и понимать идею противоположностей.
- Они более искусные рассказчики и могут рассказывать истории с началом, серединой и концом.
- Теперь ваш ребенок может адаптировать свою речь к текущей ситуации. Младшему ребенку она может сказать: «Мама, иди-пока», по сравнению с «Мама пошла в магазин за молоком», когда разговаривает с бабушкой.
- Ваш ребенок также может лучше выполнять несколько шагов: «Сначала отрежьте по этой линии. Затем приклейте сюда бумагу». Следование двум или более несвязанным направлениям — еще одно развитие событий: «Пожалуйста, принесите мне мою сумочку, а затем дайте собаке немного воды».
- Вы заметите улучшение произношения и грамматики, хотя речь по-прежнему не лишена ошибок. Четырехлетние дети должны понимать незнакомцев практически все время, хотя некоторые звуки еще не совершенны.
Моделируйте здоровые привычки питания
Лучший способ привить своему ребенку здоровые привычки — выработать их самостоятельно. Трудно запретить пить газировку, если вы пьете диетическую колу на завтрак. Не разделяйте «еду для мамы», «еду для папы» и «еду для детей» и не называйте еду таким образом.
Соберитесь вместе
Четырехлетние дети — вечные двигатели: бегают, прыгают, прыгают, извиваются, карабкаются. Но эта естественная склонность к активности не обязательно будет длиться вечно. Воспользуйтесь этим, пока у вас есть, чтобы выработать здоровые привычки на всю жизнь всей семьей. Присоединяйтесь к веселью, оставайтесь активными со своими детьми, и они с большей вероятностью будут продолжать двигаться, когда вырастут.
Реклама | страница продолжается ниже
Когда у вас есть время для семьи, выберите то, что заставляет вас двигаться, а не сидеть, когда это возможно. Подумайте о прогулках или импровизированных футбольных матчах вместо фильмов. Вечерняя семейная прогулка по окрестностям лучше телевизора или компьютерных игр.
Даже совместная работа по дому, например, сгребание листьев или мытье окон, может вызвать у вас бурную реакцию. Главное, чтобы ребенку было весело. Например, на прогулке занимайте его, играя в «Я шпионю» или позволяя ему выбирать, в какую сторону идти, когда вы подходите к углу.
Также старайтесь не использовать еду в качестве награды. Используйте что-то веселое, но физическое в качестве стимула — поход в боулинг, если она не будет загромождать пол своей комнаты игрушками, скажем, в течение недели.
У вас сейчас много интересного: вашему ребенку нравится прыгать и проводить с вами время. И это еще больше, чем хорошее здоровье.
Поделитесь своим молодым собой
Как давно вы делали отметки в детской книжке вашего ребенка? Большинство родителей перестают даже пытаться продолжать в том же духе по мере того, как повседневная жизнь становится все более напряженной, а вехи отстают, или, если они делают это для первого ребенка, второй и третий остаются незарегистрированными.
Сегодня вечером, когда ваш ребенок попросит книгу, достаньте его книгу для малышей или альбом с фотографиями младенцев или посетите веб-страницу, которую вы создали о ней так давно. Четырехлетние дети зачарованы тем, что видят, какими они были младенцами или малышами. Это заставляет их гордиться тем, насколько они велики и успешны сейчас. Возможно, вам захочется написать несколько строк о ее недавних изменениях или забавных вещах, которые она говорит.
Художник за работой
Благодаря улучшенному управлению карандашами и цветными мелками ваш ребенок теперь может делать понятные картинки без подсказок. Ее работы становятся все более узнаваемыми и детализированными. Кроме того, она, вероятно, начинает с того, что точно знает, что хочет нарисовать: «Я собираюсь нарисовать наш дом».
Люди также являются любимой темой для 4-летних детей, особенно те, которые являются самыми важными в их жизни. (Да, это означает, что вы.) Ваш ребенок, вероятно, начнет с большой круглой головы. Конечности могут быть простыми линиями, торчащими из тела, возможно, в неправильном положении. Рисунки будут развиваться по мере того, как она взрослеет и выясняет, куда все положить.
В 4 года дети обычно показывают не менее трех частей тела, а то и восемь. И не удивляйтесь, если ваш ребенок также нарисует гениталии, часто замаскированные под пупок, так как они представляют большой интерес. Вещи или люди, которые наиболее важны для ребенка, часто крупнее, центральнее или показаны более подробно. Это означает, что ребенок, скорее всего, нарисует себя самой большой фигурой на странице и ляжет в середину.
Храните припасы под рукой и в доступном месте. Предложите ребенку смесь акварели, мелков, мела, стираемых фломастеров — чем больше, тем веселее. Обеспечить цветную бумагу, а также белую и листы разных размеров.
Бонус: как поощрить вашего начинающего художника.
Предупреждения
Четырехлетние дети могут любить правила и порядок, но иногда родителям приходится отклоняться от предсказуемого. Предупредите ребенка как можно раньше: «Мама не сможет сегодня прочитать сказку, потому что ей нужно идти на собрание. Мы прочитаем еще раз завтра после твоего купания».
Четырехлетние дети лучше справляются с переменами, когда их предупреждают заранее. Десятиминутное предупреждение о любом переходе, запланированном или нет, уменьшит истерики и сопротивление.
Обучение щедрости
Ваш ребенок постепенно становится менее эгоистичным, но для его развития все еще нормально думать в первую очередь о себе. Как научить его великодушию? Вот несколько идей:
- Подайте хороший пример. Предложите перекусить и найдите другие способы вставить слово «поделиться» в разговор. «Хотели бы вы разделить это место со мной?»
- Говорите о желаниях и потребностях других людей. Например, в продуктовом магазине спросите: «Как ты думаешь, что папа хотел бы съесть на десерт?»
- Выразите неприязнь к эгоизму. «Мне не нравится, когда один человек забирает все мелки и не делится».
- Хвалите щедрость, которую вы видите. «Я так счастлив, что ты делил свои машины со своим двоюродным братом, когда он приезжал».
- Делайте различия, которые помогут ему почувствовать себя более щедрым. Если набор поездов для вашего ребенка особенно дорог, объясните, что он может убрать его перед приездом друга, но все остальные игрушки можно будет разделить с ним.
Сдержанность
Возможно, вы обнаружите, что вопросы о дне вашего ребенка не дают вам много информации. Если ваш ребенок возвращается с игрового дня и вы спрашиваете, что он делал, он может просто сказать: «Мы играли». Попробуйте переформулировать вопрос, чтобы исследовать его глубже: «Что вам понравилось больше всего? Что вам понравилось меньше всего? Что вы хотели бы сделать вместо этого?»
Но будьте готовы: вы все равно можете получить пустое лицо. Как бы мы ни жаждали подробностей, иногда все, что делает 4-летний ребенок, — это играет, и он действительно не может быть более конкретным, чем это.
Судейство игр
Игры должны проходить более гладко, чем даже шесть месяцев назад. Четырехлетние дети более склонны к сотрудничеству и более самодостаточны. Теперь они начинают свою собственную игру, с большей готовностью делятся и начинают сопереживать чувствам своих друзей. Это означает, что вы тратите меньше времени на обсуждение конфликтов или придумывание того, что им делать.
Это не значит, что вы не нужны. Будут разгораться конфликты. Игрушки будут схвачены. В этом возрасте дети любят менять правила друг на друга, поэтому вы можете услышать крики «Это несправедливо».
Чтобы свидания проходили более гладко, заранее установите несколько основных правил. Прежде чем дети соберутся вместе, поговорите со своим ребенком о том, как делиться друг с другом, о вежливости, о том, как быть хорошим хозяином или гостем, и о том, какое поведение приемлемо. Установите ограничение по времени в час или два — достаточно времени для здорового общения, но не достаточно, чтобы они устали друг от друга.
Если возникнут конфликты, постарайтесь, чтобы дети урегулировали их сами, насколько это возможно. Им нужно научиться управлять отношениями. Если вам нужно вмешаться, направляйте их, а не отдавайте приказы. Задавайте наводящие вопросы, побуждающие к решению проблем, например: «Вы оба хотите одну и ту же игрушку. Как вы можете чередоваться, чтобы это было справедливо для вас обоих?»
Знакомство с новыми продуктами
Теперь, когда ваш ребенок может ясно дать понять, что ему не нравится то или иное блюдо, возникает соблазн отказаться от новых блюд, которые, вы уверены, он никогда не попробует. Однако разумно продолжать. Большинству детей нужно предлагать новую пищу несколько раз — до десяти или двадцати, — прежде чем они ее примут.
Если сейчас ребенок узнает, что можно даже не пробовать то, что ему предлагают, он отправится в школьные годы, отказываясь пробовать новые продукты, которые попадаются ему на пути в столовой и в гостях у друзей. Ей будет труднее получать сбалансированное питание, и у нее будет более скучная диета.
Еще не поздно развить вкус к приключениям. Начинайте с небольших порций и не лезьте в бой. Прежде всего, не становитесь поваром быстрого приготовления, готовящим отдельные блюда для каждого вкуса за столом. Вот несколько способов заставить вашего ребенка есть больше здоровой пищи.
Формирование здоровых привычек
Ваш 4-летний ребенок впитывает от вас всевозможные сообщения о питании. Вот несколько способов закрепить хорошие привычки:
- Если ваш ребенок пьет молоко или сок по желанию, отучите его от этой привычки. Фруктовый сок не содержит клетчатки цельных фруктов и часто содержит добавленный сахар, который не нужен вашему ребенку. Если вы даете ребенку сок, ограничьте его до 1/2–¾ чашки в день. В противном случае давайте ребенку молоко во время еды и воду между приемами пищи. Ограничьте употребление молока не более чем 2 1/2 стакана в день. Молоко богато кальцием и витамином D, но мало железа. Поэтому, если ваш ребенок пьет слишком много молока, он не получит всех необходимых ему питательных веществ. Подавайте обезжиренное или обезжиренное молоко во время еды. (Таким образом, ваш ребенок все еще получает кальций и витамины без жира).
- Готовьте чипсы и сладости как особое угощение, а не обычные закуски. Вместо этого всегда имейте при себе запас здоровых закусок, таких как нарезанные фрукты (есть в чистом виде или в йогурте), цельнозерновые крекеры и сыр или лаваш со шпинатным соусом или хумусом.
- Не рассчитывайте, что ваш ребенок будет сидеть за столом более 30 минут. Не заставляйте его доедать овощи или мыть тарелку. Помогите ему ассоциировать прием пищи с общением с хорошей едой и приятными ощущениями, а не с напряженными пищевыми баталиями.
- Приготовьте и предложите питательные блюда и закуски, а ваш ребенок сам решит, что и в каком количестве он будет есть. Если он пропускает перекус или отказывается от еды, позвольте ему подождать до следующего запланированного времени приема пищи вместо того, чтобы потакать его прихотям. Он не будет голодать.
Цените свою няню
Хотите расположить к себе любимую няню? Будь честен. Не предлагайте более низкую ставку за часы, когда ваш ребенок спит; время няни стоит одинаково, играет ли она в настольную игру с вашим ребенком или делает домашнее задание после сна.
Будьте конкретны в своих ожиданиях и скажите ей, как сильно вы цените ее помощь. Округлите ее гонорар до следующего полного часа. Предлагайте бонусы за работу в праздничные дни. Оставьте хорошие закуски. И не оставайся дома позже, чем обещал, не позвонив ей, чтобы предупредить.
Небылицы
Соедините гиперактивное воображение вашего ребенка с его взрывными языковыми навыками, и вы получите одни из самых причудливых сказок, которые вы когда-либо слышали. Он убедительно расскажет вам все подробности о своем путешествии в тропический лес или о том, как он летал в пустыню, чтобы выкопать динозавров. Возможно, вы захотите записать несколько его любимых историй или попросить его рассказать их на видеокамеру, чтобы вы могли как-нибудь вместе похихикать над ними.
Некоторые истории переходят в вымысел — например, тот громадный рассказ о шаловливом лепреконе, который разбил вашу любимую вазу. В этом возрасте небылицы в основном безобидны. В данном случае он использует свое воображение, чтобы защитить себя от боли вины и страха наказания. Он знает, что у него неприятности, он нервничает и не знает, как прямо смотреть ей в лицо. Мягко скажите ему, что вы знаете, что произошло на самом деле, попросите его помочь разобраться и покончить с этим. Если вы противостоите ему, он, скорее всего, почувствует себя загнанным в угол и будет продолжать отрицать какие-либо нарушения. Вместо этого дайте ему возможность справляться с проступками.
Звонок по номеру 911
Еще не рано научить ребенка пользоваться телефоном. Хотя вы не хотите поощрять случайные звонки, знание того, как набрать 911 в экстренной ситуации, является важным навыком безопасности. Теперь он может последовательно запомнить три цифры (но, вероятно, не больше — ваш номер телефона для него длинноват).
Покажи ему, как включить телефон и как набрать 9-1-1. Объясните, что ему, вероятно, никогда не понадобится звонить в 911, потому что там будете вы или другой взрослый, но если с вами что-то случится и вам понадобится помощь, можно будет позвонить. Подчеркните, почему он никогда не должен играть или тренироваться 911 звонков.
Некоторые родители 4-летних детей задаются вопросом, должен ли их ребенок иметь собственный мобильный телефон, и ответ отрицательный. В этом возрасте он всегда будет на чьей-то опеке, поэтому ему не нужно регистрироваться, а исходящие телефонные звонки всегда должны быть под вашим контролем.
Борьба с шепелявостью
Проблемы с произношением все еще распространены в четыре года. Например, ваш ребенок все еще говорит «торри» вместо «извини»? Многие дети не осваивают начальные , и 9.0229 z звучит до 7 или 8 лет. Другие звуки, которые могут вызвать проблемы: f , v , l , r и sh . Обычно виновником является незрелый контроль над мышцами, используемыми для образования звуков.
Хотя его детская речь может показаться вам милой, не говорите об этом своему ребенку и не имитируйте его произношение. Он может придерживаться этого даже после того, как ему это не нужно. Не поправляйте и его слов. Вы не хотите, чтобы он стал более застенчивым, чем он уже может быть. Просто моделируйте правильную речь.
Шепелявость возникает, когда дети высовывают язык при формировании s вместо того, чтобы оставить язык за зубами. Большинство детей рано или поздно перерастают шепелявость. Но если речь вашего ребенка делает его неразборчивым или побуждает к насмешкам со стороны других детей, вы можете обратиться к логопеду. В целом, чем младше ребенок начинает заниматься с логопедом, тем лучше результат.
Мамин тайм-аут
Если вы слишком давно не проводили вечера с подругами, отправьте электронное письмо и запишите его в свой календарь сегодня. И если есть какое-то занятие, будь то поход по магазинам, пробежка или посещение книжного клуба, которое вы когда-то любили, но забросили, пришло время вернуть его в свою жизнь. Старая поговорка верна: сначала вы должны заполнить свой собственный бак.
Избиение властности
Ваш ребенок впитывает и повторяет все виды поведения взрослых. Периодическая властность является одним из них. (Не то чтобы вы обязательно отдавали свои команды настолько грубо, насколько ваш ребенок может воспроизводить их в ответ.) В четыре года дети начинают экспериментировать с силой и тем, как слова могут манипулировать людьми. Объедините это с любовью к правилам и порядку, и вы можете найти маленького диктатора в ваших руках, который будет править как своими друзьями, так и вашей семьей.
Борьба с таким поведением требует терпения и последовательности. указать на властное поведение; не вознаграждайте его. Если ваш ребенок требует обеда или помощи с чем-то, настаивайте на том, чтобы он попросил вас еще раз вежливо. «Я с большей вероятностью сделаю это, если вы меня хорошо попросите». Подсказка для слов типа «пожалуйста». Если ваш ребенок плохо относится к друзьям, поменяйтесь местами и спросите, как бы он себя чувствовал, если бы друг так с ним обращался.
Иногда властное поведение проистекает из того, что вы всегда чувствуете себя неудачником, поэтому отказывайтесь от власти там, где это возможно. Пусть ваш 4-летний ребенок держит за руку младшего брата или сестру, когда вы гуляете. Предложение выбора помогает ей почувствовать, что она все контролирует: «Ты можешь сначала принять ванну, а потом мы можем читать. Или мы можем сначала читать. Ты выбираешь».
Подарок на день рождения
Покупая подарки на день рождения для друзей вашего ребенка, постарайтесь не переусердствовать. Самый большой и лучший подарок не сделает таких друзей, как ваш ребенок, лучше.
Дублировать что-то, что нравится вашему ребенку, всегда хорошая идея (и, в качестве бонуса, это с меньшей вероятностью вызовет ревность у вашего ребенка). Также идеально: расходные материалы (например, большое ведро тротуарного мела, принадлежности для рисования, мыльные пузыри или билеты в кино), которые не будут накапливаться в коробке с игрушками.
Растущая концентрация внимания
Некоторые 4-летние дети проводят заметно больше времени за играми и головоломками, чем год назад. Они реже встают после игры и могут настолько увлечься, что вам придется их перебивать.
Но не завышайте свои ожидания. Продолжительность концентрации внимания среднего 4-летнего ребенка составляет от пяти до десяти минут. Это может показаться не таким уж большим, но сравните это с тремя или четырьмя минутами год или два назад. Помните об этих цифрах, когда планируете проекты или групповые мероприятия, например вечеринки по случаю дня рождения. Даже если ваш ребенок может заниматься игрой в течение получаса, в среднем вы должны ожидать меньшего.
Исключение: ваш ребенок может дольше концентрировать внимание на компьютерных играх. Из-за их постоянных «наград» им трудно сопротивляться. Из-за этого сейчас разумно установить довольно строгие ограничения на время игры. Приучите ребенка играть только определенное время. Не держите игровые системы в комнате вашего ребенка. Всегда проверяйте, чтобы игры, в которые играет ваш ребенок, соответствовали его возрасту — ищите контент с рейтингом «EC» для раннего детства или «E» для всех.
Установка ограничений
Не чувствуйте себя виноватым из-за того, что вам приходится говорить «нет» или «стоп» вашему ребенку. Устанавливать ограничения — ваша работа. Вы не обязаны постоянно следить за тем, чтобы ваш ребенок был счастлив. Это не только невозможная цель, это нежелательно. Детям никогда не нравится, когда им говорят «нет», но еще не родился ни один человек, которому не нужно было бы это слышать. Дисциплина так же важна, как и любовь в воспитании ребенка.
Развитие математических навыков
Среднестатистический 4-летний ребенок может считать до десяти, хотя он может не всегда считать числа в правильном порядке. Одно большое зависание в движении выше? Эти надоедливые числа, такие как 11 и 20. Нерегулярность их имен не имеет особого смысла для 4-летнего ребенка.
Не пытайтесь сейчас убедить ребенка считать больше десяти или двадцати. Большинство четверок не могут полностью понять, как большие числа соответствуют фактическому количеству. Обычно они правильно считают от четырех до десяти предметов. Ребенок этого возраста, который отбарабанивает числа в последовательности выше 20, обычно делает это просто благодаря запоминанию.
Самое главное сейчас — потренироваться с меньшими числами, с которыми может справиться ваш ребенок. «Вы бы предпочли тарелку с четырьмя крекерами или с шестью? Что произойдет, если мы смешаем их вместе? Получится ли больше?» Сантиметровая лента — еще один наглядный способ показать ребенку, насколько десять больше четырех. Дайте ему много практики оценки, измерения и счета во время случайных встреч за едой или во время игры.
Бонус: увлекательные занятия для развития математических навыков
Не только детская музыка
Что вы слушаете в машине? Некоторые семьи начинают включать детскую музыку еще в раннем детстве, а затем никогда не отказываются от этой привычки. Но жизнь слишком коротка, чтобы проводить все время за рулем, слушая песни, которые вы не можете вынести еще раз. Это и твоя машина!
Некоторые родители просто слушают то, что им нравится, но не вся музыка или радиопрограммы подходят для маленьких ушей. В идеале играйте в самых разных музыкальных стилях, от классики до поп-музыки и джаза, чтобы расширить слуховое восприятие вашего ребенка.